Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосев А. С., Шабля И. Н.

Воспитательная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса требует единого и системного подхода к её выполнению аналогично процессу обучения. Сегодня уже очевидно, что все воспитательные функции, возложенные на школу и классного руководителя, профессионально выполняются только последним. Исследование посвящено комплексному анализу основных трудностей, возникающих перед классным руководителем в ходе реализации воспитательных функций. Проведена историческая аналогия, отражающая смену главного организатора воспитательного процесса в зависимости от возлагаемых на него функций. Обоснована постановка ключевого вопроса исследования о том, кто обязан в школе осуществлять классное руководство с позиции реализуемых воспитательных задач. Эмпирической основой исследования послужили итоги анкетирования за 2011-2012 и 2019-2020 учебные годы учителей, выполняющих обязанности классного руководства в городских и сельских школах Приморского края. Проведены комплексный анализ и обработка полученных данных с помощью методов математической статистики с соответствующим уровнем значимости, подтверждающим статистическую обоснованность результата. Установлена явная динамика, отражающая перенаправление вектора воспитательной работы с обучающегося на родителя и возрастание роли последнего в образовательном процессе в целом. Сделан однозначный вывод, что основным реализатором воспитательной работы должен быть освобожденный классный руководитель, у которого базовой, а не сопутствующей функцией станет профессиональная реализация воспитательной политики государства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ANALYSIS OF THE CLASS TEACHERS’ SURVEY ABOUT EDUCATIONAL WORK

Educational work is an integral part of the educational process, and requires a unified and systematic approach to its implementation, similar to the learning process. To date, it is quite obvious that all the educational functions assigned to the school and the class teacher are professionally performed only by the latter. The study is devoted to a comprehensive analysis of the main difficulties faced by the class teacher in the course of the implementation of educational functions. A historical analogy is drawn, reflecting the change of the main organizer of the educational process, depending on the educational functions assigned to him. The formulation of the main question of the study of who is obliged to carry out class leadership at school today is substantiated from the standpoint of educational functions being implemented. The empirical basis of the study is the survey data for the 2011-2012 and 2019-2020 academic years, teachers who perform the duties of class leadership in urban and rural schools in Primorsky Krai. A comprehensive analysis and processing of the obtained data was carried out using the methods of mathematical statistics with an appropriate level of significance, confirming the statistical validity of the result. As a result, a clear dynamic has been established, reflecting changes in the main direction of educational work from the student to the parent, and the increasing role of the latter in the educational process as a whole. A reasonable decision was made that the main implementer of educational work should be a released class teacher, whose main, and not an accompanying, function is the professional implementation of the state’s educational policy in education.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2022 15(9): 1310-1319

DOI: 10.17516/1997-1370-0930 EDN: UOHZQO УДК 376+37.01+37.06

Comprehensive Analysis of the Class Teachers' Survey about Educational Work

Aleksandr S. Losev*a and Ivan N. Shablyab

aInstitute for Applied Mathematics

Far-Eastern Branch of Russian Academy of Sciences

Vladivostok, Russian Federation

bSecondary school No. 14

Ussuriysk, Russian Federation

Received 04.03.2022, received in revised form 02.06.2022, accepted 30.06.2022

Abstract. Educational work is an integral part of the educational process, and requires a unified and systematic approach to its implementation, similar to the learning process. To date, it is quite obvious that all the educational functions assigned to the school and the class teacher are professionally performed only by the latter. The study is devoted to a comprehensive analysis of the main difficulties faced by the class teacher in the course of the implementation of educational functions. A historical analogy is drawn, reflecting the change of the main organizer of the educational process, depending on the educational functions assigned to him. The formulation of the main question of the study of who is obliged to carry out class leadership at school today is substantiated from the standpoint of educational functions being implemented. The empirical basis of the study is the survey data for the 2011-2012 and 2019-2020 academic years, teachers who perform the duties of class leadership in urban and rural schools in Primorsky Krai. A comprehensive analysis and processing of the obtained data was carried out using the methods of mathematical statistics with an appropriate level of significance, confirming the statistical validity of the result. As a result, a clear dynamic has been established, reflecting changes in the main direction of educational work from the student to the parent, and the increasing role of the latter in the educational process as a whole. A reasonable decision was made that the main implementer of educational work should be a released class teacher, whose main, and not an accompanying, function is the professional implementation of the state's educational policy in education.

