Научная статья на тему 'Трансформация системы аграрного образования как фактор устойчивого развития АПК Республики Крым'

Трансформация системы аграрного образования как фактор устойчивого развития АПК Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / AGRARIAN REGION / THE REPUBLIC OF CRIMEA / STAFFING PLAN / AGRICULTURAL EDUCATION / FLAGSHIP UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Н. Ю.

В статье исследованы теоретико-методические подходы к классификации регионов с позиций современной регионалистики, дана социально-экономическая характеристика Республики Крым как аграрно-ориентированного региона. Отражены результаты мониторинга современного состояния АПК Республики Крым. Показано, что при производстве 17,1 % валового регионального продукта в аграрной сфере экономики занято всего 5,0 % трудового потенциала региона, а среди обучающихся в Крыму аграрную направленность выбрали лишь 6,3 % студентов. На основании комплексного анализа системы аграрного образования Республики Крым выявлено, что, несмотря на явный образовательно-отраслевой дисбаланс, проблема дефицита квалифицированных кадров для экономики региона с учетом наличия аграрного вуза и ряда учреждений среднего профессионального образования в настоящее время не является острой. С целью решения более актуальной задачи повышения качества подготовки молодых специалистов-аграриев и формирования механизма их привлечения в сельскую местность для трудоустройства разработан системно-целевой подход к аграрному образованию в регионе. Основой трансформации системы аграрного образования Республики Крым должна стать модель межотраслевого баланса кадрового обеспечения АПК, сформированная в рамках программ устойчивого развития сельских территорий региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF AGRICULTURAL EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The paper features theoretical and methodical approaches to theclassification of regions from positions of modern region studies. It contains social and economic characteristics of the Republic of Crimea as an agrarian region. The author has monitored the current state of agrarian and industrial complex of the Republic of Crimea. The research has revealed that although agriculture is responsible for 17,1 % of the gross regional product, only 5,0 % of labor capacity of the region are engaged in the agrarian sphere of economy, and only 6,3 % of Crimean students major in agriculture. A complex analysis of the Crimean agrarian complex has revealed that the problem of qualified personnel deficiency is not acute for the regional economy, as there is an agricultural institute, as well as a number of minor vocational education institutions. A more relevant task is to improve the quality of training of young specialists and to attract them into rural areas; for this purpose a system and targetapproach to agrarian education has been established in the region. The transformation of agricultural education in the republic should be based on the model of a wellbalanced interindustrial staffing plan of agrarian and industrial complex according to sustainable development programs of rural territories in the re gion.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы аграрного образования как фактор устойчивого развития АПК Республики Крым»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ SOCIOLOGY SCIENCE

УДК 316.334.55+338.43:331.5(470+571)+377+378

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Наталья Ю. Анисимова@

1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 295007, Россия, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4 @ [email protected]

Поступила в редакцию 02.03.2018. Принята к печати 27.03.2018.

Ключевые слова:

агропромышленный комплекс, аграрно-ори-ентированный регион, Республика Крым, кадровое обеспечение, аграрное образование, опорный университет.

Аннотация: В статье исследованы теоретико-методические подходы к классификации регионов с позиций современной регионалистики, дана социально-экономическая характеристика Республики Крым как аграрно-ориентированного региона. Отражены результаты мониторинга современного состояния АПК Республики Крым. Показано, что при производстве 17,1 % валового регионального продукта в аграрной сфере экономики занято всего 5,0 % трудового потенциала региона, а среди обучающихся в Крыму аграрную направленность выбрали лишь 6,3 % студентов. На основании комплексного анализа системы аграрного образования Республики Крым выявлено, что, несмотря на явный образовательно-отраслевой дисбаланс, проблема дефицита квалифицированных кадров для экономики региона с учетом наличия аграрного вуза и ряда учреждений среднего профессионального образования в настоящее время не является острой. С целью решения более актуальной задачи повышения качества подготовки молодых специалистов-аграриев и формирования механизма их привлечения в сельскую местность для трудоустройства разработан системно-целевой подход к аграрному образованию в регионе. Основой трансформации системы аграрного образования Республики Крым должна стать модель межотраслевого баланса кадрового обеспечения АПК, сформированная в рамках программ устойчивого развития сельских территорий региона.

