Научная статья на тему 'Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза'

Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1466
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / QUALITY OF EDUCATION / COMPETITIVENESS / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / SATISFACTION / GRADUATES / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Никулина Юлия Николаевна

В статье освещены вопросы формирования системы оценки удовлетворенности качеством образования с точки зрения основных потребителей образовательных услуг. Авторами сформулированы и выделены особенности в оценке качества образования с позиции государства, работодателей и студентов. Приводятся результаты анкетирования выпускников Оренбургского государственного университета в части отдельных аспектов оценки качества полученного образования: выявлены сильные стороны деятельности вуза с позиции выпускников, дана оценка соответствия структуры образовательных программ по направлениям подготовки ожиданиям выпускников и оценка качества обучения респондентами профильным дисциплинам. Авторами систематизированы предложения выпускников по организации и корректировке учебного процесса в образовательной организации. В заключении статьи определены обобщенные критерии оценки качества образования с точки зрения не только выпускников, но и преподавателей и работодателей. Сформулированы рекомендации по развитию системы оценки качества образования, и предложены перспективные направления деятельности вузов в области подготовки конкурентоспособных специалистов и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Никулина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of education from the viewpoint of consumers of educational services at the university

The article covers the issues of formation of the system for assessing the satisfaction with the quality of education from the point of view of the main consumers of educational services. The authors define and mark the peculiarities in assessing the quality of education from the viewpoint of the state, employers and students. We show the results of questionnaires of graduates of the Orenburg State University about certain aspects of the quality assessment of the received education: we reveal the strengths of the university according to the opinion of graduates, we assess the compliance of the structure of educational programs with the expectations of graduates; we also give the assessment of the quality of training for respondents in profile disciplines. The authors classify the ideas of graduates about the organization and adjustment of educational process in the educational organization. In the end we define generalized criteria for assessing the quality of education from the point of view not only graduates, but also professors and employers. We give recommendations for the development of the system for assessing the quality of education and suggest the promising areas of activity of universities in training of competitive specialists and interaction.

Текст научной работы на тему «Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 7 • июль 2017 ISSN 1994-6929

>

Креативная экономика

издательство

Journal of Creative Economy

качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза

Ермакова Ж.А.1, Никулина Ю.Н. 1

1 Оренбургский государственный университет АННОТАЦИЯ:

В статье освещены вопросы формирования системы оценки удовлетворенности качеством образования с точки зрения основных потребителей образовательных услуг. Авторами сформулированы и выделены особенности в оценке качества образования с позиции государства, работодателей и студентов. Приводятся результаты анкетирования выпускников Оренбургского государственного университета в части отдельных аспектов оценки качества полученного образования: выявлены сильные стороны деятельности вуза с позиции выпускников, дана оценка соответствия структуры образовательных программ по направлениям подготовки ожиданиям выпускников и оценка качества обучения респондентами профильным дисциплинам. Авторами систематизированы предложения выпускников по организации и корректировке учебного процесса в образовательной организации. В заключении статьи определены обобщенные критерии оценки качества образования с точки зрения не только выпускников, но и преподавателей и работодателей. Сформулированы рекомендации по развитию системы оценки качества образования, и предложены перспективные направления деятельности вузов в области подготовки конкурентоспособных специалистов и взаимодействия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования, конкурентоспособность, потребители образовательных услуг, удовлетворенность, выпускники, работодатели.

введение

В современных условиях конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется качеством их предоставления. Повышение качества образовательных услуг вуза является проблемой актуальной, социально и экономически значимой. Реформирование системы образования в России идет медленно потому, что высокий общественный спрос на образование позволяет многим учебным заведениям придерживаться старой стратегии и, несмотря на изменения в экономике и обществе, при определении результатов обучения по-

The quality of education from the viewpoint of consumers of educational services at the university

Ermakova Zh.A.1, Nikulina Yu.N. 1

1 Orenburg State University

прежнему ориентироваться на спрос населения. Образовательная деятельность вуза будет успешной при условии реализации программ обучения, учитывающих тенденции развития рынка труда и требования основных потребителей образовательных услуг и работодателей.

Качество образования - степень соответствия и характера, содержания, условий и результатов деятельности образовательных организаций потребностям и ожиданиям общества, различных социальных групп.

В числе основных приоритетов и современных задач политики в сфере развития системы образования выступает включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования и анализ степени их удовлетворенности.

