Научная статья на тему 'Историко-педагогический аспект развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю'

Историко-педагогический аспект развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / КЛАССНЫЙ НАСТАВНИК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / МОДУЛЬ "КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ" / CLASS TUTOR / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CLASS TUTOR TRAINING / MODULE "CLASS TUTOR"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ичетовкина Н. М.

В статье представлен процесс трансформации целевых ориентиров, содержания (функций и основных направлений), форм и результатов воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине ХIХ начале ХХ века и классного руководителя современной школы. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в дореволюционной средней школе (гимназии) представлено такими функциями как дисциплинарно-надзорная функция, организационно-попечительская функция, воспитательная функция. Выделены тенденции в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника и классного руководителя. Приведена структура учебного модуля, направленного на подготовку студентов педвуза к воспитательной деятельности в должности классного руководителя. Охарактеризовано портфолио как средство определения готовности студента к воспитательной работе в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ичетовкина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: FROM A CLASS MENTOR TO A CLASS MANAGER

At present, education is recognized as one of the priority areas of activity both at the federal level and at the level of education management of all subjects of the Russian Federation, educational organizations of all types and types. Educational functions in the general educational organization are performed by all pedagogical workers. However, the key, leading role in organizing the educational process belongs to the class teacher. It is impossible to solve modern, urgent problems in education by old methods and means. A modern school needs a “new” class teacher, a class teacher in the 21st century. The successful implementation of the functions of the class teacher in modern conditions, the restructuring of his work involve the comprehension and generalization of historical experience in solving the problems of class leadership in the theory and practice of Russian pedagogy. The essence, goals, content of educational activities of the class teacher change depending on the needs of society and social order. Taking into account the instability of the educational work of the class teacher, let us trace how the target guidelines, functions and directions, forms, results of the educational activities of the class teacher of the pre-revolutionary gymnasium changed. An analysis of the theory and practice of the educational activities of the modern class teacher allowed us to identify a number of trends: highlighting and informatively filling the directions of the educational activities of the mentor, strengthening the disciplinary and supervisory function, the variety of leisure activities organized by classroom mentors, the interaction of mentors with the families of pupils, individualization and differentiation of education. Analysis of the pedagogical theory and practice of educational activities of classroom teachers of the gymnasium in the second half of the 19th and early 20th centuries and the class teachers of the modern school have allowed us to identify constructive ideas relevant to the preparation of pedagogical students for the organization of educational work in the classroom and school at the present time. At the Glazov State Pedagogical Institute. V.G. Korolenko in the framework of the Innovative educational program for the training of the class teacher (leader) developed the educational module (specialization) "Class teacher".

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический аспект развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 25-36.

УДК37. 015

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ КЛАССНОГО НАСТАВНИКА К КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Ичетовкина Н. М.

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»,

Глазов, Россия

E-mail: [email protected]

В статье представлен процесс трансформации целевых ориентиров, содержания (функций и основных направлений), форм и результатов воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии во второй половине XIX - начале ХХ века и классного руководителя современной школы. Содержание воспитательной деятельности классных наставников в дореволюционной средней школе (гимназии) представлено такими функциями как дисциплинарно-надзорная функция, организационно-попечительская функция, воспитательная функция. Выделены тенденции в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника и классного руководителя. Приведена структура учебного модуля, направленного на подготовку студентов педвуза к воспитательной деятельности в должности классного руководителя. Охарактеризовано портфолио как средство определения готовности студента к воспитательной работе в школе. Ключевые слова: классный руководитель, классный наставник, воспитательная система, воспитательная деятельность, подготовка классного руководителя, модуль «Классный руководитель».

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время воспитание признано одним из приоритетных направлений деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне управления образованием всех субъектов Российской Федерации, образовательных организаций всех типов и видов. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая, ведущая роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю.

Решать современные, актуальные проблемы в образовании невозможно старыми методами и средствами. Современная школа нуждается в «новом» классном руководителе, в классном руководителе XXI века. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают современные социально-экономические условия, в которых происходит формирование личности ребенка. В связи с очевидным ослаблением воспитательных возможностей семьи и общества налицо объективные причины усиления востребованности классного руководства как элемента школьной воспитательной системы.

