Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 371.213
Ю. Н. ГдлдгузовА, Т. С. Дорохова, А. И. Матвеева
Опыт исследования ключевых дефицитов в профессиональной деятельности классных руководителей
Введение. В современной научной литературе отсутствуют комплексные современные исследования дефицитов в деятельности классного руководителя и их оценки. Между тем, такой анализ сегодня необходим, поскольку позволяет повысить результативность реализации классными руководителями функций, воспитания и социализации обучающихся, что имеет стратегическое значение для результатов образования в целом. Цель работы- выявление дефицитов и степени их выраженности в деятельности классного руководителя на основании субъективной оценки классными руководителями своих возможностей и проблемных зон.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2356 человек, среди них - педагоги, занимающие должность классного руководителя (82%) и представители администрации школ (18%) из муниципальных образований Уральского федерального округа. Респондентам были предложены три опросных методики построенные на основе метода шкалирования субъективных оценок готовности к реализации основных видов деятельности классного руководителя (от 1 до 5), нацеленные на определение результативности воспитательной деятельности; степени затруднений по отдельным направлениям деятельности; результативных воспитательных практик, которыми могли поделиться респонденты. Для уточнения степени вариативности ответов, дополнительно был рассчитан показатель стандартного отклонения.
Результаты исследования. В результате первого опроса было выявлено, что наиболее выраженным дефицитом является взаимодействие с социальными партнерами (среднее значение 3,737). Среди затруднений в деятельности классных руководителей самым серьезным является нехватка времени для общения и работы с классом из-за высокой нагрузки как учителя-предметника (среднее значение 3,120). Что касается анализа результативных воспитательных практик, то наименее частотным оказалось обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования (отметили только 20,8 % респондентов).
Заключение. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости разработки программы повышения квалификации, содержательно представленной инвариантным и вариативным модулями, нацеленной на восполнение выявленных дефицитов в деятельности классных руководителей.
Ключевые слова: классный руководитель, деятельность классного руководителя, дефициты в профессиональной деятельности классного руководителя, средняя общеобразовательная школа, российское образование
Ссылка для цитирования:
Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С., Матвеева А. И. Опыт исследования ключевых дефицитов в профессиональной деятельности классных руководителей // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 608-622. сМ: 10.32744^.2022.2.36
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 28 December 2021 Published: 30 April 2022
Yu. N. GALAGUZOVA, T. S. DOROKHOVA, A. I. MATVEEVA
Experience in researching key deficiencies in the professional activities of class teachers
Introduction. In the modern scientific literature, there are no comprehensive studies of deficiencies in the activities of the class teacher and it's assessment. Meanwhile, such an analysis is necessary today, since it makes it possible to increase the effectiveness of the implementation by class teachers of the functions of upbringing and socialization of students, which is of strategic importance for the results of education in general. The purpose of the work is to identify deficiencies and their severity in the activities of the class teacher based on the subjective assessment of class teachers their capabilities and problem areas.
Materials and methods. The study involved 2,356 people, including teachers who hold the position of class teacher (82%) and representatives of school administration (18%) from municipalities of the Ural Federal District. The respondents were offered three survey methods based on the method of scaling subjective assessments of the readiness to implement the main activities of the class teacher (from 1 to 5) aimed at determining the effectiveness of educational activities; the degree of difficulty in certain areas of activity; effective educational practices that the respondents could share. To clarify the degree of variability of answers, the standard deviation was additionally calculated.
Research results. As a result of the first survey, it was revealed that the most pronounced deficit is interaction with social partners (average value 3.737). Among the difficulties in the activities of class teachers, the most serious is the lack of time for communication and work with the class due to the high workload as a subject teacher (average value 3.120). As for the analysis of effective educational practices, the least frequent was the provision of protection of the rights and observance of the legitimate interests of each child in the field of education (noted by only 20.8% of respondents).
Conclusion. The results obtained allowed us to conclude that it is necessary to develop an advanced training program, meaningfully represented by invariant and variable modules, aimed at replenishing the identified deficiencies in the activities of class teachers.
Keywords: class teacher, class teacher activity, deficits in the professional activity of a class teacher, secondary school, Russian education
For Reference:
Galaguzova, Yu. N., Dorokhova, T. S., & Matveeva, A. I. (2022). Experience in researching key deficiencies in the professional activities of class teachers. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 56 (2), 608-622. doi: 10.32744/pse.2022.2.36
_Введение
о данным ЮНЕСКО, учителя являются одним из наиболее влиятельных и мощных ресурсов для достижения равенства, доступа и качества в области образования и ключом к устойчивому глобальному развитию. При этом отмечается, что их обучение, привлечение, удержание, то есть подготовка к реализации воспитательной, обучающей и развивающей функций по-прежнему являются значимой задачей для отдельных государств и мировой общественности. Одним из основных субъектов педагогического процесса, осуществляемого в условиях школы является классный руководитель. В российских школах фигура классного руководителя исторически закрепилась как значимая не только в вопросах контроля за соблюдением норм поведения обучающихся, проведения совещаний с учителями, ведения школьной документации, но и в вопросах формирования и нормального функционирования коллектива школьников, оказания необходимой поддержки в их социализации, наблюдения за
V» V»
их личностным развитием, воспитания нравственных норм и ценностей. В советской школе класс как социальная общность во многом оказывался зависимым от действий прикрепленного к нему педагога, существовал в тесной связи с ним, проявляя свойства организованной группы, реагирующей на стимулы и ограничения, которые руко-
V V»
водитель мог ей предложить. Эта традиция сохраняется и сегодня, когда современный классный руководитель продолжает оставаться организующим центром, вокруг которого складывается коллектив обучающихся [6; 9; 29]; между ним и учениками возникают многообразные отношения от подчинения и презрения до доверия и симпатии, при этом сам коллектив обучающихся формируется в тесной связи с существующими отношениями и влияниями, исходящими от классного руководителя [3; 23]. Уже в начальной школе «он консолидирует усилия всех субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций), организует уклад школьной жизни» [7, с. 5].
