Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/88ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 18.12.2018; опубликована 14.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Сорокина Н.Л. Региональные аспекты управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/88ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sorokina N.L. (2018). Formation of an ecosystem of agrarian education in the context of innovative and technological transformations of economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https ://esj. today/PDF/88ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 33.338.49
Сорокина Наталья Леонидовна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь, Россия
Институт экономики и управления Аспирант кафедры «Государственного и муниципального управления»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=1004095
Региональные аспекты управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики
Аннотация. В статье изложены результаты исследования региональных аспектов управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики и обоснования направлений его оптимизации на примере Республики Крым. Рассмотрены показатели функционирования агропромышленного комплекса Крыма, дана оценка эффективности использования его материальных ресурсов, выявлены проблемные вопросы в управлении материальным обеспечением аграрных предприятий региона.
Управление материальными ресурсами в аграрном секторе экономики можно обобщенно рассматривать на двух уровнях: на уровне отдельных предприятий и на государственном уровне. Фактически роль государственных органов управления материальными ресурсами сегодня сведена к выполнению двух функций - координации и контролю, что соответствует условиям рыночной экономики, но и приводит к субъект-объектной разобщенности в управлении материальными ресурсами аграрного сектора на регионально-отраслевом уровне.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что наиболее оптимальным уровнем для управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики является региональный, совмещающий в себе возможности государственного регулирования АПК и организационно-экономические механизмы функционирования предприятий отрасли. Такая модель взаимосвязи региональных и отраслевых органов управления позволяет повысить адресность и целевую направленность государственных программ устойчивого развития аграрного сектора экономики, сформировать единую информационную базу для сокращения сроков принятия управленческих решений на уровне региона. Региональный уровень принятия решений важен и потому, что в обеспечении АПК материальными ресурсами задействован не только аграрный сектор экономики, но и целый ряд смежных отраслей, управление которыми не входит в сферу деятельности органов управления сельским хозяйством.
Ключевые слова: материальные ресурсы; материальное обеспечение; агропромышленный комплекс; аграрный сектор экономики; управление; регион; отрасль; информация; система регионального управления
Введение
Материальные ресурсы выступают одним из важнейших и неотъемлемых элементов любого производственного процесса. Их виды многочисленны, а классификация - сложна и многообразна, что порождает различные трактовки самого термина «материальные ресурсы». В то же время, абстрагируясь от второстепенных признаков их сущности, можно констатировать, что материальные ресурсы - это экономические ресурсы в материально-вещественной форме [6], представляющие собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг [8].
В составе материальных ресурсов выделяют такие укрупненные группы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тару, запасные части, комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты. Практически все они в той или иной мере сопровождают производственный процесс в любой из отраслей, приобретая присущие ей особенности. В то же время таких специфических материальных ресурсов, как в аграрном секторе экономики, нет ни в одной из сфер народного хозяйства. Это семена, посадочный материал, удобрения, корма, молодняк животных, имеющие биологически активный характер и требующие повышенного внимания и соответствующего управления на различных уровнях, от внутрихозяйственного до государственного [13].
Целью проведенного исследования явился анализ региональных аспектов управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики и обоснование направлений его оптимизации на примере Республики Крым.
В ходе исследования были использованы следующие методы: монографический (для обоснования понятийно-категориального аппарата управления материальными ресурсами); абстрактно-логический (для обобщения концептуальных подходов к исследованию процесса и функций управления); экономико-статистический (при изучении тенденций развития аграрного сектора экономики на региональном уровне); расчетно-конструктивный (при обосновании совершенствования информационного обеспечения процесса управления материальными ресурсами АПК региона).
Результаты и обсуждение
Несмотря на важность вопросов материального обеспечения аграрного сектора экономики на всех уровнях управления, в научной литературе они освещаются преимущественно на уровне отдельных предприятий. Так, в исследовании А.Е. Шамина и А.Д. Черемухина раскрыты сущность, классификация и особенности воспроизводства материальных ресурсов как элемента оборотного капитала сельскохозяйственных организаций [12], А.А. Сатмурзаев рассматривает особенности управления материальными ресурсами и материальными затратами аграрных предприятий [7], Е.А. Боброва, Н.А. Лытнева и Е.А. Кыштымова изучают методику составления управленческой отчетности для контроля материальных затрат предприятий АПК [3], а Е.А. Марченко и О.В. Демчук предлагают направления совершенствования системы управления материальными ресурсами предприятия
[5].
