УДК / UDC 378.663:378.14.015.62
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
GRADUATES AND EMPLOYERS' SATISFACTION AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF EDUCATION IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY
Гуляева Т.И., доктор экономических наук, профессор Gulyaeva T.I., Doctor of Economical Sciences, Professor Калиничева Е.Ю., доктор экономических наук, профессор Kalinicheva E.Yu., Doctor of Economic Sciences, Professor Гришаева О.Ю.*, кандидат экономических наук, начальник отдела менеджмента качества и трудоустройства выпускников Grishaeva O.Yu., Candidate of Economic Sciences, Chief of the Mahagement of Quality and Job Placement of Graduating Students Department ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени H.B. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
*E-mail: [email protected]
Одной из приоритетных задач модернизации высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям динамично развивающегося общества, также обладающих творческим мышлением, способных быстро ориентироваться в меняющихся условиях окружающей действительности, принимать эффективные решения в рамках своей профессиональной деятельности. Эта задача актуализирует проблему повышения качества высшего образования в России. Целью исследования являлось получение объективных данных представителей выпускников вуза и представителей объединений работодателей об удовлетворенности качеством полученного образования. Было проведено выборочное наблюдение выпускников и представителей работодателей АПК Орловской области методом анкетирования. В рамках проведения исследования были использованы анкеты, содержащиеся в методических рекомендациях по организации опроса выпускников образовательных организаций высшего образования и представителей объединения работодателей с целью получения информации об удовлетворенности качеством полученного образования. В статье рассматривается методика количественного анализа результатов массового анкетирования обучающихся и представителей работодателей. Наличие большого количества вузов и их выпускников, успешно конкурирующих на рынке аграрного труда, делает задачу создания эффективного комплекса образовательных услуг первоочередной. Повышение эффективности образовательного процесса путем привлечения практикоориентированных специалистов, интенсификации обучения способствуют формированию профессиональных качеств и компетенций, соответствующих потребностям практики. Также особое внимание необходимо уделять и формированию научно-образовательных центров по совершенствованию форм работы образовательных учреждений и научных организаций и их более тесной интеграции с задачами развития реального сектора агропромышленного комплекса. Комплекс приведенных мероприятий позволит выпускникам быть практикоориентированными и конкурентоспособными на рынке аграрного труда.
Ключевые слова: воспроизводство кадров, удовлетворенность качеством полученного образования, квалифицированные кадры АПК, трудоустройство выпускников, профессиональные навыки и умения.
One of the priority tasks of modernizing higher education is training of highly qualified specialists who meet the requirements of a dynamically developing society, have creative thinking and who are also able to navigate quickly in the changing conditions of the surrounding reality, and make effective decisions within the framework of their professional activities. This task actualizes the problem of improving the quality of higher education in Russia. The aim of the study was to obtain objective data received from the representatives of the university graduates and representatives of employers' associations about satisfaction with the quality of the education received. A selective observation of graduates and representatives of employers of the agro-industrial complex of the Orel region was carried out using a questionnaire method. As part of the study, we used the questionnaires contained in the guidelines for organizing a survey of graduates of higher education educational institutions and representatives of employers' associations in order to obtain information on satisfaction with the quality of the education received. The article discusses the method of quantitative analysis of the results of mass questioning of students and representatives of employers. The presence of a large number of universities and their graduates, successfully competing in the agricultural labor market, makes the task of creating an effective complex of educational services a priority. Increasing the efficiency of the educational process by attracting practice-oriented specialists and training intensifying contribute to the formation of professional qualities and competencies that meet the needs of practice. Also, special attention should be paid to the formation of scientific and educational centers to improve the forms of work of educational institutions and scientific organizations and their closer integration with the tasks of developing the real sector of the agro-industrial complex. The complex of the above activities will allow graduates to be practice-oriented and competitive in the agricultural labor market.
Key words: personnel reproduction, satisfaction with the quality of education received, qualified agricultural personnel, employment of graduates, professional skills and abilities.