Для цитирования: Анисимова Н. Ю. Трансформация системы аграрного образования как фактор устойчивого развития АПК Республики Крым // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 18-27. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-18-27

Каждый регион по-своему уникален с точки зрения его территориальной расположенности, демографической ситуации, природно-ресурсной обеспеченности, социально-экономического развития. Выделяют регионы-доноры и регионы-реципиенты, приграничные, трансграничные, транснациональные, кризисные, отсталые, конфликтные, стагнирующие, депрессивные, маргинальные, пионерные регионы, основываясь преимущественно на показателях их валового регионального продукта, самообеспечения и экономической безопасности [1-3]. Не менее важной является и классификация регионов по их производственно-функциональной ориентации, в рамках которой можно назвать добывающие, промышленные, аграрные, рекреационные и другие виды регионов.

Уникальность территориального расположения Республики Крым и ее природно-климатических ресурсов сформировали устойчивое представление о полуострове как преимущественно курортном регионе. Реже, но тем не менее в значительной степени, Крым называется в ряду аграрно-ориентированных регионов и практически никогда - как регион с развитой промыш-

ленностью. Эти утверждения основаны на структуре валового регионального продукта Республики, 17,1 % которого занимает продукция сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 15,8 % - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий, 10,9 % - транспорт и связь, 10,2 % - здравоохранение и предоставление социальных услуг [4].

Следует отметить, что в Крыму, особенно в советский период, достаточно эффективно развивались и отрасли промышленного производства, причем не только в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, но и машиностроительная (в т. ч. судостроительная), химическая, легкая, добывающая, электротехническая и другие сферы промышленности [5]. Однако разрыв межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных связей в начале 90-х гг. 20 века привел к значительному сокращению объемов промышленного производства в регионе, а также закрытию целого ряда крупных промышленных предприятий. Их возрождение находится в приоритетных направлениях регионального развития Республики Крым, однако требует значительных капиталовложе-

ний и соблюдения экологического равновесия в уникальных гео- и биосистемах полуострова.

В этой связи наиболее экологически безопасными, наименее ресурсозатратными и оптимально эффективными с точки зрения социально-экономических подходов для Крыма являются отрасли рекреации сельского хозяйства и пищевой промышленности [6]. Их взаимосвязь имеет комплексный, синергетиче-ский эффект для региона, проявляющийся в максимально полном обеспечении отдыхающих экологически чистыми продуктами питания и формировании их потребительских предпочтений к крымским продуктам после окончания отдыха. Кроме того, развитие в рамках аграрно-ориентированной экономики региона фермерских и личных подсобных хозяйств выступает залогом устойчивого развития сельских территорий, формирования таких туристических направлений, как зеленый и сельский туризм, снижения социально-экономической напряженности в отдаленных сельских районах и т. д.

Сегодня положение агропромышленного комплекса Республики Крым можно назвать кризисным: в регионе сокращаются посевные площади сельскохозяйственных культур, уменьшается поголовье скота и птицы, практически утеряны кормовая, эфиромас-личная, табачная отрасли, не функционирует ороси-тельно-мелиоративная система. Несмотря на усилия как региональных органов власти, так и фермерских хозяйств, позволяющие поддерживать положительную динамику объемов сельскохозяйственного производства, возрождение агропромышленного комплекса Республики Крым идет очень медленными темпами. Одним из сдерживающих факторов устойчивого развития аграрного сектора региона является сложная демографическая ситуация в сельских территориях полуострова, низкая занятость сельских жителей в АПК, отток молодежи в города, снижение уровня квалификации руководящих работников сельскохозяйственных предприятий.

В настоящее время экономика Крыма испытывает потребность в квалифицированных кадрах, что обусловлено наличием ряда противоречий в развитии трудового потенциала: нарушение механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг; сокращение образовательных услуг профессионально-технических учебных заведений, что негативно сказывается на предложении рабочих специальностей; последствия демографического кризиса 90-х гг. ХХ в., которые в последние годы привели к росту удельного веса возрастной группы «60 лет и старше» в общей численности населения; ухудшение качества подготовки кадров и др.

В сфере среднего профессионального образования Республики Крым функционирует 61 учреждение (27 профессионально-технических учебных заведений, 34 техникума и колледжа), где обучается свыше 27,4 тыс. человек. Профессиональная подготовка осуществляется по 97 профессиям и 55 специальностям. С целью совершенствования системы среднего профессионального образования в Крыму ведется

работа по оптимизации сети средних профессиональных образовательных организаций путем их реорганизации и укрупнения.

