Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ'

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ШКОЛА / ОЦЕНКА РАБОТЫ / CLASS TEACHER / SCHOOL / JOB EVALUATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / EDUCATIONAL WORK / CLASSROOM FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыхтина Елена Александровна

В данной статье рассматривается проблема оценки воспитательной работы классного руководителя в школе. Определены функции классного руководителя. Автором отмечается, что специфика воспитательной работы такова, что ее сложно оценить объективно, необходимо выработать единые критерии. Существует риск формального подхода к оценке работы классного руководителя. Представлены результаты опроса педагогов, являющихся классными руководителями, относительно их профессиональной деятельности и выбора критериев оценки воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of evaluating the educational work of a class head at school

This article discusses the problem of evaluating the educational work of the class teacher at school. The functions of the class teacher are defined. The author notes that the specifics of educational work is such that it is difficult to evaluate objectively, it is necessary to develop common criteria. There is a risk of a formal approach to assessing the work of the class teacher. The results of a survey of teachers who are class teachers regarding their professional activities and the selection of criteria for evaluating educational work are presented.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ»

odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html - (дата об-ращения08.10.2017).

12. Орлова Е.К. Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО. URL: http://nsportal.ru/sites/default/ files/2015/02/14/kompetentnost_pedagoga. docx -(дата обращения 10.11.2017).

13. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда общеобразовательной школы. URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/ konf_lerner/Osmolovskaya_ I.M.pdf (дата обращения: 19.04.2019).

14. Пышнограй Г.В., Бронникова Л.М. Структурно-функциональная модель формирования ИКТ-компетентености педагога педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

15. Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. ИКТ-компе-тентность педагога как условие осуществления профессиональной деятельности в информаци-

онно-образовательной среде / А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова // Профессионализация кадров как основа динамического развития муниципальной системы образования: материалы XIV муниципальной конференции. - Рыбинск : Информационно-образовательный Центр, 2016. - С. 60-64.

16. Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ компетенций студентов направлений подготовки "Педагогическое образование"// Педагогическое образование в России. -2016,-№7.-С. 97-103.

17. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. URL: http://iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214694.pdf/ (дата обращения: 26.11.2019).

18. Трубицына Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды. URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/dva-podhoda-k-opredeleniyu-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 26.10.2019).

О CXI

о

CXI

Q-<

Z

:P

CO

SPECIFICITY OF EVALUATING THE EDUCATIONAL WORK OF A CLASS HEAD AT SCHOOL Pykhtina Elena Aleksandrovna, teacher of English, secondary school №3, Novokubansk

This article discusses the problem of evaluating the educational work of the class teacher at school. The functions of the class teacher are defined. The author notes that the specifics of educational work is such that it is difficult to evaluate objectively, it is necessary to develop common criteria. There is a risk of a formal approach to assessing the work of the class teacher. The results of a survey of teachers who are class teachers regarding their professional activities and the selection of criteria for evaluating educational work are presented.

Keywords: class teacher; school; job evaluation; educational work, classroom functions.

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛА ССНО ГО РУКОВОДИ ТЕЛЯ В ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается проблема оценки воспитательной работы классного руководителя в школе. Определены функции классного руководителя. Автором отмечается, что специфика воспитательной работы такова, что ее сложно оценить объективно, необходимо выработать единые критерии. Существует риск формального подхода к оценке работы классного руководителя. Представлены результаты опроса педагогов, являющихся классными руководителями, относительно их профессиональной деятельности и выбора критериев оценки воспитательной работы.

Клю чевые слова: классный руководитель; школа; оценка работы; воспита тельная работа, функции классного руководителя.

УДК 37

ВАК РФ 13.00.01

© Пыхтина Е.А., 2020

—t-

кд№ -Г

S

321

В настоящее время одним из основных социальных институтов, направленных на воспитание молодого поколения, является система образования. Происходящие изменения в социуме отражаются и на воспитании, что выражается не только в снижении финансирования образовательных учреждений, но и в неопределенности целей и содержания воспитания. [9, 10] Снижение статуса школьного воспитания в общественном мнении, потребность школ в совершенствовании системы воспитания, сформировавшиеся неэффективные практики работы классных руководителей свидетельствуют о необходимости анализа и оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе и оценки работы классных руководителей как элементов воспитательной системы школы в целом.

