Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК региона'

Теоретические аспекты развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / АПК / РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / УПРАВЛЕНИЕ / THE ECON-OMY / AIC / DEVELOPMENT / INFRASTRUCTURE / AGRARIAN SECTOR / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Магомед Алиевич, Гасанова Аида Джигановна, Магомедова Наиля Фахретдиновна

Цель работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономик АПК СКФО. Исследуются основные направления формирования эффективного управления развитием экономики отраслевой инфраструктуры аграрного комплекса региона. Достижение этой цели должно стать приоритетом устойчивого функционирования производственной инфраструктуры АПК. Метод или методология проведения работы. На основе социально-экономического материала проведен анализ развития системы инфраструктурной логистики с сервисным обслуживанием. Для обеспечения устойчивого функционирования сервисных центров в аграрном комплексе предлагается сосредоточить усилия на разработке динамической модели инфраструктурно-информатизационной сферы. Создание такой системной модели должно осуществляться на основе методологии построения инфраструктурных систем с применением технологии распределительной обработки информации и т.д. В ходе исследования использованы экономико-статистические виды анализа. Результаты. Теоретические и научно-практические результаты исследования могут быть использованы для перспективного развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК страны и ее регионов. Среди данных перспективных направлений необходимо решить целый ряд теоретических и социально-экономических задач, а именно: провести реконструкцию производственных сетей, искусственных сооружений и систем связи, ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления отраслевой производственной инфраструктуры АПК. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании и анализе структурных составляющих производственно-информатизационной инфраструктуры аграрного комплекса страны и ее регионов, а также региональными органами управления для разработки и реализации инвестиционных программ устойчивого функционирования аграрной инфраструктуры. В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности предприятий АПК региона в условиях инновационных преобразований экономики представляет особый теоретический и методологический интерес для науки, а также имеют практическое значение. Выводы. По результатам исследований сделан вывод о том, что практическое использование концепции автора будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях производственно-информатизационной инфраструктуры АПК, созданию благоприятных условий для развития бизнеса аграрного сектора, повышению эффективности работы предприятий отрасли, сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры аграрного комплекса, экспорта инфраструктурных услуг. Предлагаемая программа исследования позволит также обеспечить решение современных теоретических и практических проблем экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF PRODUCTION-INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE ECONOMY OF THE AIC OF THE REGION

In this manuscript we are discussing theoretical aspects of development of the productioninformation infrastructure of economics of the AIC of the NCFD. We are studying the main areas of focus of forming effective administration of developing economics of the industry infrastructure of the agrarian complex of the region. Achieving this goal should become the priority of sustainable functioning of the production infrastructure of the AIC. Based on the social-economic material we have completed an analysis of development of a system of infrastructural logistics with servicing. Theoretical and scientific-practical results of the study may be used for the future development of the production-informational infrastructure of the economy of the AIC of the country and its regions. The results of the study completed may be used when projecting and analyzing structural components of the production-informational infrastructure of the agrarian complex of the country and its regions, as well as by regional administration authorities to develop and implement investment programs of sustainable functioning of agrarian infrastructure.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК региона»

УДК: 338.47(479)

ГАСАНОВ МАГОМЕД АЛИЕВИЧ,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН,

e-mail: aida3259@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИНФОРМАТИЗАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ АПК РЕГИОНА

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономик АПК СКФО. Исследуются основные направления формирования эффективного управления развитием экономики отраслевой инфраструктуры аграрного комплекса региона. Достижение этой цели должно стать приоритетом устойчивого функционирования производственной инфраструктуры АПК. Метод или методология проведения работы. На основе социально-экономического материала проведен анализ развития системы инфраструктурной логистики с сервисным обслуживанием. Для обеспечения устойчивого функционирования сервисных центров в аграрном комплексе предлагается сосредоточить усилия на разработке динамической модели инфраструктурно-информатизационной сферы. Создание такой системной модели должно осуществляться на основе методологии построения инфраструктурных систем с применением технологии распределительной обработки информации и т.д. В ходе исследования использованы экономико-статистические виды анализа. Результаты. Теоретические и научно-практические результаты исследования могут быть использованы для перспективного развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК страны и ее регионов. Среди данных перспективных направлений необходимо решить целый ряд теоретических и социально-экономических задач, а именно: провести реконструкцию производственных сетей, искусственных сооружений и систем связи, ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления отраслевой производственной инфраструктуры АПК. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании и анализе структурных составляющих производственно-информатизационной инфраструктуры аграрного комплекса страны и ее регионов, а также региональными органами управления для разработки и реализации инвестиционных программ устойчивого функционирования аграрной инфраструктуры. В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности предприятий АПК региона в условиях инновационных преобразований экономики представляет особый теоретический и методологический интерес для науки, а также имеют практическое значение. Выводы. По результатам исследований сделан вывод о том, что практическое использование концепции автора будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях производственно-информатизационной инфраструктуры АПК, созданию благоприятных условий для развития бизнеса аграрного сектора, повышению эффективности работы предприятий отрасли, сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры аграрного комплекса, экспорта инфраструктурных услуг. Предлагаемая программа исследования позволит также обеспечить решение современных теоретических и практических проблем экономического развития региона.