Введение. ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» обеспечивает воспроизводство кадров разного уровня образования по направлениям подготовки, востребованным в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, для развития инфраструктуры сельских территорий, проводит научное сопровождение инновационного развития АПК. Для реализации многоуровневой системы подготовки кадров в университете сформированы высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив, современная материально-техническая база, научно-производственный комплекс.
Повышение качества подготовки специалистов для АПК является приоритетной и многогранной задачей государства, аграрных вузов и научных учреждений, агробизнеса. Синергетический эффект системы: государство - вуз - работодатель - молодой специалист обеспечивается эффективным взаимодействием всех элементов системы [1, 2].
В целях повышения качества подготовки специалистов в 2020 году проведен опрос выпускников и представителей объединений работодателей об удовлетворенности качеством полученного образования.
Целью исследования являлось получение объективных данных представителей выпускников вуза и представителей объединений работодателей об удовлетворенности качеством полученного образования.
Основные исследовательские задачи:
> Выявление мнений представителей выпускников по следующим вопросам:
- Насколько компетенции, сформированные при освоении образовательной программы по направлению подготовки (специальности), соответствуют профессиональной деятельности;
- Насколько теоретическая и практическая подготовка, полученная в Орловском ГАУ, соответствует требованиям, предъявляемым при трудоустройстве;
- Насколько выпускники удовлетворены уровнем заработной платы;
- Насколько востребованы специалисты в регионе, исходя из полученного уровня образования.
> Выявление удовлетворённости представителей объединения работодателей качеством подготовки квалифицированных кадров для АПК региона.
Условия, материалы и методы Для решения поставленных задач было проведено выборочное наблюдение выпускников и представителей работодателей АПК Орловской области методом анкетирования. Опрос респондентов осуществлялся исходя из п. 3 Плана мероприятий по совершенствованию механизма сбора информации о профессиональной и иной деятельности граждан, в том числе о ее соответствии полученной квалификации от 20 июля 2019 г. № 6644п-П12.
Опрос респондентов осуществлялся с 10 апреля по 15 мая 2020 г. методом почтового и раздаточного анкетирования, а также при телефонном опросе.
В рамках проведения исследования были использованы анкеты, содержащиеся в методических рекомендациях по организации опроса выпускников образовательных организаций высшего образования и представителей объединения работодателей с целью получения информации об удовлетворенности качеством полученного образования.
Результаты и обсуждение. Генеральная совокупность формируется из числа выпускников университета, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам магистратуры, бакалавриата и специалитета 2017-2019 гг. выпуска очной и заочной форм обучения.
В исследовании приняли участие 433 респондента представителей выпускников, что составило 32% от генеральной совокупности, и 40 респондентов, представителей-работодателей различных форм собственности. Выборка случайная, репрезентативна по полу и возрасту.
Обработка анкет, представителей выпускников показала, что общее число респондентов составило 433 человека, в том числе 32,6% женщин и 67,4% мужчин.
Наибольший удельный вес в численности опрошенных (71,9%) составили выпускники, окончившие бакалавриат. 90 человк (20,8%) - закончили вторую ступень образования - магистратуру. Специалистет окончили 32 человка, что составляет 7,3% от опрошенных респондентов.
Основной контингент респондентов - это выпускники, проживающие в Орловской области (88,9%), жители других субъектов составляют 11,1% от общего числа анкетируемых (48 человек).
Анализ ответов респондентов на вопрос анкеты «По какой форме обучения Вы обучались в образовательной организации?» представлен в таблице. Наибольшее количество участников анкетирования представлено очной формой обучения - 375 человек, что составляет 86,6%; 58 человек обучались по заочной форме обучения (13,4%).
Результаты анализа анкетирования по вопросу «Собираетесь ли Вы в дальнейшем продолжить обучение?» сформировались таким образом, что каждый третий обучающийся желает продолжать обучение.
