Научная статья на тему 'Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития'

Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СПЕЦИФИКА КОНКРЕТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Сергей Владимирович

Выявлена специфика управления сельской школой в современных условиях. Описаны основные элементы стратегии развития школьной образовательной системы. Показаны пути использования позитивных и нейтрализации негативных факторов сельской образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учёт специфики сельской школы в разработке стратегии её развития»

2. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова /под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: Проспект, 2008.-448 с.

3. Иссерс, О. С. Коммуникативный успех, как прогнозируемая категория [Текст] /

О. С. Иссерс // Культурно-речевая ситуация в современной России /’ Под ред.

Н. А. Купиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - С. 287-298.

4. Ладыженская, Т. А. Коммуникативные неудачи [Текст]: Т. А. Ладыженская // Риторика: 8 класс: Учебн. пособие для общеобразовательной школы.-Ч. 1. - Москва, 1998.-С. 17-23.

УДК 371.215

Сидоров Сергей Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Шадргшского государственного педагогического института, [email protected], Шадринск

УЧЁТ СПЕЦИФИКИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Sidorov Sergey Vladimirovich

Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor, Chair of Pedagogic and Psychology Shadrinsk State Pedagogical institute, E-mail: [email protected], Shadrinsk

ACCOUNTING FOR SPECIFIC RURAL SCHOOLS IN DEVELOPING A STRATEGY FOR ITS DEVELOPMENT

В современной педагогической науке сельская школа рассматривается как феномен, обусловленный особенностями общественных отношений в сельской местности, жизненного уклада и производственной деятельности на селе [1; 3]. В научных публикациях последнего десятилетия отмечается своеобразие системы воспитывающих отношений, сложившихся в сельских школах России, её уникальности в мировом образовательном пространстве (Е. В Бондаревская, В. Г. Бочарова, В. Г. Быкова, С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова, А. И. Субетто, В. К. Шаповалов, А. М, Цирульников и др.).

Сравнивая состояние общего образования в городе и селе, можно выделить ряд особенностей управления современной сельской школой.

1. Малочисленность педагогического коллектива позволяет полней и глубже осуществлять основные функции внутришкольного управления. С другой стороны, в количественно небольшом педагогическом коллективе, как правило, тесней связи между людьми; при этом каждый индивид может существенно повлиять на характер отношений. Кроме того, значимость каждого педагога в сельской школе усиливается из-за нехватки педагогических кадров. Таким образом, управление, упрощаясь в количественном 228

признаке управляемой системы, одновременно осложняется необходимостью большего учёта индивидуальных особенностей сотрудников.

2. В сельских школах на результаты гораздо сильней влияет подбор специалистов в педагогическом коллективе, а также подбор учащихся. Даже один творчески работающий педагог-инноватор способен существенно повлиять на образовательную систему небольшой школы, его таланта и энтузиазма вполне может хватить, чтобы восполнить недостаток инновационной активности коллег (кстати, этим нередко пользуются директора сельских школ, приписывая заслуги одного-двух человек всему коллективу и тем самым создавая видимость бурной инновационной деятельности). А от подбора учащихся в малокомплектной сельской школе во многом зависят основные показатели результатов педагогического труда и достижения детей в районных олимпиадах и конкурсах.

3. Управление сельской школой - это фактически управление в условиях дефицита ресурсов, имеющихся для сохранения и развитая образовательной системы. Дефицит ресурсов проявляется не только в недостаточном финансировании сельских школ, но и в их значительной информационной изолированности, в слабом притоке новых педагогических кадров. Фактором, усугубляющим дефицит ресурсов, является низкий уровень доходов сельских жителей. Не секрет, что нехватка денег и иных материальных средств в бюджетах российских школ, часто восполняется за счёт родителей. В сельской местности этот источник крайне беден, Например, по данным департамента федеральной службы занятости Курганской области, в 2005 г. 43,5% трудоспособных сельчан не могли найти работу в пределах области, причём лишь 6,6% получали пособие по безработице [2].