Потребители образовательных услуг: характеристика и особенности оценки качества образования

Основными внутренними потребителями образовательных услуг и субъектами их получения выступают студенты, выпускники вуза, молодые специалисты, от которых зависит, в том числе, совокупная величина в оценке качества образовательной

ABSTRACT:_

The article covers the issues of formation of the system for assessing the satisfaction with the quality of education from the point of view of the main consumers of educational services. The authors define and mark the peculiarities in assessing the quality of education from the viewpoint of the state, employers and students. We show the results of questionnaires of graduates of the Orenburg State University about certain aspects of the quality assessment of the received education: we reveal the strengths of the university according to the opinion of graduates, we assess the compliance of the structure of educational programs with the expectations of graduates; we also give the assessment of the quality of training for respondents in profile disciplines. The authors classify the ideas of graduates about the organization and adjustment of educational process in the educational organization. In the end we define generalized criteria for assessing the quality of education from the point of view not only graduates, but also professors and employers. We give recommendations for the development of the system for assessing the quality of education and suggest the promising areas of activity of universities in training of competitive specialists and interaction.

KEYWORDS: quality of education, competitiveness, consumers of educational services, satisfaction, graduates, employers.

JEL Classification: I00, I21, I23 Received: 25.07.2017 / published: 31.07.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ermakova Zh.A. ([email protected])

CITATION:_

Ermakova Zh.A., Nikulina Yu.N. (2017). Kachestvo obrazovaniya s pozitsii potrebiteley obrazovatelnyh uslug vuza [The quality of education from the viewpoint of consumers of educational services at the university]. Kreativnaya ekonomika, 11(7), 725-734. doi: 10.18334/ce.11.7.38162

услуги [1] (Khasaev, Ashmarina, 2014). В части оценки качества образования в динамике (по годам) оценивается степень удовлетворенности: образовательными программами вуза и непосредственно учебными дисциплинами, методиками и технологиями обучения, организацией учебного процесса, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы организации учебного процесса, обслуживанием (библиотечным, социальным, организационным и др.).

С точки зрения государства и учебных заведений качество образования является вполне приемлемым, если содержание и подготовка выпускников соответствует требованиям ФГОС [2] (Tararykin, 2016). Работодатели и обучающиеся, выступая в качестве потребителей образовательных услуг, оценивают качество образования по другим показателям и критериям. Выпускник считает качественным образование, позволяющее ему быть конкурентоспособным специалистом, получить высокооплачиваемую работу по профилю подготовки и успешно строить свою карьеру в будущем.

Работодатели в первую очередь заинтересованы при приеме на работу молодых специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний, способных нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, решать нестандартные задачи и ориентироваться в производственной обстановке. Следовательно, работодатели и студенты едины во мнении, что качество образования определяется уровнем подготовки выпускников, соответствующим требованиям современного рынка труда.

Оценку удовлетворенности качеством каждая образовательная организация организует по-своему, используя различные инструменты: изучение внутренних и внешних документов и записей, опрос, интервью, дискуссия, анкетирование, мониторинг, бенчмаркинг, тестирование, расчет рейтинговых показателей [3] (Nikulina, 2015). В связи с вышеизложенным представляется целесообразным проанализировать систему оценки качества образования на примере конкретного вуза и сформулировать предложения по повышению ее эффективности с учетом современных тенденций развития системы образования [4, 6] (Solovev, Filatov, 2014).

В Оренбургском государственном университете принята политика в области качества, для достижения целей и задач которой университет обязуется соблюдать аккре-дитационные требования, повышать уровень показателей мониторинга эффектив-

ОБ АВТОРАХ:_

Ермакова Жанна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры управления персоналом, сервиса и туризма; Почетный работник сферы образования РФ; член-корреспондент РАН (56ermakova0mail.ru)

Никулина Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма (juliaguzenko0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 7. - С. 725-734. - doi: 10.18334/ce.11.7.38162

ности деятельности, удовлетворять потребности заинтересованных сторон процесса оказания образовательных и связанных с ними услуг за счет:

- во-первых, совершенствования системы управления университетом, основанной на критериях качества и личной ответственности за качество руководства университета и подразделений;

- во-вторых, непрерывного мониторинга результативности и эффективности процессов внутривузовской системы качества образования в целях постоянного улучшения системы менеджмента качества [5] (ШкиНиа, М&уизккв, 2015).