Keywords: education, school, upbringing, questioning, comprehensive statistical analysis, uneven distribution.

Research area: pedagogy.

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: [email protected]

Citation: Losev, A.S., Shablya, I.N. (2022). Comprehensive analysis of the class teachers' survey about educational work. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 15(9), 1310-1319. DOI: 10.17516/1997-1370-0930

Комплексный анализ опроса классных руководителей о воспитательной работе

А. С. Лосев3, И. Н. Шабля6

аИнститут прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук Российская Федерация, Владивосток бСредняя общеобразовательная школа № 14 Российская Федерация, Уссурийск

Аннотация. Воспитательная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса требует единого и системного подхода к её выполнению аналогично процессу обучения. Сегодня уже очевидно, что все воспитательные функции, возложенные на школу и классного руководителя, профессионально выполняются только последним. Исследование посвящено комплексному анализу основных трудностей, возникающих перед классным руководителем в ходе реализации воспитательных функций. Проведена историческая аналогия, отражающая смену главного организатора воспитательного процесса в зависимости от возлагаемых на него функций. Обоснована постановка ключевого вопроса исследования о том, кто обязан в школе осуществлять классное руководство с позиции реализуемых воспитательных задач. Эмпирической основой исследования послужили итоги анкетирования за 2011-2012 и 2019-2020 учебные годы учителей, выполняющих обязанности классного руководства в городских и сельских школах Приморского края. Проведены комплексный анализ и обработка полученных данных с помощью методов математической статистики с соответствующим уровнем значимости, подтверждающим статистическую обоснованность результата. Установлена явная динамика, отражающая перенаправление вектора воспитательной работы с обучающегося на родителя и возрастание роли последнего в образовательном процессе в целом. Сделан однозначный вывод, что основным реализатором воспитательной работы должен быть освобожденный классный руководитель, у которого базовой, а не сопутствующей функцией станет профессиональная реализация воспитательной политики государства в образовании.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, анкетирование, комплексный статистический анализ, неравномерное распределение.

Научная специальность: 13.00.08 - педагогические науки.

Введение

В середине XIX века выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский, размышляя о соотношении трех важнейших

компонентов любой образовательной системы, таких как «обучение», «воспитание», «развитие», пришел к выводу о том, что «в преподавателе учебного заведения знание

предмета далеко не составляет главного достоинства. Главное достоинство преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников» (№Ышкп, 2005). И с этим нельзя не согласиться, ведь от качества воспитательной работы учителя зависит уровень воспитанности общества в целом. По этой причине вопросам организации и осуществления воспитательной работы должно уделяться пристальное внимание.

Сегодня в условиях перехода на обновленные образовательные стандарты общество переживает очередной всплеск интереса к воспитательной деятельности, к изучению вопросов о включении учащихся в разнообразные виды внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что подобный интерес проявлен со стороны как государства, так и научно-педагогического сообщества начиная с середины первого десятилетия XXI века. Примером этому могут служить следующие факты.

Во-первых, опубликованы материалы, отражающие новые теоретические подходы к воспитанию (Golovneva, 2007; Malenkova, 2004). Во-вторых, появились теоретические работы по изучению исторических и сравнительно-исторических аспектов организации воспитательной работы (УиШоп, 2008; Kaganovich, 2008). В-третьих, изданы учебники и учебные пособия для студентов - будущих педагогов, раскрывающие смысл и особенности организации современного воспитательного процесса (Malenkova, 2004; Slastenin, 2009). В-четвертых, в тематических методических журналах по организации воспитательной работы стали печатать статьи для классных руководителей, в которых рассматривались отдельные вопросы внеурочной деятельности со школьниками (Lizinskii, 2007; Stepanov, 2006; Stepanov, 2007). В-пятых, существуют публикации, в которых особое внимание обращено на такую важную составляющую деятельности любого классного руководителя, как работа с родителями (Кгирта, 2001; Тшпшко^ 2003). И, наконец, произошло формирование эт-нопедагогики - отдельной отрасли педагогической науки, вбирающей в себя знания