Классный руководитель - центральный субъект воспитательного процесса. Работая в едином коллективе школы, он ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги - создание условий для успешной позитивной социализации обучающихся. Но основой его работы является не только обеспечение постоянного сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе, но и индивидуальное формирование каждого воспитанника как личности, способной самореализовываться в обществе, посредством реализации конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса [7, с. 9]. Эта ситуация сформировала представление о роли и, соответственно, о функциях классного руководителя [12], значимость которых подчеркнута в нормативных документах [20] и восходит до уровня решения приоритетных национальных задач в области образования в Российской Федерации [17].
Обзор последних исследований показывает, что интерес к изучению института классного руководства в отечественном и зарубежном психолого-педагогическом знании не одинаков. Так, среди зарубежных исследований, посвященных классному руководству, научных работ немного, что связано, прежде всего, с особенностями зарубежных систем школьного образования, кардинально отличающихся от российской:
нередко система классов отсутствует, однако многие функции классного руководителя не упразднены, а перераспределены между другими педагогами и работниками школы (учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, тьютор).
В фокусе интереса зарубежных работ - программы обучения и переподготовки классных руководителей, позволяющие им результативно реализовывать коммуникативные функции [36], работать в новых условиях пандемии COVID-19 [40], использовать различные технологии, программы и приложения в своей работе [33; 41]. Ряд зарубежных работ посвящен изучению компетентности классных руководителей в области экологических проблем [42]. Особый блок проблем - социально-психологические аспекты деятельности классного руководителя: профилактика «трудного поведения» школьников [32], стресс и выгорание классных руководителей [39], влияние их ожиданий на успехи учащихся [35], эмоциональная стабильность учителя и то, как она воспринимается учениками [43].
Российские исследователи выделяют более широкий спектр проблем. В частности, многочисленные работы посвящены современным тенденциям деятельности классного руководителя (Е.Л. Петренко [20], Э.Р. Гросс [5]). Личностные характеристики классного руководителя рассматривают А.Н. Сидоров, А.В. Хижная [26]; нормативно-правовые аспекты деятельности классного руководителя отражены в работах А.Н. Моисеевой, А.А. Муратовой [16]. Вопросы готовности начинающих педагогов к реализации функций классного руководства и методов оценки такой готовности поднимают в своей статье Е.Ю. Илалтдинова, В.В. Кисова, А.В. Семенов [10]. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классного руководителя в работе с одаренными детьми исследуют Н.В. Маркина, Е.Л. Солдатова, И.Л. Качуро, А. Гаврилюк [14].
Значительно меньше работ посвящено проблемам в деятельности классного руководителя. Так, западные исследователи рассматривают вопросы общего управления классной комнатой [37], регуляции поведения учащихся [31; 38]. Отметим лишь одну работу, непосредственно касающуюся общего анализа проблем классного руководителя [34].
Среди российских работ можно выделить статью С.А. Аксенова [1], раскрывающую проблемы и опыт деятельности классного руководителя в системе среднего профессионального образования; М.В. Пашковой, Н.Ю. Хатунцевой, В.В. Лактионова, рассматривающих трудности, с которыми сталкивается молодой педагог в современной школе, в том числе в руководстве классом [21], И.И. Торбиной, затрагивающей проблемы воспитательной работы в деятельности классного руководителя [28], Ф.М. Мусаевой, вскрывающей проблемы организации классного руководства в начальной школе [19].
Анализ указанных работ показал, что в психолого-педагогическом знании отсутствуют комплексные современные исследования дефицитов в деятельности классного руководителя, в том числе нет данных об инструментах их выявления и оценки. Более того, сам термин «дефицит», который широко используется в профессиональном поле на разных уровнях образования, не получил научного обоснования. Существует лишь его трактовка в словарной и методической литературе, как отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников; различные затруднения в реализации трудовых функций [15]. Между тем, такой анализ дефицитов сегодня необходим, поскольку классные руководители решают задачи воспитания и социализации обучающихся, оказывающие существенное влияние на результаты всего общего образования. Анализ дефицитов в деятельности современного российского классного руководителя требует исследования объективных показателей
и результатов данной деятельности, а также ее оценки различными субъектами образовательного процесса. Вместе с тем, одним из важнейших аспектов такого анализа является исследование субъективной оценки классными руководителями своих возможностей и выявление проблемных зон в реализации их функций.
Цель статьи - выявление дефицитов и степени их выраженности в деятельности классного руководителя на основании субъективной оценки возможностей и проблемных зон в реализации функций классного руководства.
_Материалы и методы
В основу методологии исследования был положен комплексный подход, предполагающий учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса, позволяющий получить всестороннее, цельное, конкретное знание, которое является эффективным руководством к действию при решении сложных практических задач [13]. Комплексный подход позволил совокупно рассмотреть деятельность педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя конкретной образовательной организации по трем направлениям: субъективная оценка собственной деятельности по ключевым направлениям работы классного руководителя (работа с классом, с личностью, родителями, педагогическим коллективом, социальными партнерами); выявление дефицитов в профессиональных и личностных компетенциях; определение результативных воспитательных практик, которыми классный руководитель в горизонтальном формате обмена опытом готов и способен поделиться с коллегами, а значит владеет лучше всего.