Оренбургский государственный университет (ОГУ) уделяет повышенное внимание проблемам качества образования в целом и проводит оценку степени удовлетворенности качеством образовательных услуг на основании «СТО СК 02069024.029-2014 Система качества. МАРКЕТИНГ. Изучение требований, мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон, формирование спроса на результаты деятельности».

результаты оценки качества образования с позиции выпускников вуза

Ежегодно в университете проводится исследование «Выпускник ОГУ», вопросы которого связаны, в том числе, с оценкой удовлетворенности качеством образования. В анкетировании 2016 года приняло участие более 2000 выпускников. На основе результатов исследования возможно будет разработать практические рекомендации, направленные на улучшение организации образовательного процесса в соответствии с требованиями повышения качества подготовки выпускаемых специалистов [7] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015).

Анкетный опрос выпускников был проведен с использованием программной системы «Выпускник ОГУ», входящей в подсистему «Профессиональное самоопределение - трудоустройство», разработанной с целью автоматизации процессов мониторинга становления конкурентоспособного специалиста.

При оценке сильных сторон деятельности университета в целом большинство выпускников отметили высокий уровень профессионализма преподавателей (67,5%), информационное обеспечение (52,5%), материально-техническую оснащенность учебного процесса (32,8%), третья часть выпускников (31,5%) выделила содержание учебных дисциплин. В качестве собственных вариантов ответов выпускников - повышенная стипендия как эффективный способ мотивации для научно-исследовательской деятельности; сотрудничество с зарубежными вузами; оказание помощи в поиске будущей работы.

На вопрос «Соответствовала ли структура образовательной программы по полученному направлению подготовки Вашим ожиданиям?» выпускники ответили следующим образом: основная масса, а именно 91% респондентов, ответила положительно, 6,6% выпускников полагают, что образовательная программа не полностью соответствовала их ожиданиям, 1,1% опрошенных считают, что структура образовательной программы не соответствует их требованиям.

Далее выпускникам был задан вопрос об оценке качества обучения профильным дисциплинам (рисунок 1). Почти половина выпускников (47,7%) оценили качество обучения профильным дисциплинам на «хорошо», 44,1% респондентов - на «отлично», на «удовлетворительно» - 5,1% выпускников, и неудовлетворительно - 0,4%. В целом качество обучения профильным дисциплинам выпускники оценили положительно (91,8%).

Как показывает практика, современные работодатели ориентированы в своих требованиях на необходимость дополнительной квалификации молодых специалистов при приеме на работу. Результаты исследования показали, что 47,5% выпускников не имели возможность во время обучения получить дополнительную квалификацию, треть респондентов - 33,7% - не знали о такой возможности. Всего лишь 17,5% выпускников имели возможность во время обучения получить дополнительную профессиональную квалификацию. Если рассмотреть конкретные ответы респондентов, то можно увидеть, что выпускники во время обучения в вузе имели возможность пройти курсы: по сметному делу, оценщиков, иностранных языков, переводчиков, профессиональной подготовки бухгалтеров, повышения квалификации по энергоэффективности и энергоаудиту, оператора станков с ЧПУ, ^^еЬ-дизайнеров.

С целью повышения качества образования выпускникам был задан вон рос относительно их предлож ений по организации и корректировке учебного процосса в ОГУ.

Первая группа предложений ввязана с практикоориентированным подходом к обучению. Пожелания выпускников в большей степени связаны с увеличением часов

Хорошо Отлично Удовлетворительно Затруднились ответить Неудовлетворительно Не ответили

■ 47,7% 44,1%

5,1% 1,4% 0,4% I 1,3%

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 1. Как Вы оцениваете качество обучения профильным дисциплинам? Источник: со ставлено автором

практических занятий, связанных с реальными проектами бизнеса, с совершенствованием процесса организации производственной и преддипломной практик на профильных предприятиях, с необходимостью проведения встреч, совместных мероприятий с сотрудниками предприятий и организаций, с увеличением числа экскурсий на предприятия, соответствующие профилю обучения.

Вторая группа включает предложения, связанные с внедрением новых технологий в процесс обучения: уделить больше времени работе с профессиональным программным обеспечением, включить в учебную программу больше интерактивных лекций, ^^еЬ-графику; увеличить количество семинарских занятий в форме мультимедийных презентаций; увеличить количество практических занятий с применением современного оборудования, используемого в промышленности.

Третья группа пожеланий связана с организацией учебного процесса в вузе: обмен опытом с ведущими университетами России и зарубежных стран; необходимо ввести дисциплину по изучению программы «1С» для экономических специальностей; проведение учебных дисциплин в соответствии с современными запросами отраслей; большее привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности; увеличивать количество международных научно-практических конференций на базе университета.

