Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / РОДИТЕЛИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна, Мусханова Исита Вахидовна

Введение. Необходимость переосмысления и корректировки процесса подготовки будущего педагога к осуществлению классного руководства обусловлена затруднениями в выборе адекватных форм и методов воспитательной работы, недостаточной подготовленностью учителя к восприятию ребенка как субъекта собственного развития, а также недостаточным уровнем владения метакомпетенциями современного мира. Цель исследования заключается в анализе теоретических аспектов и выявлении удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса субъектов российского образовательного процесса. Материалы и методы. В исследовании приняли участие представители родительского сообщества общеобразовательных организаций, в количестве 251 респондента. Из них 215 (85,7%) - женщин-родителей, 36 (14,3%) - мужчин-родителей. Возрастные границы респондентов колеблются от 35 до 60 лет. Опросом были охвачены родители из следующих регионов Российской Федерации: Чеченская Республика - 215 человек, Республика Ингушетия - 18 человек. Из других регионов России - 18 человек. Опрос проводился с помощью использования авторской анкеты, включающей 15 вопросов, направленных на выявление удовлетворенности деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса и формулирования запроса родителей как субъектов образовательного процесса. Результаты исследования. Проведенный опрос родителей на выявление степени удовлетворенности работой классного руководителя позволяет констатировать, что подавляющее большинство из них довольны взаимоотношениями с классными руководителями (более 95% родителей), посещают родительские собрания в школе (более 95% родителей), имеют обратную связь (93,2% родителей), также обладают достаточно успешным взаимопониманием со своими детьми (85,7% родителей), что позволяет и родителям, и классным руководителям создать комфортное образовательное пространство для всех его участников. Заключение. В современном технологичном мире, когда виртуальное общение доминирует над живым словом, происходит определённая девальвация духовной сферы значимость приобретает коллаборация системы «родитель-обучающийся-классный руководитель». Классный руководитель в современной школе - это педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных и личных вопросов и проблем, создающий развивающее пространство в классе, организатор событийности и вовлечения обучающихся в общественно-полезную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна, Мусханова Исита Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS' SATISFACTION WITH THE ACTIVITIES OF THE FORM TEACHER AS A KEY FIGURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL SYSTEM

Introduction. The need to rethink and adjust the process of preparing a future teacher for class guidance is due to difficulties in choosing adequate forms and methods of educational work, insufficient preparation of the teacher for the perception of the child as a subject of own development, as well as an insufficient level of knowledge of the meta-competencies of the modern world The purpose of the study is to analyze theoretical aspects and to identify parents' satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process of the Russian educational process subjects. Materials and methods. Therefore, representatives of the parent community of educational organizations (251 respondents) participated the study. Among them, 215 (85.7%) were female parents, 36 (14.3%) were male ones. The age limits of respondents ranged from 35 to 60 years. The survey covered parents from the following regions of the Russian Federation: the Chechen Republic - 215 people, the Republic of Ingushetia - 18 people. Also there were 18 people from the other regions of Russia. The survey was conducted by means of using the author's questionnaire, which included 15 questions aimed at identifying satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process and formulating the request of parents as subjects of the educational process Results of the study. The conducted survey aimed at identifying the degree of satisfaction with the work of the form teacher allows the authors of the study to state that the vast majority of parents are satisfied with their relationship with the form teachers (more than 95% of parents); they attend parent meetings at school (more than 95% of parents), have feedback (93.2% of parents), also have a fairly successful mutual understanding with their children (85.7% of parents), which allows both parents and form teachers to create a comfortable educational space for all its participants Conclusion. In the modern technological world, when virtual communication dominates the living word, there is a certain devaluation of the spiritual sphere, the collaboration of the “parent-student-form teacher” system becomes really important. A form teacher in a modern school is a teacher-mentor who supports and guides students, who helps them in solving educational and personal issues and problems, creates a developing space in the classroom, organizes events and involves students in socially useful activities

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 11.07.2022 Дата публикации: 28.02.2023

И. В. МУСХАНОВА, М. М. БЕТИЛЬМЕРЗАЕВА

Удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса в современной школе

Введение. Необходимость переосмысления и корректировки процесса подготовки будущего педагога к осуществлению классного руководства обусловлена затруднениями в выборе адекватных форм и методов воспитательной работы, недостаточной подготовленностью учителя к восприятию ребенка как субъекта собственного развития, а также недостаточным уровнем владения метакомпетенциями современного мира.

Цель исследования заключается в анализе теоретических аспектов и выявлении удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса субъектов российского образовательного процесса.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие представители родительского сообщества общеобразовательных организаций, в количестве 251 респондента. Из них 215 (85,7%) - женщин-родителей, 36 (14,3%) - мужчин-родителей. Возрастные границы респондентов колеблются от 35 до 60 лет. Опросом были охвачены родители из следующих регионов Российской Федерации: Чеченская Республика - 215 человек, Республика Ингушетия - 18 человек. Из других регионов России - 18 человек. Опрос проводился с помощью использования авторской анкеты, включающей 15 вопросов, направленных на выявление удовлетворенности деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса и формулирования запроса родителей как субъектов образовательного процесса.