о специфике и особенностях организации обучения и воспитания различных народностей, проживающих в России (Dzhurinskii, 2007; 2010) и за рубежом (Cohen et al., 2009; Khoury-Kassabri et al., 2004). В периодике стали встречаться статьи теоретического характера (Nezdemkovskaia, 2009) и работы, отражающие результаты различных социологических исследований по отдельным аспектам поликультурного образования и этнопедагогики (Rozhkova, 2009; Baldry, 2003; Dorio et al., 2020; Mickelson, 2003).

Таким образом, на данный момент в педагогической литературе накоплено большое число материалов, посвященных как содержанию деятельности классного руководителя (Aleksandrova, 2007; Andronova, Shablya, 2012; Lizinskii, 2003), так и способам оценки качества его работы (Pyhtina, 2020). Кроме того, значимый результат, определяющий место и роль классного руководства в системе образования, получен в исследовании (Ichetovkina, 2020), где рассмотрен процесс трансформации классного наставника в классного руководителя в историческом контексте, дан сравнительный анализ, в результате которого выделены тенденции теории и практики воспитательной деятельности классного наставника и классного руководителя. Показана историческая смена одного на другого в зависимости от их функций, а также основных направлений, форм и результатов воспитательной деятельности.

Постановка проблемы

По исторической аналогии естественным образом возникает предположение, что в результате смены «систематического наблюдения за индивидуальным развитием школьника, создания оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия с окружающим миром и с людьми» (Lizinskii, 2003) на «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, се-

мьи, общества и государства»1 необходимо провести и смену главного организатора воспитательного процесса. Принятый закон ясно определил позицию государства в образовательной системе, которая заключается в общем руководстве и создании благоприятных условий по достижению поставленных целей. В результате вся воспитательная функция возложена на школу и классного руководителя, причем только последний выполняет их профессионально. Соответственно, логично предположить, что для эффективного выполнения обязанностей, число которых существенно выросло, классному руководителю нужно больше времени и возможностей.

В настоящей работе решается вопрос о том, кто обязан сегодня в школе осуществлять классное руководство: учитель-предметник или освобождённый классный руководитель. На основе анкетирования в образовательных учреждениях на территории Приморского каря рассмотрена динамика изменения занятости классного руководителя с 2011 по 2020 гг. Сравнительный анализ полученных итогов с использованием методов математической статистики доказал необходимость разделения воспитательной и образовательной функций между освобождённым классным руководителем и учителем-предметником.

Методология

Сбор первичных данных, необходимых для решения поставленной задачи, проходил в два этапа. Первый проведен в 20112012 учебном году, второй - в 2019-2020 учебном году. В каждом опросе приняли участие 70 учителей, выполняющих обязанности классного руководителя, из городских и сельских школ Приморского края. Необходимо отметить, что выборка респондентов проводилась таким образом, чтобы число представителей одного образовательного учреждения не превышало двух человек. Это позволило максимально

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Доступ из СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/77687593

расширить географию участников опроса и охватить самые отдаленные уголки Приморского края.

Предложенная анкета включала 11 вопросов разного характера и содержания. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Обсуждение

Таким образом, можно утверждать, что нормативно-правовая база, регламентирующая функциональные обязанности классного руководителя в школе, принципиально не изменилась. Она отражена в должностных обязанностях, инструкции, положении о классном руководителе и других локальных актах (табл. 1, п. 2). Вместе с тем существенно вырос документооборот, что подтверждают 92 % респондентов (табл. 1, п. 7). Основной причиной послужило изменение внешних условий реализации классного руководства. За последние несколько лет существенно ужесточились требования к проведению различных внеклассных и внешкольных мероприятий. Повысились нормативы пожарной, антитеррористической и личной безопасности, выполнение и соблюдение которых требует огромной подготовительной работы, зачастую занимающей намного больше сил и времени, чем запланированное воспитательное мероприятие. Это составление и согласование различных инструктажей и разрешений, подтверждающих, что запланированное мероприятие пройдет с соблюдением всех правил и норм безопасности.