Четвертая группа предложений подразумевает обновление материально-технического оснащения: расширить материально-техническую базу для ведения научно-исследовательской работы; увеличить число оборудования в аудиториях для практических занятий; увеличить количество мультимедийных классов; оснащение химических лабораторий необходимыми оборудованием и реагентами; модернизация стадиона «Прогресс».

В числе прочих пожеланий - больше преподавателей-практиков с профильных предприятий, улучшить работу студенческого профсоюза; необходимо на 1 курсе вводить профильные дисциплины, некоторые предметы (например, макроэкономика, микроэкономика, экономика отрасли) нужно преподавать не на первых курсах, а на старших -для лучшего усвоения материала; для более качественного усвоения материала необходимо чаще проводить входные и выходные контроли; хотелось бы иметь потенциально возможное место работы после обучения; организация практики по профилю подготовки с дальнейшим трудоустройством, организация дополнительного обучения, необходимого для дальнейшего трудоустройства (получение свидетельств, допусков и т. д.).

Как итог оценки качества образования, выпускникам был задан вопрос «Собираются ли выпускники работать по полученному направлению подготовки (специальности)?» - рисунок 2.

Большинство выпускников (88,1%) собираются работать по полученному направлению подготовки. Всего 10,6% респондентов дали отрицательный ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, можно отметить, что исследование, ориентированное, в том числе, на оценку качества образовательного процесса в университете глазами выпускников,

Не ответили 1,3%

Нет 10,6%

Рисунок 2. Собираетесь ли Вы работать по полученному направлению подготовки (специальности)? Источник: составленоавтором

позволило создать объективную информационную основу для создания стандарта качества образования с учетом позиции и предложений данной категории потребителей услуг [8] (McArthuу 2011).

Необходимость в проведении подобного рода исследований в каждой образовательной организации определяется тем, что на основании полученных результатов:

• вк-первы(х,установлены определенные требования и ожидания выпускников вуза как потребителей образовательных услуг, и проведен их детальный анализ, в том числе в разрезе направлений подготовки;

• во-вторых, представляется целесообразным учитывать и соблюдать сформулированные предложения и рекомендации, которые, в свою очередь, должны стать основой для разработки и реализации дорожной карты вуза, каправлен-ной на повышении качества предоставляемых университетом образоватеоьных услуг [9] .

Выводы и рекомеидации

Подводя итрги исследования вопросов оценки качества образование с позиции выпускников, следует вывод о необходимости разработки системы оценки качества образования,включаю1цей анализ степени удовлетворенности не только выпускниклв, но и студентов, преподавателей и предприятий-работодателей [10] (Simonova, 2012).

В числе основных критериев оценки качества образования должны стать следующие:

1.соетветсывие образоыательных программ уровню внедрения современных техно-лагий на профилыных предприятиях;

2. внедрение в образовательном процессе вуза нновационных технологий и методов обучения;

3. готовность выпускника вуза приступить к работе на предприятии без предварительного переобучения и/или повышения квалификации;

4. уровень конкурентоспособности вуза в регионе, в федеральном округе, в РФ;

5. имидж вуза с точки зрения предприятия-работодателя; уровень востребованности и карьерного роста выпускников вуза на рынке труда в регионе, в федеральном округе, в РФ.

Внедрение системного подхода к решению вопросов оценки качества образования позволит получать объективную информацию о степени удовлетворенности студентов, выпускников, преподавателей и работодателей и в полной мере реализовать стратегию вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов.

Подводя итоги в целом системы оценки качества образования, можно сделать вывод о необходимости решения комплекса проблем, связанных с модернизацией системы подготовки кадров в системе высшего образования. На наш взгляд, следует обратить внимание на:

- разработку форм и методов получения дополнительной квалификации студентов в рамках обучения в вузе;

- развитие потенциала базовых кафедр в части проведения занятий на территории бизнес-структур;

- ориентацию и активизацию научно-исследовательской работы студентов с учетом потребностей и запросов конкретных профильных организаций, привлечение к активной грантовой деятельности.

Перспективным направлением в работе образовательных организаций должно стать, на наш взгляд, расширение форм участия работодателей в реализации образовательных программ и деятельности вузов.

