Научная статья на тему 'Мониторинг кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации'

Мониторинг кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / НАУЧНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / PERSONNEL SUPPORT / MONITORING / SCIENTIFIC AND INTELLECTUAL POTENTIAL / AGRICULTURAL EDUCATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / STANDARDS IN THE FIELD OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерунова Е. А., Филатова И. Н.

Исследование проблемы формирования кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации, выявление тенденций наиболее востребованных специальностей, формирование новых требований и стандартов подготовки специалистов для аграрного сектора экономики представляется актуальной. В настоящее время существует острая проблема дисбаланса между имеющимся кадровым потенциалов сельского хозяйства и эффективностью его использования, связанный с недостатком компетенций в свете внедрения современных цифровых технологий в агропромышленное производство. Целью статьи является развитие методических подходов к формированию новой модели кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации. В работе развиты походы к формированию модели трансформации знаний, компетенций, навыков в результаты, направленные на повышение эффективности агропромышленного производства. Практическая значимость работы заключается в научном обосновании создания региональных центров кадрового консалтинга и мониторинга в АПК, направленных на диагностику потребностей региона в специалистах, участия в разработки новых обучающих стандартов на основе компетентностного подхода и разработки мотивационных механизмов повышения инновационной восприимчивости выпускников к работе в АПК в условиях инновационной структурной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерунова Е. А., Филатова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of personnel support of the agricultural sector of the economy in the conditions of innovative structural transformation

The study of the problem of formation of staffing of the agricultural sector in terms of innovative structural transformation, identifying trends the most popular specialties, the formation of new requirements and standards for the training of specialists for agrarian sector of the economy is relevant. Currently, there is an acute problem of an imbalance between the available human resources of agriculture and the efficiency of its use, associated with a lack of competence in the light of the introduction of modern digital technologies in agricultural production. The purpose of the article is to develop methodological approaches to the formation of a new model of personnel support for the agricultural sector of the economy in the conditions of innovative structural transformation. The work developed approaches to the formation of a model of transformation of knowledge, competencies, skills in the results aimed at improving the efficiency of agricultural production. The practical significance of the work lies in the scientific basis of the establishment of regional centres of consulting and monitoring in agriculture, aimed at diagnosis of the needs of the region in specialists, participate in the development of new educational standards based on competence approach and the development of motivational mechanisms to increase innovation receptivity of graduates to work in agriculture in the conditions of innovative structural transformation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации»

2019, №2 ^Г'. научный журнал

УДК 631.15

1 2 Дерунова Е.А. , Филатова И.Н.

1Институт аграрных проблем РАН, Саратов, Россия 2 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г.

Чернышевского, Саратов, Россия

МОНИТОРИНГ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Derunova E.A., Filatova I.N. Monitoring of personnel support of the agricultural sector of the economy in the conditions of innovative structural transformation

Аннотация: Исследование проблемы формирования кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации, выявление тенденций наиболее востребованных специальностей, формирование новых требований и стандартов подготовки специалистов для аграрного сектора экономики представляется актуальной.

В настоящее время существует острая проблема дисбаланса между имеющимся кадровым потенциалов сельского хозяйства и эффективностью его использования, связанный с недостатком компетенций в свете внедрения современных цифровых технологий в агропромышленное производство.

Целью статьи является развитие методических подходов к формированию новой модели кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации. В работе развиты походы к формированию модели трансформации знаний, компетенций, навыков в результаты, направленные на повышение эффективности агропромышленного производства.

Практическая значимость работы заключается в научном обосновании создания региональных центров кадрового консалтинга и мониторинга в АПК, направленных на диагностику потребностей региона в специалистах, участия в разработки новых обучающих стандартов на основе компетентностного подхода и разработки мотивационных механизмов повышения инновационной восприимчивости выпускников к работе в АПК в условиях инновационной структурной трансформации.

Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, кадровое обеспечение, мониторинг, научно-интеллектуальный потенциал, аграрное образование, профессиональная ориентация, стандарты в области компетенций.

Annotation: The study of the problem of formation of staffing of the agricultural sector in terms of innovative structural transformation, identifying trends the most popular specialties, the formation of new requirements and standards for the training of specialists for agrarian sector of the economy is relevant. Currently, there is an acute problem of an imbalance between the available human resources of agriculture and the efficiency of its use, associated with a lack of competence in the light of the introduction of modern

digital technologies in agricultural production. The purpose of the article is to develop methodological approaches to the formation of a new model of personnel support for the agricultural sector of the economy in the conditions of innovative structural transformation. The work developed approaches to the formation of a model of transformation of knowledge, competencies, skills in the results aimed at improving the efficiency of agricultural production. The practical significance of the work lies in the scientific basis of the establishment of regional centres of consulting and monitoring in agriculture, aimed at diagnosis of the needs of the region in specialists, participate in the development of new educational standards based on competence approach and the development of motivational mechanisms to increase innovation receptivity of graduates to work in agriculture in the conditions of innovative structural transformation.