Наравне с этим остались без существенных изменений приоритетные направления воспитательной работы (табл. 1, п. 9), которые регламентированы Законом об образовании. Однако распределение усилий и внимания по данным направлениям, несмотря на незначительную разницу в результатах опроса, неравномерно, что подтверждается статистической оценкой, полученной после применения критерия Пирсона при 5 %-м уровне значимости (Nosko, 2011). Последнее связно с тем, что главным заказчиком образования остается государство и естественным образом про-

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов опроса Table 1. Comparative analysis of the survey results

№ Вопрос и варианты ответов 2012 (%) 2020(%)

1 2 3 4

1. Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство в школе?

Освобожденный классный руководитель 52 82

Учитель-предметник 48 18

2. Есть ли в Вашей школе документы, определяющие обязанности классного руководителя?

Должностные обязанности классного руководителя 20 27

Инструкция классного руководителя 24 17

Положение о классном руководителе 17 20

Прочие документы 39 36

3. Какие профессиональные затруднения Вы испытываете в работе классного руководителя?

Затруднения в работе с трудными учащимися 40 22

Трудности при работе с родителями 23 43

Изучение и диагностика личности учащихся 21 19

Освоение новых педагогических технологий 16 16

4. Если у Вас возникают затруднения, к кому (чему) Вы обращаетесь за помощью, поддержкой?

К другим учителям 24 22

К методической литературе 25 19

К администрации школы 19 20

К ресурсам сети Интернет 17 31

К руководителю МО классных руководителей 15 8

5. Помощь каких специалистов Вам будет полезна для ведения профессиональной деятельности?

Школьного психолога 56 52

Социального педагога 44 48

6. Насколько Вы удовлетворены работой со своим классом?

Полностью удовлетворены 30 20

Частично 60 57

Не удовлетворены 10 23

7. Произошло ли у Вас увеличение работы с документацией по классному руководству за последнее время?

Да 60 92

Нет 40 8

8. Какому виду деятельности Вы уделяете больше времени?

Непосредственному общению с учениками 44 34

Работе с родителями 15 29

Работе с документами 21 29

Организаторской работе 19 8

9. Какие направления воспитательной работы Вы считаете наиболее значимыми в настоящее время?

Здоровьесбережение 27 27

Окончание табл. 1 ^n^sion of Table 1

1 2 3 4

Духовно-нравственное воспитание 24 22

Патриотическое воспитание 20 28

Формирование толерантности 16 10

Эстетическое воспитание 13 12

10. Необходимо ли методическое объединение классных руководителей школе?

Да 64 89

Нет 36 11

11. Какие качества способствуют взаимопониманию между Вами и воспитанниками в большей степени?

Профессионализм классного руководителя 21 21

Требовательность, честность и доверительность 18 17

Эрудиция учителя и последовательность в своих действиях 18 21

Доброта 17 16

Демократичность и самостоятельность суждений 14 14

Хорошее чувство юмора 12 11

водимая им социальная политика относительно подрастающего поколения полностью отражается на воспитательной работе в образовательных организациях.

В 2011-2012 учебном году политика государства была направлена на здо-ровьесбережение молодого поколения, разрабатывались нормы ГТО2, велась пропаганда здорового образа жизни. Как результат - соответствующее направление воспитательной работы выходит на первый план - 27 % (табл. 1, п. 9). В 2019-2020 учебном году приоритетом стало патриотическое воспитание3, что также отразилось на воспитательной работе всех образовательных учреждений - 28 %. Несмотря на то что позиции по направлению здоро-вьесбережения остались неизменными, неравномерность распределения усилий

2 Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Доступ из СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70619520

3 Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416 (ред. от 25.07.2018) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant. ru/document/cons doc LAW 136827

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существенно увеличилась за счет снижения работы по остальным направлениям, например, формированию толерантности и эстетического воспитания. Последнее подтверждается как данными опроса, так и сравнительным анализом расчетных величин критерия Пирсона по обеим выборкам при 5 %-м уровне значимости (Nosko, 2011).

