УДК 378.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АПК
РЕГИОНА
Степанова Элина Вячеславовна, к.э.н, доцент (e-mail: [email protected]) Красноярский государственный аграрный университет,
Красноярск, Россия
В статье представлен опыт формирования кадрового потенциала для АПК региона, на примере Красноярского края. Выделены основные направления поддержки выпускников аграрного вуза при трудоустройстве. Ключевым направлением развития специалиста в сфере АПК является реализация разработанной концепции непрерывного аграрного образования, которая включает довузовскую подготовку - вузовскую подготовку - взаимодействие с работодателем. Определена необходимость создания системы мониторинга подготовки специалистов в целях формирования кадрового потенциала для АПК региона. Особое внимание уделено формам государственной поддержки кадрового обеспечения агропромышленного комплекса в регионе, мотивации студентов к трудоустройству в организациях АПК. Выявлены программы, способствующие формированию кадрового потенциала для АПК региона, развитию профессиональных компетенций студентов аграрного вуза. В статье обоснована необходимость информационного обеспечения выпускников вуза о возможностях трудоустройства, формах поддержки, компенсации затрат при работе в сельской местности. Определена роль Центра практического обучения и трудоустройства, способствующего развитию карьеры выпускников вуза. Важное значение с целью формирования и развития кадрового потенциала для сельскохозяйственных предприятий Красноярского края имеет интеграция усилий органов власти региона, образовательных учреждений и работодателей.
Ключевые слова: кадровый потенциал, АПК региона, концепция непрерывного аграрного образования, государственная поддержка кадрового обеспечения АПК, трудоустройство выпускников, взаимодействие в работодателем
Введение
На современном этапе развития сельского хозяйства страны все большее внимание уделяется подготовке кадров для АПК. В систему высшего аграрного образования в Российской Федерации входит 54 высших учебных заведений: 31 аграрный университет, 22 сельхозакадемии и 1 сельскохозяйственный институт. Ведущим сельскохозяйственным вузом является Тимирязьевская сельскохозяйственная академия. Ежегодно высшие и средние учебные заведения выпускают около 150 тысяч специалистов для
сельского хозяйства, поэтому проблем с набором абитуриентов не наблюдается [1].
По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства отмечается ежегодное уменьшение количества руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием. В современных условиях развития АПК дефицит в квалифицированных кадрах для села составляет около 80 тысяч человек. Сохраняется тенденция нехватки специалистов для агробизнеса, дефицит превышает на 70 тысяч человек от ежегодного количества выпускников сельскохозяйственных вузов. Одной из основных причин руководители сельскохозяйственных предприятий считают - несоответствие образования потребностям сельского рынка труда. Отмечается , что современное аграрное образование недостаточно практикоориентировано и в большей степени это касается прикладных специальностей.
Один из членов государственной экзаменационной комиссии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева считает, что разрыв между получаемым образованием и необходимым опытом в последнее время только увеличивается. Эта проблема сформировалась по причине оторванности процесса обучения от реального агропромышленного сектора, от агробизнеса. Большинство выпускников при устройстве на сельхозпредприятия приходят не готовыми, а иногда и нежелающими работать в сельском хозяйстве. По данным Министерства образования и науки, которое ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников, из тех, кто получил дипломы, работу находят 72-75% [2].
В целях формирования и развития квалифицированного кадрового потенциала для села, совершенствования системы трудоустройства выпускников на предприятия АПК и оказания содействия студентам в освоении сельскохозяйственных профессий необходимо интегрировать усилия вузов, заинтересовать сельхозпредприятия в выпускниках, оказать поддержку выпускникам со стороны органов власти [3].
Выпускники вузов формируют определенную часть трудового потенциала, как совокупности определенных элементов, относительно уровня социально-экономического развития и результатов научно-технического прогресса [4]. Кадровый потенциал следует развивать системно с учетом факторов внешнего [5].
Методика исследований.