На основании данного подхода была сформирована анкета, данные собирались в формате онлайн опроса с помощью Google формы. Опрос был построен на основании шкалирования субъективных оценок основных видов деятельности классного руководителя. Анкета была предложена респондентам в качестве формы регистрации для вступления в профессиональную Ассоциацию классных руководителей Свердловской области, что обеспечило лояльность при ответе на предложенные вопросы.
Анкета содержала 3 комплексных вопроса, в каждом из которых респонденту предлагалось произвести оценку ключевых направлений деятельности классного руководителя по пятибалльной шкале. В рамках первого вопроса педагоги использовали пятибалльную шкалу оценки эффективности воспитательной деятельности классных руководителей по 5 направлениям (где 5 - максимально результативна). В рамках второго вопроса, педагогам было предложено по шкале от 1 до 5 баллов оценить степень затруднений, которые в своей деятельности они испытывают, работая в конкретной образовательной организации (где 5 - максимальные затруднения). Третий вопрос был призван оценить, какими эффективными воспитательными практиками респонденты могли бы поделиться с коллегами, данный вопрос помимо готовых позволял внести свои варианты ответа.
В опросе приняли участие 2356 человек. Участниками стали педагоги, занимающие должность классного руководителя (82%), а также немногочисленные представители администрации школ (18%), из муниципальных образований Уральского федерального округа.
Исследование проводилось в два этапа. На первом (пилотажное исследование) -в анкетировании приняли участие 610 педагогов. Было установлено, что разработан-
ный опрос не вызывает затруднений, педагоги охотно отвечали на вопросы. Далее был проведен второй этап сбора данных, обеспечивший получение основного массива информации. Соотнесение данных, полученных на первом и втором этапе, позволяет верифицировать полученные результаты. В контексте представленного исследования анализу подлежали, прежде всего, субъективные оценки выраженности тех или иных составляющих успеха или проблем в деятельности классного руководителя, что позволило выделить субъективно фиксируемые дефициты в реализации функций классного руководства. Были разработаны 3 шкалы: с целью определения результативности воспитательной деятельности классных руководителей по отдельным направлениям; степени затруднений классных руководителей по отдельным направлениям деятельности; результативных воспитательных практик, которыми могли поделиться респонденты.
_Результаты исследования
Для определения степени результативности воспитательной деятельности классных руководителей по отдельным направлениям был проведен анализ дескриптивной статистики, в рамках которого вычислены средние значения по каждому из пяти показателей (личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе; деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом, как социальной группой; осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями; воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом, участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами). Для уточнения степени вариативности ответов, дополнительно был рассчитан показатель стандартного отклонения (значения от 1,023 до 1,293, которые показывают, в какой диапазон укладываются ответы 68% респондентов по каждому конкретному направлению). Был зафиксирован незначительный разбег в частотности ответов по первым четырем исследуемым характеристикам (большинство респондентов выбрали ответы 4 или 5). Результаты средних значений выбранных показателей представлены на рис. 1.
3,500 Лтноетно ориентированная деятельность по воспитанию н социализации обуча<нцнхея в классе Деятельность по ВОСПИТАНИЮ и социализации обучающихся, осуществляем« с нпассои. как социальной Фуплой Ос^у^сгеяенн* воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями Осуществление воспитательной деятельности вю взаимодействии с педагогическим коллективом Участие» осуществлении еоспитат*л>мой деятельности во взаимодействии с социальными лартк^ми
—1— Среднее -значение 4.123 4,120 4,091 3,737
Рисунок 1 Результативность воспитательной деятельности классных руководителей
по отдельным направлениям
ада
В результате опроса было выявлено, что наиболее выраженным оказался показатель «осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом» (среднее значение 4,180). Три показателя по среднему значению близки к первому показателю: «личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе» (среднее значение 4,123), «деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом, как социальной группой» (среднее значение 4,120), «осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями» (среднее значение 4,090). Большинство респондентов на эти вопросы ответили, выбрав 4 или 5 баллов. И наименее выраженным оказался показатель «Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами» (среднее значение 3,737), в ответе на который подавляющее большинство респондентов использовали оценки 3, 4 и 5.
Для определения степени затруднений классных руководителей по отдельным направлениям деятельности был проведен анализ дескриптивной статистики, в рамках которого вычислены средние значения по каждому из шести показателей (нехватка времени для общения и работы с классом из-за высокой нагрузки классного руководителя как учителя-предметника; незнание нормативных документов, примерной образовательной программы, примерной программы воспитания; пробелы в знаниях психологических и возрастных особенностей обучающихся; проблемы организации взаимодействия между классными руководителями и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; несогласованность требований к классу со стороны учителей-предметников и классного руководителя; трудности организации индивидуальной работы с обучающимися класса). А для уточнения степени вариативности ответов, дополнительно был рассчитан показатель стандартного отклонения (значения от 1,102 до 1,394), которые показывают, в какой диапазон укладываются ответы 68% респондентов по каждому конкретному направлению. При этом частотность ответов по первому показателю имеет широкий разбег (от 2 до 5), а по остальным пяти показателям имеет сдвиг в сторону 1 и 2 баллов. Результаты средних значений выбранных показателей представлены на рис. 2.