Наблюдается также изменение приоритета в основном виде деятельности классного руководителя (табл. 1, п. 8). За сравнительно короткий срок приоритет внимания переместился с учеников (34 %, ранее 44 %), на их родителей (29 %, ранее 15 %). Опрос респондентов подтверждает, что основные трудности и профессиональные проблемы сегодняшний классный руководитель испытывает в работе с родителями ученика (табл. 1, п. 3).

Очевидно, что увеличение времени работы полностью коррелирует с проблемными направлениями, что явно отражено на рис. 1: многоугольник распределения профессиональных затруднений классного руководителя буквально повернут в сторону родителей (43 %), вследствие чего

Рис. 1. Многоугольник распределения профессиональных затруднений классного руководителя (справа) и приоритета распределения времени между ними (слева): 2012-2013 гг. - пунктир; 2019-2020 гг. - сплошная

Fig. 1. The polygon of the distribution of the professional difficulties of the class teacher (on the right) and the priority of time between them (on the left): 2012-2013 - dotted line; 2019-2020 - solid

и многоугольник распределения времени классного руководителя принял соответствующий вид, характерный для сложившейся ситуации.

Одновременно уменьшается объем организаторской работы (8 %, ранее 19 %), на смену которой приходит индивидуальный подход и личное общение, но не с учеником, а с его родителями.

На фоне сложившейся ситуации очевидно, что потребность классного руководителя в методических объединениях существенно возросла - в целом на 25 % (табл. 1, п. 10), что подтверждают 89 % респондентов. А если учесть, что данное структурное подразделение зачастую выражено в единоличной координационной деятельности заместителя директора по воспитательной работе, которая носит планово-приказной характер, то источником помощи (табл. 1, п. 4) становятся старшие коллеги, методическая литература и интернет-ресурсы (рис. 2).

Сегодня приоритет отдается последнему (31 %), что естественно в условиях циф-ровизации образования, хотя и не всегда успешно. В большинстве случаев интернет-ресурсы содержат огромное количество информации, которая разрозненна, выборочна

и недостоверна. Соответственно, ожидание помощи и поддержки от интернета в решении конкретной педагогической, методической или воспитательной задачи трансформируется в новую ещё более трудоемкую задачу по поиску нужного материала и знания, которого не хватает. Очевидно, что сформулировать запрос во всемирную сеть на поиск необходимого знания для решения конкретной педагогической задачи намного сложения, чем обсудить её с опытными коллегами или почерпнуть из профессиональной литературы.

В результате возникающие перед молодым и неопытным классным руководителем трудности и задачи остаются полностью нерешенными или решенными частично, а сама воспитательная работа уходит на второй план, уступая место обучению. В итоге работа классного руководства не удовлетворяет никого из участников образовательного процесса, в том числе и самого учителя (табл. 1, п. 6), что подтверждают 80 % респондентов. Ситуация усугубляется тем, что в данном положении оказываются именно молодые учителя, только начинающие свой профессиональный путь, что отражено в анкетных данных респондентов: средний стаж

1

4 3

Рис. 2. Многоугольник распределения источников методической помощи классным руководителям: 2012-2013 гг. - пунктир; 2019-2020 гг. - сплошная

Fig. 2. The polygon of the distribution of sources of methodological assistance for classroom teachers: 2012-2013 - dotted line; 2019-2020 - solid

работы в должности классного руководителя участников второго опроса составил 14,5 лет, в то время как в первом опросе он был 18,5 лет.

В результате на смену уверенному в себе учителю, использующему в своей работе авторитарный стиль общения, подкреплённый профессионализмом и опытом (табл. 1, п. 11), приходит молодой и неопытный, требования к которому однако существенно выше со стороны как учеников, так и их родителей, администрации школы, общества и т.д. Спасением в данном случае становится умение наладить диалог со всеми участниками образовательного процесса, а также четкое понимание цели, выстроенная последовательность действий и эрудиция (табл. 1, п. 11). Конечно, нельзя оставить без внимания тот факт, что перемены в воспитательной работе заставили учителя расширить формы взаимодействия с учеником, что является положительным моментом. В частности, если провести сравнительный анализ расчетных величин критерия Пирсона по обеим выборкам опроса при 5 %-м уровне значимости по данному пункту анкеты, то разброс качеств, способствующих взаимопониманию между учителем и воспитанниками, стал более равномерным.