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях, перестройка его работы предполагают осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и

25

практике отечественной педагогики [1]. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников в дореволюционных гимназиях призвано обогатить теоретический и практический потенциал, который может реализовать классный руководитель в современных условиях, совершенствуя традиционные формы и методы работы, создавая новые способы, приемы и средства педагогического взаимодействия с учащимися. Кроме того, результаты исследования историко-педагогического процесса становления и развития института классного руководства могут использоваться и учитываться при подготовке современного педагога-воспитателя, классного руководителя.

Теоретической основой исследования являются современные методологические разработки по истории образования (Богулавский М. В., Джуринский А. Н., Захарищева М. А., Корнетов Г. Б., Равкин З. И., Шевелев А. Н.); исследования ученых, раскрывающие региональные особенности воспитания в отечественной средней школе (Булыгина М. В., Козлова Г. Н., Павлидис В. Д., Перцев В. В., Помелов В. Б., Шевелев А. Н., Янина М. А.); труды ученых, характеризующие аксиологические приоритеты отечественного образования на основе историко-педагогического опыта (Богуславский М.В., Захарищева М. А., Корнетов Г. Б., Равкин З. И.); теории воспитательных систем (Барышников Е. Н., Караковский В. А., Новикова Л.И., Селиванова Н. Л., Сидоркин А. М., Степанов Е. Н.) и классного руководства (Новикова Л. И., Селиванова Н. Л., Сергеева В. П.); теории деятельности и организации воспитательного процесса (Байбородова Л. В., Рожков М. И., Степанов Е. Н.).

Цель статьи - выделить и обосновать основные тенденции развития воспитательной деятельности классного наставника в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине XIX - начале ХХ в.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Трансформация системы воспитательной деятельности классного руководителя. Должность педагога, специально занимавшегося воспитанием гимназистов, была введена Уставом Министерства народного просвещения (МНП) в 1864 году. Позднее, в 1871 году, в гимназиях была введена должность классного наставника, который назначался из числа преподавателей, имевших в данном классе наибольшее число уроков.

Сущность, цели, содержание воспитательной деятельности классного руководителя изменяются в зависимости от потребностей общества и социального заказа. Принимая во внимание нестабильность воспитательной работы классного руководителя, проследим, как изменились целевые ориентиры, функции и направления, формы, результаты воспитательной деятельности классного наставника дореволюционной гимназии (Таблица 1).

Основной целью воспитательной деятельности классного наставника в гимназии в исследуемый хронологический период являлась «забота об успехах и нравственности учеников»; она была официально (на уровне МНП) закреплена в Уставах гимназий, в Инструкции для классных наставников. Под «успехами»

26

воспитанников подразумевался приоритет высокой успеваемости учеников по учебным дисциплинам, стремление к приращению знаний, интеллектуальное развитие, дающее возможность получения высшего университетского образования как гарантии социальной и материальной стабильности выпускников гимназии. Ориентация деятельности наставников на нравственное (религиозное, гражданское, эстетическое) воспитание обеспечивала стабильность и процветание существующего социального и политического устройства Российской империи.

Согласно Положению о классном руководителе, цель его работы с классом в современных условиях состоит в систематическом наблюдении за индивидуальным развитием школьника, создании оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия с окружающим миром и с людьми, а также создании благоприятного психологического климата в коллективе.

Дисциплинарно-надзорная функция являлась одной из ведущих в деятельности классного наставника. Она заключалась, с одной стороны, в контроле внешнего вида гимназистов, пропусков занятий, надзоре за учащимися вне учебного заведения, в общественных местах, а с другой, - в распределении уроков, присутствии на экзаменах, заботе об отстающих учениках.

В настоящее время данная функция претерпела значительную корректировку. Классный руководитель XXI в. в основном осуществляет контроль успеваемости и посещаемости каждым обучающимся учебных занятий. Современный классный руководитель не занимается надзором за своими воспитанниками, но, как и классный наставник дореволюционной гимназии, помогает неуспевающим ученикам устранить пробелы в знаниях, организует работу с учителями-предметниками. Кроме того, классный руководитель стимулирует и учитывает участие воспитанников в разнообразной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования. Отметим, что дисциплинарно-надзорная функция постепенно трансформировалась в контролирующую.