При проведении исследования проблем с трудоустройством выпускников агарных вузов для работы на предприятиях сельских территорий, следует выявить причины нехватки профессиональных кадров на селе. Проректор Новосибирского государственного аграрного университета утверждает, что в первую очередь существует нехватка технологических кадров, так как государственный вуз не может осуществлять подготовку студентов для частных компаний. Руководители сельхозпредприятий уходят на пенсию, а молодые кадры не могут устроится на руководящие должности, так
как не имеют необходимой высокой квалификации и не могут заменить ушедших на пенсию сотрудников. Проблемы с контрактно-целевой подготовкой это результат возникают как результат взаимодействия предприятия и вузов на основании законодательства. Большая часть производителей сельскохозяйственной продукции является частными компаниями, а законодательством предусмотрена подготовка кадров для предприятий с государственным участием. Следовательно сельскохозяйственной вуз не имеет права вести целевую подготовку для частных сельскохозяйственных предприятий. Президент агрохолдинга «Дмитровские овощи» подчеркивает, что отрасли и сельским территориям не хватает агрономов, ветврачей и зоотехников, технологов
В результате этой процедуры целевой контрактной подготовки для АГК доля молодежи в возрасте до 30 лет составляет не более 12,5%. В 2000 году замена пожилых людей сельской молодёжью составляла 238% (по данным Росстата), к 2010 году этот показатель снизился до 86%. Прогнозируется, что к 2020 году он снизится до 15%. Одна из причин - недостаточный механизм трудоустройства выпускников аграрных вузов, механизм обновления трудовых ресурсов в сельской местности не разработан.
Некоторые инициативы, направленные на поддержку и развитие молодежного предпринимательства, реализуются во многих регионах страны [6]. Клубы студенческой инициативы функционируют в Нижегородской области, Казани, Новгороде, Ижевске, Челябинске, Владивостоке, Томске. Студенты, проявившие инициативу, совместно разрабатывают бизнес-планы, делятся опытом, решают бизнес-кейсы. Недостатком клубного формата является отсутствие систематической организационной работы по установлению партнерских отношений с успешными региональными предпринимателями. Развивать молодежное предпринимательство целесообразно через Всероссийскую сеть молодежных бизнес-клубов [7].
По мнению студентов для развития предпринимательства в студенческой среде необходимо получить поддержку со стороны государства, расширять связи и развивать личностные качества, предпринимательство, лидерство [8].
Сельскохозяйственные вузы проявляют инициативу в трудоустройстве выпускников, осуществляют профессиональную подготовку кадров в соответствии с договоренностью с сельхозпредприятиями, которые предоставляют места проведения производственной практики с целью дальнейшего трудоустройства.
Результаты и обсуждения.
В Красноярском государственном аграрном университете в 2003 году создана Служба содействия трудоустройству и трудоустройству выпускников с целью трудоустройства выпускников. В 2004 году служба была преобразована в Отдел содействия занятости и трудоустройства выпускников. С 2009 года кафедра переименована в Отдел поддержки карьеры студентов (OSPCC). С 2012 года в структуре университета решением Ученого
совета университета создан и функционирует "Центр практического образования и занятости". Основная цель центра: совершенствование системы трудоустройства выпускников на предприятиях агропромышленного комплекса региона, помощь молодежи в развитии сельскохозяйственных профессий, формирование и развитие кадрового потенциала сельхозпредприятий Красноярского края
Ежегодно выпускниками Красноярского ГАУ становятся около 1500 молодых специалистов, в том числе 65-75% студентов обучались целевому контрактному обучению. Большинство выпускников, которые были направлены на учебу в аграрный университет, возвращаются в районы и организации. Красноярское ГАУ разработало концепцию непрерывного образования, основанную на создании единой системы: доуниверситетская подготовка - подготовка средней школы - работодателя (прямое или косвенное участие субъекта рынка труда (работодателя) в образовательном процессе). Система призвана обеспечить систему мониторинга подготовки студентов вузов.
Центр практической подготовки и занятости активно сотрудничает с Агентством по труду и занятости населения Красноярского края в реализации межведомственной программы "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Красноярска" [9]. Соглашение о сотрудничестве Красноярского государственного аграрного университета с Агентством труда и занятости населения Красноярского края по содействию трудоустройству выпускников действует с 2003 года.
Совместно с министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, Агентством труда и занятости населения Красноярского края, министерством образования и науки Красноярского края участвует в мероприятиях по кадровой поддержке реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" [10].
В соответствии с графиком собеседований по трудоустройству молодых специалистов, предварительное распределение выпускников во всех институтах, где участвуют представители Минсельхоза Красноярского края, руководители предприятий и организаций, проводится ежегодно. При приеме на работу выпускников вузов руководителям предприятий необходимо соблюдать интересы собственников [11].
Образовательная работа ведется со студентами и выпускниками по долгосрочной целевой программе "Кадровая поддержка агропромышленного комплекса Красноярского края", которая позволяет выпускникам вуза получать единовременное пособие и компенсацию заработной платы из областного бюджета. Предоставленные льготы способствуют консолидации молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях [12].