В сфере высшего образования Республики Крым функционируют 9 организаций (8 государственных и муниципальных вузов, 1 вуз частной формы собственности), в том числе 5 филиалов и 1 федеральный университет [7]. Следует отметить, что именно федеральный вуз (ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского») является для региона своего рода опорным университетом, объединившим в 2014 г. крупнейшие образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования Крыма. Несмотря на различный статус федеральных и опорных вузов в образовательной системе Российской Федерации [8], Крымский федеральный университет одновременно выступает центром, объединяющим в административном и идейном смысле всю образовательную деятельность в регионе, выступает важным фактором устойчивого развития полуострова, имеет ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ.

В целом численность контингента обучающихся в организациях высшего образования Республики Крым составляет 37,1 тыс. человек (или 0,78 % от контингента в целом по РФ), в том числе избравших очную форму обучения - 23,8 тыс. человек. Распределение контингента обучающихся в вузах Республики Крым представлено в таблице 1. (Все таблицы сформированы автором по данным мониторинга).

В процентном соотношении математические и естественные науки предпочли 7,9 % обучающихся в вузах Республики Крым, инженерное дело, технологии и технические науки - 14,9 %, здравоохранение и медицинские науки - 16,8 %, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - 6,3 %, науки об обществе - 31,7 %, образование и педагогические науки - 3,4 %, гуманитарные науки - 13,2 %, искусство и культуру - 5,9 % студентов. В то же время структура обучающихся в вузах не всегда отражает их первоначальные мотивы к получению той или иной специальности, о чем свидетельствуют результаты конкурсного отбора в образовательные учреждения. Так, в 2017 г. в ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» наивысший проходной балл был зафиксирован по таким направлениям подготовки, как юриспруденция, стоматология, филология (профиль «Английский язык и литература»), журналистика, физическая культура, реклама и связи с общественностью, градостроительство [9].

Система аграрного образования Республики Крым представлена Академией биоресурсов и природопользования (высшее образование), Агропромышленным колледжем в с. Маленькое, Прибрежненским аграрным колледжем, Техникумом гидромелиорации и механизации сельского хозяйства в пгт Советский (подразделения и филиалы КФУ им. В. И. Вернадского), а также Чапаевским агротехнологическим техникумом и Прудовским аграрным техникумом.

Таблица 1. Распределение контингента обучающихся в вузах Республики Крым по отраслям наук, 2016 г. Table 1. Distribution of Crimean students according to fields of science, 2016

Отрасли наук Распределение студентов

ФГАОУВО КФУ (Симферополь) КГМТУ (Керчь) ГПА КФУ (Ялта) ЕИСН КФУ (Евпатория) ИПОиМ КФУ (Армянск) КрФ ФГБОУ ВО РГУП

Математические и естественные науки 1892 83 - - - -

Инженерное дело, технологии и технические науки 2677 971 90 - - -

Здравоохранение и медицинские науки 4224 - - - - -

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 1492 86 - - - -

Науки об обществе 5890 310 580 - 58 752

Образование и педагогические науки - - 460 259 145 -

Гуманитарные науки 2736 - 390 167 39 -

Искусство и культура 299 - 366 - - -

Ретроспектива подготовки студентов в Академии биоресурсов и природопользования в динамике за 1980-2017 гг. представлена в таблице 2.

Аналогичные данные по подготовке магистрантов в Академии биоресурсов и природопользования представлены в таблице 3.

Анализ ретроспективной динамики системы высшего аграрного образования и структурных изменений в сфере подготовки специалистов-аграриев в Республике Крым позволил констатировать следующее: - поступательное наращивание численности студентов в последние 25 лет не коррелирует с катастрофическими темпами падения натуральных объемов производства продукции сельского хозяйства, показателей занятости и количества самих сельскохозяйственных предприятий (так, в 1980 г. вуз окончили 273 человека, а в 2010 г. - 1627 человек);

- расширение и структурная трансформация направлений подготовки специалистов (с 2005 г. вуз начал подготовку по таким специальностям, как технология бродильных производств и виноделие, технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов, технология молока и молочных продуктов, землеустройство и кадастр, садово-парковое хозяйство (ландшафтная архитектура), лесное хозяйство);

- значительная структурная деформация подготовки специалистов, начавшаяся в 90-е гг. 20 века (численность студентов, обучающихся по экономическим специальностям за период с 1990 г. по 2010 г. возросла в 3 раза - с 235 до 669 человек);

- относительно устойчивая динамика подготовки агрономов, агроинженеров и ветеринарных врачей [10].