Такой уклон в научных исследованиях объясняется тем, что в настоящее время система материального обеспечения АПК преимущественно функционирует и развивается именно на
уровне аграрных предприятий. По мнению вышеуказанных авторов, функции государственного управления материальными ресурсами аграрного сектора, кроме разработки программ его устойчивого развития, а также контроля за их выполнением, практически утрачены. В этих условиях резко возросла роль поставщиков материальных ресурсов (фирм, предприятий, ассоциаций) и их потребителей (сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий) как основных субъектов управления. Механизм государственного управления ресурсным обеспечением АПК трансформировался в самостоятельный механизм хозяйствования, который предусматривает свободный поиск партнеров, выбор форм и методов оплаты, дифференциацию механизмов ценообразования.
Управление материальными ресурсами в аграрном секторе экономики на государственном уровне можно обобщенно рассматривать как сферу отраслевого или регионального регулирования деятельности агротоваропроизводителей. Эти аспекты неразделимы и системно взаимосвязаны, так как сельскохозяйственное производство максимально эффективно в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями. Именно региональный уровень управления материальными ресурсами АПК позволяет оптимизировать процесс принятия управленческих решений с учетом всех территориальных и отраслевых факторов.
Особенностям регионального управления материальными ресурсами АПК посвящены работы О.Н. Терентьевой [11], А.А. Башировой и А.М. Садыковой [2], Ю.М. Скляровой, И.Ю. Склярова и Л.А. Латышевой [10]. В них представлены результаты исследований авторов по оценке и организации системы материального обеспечения на уровне отдельных регионов, в частности, Ставропольского края, Саратовской области и Дагестана. Что же касается такого региона Российской Федерации, как Республика Крым, то особенности управления материальными ресурсами АПК полуострова в составе РФ пока недостаточно изучены в силу короткого временного периода нахождения региона в данном геополитическом статусе.
В структуре валового регионального продукта Республики Крым аграрный сектор занимает 22,4 %, сельские территории составляют 87,2 %, а удельный вес сельского населения в его общей численности - 49,2 %, что позволяет характеризовать Крым как аграрно-ориентированный регион [1]. О важности агропромышленного комплекса в развитии полуострова свидетельствуют также показатели занятости населения в аграрном секторе региона и рост количества сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (табл. 1).
Таблица 1
Показатели функционирования аграрного сектора Республики Крым
Отраслевая структура ВРП 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. в % к 2014 г.
Стоимость продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн руб. 43957,7 42556,4 41740,3 95,0
Стоимость продукции рыболовства и рыбоводства, млн руб. 72,0 452,8 409,8 569,2
Стоимость продукции обрабатывающих производств, млн руб. 16814,6 23747,9 28702,4 170,7
Удельный вес аграрного сектора в общем объеме ВРП, % 32,1 25,1 22,4 69,8
Среднесписочная численность работников сельскохозяйственного производства, тыс. чел. 18,2 17,0 20,7 113,7
Среднесписочная численность работников перерабатывающей промышленности, тыс. чел. 68,4 51,1 61,3 89,6
Удельный вес работников аграрного сектора в общей численности работающего населения региона, % 22,2 20,1 22,0 99,1
Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esi.today
Отраслевая структура ВРП 2014 год 2015 год 2016 год 2016 г. в % к 2014 г.
Численность сельскохозяйственных предприятий в регионе, ед. 685 1251 1337 195,2
Численность крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в регионе, ед. 407 1822 2262 555,8
Составлено автором по данным Управления ФСГС по Республике Крым и г. Севастополю1
На региональном уровне отраслевым органом управления аграрным сектором Республики Крым является Министерство сельского хозяйства, в котором вопросами материально-технического обеспечения АПК занимается отдел механизации и мелиорации Управления растениеводства и механизации. Как следует из перечня его задач, представленных на официальном сайте Министерства2, приоритетным для отдела является проведение мониторинга состояния техники в АПК Республики Крым и оказание содействия в техническом перевооружении аграрных предприятий. В части же материальных ресурсов принятие управленческих решений касается только вопросов формирования и рационального использования горюче-смазочных материалов в период напряженных полевых работ.
Этого же принципа в обработке отраслевой информации придерживается и Управление ФСГС по Республике Крым и г. Севастополю, анализирующее данные только о наличии тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин в сельскохозяйственных организациях3. Следует отметить, что на сайте ФСГС4 представлена более развернутая информация о материальных ресурсах аграрного сектора России, в том числе по ее регионам, однако, она тоже ограничена сведениями о парке основных видов техники, внесении минеральных и органических удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель.