4. Значительная информационная и территориальная изолированность сельских школ, а также влияние фактора подбора педагогов и учащихся создают в каждой школе своеобразную образовательную систему, для эффективного управления которой необходимо учитывать специфику не только сельских школ вообще, по и особенности конкретной школы. В частности, нами выявлено несколько случаев, когда передовой опыт одной из сельских школ был настолько специфичен, что его тиражирование в других школах района оказалось невозможным [5, с. 103-105].

5. Высокая социальная активность педагогов на селе и тесные связи школы с сельским социумом диктуют необходимость управления не только осуществляемым школой учебно-воспитательным процессом, но и внешкольной культурно-образовательной работой.

6. В среднем довольно низкий общекультурный уровень сельских жителей (по сравнению с горожанами) и связанный с этим рост в сельской местности числа неблагополучный семей актуализируют управление семейным воспитанием как необходимый аспект управления образовательным процессом.

7. Проводимая в РФ модернизация образования ставит управление сельской школой перед проблемой постоянного развития школы на основе ин-

новаций. Для разрешения этой проблемы у сельской школы объективно имеется меньше возможностей, чем у городской. Поэтому в управлении развитием сельской школы гораздо большее значение приобретают субъективные факторы.

Выделенные особенности определяют специфику управления современной сельской школой. Учёт этих особенностей рассматривается нами как необходимое условие эффективного управления развитием общеобразовательной школы в сельской местности.

Развитие школы охватывает многие аспекты её жизнедеятельности и даёт наиболее ощутимые результаты по истечении достаточно длительного отрезка времени. Таким образом, развитие школы представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии.

Стратегия определяет общие подходы к разработке и реализации управляющих воздействий. В стратегии преобразований излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума. Наконец, стратегия развития конкретной школы приобретает специфику данной школы, учитывает особенности уровня управления, субъектов управления.

Опираясь па управленческие идеи В. И. Загвязинского, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, С. А. Репина, Г. Н. Серикова и др., мы исходим из того, что разработка стратегии развития должна включать:

- выявление потребностей образовательной системы школы в развитии;

- определение цели и основных направлений развития сельской школы;

— разработку содержания инноваций, обеспечивающих развитие;

— подготовку педагогических кадров к инновационной деятельности;

— экспертизу, обновление и реконструкцию подсистем школы с целью повышения эффективности их работы режиме развития;

- моделирование структурных новообразований, необходимых для осуществления инноваций.

Развитие, являясь общенаучным понятием, представляет собой в то же время одну из важнейших категорий педагогики. На основе наиболее устоявшихся трактовок его можно определить как процесс и результат количественных и качественных изменений в некоторой системе. Развитее как результат представляет собой совокупность свойств, качеств, приобретённых системой в течение какого-либо времени. Процесс развития - это процесс приобретения системой новых и усиления имеющихся свойств. Следовательно, показателями развития могут служить как количественные, так и качественные изменения.

Необходимость целостного развития сельской школы, охватывающего все стороны педагогического процесса, на наш взгляд, требует рассмотрения школы на основе синтеза теорий целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский) и системности в образовании (Г. Н. Сериков). Интегрируя основные положения этих теорий, мы приходим к выводу, что:

- целостный педагогический процесс целесообразно рассматривать как синтетический метапроцесс, включающий в себя более частные процессы и процессные компоненты;

- осуществление целостного педагогического процесса обеспечивается функционированием множества образовательных субсистем, образующих в любой отдельно взятой школе единую образовательную систему.

Для определения направленности предполагаемых инноваций в сельской школе мы проанализировали особенности сельской образовательной среды, выделив её особенности, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на образовательный процесс в сельской местности [4, с. 6-18]. Использовать положительные факторы сельской школы и преодолевать влияние негативных факторов - такая задача стояла перед нами при разработке стратегии развития сельской школы.

Рассмотрим возможности некоторых позитивных особенностей сельской образовательной среды.

Определяющая роль школы как центра воспитательной работы на селе и тесное взаимодействие семьи и школы в условиях сельской образовательной среды позволяют охватывать воспитательной работой различные стороны сельской жизни, не ограничиваясь пребыванием ученика в школе. Низкая криминогенность сельского социума, гуманистические традиции народной культуры способствуют овладению опытом гуманистического взаимодействия с окружающим миром. Близость к природе создаёт предпосылки для осознания значения природы в жизни человека, приобретения навыков труда на родной земле и бережного отношения к ней. Позитивное влияние общественного мнения проявляется в том, что стремление соответствовать представлениям одноклассников, учителей, односельчан, членов семьи об идеале обычно является для сельского школьника важным стимулом для самосовершенствования.