Ключевые слова: экономика, АПК, развитие, инфраструктура, аграрный сектор, управление.

GASANOV MAGOMED ALIYEVICH,

Doctor of Economics, leading researcher of ISEI DNTs RAS, e-mail: aida3259@mail.ru

GASANOV A AIDA DZHIGANOVNA

PhD Econ., associate professor, associate professor "Management" FGBOOU WAUGH "Dagestan state university", e-mail: jiganovna@mail.ru

MAGOMEDOV NAILA FAHRUTDINOVA

post-graduate student of the Department "Economics and management in agriculture" FGBOU VO "Dagestan state agrarian University. M. M. Dzhambulatova",

e-mail: sliv0chka555@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF PRODUCTION-INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE ECONOMY OF THE AIC OF THE REGION

Abstract. In this manuscript we are discussing theoretical aspects of development of the production-information infrastructure of economics of the AIC of the NCFD. We are studying the main areas of focus of forming effective administration of developing economics of the industry infrastructure of the agrarian complex of the region. Achieving this goal should become the priority of sustainable functioning of the production infrastructure of the AIC. Based on the social-economic material we have completed an analysis of development of a system of infrastructural logistics with servicing. Theoretical and scientific-practical results of the study may be used for the future development of the production-informational infrastructure of the economy of the AIC of the country and its regions. The results of the study completed may be used when projecting and analyzing structural components of the production-informational infrastructure of the agrarian complex of the country and its regions, as well as by regional administration authorities to develop and implement investment programs of sustainable functioning of agrarian infrastructure.

Keywords: the economy, the AIC, development, infrastructure, the agrarian sector, administration.

Введение. Актуальность устойчивого развития агропромышленного комплекса отмечается в ежегодных посланиях Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации, так как аграрный сектор является важным направлением всей экономической политики России. В частности, в своем новом Послании Парламенту страны первого марта 2018 года Президент обозначил социально-экономический курс подотраслей АПК на несколько лет вперед. По словам главы государства, «развитие АПК должно идти не только за счет крупных агрохолдингов. Мы поддержали семейные, фермерские хозяйства, начинающих предпринимателей, будем развивать сельхозкооперацию» [12, с. 33].

В устойчивом развитии сельскохозяйственного производства региона повышение уровня жизни сельского населения напрямую связано с развитием производственной инфраструктуры как жизненно важной артерии экономики. Исследование показало, что в тех районах АПК, которые неудовлетворительно обеспечены дорожной сетью, доля инфраструктурных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30-35 %. В результате каждое такое «бездорожное» хозяйство несет большие потери. При этом скорость движения подвижного состава по грунтовым дорогам падает в 2-3 раза, а расход и износ шин увеличивается в 1,5-2 раза, себестоимость транспортной продукции возрастает 2-2,5 раза, уменьшается межремонтный пробег подвижного состава. При перевозке зерна по бездорожью потери его составляют примерно 3-5 %, растут простои и аварийность.

Недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры РФ и ее регионов, несовершенство организации управления аграрного сектора наносят существенный ущерб экономике и населению, замедляя темпы импортозамещения продовольственных товаров. В связи с этим совершенствование управления отрасли является приоритетной задачей государственной политики. Производственно-инфраструктурный комплекс СКФО, являясь составной частью аграрного сектора, обеспечивает региональную связанность, свободу пере-

движения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, социально-экономическому развитию территорий, росту предпринимательской активности.