Результаты исследования. Проведенный опрос родителей на выявление степени удовлетворенности работой классного руководителя позволяет констатировать, что подавляющее большинство из них довольны взаимоотношениями с классными руководителями (более 95% родителей), посещают родительские собрания в школе (более 95% родителей), имеют обратную связь (93,2% родителей), также обладают достаточно успешным взаимопониманием со своими детьми (85,7% родителей), что позволяет и родителям, и классным руководителям создать комфортное образовательное пространство для всех его участников.

Заключение. В современном технологичном мире, когда виртуальное общение доминирует над живым словом, происходит определённая девальвация духовной сферы значимость приобретает коллаборация системы «родитель-обучающийся-классный руководитель». Классный руководитель в современной школе - это педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных и личных вопросов и проблем, создающий развивающее пространство в классе, организатор событийности и вовлечения обучающихся в общественно-полезную деятельность.

Ключевые слова: классный руководитель, современная школа, родители, обучающийся, образование, деятельность, развитие, компетентность, личность

Ссылка для цитирования:

Мусханова И. В., Бетильмерзаева М. М. Удовлетворенность родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса в современной школе // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 641-657. 10.32744/ pse.2023.138

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 11 July 2022 Published: 28 February 2023

I. V. MuSKHANOVA, M. M. BETILMERZAEVA

Parents' satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process of modern school system

Introduction. The need to rethink and adjust the process of preparing a future teacher for class guidance is due to difficulties in choosing adequate forms and methods of educational work, insufficient preparation of the teacher for the perception of the child as a subject of own development, as well as an insufficient level of knowledge of the meta-competencies of the modern world

The purpose of the study is to analyze theoretical aspects and to identify parents' satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process of the Russian educational process subjects.

Materials and methods. Therefore, representatives of the parent community of educational organizations (251 respondents) participated the study. Among them, 215 (85.7%) were female parents, 36 (14.3%) were male ones. The age limits of respondents ranged from 35 to 60 years. The survey covered parents from the following regions of the Russian Federation: the Chechen Republic - 215 people, the Republic of Ingushetia - 18 people. Also there were 18 people from the other regions of Russia. The survey was conducted by means of using the author's questionnaire, which included 15 questions aimed at identifying satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process and formulating the request of parents as subjects of the educational process

Results of the study. The conducted survey aimed at identifying the degree of satisfaction with the work of the form teacher allows the authors of the study to state that the vast majority of parents are satisfied with their relationship with the form teachers (more than 95% of parents); they attend parent meetings at school (more than 95% of parents), have feedback (93.2% of parents), also have a fairly successful mutual understanding with their children (85.7% of parents), which allows both parents and form teachers to create a comfortable educational space for all its participants

Conclusion. In the modern technological world, when virtual communication dominates the living word, there is a certain devaluation of the spiritual sphere, the collaboration of the "parent-student-form teacher" system becomes really important. A form teacher in a modern school is a teacher-mentor who supports and guides students, who helps them in solving educational and personal issues and problems, creates a developing space in the classroom, organizes events and involves students in socially useful activities

Keywords: form teacher, modern school, parents, student, education, activity, development, competence, personality

For Reference:

Muskhanova, I. V., & Betilmerzaeva, M. M. (2023). Parents' satisfaction with the activities of the form teacher as a key figure in the educational process of modern school system. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 641-657. doi: 10.32744/pse.2023.1.38

_Введение

ведущую роль ЮНЕСКО в реализации Глобальной повестки дня в области образования на период до 2030 года, определяет ориентированность образования на обеспечение качественных результатов обучения для всех на протяжении всей жизни и взаимодействие с представителями родительского сообщества. Как отмечено в Конвенции о правах ребенка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН родители имеют право выбора образовательной траектории для своих детей в соответствии с их способностями и интересами.

Как отмечено в Инчхонской декларации 2015 года, учителя и воспитатели должны быть наделены соответствующими правами и возможностями, проходить качественную подготовку, обладать соответствующей квалификацией и мотивацией, получать поддержку в рамках действенных и эффективно управляемых систем. «Качественное образование стимулирует творческий дух и знание и гарантирует приобретение базовых навыков грамотности и счета, а также навыков анализа, умения решать проблемы и других когнитивных, межличностных и социальных навыков высокого уровня» [24, с. 8]. Согласно мнению Элен Кларк, администратора ПРООН, «в сегодняшнем мире знание является источником силы, а образование расширяет возможности. Оно является неотъемлемой частью формулы развития. Оно имеет присущую ему ценность, выходящую далеко за пределы экономики - давать людям возможность определять свою собственную судьбу. Именно поэтому возможность получить образование является ключом к содействию человеческому развитию» [24, с. 12]. В связи с вышесказанным в современной школе значимость приобретает разработка индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, ключевую роль в которой играет классный руководитель.