Направления подготовки Годы

1980 1990 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017

Агрономия 95 112 60 85 65 59 50 54 52

Плодоовощеводство и виноградарство 107 87 73 96 64 - - - -

Механизация в сельском хозяйстве (с 2014 г. -Агроинженерия) - 125 93 102 112 91 96 81 64

Экономика и организация в сельском хозяйстве (с 2000 г. - Экономика предприятия, с 2015 г. -Экономика + Учет в АПК) 85 107 81 44 69 89 130 126 92

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве (с 2000 г. - Учет и аудит) 81 108 156 65 164 138 - - -

Таблица 2. Ретроспектива подготовки студентов в Академии биоресурсов и природопользования (уровень подготовки - бакалавриат), 1980-2017 гг.

Table 2. Retrospective of students' training in the Academy of Bioresources and Nature Management (bachelor's degree), 1980-2017

Направления подготовки Годы

1980 1990 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017

Финансы - - - 12 38 2S 7 44 26

Менеджмент - - 92 46 64 40 24 - -

Ветеринария -- - 76 79 95 74 52 69 60

Продукты питания из растительного сырья, профиль «Технология бродильных производств и виноделие» - - - 30 22 58 26 31 27

Продукты питания из растительного сырья, профиль «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов» - - - 1S 14 21 9 10 9

Продукты питания животного происхождения, профиль «Технология молока и молочных продуктов» - - - 11 24 24 10 25 10

Землеустройство и кадастр - - - 78 131 93 99 107 S0

Садово-парковое хозяйство

(с 2014 г. - Ландшафтная архитектура) - - - 12 23 30 29 29 19

Лесное хозяйство (дело) - - - 7 13 34 40 52 35

Экономическая кибернетика

(с 2014 г. - Системный анализ и управление) - - - - 13 - - 7 9

Охотничье хозяйство - - - - 11 - - - -

Садоводство - - - - - - 67 60 76

Таблица 3. Ретроспектива подготовки студентов в Академии биоресурсов и природопользования (уровень подготовки - магистратура), 2000-2017 гг.

Table 3. Retrospective of preparation of students in the Academy of Bioresources and Nature Management (master degree), 2000-2017

Магистерские программы Годы

2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017

Агрономия 3 69 63 42 1S 42 34

Плодоовощеводство и виноградарство 1 107 65 - - - -

Экономика и организация в сельском хозяйстве (с 2005 г. -«Экономика предприятий АПК») - 46 105 25 - 27 78

Менеджмент 2 43 53 - - - -

Учет и аудит 2 306 124 - - - -

Механизация в сельском хозяйстве (с 2014 г. - Агроинженерия) 2 92 119 44 42 44 46

Продукты питания из растительного сырья, профиль «Технология бродильных производств и виноделие» - 32 35 29 9 32 23

Продукты питания из растительного сырья, профиль «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов» 17 19 23 9 4

Продукты питания животного происхождения, профиль «Технология молока и молочных продуктов» - S 27 - 12 15 9

Землеустройство и кадастр - 43 117 94 - 55 30

Садово-парковое хозяйство (с 2014 г. - Ландшафтная архитектура) - 10 16 - - 2S 10

Финансы - 2 52 - - 12 11

Лесное хозяйство - - 29 - - 34 31

Садоводство - - - - 21 34 25

Отметим, что ярко выраженной тенденцией системы высшего аграрного образования Республики Крым последних лет является трансформация источников финансирования подготовки студентов. За последние 2 года практически все студенты Академии биоресурсов и природопользования обучаются за счет средств государственного бюджета. Так, в 2016 г. общее количество обучающихся в Академии биоресурсов и природопользования (АБИП) по программам бакалавриата на условиях компенсации затрат составило всего

6 человек, а по программам магистратуры - вообще отсутствовало (таблица 4). Усилившаяся зависимость аграрного вуза Крыма от средств государственного бюджета снижает конкурентоспособность Академии биоресурсов и природопользования на рынке аграрных образовательных услуг, нивелирует реализацию перспективных стратегий ее развития, приводит к отсутствию таких рыночных агрегатов, как самоокупаемость и самофинансирование.

Таблица 4. Источники финансирования подготовки обучающихся по аграрным специальностям в Академии биоресурсов и природопользования, 2014-2016 гг.