Заключение

На основании изложенного можно сделать вывод, что задача по воспитанию ученика, стоящая перед классным руководителем, очень сложна. В существующих условиях, характеризуемых повышенными требованиями, отсутствием помощи и четких «принятых в обществе правил, и норм поведения» (Iunusova, 2019), пристальным вниманием и нескончаемой отчетностью перед каждым участником не только образовательного процесса, но и стороннего наблюдателя, задача воспитания переходит в разряд невыполнимых. Поэтому главный вопрос: «Кто должен осуществлять классное руководство в школе?» - имеет достаточно очевидный ответ, что ясно понимают действующие учителя. Конечно, это должен быть освобожденный классный руководитель. Полученное решение носит объективный характер и является логическим продолжением социальной политики государства, проводимой в сфере образования, а принятые за последние несколько лет законы и постановления в данной области подтверждают его заинтересованность и стремление к созданию единого образовательного пространства, выступающего необходимым условием выполнения тех задач и целей, которые стоят сегодня перед всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы / References

Aleksandrova, E.A. (2007). Klassnyi rukovoditel' i klassnyi vospitatel': «bliznetsy-brat'ia»? Kto bolee rebenku tsenen? [Class teacher and class teacher: "twin brothers"? Who is more valuable to a child?]. In Narodnoe obrazovanie [Public education], 8, 219-226.

Andronova, A.V., Shablya, I.N. (2012). Izuchenie roli klassnogo rukovoditelia v sovremennom uchebno-vospitatel'nom protsesse [Studying the role of a class teacher in the modern educational process]. In Intellektual 'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniia: sbornik materialov XI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Intellectual potential of the XXI century: stages of cognition: collection of materials of the XI international scientific and practical conference]. Novosibirsk, 48-52.

Baldry, A.C. (2003). Bullying in Schools and Exposure to Domestic Violence. In Child Abuse & Neglect, (27)7 713-732. doi:10.1016/S 0145-2134(03)00114-5

Cohen, J., McCabe, L., Michelli, N., Pickeral T. (2009). School Climate: Research, Policy, Practice, and Teacher Education. In Teachers College Record, 111(1) 180-213.

Dorio N., Clark K., Demaray M., Doll E. (2020). School Climate Counts: A Longitudinal Analysis of School Climate and Middle School Bullying Behaviors. In International Journal of Bullying Prevention, 2(4) 292-308. doi:10.1007/s42380-019-00038-2

Dzhurinskii, A.N. (2007). Pedagogika mezhnatsional'nogo obshcheniia: polikul'turnoe vospitanie v Rossii i za rubezhom [Pedagogy of interethnic communication: multicultural education in Russia and abroad]. Moscow: TTS Sfera, 224.

Dzhurinskii A. N. (2010). Pedagogika v mnogonatsional'nom mire [Pedagogy in a multinational world]. Moscow: VLADOS, 240.

Golovneva, N.F. (2007). Podhody k vospitaniiu v sovremennoi otechestvennoi pedagogike [Approaches to education in modern domestic pedagogy]. In Pedagogika [Pedagogy], 10, 38-47.

Ichetovkina, N.M. (2020). Istoriko-pedagogicheskii aspekt razvitiia sistemy vospitatel'noi deiatel'no-sti: ot klassnogo nastavnika k klassnomu rukovoditeliu [Historical and pedagogical aspect of the development of the system of educational activities: from the class teacher to the class teacher]. In Uchenye zapiskiKrymskogofederal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sotsiologiia. Pedagogika. Psihologi-ia [Uchenye zapiski Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Sociology. Pedagogy. Psychology.], 1, 25-36.

Iunusova, E.A. (2019). Soderzhanie deiatel'nosti klassnogo rukovoditelia v sovremennoi nachal'noi shkole [The content of the activities of the class teacher in a modern elementary school]. In Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 63, 1, 416-419.