Модернизационные процессы, характеризующие современное российское педагогическое образование, актуализируют проблемы, связанные с использованием воспитательного потенциала, введением новых должностей педагогических работников, ориентированных на тьюторство, фасилитацию и медиацию, совершенствование и поиск механизмов, позволяющих повысить эффективность института классного руководства. Сегодня классное руководство представляет собой не дополнительную функцию предметной направленности учителя, а самостоятельную, самоценную деятельность. В связи с этим приобретает особую значимость необходимость изучения деятельности классного руководителя в современной школе с позиций теоретического осмысления нормативного, функционального, содержательного аспектов, а также обобщения эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Главной функцией классного руководителя на всех этапах генеза его роли оставалась координация и взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса. В современное время вектор трансформации должности классного руководителя продолжается и фокус деятельности смещается с координации и взаимодействия на развитие каждого ребенка [1]. Деятельность ответственных за воспитание личности, классных руководителей, родителей, образовательного учреждения должна быть гармонично интегрирована в процесс развития человека, способного жить и творить в условиях настоящей реальности [17]. Изучение и переосмысление роли классного руководителя в организации образовательного процесса поможет многим

начинающим педагогам и уже опытным учителям избежать ряда ошибок и трудностей в своей работе [16]. Многие классные руководители, будучи учителями-предметниками, испытывают определенные трудности в реализации своих многочисленных и непростых функций, обусловленные большой учебной нагрузкой, необходимостью решать новые сложные задачи в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации, а также отсутствием возможности повышения компетентности в области технологий воспитания [15].

На основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31.07. 2020 г. № 304-Ф3, в котором интерпретация конструкта воспитание представлена как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства ...» [15], разработаны Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, примерное положение о классном руководстве [12]. Кроме того, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» деятельность классного руководителя в современной школе четко прописана в модуле «Классное руководство» [11], определяя ее как целенаправленный, системный, планируемый процесс. Деятельность классного руководителя строится, как правило, на основе личностно-ориентированного подхода, программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предварительного опыта, изменений общественной жизни, ситуации в классном коллективе и учетом межэтнических отношений. В функционал классного руководителя входят: организационно-координирующая, коммуникативная, аналити-ко-прогностическая функции, каждая из которых позволяет организовать правильное взаимодействие в системе «классный руководитель-обучающийся-родитель». Однако, в современной школе отсутствует единый подход в определении функциональных обязанностей и направлений деятельности классного руководителя.

Цель исследования заключается в анализе теоретических аспектов и выявлении удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса субъектов российского образовательного процесса.

_Обзор литературы

Проблема классного руководства является предметом исследования специа-

и и ^ V | |

листов как в российской, так и в зарубежной психолого-педагогической науки. На наш взгляд актуальность института классного руководства связана со спецификой деятельности самого классного руководителя, выступающего сегодня навигатором, тьютором, наставником, фасилитатором, сопровождающим детей в процессе обучения. Однако, как показывает опыт педагогических практик, вопросы, связанные с деятельностью классного руководителя, несмотря на их значимость, недостаточно проработаны в научном дискурсе. В работах зарубежных ученых акцентируется внимание на разных подходах к воспитанию и развитию личности обучающегося. Такой подход обосновывается необходимостью учета психофизиологических и возрастных

особенностей детей, а также методами и формами взаимодействия классного руководителя и обучающегося. Так E. Denesson и его соавторы отмечают, что педагоги действительно по-разному относятся к своим ученикам и что различные взаимодействия между учителем и учеником в некоторой степени основаны на достижениях учеников и ожиданиях учителей [20]. Одним из аспектов исследования, проведенного A. Wettstein с коллегами, является выявление роли самоэффективности и эмоциональной стабильности в деятельности классных руководителей и учителей-предметников в процессе взаимодействия с учениками [23]. Самоэффективность и эмоциональная стабильность учителя считаются важнейшими ресурсами для того, чтобы справляться с требованиями в профессиональной деятельности. Self-efficacy, или самоэффективность, как вера человека в собственные ресурсы, позволяет ему действовать так, как это необходимо в зависимости от ситуации. Рассуждая о различиях в деятельности классных руководителей и учителей-предметников A. Wettstein с коллегами указывают на существенную разницу в их восприятии собственной эффективности, обусловленной целями взаимодействия и восприятием обучающихся. Основываясь на мультиметодном подходе M. Scherzinger и A. Wettstein [23] указывают на значимость коллаборации между классным руководителем и обучающимися. Личностные качества позволяют классному руководителю строить правильные взаимоотношения и управлять классом.

Y. Su, L. Feng и C. Hsu [22] выдвигают на передний план стратегические задачи образования, основанные на альтернативных вариантах постижения смыслов взаимодействия учителя и ученика в современных реалиях. В контексте взаимодействия учителя и ученика в разных образовательных системах представляет интерес работа И. Акиншиной и Д. Михайловой, в которой проведен сравнительный анализ деятельности классного руководителя в России и Германии [2]. Авторами сделан вывод о том, что, несмотря на разнообразные подходы этих стран к воспитанию классный руководитель является проводником по образовательным маршрутам и координатором учебной и общей нагрузки воспитанника.

Классное руководство, как отмечают ученые, в зарубежных исследованиях не является особенно значимым институтом воспитания и в основном рассматривают только отдельные актуальные аспекты их деятельности [8, с. 647]. В отечественном опыте на передний план выдвигается проблема сформированности социально-педагогических компетенций классного руководителя, включающих в себя когнитивный (знания), деятельностный (практические умения) и управленческий (владение, способы реализации) уровни [8, с. 652]. Авторами М.В. Бывшевой, А.С. Демышевой, А.В. Коротун проведена классификация профессиональных затруднений классных руководителей в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования, включающих: благоприятный психологический климат; обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе; духовно-нравственное развитие обучающихся; формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося; профилактика отклоняющегося поведения обучающихся; обеспечение условий для формирования у обучающихся гражданской позиции; ценности и любви к Родине; содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся; личностной самореализации [4, с. 114]. Созвучные идеи мы находим и в работе авторов, которые на основании субъективной оценки классными руководителями своих возможностей и проблемных зон выявляют дефициты и степень их выраженности в профессиональной деятельности [6, с. 608].