Сегодня роль регионального органа управления АПК Республики Крым в сфере материального обеспечения фактически сведена к выполнению двух функций - координации и контролю, тогда как планирование, организация и мотивация полностью возложены на хозяйствующих субъектов. С одной стороны, это разделение функций управления соответствует условиям рыночной экономики, с другой - приводит к субъект-объектной разобщенности в управлении материальными ресурсами аграрного сектора на регионально-отраслевом уровне.
Одним из региональных аспектов функционирования аграрного сектора в Республике Крым является его государственная поддержка как одного из приоритетных направлений экономики полуострова. Бюджетное финансирование сельхозтоваропроизводителям выделяется по целому перечню программ развития растениеводства, животноводства, пищевой промышленности, малых форм хозяйствования, кадрового потенциала АПК5. Однако, в части материального обеспечения такая практика ограничена вследствие отсутствия соответствующего информационного обеспечения для принятия обоснованных управленческих решений. Это же обстоятельство сокращает потенциал привлечения внебюджетных инвестиций для формирования материальной базы аграрных предприятий, так как оценить эффективность использования ими материальных ресурсов на уровне отрасли или региона не представляется возможным.
1 http://crimea. gks. ru/.
2 https://msh.rk. gov.ru/ru/document/show/635.
3 http://crimea. gks. ru/wps/wcm/connect/ro sstat_ts/crimea/ru/statistics/stat_Crimea/enterprises/agriculture/.
4 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#.
5 https://msh.rk. gov.ru/ru/index.
Полное, достоверное и своевременное информационное обеспечение выступает одним из основных условий эффективного управления. При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных правил информация будет искажена, что приведет к принятию неверных управленческих решений. Объем и содержание информации, которая используется в процессе управления, должны отвечать организационно-управленческой структуре объекта управления, ее функциональности, техническим возможностям обработки, а также сложившейся системе документооборота.
В настоящее время превалирующая часть информации, предоставляемая аграрными предприятиями федеральным, региональным и отраслевым органам управления, носит финансовый, а не экономический характер, что делает невозможным расчет показателей эффективности материального обеспечения и использования материальных ресурсов для целей дальнейшего прогнозирования. Из данных финансовой отчетности можно почерпнуть информацию об общей стоимости материальных ресурсов аграрного предприятия и рассчитать показатели эффективности их использования, при условии, что организация детализирует эти данные в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Более подробно материальное обеспечение аграрного производства раскрыто в статистической отчетности (в частности, в ф. № 8-АПК), однако в ней отражены уже понесенные предприятием материальные затраты, а не имеющиеся материальные ресурсы. Кроме того, эта информация носит констатирующий, а не прогнозный характер и не позволяет осуществить полноценное планирование материального обеспечения агротоваропроизводителей на будущие периоды.
Одним из проблемных аспектов регионального управления материальными ресурсами АПК Республики Крым является децентрализация сбора информации, содержащейся в финансовой и статистической отчетности. Если финансовая отчетность предоставляется (хотя и не всегда в полном объеме) практически во все исполнительные и контролирующие органы государственного управления регионального уровня, то статистическая отчетность, согласно действующего законодательства - только в Управление ФСГС по Республике Крым и г. Севастополю 6 и в Министерство сельского хозяйства Республики Крым. При этом региональный орган статистики не анализирует информацию по отраслевым материальным ресурсам, а Министерство сельского хозяйства требует ее только у предприятий, получивших целевое бюджетное финансирование или претендующих на его получение7.
Получить представление об общей стоимости и эффективности использования материальных ресурсов аграрного сектора Республики Крым можно, сгруппировав данные, публикуемые глобальной справочной системой «Rusprofile.ru» 8 . Согласно данным, представленным на сайте, в настоящее время в АПК Республики Крым зарегистрировано, согласно основному виду деятельности по ОКВЭД: в отрасли растениеводства - 1094 предприятия, в отрасли животноводства - 118 предприятий, в сфере смешанного сельского хозяйства - 74 предприятия, в сфере охоты - 36 предприятий, в сфере предоставления сельскохозяйственных услуг - 83 предприятия, в отрасли рыболовства и рыбоводства - 97 предприятий, в сфере производства пищевых продуктов - 376 предприятий, в сфере производства напитков - 172 предприятия.
Кроме того, к сфере АПК, согласно общепринятому экономическому определению [4, 6, 9], относятся не только предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственного сырья, но и организации, функционирующие в сферах аграрного
6 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=296160&rnd=B685F02C21E0E67C48 0FC691D498963E&from=149837-5#023177557728537268.
