Научная статья на тему 'Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе'

Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1896
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / воспитательная работа / эффективность работы / образовательное учреждение / educational work / quality of work / educational institution.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Пыхтина

В статье рассматривается вопрос оценки воспитательной работы классных руководителей. Представлены различные подходы к выработке критериев и показателей эффективности воспитательной работы педагогов. Предложена авторская система оценки эффективности, включающая критерии, основанные на функциональных обязанностях классных руководителей. Представлены результаты апробации авторской методики оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Автор делает вывод о том, что в педагогической науке и практике не сформированы единые подходы к оценке эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе. Опираясь на исследования педагогов, автором была разработана собственная система оценки, состоящая из критериев и показателей воспитательной работы. Критерии были выделены из основных функций, которые реализует классный руководитель в школе. Предложенная методика поможет оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей различным субъектам образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL WORK OF A CLASS HEAD IN A SCHOOL

The article considers the issue of evaluating the educational work of class teachers. Various approaches to the development of criteria and indicators of the effectiveness of educational work of teachers are presented. The author’s system for evaluating effectiveness is proposed, including criteria based on the functional responsibilities of class teachers. The results of testing the author’s methods for assessing the effectiveness of the educational work of class teachers are presented. The researcher concludes that in pedagogical science and practice, there are no unified approaches to evaluating the effectiveness of educational work of classroom teachers at school. The work develops the assessment system, consisting of criteria and indicators of educational work. The criteria are identified from the main functions that the class teacher implements in the school. The proposed method will help to evaluate the effectiveness of educational work of class teachers for various subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе»

выков и позволяет решить следующие вопросы на уроках иностранного языка: решить проблему сочетаемости слов; определить, какие синтаксические функции слово может выполнять в предложении; определить, какие предлоги могут употребляться после глагола; определить, какое место в предложении может занимать то или иное слово; решить проблему выбора синтаксической конструкции; использовать данные корпуса для выявления различий в употреблении близких по значению слов.

Онлайн-словари - электронные словари, размешенные в Интернете. Использование онлайн-словарей не только упрощает поиск необходимых лексических единиц, но и способствует как расширению знаний по иностранному языку, так и возможности сделать занятие разнообразным. Одним из наиболее популярных является словарь ABBYY LINGVO, в котором предлагается не только подробное толкование слова на русском и английском языках, но и приводится ряд разнообразных примеров их употребления в речи. Помимо этого, для введения и закрепления новой лексики активно используется программа ABBYY LINGVO TUTOR [4].

Образовательные сайты и платформы - это технические учебные средства, содержащие информацию по какому-либо образовательному предмету и направленные на помощь в изучении этого предмета Образовательные сайты и платформы в основном используются как дополнительное средство изучения предмета. Часто информация поделена на тематические блоки, после изучения каждого из которых обучающийся может произвести самоконтроль, выполнив тестовые задания и упражнения по пройденному материалу. Такие ресурсы могут быть построены на игровой механике (применение подходов, характерных для компьютерных игр для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей) или рейтинговой системе, отслеживающей успех обучающегося. Использование данного ресурса способствует развитию самостоятельной рабо-

Библиографический список

ты с учебным материалом. Самой известной образовательной платформой для изучения и практики иностранного языка является LinguaLeo.

Подкастинг представляет собой вид социального сервиса, позволяющий создавать и распространять в Интернете аудио- и видеопередачи. Контент подкастов всегда актуален благодаря своевременным обновлениям. Подкасты используются для развития умений аудирования, лексических навыков. Запись собственных подкастов способствует формированию устной речи.

Youtube - это сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Размещение материала на самую разнообразную тематику обеспечивает легкий и быстрый подбор необходимой учебной информации. Каналы YouTube, направленные на различные цели и различную аудиторию (например, развлекательные, познавательные, новостные, обучающие каналы), создают условия для автономной работы учеников и их самообразования. Просмотр видеоматериалов, размещенных носителями английского языка, либо теми, для кого английский является иностранным, способствует формированию фонематического слуха, а также социокультурных знаний о людях, говорящих на английском языке. Использование контента YouTube на уроках английского языка может способствовать формированию умения письменной, устной речи, аудирования, чтения, а также формированию лексических и грамматических навыков [5, 6].

Таким образом, следует отметить, что на занятиях английского языка в вузе целесообразно использовать Интернет-технологии, играющие в современном мире важную роль. Установлено, что Интернет-технологии обладают значительными дидактическими возможностями. Как представляется, наиболее оптимальными средствами для формирования лексических навыков из указанных Интернет-технологий являются блог корпус текстов, онлайн-словари и образовательные сайты и сервисы.