Keywords: innovative development, agro-industrial complex, personnel support, monitoring, scientific and intellectual potential, agricultural education, professional orientation, standards in the field of competence.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01129 а «Разработка методологии и оценочно-прогнозного инструментария мониторинга инновационного развития АПК».

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project "Development of methodology and assessment and forecasting tools for monitoring the innovative development of the agro-industrial complex" No. 18-010-01129).

Состояние агропромышленного комплекса является признанным индикатором социально-экономического благополучия общества государства. В этой сфере экономики сосредоточены многие жизненно необходимые условия развития национального государства на основе приоритета общечеловеческих ценностей. В наше время российский агропромышленный комплекс представляет собой значительную социальную и экономическую составляющую Национальной Стратегии развития хозяйственной системы. Агропромышленный комплекс в Российской Федерации генерирует свыше 9% ВВП, при этом продовольственные товары занимают 46% общего розничного товарооборота. В сфере агропромышленного производства занят каждый пятый из числа работающего населения. Примерно 18% налоговых отчислений в стране исходит от предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Именно сельское хозяйство обеспечивает необходимым сырьем многие сферы экономики. В наши дни можно отметить такие негативные явления, как: дефицит продовольствия, опережающий рост народонаселения планеты, сокращение площадей пахотных земель, политические и военные конфликты. В этих условиях России сложно сохраняться в качестве сильного, экономически независимого государства, ориентированного на собственные материальные и духовные ценности.

Сельское хозяйство признано стержнем человеческого общества и в этом качестве оно способно стимулировать общественный прогресс во всех областях народного хозяйства. Данное обстоятельство вызывает необходимость защиты национальных интересов России в аграрной сфере

научный журнал

экономики, так как она обеспечивает не только продовольственную и экономическую безопасность, но и предоставляет возможность максимально полно использовать национальные ресурсы в целях повышения уровня конкурентоспособности народного хозяйства [1]. Проблему обеспечения устойчивого роста в АПК необходимо признать задачей общенационального характера и решать ее в таком статусе.

Анализ динамики развития отрасли и ее структурной трансформации за последние годы говорит о том, что проблема кадровой обеспеченности аграрного сектора до сих пор не решена. В результате отечественный АПК проигрывает в борьбе с зарубежными конкурентами, что отрицательно сказывается на уровне продовольственной безопасности страны. Проблема обеспечения сельскохозяйственной сферы высококвалифицированными кадрами руководителей, специалистов, рабочих обостряется неудовлетворительными условиями труда и быта работников на селе, тотальным падением эффективности сельскохозяйственного производства, малым престижем труда сельскохозяйственных работников вследствие неплатежеспособности большинства предприятий данной сферы. Названные обстоятельства требуют более оперативно и системно решать проблему кадрового обеспечения экономических преобразований в аграрном секторе России. Конкуренция нарастает, поэтому вопрос обеспеченности аграрных предприятий управленческими кадрами стоит особенно остро. При этом такие кадры должны уметь эффективно решать производственные и организационные задачи в условиях нестабильности, сложных и быстро меняющихся финансово-экономических условий, а также множества внутренних и внешних факторов различного характера [2].

Исследование проблемы формирования кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации, оценки степени квалификации работников, выявление тенденций наиболее востребованных специальностей, формирование новых требований и стандартов подготовки специалистов для аграрного сектора экономики в части их профессиональных компетенций, стимулирующих создание новых специальностей представляется актуальной в условиях перехода к Индустрии 4.0.

Кроме того, в условиях современной трансформации экономики существует острая проблема между имеющимся кадровым потенциалов сельского хозяйства и эффективностью его использования, связанный с недостатком компетенций в свете внедрения современных цифровых технологий в агропромышленное производство [3]. Одной из причин существующей проблемы является недостаточная степень интеграции между аграрным образованием и агропроизводством. Решение данной проблемы заключается в преодоление разрыва между научными и образовательными институтами в реализации ими производственный функций, создания, передачи и распространения знаний предприятиям АПК.

Целью статьи является развитие методических подходов к формированию новой модели кадрового обеспечения аграрного сектора экономики в условиях инновационной структурной трансформации.