Решение приоритетных задач регионов СКФО, в том числе и РД, возможно только на основе коренного реформирования деятельности производственной инфраструктуры. В настоящее время главное состоит в том, чтобы обеспечить финансирование этой отрасли, добиться того, чтобы отраслевая инфраструктура, особенно в сельской местности, соответствовала экономическим и социальным потребностям. Без развития инфраструктуры АПК полноценная реализация национальных проектов невозможна.

На современном этапе переориентации экономики на рыночные отношения на первый план выдвигаются вопросы улучшения функционирования производственной инфраструктуры горных территорий в стратегии устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Укрепление рыночных отношений происходит по пути формирования и развития смешанной экономики, где взаимодействуют рынок и государственное регулирование. Роль и масштабы последнего определяются как общим состоянием экономики, так и особенностями развития аграрного сектора экономики региона. В совокупности они позволяют определить цели и задачи, а также формы и методы воздействия государства на те или иные сферы экономики АПК. Это в полной мере относится к производственной инфраструктуре, роль и значение которой неуклонно возрастает в ходе создания социально-экономических и организационных основ развития сельскохозяйственного производства.

Непременным условием комплексного развития производственной инфраструктуры горных территорий в экономическом развитии республики должно стать широкое развитие научных исследований, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования аграрного сектора РД. Повышение организационно-технического уровня производственной инфраструктуры непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для устойчивого развития горных районов АПК. Формирование региональной инфраструктурной политики требует совершенствования законодательной базы в этой области, разработки федеральных и региональных целевых программ по развитию производственной инфраструктуры, связанных с решением социально-экономических проблем сельскохозяйственного производства горных районов Дагестана.

Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры горных районов, в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация республиканских программ развития отдельных ее составляющих в структуре отраслей экономики горных территорий АПК. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития всего комплекса производственной инфраструктуры как в масштабе отдельного районы, так и РД в целом. Реализация таких программ будет способствовать ускорению рыночных преобразований в отраслях производственной инфраструктуры горных территорий, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг, а значит, и развитию сельского хозяйства. Кроме того, откроются возможности эффективной интеграции района в региональную инфраструктурную систему, содействия реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли, надежного и эффективного инфраструктурного обеспечения экономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированного использования их инфраструктуры для транспортировки внешнеторговых сельскохозяйственных потоков горных районов.

В первую очередь должна быть обеспечена связанность горных территорий как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием практически для всех населенных пунктов горных районов, в которых проживает значительная часть населения, необходим учет стратегических интересов Дагестана, а именно: бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий, доведение транспортно-эксплуатационных качеств сельских дорог до уровня международных стандартов, повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа происшествий по причине дорожных условий.

Методы исследования. Действующая в настоящее время система государственного ре-

гулирования в отрасли инфраструктуры недостаточно эффективна и нуждается в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед регионом задачам и особенностям развития, сложившегося в аграрном комплексе региона. При этом надо иметь в виду обстоятельства формирования отрасли, связанные с ломкой отживших экономических и социальных отношений, ошибками приватизации и либерализации экономики, недостаточным обеспечением проводимых реформ. В то же время следует учесть, что все еще отсутствует механизм экономической и социальной стабильности, а это резко снижает управляемость хозяйственными процессами импортозамещения и развития аграрного сектора экономики.

Обеспечить реализацию направлений развития инфраструктурного комплекса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании, в первую очередь тех инфраструктурных объектов АПК, которые имеют особую государственную значимость. При этом важно наращивать инвестиционный потенциал как за счет самих предприятий и объектов аграрного комплекса, так и частных инвесторов. Исследование и прогнозирование производственной инфраструктуры в условиях импортозамеще-ния и подъема экономики аграрного сектора в Дагестане следует вести комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, включающее развитие всех составляющих инфраструктуры и смежных производств.

