Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ ВОП'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ ВОП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Первичная медико-санитарная помощь / врач общей практики / качество медицинских услуг / Primary health care / general practitioner / quality of medical services / Алғашкы медициналық-санитариялық көмек / Жалпы практика дәрігері / медициналық қызметтердің сапасы

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.Ш. Ерназаров

В настоящее время известно, что доступная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) ассоциируется с более низким уровнем госпитализаций. ПМСП позволяет избежать ненужных процедур и снизить потребность в использовании дорогостоящих и дефицитных средств, таких как отделения неотложной помощи и больницы, что способствует лучшему расходованию средств и повышению эффективности системы здравоохранения. Удовлетворенность пациентов уже давно рассматривается как важный компонент оценки результатов в области здравоохранения и качества медицинской помощи как в развитых, так и в развивающихся странах и является важным показателем качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF THE POPULATION WITH THE QUALITY OF MEDICAL CARE PROVIDED BY THE GP

It is known that affordable primary health care (PHC) is associated with lower hospitalization rates. PHC avoids unnecessary procedures and reduces the need to use expensive and scarce resources, such as emergency departments and hospitals, which contributes to better spending and improved efficiency of the health system. Patient satisfaction has long been seen as an important component of assessing health outcomes and the quality of care in both developed and developing countries, and is an important indicator of the quality of care.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ ВОП»

Когамдык; денсаулык; сак;тау боиынша орта-азияльщ

гы-лыми-практикалык журналы

УДК 614.23/.25-039.75

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,

ОКАЗЫВАЕМОЙ ВОП

М.Ш. Ерназаров

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан

Резюме. В настоящее время известно, что доступная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) ассоциируется с более низким уровнем госпитализаций. ПМСП позволяет избежать ненужных процедур и снизить потребность в использовании дорогостоящих и дефицитных средств, таких как отделения неотложной помощи и больницы, что способствует лучшему расходованию средств и повышению эффективности системы здравоохранения. Удовлетворенность пациентов уже давно рассматривается как важный компонент оценки результатов в области здравоохранения и качества медицинской помощи как в развитых, так и в развивающихся странах и является важным показателем качества медицинской помощи. Ключевые слова. Первичная медико-санитарная помощь, врач общей практики, качество медицинских услуг.

Актуальность исследования. Существуют убедительные доказательства того, что лучшая и доступная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) ассоциируется с более низким уровнем госпитализаций [1-3] и использования отделений неотложной помощи [4,5]. ПМСП позволяет избежать ненужных процедур и снизить потребность в использовании дорогостоящих и дефицитных средств, таких как отделения неотложной помощи и больницы, что способствует лучшему расходованию средств и повышению эффективности системы здравоохранения.

Согласно статистическим данным в РК работает около 250 тыс. медицинских работников, из которых более 72 тыс. врачи, 175 тыс. средние медицинские работники. Обеспеченность врачами в РК составляет 39,6 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом 95,5 на 10 тыс. населения, что выше по сравнению странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 33 и 91 на 10 тыс. населения соответственно (МЗ РК, 2019).

Главной формой организации ПМСП считается общая врачебная практика, а ведущей фигурой в оказании ПМСП - врач общей практики (ВОП). В то же время, низкая привлекательность работы ВОП является постоянной проблемой для систем здравоохранения в Европе, США и других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эффективная система здравоохранения требует высокопроизводительных кадров ПМСП. Однако нехватка медицинского персонала, неэффективное использование имеющихся ресурсов и неадекватная рабочая среда способствуют отсутствию последовательных и эффективных кадровых ресурсов здравоохранения, что в свою очередь влияет неудовлетворенность качеством медицинской помощи, оказываемой ВОП, а также снижению качества медицинской помощи в целом.

Цель исследования. Изучить удовлетворенность населения качеством медицинкой помоши, оказываемой ВОП.

Результаты исследования. Удовлетворенность пациентов ПМСП является ключевым показателем качества медицинской помощи, и этот международно признанный фактор необходимо неоднократно изучать для обеспечения бесперебойного функционирования систем здравоохранения. Целью анкетирования было определение уровня удовлетворенности пациентов услугами первичной медико-санитарной помощи, предоставляемыми ВОП ГП №4 г.Алматы, а также выявить причины удовлетворенности или неудовлетворенности и определить влияние факторов на уровень удовлетворенности.

Было проведено анкетирование среди прикреплённого населения. Количество респондентов - 315.