Развивая взаимодействие с работодателями, основное внимание следует уделять регулярности участия специалистов-практиков в экспертизе и разработке учебных курсов, что будет способствовать соответствию результатов обучения требованиям производства и рынка труда и, тем самым, увеличит конкурентоспособность как программ, так и выпускников.

Кроме того, исходя из опыта ряда вузов, представляется целесообразным участие представителей предприятий-работодателей в периодических проверках деятельности кафедр, поскольку в этом случае будут анализироваться не только учебные курсы и программы, но и ключевые направления и стратегия деятельности кафедр.

ИСТОЧНИКИ:

1. Хасаев Г.Р., Ашмарина С.И. Основные тренды развития и перспективы повышения

конкурентоспособности системы высшего образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 8. - С. 62-65.

2. Тарарыкин С.В. Независимая оценка качества обучения как средство совершенство-

вания образовательного процесса // Ректор ВУЗа. - 2016. - № 5. - С. 12-15.

3. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в

области подготовки конкурентоспособных специалистов // Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 9. - C. 1173-1190. - doi: 10.18334/ce.9.9.1921.

4. Соловьев И.В., Филатов С.В. Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования. - 2014. - № 2. - C. 14-19.

5. Никулина Ю.Н., Матюшко А.В. Внедрение результатов исследований потребителей

образовательных услуг в систему управления вузом // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3. - C. 363-368.

6. Ермакова Ж.А. Перевод экономики на высшие технологические уклады: проблема квалифицированных кадров (региональный аспект) / ИЭ УрО РАН. -Екатеринбург, 2004. - 43 с. - (Научные доклады).

7. Карпова Г.В., Никулина Ю.Н., Матюшко А.В. Анализ реализации региональных про-

грамм в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 16. - C. 2663-2680. - doi: 10.18334/rp.16.16.621.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education //

Higher Education Research and Development. - 2011. - Vol. 30. - № 6. - P. 737-749.

9. Ермакова Ж.А. Инвестиционное обеспечение регионального развития / ИЭ УрО

РАН. - Екатеринбург, 2005. - 62 с. - (Научные доклады).

10. Симонова М.В. Молодые специалисты на рынке труда: конкурентные преимущества, адаптация, требования работодателей // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10. - C. 98-101.

references:

Karpova G.V., Nikulina Yu.N., Matyushko A.V. (2015). Analiz realizatsii regionalnyh programm v oblasti kadrovogo obespecheniya ekonomiki molodymi spetsialistami [Analyzing the implementation of regional programs for staffing the economy with young specialists]. Russian Entrepreneurship, 16(16), 2663-2680. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.16.621. Khasaev G.R., Ashmarina S.I. (2014). Osnovnye trendy razvitiya i perspektivy povysheniya konkurentosposobnosti sistemy vysshego obrazovaniya [Main development trends and prospects for enhancing the competitiveness of the higher education system]. Bulletin of the Samara State University of Economics, 8, 62-65. (in Russian).

McArthur J. (2011). Reconsidering the social and economic purposes of higher education. Higher Education Research and Development, 30(6), 737-749.

I Nikulina Yu.N. (2015). Formirovanie regionalnoy politiki sotsialnogo partnerstva v oblasti podgotovki konkurentosposobnyh spetsialistov [Formation of the regional social partnership policy for training competitive experts]. Creative economy, 9(9), 1173-1190. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.9.1921.

Nikulina Yu.N., Matyushko A.V. (2015). Vnedrenie rezultatov issledovaniy potrebiteley obrazovatelnyh uslug v sistemu upravleniya vuzom [Implementation of research results of educational services consumers into the system of higher educational institution administration (Russia, Orenburg)]. Problems of modern economy, 3, 363-368. (in Russian).

Simonova M.V. (2012). Molodye spetsialisty na rynke truda: konkurentnye preimuschestva, adaptatsiya, trebovaniya rabotodateley [Young specialists in labour market: competitive advantages, adaptation, demands of employees]. Bulletin of the Samara State University of Economics, 10, 98-101. (in Russian).

Solovev I.V., Filatov S.V. (2014). Integralnye otsenki kachestva obrazovaniya [Integral Assessments of Education Quality]. Integratsiya obrazovaniya, 2, 14-19. (in Russian).

Tararykin S.V. (2016). Nezavisimaya otsenka kachestva obucheniya kak sredstvo sovershenstvovaniya obrazovatelnogo protsessa [Independent assessment of the quality of education as a tool for improving the educational process]. Rector of the University, 5, 12-15. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.