Одно из приоритетных направлений совершенствования производственной инфраструктуры - усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это служит основой и инструментом реализации программы развития комплекса аграрного сектора в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут приняты меры для обеспечения условий ее устойчивого функционирования в условиях импортозамещения продовольствия. Формирующиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики АПК региона, в результате которой составляющие производственной инфраструктуры, наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность), займут одну из ведущих экономических основ сельскохозяйственного производства. Нормативные, методологические и организационные основы безопасности инфраструктурных комплексов приведены в рис. 1.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие производственной инфраструктуры на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры. Данные анализа полезны региональным органам управления АПК для разработки и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов им-портозамещения всех слоев аграрного сектора как в производственной, так и в социальной сферах экономики в условиях импортозамещения продовольственных товаров и развития рыночных механизмов, важны для разработки основных положений концепции развития объектов производственной инфраструктуры.

Необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики в сфере производственно-дорожной инфраструктуры сельских территорий продиктована временем. Стратегической целью ее проведения должно стать формирование такой системы дорожной инфраструктуры, которая бы гарантированно удовлетворяла социальные, экономические и другие специальные требования. Однако вся структурная перестройка возможна при усилении государственного регулирования деятельности инфраструктурной сферы. Это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня объектов инфраструктуры АПК горных территорий.

К числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы инфраструктуры следует отнести дальнейшее совершенствование ее и управляющих структур для того, чтобы обеспечить повышение управляемости предприятиями инфраструктурного комплекса и безусловное проведение государственной политики, осуществлять госрегулирование и контроль деятельности объектов инфраструктуры в аграрном секторе экономики Республики Дагестан.

НА УЧНЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

Разработка критериев системы количественных параметров уровня безопасности

Выявление и анализ количественных показателей, влияния различных факторов на аварийность

Нормирование параметров безопасности

Установление номенклатуры

факторов, инициирующих аварийную ситуацию

Анализ аварийности и методов расследования аварий

Разработка методов оценки количественных параметров безопасности

Определение области исследования, уточнение состава элементов ИК, их взаимодействия

Выработка основных понятий, определений и концептуальных положений по обеспечению безопасно-

Разработка методов моделирования развития аварийных ситуаций

Разработка принципов организации и технического оснащения поисково-спасательной службы

Разработка методов обуче ния и тренировок персонала

Разработка структуры управления без опасностью

Рис. 1. Нормативные, методологические и организационные основы безопасности.

В рамках этого направления первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы АПК горных территорий, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий производственной инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий. Следовательно, комплексное и взаимосвязанное решение поставленных вопросов позволит обеспечить более эффективное функционирование производственной инфраструктуры аграрного сектора экономики в условиях инновационно -технологических преобразований в долгосрочной перспективе развития региона.

Результаты. Экономика СКФО состоит из множества отраслей. Каждая из них специализирована на производстве определенного вида товарно-материальных ценностей или оказании каких-либо услуг другим отраслям экономики и населению региона. Основу эко-

номики составляют так называемые базисные отрасли: промышленность, строительства и АПК. Их эффективное функционирование в значительной степени зависит от обеспечения инфраструктурой. Услуги, оказываемые инфраструктурой базисным отраслям экономики, относятся к области материального производства, а услуги, оказываемые населению и отраслям непроизводственной сферы, - к непроизводственной деятельности инфраструктуры.

Система управления производственно-информатизационной инфраструктурой АПК должна базироваться на принципах, обеспечивающих единство управления отраслью и устойчивость ее развития. В связи с этим важнейшей задачей развития системы управления АПК инфраструктурой представляется разработка принципов построения и методов реализации управления, обеспечивающего целостность, безопасность и эффективность ее функционирования, баланс интересов и координацию взаимоотношений собственников и менеджмента производственных компаний всех форм собственности между собой и другими заинтересованными сторонами. Ключевым приоритетом создания такой системы управления инфраструктурой является автоматизация и интеллектуализация на основе инновационных решений новых информационных технологий, включая различные виды обеспечения автоматизированных систем: организационное, методическое, информационное, математическое, программное, техническое и лингвистическое.

Теоретический анализ свидетельствует о больших возможностях, которые содержатся в использовании потенциала производственной системы аграрного сектора экономики инфраструктуры региона. Пути решения проблемы предполагают реализацию инфраструктурного потенциала региона, который целесообразно строить на основе методологии формирования производственно-информатизационной инфраструктуры коридоров, развивая формы и методы организации грузо- и пассажиропотоков таким образом, чтобы реализовать принципы «от двери до двери», «точно в срок». Первоочередную роль в этих процессах должны сыграть формирование современной системы экспедирования, переход на новый уровень качества рынка операторских услуг в отраслях производственной инфраструктуры экономики АПК региона.