В.В. Николина и соавторы указывают на значимость разработки и обоснования критериальной базы оценки эффективности деятельности классного руководителя. Составляющие её основу личностный процессуальный и результативный аспекты учитывают комплекс инвариантной деятельности классного руководителя [10, с. 569]. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования рассматривается в статье Е.В. Ан-дриенко, О.С. Поповой, Т.А. Ромм [3]. Практическую ценность представляют выводы, сделанные в работе П.В. Шевченко [21], в которой рассматривается социальная роль классного руководителя в современной школе и его специфические функции. Автором предпринята попытка измерить существенные отличия профессиональной деятельности классного руководителя от деятельности обычного учителя-предметника. Сравниваются восприятие функциональных обязанностей классным руководителем и родителями учеников. Согласно мнению Н.В. Лукьянченко, каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления позволяет формировать когнитивную основу управленческого стиля эргономичным способом [10]. Интересно отметить выводы, сделанные С.О. Кожакиной о влиянии стиля профессиональной деятельности классного руководителя на формирование социальной успешности подростков. Автор рассматривает необходимые принципы и подходы к формированию социальной успешности подростков, которые должен учитывать классный руководитель для повышения эффективности данного процесса [9].

Таким образом, на основании анализа исследований российских и зарубежных ученых следует резюмировать, что вопросы, связанные с деятельностью классного руководителя как главного актора образовательного процесса, являются актуальными в современной воспитательной практике. При этом, следует отметить, что функции классного руководителя в европейской образовательной системе значительно отличаются от деятельности их коллег в российской школе. Несмотря на продвинутость и широкий доступ современных детей и подростков к информационно-коммуникативным технологиям, классный руководитель для них является навигатором и наставником, ориентирующим их в условиях непредсказуемого, нестабильного мира.

_Материалы и методы

В исследовании приняли участие представители родительского сообщества общеобразовательных организаций.

Сбор исходных данных осуществлен в апреле-сентябре 2022 г. посредством он-лайн-опроса испытуемых. Мотивацией для обучающихся, представителей родительского сообщества, педагогических работников образовательных учреждений к прохождению опроса и получению достоверных ответов послужили анонимность и благодарность за помощь в исследовании. Методики были загружены в систему проведения массовых опросов Google Forms (https://forms.gle/a3ZivPhYgMN4dkqf7).

Время на заполнение анкеты не было ограничено. Участие конфиденциальное.

Для удовлетворения цели нашего исследования в данной работе предложен анализ перечисленных ниже вопросов, которые, на взгляд авторов, способствуют выяснению удовлетворенности деятельностью классного руководителя как ключевой фигуры воспитательного процесса и формулирования запроса родительской общественности была разработана авторская анкета.

Вопросы анкеты для родителей:

1. Пол.

2. Возраст.

3. Регион.

4. Уровень образования.

5. Вы систематически поддерживаете связь с классным руководителем?

а) да;

б) нет;

в) по мере необходимости.

6. Вы общаетесь с классным руководителем:

а) по телефону;

б) лично при встрече;

в) через дневник;

г) другое.

7. Вы регулярно посещаете родительские собрания?

а) да;

б) нет;

в) по мере возможности.

8. Родительские собрания, проводимые классным руководителем, затрагивают темы, помогающие в воспитании Ваших детей?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

9. Вы считаете работу классного руководителя удовлетворительной?

а) да;

б) нет;

в) другое.

10. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о жизни класса и общении с классным руководителем?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

11. Ваш ребенок в классе чувствует себя.

а) комфортно;

б) дискомфортно;

в) другое.

12. Помогает ли Вам классный руководитель в решении проблем, связанных со взаимоотношениями с Вашим ребенком?

а) да;

б) нет;

в) другое.

13. Вы можете сказать про классного руководителя Вашего ребенка, что он «самый классный»?_

14. Классный руководитель Вашего ребенка - это в первую очередь:

1) педагог, отвечающий за дисциплину в классе;

2) педагог, организующий мероприятия и вовлекающий обучающихся в общественно-полезную деятельность;

3) педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных и личных вопросов и проблем;

4) другое.

_Результаты исследования

Для выявления степени удовлетворенности работой классного руководителя и разработки эффективной модели подготовки педагогических работников, в рамках реализации государственного задания на тему «Разработка модели формирования и совершенствования навыков работы современного классного руководителя «Эковер-ситет «классного» руководителя» как инструмента развития компетенций классного руководителя у студентов педагогических профилей и молодых педагогов» нами было разработано и запущено три опросника - для родителей, для обучающихся и для руководителей образовательных организаций. Исследованием было охвачено 388 человек из различных регионов Российской Федерации.