1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000; № 2 - 3: 4 - 8.

2. Кручинина Г.А. Методика формирования иноязычных лексических навыков знаково-символическими средствами на начальном этапе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2014.

3. Википедия. Available at: https://ru.wikipedia.org

4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. Москва: ИД «Академия», 2007.

5. The Corpus of Contemporary American English. Available at: https://corpus.byu.edu/coca/compare-wbo.asp

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Polat E.S. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannyeyazyki v shkole. 2000; № 2 - 3: 4 - 8.

2. Kruchinina G.A. Metodika formirovaniya inoyazychnyh leksicheskih navykovznakovo-simvolicheskimisredstvamina nachal'nom 'etape. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.

3. Vikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/

4. 'El'konin D.B. Detskayapsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: ID «Akademiya», 2007.

5. The Corpus of Contemporary American English. Available at: https://corpus.byu.edu/coca/compare-wbo.asp

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 02.04.20

УДК 371.1

Pykhtina Ye.A, English teacher, School No. 3 (Novokubansk, Russia), E-mail: [email protected]

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL WORK OF A CLASS HEAD IN A SCHOOL. The article considers the issue of evaluating the educational work of class teachers. Various approaches to the development of criteria and indicators of the effectiveness of educational work of teachers are presented. The author's system for evaluating effectiveness is proposed, including criteria based on the functional responsibilities of class teachers. The results of testing the author's methods for assessing the effectiveness of the educational work of class teachers are presented. The researcher concludes that in pedagogical science and practice, there are no unified approaches to evaluating the effectiveness of educational work of classroom teachers at school. The work develops the assessment system, consisting of criteria and indicators of educational work. The criteria are identified from the main functions that the class teacher implements in the school. The proposed method will help to evaluate the effectiveness of educational work of class teachers for various subjects of the educational process.

Key word: class teacher, educational work, quality of work, educational institution.

Е.А. Пыхтина, учитель английского языка, МОБУ СОШ № 3 г. Новокубанска, E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается вопрос оценки воспитательной работы классных руководителей. Представлены различные подходы к выработке критериев и показателей эффективности воспитательной работы педагогов. Предложена авторская система оценки эффективности, включающая критерии, основанные на функциональных обязанностях классных руководителей. Представлены результаты апробации авторской методики оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Автор делает вывод о том, что в педагогической науке и практике не сформированы единые подходы к оценке эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе. Опираясь на исследования педагогов, автором была разработана собственная система оценки, состоящая из критериев и показателей воспитательной работы. Критерии были выделены из основных функций, которые реализует классный руководитель в школе. Предложенная методика поможет оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей различным субъектам образовательного процесса.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитательная работа, эффективность работы, образовательное учреждение.

Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего образовательного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть педагоги, учителя-предметники, иные специалисты школы, которые занимаются организацией вну-тришкольной жизнедеятельности учащихся малого школьного коллектива -класса: организация жизни классного коллектива, просветительская работа с родителями учащихся, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого учащегося, сохранение и укрепление здоровья школьников. Воспитательная работа является основным видом профессиональной деятельности педагога, работающего в школе. От эффективности работы каждого классного руководителя в школе зависит эффективность всего процесса воспитания в образовательном учреждении. Поэтому эффективность работы классного руководителя является важным показателем педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются для педагогической науки актуальными и трудными для изучения.

В разработку проблем воспитательной работы классного руководителя внесли существенный вклад Л.В. Байбородова, В.Н. Гуров, И.Д. Демакова, А.В. Иванов, Н.Н. Журба, Н.Г Крылова, Л.В. Кузнецова, Б.В. Куприянов, В.М. Ли-зинский, В.А. Шалаева, П.В. Шевченко, А.В. Щербаков и др. Отметим, что современные исследования в большей степени направлены на общие вопросы школьного воспитания, а также на отдельные аспекты работы классного руководителя. Вопросы эффективности воспитательной работы изучены недостаточно, не определены педагогические механизмы повышения эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе, не выявлены способы оценки качества работы классных руководителей, слабо разработаны методы диагностики воспитательной работы классных руководителей.