7 https://msh.rk.gov.ru/ru/structure/23.
8 https://www.rusprofile.ru/.
машиностроения, легкой промышленности, хранения и реализации аграрной продукции. В частности, в Республике Крым осуществляют деятельность 4 предприятия по производству табачных изделий, 2 предприятия по производству текстильных изделий, 6 предприятий по производству обуви, 8 предприятий по производству машин и оборудования для сельского хозяйства, 86 предприятий занимаются оптовой и 635 - розничной специализированной торговлей сельскохозяйственным сырьем, пищевыми продуктами и напитками. При этом данные предприятия и организации не являются непосредственно сельхозтоваропроизводителями, поэтому не учитываются при разработке региональных программ в сфере АПК и не являются объектом отраслевого управления.
Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов аграрного сектора экономики Республики Крым представлен в табл. 2.
Таблица 2
Показатели эффективности использования материальных ресурсов аграрного сектора экономики Республики Крым
Показатели 2015 год 2016 год 2017 год 2017 г. в % к 2015 г.
Материальные ресурсы, млн руб. 27548,6 36302,1 43639,9 158,4
Выручка от реализации, млн руб. 90431,3 69013,7 65273,9 72,2
Чистая прибыль, млн руб. 575,0 7176,0 736,2 128,0
Сумма материальных затрат, млн руб. 27988,8 38220,1 47930,5 171,2
Материалоемкость продукции, руб. 0,31 0,55 0,73 235,5
Материалоотдача, руб. 3,23 1,81 1,36 42,1
Коэффициент оборачиваемости, об. 3,28 1,90 1,50 45,7
Длительность оборота, дн. 111,3 192,1 243,3 218,6
Уровень рентабельности, % 2,09 19,77 1,69 80,9
Составлено автором
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 2, за период 2015-2017 гг. общая стоимость материальных ресурсов аграрного сектора Республики Крым возросла на 16091,3 млн руб. или 58,4 % и составила на начало 2018 года 43639,9 млн руб. Также за последние три года увеличилась и сумма материальных затрат аграрных предприятий региона (на 19941,7 млн руб. или 71,2 %), что, в совокупности со снижением выручки от реализации аграрной продукции, привело к соответствующему росту ее материалоемкости (на 0,42 руб. или 135,5 %). Негативная динамика прослеживается и в изменении других показателей эффективности использования материальных ресурсов агротоваропроизводителей Республики Крым. Так, материалоотдача снизилась на 1,87 руб. или 57,9 %, коэффициент оборачиваемости материальных ресурсов - на 1,78 об. или 54,3 %, уровень рентабельности - на 0,4 %, при этом длительность одного оборота увеличилась, соответственно, на 132 дня или 118,6 %.
Таким образом, материальные ресурсы аграрного сектора Республики Крым используются в настоящее время недостаточно эффективно. Являясь наиболее значимой статьей затрат при производстве и реализации аграрной продукции, они выступают существенным резервом сокращения ее себестоимости и повышения эффективности функционирования АПК в целом. При этом наиболее оптимальным уровнем для управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики является региональный, совмещающий в себе возможности государственного регулирования АПК и организационно-экономические механизмы функционирования предприятий отрасли.
Исходя из приоритетности развития и государственной поддержки аграрного сектора Республики Крым, региональные органы управления материальными ресурсами АПК должны выполнять не только координационно-контрольные функции, но и быть вовлечены в процесс отраслевого планирования и организации материального обеспечения. Такая взаимосвязь региональных и отраслевых органов управления позволит повысить адресность и целевую
направленность государственных программ устойчивого развития аграрного сектора экономики, сформировать единую информационную базу для сокращения сроков принятия управленческих решений на уровне региона. Региональный уровень принятия решений важен и потому, что в обеспечении АПК материальными ресурсами задействован не только аграрный сектор экономики, но и целый ряд смежных отраслей, управление которыми не входит в сферу деятельности органов управления сельским хозяйством.
Вместе с тем, значимая роль аграрного сектора экономики в обеспечении продовольственной и экономической безопасности государства приводит к необходимости его координации и контроля на всех этапах производственного процесса, включая материальное обеспечение. Формирование и внедрение организационно-экономической модели управления материальными ресурсами АПК на уровне аграрно-ориентированных регионов позволит увеличить материалоотдачу аграрной продукции, снизить непроизводительные материальные затраты, повысить эффективность деятельности аграрных предприятий и всей отрасли в целом. Региональные органы управления в данной системе будут аккумулировать информацию о материальном обеспечении агротоваропроизводителей, координировать деятельность отраслевых институциональных структур, прогнозировать направления материального обеспечения АПК региона, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова, Н.Ю. Социально-демографические аспекты кадрового обеспечения АПК Республики Крым [Текст] / Н.Ю. Анисимова // Село России. - 2018. - № 1.