3500
л
X
I
£г
А
л
с
I
и
0.И0
0,000 Нехиаткл времени дгя О&ценнй и рзбдту с массой из-за высоксч'; нагрузки щяасе ноге руководителя как у*. .иепя-предметникл Незнание нррмашамыи документов, гримерной образовательной про~рлгймы, примеркс-и прргрдмыы рр?пмтр|ния Пробелу « ЗмЗиийя лсндаи^гичесии* и возрастны* ос оба № ос тай сФучзкэцуияея Проблемы организации маииодейетвмя между классными руководителями >4 родителями ■законными вддеткжнмн} обучающими Несогласованность требовании иччесусс стороны учнтелен-предметникоа н классного руко&адителй Трудности организации индивидуальной работы с йбучающиинея класса
Средне* значение 3.1120 1.&46 г.т 2,000 2.07&
Рисунок 2 Степень затруднений классных руководителей по отдельным
направлениям деятельности
1,5«) 1,0»
Исследование показало, что наиболее выраженным оказался такой показатель, как «нехватка времени для общения и работы с классом из-за высокой нагрузки классного руководителя как учителя-предметника» (среднее значение 3,120); наименее выраженным - «Пробелы в знаниях психологических и возрастных особенностей обучающихся» (среднее значение 1,948). Кроме того, высоким уровнем частотности характеризуется такой показатель, как проблемы организации взаимодействия между классными руководителями и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (2,161).
Для определения перечня наиболее распространённых результативных воспитательных практик, которыми владеют классные руководители, респондентам был предложен множественный выбор из восьми направлений (использование ресурсов социально-педагогического партнёрства в воспитательной работе с коллективом класса; организация взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности; обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования; участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; выбор результативных педагогических форм и методов в воспитательной работе с классным коллективом; обеспечение информационной безопасности детей и подростков; забота о психологическом благополучии обучающихся и сохранение благоприятного психологического климата в классе). Результаты были обработаны методом частотного анализа и представлены на Таблице 1.
Таблица 1
Результативные воспитательные практики, которыми могут поделиться респонденты
(по степени их частотности)
Воспитательные практики Частота (кол-во) Частота (% от общего числа)
Забота о психологическом благополучии обучающихся и сохранение благоприятного психологического климата в классе 1119 47,5
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности 921 39,1
Выбор эффективных педагогических форм и методов в воспитательной работе с классным коллективом 915 38,8
Обеспечение информационной безопасности детей и подростков 819 34,8
Поддержка семейного воспитания и семейных ценностей 687 29,2
Использование ресурсов социально-педагогического партнёрства в воспитательной работе с коллективом класса 534 22,7
Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 527 22,4
Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования 489 20,8
По мнению респондентов, наиболее распространенной практикой в деятельности классного руководителя является «Забота о психологическом благополучии обучающихся и сохранение благоприятного психологического климата в классе» (от-
метили 47,5 % опрошенных), а наименее распространенной - «Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования» (20,8 %). Следует также отметить, что довольно низкая частотность была выявлена в отношении таких практик, как «участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (22,4%) и «использование ресурсов социально-педагогического партнёрства в воспитательной работе с коллективом класса» (22,7%).
_Обсуждение результатов
Анализ ответов респондентов на вопросы первой шкалы позволил выявить, что в рамках воспитательной деятельности классные руководители преимущественно ориентируются на выполнение посреднической функции, причем, в первую очередь они выступают посредниками между учащимися и другими педагогами. Однако настораживает, что в наименьшей степени классными руководителями реализуется взаимодействие с социальными партнерами. Это свидетельствует о том, что в классном руководстве редко используются событийные и сетевые формы взаимодействия, обеспечивающие просвещение обучающихся и родителей в открытом социальном пространстве, т. е. социализирующая функция. Определяя понятие «социализация», авторы опираются на симбиоз педагогической (воспитание и обучение как ключевые средства социализации) и социологической трактовок (влияние среды - социальных институтов, агентов социализации, социальной стратификации, усваиваемых и реализуемых личностью социальных ролей и т. п. - как основополагающего фактора социализации) [8], т.е. рассматривают его как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которые происходят во взаимодействии человека со средой [18]. Исходя из этого, успешная позитивная социализация обучающихся возможна только при условии их «выхода за пределы школы», активного участия в социокультурных процессах под влиянием микрофакторов (семья, ближайшее окружение, экономические и культурные учреждения); мезофакторов (региональные условия, СМИ и т.п.); макрофакторов (страна, общество, государство) [27]. Поэтому необходимо повысить значимость рассматривемого направления в деятельности классных руководителей.
В зарубежных источниках, посвященных работе с коллективом школьников отмечено, что основной трудностью педагогов (кураторов, тьюторов, социальных педагогов) является незнание психологических особенностей обучающихся [32], в связи с чем у них возникают трудности при оказании помощи в личностном развитии и самоопределении ребенка. Результаты проведенного исследования напротив, показали, что российские классные руководители в этом не видят проблем и ставят знания личностных особенностей школьников в число хорошо освоенных профессиональных компетенций. Видимо, классное руководство в российских школах является платформой для освоения данных компетенций [2], о чем косвенно свидетельствует также выявленный в ходе исследования высокий уровень такого показателя, как «забота о психологическом благополучии обучающихся и сохранение благоприятного психологического климата в классе» [11]. Это также может быть связно с тем, что в большинстве школ отсутствуют педагоги-психологи и социальные педагоги, поэтому классному руководителю приходится постоянно повышать свои психолого-педагогические и социально-педагогические компетенции [5].
Но, несмотря на это, судя по результатам данного исследования, классные руководители недостаточно готовы к такой деятельности, как «забота о ребенке и применение комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», т. е. к реализации социально-педагогических функций, а именно, к организации воспитывающих ситуаций (помощи и взаимопомощи, сопереживания, принятия ответственных решений, ситуации успеха и др.) в инклюзивном коллективе, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детьми из семей мигрантов и малообеспеченных семей, детьми-сиротами, детьми с девиантным и де-линквентным поведением и т.д. [4]. Так, исследователи обращают особое внимание на необходимость повышения «компетентности классных руководителей в области коммуникации в инклюзивном классе» [24]; профилактики конфликтов и проявления «разных форм насилия в детской среде, как морального, так и физического» [30]. Восполняя выявленный дефицит, классные руководители должны освоить социально-педагогические методики и технологии работы с детьми, их семьями, социальным окружением; механизмы индивидуализации образования; технологии профилактической работы с личностью, группой и классом [20].