Kaganovich, A.A. (2008). Problemy vospitaniia: razmyshleniia o proshlom i nastoiashchem [Problems of education: reflections on the past and present]. In Pedagogika [Pedagogy], 7, 46-50.

Khoury-Kassabri, M., Benbenishty, R., Astor, R., Zeira, A. (2004). The Contributions of Community, Family, and School Variables to Student Victimization. In American Journal of Community Psychology, 34(3-4) 187-204. doi:10.1007/s10464-004-7414-4

Krupina, I. (2001). Pedagogicheskoe prosveshchenie roditelei [Pedagogical education of parents]. In Vospitanie shkol'nikov[Education of schoolchildren], 1, 18-20.

Lizinskii, V.M. (2003). Klassnyi nastavnik [Class teacher]. In Klassnyi rukovoditel' [Class teacher], 3, 72-77.

Lizinskii, V.M. (2007). Klassnye chasy v nachal'noi shkole [Class hours in elementary school]. In Zavuch nachal 'noi shkoly [Head teacher of elementary school], 7, 55-60.

Malenkova, L.I. (2004). Teoriia i metodika vospitaniia [Theory and methodology of education]. Mos-row: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 480.

Mickelson, R. (2003). When Are Racial Disparities in Education the Result of Racial Discrimination? A Social Science Perspective. In Teachers College Record, 105(6) 1052-1086. doi:10.1111/1467-9620.00277

Nezdemkovskaia, G.V. (2009) Stanovlenie etnopedagogiki v Rossii [Formation of ethnopedagogy in Russia]. In Pedagogika [Pedagogy], 7, 17-26.

Nosko, V.P. (2011) Ekonometrika [Econometrics]. Moskow: Izdatel'skii dom «Delo», 576.

Pyhtina, E.A. (2020). Otsenka effektivnosti vospitatel'noi raboty klassnogo rukovoditelia v shkole [Evaluation of the effectiveness of the educational work of the class teacher at school]. In MIR NAUKI, KUL'TURY, OBRAZOVANIYA [WORLD OF SCIENCE, CULTURE, EDUCATION], 2, 81, 327-329.

Pyhtina, E.A. (2020) roblemy otsenki kachestva raboty klassnogo rukovoditelia v obshcheobrazova-tel'nom uchrezhdenii [Problems of assessing the quality of work of a class teacher in a general education institution]. In MIR NAUKI, KUL'TURY, OBRAZOVANIYA [WORLD OF SCIENCE, CULTURE, EDUCATION], 1, 80, 138-140.

Rozhkova, L.V. (2009). Tolerantnost' v polietnicheskoi studencheskoi srede [Tolerance in a multiethnic student environmen]. In Sotsiologiia obrazovaniia [Sociology of Education], 11, 71-79.

Slastenin, V.A. (2009). Metodika vospitatel'noi raboty [Methods of educational work]. Mosrow: «Ak-ademiia», 160.

Stepanov, E.N. (2006). Lichnostno-orientirovannyi klassnyi chas: osobennosti soderzhaniia i orga-nizatsii [Personality-oriented class hour: features of content and organization]. In Klassnyi rukovoditel' [Class teacher], 2, 5-14.

Stepanov, E.N. (2007). Izuchenie sostoianiia i effektivnosti vospitatel'nogo protsessa v klasse [Study of the state and effectiveness of the educational process in the classroom]. In Klassnyi rukovoditel' [Class teacher], 1, 5-12.

Tiunnikov, IU.S. (2003) Siuzhetnoe strategirovanie: klassnyi rukovoditel' - roditeli [Plot strategizing: class teacher - parents]. In SHkol'nye tekhnologii [School technologies], 4, 114-122.

Ushinskii, K.D. (2005) Izbrannye trudy: Problemy pedagogiki [Selected Works: Problems of Pedagogy]. Moskow: Drofa, 638.

Vulfson, B.L. (2008). Nravstvennoe i grazhdanskoe vospitanie vRossii i na Zapade: Aktual'nyeproblem [Moral and civic education in Russia and the West: Actual problems]. Moscow: Moskovskii psihologo-sotsial'nyi institute, 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.