Таблица - Распределение ответов респондентов на вопрос «По какой форме обучения Вы обучались в образовательной организации?»_
Наименование укрупненной группы или направления Очная форма обучения Заочная форма обучения
подготовки Чел. % Чел. %
Магистратура
Техника и технологии 20 90,9 2 9,1
строительства
Промышленная экология и биотехнология 13 100,0
Техносферная безопасность и природообустройство 9 100,0
Сельское хозяйство и рыбное хозяйство 24 72,7 9 27,3
Ветеринария и зоотехния 5 100,0
Экономика и управление 8 100,0
Бакалавриат
Техника и технологии 50 94,3 3
строительства
Электро- и теплоэнергетика 11 100,0
Промышленная экология и биотехнология 14 100,0
Техносферная безопасность и природообустройство 36 100,0
Техника и технологии 8 42,1 11
наземного транспорта
Сельское хозяйство и рыбное хозяйство 107 81,1 25
Ветеринария и зоотехния 4 100,0
Экономика и управление 42 100,0
Специалитет
Ветеринария и зоотехния 32 100,0
Орловский ГАУ- динамично развивающийся учебно-методический, научно-образовательный и культурный комплекс региона, включающий разветвленную структуру многоступенчатой системы довузовской подготовки, высшего образования, среднего профессионального образования, подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, ведущий научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, создавший ряд научных школ, обладающий высоким кадровым потенциалом научно-педагогических работников и современной учебно-научной, материально-технической базой для подготовки квалифицированных специалистов. Университет является системообразующей основой устойчивого развития сельских территорий, так как формирует и обеспечивает воспроизводство кадров разного уровня образования по всем направлениям подготовки, востребованных в сельскохозяйственном производстве и для развития инфраструктуры села, обеспечивает научное сопровождение
инновационного развития агропромышленного комплекса, сохраняет уклад сельской жизни России. В университете ведется непрерывная работа по содействию трудоустройства выпускников, более восьми лет функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников. Основные направления деятельности Центра: мониторинг рынка труда и анализ трудоустройства выпускников Орловского ГАУ; реализация программ и мероприятий по содействию трудоустройству выпускников университета; изучение требований потребителей услуг Орловского ГАУ по образовательной деятельности и анализу удовлетворенности потребителей услугам университета по подготовке специалистов. Центр осуществляет комплексное консультирование студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, вопросам самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями. Сегодняшний диалог университета и бизнес-партнеров позволяет обучающимся найти работу по призванию и в дальнейшем успешно выстроить свою жизненную траекторию. Это уникальная возможность из первых уст узнать, что такое агрохолдинги и что они предлагают для получения самых современных знаний и навыков [3].
Большая часть опрошенных (82,2%) трудоустроена по направлению подготовки (специальности). Это говорит о высоком спросе на аграрные профессии, где университет является единственным высшим учебным заведением, где готовят высококвалифицированные кадры для АПК не только нашего региона, но и для России в целом.
Также с уверенностью можно сказать, что 88,9% опрошенных считают полученное образование и практические навыки востребованными в нашем регионе, позволяющими реализовать свой потенциал в регионе постоянного проживания. Это касается всех направлений и специальностей.
Анализируя блок вопросов, связанных с задачами и проблемами профессиональной деятельности, сформированных компетенций в процессе образования, можно с уверенностью сказать, что респонденты достаточно знакомы с проблемами и задачами профессиональной деятельности (89% опрошенных). 11,7% респондентов считают, что они детально знакомы с основами (и проблемами) и методами их решения в процессе профессиональной деятельности. Эти показатели свидетельствуют о том, что обучающиеся знакомятся с будущей профессией во время прохождения производственных практик и трудоустройстве на предприятиях АПК еще будучи студентами.
Наибольшее количество участников анкетирования заинтересованы в форме продолжения обучения по дополнительным образовательным программам университета.
Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО Орловский ГАУ осуществляет образовательную деятельность по 126 программам дополнительного профессионального образования, из которых 83% приходится на долю программ повышения квалификации.
Дополнительное профессиональное образование в Институте дополнительного образования позволяет выстраивать гибкие программы освоения новых компетенций, как по заказам организаций, работодателей, так и по запросам населения, осуществлять развитие человеческого капитала, и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития региона.