Table 4. Sources of financing for students majoring in agriculture in the Academy of Bioresources and Nature Management, 2014-2016

Направления подготовки Всего В т. ч. за счет госбюджета На условиях компенсации затрат

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Программы бакалавриата - всего 388 317 326 310 290 320 78 27 6

19.03.02 - Продукты питания из растительного сырья 51 37 40 35 35 40 16 2 -

19.03.03 - Продукты питания животного происхождения 17 16 20 15 15 20 2 1 -

21.03.02 - Землеустройство и кадастры 66 46 44 50 40 40 16 6 4

21.03.03 - Геодезия и дистанционное зондирование 12 23 25 10 20 25 2 3 -

27.03.03 - Системный анализ и управление 11 18 17 10 10 15 1 8 2

35.03.01 - Лесное дело 46 22 30 35 20 30 11 2 -

35.03.04 - Агрономия 48 46 50 45 45 50 3 1 -

35.03.05 - Садоводство 53 45 35 50 45 35 3 - -

35.03.06 - Агроинженерия 84 64 65 60 60 65 24 4 -

36.05.01 - Ветеринария (программа специа-литета) 164 75 99 99 40 90 65 35 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы магистратуры - всего 200 150 150 195 150 150 5 - -

19.04.02 - Продукты питания из растительного сырья 40 20 20 40 20 20 - - -

19.04.03 - Продукты питания животного происхождения 15 10 10 15 10 10 - - -

21.04.02 - Землеустройство и кадастры 34 35 35 30 35 35 4 - -

35.04.01 - Лесное дело 20 10 15 20 10 15 - - -

35.04.04 - Агрономия 25 20 20 25 20 20 - - -

35.04.05 - Садоводство 25 20 20 25 20 20 - - -

35.04.06 - Агроинженерия 41 35 30 40 35 30 1 - -

В таблице 5 представлены данные конкурса на госбюджетные места в АБИП «КФУ им. В. И. Вернадского» в динамике за 2014-2016 гг. Как видно из представленных в таблице 5 данных, в вузе выявлено увеличение конкурса по таким направлениям подготовки уровня бакалавриата, как землеустройство и кадастры (на 70,4 %), лесное дело (на 37,5 %), садоводство (на 21,1 %). Что касается уровня магистратуры, то в ней увеличение конкурса выявлено практически

по всем магистерским программам АБИП. Как уже отмечалось, в Крыму подготовку младших специалистов-аграриев осуществляет 6 учебных заведений системы среднего профессионального образования. Наиболее устойчивое положение в агрообразователь-ной сфере региона занимают 2 образовательных учреждения (таблица 6).

Анализируя данные, представленные в таблице 6, можно отметить, что в исследуемых учреждениях

среднего профессионального аграрного образования Республики Крым наблюдается снижение количества обучающихся, соответственно, на 106 человек, или 38,4 % (в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства) и на 37 человек, или 14,3 % (в Агропромышленном колледже в с. Маленькое). Кроме того, сельскохозяйственные техникумы и колледжи имеют ряд проблем, касающихся распределения студентов по направлениям подготовки. В Чапаевском

агротехнологическом и особенно в Прудовском аграрном техникумах значительное количество студентов обучается на специальностях, не относящихся непосредственно к аграрному профилю. Учитывая финансовую оправданность непрофильных направлений, система средне-специального аграрного образования не способна сегодня в полной мере концентрировать ресурсы для целей профильного обучения.

Таблица 5. Динамика конкурсного показателя по направлениям подготовки в Академии биоресурсов и природопользования, 2014-2016 гг.

Table 5. Dynamics of the competitive indicator according to the areas of training at the Academy of Bioresources and Nature Management, 2014-2016

Направления подготовки 2014 2015 2016 2016 в % к 2014

Направления подготовки уровня бакалавриата

19.03.02 - Продукты питания из растительного сырья 2,2 2,5 2,5 113,6

19.03.03 - Продукты питания животного происхождения 4,1 2,6 2,3 56,1

21.03.02 - Землеустройство и кадастры 2,7 5,0 4,6 170,4

21.03.03 - Геодезия и дистанционное зондирование 3,5 3,0 2,S S0,0

27.03.03 - Системный анализ и управление 4,9 3,2 3,1 63,3

35.03.01 - Лесное дело 1,6 3,0 2,2 137,5

35.03.04 -- Агрономия 2,3 1,9 2,2 95,7

35.03.05 - Садоводство 1,9 1,S 2,3 121,1

35.03.06 - Агроинженерия 1,S 1,7 1,7 94,4

36.05.01 - Ветеринария (уровень специалитета) 2,0 2,S 1,9 95,0

Магистерские программы

19.04.02 - Продукты питания из растительного сырья 1,0 1,3 1,5 150,0

19.04.03 - Продукты питания животного происхождения 1,0 1,4 1,3 130,0

21.04.02 - Землеустройство и кадастры 1,3 1,3 1,4 107,7

35.04.01 - Лесное дело 1,0 1,1 1,5 150,0

35.04.04 - Агрономия 1,2 1,4 1,6 133,3

35.04.05 - Садоводство 1,0 1,4 1,9 190,0

35.04.06 - Агроинженерия 1,0 1,1 1,2 120,0

Таблица 6. Ретроспектива подготовки обучающихся в системе среднего профессионального аграрного образования Республики Крым