Первичный анализ полученных данных опроса родителей позволяет сделать следующие выводы о степени удовлетворенности работой классного руководителя.

В опросе родителей участвовало 251 респондентов. Из них 215 (85,7%) - женщин-родителей, 36 (14,3%) - мужчин-родителей. Возрастные границы респондентов колеблются от 35 до 60 лет.

Опросом были охвачены родители из следующих регионов Российской Федерации:

Чеченская Республика - 215 человек,

Республика Ингушетия - 18 человек

Из других регионов России - 18 человек.

Наиболее распространенный уровень образования родителей - средний, на втором месте уровень высшего образования. Самый редкий уровень образования - начальный, а также отсутствие образования вообще.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы на вопросы анкеты для родителей представлены на рисунках 1-9 и в таблице 1.

Распределение ответов на вопрос «Вы систематически поддерживаете связь с классным руководителем?» отражено на рисунке 1.

21,50%

0,80%

■ Да ■ Нет ■ По мере необходимости Рисунок 1 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

к

Подавляющее число родителей (195 респондентов) указывает в анкетах, что систематически поддерживают связь с классным руководителем, при этом менее одной трети родителей (54 человек) поддерживают связь с классным руководителем по мере необходимости.

Распределение ответов на вопрос «Вы общаетесь с классным руководителем» отражено на рисунке 2.

■ По телефону ■ Лично при встрече ■ И лично, и по телефону Рисунок 2 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

Большинство родителей общаются с классным руководителем по телефону (161 человек), на втором месте по популярности у родителей общение при личной встрече (73 человек). Некоторые родители (17 человек) отметили, что для общения с классным руководителем используют разные возможности: личное общение или по телефону.

Распределение ответов на вопрос «Вы регулярно посещаете родительские собрания?» отражено на рисунке 3.

■ Да ■ Нет ■ По мере возможности Рисунок 3 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

Также подавляющее число родителей указывает, что регулярно посещает родительские собрания (173 человек), а (почти) до одной трети от общей выборки родителей (69 человек) посещает школьные собрания по мере возможности.

6,8096

3,20%

69,30%

■ Да ■ Нет ■ Иногда Рисунок 4 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

По мнению абсолютного большинства родителей, (230 человек), проводимые классным руководителем собрания, затрагивают темы, помогающие в воспитании их детей.

Распределение ответов на вопрос «Вы считаете работу классного руководителя удовлетворительной?» отражено на рисунке 5.

3,50%

я Да ■ Нет

Рисунок 5 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

Подавляющее большинство родителей (242 респондентов) считают работу классного руководителя удовлетворительной. При этом недовольство работой классного руководителя выражают лишь незначительная часть родителей (9 человек).

Распределение ответов на вопрос «Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о жизни класса и общении с классным руководителем?» отражено на рисунке 6.

■ Да «Нет ■ Иногда Рисунок 6 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

По мнению большинства родителей, (215 человек), их дети постоянно делятся впечатлениями о жизни класса и общении с классным руководителем, некоторые родители (31 человек) указали, что их дети только иногда делятся собственными впечатлениями от общения с классным руководителем. При этом среди опрошенных родителей лишь незначительная часть (5 человек) указала на отсутствие подобной практики у их детей.

Распределение ответов на вопрос «Распределение ответов на вопрос «Ваш ребенок в классе чувствует себя» отражено на рисунке 7.

96%

■ Комфортно ■ Дискомфортно ■ По-разному Рисунок 7 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

С точки зрения большинства родителей (241 человек), их дети чувствуют себя в школе комфортно, некоторые отметили дискомфорт своих детей в школе (6) и незначительная часть родителей указали на переменный характер комфорта учащихся в школе (4).

Распределение ответов на вопрос «Помогает ли Вам классный руководитель в решении проблем, связанных с взаимоотношениями с Вашим ребенком?» отражено на рисунке 8.

■ Да "Нет ■ По-разному Рисунок 8 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

По мнению большинства родителей (232 человек), классный руководитель всегда помогает в решении проблем, связанных с взаимоотношениями с ребенком. При этом разделилось мнение незначительной части родителей (), одни указали на отсутствие подобной поддержки и помощи со стороны классного руководителя (9 человек), другие отметили отсутствие необходимости в такой помощи (9 человек).

Распределение ответов на вопрос «Классный руководитель Вашего ребенка - это в первую очередь» отражено на рисунке 9.

0,40%

■ Педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных проблем

■ Педагог, отвечающий за дисциплину в классе

■ Педагог, организующий мероприятия и вовлекающий обучающихся в о б ще ств е н н о - п о л е з ну ю д е яте л ьн о сть

■ Не знаю

Рисунок 9 Степень удовлетворенности работой классного руководителя

Большинство родителей (171 человек) уверены, что классный руководитель - это педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных и личных вопросов и проблем. На втором месте по распространенности мнение родителей (47 человек), полагающих, что обязанности классного руководителя входит контроль дисциплины в классе. И, наконец, на третьем месте (31 человек) родители, которые считают, что функция классного руководителя заключается в организации мероприятий и вовлечении обучающихся в общественно-полезную деятельность.

Распределение ответов на вопрос «Вы можете сказать про классного руководителя Вашего ребенка, что он «самый классный»?» имел открытый характер и отражено в таблице 1.