Осуществляя воспитательную работу в школе, необходимо оценить качество, следовательно, эффективность воспитательной работы классного руководителя. Рассмотрим более подробно содержательное наполнение понятия «оценка». Оценка - это соотношение каких-либо реальных параметров с идеальными (словарь по философии), а также - мнение об уровне, значении или ценности чего-либо [5]. В педагогической литературе понятие «оценка» выступает в двух критериях: с одной стороны - это оценивание учебной работы ученика, выраженная в баллах, с другой стороны, сравнение объектов или явлений с другим объектом, выступающим в качестве критерия.

Оценка воспитательной работы классного руководителя должна опираться на комплекс определённых критериев и показателей, по которым следует оценивать работу педагогов. В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. Миновская (КГУ, г. Кострома) [4] выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.).

И.В. Золотухиной [3] определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) сформированность нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.

Анализ литературы (Е.Д. Басова, Е.Б. Борисова, О.С. Коршунова, О.А. Ро-маненкова, О.А. Савельева, А.М. Саранов и др.) показал, что чаще всего педагоги выделяют «событийный» или «мероприятийный» подход к оценке эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе. Отметим, что подход «чем больше, тем лучше» не всегда оправдан, поскольку некоторые мероприятия не несут воспитательной направленности и не могут являться основанием для оценки эффективности воспитательной работы педагога.

Е.В. Борисова (г. Усть-Каменогорск, Казахстан) [2] выделяет две группы критериев: организационные (объем, содержание, организация воспитательной работы) и социальные критерии (учет возрастных и психологических особенностей учеников класса, целесообразность воспитательного мероприятия, заинтересованность учащихся).

Нормативная документация для классных руководителей нацеливает на оценивание качества работы педагогов по двум критериям: результативности и процесса деятельности. Отметим, что данные критерии весьма размыты, но сделано это намеренно. Детальное прописывание критериев приведет к чрезмерному контролю деятельности классного руководителя, появится большое количество контролеров в лице родителей, администрации, иных руководящих органов, которые будут постоянно отслеживать работу педагога. Чрезмерный контроль или его полное отсутствие не будут стимулировать развитие профессиональных компетенций классных руководителей, что будет вредить работе.

Изучая проблему оценки воспитательной работы классных руководителей, педагоги С.В. Бобрышов и Л.А. Саенко [1, 7] выделяют две группы критериев: критерии результата и критерии процесса. Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреж-

дения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся. Все вышеизложенное позволяет заключить, что оценка эффективности воспитательной работы классных руководителей является сложным процессом, трудно выделить и обосновать единую систему (комплекс) критериев и показателей, по которым можно провести оценку работы педагогов с классом. На основе анализа литературы [6, 7, 8, 9] по проблеме исследования нами были разработаны критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе (табл. 1). В качестве критериев определены основные функции работы классных руководителей в школе.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе

№ пп Критерий Показатели

1 Организационный - планирование воспитательной работы с учащимися класса; - следование правовым нормам при организации воспитательной работы в классе; - индивидуальная работа с учащимися класса; - работа с родителями учащихся, просветительская воспитательная работа с родителями

2 Коммуникативный - обеспечение комфортной психологической среды в классном коллективе; - способность к взаимодействию с родителями учащихся; - установление «субъект-субъектных» отношений между классным руководителем и учащимся; - способность к профилактике конфликтов среди учащихся класса, способность разрешения конфликтов при их возникновении; - использование социального партнерства с другими организациями региона для достижения целей воспитательной работы в классе; - помощь учащимся класса во взаимодействии с другими учителями и специалистами, работающими в классе

3 Аналитический - способность к анализу собственной воспитательной деятельности в классе, в школе; - проведение диагностики и интерпретирование результатов по определению сплоченности коллектива, уровня воспитанности личности, уровня развития классного коллектива, социометрии и др.; - умение планирования и организации воспитательных мероприятий в классе; - составление плана индивидуальной воспитательной работы с учащимися в классе, входящих в «группы риска»

4 Контрольный - контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся в классе; - соблюдение правил внутреннего распорядка в школе; - соблюдение правил общественной жизни (нормы нравственного поведения учащихся в школе); - контроль за самостоятельной работой учащихся; - контроль и профилактика девиаций родительского поведения по отношению к детям; - самоконтроль своей деятельности в школе

Определенные нами критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.