Такие направления воспитательной деятельности классного наставника, как ведение документации (кондуитный журнал, дневники и табель, отчет об учебно-воспитательной работе в классе), забота о нуждающихся в материальной поддержке учениках, слежение за соблюдением гигиенических условий в классной комнате, взаимодействие с родителями явились основанием для появления организационно-попечительской функции. Постепенно попечительское направление работы классных руководителей становится менее значимым. На первый план выходит взаимодействие с семьями воспитанников.

Современные классные руководители выступают координаторами совместной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования. Классные руководители проводят собрания, консультации, беседы с родителями. В обязанности классного руководителя, как и в дореволюционный период, входит ведение основной документации (классный журнал, личные дела воспитанников, план работы классного руководителя), забота о здоровье и безопасности воспитанников, пропаганда здорового образа жизни. Следует отметить, что организационно-попечительская функция трансформировалась в функцию организационно-координирующую.

27

Приоритетными стратегиями в воспитательном процессе дореволюционной гимназии являлись религиозно-нравственное, художественно-эстетическое и интеллектуальное воспитание. В настоящее время акценты несколько сместились и на первый план в работе классного руководителя вышли: воспитание духовно и физически здоровой личности; воспитание патриота и гуманиста; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности; воспитание инициативной, творчески саморазвивающейся личности. Совокупность основных направлений работы классного наставника в гимназии отражалась, как и в настоящее время, в осуществлении основных функций его работы. Их успешная реализация обеспечивала жизнеспособность воспитательной системы гимназии. Все это представлено в воспитательной функции классного наставника. Ее сущность в современных условиях не изменилась, а корректируются лишь приоритеты в воспитании и формировании определенных качеств личности.

Разнообразие форм воспитательной деятельности классного наставника с гимназистами заключалось в организации и проведении ими литературных бесед и чтений, поэтических утр и вечеров, музыкальных и танцевальных вечеров, спектаклей и концертов, интеллектуальных конкурсов, выставок, спортивных праздников и вечеров, деятельность в трудовых дружинах.

Формы работы современного классного руководителя по организации жизнедеятельности учащихся также заключаются в познавательной (расширение кругозора школьников, приобщение их к чтению, развитие любознательности, интеллектуальное развитие и овладение научными знаниями), трудовой (создание, сохранение, приумножение материальных ценностей), художественной (потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, художественная самодеятельность школьников), спортивной (пропаганда здорового образа жизни), ценностно-ориентировочной (рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, личностной причастности к миру во всех его проявлениях), свободного общения.

Основным критерием оценки работы современного классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры воспитанников класса. Согласно Положению о классном руководителе, в оценке уровня воспитанности классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т.е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение.

В исследуемый хронологический период такой идеальной моделью воспитанника гимназии являлась религиозно-нравственная, законопослушная, преданная государю и Отечеству личность, испытывающая потребность в образовании, стремящаяся к общественно-полезному труду на благо Отечества, к активному преобразованию действительности, художественно-эстетическому мироощущению.

Трансформацию системы воспитательной деятельности классных руководителей представим в виде таблицы (табл. 1).

28

Таблица 1

Трансформация системы воспитательной деятельности классного

руководителя

Классный наставник (вторая пол. XIX - нач. ХХ в.) Классный руководитель (кон. XX - нач. XXI в.)

Наблюдение за успехами и нравственностью учеников Систематическое наблюдение за индивидуальным развитием школьника, создание оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия с окружающим миром и с людьми

Контроль дисциплины и поведения Дисциплинарно -надзорная - & 2 й

Организация учебного процесса ияКонтроль успеваемости и посещаемости, нквзаимодействие с учителями, с каждым учеником и коллективом класса в целом, стимулирование и учет разнообразной деятельности ^ в уир цк лн оу * 3 оа Ко

т и Ведение документации (кондуитный и классный журнал, дневники и табель, отчет о работе) ■ оя нн ак 8 л Ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя) 6 § онн ащ о 2

03 « Л 5Т Забота о нуждающихся учениках 1 5 га £-ч з ит - цр :3 § зн

« о О Здоровьесберегающее направление Я ^ § Забота о здоровье и безопасности учеников, пропаганда ЗОЖ | & О м

Взаимодействие с семьями воспитанников Обеспечение связи с семьей; проведение консультаций, бесед с родителями, собраний