Анализ принявших участие в анкетировании респондентов показал, что 39,4% респондентов составили мужчины и 60,6% - женщины. Большинство опрошенных (30,2%) были

когамдык, денсаулык, сактау боиынша орта-азиялык,

гылыми-практикалык; журналы

в возрасте 40-49 лет, в возрасте 60 лет и старше - 20,6%, в возрасте 30-39 лет - 19,2%, 50-59 лет -16,5%, и всего 13,7% респондентов приходилось на возрастную группу 18-29 лет.

На вопрос «Как Вы оцениваете квалификацию и профессионализм ВОП?» 91,1% респондентов положительно оценили квалификацию и профессионализм врачей общей практики, в то же время, 7,9% респондентов оценили врачей на «удовлетворительно» (рисунок 1).

затрудняюсь ответить удовлетворительно 1,0 7,9

хорошо

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 1 - Как Вы оцениваете квалификацию и профессионализм ВОП?

Понимание удовлетворенности пациентов и качества обслуживания уже давно признано критически важным для разработки стратегий улучшения обслуживания. В 92,1% респондентов удовлетворены качеством медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики, 5,4% не удовлетворены, 2,5% затруднились ответить. Преимущественное влияние на удовлетворительность больных имеют отрицательные характеристики в деятельности конкретного врача общей практики (рисунок 2).

Рисунок 2 - Удовлетворены ли Вы качеством оказываемой Вам врачом общей практики помощи?

88,4% респондентов утверждают, что очень довольны работой врача общей практики, врач был с ними внимателен, выслушал жалобы и назначенное лечение им помогло.

Оценка работы врача общей практики, %

■ Доволен работой: врач был со мной внимателен, выслушал жалобы, назначенное лечение мне помогло

Не доволен работой: врач торопился, невнимательно слушал меня

В тоже время только 75,8% респондентов четко и пунктуально выполняют назначения врача общей практики, 20,6% от случая к случаю.

Удовлетворенность пациентов уже давно рассматривается как важный компонент оценки результатов в области здравоохранения и качества медицинской помощи как в развитых, так и в развивающихся странах [6] и является важным показателем качества медицинской помощи [7]. Литература показала, что удовлетворенные пациенты с большей вероятностью установят хорошие отношения с системой здравоохранения, что приведет к улучшению приверженности, непрерывности лечения и, в конечном счете, улучшению результатов в области здравоохранения

[8]. Выявление потребностей пациентов и оценка оказания медицинской помощи является отправной точкой для подхода к оказанию медицинской помощи, ориентированного на пациента

[9]. Таким образом, удовлетворенность пациентов рассматривается как важный показатель для оценки качества медицинских услуг и может предсказывать как приверженность, так и использование [10]. Функция медицинских услуг заключается в улучшении состояния здоровья населения [11], чтобы заинтересованные стороны в области здравоохранения были осведомлены о реформах системы здравоохранения во всем мире для повышения удовлетворенности

Частота выполнения назначений врача респондентами, %

3,6

■ Четко, пунктуально ■ От случая к случаю

■ Затрудняюсь ответить

когамдык, денсаулык, сактау боиынша орта-азиялык,

гылыми-практикалык; журналы

пациентов медицинскими услугами [12], поэтому реструктуризация систем здравоохранения во всем мире сосредоточена на путях повышения удовлетворенности пациентов. Лучшее понимание факторов, связанных с удовлетворенностью клиентов, приведет к разработке индивидуальных программ, адаптированных к потребностям пациентов, как они воспринимаются пациентами и поставщиками услуг [13]. Пациенты являются лучшим судьей, поскольку они точно оценивают предоставляемые услуги, и их вклад помогает в общем улучшении качества оказания медицинской помощи путем исправления недостатков системы соответствующими органами [14].

В Соединенных Штатах Америки и Европе удовлетворенность потребителей играет все более важную роль в реформировании качества медицинской помощи и общего медицинского обслуживания. Однако исследования удовлетворенности потребителей были оспорены отсутствием общепринятого определения или меры [15]. Общая удовлетворенность медицинскими услугами в Европейском союзе была положительной во всех странах, кроме пяти, причем более половины респондентов сообщили, что чувствуют себя "очень удовлетворенными" или "довольно удовлетворенными" предоставленными медицинскими услугами [16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Wolters, R., J.Braspenning and M.Wensing (2017), Impact of primary care on hospital admission rates for diabetes patients: A systematic review, Elsevier Ireland Ltd.

2 Rosano, A. etal. (2013), "The relationship between avoidable hospitalization and accessibility to primary care: a systematic review.", European journal of public health, Vol.23/3, pp.356-60.