Проблема развития интеграционных процессов в системе «агровуз-агропредприятие» является важной детерминантой развития экономики знаний и направлена на решение задач комплексного кадрового обеспечения АПК в период перехода к четвертой промышленной революции. Обеспечение эффективной деятельности системы аграрного образования является стратегической задачей, успешное решение которой влияет на формирование эффективного кадрового потенциала для современного сельского хозяйства и АПК в целом [4]. Достижение этого связано с непрерывным развитием интеграционных процессов между аграрными вузами и агропредприятиями на основе экономики знаний. Аграрные вузы предоставляют абитуриентам необходимый набор знаний для формирования индивидуального образовательного капитала с расчетом на перспективу, а агропредприятия, в свою очередь, обеспечивают мотивацию трудоустройства выпускников на селе. В связи с этим одной из важнейших задач формирования экономики, основанной на знаниях, является формирование механизма трансформации знаний (компетенций, навыков) в результаты, выражающиеся в повышении эффективности производственной деятельности и приносящие доход (рис. 1).

экономики

научный журнал

Вопросы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса обладают высокой социальной и экономической значимостью, являются приоритетом государственной политики. Внедрение передовых производственных технологий, современных методик инновационного развития невозможно без опережающего развития научно -интеллектуального и кадрового потенциала аграрного сектора экономики. Уровень производительности труда и эффективности сельскохозяйственного производства зависит от уровня развития аграрной науки, эффективности научных исследований, освоения достижений научно-технического прогресса. Специалистов с высшим образованием для АПК в настоящее время численностью 40998 человек готовят 54 учреждения высшего образования Минсельхоза России, в том числе 31 аграрный университет, 22 сельскохозяйственные академии и один сельскохозяйственный институт и 34 учреждения высшего образования Минобрнауки России. Научные и образовательные организации аграрного профиля размещены в 58 субъектах Российской Федерации. Среди инноваций и передовых научно-технологических достижений вузы представляют модернизированные и инновационные разработки-интеллектуальные машины, робототехнические устройства, беспилотные летательные аппараты, интеллектуальные системы управления продукционными процессами и т.д. [5] Система кадрового обеспечения АПК, а также воспроизводства имеющегося на сельских территориях трудового потенциала находится под воздействием разнообразных социально-экономических факторов. Они многоаспектны и среди них можно назвать социальные, демографические, трудовые и т.д. Большинство из них достаточно изучены учеными-экономистами, социологами и аграрниками. К известным уже факторам во времена рыночных реформ были сформированы новые, напрямую оказывающие влияние на кадровое обеспечение сектора АПК. Это геополитические факторы такие как глобальное партнерство, мировые процессы в области интеграции, развитие международного рынка труда, вхождении России в ВТО, разделение направлений развитие сельскохозяйственного сектора на инновационное, индустриальное, экологическое и органическое сельскохозяйственное производство. Среди технико-технологических можно назвать нано-технологии и нано-технологические материалы, генную инженерию и биотехнологии, роботизацию и информатизацию. Кроме того, также относительно недавно появились такие инвестиционные факторы, как бюджетное и частное инвестирование в область образования в аграрной сфере начиная от начального и заканчивая высшим, а также дополнительным. Все названные факторы активно проявились в условиях экономического кризиса, перехода российского агропромышленного сектора к инновационному развитию, на фоне появления

научный журнал

взаимозависимости и укрепления международных связей. В процессе их систематизации и анализа следует обратить внимание на геополитические факторы. В их круг водят: появление новых уровней требований к конкурентоспособности российского сельского хозяйства, особенно при переходе отрасли от сырьевой модели к инновационной, глобальное партнерство, сложные взаимосвязи системы подготовки кадров с международным рынком труда. Установлено, что профессиональное образования в сфере российского АПК является существенным фактором укрепления кадрового потенциала отрасли. В динамике инвестиционных вложений в данную сферу выявлены существенные диспропорции. Так за 1956 - 2010 гг. общий объем инвестиций в агропромышленный комплекс увеличился в 12,7 раза, при этом вложения в образование работников аграрного сектора выросли всего лишь в 2,5 раза. По нашим подсчетам, по сравнению с 1955 годом вложения в аграрное образование к 1990 году выросли практически в 5 раз [6]. При этом во время рыночных преобразований они практически в 2 раза сократились на фоне общего сокращения инвестиции в сферу АПК. В это же время наиболее развитые страны мира объем вложений в кадровый потенциал агарного сектора постоянно увеличивали. Этот процесс шел быстрее, чем инвестирование развитие самого сельского хозяйства. В России же доля инвестиций человеческий капитал резко сокращалась. Этот парадоксальный процесс еще более ускорился во время рыночных реформ. Так, в 1955 г. доля вложений в аграрное профессиональное образование составляла 15,5% общих инвестиций в отрасль, в 2018 г. она упала 2,8%. Необходимо отметить, что бюджетный проект «запланировал» снижение этого стратегического индикатора к 2020 году. При этом изучение практик развитых сельскохозяйственных стран, таких, например, как США, показало, что одной из главных причин в высокой конкурентоспособности сферы АПК в них является увеличение более чем в 2 раза инвестиций в образование на селе. Такой резкий скачок произошел за последние 50 лет. Значительная часть таких образовательных программ разработана для развития дополнительного профессионального образования и для практического обучения работников сферы АПК, то есть их «доводку». В результате к началу 90-х годов американские фермеры имели уровень образования в 1,5 больше, чем их российские коллеги. Когда же были запущенны рыночные преобразования, ситуация в это сфере стала удручающей. За последние 20 лет разрушилась система профориентации и начального образования школьников на селе. Кроме того, абсолютно неоправданно затянулись реформы среднего и высшего аграрного образования.