Дефицит «нехватки времени для общения и работы с классом» вызван тем, что все из опрошенных респондентов-классных руководителей являются учителями-предметниками с высокой нагрузкой, вызванной методической и дидактической подготовкой к уроку, как в режиме реального времени, так и в дистанте. К этому необходимо добавить документы, которые должен ежедневно заполнять и учитель, и классный руководитель. На сегодняшний день, только некоторые частные школы и Суворовские училища имеют освобожденных классных руководителей (офицеров-воспитателей), которые сосредоточены на своих воспитательных функциях. Даже увеличение надбавки за классное руководство и освоение технологии тайм-менеджмента, не позволяет классному руководителю, который ведет несколько предметов, эффективно осуществлять воспитательную деятельность. Методы и формы воспитания в классном коллективе применяются оперативно; проектирование воспитательных ситуаций чаще всего ограничено рамками краткосрочного воспитательного мероприятия. При этом превалирует количественный показатель проведенных воспитательных мероприятий над качественным [22]. При этом практика показывает, что в отечественной школе встречаются классные руководители, умеющие настолько грамотно выстроить конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, что им хватает ресурсов для реализации на высоком уровне и функций учителя, и функций классного руководителя. Поэтому возникает необходимость организации качественного обмена опытом между успешными педагогами и начинающими классными руководители в особенности по овладению ими управленческими компетенциями, основами самоменеджмента, функциями планирования, координации, делегирования полномочий [25].
Заключение
Выявленные дефициты в деятельности классных руководителей нацеливают учреждения высшего образования, особенно педагогических вузов, а также региональных Институтов развития образования на разработку новых программ повышения квалификации с использованием современных (активных и интерактивных, в том числе дистанционных) методов обучения. Содержательно программы повышения квалифи-
кации могут состоять из инвариантных и вариативных модулей. Инвариантный модуль может включать в себя знакомство классных руководителей с основами государственной политики в сфере образования (воспитания, обучения и развития), а также с основными видами и функциями деятельности классного руководителя в современной школе. Также программы должны предложить вариативные модули для классных руководителей, основанные на тех дефицитах, которые были выявлены в ходе проведенного исследования, в частности, по овладению управленческими компетенциями, реализации социально-педагогических функций, в форме индивидуальной работы с обучающимися, с классом как социальной группой, взаимодействию с родителями и с социальными партнерами.
_Финансирование
Работы осуществляется в рамках государственного задания №073-00042-21-02 тема «Деятельность классного руководителя, направленная на решение приоритетных национальных задач в области образования: дефициты и универсальные способы их восполнения».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова С. А. Проблемы и опыт деятельности классного руководителя в системе среднего профессионального образования // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. №. 17. С. 15-16.
2. Баталова Л. П., Вокуева И. И. Психологический аспект воспитательной деятельности классного руководителя // Классное руководство в 21 веке: сб. статей / отв. ред. О.В. Уваровская, Л.К. Гаврилина. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина, 2018. С. 17-20.
3. Варламова М. Ш. Классный руководитель в современной школе // Вестник научных конференций. 2018. №. 5-3. С. 38-40.
4. Вишератина Ю. А. Формирование личностных и общечеловеческих ценностей у детей с ОВЗ // Классное руководство в 21 веке: сб статей / отв. ред. О.В. Уваровская, Л.К. Гаврилина. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина, 2018. С. 57-59.
5. Гаврутенко Т. В. Технология развития классных руководителей на основе инновационного образовательного альянса // Мир науки, культуры, образования. 2021. №. 5 (90). С. 65-68. DOI: 10.24412/1991-5497-2021590-65-68.
6. Гросс Э. Р., Тесля М. В. Классное руководство как традиционный институт воспитания. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. 2019. С. 286-289.
7. Гусевская О. В. Классный руководитель в начальной школе: учебно-методическое пособие для студентов вузов. Иркутск. 2017. 161 с.
8. Дорохова Т. С. Подходы к определению понятия «социализация» в современном отечественном социально-педагогическом знании // Нижегородское образование. 2016. №4. C. 20-28.
9. Досова Ф. Р. Анализ портрета современного классного руководителя // Актуальные вопросы развития научных исследований: теоретический и практический взгляд: сб. трудов / отв. ред. А. А. Сукиасян. Саратов: ОМЕГА САЙНС, 2020. С. 210-212.
10. Илалтдинова Е. Ю., Кисова В. В., Семенов А. В. Опросник готовности к классному руководству будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 127-140. DOI: 10.32744/pse.2021.1.9
11. Кетова Л. В. Медиативные технологии как инструмент разрешения конфликтов в деятельности классного руководителя // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. №. 3. С. 14-18.
12. Коблов Ф. Ч. О функциях классного руководителя в школе на современном этапе // Вестник науки. 2018. Т. 1. №. 8. С. 39-41.
13. Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты: практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. Москва, 2001. 320 с.
14. Маркина Н.В., Солдатова Е.Л., Качуро И.Л., Гаврилюк А. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми // Образование и наука. 2021;23(1):102-135. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-102-135
15. Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров от 4 февраля 2021 года N Р-33. URL: https://docs.cntd.ru/ document/573529566
16. Моисеева А. Н., Муратова А. А. Осуществление педагогическими работниками классного руководства в современных условиях: нормативно-правовой аспект // Вопросы педагогики. 2020. №. 9-2. С. 180-183.