В Орловской области на протяжении последнего десятилетия наметилась положительная динамика в увеличении размера заработной платы работников
сельскохозяйственного производства, но по отношению с другими отраслями экономики ее уровень остается ниже. [7] В то же время здесь тесно переплетаются две взаимосвязанные проблемы. С одной стороны, учитывая относительно невысокий уровень оплаты сельскохозяйственного труда, проблема кадрового обеспечения обостряется и поэтому, чтобы привлечь и удержать молодых специалистов сельского хозяйства другие работодатели должны обеспечивать им благоприятные условия труда, достойную заработную плату и возможность постоянного развития. Это подтверждают и результаты анкетирования. Опрошенные респонденты отмечают, что в основном они удовлетворены заработной платой (63,7%), а 33% удовлетворены частично. Среди негативных факторов, обуславливающих частичную удовлетворенность, следует выделить низкий уровень жизни на селе.
В целях оптимизации разрыва между обучением и практическими знаниями, также проводилось исследование в удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников. В анкетировании приняли участие 40 предприятий, имеющих различные организационно-правовые формы, представляющих агропромышленный комплекс, бюджетные учреждения, коммерческие организации районов Орловской области. Совокупность предприятий-респондентов связывают свою работу с областью сельского хозяйства и имеют в штате выпускников ФГБОУ ВО Орловский ГАУ.
В соответствии с анкетой работодателям предлагалось определить сформированность компетенций у выпускников при освоении образовательной программы. Большинство респондентов (60%) указывают на полное соответствие компетенций.
Абсолютно важными требованиями респонденты назвали способность вести переговоры, коммуникабельность, владение нормативно-правовыми актами, умение представлять себя с точки зрения профессионала, готовность работы в нестандартных ситуациях. Немаловажными характеристиками работодатели считают умение применять теоретические знания, полученные в ходе обучения на практике, а также знание специализированных компьютерных программ (укрупненная группа «Техника и технология строительства»), свободное владение иностранным языком. Важную роль, по мнению работодателей, играет практикоориентирование.
100% работодателей отметили удовлетворение по показателям способности выпускников к командной работе и их лидерскими качествами, способностям выпускников к разработке и реализации проектов, способностям к самоорганизации и саморазвитию.
Оценка удовлетворенности качеством подготовки выпускников данная работодателями основана на желании развивать деловые связи и сотрудничество по следующим направлениям:
- участие в учебной, научной и воспитательной деятельности организаций (проведение открытых мастер-классов, тематических лекций, практических занятий, научных мероприятиях и др.) - 37,5%;
- заключение соглашений о прохождении практик - 85%;
- проведение совместных мероприятий - 32,5%;
- организация стажировок обучающихся - 27,5%;
- участие в профориентационных мероприятиях организации - 22,5%.
Абсолютное большинство работодателей (95%) намерены принимать на
работу выпускников университета.
Выводы. Таким образом, в целом уровень теоретической и практической подготовленности выпускников ФГБОУ ВО Орловский ГАУ охарактеризован большинством работодателей как удовлетворительный. Но, несмотря на удовлетворенность качеством подготовки квалифицированных кадров, респонденты отмечают важность практикоориентированности выпускников, тем самым предлагая более тесное сотрудничество обучающихся с сельскохозяйственными организациями в процессе подготовки специалиста высшего образования. Это приведет к овладению профессиональными умениями и практическими навыками в рамках профессии и решению многих задач в рамках направленности обучающихся.
Качество образования в вузе - это проблема, затрагивающая как непосредственных потребителей образовательных услуг - обучающихся, так и другие заинтересованные лица, в частности, работодателей. Наличие большого количества вузов и их выпускников, успешно конкурирующих на рынке аграрного труда, делает задачу создания эффективного комплекса образовательных услуг первоочередной. Повышение эффективности образовательного процесса путем привлечения практикоориентированных специалистов, интенсификации обучения способствуют формированию профессиональных качеств и компетенций, соответствующих потребностям практики. Также для удовлетворенности качеством образования необходимо обучающимся обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм получения образования путем применения новых организационных форм учебной деятельности (сетевое взаимодействие, метод компьютерных конференций, тренинги и т.д.).
Необходимо особое внимание уделять формированию научно-образовательных центров по совершенствованию форм работы образовательных учреждений и научных организаций и их более тесной интеграции с задачами развития реального сектора агропромышленного комплекса.