При этом надо иметь в виду и такой важный фактор, как формирование единого информационного пространства, организация эффективного электронного документооборота аграрного сектора путем унификации и стандартизации соответствующего документооборота, визуализация информации о функционировании объектов инфраструктуры на компьютерной географической карте свободно изменяемого масштаба. Это предполагает также внедрение принципа интеграции телекоммуникационных технологий связи и передачи данных с информационными (источниками и потребителями информации), что ведет к необходимости построения инфотелекоммуникаций, обеспечивающих оптимальное функционирование единого информационного пространства (ЕИП). При этом глобализация и интеграция инфотелекоммуникаций определяют общее целенаправленное развитие информационного пространства. Средством решения указанных проблем являются также новейшие компьютерные технологии, внедренные на основе современных математических методов и моделей, позволяющих успешно решать комплекс задач логистики, функционирования и взаимодействия различных видов производственной инфраструктуры. Важное значение в формировании единого пространства должны иметь глобальные информатизационные системы связи.

Развитие системы инфраструктурной логистики осуществляется благодаря согласованию режимов производства и потребления с сервисным режимом подачи инфраструктурных услуг, пограничной и таможенной обработки, хранению, переработке и распределению продукции аграрного сектора экономики. Приоритетным направлением обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры служит формирование сети логистических центров. Для обеспечения устойчивого функционирования этих центров целесообразно сосредоточить усилия на разработке динамической модели инфраструктурной сферы, учитывающей текущее и прогнозируемое, на планируемый период времени состояние производственной инфраструктуры (грузовые терминалы, аэропорты, склады грузоотправителей, предпортовые станции, порты, вагоны, суда и автотранспорт); грузовых потоков (род продукции, АПК, направление перевозки, сроки и объемы); связанной инфраструктуры

(погранпосты, таможенные переходы и т. д.). Создание такой системной модели должно осуществляться на основе теории построения инфраструктурных систем с применением технологий распределенной обработки информации, удаленного мониторинга (архитектура «менеджер - агент», технология «клиент - сервер»), интеллектуальных систем различного назначения, геоинформационных систем, систем навигации и опознания, хранилищ знаний и данных, а также средств предметно ориентированного описания информации управления для стандартизации обмена ею.

В целях повышения скорости перевозок продукции для организации скоростного движения необходимо решить целый ряд проблем, а именно: провести реконструкцию производственных сетей, искусственных сооружений и систем связи, автоматики, телемеханики и электроснабжения; совершенствовать систему обслуживания отраслей АПК инфраструктуры; также важно обеспечить безопасность инфраструктурных услуг путем строительства ограждающих и защитных сооружений и устройств в жилых зонах, на переездах; возведения шумозащитных экранов; оборудования опасных участков звуковой и световой сигнализацией; переустройства узких и низких платформ. Вместе с тем целесообразно совершенствовать организацию и управление перевозочным процессом в грузовом движении и повышение качества предоставляемых инфраструктурных услуг.

Решение этих проблем возможно благодаря проведению комплекса научно-практических исследований, развитию производственно-информатизационной инфраструктуры, объединенных единой целью, затрагивающих различные отрасли производственной инфраструктуры, а также созданию и эксплуатации современных объектов инфраструктуры, электроснабжению, сигнализации и связи, экономике и финансам, управлению перевозочным процессом, подготовке кадров, управлению безопасностью движения в современных условиях. Оборот предприятий и организаций инфраструктуры АПК приводится в табл. 1.

Таблица 1

Оборот предприятий и организаций инфраструктуры АПК СКФО в 2017 году.

Всего, млн рублей В % к 2016 году (в действующих ценах)