17. Мосолова П. А., Донгаузер Е. В. Система работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. 2019. С. 75-79.
18. Мудрик А. В., Никитская Е. А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №2. С.224-230.
19. Мусаева Ф. М. Эффективность организации классного руководства в современной начальной школе // Вопросы науки и образования. 2020. №. 3 (87). С.115-119.
20. О методических рекомендациях: письмо Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.20 г. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-12.05.2020-N-VB-1011_08/
21. Пашкова М. В., Хатунцева Н. Ю., Лактионов В. В. Проблемы молодого учителя в современной школе // Образование. Культура. Общество: сборник трудов конференции. 2020. С.57-61.
22. Петренко Е. Л. Классное руководство современности: призвание, должность, наказание // От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 136-140.
23. Рахманова А. Р. и др. Развитие мягких компетенций классного руководителя // Мир человека: сборник трудов конференции. Елабуга, 2021. С. 251-254.
24. Рыбальченко Л. А., Романова Г. А. Проблемы готовности классного руководителя к работе в условиях инклюзии // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. тр. / отв. ред. И. А. Ахметшина [и др.]. Орехово-Зуево 2021. С. 106-109.
25. Саримова Э. Р. Роль классного руководителя в образовательном процессе // Диалог культур в контексте образовательной деятельности. 2020. С. 318-321.
26. Сидоров А. Н., Хижная А. В. Классное руководство как один из способов реализовать личностьпедагога // Образование и проблемы развития общества. 2020. №. 1 (10). С. 164-170.
27. Социальная педагогика: учебник / М. А. Галагузова, М. А. Беляева, Ю. Н. Галагузова [и др.] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ИНФРА-М, 2016. 320 с. URL: doi: 10.12737/17214
28. Торбина И. И. К вопросу о повышении уровня воспитательной деятельности классного руководителя // Педагогика и психология образования. 2020. №. 2. С. 64-72.
29. Хромов Н. Н. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности обучающихся // Педагогический вестник. 2019. №7. С.67-68.
30. Шалагинова К. С. Оптимизация психологического климата в коллективе подростков как направление профилактики буллинга // Современная психология: методология, парадигмы, теории: сб. тр. / под. ред. Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 48-58.
31. Amajuoyi C. Teachers'strategies for managing classroom behavioural problems in secondary schools in oji river Iga of enugu state // COOU Journal of Educational Research. 2021. T.6. № 1. pp. 11-20. URL: https://www.cooujer. com/index.php/COOUJER/article/view/2
32. Bronstein B., Breeden N., Glover T. A. & Reddy L. A. Paraprofessionals' perceptions of behavior problems in elementary school classrooms // Journal of Special Education. 2021. T.55(3). С. 153-162. DOI: 10.1177/0022466920961085
33. Büchler J., Brüggelambert G., de Haan-Cao H. H., Sherlock R. & Savaneviciené A. (2021). Towards an integrated case method in management education-developing an ecosystem-based research and learning journey for flipped classrooms // Administrative Sciences, 11(4). DOI: 10.3390/admsci11040113
34. Buyukalan Filiz, S. And Aydin, E. The Problems of Classroom Teachers: A Study Based on the Experiences of Classroom Teachers. CUKUROVA UNIVERSITY FACULTY OF EDUCATION JOURNAL, 2018. vol. 47, no. 2, pp. 538-565. URL: https://dergipark.org.tr/en/pub/cuefd/issue/40033/375676
35. Gentrup S. et al. Self-fulfilling prophecies in the classroom: Teacher expectations, teacher feedback and student achievement // Learning and Instruction. 2020. T. 66. С. 101296. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2019.101296
36. Graham S., Taylor A. Z. The Power of Asking Why?: Attribution Retraining Programs for the Classroom Teacher // Theory Into Practice. 2021. №. just-accepted. DOI: 10.1080/00405841.2021.1932160
37. Irawati P. R., Listyani L. Problems in Classroom Management Encountered by Three English Teachers in a Rural Area in Ungaran, Semarang Regency, Indonesia // Rangsit Journal of Educational Studies. 2020. T. 7. №. 1. С. 46-59. URL: https://rsujournals.rsu.ac.th/index.php/RJES/article/view/1579
38. Kara M., Ózeng M. A Multidimensional Approach to the Problems Experienced by the Classroom Teachers with Syrian Students in Their Classes // International Journal of Progressive Education. 2020. T. 16. №. 6. С. 184-201. DOI: 10.29329/ijpe.2020.280.11
39. Oberle E. et al. Do students notice stress in teachers? Associations between classroom teacher burnout and students' perceptions of teacher social-emotional competence // Psychology in the Schools. 2020. T. 57. №. 11. С. 1741-1756. DOI: 10.1002/pits.22432
40. Tahani Mohammed Alebous. The challenges of practical education for class teacher students in light of the corona pandemic // Paper presented at the ACM International Conference Proceeding Series. 2021. 117-124. D0l:10.1145/3459043.3459057
41. Zou D. Gamified flipped EFL classroom for primary education: student and teacher perceptions // Journal of Computers in Education. 2020. T.7. №.2. C. 213-228. D0l:10.1007/s40692-020-00153-w
42. Uyanik G. Investigation of the Ecological Footprint Awareness Levels of Classroom Teacher Candidates // International Electronic Journal of Environmental Education. 2020. №10. C.32-43 URL: https://dergipark.org.tr/tr/ pub/iejeegreen/issue/49969/616777
43. Wettstein A., Ramseier E. & Scherzinge, M. Class- and subject teachers' self-efficacy and emotional stability and students' perceptions of the teacher-student relationship, classroom management, and classroom disruptions // BMC Psychol. 2021. T. 9, C.103. DOI: 10.1186/s40359-021-00606-6
REFERENCES
1. Aksenova S. A. Problems and experience of the classroom teacher in the system of secondary vocational education. Central Scientific Herald, 2018, vol. 3, no. 17, pp. 15-16. (in Russ.)