В целях повышения мотивации студентов к трудоустройству в организациях агропромышленного комплекса, отбора лучших студентов для уча-
стия в реализации долгосрочной целевой программы "Кадровая поддержка агропромышленного комплекса Красноярского края", конкурс профессионального мастерства среди студентов 4 курса "Золотой кадровый резерв агропромышленного комплекса" [13] проводится ежегодно.
Конкурс проводился в три этапа:
1 этап. Профессиональный конкурс (по специальностям, направлениям)
2 стадии. Конкурс "Знание информационных технологий"
3 стадии. Навыки поведения с работодателем при поиске работы.
Из 7 институтов университета от 180 до 250 студентов принимают активное участие в ежегодном конкурсе. Участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по итогам прохождения всех трех туров, становятся победителями и награждаются дипломами. Победители конкурса получают рекомендации для работы в престижных местах на предприятиях агропромышленного комплекса.
Университет организовал работу по созданию доступного для студентов и выпускников информационного пространства о спросе и предложении на рынке труда. Информационная поддержка выпускников содержит следующие разделы:
Служба содействия занятости и трудоустройству выпускников.
Долгосрочные целевые программы Красноярского края.
Государственная программа Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы.
Золотой кадровый резерв АПК: правила проведения конкурса, итоги конкурса
Вакансии:
- вакансии Министерства с/х Красноярского края
- вакансии для студентов и выпускников
- банк вакансий агентства труда и занятости населения Красноярского края.
Центр занятости населения города Красноярска.
rosrabota.ru - удобный портал о работе.
Работа в России общероссийская база вакансий
№иуоо - онлайн ресурс для поиска работы.
Компания Я Сделаю.
Резюме выпускников ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ.
Ассоциация Центров карьеры Красноярских вузов.
Визитная карточка - резюме.
Как составить хорошее резюме.
Образец резюме.
Примерная схема собеседования.
Конкретизация требований для поиска работы.
Вопросы к работодателю.
Большое внимание формирование кадрового потенциала АПК региона уделяет Красноярское региональное отделение Российский Союз Сельской молодежи. Ежегодно проводится интеллектуальная игра «Начинающий фермер», победили принимают участие во всероссийском конкурсе. В каждом институте вуза проводятся мероприятия, конкурсы по оценке уровня профессионализма будущих специалистов.
Заключение.
Коллектив университета заинтересован в формировании кадрового потенциала АПК региона и при поддержке Министерства сельского хозяйства осуществляет подготовку кадров для села на высоком профессиональном уровне. Для повышения конкурентоспособности выпускников преподаватели вуза активно внедряют современное технологии обучения дистанционное обучение [14], кейс стади [15]. Современные информационные технологии позволяют повысить эффективность учебного процесса [16] и определить траекторию развития студента, будущего выпускника с целью расширения возможности трудоустройства на предприятиях АПК [17].
Гарантией эффективного воспроизводства специалистов являются отраслевые правовые акты, организационно-управленческие мероприятия федерального и регионального кадрового законодательства [18]. Инициатива бизнеса по развитию трудового потенциала, профессиональной подготовке-переподготовке, повышению квалификации персонала на базе своих организаций должна поддерживаться и поощряться со стороны государства [19].
Развитие АПК и сельских территорий сибирских регионов возможно при условии эффективного использования инновационного, предпринимательского, человеческого потенциала [20].
Государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса в регионе должна включать:
- компенсацию затрат на заочное обучение;
- социальные выплаты молодым специалистам, рабочим;
- компенсацию базовым хозяйствам заработной платы студенту;
- компенсацию базовым хозяйствам надбавка руководителю практики;
- социальные выплаты переезжающим в сельскую местность;
- компенсацию заработной платы молодым специалистам;
- компенсацию 50 процентов затрат на повышение квалификации.
В результате предпринятых совместных мер по формированию кадрового потенциала АПК региона прогнозируется увеличение количество выпускников, работающих по специальности в сельской местности.
Список литературы
1. https://milknews.ru/longridy/agrarnoe-obrazovanie-chast-1.html [Электронный ресурс]: Режим доступа 18.02.2020.
2. Степанова Э.В. Студенческое предпринимательство как способ трудоустройства выпускников вузов / П84 Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской
научно-практической конференции смеждународным участием. - Красноярск, 2C1S. -22V-229 с.
3. Владимирова Е. О. Конкурентоспособность трудового потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2CC9. № 13. С. 64-6V.
4. Лукашина М В Стратегические направления развития инновационного предпринимательства \\ Экономика и прогнозы. - 2CC9. - No3. - с. S6 - 96.