3 Loenen,T. etal. (2014), "Organizational aspects of primary care related to avoidable hospitalization: a systematic review", Family Practice, Vol.31/5, pp.502-516.

4 Huntley,A. etal. (2014), "Which features of primary care affect unscheduled secondary care use? A systematic review", BMJ Open.

5 Kirkland,S., A.Soleimani and A.Newton (2018), "The impact of pediatric mental health care provided outpatient, primary care, community and school settings on emergency department use -a systematic review.", Child Adolesc Ment Health23, pp.4-13.

6 Ware JE, Jr, Davies-Avery A, Stewart AL. The measurement and meaning of patient satisfaction. Health Med Care Serv Rev. 1978;1:3-15.

7 Laschinger HS, Hall LM, Pedersen C, Almost J. A psychometric analysis of the patient satisfaction with nursing care quality questionnaire: an actionable approach to measuring patient satisfaction. J Nurs Care Qual. 2005;20(3):220-30.

8 Fitzpatrick R. Surveys of patient satisfaction: II: Designing a questionnaire and conducting a survey. BMJ. 1991;302:1129-32.

9 Joos SK, Hickam DH, Boarders LM. Patient desires and satisfaction in general medicine clinics. Public Health Rep. 1993;108(6):75-9.

10 Kincey J, Bradshaw P, Ley P. Patients' satisfaction and reported acceptance of advice in general practice. J R Gen Pract. 1975;25:558-566.

11 Park K. Park's Textbook of Preventive and Social Medicine. 18th ed. Jabalpur India: BanarsidasBhanot; 2009. p. 27.

12 Ilias M, Shah KS, Ansari MA. Public Health and Community Medicine. 7th ed. Karachi: Time Publishers; 2006. p. 32.

13 Guadagnino C. Role of Patient Satisfaction. [Accessed on 20.12.2014]. On line. From: http://www.physiciansnews.com/cover/1203.html.

14 Baba I. Experiences in quality assurance at bawku hospital eye department, Ghana. J Comm Eye Health. 2004;17:31.

15 Sofaer S, Firminger K. Patient perceptions of the quality of health services. Annu Rev Public Health. 2005;26:513-59.

16 Bleich SN, Ozaltin E, JL Murray CJL. How does satisfaction with the health-care system relate to patient experience? Bulletin of the World Health Organization. 2009;87(4):245-324.

Когамдык; денсаулык; сак;тау боиынша орта-азияльщ гылыми-практикалык журналы

ЖПД К0РСЕТЕТ1Н МЕДИЦИНАЛЫЦ КОМЕКТЩ САПАСЫНА ХАЛЫЦТЫН, ЦАНАFАTTАНУЫ

М.Ш. Ерназаров

«^КДСЖМ» ^азакстандьщ медицина университетi, Алматы к., ^азакстан

ТYЙiндеме. K^a3ipri уацытта к;олжетiмдi алгашцы медициналыц-санитарлык; кемек (АМСК) емдеуге жатцызудыц негурлым темен децгешмен байланыстырылатыны белгiлi. АМСК цажетаз рэсiмдердi болдырмауга жэне шугыл кемек белiмшелерi мен ауруханалар сияцты цымбат жэне тапшы царажатты пайдалану цажеттШгш темендетуге мYмкiндiк бередi, бул царажаттыц жацсы жумсалуына жэне денсаулык; сацтау жYЙесiнiц тиiмдiлiгiн арттыруга ыцпал етедi. Пациенттердщ цанагаттануы дамыган елдерде де, дамушы елдерде де денсаулык; сацтау жэне медициналык; кемек сапасы саласындагы нэтижелердi багалаудыц мацызды цурамдас белiгi ретшде царастырылады жэне медициналык; кемек сапасыныц мацызды керсеткiшi болып табылады. TY^Ha,i свздер. Алгашкы медициналыц-санитариялык; кемек, Жалпы практика дэрiгерi, медициналык; цызметтердщ сапасы.

SATISFACTION OF THE POPULATION WITH THE QUALITY OF MEDICAL

CARE PROVIDED BY THE GP

M.Sh. Ernazarov

Kazakhstan's medical university «KSPH», Almaty, Kazakhstan

Summary. It is known that affordable primary health care (PHC) is associated with lower hospitalization rates. PHC avoids unnecessary procedures and reduces the need to use expensive and scarce resources, such as emergency departments and hospitals, which contributes to better spending and improved efficiency of the health system. Patient satisfaction has long been seen as an important component of assessing health outcomes and the quality of care in both developed and developing countries, and is an important indicator of the quality of care.

Keywords. Primary health care, general practitioner, quality of medical services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.