Table 6. Retrospective of the training of students in the system of secondary professional agricultural education in the Republic of Crimea

Направления подготовки 1980 1990 2000 2005 2010 2015 2016

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Природоохранное обустройство территорий 57 48 15 20 12 13 12

Землеустройство - - 22 1S 13 17 11

Механизация сельского хозяйства 115 94 52 44 36 34 30

Коммерция (по отраслям) - - 43 34 19 6 13

Всего 172 142 132 116 S0 70 66

Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) ФГФОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Агрономия 135 124 106 95 103 91 105

Направления подготовки 1980 1990 2000 2005 2010 2015 2016

Экономика и бухгалтерский учет 124 132 113 116 143 89 100

Финансы - - - - - 17 17

Всего 259 256 219 211 246 197 222

Еще одной значимой проблемой системы аграрного образования Республики Крым является относительно низкая степень профессионального трудоустройства выпускников по сравнению с молодыми специалистами других направлений подготовки. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Крым [11], удельный вес молодых специалистов, принятых

на работу после окончания учебных заведений, составляет 83,0 % (таблица 7). При этом доля принятых на работу молодых специалистов - выпускников профильных аграрных вузов, составляет всего 34,7 %, по колледжам и техникумам данный показатель существенно выше - 75,4 %.

Вид образовательного учреждения и направление подготовки Подготовлено специалистов Принято на работу молодых специалистов выпуска отчетного года

Всего в т. ч. очная заочная Всего в рамках целевой контрактной подготовки

за счет федерального бюджета в рамках целевой контракт-ной подготовки

2014 2016 2014 2016 2014 2016 2014 2016 2014 2016 2014 2016

Вузы, всего 540 540 236 236 75 161 304 304 447 447 - -

- агрономия 41 41 25 25 25 16 16 37 37 - -

- инженерия 86 86 43 43 5 38 43 43 71 71 - -

- ветеринария 54 54 54 54 5 49 - - 47 47 - -

- экономика и управление 63 63 20 20 12 8 43 43 52 52 - -

- учет, анализ и аудит 156 156 47 47 32 15 109 109 126 126 - -

- финансы и кредит 99 99 24 24 15 9 75 75 79 79 - -

- менеджмент организации 41 41 23 23 6 17 18 18 35 35 - -

Техникумы, всего 142 - 90 - - - 52 - 18 - - -

- коммерция 24 - 13 - - - 11 - 4 - - -

- земельные имущественные отношения 31 - 21 - - - 10 - 1 - - -

- мелиорация 25 - 15 - - - 10 - 4 - - -

- другие 62 - 41 - - - 21 - 9 - - -

Колледжи, всего 390 337 285 248 104 202 105 89 240 - 124 -

- агрономия 143 99 105 71 35 67 38 28 83 - 61 -

- зоотехния 20 26 11 12 8 12 9 14 14 - - -

- инженерия 84 66 46 37 20 29 38 29 59 - 7 -

- ветеринария 35 38 35 38 6 22 - - 25 - 8 -

- экономика, учет и контроль 92 94 72 76 20 65 20 18 48 - 48 -

другие 16 14 16 14 15 7 - - 11 - - -

Таблица 7. Динамика подготовки и трудоустройства молодых специалистов в сельскохозяйственные организации Республики Крым, 2014-2016 гг.

Table 7. Dynamics of training and employment of young specialists in agricultural organizations of the Republic of Crimea, 2014-2016

Однако проблемы с трудоустройством у выпускников аграрных образовательных учреждений в Крыму связаны, прежде всего, не с отсутствием рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях, а с их несбалансированностью в разрезе отдельных специальностей. Так, за период 2014-2016 гг. отклонения фактической занятости работников аграрного сектора экономики Крыма от их штатной потребности сократились на 24,4 % (с 217 человек в 2014 г. до 164 человек в 2016 г.). Наибольшая потребность выявлена по следующим специалистам-аграриям:

- специалисты по охране окружающей среды (экологи) - 158 человек;

- экономисты АПК - 74 человека;

- работники служб управления персоналом всех уровней (руководители, заместители руководителей служб по кадрам, специалисты, инспекторы по кадрам) - 54 человека;

- руководители среднего звена (начальники цехов, отделов, участков, комплексов, управляющие отделениями, фермами и др.) - 28 человек;

- главные агрономы - 26 человек;

- главные зоотехники - 21 человек.