Все заметнее проявляется феномен слабой восприимчивости аграрного сектора к инновациям, накопленным в экономике как России,

научный журнал

так и зарубежных стран [7]. Особенно это видно в сферах генной инженерии, био-, нано и информационных технологий. Связанно это не только совершенными ошибками в управлении системой образования в области АПК. Свой негативный вклад в этот процесс также внесли и объективные недостатки существующей в стране модели инвестиций как в человеческий, так и кадровый потенциал на селе. Готовность кадров в сфере сельского хозяйства к восприятию и внедрению современных образцов сельскохозяйственной техники, а также технологий в аграрное производство в значительно степени влияет на переход аграрного сектора экономики к инновационной модели развития [8].

Анализ статистических данных в целом по Российской Федерации за последние годы показал тенденцию снижения численности руководителей и специалистов предприятий АПК. Если в период 2000-2010 гг. отмечалось их сокращение в 2 раза, то в период с 2010 года по настоящее время снижение составило менее 8%. Данные тенденции объясняются происходящим процессом укрупнения отраслевых организаций путем образования интегрированных структур, увеличением количества малых предприятий с небольшим штатом специалистов. При этом процесс цифровой трансформации агропромышленного производства предъявляет более высокие требования к уровню и качеству их профессиональной подготовки. Обеспеченность дипломированными специалистами возросла менее чем на 1%, в то время как доля практиков уменьшилась на 0,9% [9]. Проведенные исследования показывают, что для объективной оценки кадровой ситуации в АПК необходимо проанализировать объемы и структуру подготовки бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов по специальностям, актуальным для современной парадигмы сельского хозяйства, а также тенденции в трудоустройстве молодых специалистов, т.е. исследование базовых характеристик мобильности на отраслевом рынке труда, что будет являться предметом дальнейших исследований. Данный методический подход позволит сформировать детерминанты, влияющий на формирование профессионально-ценностных установок студентов аграрных вузов, обосновать потребности и направления в профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке учащихся по формирующимися специальностям в соответствии с современными потребностями аграрного сектора экономки. Учет данных подходов позволит повысить эффективность деятельности органов власти, научных и образовательных учреждений, внедренческих структур, принимающих участие в формировании и развитии научно-интеллектуального и кадрового потенциала АПК. Так, в 2017 г. в аграрных вузах и учреждениях среднего профессионального образования РФ было подготовлено более 120 тыс. выпускников и из них всего четверть продолжили свою работу по специальности. Проблема закрепления

научный журнал

молодых специалистов на селе и сегодня сохраняется, она может быть решена только на регионально-отраслевом уровне путем внедрения новых подходов и стратегий[10].

Для развития научно-интеллектуального и кадрового потенциала аграрного сектора экономики, соответствующего актуальным потребностям формирующегося нового уклада в аграрном производстве целесообразно разработать стандарты обучения и карты компетенций по отраслям, разработать квалификационные требования к работникам АПК, сформировать систему сертификации кадров для сельскохозяйственного производства, разработать подходы к формированию информационного и научно-аналитического обеспечения кадровой политики на всех уровнях. Причем в российских регионах наблюдается выраженная дифференциация по уровню, качеству и обеспеченности кадровыми ресурсами в соответствии с конкретными потребностями региона, которая должна решаться с помощью адресных мероприятий и механизмов. В условиях формирования экспортно-ориентированной экономики и внедрения современных цифровых технологий в агропромышленное производство от кадров аграрной экономики требуются принципиально качественно новые знания и компетенции на всех уровнях управления, перспективные методы работы, овладение которыми возможно на основе единой системы подготовки кадров на базе инновационных принципов и методах обучения.