5. Dalisova, N. A., & Grishina, I. I. (2C19, August). Personnel training as a factor in the formation of the export potential of the agro-industrial complex of the region. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 315, No. 2, p. C22CV2). IOP Publishing.
6. Степанова Э.В. Студенческое предпринимательство - фактор инновационного развития /Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития» Часть II, Красноярск /19- 21 апреля 2Ш6г. / 36S-3VC с.
V. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. - 2C14. - № 2. CS2-S9.
S. Киселева Е.С., Кононова В.Ю. Восприятие малого предпринимательства в молодежной среде. - Вестник Московского университета. Серия 24 «Менеджмент». 2CC9. № 1.
9. Сопровождение профессиональной карьеры студентов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kgau.ru/new/all/cpo/1C.
1C. Государственная программа Красноярского края " Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае" на 2C13 - 2C2C годы» http: (Постановление Правительства Красноярского края от C2.C4.2C14 N 116-п)//kgau.ru/new/ vypusk/ vypusknik/ programma_ 2C14_ 2C2C.pdf (режим доступа 1S.C2.2C2C)
11. Степанова Э.В., Рожкова А.В. Проблемы взаимодействия топ-менеджера и собственника предприятия в России / Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ мат-лы междунар. науч. конф 16 - 1S апреля 2C19 г, Краснояр. гос. аграр. унт. - Красноярск
12. Новости Красноярского края [Электронный ресурс] Режим доступа: http://newslab.ru/news/V5151V.
13. Конкурс Золотой кадровый резерв АПК [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kgau.ru/new/all/cpo/C9.
14. Zinina, O. V., Olentsova, J.A. (2C2C) University's problems in the era of distance learning technologies and their solution / Baltic Humanitarian Journal, 1 (3C)
15. Rozhkova A.I., and Olentsova, J. A. (2C2C) Case-Study Method as an Educational Technology for Teaching Management Students, 35th International Business Information Management Association (IBIMA), Madrid, Spain
16. Zinina O.V., Antamoshkina O.I., and Olentsova, J. A. (2C2C) Methodology for Evaluating the Effectiveness of Investments in Distance Educational Services, 35th International Business Information Management Association (IBIMA), Madrid, Spain
1V. Zinina O.V., Dalisova N. A. and Olentsova, J. A. (2C2C) Distance Learning Technologies as the Main Mechanism for Increasing Efficiency Activities of the University, 35th International Business Information Management Association (IBIMA), Madrid, Spain
1S. Постнова М. В., Брыкина Н. В. Меры государственной поддержки по закреплению молодых специалистов в сельской местности //Экономика, организация, статистика и экономический анализ. - 2C11. - С. 22C1156..
19. Шалимов Д. В. Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК //Вестник аграрной науки. - 2C1C. - Т. 23. - №. 2.
20. Папело В. Н. и др. Формирование инновационной системы АПК Сибири //АПК: экономика, управление. - 2009. - №. 1. - С. 21-26.
Stepanova Elina Vyacheslavovna, Cand. Econ. Sci, associate professor
(e-mail: [email protected])
FGBOU VO Krasnoyarsk State Agrarian University
PROFESSIAONAL STAFF TRAINING FOR THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR OF THE REGION
Experience of formation ofpersonnel potential for agrarian and industrial complex of the region, on the example of Krasnoyarsk Region is presented in article. The main directions of support of graduates of agrarian higher education institution at employment are allocated. The key direction of development of the expert in the sphere of agrarian and industrial complex is implementation of the developed concept of continuous agrarian education which includes pre-university preparation - high school preparation - interaction with the employer. Need of creation of a system of monitoring of training of specialists for formation of personnel potential for agrarian and industrial complex of the region is defined. Special attention is paid to forms of the state support of staffing of agro-industrial complex in the region, motivation of students to employment in the agrarian and industrial complex organizations. The programs promoting formation of personnel potential for agrarian and industrial complex of the region, development of professional competences of students of agrarian higher education institution are revealed. In article need of information support of university graduates about opportunities for employment, forms of support, compensation of expenses during the work in rural areas is proved. The role of the Center for Practical Training and Employment, which contributes to the development of the career of graduates of the university, has been defined. Integration of efforts of the authorities of the region, educational institutions and employers is important for the formation and development of personnel potential for agricultural enterprises of Krasnoyarsk Krai.
Key words: personnel capacity, agrarian and industrial complex of the region, the concept of continuous agrarian education, the state support of staffing of agrarian and industrial complex, employment of graduates, interaction in the employer