В свою очередь, переизбыток или наибольший отрицательный спрос выявлен по бухгалтерам - 82 человека, агрономам всех специальностей - 32 человека, энергетикам и электрикам - 36 человек, ветеринарным врачам, ветфельдшерам, ветинспекто-рам - 15 человек, главным бухгалтерам - 12 человек.

На сегодняшний день в АПК Крыма практически отсутствует эффективный экономико-организационный механизм регулирования спроса и обеспечения образовательного предложения специалистов-аграриев. Выявленная потребность в работниках аграрного профиля, к сожалению, носит оперативный характер. Однако можно констатировать, что существующая система аграрного образования Республики Крым может полностью обеспечить потребности производственно-отраслевого спроса аграрного сектора экономики, причем не только Крыма, а и других аграрно-ориентированных регионов Российской Федерации. Для этого необходима поступательная

реализация методологических концептов развития системы аграрного образования в контексте стратегической необходимости инновационно-технологического обеспечения экономики АПК посредством формирования целостной системы управления качеством подготовки и развитием потенциала специалистов-аграриев. Одной из прочих причин нежелания выпускников аграрных вузов следовать профессиональной траектории профильного развития является сравнительно низкий уровень заработной платы в отрасли сельскохозяйственного производства. В этой связи ориентирами приоритетов повышения эффективности трудового потенциала АПК в процессе его реализации должны выступать:

- структурная перестройка всего производственно-хозяйственного комплекса региона;

- возрождение экономически значимых аграрных отраслей экономики полуострова;

- обоснование сбалансированного с потребностями АПК образовательного предложения специалистов-аграриев;

- активизация процесса обучения специалистов-аграриев высшего и среднего звена на основе принципов дуальности, предусматривающих взаимосвязь академической теоретической подготовки и практической работы на сельскохозяйственных предприятиях.

Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 г., предусматривает пересмотр структуры и содержания дисциплин в высших учебных заведениях, разработку новых подходов к организации учебного процесса, повышение качества подготовки специалистов для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Первоочередной задачей здесь является формирование нового уровня мышления, объединяющего творческий потенциал, предпринимательство, готовность к риску, социальную и профессиональную мобильность, преодоление консервативных взглядов. Таким образом, основной целью системы аграрного образования Республики Крым должна быть подготовка конкурентоспособной личности, способной к самосовершенствованию и жесткой конкуренции на рынке труда.

Литература

1. Гурьева М. А., Симарова И. С. Основные подходы к типологизации регионов // Перспективы науки. 2017. № 9. С. 33-50.

2. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. О сущности и соотношении понятий «регион», «международный», «транснациональный» и «трансграничный» регион // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 3. С. 8-15.

3. Чертушкин К. О., Голубев Н. Е. Виды регионов-доноров и регионов-реципиентов // Инновационно-технологическое развитие науки: сборник статей международной научно-практической конференции (Волгоград, 05 апреля 2017): в 3-х ч. Ч. 1. Уфа, 2017. С. 262-264.

4. Валовой региональный продукт Республики Крым // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. Режим доступа: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/crimea/m/statistics/stat_Crimea/grp/ (дата обращения: 25.01.2018).

5. Экономика АПК Крыма: состояние и перспективы развития: монография / под ред. А. К. Джалал, П. Н. Майданевича. Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. 514 с.

6. Харсеева А. В., Афонина Д. В. Республика Крым - инвестиции и стратегия развития // ASPECTUS. 2016. № 3. С. 88-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Митина Э. А. Современное состояние и проблемы развития системы образования в Республике Крым // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-1. С. 233-239.

8. Ящук Т. Ф. Формирование системы учреждений высшего образования в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 2. С. 45-51.

9. Приемная комиссия КФУ им. В. И. Вернадского. Проходные баллы в 2017 году. Режим доступа: http:// abitur.cfuv.ru/abitur/vysshee-obrazovanie/prokhodnye-bally-v-2017-godu (дата обращения: 27.01.2018).

10. Анисимова Н. Ю. Комплексная оценка современного состояния кадрового обеспечения АПК Республики Крым // KANT. 2017. № 4. С. 145-150.

11. Поддержка кадрового потенциала АПК // Министерство сельского хозяйства Республики Крым. Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=653783 (дата обращения: 27.01.2018).