Религиозно-нравственное, художественно- эстетическое, интеллектуальное воспитание Воспитатель ная функция Приоритетные стратегии в воспитательном процессе: воспитание духовно и физически здоровой личности; воспитание патриота и гуманиста; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной; инициативной и творчески саморазвивающейся личности Воспитатель ная функция

Формы ВД Литературные беседы и чтения, поэтические утра и вечера, музыкальные и танцевальные вечера, спектакли и концерты, интеллектуальные конкурсы, выставки, спортивные праздники и вечера, трудовые дружины Организация познавательной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной деятельности школьников, свободного общения

Результат ВД Религиозно-нравственная, законопослушная личность, испытывающая потребность в образовании, стремящаяся к общественно-полезному труду, к активному преобразованию действительности, эстетическому мироощущению Всесторонне развитая личность, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение

29

2. Трансформация тенденций в теории и практике воспитательной деятельности классного наставника. Анализ теории и практики воспитательной деятельности современного классного руководителя позволил нам выявить ряд тенденций (табл. 2).

- Наличие классного руководителя с четко обозначенными функциями и направлениями деятельности; деятельность классного руководителя в образовательной организации осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании», Приказом Минобрнауки от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководителе, Уставом школы. В документах регламентируются цели и задачи, функции и направления деятельности, формы работы классного руководителя.

- Тенденция преодоления авторитарного характера взаимоотношений педагога и воспитанников выражается в отказе от противоречащей гуманистическому воспитанию и подавляющей личность ребенка авторитарности, а также в признании и педагогов, и воспитанников равными субъектами образовательного и воспитательного процесса. При субъект-субъектном взаимодействии классного руководителя и воспитанников достигается максимальное развитие у детей процессов самоопределения, самореализации, саморазвития, способности к рефлексии.

- Обеднение системы художественно-эстетического воспитания, проникновение массовой культуры; тенденция разнообразия «изящного досуга», организуемого классным наставником отечественной дореволюционной гимназии имеет отрицательную динамику. Значимость художественно-эстетического воспитания школьников в условиях информатизации и прагматизации общества особенно актуальна в настоящее время. Реализация художественно-эстетического воспитания в деятельности классного руководителя позволит сформировать эстетическую культуру личности ученика на когнитивном (художественно-эстетический кругозор, система знаний о категориях прекрасного, о сущности и закономерностях взаимодействия человека и культуры), ценностном (приобщение школьников к ценностям культуры, формирование эстетических идеалов, потребностей) и творческом (развитие художественных способностей, воображения) уровнях.

- Ослабление воспитательных возможностей семьи, взаимодействия семьи и школы в лице классного руководителя; в основе сотрудничества классного наставника и родителей гимназистов во второй половине XIX - начале ХХ в. лежали принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпимости по отношению друг к другу. Их взаимодействие в современной практике российской школы является проблемной областью. В настоящее время складывается новая культура взаимодействия, сотрудничества семьи и школы в лице классного руководителя, которая базируется на признании необходимости

30

обеспечения партнёрства не только психолого-педагогического и методического, но и материального.

- Социально-направленная дифференцированная помощь ребенку; организация классным руководителем воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализации и дифференциации в воспитании способствуют систематическое изучение каждого учащегося, фиксация и анализ полученных результатов, их учет и применение в воспитательной деятельности классного руководителя. Специфика данной тенденции в современных условиях заключается в наличии широкой научно-теоретической базы, диагностического оснащения.

Трансформация тенденций развития воспитательной деятельности представлена нами в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2

Трансформация тенденций в теории и практике воспитательной деятельности

классного наставника (КН)

Тенденции (вторая половина XIX - нач. ХХ в.) Тенденции (конец XX - начало XXI в.)

Выделение и содержательного наполнение направлений воспитательной деятельности КН Наличие классного руководителя с четко обозначенными функциями и направлениями деятельности

Усиление дисциплинарно-надзорной функции КН Преодоление авторитарного характера взаимоотношений педагога и воспитанников

Разнообразие форм досуга, организуемого КН Обеднение системы художественно-эстетического воспитания, проникновение массовой культуры

Взаимодействие КН с семьями воспитанников Ослабление воспитательных возможностей семьи, взаимодействия семьи и школы в лице классного руководителя

Индивидуализация и дифференциация воспитания Социально-направленная дифференцированная помощь ребенку

3. Конструктивные идеи. Анализ педагогической теории и практики воспитательной деятельности классных наставников гимназии во второй половине Х1Х-начале XX в. и классных руководителей современной школы позволили нам определить конструктивные идеи, актуальные в подготовке студентов педвуза к организации воспитательной работы в классе и школе в настоящее время.