2. Batalova L. P., Vokueva I. I. Psychological aspect of the educational activity of the class teacher. Class man-agement in the 21st century: collection of articles / ed. by O. V. Uvarovskaya, L. K. Gavrilina. Syktyvkar, Syktyvkar State University Publ., 2018, pp. 17-20. (in Russ.)
3. Varlamova M. Sh. The class teacher in the modern school. Bulletin of scientific conferences, 2018, no. 5-3, pp. 3840. (in Russ.)
4. A Formation of personal and universal values in children with disabilities. Classroom management in the 21st century: collection of articles / ed. by O.V. Uvarovskaya, L.K. Gavrilina. Syktyvkar, Syktyvkar State University Publ., 2018, pp. 57-59. (in Russ.)
5. Gavrutenko T. V. Technology of development of classroom teachers on the basis of innovative educational alli-ance. The World of Science, Culture, Education, 2021, no. 5 (90), pp. 65-68. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-590-65-68. (in Russ.)
6. Gross E. R., Teslya M. V. Classroom management as a traditional institution of education. Forms of interaction of a class teacher with parents. Education: Regional aspect. Problems, solutions, experience, 2019, pp. 286-289. (in Russ.)
7. Gusevskaya O. V. The class teacher in the elementary school: educational and methodological manual for university students. Irkutsk, 2017. 161 p. (in Russ.)
8. Dorokhova T. S. Approaches to defining the concept of "socialization" in modern domestic socio-pedagogical knowledge. Nizhegorodskoe Obrazovanie, 2016, no. 4, pp. 20-28. (in Russ.)
9. Dosova F. R. Analysis of the portrait of the modern classroom teacher. Topical issues of research development: theoretical and practical view: collection of works / ed. by A. A. Sukiasyan. Saratov, OMEGA SAINS Publ., 2020, pp. 210-212. (in Russ.)
10. Ilaltdinova E. Yu., Kisova V. V., Semenov A. V. Questionnaire of readiness for classroom management of future teachers. Perspectives of science and education, 2021, no. 1 (49), pp. 127-140. DOI: 10.32744/pse.2021.1.9 (in Russ.)
11. Ketova L. V. Mediative technologies as the tool of the solution of conflicts in the activity of the class teacher. International Journal of Medicine and Psychology,2021, vol. 4. no. 3, pp. 14-18. (in Russ.)
12. Koblov F. Ch. On the functions of the class teacher in the school at the present stage. Vestnik nauki, 2018, vol. 1. no. 8, pp. 39-41. (in Russ.)
13. Kuzin F.A. Dissertation: methodology of writing, rules of registration, the order of protection: prakt. handbook for doctoral students, graduate students and undergraduates. Moscow, 2001. 320 p. (in Russ.)
14. Markina N.V., Soldatova E.L., Kachuro I.L., Gavrilyuk A. Personal and existential-psychological resources of class teachers working with gifted children. Education and Science, 2021, vol. 23, no. 1, pp. 102-135. DOI: 10.17853/19945639-2021-1-102-135 (in Russ.)
15. Methodical recommendations for the implementation of measures to form and ensure the functioning of a unified federal system of scientific and methodological support of teachers and managerial staff from February 4, 2021 N R-33. Available at: https://docs.cntd.ru/document/573529566 (in Russ.)
16. Moiseeva A. N., Muratova A. The implementation of pedagogical staff classroom management in modern conditions: the regulatory aspect. Voprosy pedagogiki, 2020, no. 9-2, pp. 180-183. (in Russ.)
17. Mosolova P. A., Dongauser E. V. System of work of the class teacher for civic-patriotic education of junior schoolchildren. Actual problems of socio-humanitarian education, 2019, pp. 75-79.
18. Mudrik A. V., Nikitskaya E. A. Upbringing in the context of human socialization: a retrospective and pedagogical reality. Education. Science. Scientific personnel, 2021, no. 2, pp. 224-230. (in Russ.)
19. Musaeva F. M. The effectiveness of the organization of classroom management in the modern elementary school. Voprosy nauki i obrazovaniye, 2020, no. 3 (87), pp. 115-119. (in Russ.)
20. On methodological recommendations: letter of the Ministry of Education of the Russian Federation № VB-1011/08 of 12.05.20. Available at: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-12.05.2020-N-VB-1011_08/
21. Pashkova M. V., Khatuntseva N. Yu., Laktionov V. V. Problems of the young teacher in the modern school. Education. Culture. Society: collection of conference proceedings, 2020, pp. 57-61. (in Russ.)
22. Petrenko E. L. Classroom management of today: vocation, position, punishment. From the Soviet school to the Russian school of the XXI century: issues of education: collection of materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Moscow, 2021, pp. 136-140. (in Russ.)
23. Rakhmanova A. R. et al. The Development of Soft Competences of a Classroom Leader. The World of Man: collection of conference proceedings. Elabuga, 2021, pp. 251-254. (in Russ.)
24. Rybalchenko L. A., Romanova G. A. Problems of readiness of a class teacher to work in conditions of inclusion. Inclusive education: theory and practice. A. Akhmetshina [et al.]. Orekhovo-Zuevo 2021, pp. 106-109. (in Russ.)
25. Sarimova E. R. The role of the class teacher in the educational process. Dialogue of cultures in the context of educational activities, 2020, pp. 318-321. (in Russ.)