TRANSFORMATION OF AGRICULTURAL EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Natalia Yu. Anisimova1 @1

1 Vernadsky Crimean Federal University, 4, Academician Vernadsky Ave., Simferopol, Russia, 295007 @1 [email protected]

Received 02.03.2018. Accepted 27.03.2018.

Keywords: agro- Abstract: The paper features theoretical and methodical approaches to the

industrial complex, classification of regions from positions of modern region studies. It contains social and

agrarian region, the economic characteristics of the Republic of Crimea as an agrarian region. The author

Republic of Crimea, has monitored the current state of agrarian and industrial complex of the Republic of

staffing plan, agricultural Crimea. The research has revealed that although agriculture is responsible for 17,1 % education, flagship of the gross regional product, only 5,0 % of labor capacity of the region are engaged

university. in the agrarian sphere of economy, and only 6,3 % of Crimean students major in

agriculture. A complex analysis of the Crimean agrarian complex has revealed that the problem of qualified personnel deficiency is not acute for the regional economy, as there is an agricultural institute, as well as a number of minor vocational education institutions. A more relevant task is to improve the quality of training of young specialists and to attract them into rural areas; for this purpose a system and target approach to agrarian education has been established in the region. The transformation of agricultural education in the republic should be based on the model of a well-balanced interindustrial staffing plan of agrarian and industrial complex according to sustainable development programs of rural territories in the region.

For citation: Anisimova N. Yu. Transformatsiia sistemy agrarnogo obrazovaniia kak faktor ustoichivogo razvitiia APK Respubliki Krym [Transformation of Agricultural Education System as a Factor of Sustainable Development of the Agrarian and Industrial Complex in the Republic of Crimea]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2018): 18-27. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-18-27.

References

1. Gur'eva M. A., Simarova I. S. Osnovnye podkhody k tipologizatsii regionov [Main approaches to the typology of regions]. Perspektivy nauki = Prospects of science, no. 9 (2017): 33-50.

2. Fedorov G. M., Korneevets V. S. O sushchnosti i sootnoshenii poniatii «region», «mezhdunarodnyi», «transnatsional'nyi» i «transgranichnyi» region [On the essence and a ratio of the concepts «region», «international», «transnational» and «cross-border» region]. VestnikBaltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta = Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant, no. 3 (2010): 8-15.

3. Chertushkin K. O., Golubev N. E. Vidy regionov-donorov i regionov-retsipientov [Types of donor regions and recipient regions]. Innovatsionno-tekhnologicheskoe razvitie nauki: sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Volgograd, 05 aprelia 2017) [Innovative and technological development of science: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf. (Volgograd, April 05 2017)]. Ufa, part. 1 (2017): 262-264.

4. Valovoi regional'nyi produkt Respubliki Krym [Gross regional product of the Republic of Crimea]. Available at: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/ stat_crimea/grp/ (accessed 22.01.2018).

5. Ekonomika APK Kryma: sostoianie i perspektivy razvitiia [Economy of agrarian and industrial complex of the Crimea: state and prospects of development]. Ed. Dzhalal A. K., Maidanevich P. N. Simferopol: DIAIPI, 2017, 514.

6. Kharseeva A. V., Afonina D. V. Respublika Krym - investitsii i strategiia razvitiia [The Republic of Crimea -investments and the development strategy]. ASPECTUS, no. 3 (2016): 88-92.

7. Mitina E. A. Sovremennoe sostoianie i problemy razvitiia sistemy obrazovaniia v Respublike Krym [The current state and problems of development of an education system in the Republic of Crimea]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia = Problems of modern pedagogical education, no. 55-1 (2017): 233-239.

8. Iashchuk T. F. Formirovanie sistemy uchrezhdenii vysshego obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Formation of system of institutions of higher education in the Russian Federation]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia: Pravo = Bulletin of Omsk University. Series: Law, no. 2 (2017): 45-51.

9. Priemnaia komissiia KFU im. V. I. Vernadskogo. Prokhodnye bally v 2017 godu [Selection committee of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Lowest passing scores in 2017]. Available at: http://abitur.cfuv.ru/ abitur/vysshee-obrazovanie/prokhodnye-bally-v-2017-godu (accessed 27.01.2018).

10. Anisimova N. Iu. Kompleksnaia otsenka sovremennogo sostoianiia kadrovogo obespecheniia APK Respubliki Krym [Complex assessment of the current state of the staffing of the Agroindustrial Complex of the Republic of Crimea]. KANT, no. 4 (2017): 145-150.

11. Podderzhka kadrovogopotentsiala APK [Support of personnel capacity of agrarian and industrial complex]. Available at: http://msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=653783 (accessed 27.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.