Классный руководитель - основная фигура организации и осуществления процесса воспитания в школе. Он осуществляет весь

ПЫХТИНА Елена Александровна, учитель английского языка, МБОУ-COLU № 3, Новокубанск

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

322

диапазон важных функций для взросления и становления личности учащегося:

- является посредником между учащимся и социумом в процессе социализации и накоплении социального опыта, в формировании гражданской позиции школьника, в формировании нравственных основ и общечеловеческих ценностей, в постижении и принятии основ культуры;

- является организатором индивидуальной, групповой и коллективной деятельности в классе, как учебной, так и воспитательной;

- выполняет индивидуальную поддержку учащимся с особыми образовательными потребностями (учащиеся с ОВЗ, одаренные школьники, дети с проблемами в обучении и социализации). [1]

В то же время, классный руководитель поддерживает доверительные и открытые межличностные отношения классного коллектива, обеспечивает комфортный психологический климат, он должен учитывать и использовать положительный воспитательный потенциал образовательного учреждения, культурно-образовательной среды региона. [2] И, главное, классный руководитель - это основной координатор работы и усилий всех субъектов воспитательного пространства образовательного учреждения: администрации школы, педагогического коллектива, ученического коллектива, родителей, социума, то есть всего комплекса воспитательного воздействия, направленного на взросление, воспитание и образование личности школьника.

Среди направлений деятельности в школе классные руководители осуществляют следующие: работа сучащимися, работа с семьями и родителями школьников, организационно-управленческая деятельность, работа с администрацией школы.

Таким образом, все функции классного руководителя можно свести к трем основным: организационно-координирующая, контролирующая и воспитательная. Приоритетные стратегии в воспитательном процессе: воспитание духовно и физически здоровой личности; воспитание патриота и гуманиста; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности; воспитание творчески саморазвивающейся личности. [4]

Все вышеизложенное наводит на проблему оценки воспитательной работы классного руководителя. Данной проблематикой занимались О.Н. Антонова, Е.Г. Вдовина, Д.И. Михайлова, А.Н. Шадрин, И.Ю. Шустова [8] и др. Авторы отмечают, что сложно выделить еди-

ные критерии оценки деятельности классных руководителей в воспитательной работе, поскольку все они работают в разных образовательных организациях; каждое воспитательное мероприятие имеет различные цели, и воспитательные задачи; неоднородный состав учащихся в школе; со стороны администрации школы нет единых требований к осуществлению воспитательной работы классных руководителей. Фактически, планирование и содержание воспитательных мероприятий зависит от инициативности и творчества каждого классного руководителя. [6]

Нормативная документация для классных руководителей нацеливает на оценивание качества работы педагогов по двум критериям: результативности и процесса деятельности. Отметим, что данные критерии весьма размыты, но сделано это намеренно. Детальное прописывание критериев приведет к чрезмерному контролю деятельности классного руководителя, появится большое количество контролеров в лице администрации, родителей, иных руководящих органов, которые будут постоянно отслеживать работу педагога. Чрезмерный контроль или его полное отсутствие не будут стимулировать развитие профессиональных компетенций классных руководителей, что будет вредить работе.

Изучая проблему оценки воспитательной работы классных руководителей, педагоги С.В. Бобрышов и Л.А. Саенко [3,5, 7] выделяют две группы критериев: критерии результата и критерии процесса. Группа критериев результата должна ответить на вопрос "как сделано". Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответить на вопрос "что сделано", они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.

Разрабатывая проблему оценки воспитательной работы классного руководителя в школе, мы провели опрос педагогов, исполняющих обязанности классных руководителей в школах города Новокубанск Краснодарского края. В опросе приняли участие 120 классных руководителей, работающих как в начальных классах, так и в классах старшей школы.

Все классные руководители (100%) отметили, что классные руководители необходимы в современной школе. Педагоги указывают, что в российской школе должность классного руководителя возникла не случайно, она оправдана исторически и культурно, опирается на опыт развития системы российского воспитания.

Ответы на вопрос "Влияет ли профессиональная деятельность классного руководителя на качество современного образования?" распределились следующим образом: да, влияет - 58%; нет, не влияет - 32%; затруднились с ответом - 10% педагогов. В комментариях к ответу на вопрос, педагоги отметили, что "приоритет воспитания, отмеченный во многих государственных документах, является, в большей части, декларацией". Педагоги указали, что в настоящее время "система родительской ответственности за воспитание практически отсутствует", "падает интерес родителей, как к учебной, так и внеучебной деятельности своих детей", "показатели по учебной деятельности учащихся в школе значительно превалируют над воспитательной работой".