Первая конструктивная идея заключается в том, что воспитательная деятельность классного руководителя должна строиться в соответствии с государственной политикой в области образования и воспитания подрастающего поколения, определяющей цели, задачи и содержание деятельности педагога-воспитателя, а также указывающей на формирование необходимого набора ценностных ориентаций и качеств школьников. Во второй половине XIX - начале

31

XX в. существовала четкая государственная идеология, показывавшая классным наставникам образец воспитания гимназистов - законопослушных граждан, приверженцев монархии, будущих студентов университета, а впоследствии политических деятелей, ученых, работников сферы культуры и искусства. Воспитательная система отечественной гимназии являлась социально-ориентированной. В настоящее время классные руководители нуждаются в четких ориентирах при постановке целей и задач воспитания, а содержание профессиональной деятельности должно носить вариативный характер, подчеркивающий творческую природу труда классного руководителя и неоднородность социального состава учащихся.

Согласно второй конструктивной идее, в процессе воспитательной деятельности современному классному руководителю особое внимание следует уделять художественно-эстетическому, нравственному воспитанию детей. Это позволит сформировать эстетическую культуру личности ученика на когнитивном/познавательном (художественно-эстетический кругозор, система знаний о категориях прекрасного, о сущности и закономерностях взаимодействия человека и культуры), ценностном (приобщение школьников к ценностям культуры, формирование эстетических идеалов, вкусов, потребностей) и творческом (развитие художественных способностей, творческого воображения, образного мышления) уровнях. В дореволюционной гимназии «изящный досуг» был достаточно разнообразным и концентрированным, как по содержанию, так и по формам (литературные чтения и беседы, музыкальные и танцевальные вечера, гимназические спектакли, образовательные экскурсии, патриотические концерты). Все это способствовало привитию воспитанникам художественно-эстетических, нравственных ценностей, эстетической культуры, творческого самовыражения.

Профессиональная деятельность педагогов гимназии органично сочетала преподавание учебной дисциплины и реализацию ее воспитательного потенциала. Это сочетание воплощалось как на уроках, так и на специально организуемых мероприятиях (литературные беседы, исторические сочинения, выставки графических работ, конкурсы античных стихов, музыкальные перемены и концерты). На наш взгляд, классному руководителю современной школы совместно с учителями-предметниками также необходимо более эффективно использовать воспитательный потенциал учебных предметов, организуя различные мероприятия, интегрированные уроки, стимулируя познавательную активность учащихся.

В-третьих. Семьями гимназистов, где сохранялась высокая ценность образованности и воспитанности, деятельность классного наставника воспринималась адекватно. Классные наставники были уважаемы и детьми, и родителями. При этом семьи гимназистов стремились оказать помощь в организации классными наставниками воспитательной работы. В изучаемый хронологический период «установление доверительных отношений с родителями» воспитанников являлось одним из показателей «пригодности классного наставника к занимаемой им должности». Качественное взаимодействие семьи и школы в лице классного руководителя является условием успешной социализации ребенка.

32

Другая идея состоит в том, что деятельность классного руководителя должна основываться на взаимном уважении субъектов воспитательного процесса, признании их прав и свобод. В изучаемом хронологическом периоде дисциплинарно-надзорная функция классного наставника являлась, по нашему мнению, требованием времени, одним из условий стабильности воспитательной системы гимназии, сохранности существующего политического и социального устройства. Гуманистический характер современных отношений классного руководителя и воспитанников свидетельствует о признании индивидуальных личностных качеств, мотивов и потребностей, интересов субъектов воспитания.