Таблица 1

Степень удовлетворенности работой классного руководителя

Варианты ответов Частота ответов Проценты

Да 231 91,9

Иногда 2 ,8

Не знаю 1 ,4

Нет 4 1,6

Нормально 2 ,8

Почти 1 ,4

Просто руководитель класса 1 ,4

Скорее да, чем нет 2 ,8

Среднее 1 ,4

Так себе 1 ,4

Учитель не плохой 1 ,4

Хороший педагог 2 ,8

Человек грамотный, компетентный, но хотелось бы более современного взгляда на обучение, не хватает креативности 1 ,4

Всего 251 100

Соответственно, свыше 90% родителей считает, что классный руководитель их ребенка «самый классный», хотя отметились и те родители, которые не согласились с данной оценкой - 1,6%.

Проведенный опрос родителей на выявление степени удовлетворенности работой классного руководителя позволяет констатировать, что подавляющее большинство из них довольны взаимоотношениями с классными руководителями, посещают родительские собрания в школе, имеют обратную связь, также обладают достаточно успешным взаимопониманием со своими детьми, что позволяет и родителям, и классным руководителям создать комфортное образовательное пространство для всех его участников.

_Обсуждение результатов

Полученные в ходе исследования данные согласуются с мнением Н.М Ичетовки-ной, утверждающей, что осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики не утрачивает своей актуальности и в настоящее время. «Обращение к историческому

опыту воспитательной деятельности обогащает теоретический и практический потенциал, который может реализовать классный руководитель в современных условиях, совершенствуя традиционные формы и методы работы, создавая новые способы, приемы и средства педагогического взаимодействия с учащимися, которые могут использоваться и учитываться при подготовке современного педагога-воспитателя, классного руководителя» [8].

Соглашаясь с мнением Ж.В. Воробьевой о том, что «современное воспитание опирается, прежде всего, на личностно-деятельностный подход», включающий в себя общение как основу многообразных межличностных отношений, руководство развитием личности в процессе деятельности, развитие и социализацию личности [5], полагаем, что в условиях цифровой культуры большое значение приобретает раскрытие и реализация личностного потенциала подрастающего поколения. В данном процессе коллаборация родителей, классных руководителей и учителей-предметников занимает ключевое место в процессе организации учебно-воспитательной системы в современной школе. Одним из инструментов регуляции воспитательной деятельности является организация работы родительского комитета [5].

В контексте, предпринятого нами исследования, рефлексия Н.Н. Журбы с соавторами о готовности классных руководителей к реализации событийного подхода в воспитательной деятельности [7], согласовывается с характеристиками профессионального мастерства классного руководителя, данными представителями родительской общественности. Однако, положительный аспект, выявленный в результате нашего исследования, во-многом, с нашей точки зрения, носит региональный характер и обусловлен традиционностью в воспитании. Поэтому, согласимся с выводами исследователя о проблемах современной школы, связанных с некоторыми противоречиями между ориентацией на стимулирование самоопределения и осознанной самореализации обучающихся в совместной деятельности и использованием традиционных форм и методов воспитательной деятельности [7]. Современный родитель в отличие от представителей предыдущих поколений предъявляет повышенные требования к личностным и профессиональным компетентностям классного руководителя.

Согласимся с мнением В.В. Чистяковой и Л.Н. Селивановой, что «в усложнении деятельности классного руководителя нет ничего необычного, изменение требований к людям, которые нужны государству, повлекли эту трансформацию» [17]. Модерни-зационные процессы, характеризующие образование, влекут изменения форм, содержания и методов деятельности классного руководителя. Семья и школа зеркально отображают социальные проблемы, обусловленные экономическими и политическими реформами всех сфер жизни в России, изменением социокультурной ситуации.

Таким образом, в рамках проведенного исследования следует отметить, что классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса в школе. От его профессиональной и личностной компетентности зависит успешность обучающихся и создание психологически комфортной среды.

Заключение

Сложная и вместе с тем многогранная деятельность классного руководителя в современной школе связана с необходимостью формирования интеллектуальной, жизнестойкой, нравственной, самоактуализирующейся личности обучающегося,

способной противостоять и развиваться в условиях непредсказуемой, нестабильной реальности.

В современном технологичном мире, когда виртуальное общение доминирует над живым словом, происходит определённая девальвация духовной сферы значимость приобретает коллаборация системы «родитель-обучающийся-класс-ный руководитель». Классный руководитель в современной школе - это педагог-наставник, поддерживающий и направляющий обучающихся, помогающий им в решении учебных и личных вопросов и проблем, создающий развивающее пространство в классе, организатор событийности и вовлечения обучающихся в общественно-полезную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян А.Г. Исторический опыт становления и развития классного руководства для понимания особенностей воспитательной работы // Развитие воспитания в условиях цифровой трансформации образования. 2022. С. 134-137.

2. Акиншина И.Б., Михайлова Д.И. К вопросу о деятельности классного руководителя в школах России и Германии (сравнительный анализ) // Воспитание школьников. 2021. № 2. С. 26-32.

3. Андриенко Е.В., Попова О.С., Ромм Т.А. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 4. С. 73-91. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.04.

4. Бывшева М.В., Демышева А.С., Коротун А.В. Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2(56). С. 95-117. DOI: 10.32744/pse.2022.2.6.