Республика Дагестан 552235,2 105,7

Республика Ингушетия 27930,2 88,2

Кабардино-Балкарская Республика 111835,0 99,4

Карачаево-Черкесская Республика 100146,7 101,1

Республика Северная Осетия - Алания 116341,5 103,4

Чеченская Республика 109677,7 104,3

Ставропольский край 1302226,1 106,0

Большое значение имеет развитие энергетики аграрного сектора инфраструктуры, что носит чрезвычайно сложный и многогранный характер и затрагивает все виды отраслевой инфраструктуры. Решению указанных актуальных проблем способствует проведение НИОКР по обоснованию выбора систем энергоснабжения железных дорог на основе учета качества потребляемой энергии внешнего энергоснабжения, электрической и экологической безопасности, а также разработка рекомендаций по повышению уровня напряжения в системах энергоснабжения транспорта, в том числе обеспечивающих повышение уровня изоляции контактной сети и создание высоковольтных преобразователей напряжения с улучшенными энергетическими характеристиками. Одновременно должна развиваться энергетическая база тепловых двигателей инфраструктуры отрасли. При этом наряду с традиционными дизелями должны интенсивно внедряться двухтопливные дизели, способные работать на жидком и газообразном топливе. Целесообразно продолжать исследования в

области разработок по применению многотопливных газотурбинных двигателей с учетом нанотехнологий экономики АПК.

Проведенный теоретический и научно-практический анализ развития производственно-информатизационной инфраструктуры экономики АПК показал, что необходима координация для формирования новой научной технологии, позволяющей на основе передового мирового и отечественного опыта обеспечивать концентрацию ресурсов научных организаций инфраструктурного комплекса, отраслевой академии и высших учебных заведений, в том числе и региональных, на следующих стратегических направлениях: научные основы прогнозирования и развития инфраструктурных сетей АПК страны и ее регионов; теория управления системами производственной инфраструктуры; проблемы организации инфраструктурных процессов; энергетика производственно-транспортных (ПТ) систем; теория безопасности отраслевых систем и технологий; информационные технологии на производственной сфере; экологические аспекты инфраструктурных систем подотраслей экономики АПК региона.

Таким образом, предлагаемая программа исследований позволит обеспечить научное обоснование и реализацию мероприятий, целью которых является формирование интегрированной инфраструктурной системы аграрного комплекса страны и ее регионов, позволяющей оказывать высококачественные конкурентоспособные инфраструктурные услуги в глобальном масштабе.

Выводы. Исследовательские выводы и рекомендации автора по реализации Послания главы страны Федеральному Собранию 1 марта 2018 года с использованием социально-экономического потенциала сводится к следующему: первоочередной актуальной задачей формирования современной производственной инфраструктуры АПК в регионе является создание развитой системы сервисного обслуживания. Эта система может иметь индивидуальный (децентрализованный) характер либо централизованное обслуживание специализированными центрами сервиса. Последняя, как показывает опыт, имеет большую перспективу.

Первоочередной актуальной задачей является разработка четкой, реальной производственно-инфраструктурной стратегии аграрного комплекса. Например, по созданию единой инфраструктурной системы, транспортно-складской базы на основе экспортных коридоров или модернизации железных дорог. Стратегическое планирование должно быть крупномасштабным, общенациональным и конкурентно ориентированным, создавая условия для стабильного экономического роста и появления новых возможностей в отраслевых сферах экономики АПК республики. Россия должна увеличить объемы инвестиций в развитие подотрасли производственной инфраструктуры аграрной сферы Дагестана, что будет являться признаком умелой экономической политики в рамках долгосрочной стратегии.

Предлагаемая концепция автора содержит ряд новых отраслевых выводов и положений: федеральные целевые программы целесообразно принимать по приоритетным направлениям развития АПК в соответствии с определенными ресурсными возможностями. В связи с этим первостепенное значение придается максимальному использованию внутренних резервов, а также совершенствованию экономических отношений внутри АПК: созданию горизонтальных и вертикальных интегрированных структур; сельское хозяйство следует рассматривать не только как сектор экономики, но и как важнейшую составляющую жизни общества, и в этой связи оно должно быть объектом государственной политики; признается необходимость государственного регулирования функционирования сельского хозяйства и продовольственных рынков как эффективного инструмента, от которого зависят результаты деятельности этой отрасли. Рыночные механизмы должны дополнять политику протекционизма по отношению к отечественному производителю.

Роль агропромышленного комплекса в обеспечении страны продовольствием и сырьем повышается. Поэтому аграрная политика должна исходить из стратегических целей, направленных на обеспечение перехода от снижения сельскохозяйственного производства к стабилизации и росту. С реформированием агропромышленного комплекса заложились основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, осуществлены земельные преобразования, структурные изменения относительно роли места сельского хозяйства в эконо-

мике Дагестана, изменился состав сельских товаропроизводителей, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства.