Вопрос об удовлетворенности классных руководителей своей профессиональной деятельностью обнаружил следующие результаты: 54% респондентов полностью удовлетворены; 20% - удовлетворены не полностью; 26% - не удовлетворены. Классные руководители, которые удовлетворены своей работой, отмечают, что у них хорошие взаимоотношения с учениками и их родителями; полное взаимопонимание с учащимися; работа с детьми является основой для саморазвития педагогов; результат работы - это уважение со стороны учащихся, поддержка родителей. Педагоги, которые не удовлетворены своей профессиональной деятельностью выделяют ряд причин: в настоящее время профессия педагога не престижна; требования к классному руководителю возрастают; ответственность педагога возрастает; ответственность и заинтересованность родителей минимальная; нет системности в воспитательной работе; возрастание документов и других отчетных бумаг; нет поддержки со стороны администрации школы; возрастание нагрузки на педагога как предметника, в связи с чем нет времени заниматься воспитательной работой.

Педагогам был задан вопрос "Необходимо ли оценивать качество воспитательной работы классных руководителей?". 70% опрошенных указали, что необходимо; 20% - дали отрицательный ответ и 10% - затруднились с ответом на данный вопрос. Классные руково-

дители отметили, что оплата за работу классного руководителя одинаковая, однако, каждый педагог выполняет свою работу по-разному: одни с учащимися постоянно проводят классные воспитательные мероприятия (разрабатывают сценарии, проводят воспитательные мероприятия привлекая родителей, проводят воспитательные классные часы, беседы с учащимися, дискуссии, экскурсии и др.); другие участвуют лишь в мероприятиях школьного уровня; а некоторые вообще практически не проводят воспитательных мероприятий и какой-либо другой воспитательной работы со школьниками.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является работа с родителями. На вопрос педагогам, стоит ли привлекать родителей к оценке воспитательной работы классных руководителей, большинство ответило отрицательно (75%), положительно оценили эту возможность только 5% опрошенных и остальные (20%) затруднились с ответом. В комментариях к вопросу педагоги указали, что многие родители не включены в работу класса и школы, поэтому не смогут объективно оценить работу классных руководителей.

Относительно этого направления, был задан еще один вопрос, связанный с работой с родителями: "Стоит ли осуществлять "воспитание родителей"? Зачастую многие родители проявляют недостаточную грамотность в вопросах развития и воспитания своих детей, и это совсем не зависит от того, есть ли у родителей высшее образование. Большая часть родителей не являются профессиональными воспитателями, не имеют специальных педагогических знаний. К тому же родители часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Мнения педагогов разделились практически поровну -одни ответили утвердительно, другие - отрицательно. Пояснения к вопросу были следующие: "воспитание родителей - это парадоксально", "это взрослые люди и не надо их учить", "педагогическое просвещение родителей необходимо", "это часть воспитательной работы педагога", "необходимо развивать культуру семейного воспитания", "у них нет специальных знаний в области педагогики и психологии, поэтому стоит уделять этому внимание на родительских собраниях".

Вопрос классным руководителям "Используете ли Вы интерактивные технологии в воспитательной работе сучащимися?" выявил следующие результаты: да, использую часто -15%; использую, но редко - 25%; очень редко - 40%; не использую - 20%. Результаты показывают,

что педагогами недостаточно используются современные педагогические технологии. В комментариях к вопросу некоторые педагоги отметили, что не знакомы с термином "интерактивные технологии", некоторые путают этот термин с термином "информационные технологии", но большинство отметили, что хотели бы послушать курс лекций, раскрывающий специфику современных интерактивных технологий, которые используют в воспитательной работе в школе, познакомиться с опытом эффективного внедрения таких технологий в воспитательный процесс в школе. Исследователи указывают, что "обучение классных руководителей интерактивным воспитательным технологиямтакже должно проходить в интерактивной форме. Только в этом случае у педагогов эффективно формируются практические умения организации подобной деятельности".

Вопрос для педагогов по каким критериям следовало бы оценить воспитательную работу классных руководителей, показал, что педагоги не видят единой системы такой оценки.

Среди критериев по оценке эффективности воспитательной работы классными руководителями были предложены следующие:

1) микроклимат в классном коллективе;

2) уровень воспитанности учащихся;

3) уровень социальной зрелости учащихся;

4) умение учащихся взаимодействовать с педагогами и друг с другом;

5) вовлеченностьучащихся в общественную жизнь класса и школы.

Педагоги отметили, что очень трудно проследить положительный эффект от проделанной воспитательной работы. Специфика воспитательной работы такова, что имеет отсроченный эффект, ее не видно сразу. Поэтому и провести оценку воспитательной работы классного руководителя невозможно объективно, всегда она будет иметь субъективную окраску.