5. Воробьева Ж.В. Организация деятельности классного руководителя как условие развития современной системы воспитания // Большой Конференц-Зал: дополнительное образование - векторы развития. 2018. №. 1. С. 8-11.

6. Гарнышева Т.В., Хафизова Г.М. Взаимодействие классного руководителя и родительского комитета // В мире научных открытий. 2015.№ 11(71). С. 76-80.

7. Журба Н.Н., Семиздралова О.А., Щербаков А.В. Готовность классных руководителей к реализации событийного подхода в воспитательной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. №. 1 (46). С. 96-107.

8. Ичетовкина Н.М. Трансформация системы воспитательной деятельности классного руководителя: историко-педагогический аспект // Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики. 2020. С. 166-175.

9. Кожакина С.О., Александрова Е.А. Принципы и подходы формирования социальной успешности подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1(23). С. 331-333.

10. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 74-90.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября Труды института бизнес-коммуникаций. Том 10. 2022 127 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 12.09.2022).

12. Примерное положение о классном руководстве. От 02 сентября 2019 № 1/80-1. URL: https://sch1324.mskobr. ru/attach_files/upload_users_files/5db2fcc308412.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

13. Тимошкина Н.А. Классное руководство в России: история и современность // Редакционная коллегия. 2022. С. 123-127.

14. Углицкая М.А. Модернизация воспитательной деятельности: классный руководитель в современной школе // Источник. 2020. № 3. С. 36-38.

15. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся". URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (дата обращения: 21.09.2022).

16. Чебунькина Т.А., Мигунова Е.И. Институт классного руководства и кураторства-значимая практика социального взаимодействия с семьей // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. 2017. С. 273-276.

17. Чистякова В.В., Селиванова Л.Н. Трансформация функций и обязанностей классного руководителя в России // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. №. 5. С. 176-180.

18. Шевченко П.В. Классный руководитель в современной московской школе // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 133-139. D0l:10.31857/S013216250005489-0.

19. Novgorodtseva A. N. The impact of economic processes on social mood in the media space // Economic consultant, 2022, vol. 40 (4), pp. 58-71. doi: 10.46224/ecoc.2022.4.6

20. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement // Education Research International. Vol. 2020. DOI: 10.1155/2020%2F2471956

21. Scherzinger M., Wettstein A. Classroom disruptions, the teacher-student relationship and classroom management from the perspective of teachers, students and external observers: a multimethod approach // Learning Environments Research, 2019, vol. 22, pp. 101-116. DOI: 10.1007/s10984-018-9269-x

22. Su Y., Feng L., Hsu C. Accountability or Authenticity? The Alignment of Professional Development and Teacher Evaluation // Teachers and Teaching, 2017, vol. 23, no. 6, pp. 717-728. DOI: 10.1080/13540602.2016.1255189

23. Wettstein A., Ramseier E.P., Scherzinger M. Class- and subject teachers' self-efficacy and emotional stability and students' perceptions of the teacher-student relationship, classroom management, and classroom disruptions // BMC Psychology. 2021. 9 (1). DOI: 10.1186/s40359-021-00606-6

24. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4: Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning opportunities for all (rus). Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656_rus

25. Wolff C.E., Jarodzka H., van den Bogert N. et al. Teacher vision: expert and novice teachers' perception of problematic classroom management scenes // Instructional Science, 2016, vol. 44, pp. 243-265. DOI: 10.1007/ s11251-016-9367-z

26. Liu P., Liu L. & Xie Y. Leadership of Class Teachers (Banzhuren) in Improving Student Learning: Case Studies of Chinese Primary Schools // Frontiers of Education in China, 2018, vol. 13, pp. 28-55. DOI: 10.1007/s11516-018-0002-4

27. Gibbs, K. Voices in practice: challenges to implementing differentiated instruction by teachers and school leaders in an Australian mainstream secondary school // The Australian Educational Researcher, 2022. DOI: 10.1007/s13384-022-00551-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Agadzhanyan A.G. Historical experience of formation and development of classroom management for understanding the peculiarities of educational work. Development of upbringing in the conditions of digital transformation of education, 2022, pp. 134-137.

2. Akinshina I. B., Mikhaylova D. I. To the question of classroom instructor activity in Russian and German schools (comparative analysis). Pupils Upbringing, 2021, no. 2, pp. 26-32.

3. Andrienko E. V., Popova O. S., Romm T. A. Classroom management as an element of social education of Russian schoolchildren in the context of education research analysis. Science for Education Today, 2022, vol. 12, no. 4, pp. 73-91. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.04.

4. Byvsheva M.V., Demysheva A.S., Korotun A.V. Results of the study of professional deficits of classroom management in the context of solving priority national tasks in education. Perspectives of Science and Education, 2022, no. 2(56), pp. 95-117. DOI: 10.32744/pse.2022.2.6.

5. Vorobyeva J.V. Organization of the classroom teacher's activity as a condition for the development of the modern system of education. Big Conference Hall: additional education - vectors of development, 2018, no. 1, pp. 8-11.

6. Garnysheva T.V., Khafizova G.M. Interaction of the class teacher and the parental committee. In the world of scientific discoveries. 2015, no. 11(71), pp. 76-80.