- С. 5-16.
2. Баширова, А.А. Механизм управления ресурсным потенциалом в региональном АПК [Текст] / А.А. Баширова, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 4(90). - С. 5-11.
3. Боброва, Е.А. Методические приемы формирования управленческой отчетности для контроля состояния материальных затрат предприятий АПК [Текст] / Е.А. Боброва, Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Том 3. - № 2. - С. 146-149.
4. Кундиус, В.А. Экономика агропромышленного комплекса [Текст] / В.А. Кундиус.
- М.: КноРус, 2013. - 544 с.
5. Марченко, Е.А. Совершенствование системы управления материальными ресурсами предприятия [Текст] / Е.А. Марченко, О.В. Демчук // Символ науки. -2016. - № 9-1(21). - С. 114-117.
6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 512 с.
7. Сатмурзаев, А.А. Особенности управления ресурсами и затратами на предприятиях агропромышленного комплекса: учетно-аналитический аспект [Текст] / А.А. Сатмурзаев // Вестник университета «Туран». - 2016. - № 4(72). -С.113-117.
8. Семашкина, З.Н. Материалоемкость производства: содержание и эволюция понятия [Электронный ресурс] / З.Н. Семашкина // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - Выпуск 4(23). - С. 1-21. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/43EVN414.pdf.
9. Серова, Е.В. Аграрная экономика: учебник [Электронный ресурс] / Е.В. Серова.
- М.: ВШЭ, 2014. - 622 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/758334/.
10. Склярова, Ю.М. Оценка материально-технической базы агробизнеса Ставропольского края [Текст] / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Л.А. Латышева // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 121-126.
11. Терентьева, О.Н. Современная организация системы материально-технического обеспечения регионального сельского хозяйства [Текст] / О.Н. Терентьева // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 23(278). - С. 51-60.
12. Шамин, А.Е. Сущность и классификация процессов воспроизводства оборотного капитала сельскохозяйственных организаций [Текст] / А.Е. Шамин, А.Д. Черемухин // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. -Том 6. - № 2(19). - С. 303-306.
13. Sorokina, N.L. Problematic issues of management of material resources in agrarian sector of economy [Тех^ / N.L. Sorokina // Economy modernization: new challenges and innovative practice: рroceed. 4th Internat. œnfer. (Sheffield, UK, October 20, 2016). - Sheffield: SCOPE ACADEMIC HOUSE, 2016. - Р. 69-71.
Sorokina Natalia Leonidovna
V.I. Vernadsky Crimean federal university, Simferopol, Russia Department of economics and management E-mail: [email protected]
Formation of an ecosystem of agrarian education in the context of innovative and technological transformations of economy
Abstract. In article results of a research of regional aspects of management of material resources of the agrarian sector of economy and justification of the directions it are stated to optimization on the example of the Republic of Crimea. Indicators of functioning of agro-industrial complex of the Crimea are considered, an assessment of efficiency of use of its material resources is given, problematic issues in management of material security of the agrarian enterprises of the region are revealed.
Management of material resources in the agrarian sector of economy can be considered generally at two levels: at the level of the separate enterprises and at the state level. Actually the role of public authorities of management of material resources is reduced to performance of two functions today - to coordination and control that corresponds to conditions of market economy, but also brings to the subject - object dissociation in management of material resources of the agrarian sector at the regional and branch level.
Generalizing results of the conducted research, it is possible to note that the most optimum level for management of material resources of the agrarian sector of economy is the regional, combining in itself possibilities of state regulation agrarian and industrial complex and organizational and economic mechanisms of functioning of the enterprises of the industry. Such model of interrelation of regional and industry governing bodies allows to increase targeting and target orientation of state programs of sustainable development of the agrarian sector of economy, to create uniform information base for reduction of terms of adoption of management decisions at the level of the region. The regional level of decision-making is important and therefore that not only the agrarian sector of economy, but also a number of allied industries is involved in providing agrarian and industrial complex with material resources, management of which does not include the field of activity of governing bodies of agriculture.
Keywords: material resources; material security; agro-industrial complex; agrarian sector of economy; management; region; industry; information; system of regional government