Достижение данных целей сопряжено с необходимостью развития организационно-экономических механизмов и технологий в сфере аграрного образования и научных исследований, повышения качества оказываемых образовательных услуг, развитие форм и методов обучение, внедрение систем дистанционного обучения, внедрение актуальных потребностям экономики специальностей и специализаций, а также активизация профессиональной ориентации студентов аграрных вузов и сельской молодежи.

В ранних исследованиях автора [11] была предложена региональная модель развития кадрового потенциала АПК путем создания регионального Центра кадрового консалтинга и мониторинга аграрного сектора экономики в структуре кадровой службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия в Саратовской области. В условиях цифровой трансформации аграрной экономики и необходимости выравнивания межрегиональной дифференциации в составе, структуре и качества специалистов АПК в соответствии с потребностями и приоритетами развития сельского хозяйства конкретных территорий создание данной структуры при региональных Министерствах сельского хозяйства особенно актуально и требует развития в подходах к функционированию.

Функционирование данной структуры базируется на новом механизме взаимодействия науки, образования и агробизнеса на основе заключения

научный журнал

работодателями прямых договоров с образовательными учреждениями, в которых должны быть обязательно предусмотрены условия возврата затраченных бюджетных средств на обучение в случае, если специалист не вернулся на предприятие, а также целевые кредиты на обучение со сниженной процентной ставкой в случае закрепления выпускников в организациях.

Прогнозируемый социально-экономический эффект создания региональных Центров кадрового консалтинга и мониторинга в АПК заключается в обеспечении повышении эффективности сельскохозяйственного производства по отраслям на основе исследования потребностей региона в специалистах для приоритетных отраслей и повышения эффективности выпускников аграрной сферы на базе развития компетентностного подхода и внедрения новых стандартов обучения, соответствующих переходу к цифровому сельскому хозяйству и создания регулирующих государственных механизмов повышения инновационной восприимчивости выпускников к работе в современном АПК.

Библиографический список

1. Национальная продовольственная безопасность России: стратегические приоритеты и условия обеспечения / А.А. Анфиногентова, М.Ю. Мореханова, Т.В. Блинова, С.А. Андрющенко и др.; под общ. ред. Т.В. Блиновой. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. 413 с.

2. Дерунова, Е.А. Формирование и развитие ранка научно-технической продукции в региональном агропромышленном комплексе/Е.А. Дерунова//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. -№17(3). -С. 53.

3. Семенов А.С., Дерунов В.А. Математическое обоснование экономического роста в условиях попадания страны в «ловушку отсталости»//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. №3. С. 288-293.

4. Баянова Л.Н., Лутфуллин Ю.Р., Нефедова В.В. Анализ современного состояния высшего экономического образования: качество и оценка получаемых знаний // Международный социально-экономический журнал. 2016. №5(23). С.46-53.

5. Мишуров Н.П., Кондратьева О.В., Федоров А.Д., Слинько О.В., Войтюк В.А., Селиванов С.В. Анализ процесса популяризации научнотехнологических достижений и передового опыта в АПК: науч. аналит. обзор. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. - 200 с.

6. Козлов А.В., Панков Б.П., Яковлева О.А. Кадровое обеспечение сельхозорга-низаций России в условиях перехода к инновационной экономике // АПК: экономика, управление. 2015. № 10. С. 37-43.

7. Дерунова Е.А., Филатова И.Н., Дерунов В.А. Исследование потребительского поведения при восприятии качества высокотехнологичной продукции, выводимой на рынок инновационным сообществом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14, № 2-1. - С. 269-279.

8. Дерунова Е.А. Развитие организационно-экономического механизма освоения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве (на материалах Саратовской области): монография. -Саратов: КУБиК, 2010. -160 с.

9. Москалев М.В. Подходы к классификации и регулированию регионального рынка труда // Научный поиск-5: сб. научных трудов магистрантов и аспирантов. -СПб: СПбГАУ, 2018. - С. 139-143.

10. Рынок труда и его характеристики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hrseminars.ru (дата обращения: 14.06.2018).

11. Дерунова Е. А. Формирование региональной кадровой политики на основе анализа и оценки потенциала аграрной науки и образования/Е. А. Дерунова//Вестник Алтайского гос. аграр. ун-та. -2012. -№ 11. - С. 91-98

Сведения об авторах:

Дерунова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории инновационного развития производственного потенциала агропромышленного комплекса, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, Россия

Филатова Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.