7. Zhurba N.N., Semizdralova O.A., Shcherbakov A.V. Readiness of class teachers to implement the event-based approach in educational activities. Scientific support for the system of professional development, 2021, no. 1 (46), pp. 96-107.

8. Ichetovkina N.M. Transformation of the system of educational activity of a class teacher: historical and pedagogical aspect. Professional training of the XXI century: theoretical search and effective practices, 2020, pp. 166-175.

9. Kozhakina S.O., Aleksandrova E.A. Principles and approaches to social success of adolescents. Vector of Science of Togliatti State University, 2013, no. 1(23), pp. 331-333.

10. Luk'yanchenko N.V. Causal attribution of a class teacher as a predictor of style features of pedagogical management. Social Psychology and Society, 2014, vol. 5, no. 4, pp. 74-90.

11. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 18 October Proceedings of the Institute of Business Communications. Vol. 10. 2022 127 2013 N 544n "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". (as amended and supplemented). Available at: https://base.garant.ru/70535556/

(accessed 12.09.2022).

12. Model Regulation on Classroom Guidance. From September 02, 2019 № 1/80-1. Available at: https://sch1324. mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5db2fcc308412.pdf (accessed 15.11.2022).

13. Timoshkina N.A. Classroom management in Russia: history and modernity. Editorial Board, 2022, pp. 123-127.

14. Uglitskaya M.A. Modernization of educational activities: Class teacher in a modern school, 2020, no. 3, pp. 36-38.

15. Federal Law No. 304-FZ of July 31, 2020 "On Amending the Federal Law 'On Education in the Russian Federation' Regarding Educating Students". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (accessed 21.09.2022).

16. Chebunkina T.A., Migunova E.I. Institute of class management and tutoring-significant practice of social interaction with family. Psycho-pedagogical activity: areas of cooperation and interaction, 2017, pp. 273-276.

17. Chistyakova V.V., Selivanova L.N. Transformation of functions and duties of a class teacher in Russia. Youth and Science: Actual Problems of Pedagogy and Psychology, 2020, no. 5, pp. 176-180.

18. Shevchenko P.V. The classroom teacher in a modern Moscow school. Sociological Studies, 2019, no. 6, pp. 133-139. DOI: 10.31857/S013216250005489-0.

19. Novgorodtseva A. N. The impact of economic processes on social mood in the media space. Economic consultant, 2022, vol. 40 (4), pp. 58-71. doi: 10.46224/ecoc.2022.4.6

20. Denessen E., Keller A., van den Bergh L., van den Broek P. Do Teachers Treat Their Students Differently? An Observational Study on Teacher-Student Interactions as a Function of Teacher Expectations and Student Achievement. Education Research International, 2020. DOI: 10.1155/2020%2F2471956

21. Scherzinger M., Wettstein A. Classroom disruptions, the teacher-student relationship and classroom management from the perspective of teachers, students and external observers: a multimethod approach. Learning Environments Research, 2019, vol. 22, pp. 101-116. DOI: 10.1007/s10984-018-9269-x

22. Su Y., Feng L., Hsu C. Accountability or Authenticity? The Alignment of Professional Development and Teacher Evaluation. Teachers and Teaching, 2017, vol. 23, no. 6, pp. 717-728. DOI: 10.1080/13540602.2016.1255189

23. Wettstein A., Ramseier E.P., Scherzinger M. Class- and subject teachers' self-efficacy and emotional stability and students' perceptions of the teacher-student relationship, classroom management, and classroom disruptions. BMC Psychology, 2021, vol. 9 (1). DOI: 10.1186/s40359-021-00606-6

24. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4: Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning opportunities for all (rus). Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656_rus

25. Wolff C.E., Jarodzka H., van den Bogert N. et al. Teacher vision: expert and novice teachers' perception of problematic classroom management scenes. Instructional Science, 2016, vol. 44, pp. 243-265. DOI: 10.1007/s11251-016-9367-z

26. Liu P., Liu L. & Xie Y. Leadership of Class Teachers (Banzhuren) in Improving Student Learning: Case Studies of Chinese Primary Schools. Frontiers of Education in China, 2018, vol. 13, pp. 28-55. DOI: 10.1007/s11516-018-0002-4

27. Gibbs, K. Voices in practice: challenges to implementing differentiated instruction by teachers and school leaders in an Australian mainstream secondary school. The Australian Educational Researcher, 2022. DOI: 10.1007/s13384-022-00551-2

Информация об авторах

Бетильмерзаева Марет Мусламовна

(Россия, г. Грозный) Доцент, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, политологии социологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: maret_fil@mail.ru

Мусханова Исита Вахидовна

(Россия, г. Грозный) Профессор, доктор педагогических наук, директор Института филологии, истории и права ФГБОУ Во «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: vinter_65@mail.ru

Information about the authors Maret M. Betilmerzaeva

(Russia, Grozny) Associate Professor, Dr. Sci. (Philosophy), Head of the Chair of Philosophy, Political Science, Sociology Chechen State Pedagogical University E-mail: maret_fil@mail.ru

Isita V. Muskhanova

(Russia, Grozny) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Director of the Institute of Philology, History and Law Chechen State Pedagogical University E-mail: vinter_65@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.