4. Подготовка педагогов к воспитательной деятельности на современном этапе. Особое внимание мы уделили заключительной конструктивной идее -необходимости и важности целенаправленной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Проблема готовности педагога к осуществлению воспитательной деятельности в должности классного руководителя, классного воспитателя, куратора - одна из актуальных проблем организации воспитательного процесса в школе [2]. Частично эта проблема была присуща и дореволюционной гимназии. Однако выпускники университетов являлись образцом воспитанности и образованности, а также обучались на специальных «воспитательских курсах». Современные выпускники педагогических ВУЗов также должны проходить специальную практико-ориентированную подготовку к осуществлению воспитательной деятельности в рамках изучения специальных дисциплин, курсов по выбору, образовательных модулей.

Так, в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко в рамках Инновационной образовательной программы подготовки классного воспитателя (руководителя) разработан образовательный модуль (специализация) «Классный руководитель» (табл.3).

Таблица 3

Структура образовательного модуля «Классный руководитель» (КР)

Компонент модуля Краткое содержание

I. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности КР, 3 семестр, экзамен, 4 зачетные единицы

Классный руководитель XXI века: функции и основные направления деятельности - История становления и развития института КР; - Концепция классного руководства XXI века (модель КР нового тысячелетия, показатели профессиональной готовности к работе КР);

- Содержание работы КР (виды деятельности); - Технологии работы КР

Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания - Технология психолого-педагогического мониторинга в деятельности КР; - Разработка методов диагностики, диагностика воспитанности, составление диагностических карт

Современные подходы и - Понятие содержания воспитания, принципы отбора

33

концепции содержания воспитания содержания воспитания; - Современные концепции воспитания; - Программы содержания воспитания

II. Базовые ценности культуры в деятельности КР, 4 семестр, зачет, 4 зачетные единицы

Проектная культура как часть профессионализма педагога - Технология создания проекта; - Проектирование и реализация воспитательных программ

Внеурочная деятельность как часть проф. культуры КР - Организация внеурочной деятельности в школе; - Технологии взаимодействия с обучающимися

Педагогическая культура вожатого как часть проф. культуры КР - Теоретические и практические основы организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся

Культура педагогического общения - Особенности педагогического общения; - Особенности публичного выступления; - Диалоговые технологии, деловое общение

III. Профессиональная деятельность КР в инклюзивном образовании, 7 семестр, зачет, 2 зачетные единицы

Профессиональная деятельность КР в инклюзивном образовании - Особенности воспитательной деятельности КР с детьми с особыми образовательными потребностями

IV. Производственная (педагогическая) практика, 6, 8, 9 семестры Деятельность в должности помощника классного руководителя Организация воспитательной работы в классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация образовательного модуля, включающего четыре компонента, происходит в течение всего периода обучения в вузе.

Содержание первого компонента модуля предполагает изучение и анализ исторического опыта воспитательной деятельности классных наставников, а также знакомство студентов - будущих педагогов с функциями и основными направлениями деятельности классного руководителя, технологиями его работы; современными подходами и концепциями содержания воспитания. Значительное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению процесса воспитания. Данные разделы изучаются на втором курсе (3 семестр) и завершаются экзаменом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй компонент программы - «Базовые ценности культуры в деятельности классного руководителя» - посвящен изучению основ проектной деятельности классного руководителя, организации внеурочной деятельности воспитанников, а также подготовке к деятельности вожатого и летней педагогической практике. Профессиональная педагогическая и воспитательная деятельность носит коммуникативный характер, что послужило основой для включения в содержание

34

модуля дисциплины «Культура педагогического общения». Все перечисленные разделы изучаются на втором курсе (четвертый семестр) и завершаются зачетом.

Заключительной теоретической (аудиторной) дисциплиной в модуле является «Профессиональная деятельность классного руководителя в инклюзивном образовании», изучаемая на четвертом курсе (седьмой семестр).

Апробировать и применить полученные на аудиторных занятиях знания студенты могут в период педагогических практик на третьем курсе (инструктивный лагерь и практика в детских оздоровительных лагерях); на четвертом и пятом курсах (практика в школе). Одной из задач студентов на практике является организация воспитательной работы в классе: в среднем школьном звене для студентов четвертого курса и в старшем - для студентов пятого курса. По итогам практики студенты формируют, а затем презентуют «портфолио классного руководителя».