Комплекс приведенных мероприятий позволит выпускникам быть практикоориентированным и конкурентоспособным на рынке аграрного труда.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гуляева Т.И., Калиничева Е.Ю., Климова С.П. Совершенствование подготовки инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса // Аграрная Россия. 2019. № 2. С. 30-37.
2. Опыт количественного анализа результатов анкетирования студентов по вопросам качества обучения: методика, модели, перспективы / Т.И. Гуляева, A.C. Коломейченко, Н.В. Польшакова, В.Г. Шуметов, A.C. Яковлев // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 2 (95). С. 284-302.
3. Подготовка инновационно-ориентированных кадров для агропромышленного комплекса/ Т.И. Гуляева, Е.Ю. Калиничева, С.П. Климова, А.В.Кондыков // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 8. С. 234-245.
4. Оценка удовлетворенности студентов качеством образования в дальневосточном ГАУ / Е.Ю. Григорьянц, Т.Л.Горелкина, М.Ф.Царькова, Т.П.Колесникова // Инновационные технологии в совершенствовании качества образования: материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Благовещенск, 2017. С. 80-88.
5. Кузнецов П.Д., Сущенко А.Д. Факторы удовлетворенности выпускников качеством образования в университете // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XIII Международной конференции. Екатеринбург, 2019. С. 290-296.
6. Новикова В.Н. Совершенстование качества образования на основе изучения удовлетворенности работодателей образовательной программой вуза // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей. Чебоксары, 2018. С. 177-180.
7. Прока Н.И. Эффективность кадровой политики аграрного сектора и направления ее развития // Вестник аграрной науки. 2019. № 4 (79). С. 115-121.
8. Чистякова В. А., Булавин В. В. К вопросу об управлении качеством образования в вузе с использованием результатов мониторинга удовлетворенности студентов условиями обучения // Информация и образование: границы коммуникаций. 2018. № 10 (18). С. 37-39.
REFERENCES
1. Gulyaeva T.I., Kalinicheva E.Yu., Klimova S.P. Sovershenstvovanie podgotovki innovatsionno-orientirovannykh kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa // Agrarnaya Rossiya. 2019. № 2. S. 30-37.
2. Opyt kolichestvennogo analiza rezultatov anketirovaniya studentov po voprosam kachestva obucheniya: metodika, modeli, perspektivy / T.I. Gulyaeva, A.S. Kolomeychenko, N.V. Polshakova, V.G. Shumetov, A.S. Yakovlev // Integratsiya obrazovaniya. 2019. T. 23. № 2 (95). S. 284-302.
3. Podgotovka innovatsionno-orientirovannykh kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa / T.I. Gulyaeva, E.Yu. Kalinicheva, S.P. Klimova, A.V.Kondykov // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2018. № 8. S. 234-245.
4. Otsenka udovletvorennosti studentov kachestvom obrazovaniya v dalnevostochnom GAU / E.Yu. Grigoryants, T.L.Gorelkina, M.F.Tsarkova, T.P.Kolesnikova // Innovatsionnye tekhnologii v sovershenstvovanii kachestva obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh. Blagoveshchensk, 2017. S. 80-88.
5. Kuznetsov P.D., Sushchenko A.D. Faktory udovletvorennosti vypusknikov kachestvom obrazovaniya v universitete // Rossiyskie regiony v fokuse peremen: sbornik dokladov XIII Mezhdunarodnoy konferentsii. Yekaterinburg, 2019. S. 290-296.
6. Novikova V.N. Sovershenstovanie kachestva obrazovaniya na osnove izucheniya udovletvorennosti rabotodateley obrazovatelnoy programmoy vuza // Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya: sbornik statey. Cheboksary, 2018. S. 177-180.
7. Proka N.I. Effektivnost kadrovoy politiki agrarnogo sektora i napravleniya ee razvitiya // Vestnik agrarnoy nauki. 2019. № 4 (79). S. 115-121.
8. Chistyakova V.A., Bulavin V.V. K voprosu ob upravlenii kachestvom obrazovaniya v vuze s ispolzovaniem rezultatov monitoringa udovletvorennosti studentov usloviyami obucheniya // Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsiy. 2018. № 10 (18). S. 37-39.