Выводы. Классный руководитель-это профессионал в педагогической деятельности в обязанности которого входят: организация внеклассных мероприятий для учащихся; формирование сплоченного коллектива учащихся; воспитание ответственного отношения к учебе; работа с родителями. Оценка качества работы классного руководителя является важной проблемой современного образования. Единых подходов в педагогической науке в настоящее время не выработано. Сами классные руководители отмечают, что возможно и оценивали бы свою работу, но не знают по каким критериям это сделать. На наш взгляд, в

настоящее время существует необходимость в разработке конкретных критериев по изучению и оценке качества работы классного руководителя. Под критерием следует понимать совокупность определенных характеристик работы классного руководителя, на основании которых можно говорить о той или иной степени качества его воспитательной деятельности. Следует обратить внимание на реализацию дополнительных образовательных программ для классных руководителей, направленных на овладение педагогами новыми педагогическими технологиями в воспитательной работе.

Литература:

1. Абрамова H.H. Планирование работы классного руководителя / в книге: Теория и практика воспитательной работы : учебное пособие. - М. : Спутник+ , 2016. - С. 66-96.

2. Бобрышов C.B., СаенкоЛ.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 1 (42). - С. 170-175.

3. Бобрышов C.B., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5 (109). - 1 6-22.

4. Бреннер Д. А., Ичетовкина H. М. Динамика развития основных направлений работы классного руководителя // Знание. Понимание. Умение. -2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ dinamika-razvitiya-osnovnyh-napravleniy-raboty-klassnogo-rukovoditelya (дата обращения: 22.12.2019).

5. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения: учебное пособие. -Ставрополь : Бюро новостей, 2010. - 92 с.

6. Саенко Л.А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе / Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций. Материалы первой Международной конференции / под науч. ред. проф. Е. А. Петровой. - М. : Академия имиджело-гии,2014. - С.193-196.

7. Саенко Л.А. Использование образовательного пространства школы для сопровождения социализации безработных// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 159-168.

8. Шустова И.Ю. Воспитание в событии: ситуативная педагогика // Педагогика. - 2018. - №1. - С. 53-60.

9. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.l., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems/ / Modern Journal of Language Teaching Methods. -2018 - T. 8. № 2. - C.209-216.

10. Saenko L.A., BarsukovaT.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S.Team building as a tool to strengthen the company's position in the market// International Journal of Engineering and Technology (UAE).- 2018. -T.7. № 4.38.-431-433.

METHODICAL PROVISION OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY EDUCATION

Sergeeva Bella Vladlmlrovna, PhDofPedagogical sciences, Associate Professor

Gakame Yuiia Daudovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar

The relevance of the problem is due to the requirement of pedagogical theory and practice in ensuring professional self-development of the future teacher of primary education and the existing imperfections of modern technological means of supporting professional seif-de veiopment of the future teacher of primary education. The article considers methodological provision of professional self-development of the future teacher of primary education, in our study, the composition of methodological support means a combination of training technologies, methods of choosing and applying training methods and tools, training tools and environments. Within the framework of this work justifies a new scientific direction in the field of theory and methodology of vocational education, justifying both theoretical and applied solution of an important problem of methodical support of the process of professional self-development of the teacher of primary education.

Keywords: professional self-development; methodical support; future teacher of primary education.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность проблемы обусловлена требованием педагогической теории и практики в обеспечении профессионального саморазвития будущего педагога начального образования и имеющимся несовершенством современных технологических средств сопровождения профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. В статье рассматривается методическое обеспечение профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. В нашем исследовании под составом методического обеспечения понимается комбинация технологий обучения, методы выбора и применения способов и инструментов обучения и учения, средства обучения и среды. В рамках данной работы обосновывает новое научное направление в области теории и методики профессионального образования, обосновывающее как теоретическое, так и прикладное решение важной проблемы методического обеспечения процесса профессионального саморазвития педагога начального образования.

Ключевые слова: саморазвитие профессиональное; методическое обеспечение; будущий педагог начального образования.

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08

© Сергеева Б.В., 2020 © Гзкаме Ю.Д., 2020

В процессе профессионального обучения будущих педагогов начального образования, огромное значение имеет комплексное методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Под методическим обеспечениемучебного процесса будущих педагогов начального образования в рамках данной работы означает разработку и создание оптимального комплекса учебно-методических средств, технологий, методов и сред обучения[1 ]. Данный состав методического обеспечения необходим для полноценного и эффективного профессионального образования на современном этапе развития содержания образования.

Методическое обеспечение профессионального саморазвития будущих педагогов начального образования сегодня - на пике своей актуальности. Методическое обеспечение профессионального саморазвития будущих педагогов начального образования - один из основных способов повышения качества образования в университете. Современный педагог начального образования должен иметь системное представление о будущей профессиональной деятельности. Для достижения данной цели необходимо правильное формирование основных ориентиров будущей профессиональной деятельности. Современный учитель начального образования должен обладать актуальным уровнем "soft skills" (надпрофессиональные

СЕРГЕЕВА Бэлла Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент

ГАКАМЕ Юлия Даудовна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.