В качестве апробации разработанной методики был проведен опрос среди классных руководителей школ города Новокубанска Краснодарского края. В исследовании приняли участие 120 педагогов - классных руководителей, ра-

Таблица 2

Самооценка эффективности воспитательной работы классных руководителей

№ пп Критерий Показатели Оценка

1 Организационный - планирование воспитательной работы с учащимися класса; 3,8

- следование правовым нормам при организации воспитательной работы в классе; 4,5

- индивидуальная работа с учащимися класса; 2,8

- работа с родителями учащихся, просветительская воспитательная работа с родителями 2,3

Средний бал 3,35

2 Коммуникативный - обеспечение комфортной психологической среды в классном коллективе; 3,9

- способность к взаимодействию с родителями учащихся; 3,7

- установление «субъект-субъектных» отношений между классным руководителем и учащимся; 4,3

- способность к профилактике конфликтов среди учащихся класса, способность разрешения конфликтов при

их возникновении; 3,5

- использование социального партнерства с другими организациями региона для достижения целей воспита-

тельной работы в классе; 2,6

- помощь учащимся класса во взаимодействии с другими учителями и специалистами, работающими в классе 4,7

Средний бал 3,78

3 Аналитический - способность к анализу собственной воспитательной деятельности в классе, в школе; 3,8

- проведение диагностики и интерпретирование результатов по определению сплоченности коллектива, уров-

ня воспитанности личности, уровня развития классного коллектива, социометрии и др.; 3,2

- умение планирования и организации воспитательных мероприятий в классе; 4,4

- составление плана индивидуальной воспитательной работы с учащимися в классе, входящих в «группы

риска» 3,2

Средний бал 3,65

4 Контрольный - контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся в классе; 4,5

- соблюдение правил внутреннего распорядка учащимися в школе; 4,8

- соблюдение правил общественной жизни (нормы нравственного поведения учащихся в школе); 3,6

- контроль за самостоятельной работой учащихся; 2,3

- контроль и профилактика девиаций родительского поведения по отношению к детям; 2,8

- самоконтроль своей деятельности в школе 4,5

Средний бал 3,75

ботающих в начальной школе и в средних классах. Необходимо было оценить свою работу по пятибалльной системе от 0 до 5 (где 0 - отсутствие показателя, 5 - наивысший показатель). Результаты самодиагностики педагогов представлены в табл. 2, результаты рассчитаны как средний показатель от всех ответов респондентов.

Как видим, результаты самооценки классных руководителей не завышены, возможно, даже занижены, что свидетельствует о строгом самоотношении педагогов к своей работе, выполняемой воспитательной деятельности.

Библиографический список

Таким образом, анализ литературы показал, что в педагогической науке и практике не сформированы единые подходы к оценке эффективности воспитательной работы классных руководителей в школе. Опираясь на исследования педагогов, нами разработана собственная система оценки, состоящая из критериев и показателей воспитательной работы, критериев выделенных функций, которые реализует классный руководитель в школе. Предложенная методика поможет оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей различным субъектам образовательного процесса, а именно администрации, родителям, ученикам, другим педагогам и самим классным руководителям.

1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016. № 1 (42). С. 170 - 175.

2. Борисова Е.В. План воспитательной работы как показатель эффективности взаимодействия классного руководителя и психолога школы. Инновации в образовании. 2012; № 2 (9): 19 - 21.

3. Золотухина И.В. Диагностика качества воспитательной деятельности классного руководителя. Классный руководитель. 2007; № 8: 70 - 76.

4. Миновская О.В. Авторская составляющая воспитательной работы классного руководителя. Народное образование. 2008; № 5 (1378): 214 - 218.

5. Новейший философский словарь. Минск, 2003.

6. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 - 318.

7. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.

8. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Т. 8, № 2: 209 - 216.

9. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; Т. 7, № 4 (38): 431 - 433.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016. № 1 (42). S. 170 - 175.

2. Borisova E.V. Plan vospitatel'noj raboty kak pokazatel' 'effektivnosti vzaimodejstviya klassnogo rukovoditelya i psihologa shkoly. Innovacii v obrazovanii. 2012; № 2 (9): 19 - 21.

3. Zolotuhina I.V. Diagnostika kachestva vospitatel'noj deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya. Klassnyjrukovoditel'. 2007; № 8: 70 - 76.

4. Minovskaya O.V. Avtorskaya sostavlyayuschaya vospitatel'noj raboty klassnogo rukovoditelya. Narodnoe obrazovanie. 2008; № 5 (1378): 214 - 218.

5. Novejshij filosofskij slovar'. Minsk, 2003.

6. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316 - 318.

7. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8, № 2: 209 - 216.

9. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; T. 7, № 4 (38): 431 - 433.

Статья поступила в редакцию 02.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.