26. Sidorov A. N., Khizhnaya A. Classroom management as one of the ways to implement the personalitypedagogy. Education and the problems of development of society, 2020, no. 1 (10), pp. 164-170. (in Russ.)
27. Social pedagogy: textbook / M. A. Galaguzova, M. A. Belyaeva, Y. N. Galaguzova [et al] / ed. by M. A. Gala-guzova. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 320 p. DOI: 10.12737/17214 (in Russ.)
28. Torbina I. I. To the question of increasing the level of educational activity of the class teacher. Pedagogy and Psychology of Education, 2020, no. 2, pp. 64-72. (in Russ.)
29. Khromov N. N. The role of the class teacher in the formation of the class team and its impact on the formation of the personality of students. Pedagogical Herald, 2019, no. 7, pp. 67-68. (in Russ.)
30. Shalaginova K. S. Optimization of psychological climate in the collective of teenagers as a direction of preven-tion of bullying. Modern psychology: methodology, paradigms, theories: collection of works / edited by N. A. Krasnov, T. N. Pleskanyuk. Nizhny Novgorod, 2016, pp. 48-58. (in Russ.)
31. Amajuoyi C. Teachers'strategies for managing classroom behavioural problems in secondary schools in oji river Iga of enugu state. COOU Journal of Educational Research, 2021, vol. 6, no. 1, pp. 11-20. Available at: https://www. cooujer.com/index.php/COOUJER/article/view/2
32. Bronstein B., Breeden N., Glover T. A. & Reddy L. A. Paraprofessionals' perceptions of behavior problems in elementary school classrooms. Journal of Special Education, 2021, vol. 55(3), pp. 153-162. DOI: 10.1177/0022466920961085
33. Büchler J., Brüggelambert G., de Haan-Cao H. H., Sherlock R. & Savaneviciené A. Towards an integrated case method in management education-developing an ecosystem-based research and learning journey for flipped classrooms. Administrative Sciences, 2021, vol. 11, no. 4. DOI: 10.3390/admsci11040113
34. Buyukalan Filiz, S. And Aydin, E. The Problems of Classroom Teachers: A Study Based on the Experiences of Classroom Teachers. CUKUROVA UNIVERSITY FACULTY OF EDUCATION JOURNAL, 2018. vol. 47, no. 2, pp. 538-565. Available at: https://dergipark.org.tr/en/pub/cuefd/issue/40033/375676
35. Gentrup S. et al. Self-fulfilling prophecies in the classroom: Teacher expectations, teacher feedback and student achievement. Learning and Instruction, 2020, vol. 66, pp. 101296. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2019.101296
36. Graham S., Taylor A. Z. The Power of Asking Why?: Attribution Retraining Programs for the Classroom Teacher. Theory Into Practice, 2021. DOI: 10.1080/00405841.2021.1932160
37. Irawati P. R., Listyani L. Problems in Classroom Management Encountered by Three English Teachers in a Rural Area in Ungaran, Semarang Regency, Indonesia. Rangsit Journal of Educational Studies, 2020, vol. 7, no. 1, pp. 46-59. Available at: https://rsujournals.rsu.ac.th/index.php/RJES/article/view/1579
38. Kara M., Ozenç M. A Multidimensional Approach to the Problems Experienced by the Classroom Teachers with Syrian Students in Their Classes. International Journal of Progressive Education, 2020, vol. 16, no. 6, pp. 184-201. DOI: 10.29329/ijpe.2020.280.11
39. Oberle E. et al. Do students notice stress in teachers? Associations between classroom teacher burnout and students' perceptions of teacher social-emotional competence. Psychology in the Schools, 2020, vol. 57, no. 11, pp. 1741-1756. DOI: 10.1002/pits.22432
40. Tahani Mohammed Alebous. The challenges of practical education for class teacher students in light of the corona pandemic. Paper presented at the ACM International Conference Proceeding Series, 2021. pp. 117-124. DOI: 10.1145/3459043.3459057
41. Zou D. Gamified flipped EFL classroom for primary education: student and teacher perceptions. Journal of Computers in Education, 2020, vol. 7, no. 2, pp. 213-228. DOI: 10.1007/s40692-020-00153-w
42. Uyanik G. Investigation of the Ecological Footprint Awareness Levels of Classroom Teacher Candidates. International Electronic Journal of Environmental Education, 2020, no. 10, pp. 32-43. Available at: https://dergipark.org.tr/tr/ pub/iejeegreen/issue/49969/616777
43. Wettstein A., Ramseier E. & Scherzinge, M. Class- and subject teachers' self-efficacy and emotional stability and students' perceptions of the teacher-student relationship, classroom management, and classroom disruptions. BMC Psychol, 2021, vol. 9, p. 103. DOI: 10.1186/s40359-021-00606-6
Information about the authors
Julia N. Galaguzova
(Russia, Ekaterinburg) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Educational Comparativism Urals State Pedagogical University
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0358-3956 Scopus Author ID: 57214121259
Tatiana S. Dorokhova
(Russia, Ekaterinburg) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Educational Comparativism Ural State Pedagogical University
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6992-6395 ReseacherID: AAE-1792-2021
Alyona I. Matveeva
(Russia, Ekaterinburg) Postgraduate student Urals State Pedagogical University
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9595-3458 E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9595-3458
Информация об авторах Галагузова Юлия Николаевна
(Россия, Екатеринбург) Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Уральский государственный педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0358-3956 Scopus Author ID: 57214121259
Дорохова Татьяна Сергеевна
(Россия, Екатеринбург) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральский государственный педагогический университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6992-6395 ReseacherID: AAE-1792-2021
Матвеева Алена Игоревна
(Россия, Екатеринбург) Аспирант
Уральский государственный педагогический университет