Весьма наглядна связь дорожной инфраструктуры с отраслями аграрного сектора. Неудовлетворительное развитие дорожной инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продукции, что уменьшает конечную продукцию АПК, значительно сужает возможности удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры (в первую очередь автодорожной сети) создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики, что является одним из важных приоритетов его интенсификации на современном этапе.

Необходимо отметить научную новизну исследования, которая состоит в том, что в результате разработки теории и практики по формированию стратегии долгосрочного развития и эффективного функционирования предприятий подотраслей АПК региона дана комплексная оценка современного состояния и проблем развития предприятий АПК региона, разработаны методические подходы и практические рекомендации к формированию стратегии развития предприятий, а также предложены научно обоснованные мероприятия по разработке процесса управления формированием стратегии развития предприятий аграрного комплекса.

Следовательно, автором получены не только теоретические, но и практические результаты, которые могут быть использованы для дальнейшего устойчивого функционирования и развития предприятий аграрной экономики региона в условиях инновационных процессов, а также в разработке методических положений и практических рекомендаций по формированию долгосрочной стратегии развития производственно-информатизационной инфраструктуры.

Литература

1. Багомедов М. А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том 1. ISBN 978-5-90 3063-80-2. Махачкала. Издательский дом «Наука плюс», 2011.

2. Витте С. Ю. Пути сообщения и экономическое развитие России. Кн. 2.4.1. - М.: 2014 г. - С. 54—58.

3. Гимбатов Ш. М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики, 2012. - № 3. - С. 114-117.

4. Гимбатов Ш. М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона // Вопросы структуризации экономики. - 2011. - № 2. - С. 91-93.

5. Гордеев О. И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. -№ 2. - С. 110-116.

6. Дагестан в цифрах 2017 г. Краткий статистический сборник. г. Махачкала, 430 с.

7. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Петросянц Д. В., Курбанов К. К., Садыкова А. М. Механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы. Под общей редакцией д. э. н., проф. С. В.Дохоляна; РАН, ДНЦ, ИСЭИ. - Москва: Перо, 2016. - 291 с.

8. Дохолян С. В., Экигальцев О. В. Анализ и сравнительная оценка законодательства и несостоятельности и банкротстве. Ежекв. научный журнал «Региональные проблемы преобразования экономики». Махачкала, 2004. - № 2.

9. Камалова Т. А. Качество и безопасность товаров и услуг. Научный журнал «Апробация». - № 7, 2014. - С. 59-61.

10. Курбанов К. К., Петросянц В. З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) //Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. - С. 107-112.

11. Кутаев Ш. К., Сагидов Ю. Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 6. - С. 62-66.

12. Основное содержание Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Москва, 1 марта 2018 г. - 40 с.

13. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Петросянц Д. В. Баширова А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. - М.: Экономика, 2011.

14. Послание - приоритеты расставлены. Республиканская общественно-политическая газета «Дагестанская правда», 4 декабря 2015 г. - С. 3.

15. Послание (отчет) главы Республики Дагестан Народному собранию. Дагестанская правда, 7 февраля 2017 г. № 26.

16. Послание: приоритеты расставлены. Дагестанская правда от 4 декабря 2015 г.

17. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы третьего Международного форума, 21-22 октября 2014 г. Москва, под общ. ред. Цветкова В.А. - М.: ИПР РАН, 2014. - С. 33-36.

18. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь - декабрь 2016 года. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан

(Дагестанстат). Махачкала, 2017. - 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ясин Е., Акиндинова, Якобсон, Яковлев А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? -М.: Экономист. - № 5. - 2013.

20. Caprio G. Handbook of Key Global Financial Markets, Institutions and Infrastructure. Elsevier Inc., 2013. 634 р. [An electronic resource]. Access mode: http://www.twirpx.com/file/1402258/, free. Heading from the screen.

21. Lewis-Faupel Sean, Yusuf Neggers, Benjamin A. Olken and Rohini Pande. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia. American Economic Journal: Economic Policy. Vol. 8. No. 3, August 2016. Pp. 258-283. [An electronic resource]. Access mode: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/pol.20140258, free. Heading from the screen.