Портфолио является средством определения готовности студента к воспитательной работе в школе в должности классного руководителя. Студентам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в области педагогики и психологии [3]. Состав портфолио зависит от целей практики; нет точного списка, поощряется любая инициатива; существует обязательный (константный) блок, куда включаются определенные документы (планы, конспекты, характеристики, отчеты) и необязательный (мобильный блок) в который включаются дополнительные материалы (отзывы учителей, классных руководителей, администрации школы, обучающихся; фото, видео материалы воспитательных мероприятий, самоанализ педагогической деятельности), подтверждающие прогресс в профессиональном становлении студента. Внешне портфолио может быть оформлено в виде специальной папки, картотеки, альбома, компьютерной презентации. Инициатива в оформлении портфолио принадлежит студентам. По итогам педагогической практики может быть организована презентация портфолио.

Материалы портфолио классного руководителя также могут быть использованы студентами при прохождении процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА), а также при трудоустройстве с целью демонстрации и оценки готовности выпускников, будущих работников, к практической воспитательной деятельности и профессиональной карьере.

Список литературы

1. Ичетовкина Н. М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине XIX-начале XX вв. (на материале Казанского учебного округе): монография / Н. М. Ичетовкина. - Казань: Изд-во «Бук», 2017. - 144 с.

2. Захарищева М. А. Опыт организаторской деятельности студента как условие формирования профессиональных компетенций классного руководителя / М. А. Захарищева // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2013. - № 12 (31). - С. 85-93.

3. Бреннер Д. А. Педагогическая практика [Текст]: метод. материалы и рекомендации для студентов высш. проф. образования пед. спец. / Д. А. Бреннер. - Глазов: ГГПИ, 2009. - 36 с.

35

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: FROM A CLASS MENTOR TO A

CLASS MANAGER Ichetovkina N. M.

Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Udmurt Republic, Russian Federation

E-mail: [email protected]

At present, education is recognized as one of the priority areas of activity both at the federal level and at the level of education management of all subjects of the Russian Federation, educational organizations of all types and types. Educational functions in the general educational organization are performed by all pedagogical workers. However, the key, leading role in organizing the educational process belongs to the class teacher. It is impossible to solve modern, urgent problems in education by old methods and means. A modern school needs a "new" class teacher, a class teacher in the 21st century. The successful implementation of the functions of the class teacher in modern conditions, the restructuring of his work involve the comprehension and generalization of historical experience in solving the problems of class leadership in the theory and practice of Russian pedagogy. The essence, goals, content of educational activities of the class teacher change depending on the needs of society and social order. Taking into account the instability of the educational work of the class teacher, let us trace how the target guidelines, functions and directions, forms, results of the educational activities of the class teacher of the pre-revolutionary gymnasium changed. An analysis of the theory and practice of the educational activities of the modern class teacher allowed us to identify a number of trends: highlighting and informatively filling the directions of the educational activities of the mentor, strengthening the disciplinary and supervisory function, the variety of leisure activities organized by classroom mentors, the interaction of mentors with the families of pupils, individualization and differentiation of education. Analysis of the pedagogical theory and practice of educational activities of classroom teachers of the gymnasium in the second half of the 19th and early 20th centuries and the class teachers of the modern school have allowed us to identify constructive ideas relevant to the preparation of pedagogical students for the organization of educational work in the classroom and school at the present time. At the Glazov State Pedagogical Institute. V.G. Korolenko in the framework of the Innovative educational program for the training of the class teacher (leader) developed the educational module (specialization) "Class teacher".

Keywords: class tutor, educational system, educational activities, class tutor training, module "Class tutor".

References

1. Ichetovkina N.M., Klassnoe nastavnichestvo v vospitatel'noj sisteme otechestvennoj gimnazii vo vtoroj polovine XIX-nachale XX v. (na materiale Kazanskogo uchebnogo okruge): monografiya, 144 s. (Izd-vo «Buk», Kazan', 2017).

2. Zaharishcheva M.A., Opyt organizatorskoj deyatel'nosti studenta kak uslovie formirovaniya professional'nyh kompetencij klassnogo rukovoditelya, Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N.G. Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki, 12 (31), 85 (2013).

3. Brenner D.A., Pedagogicheskayapraktika [Tekst]: metod. materialy i rekomendacii dlya studentov vyssh. prof. obrazovaniya ped. spec., 36 s. (GGPI, Glazov, 2009).

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.