22. Maitland Hyslop. Critical information infrastructures: Resilience and protection. Springer US, 2007. 286р.

23. Volkov S. K. Social and Economic Disproportion of Development of Russian Territories. Regional and Sectoral Economic Studies, 2015. Vol. 15-20. Pp. 137-144. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.usc.es/economet/journals2/eers/eers15210.pdf free. Heading from the screen.

References:

1. Bagomedov M. A. Strategic priorities of development of the social sphere of the region. Vol. 1. ISBN 9785-90 3063-80-2. Makhachkala. Nauka plus publishing house, 2011.

2. Caprio G. Handbook of Key Global Financial Markets, Institutions and Infrastructure. Elsevier Inc.,

2013. 634 р. [An electronic resource]. Access mode: http://www.twirpx.com/file/1402258/, free. Heading from the screen.

3. Dagestan in figures of 2017. Short statistical collection. Makhachkala, 430 p.

4. Dokholyan S. V., Ekigaltsev O. V. Analysis and comparative assessment of the legislation and insolvency and bankruptcy. Ежекв. scientific magazine «Re-gionalnye Problemy Preobrazovaniya Ekonomiki». Makhachkala, 2004. No. 2.

5. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Petrosyants D. V., Kurbanov K. K., Sadykova A.M. Mechanisms of formation and realization of social and economic policy of sustainable development of regional system. Under the general edition Dr.Econ.Sci., the prof. S.V. Dokholyan; RAS, DNTs, ISEI. Moscow: Feather,

2016. 291 p.

6. Economic and social situation of the Republic of Dagestan for January - December, 2016. Territorial authority offederal service of the state statistics on the Republic of Dagestan (Dagestanstat). Makhachkala,

2017. 328 p.

7. Gimbatov Sh. M. A role of the social capital in economic development of the region // Questions of structurization of economy. 2011. No. 2. P. 91-93.

8. Gimbatov Sh. M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus// Questions of structurization of economy, 2012. No. 3. P. 114-117.

9. Gordeev O. I. Complex development of the industry of the region at a stage of modernization and transition to innovative economy//Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 2. P. 110-116.

10. Kamalova T. A. Quality and safety of goods and services. Scientific magazine «Aprobation». No. 7,

2014. P. 59-61.

11. Kurbanov K. K., Petrosyants V. Z. Rol and the place of agrarian and industrial complex in sustainable development of regional system (on the example of North Caucasus federal district) // Regional problems of transformation of economy, 2014. P. 107-112.

12. Kutayev Sh. K., Sagidov Yu. N. Current state and problems of development of the industry of the region // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 6. P. 62-66.

13. Lewis-Faupel Sean, Yusuf Neggers, Benjamin A. Olken and Rohini Pande. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia. American Economic Journal: Economic Policy, vol. 8, no. 3, August 2016. Pp. 258-283. [An electronic resource]. Access mode: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/pol.20140258, free. Heading from the screen.

14. Main contents of the Message of the Russian President Vladimir Putin to Federal Assembly. Moscow, on March 1, 2018. 40 p.

15. Maitland Hyslop. Critical information infrastructures: Resilience and protection. Springer US, 2007. 286р.

16. Message (Report) of the Head of the Republic of Dagestan to People's Assembly. Dagestan truth, on February 7, 2017. No. 26.

17. Message: priorities are placed. The Dagestan truth of December 4, 2015.

18. Petrosyants V. Z., Dokholyan S. V., Petrosyants D. V. Bashirova A. A. The strategy of regional development in the conditions of innovative transformations of economy. M.: Economy, 2011.

19. Russia in the XXI century: global challenges and prospects of development. Materials of the third International forum, on October 21-22, 2014 Moscow, under a general edition of Tsvetkov V. A. M.: International Party of Russia of RAS, 2014. P. 33-36.

20. The message priorities are placed. Republican political newspaper «Dagestanskaya Pravda», on December 4, 2015. P. 3.

21. Volkov S. K. Social and Economic Disproportion of Development of Russian Territories. Regional and Sectoral Economic Studies, 2015. Vol. 15-20. P. 137-144. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.usc.es/economet/journals2/eers/eers15210.pdf, free. Heading from the screen.

22. Witte S. Yu. Means of communication and economic development of Russia. Prince 2.4.1. M.: 2014. P. 54-58.

23. Yasin E., Akindinova, Jacobson, Yakovlev A. Whether the new model of economic growth in Russia will take place? M.: Economist. No. 5. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.