Сопоставив результаты теоретического и экспериментального исследований, мы выявили возможности для преодоления негативных факторов сельской образовательной среды. Ограниченность, замкнутость межличностного пространства, бедность впечатлений в условиях сельской школы можно компенсировать благодаря использованию в школьной практике разнообразных, интересных и развивающих форм организации деятельности учащихся. Низкая информированность школьников может быть преодолена за счёт введения дополнительного материала на уроках и вне уроков, а также благодаря усилению роли информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Нейтрализация низкой уверенности в себе может бьггь достигнута созданием ситуаций успеха с учётом индивидуаль-

ности каждого ученика. Развитие у сельских школьников духовных запросов и навыков самосовершенствования возможно в процессе реализации проектов, в достижении индивидуальных для каждого школьника целей. Прочие негативные факторы представляется возможным нейтрализовать путём внедрения новых образовательных курсов и методик.

Формирование стратегии развития сельской средней школы основывается на некоторых предпосылках, включающих теоретико-методологические основы научного управления инновационным развитием школы и научно обобщённые результаты анализа состояния управляемой образовательной системы, отражающие её особенности. К таким предпосылкам мы относим методологические основы внутришкольного управления (используемые научные подходы, теории, концепции) и особенности сельской школы (типичные и специфические: проявляющиеся в своеобразии опыта, проблем и ресурсов каждой школы) [5, с. 144].

Управление развитием сельской средней школы в рамках разработанной стратегии направлено на решение ряда задач, среди которых мы выделяем:

- разработку нормативно-правового обеспечения управления развитием;

- модернизацию системы управления сельской средней школы;

- подготовку всех участников образовательного процесса к работе школы в режиме развития;

-информационно-ресурсное обеспечение инноваций;

- стимулирование участников инновационного процесса, создание у них мотивации участия в инновационной деятельности;

- разработку' и внедрение специальных технологий, способствующих эффективному управлению инновационным процессом в условиях сельской школы.

Содержание стратегии раскрывается в основных стратегических направлениях. Основываясь на работах В, Г, Бочаровой, С. Г. Броневщука, Н. А. Криволаповой, Б. А. Кугана, Н. М. Неу покое вой, А. И. Субетго, Г. Ф. Суворовой и др., мы выделяем в развитии сельской средней школы следующие направления:

- развитие системы обучения сельских школьников;

- развитие системы дополнительного (внеурочного) образования сельских школьников;

- развитие воспитательной системы сельской школы;

- развитие системы интегративных связей в учебно-воспитательном процессе;

- развитие системы связей сельской школы с социальной средой;

- развитие системы повышения профессиональной компетентности сельских педагогов;

- развитие системы внутришкольного управления.

Реализация стратегии осуществляется благодаря управленческим мерам, разработанным с учётом условий конкретной сельской школы.

Стратегия развития сельской школы рассчитана на пяти летний срок реализации. Мы выделили в ней ряд стратегических модулей (СМ), позволяющих структурировать систему управленческих мер по объекту управления.

СМ «Работа с кадрами» включает:

- изучение квалификационио-компетентностных потребностей школы, обусловленных спецификой планируемых инноваций;

- организацию повышения профессионально-педагогической компетентности;

- стимулирование и мотивацию инновационной деятельности.

СМ «Формирование и развития совокупного субъекта управления школой» ориентирует на модернизацию системы внутришкольного управления, развитие соуправления, повышение управленческой активности педагогов, учащихся, родителей.

СМ «Работа с семьями учащихся» включает изучение условий семейного воспитания, формирование единства требований к учащимся в школе и семье, включение родителей в управление школой в качестве субъектов инновационного процесса.

СМ «Развитие связей школы со средой» ориентирует на взаимодействие школы с сельской администрацией, сельхозпредприятием, домом культуры, фельдшерско-акушерским пунктом, с общественными и коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории села.

СМ «Совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности» предполагает:

-создание системы внутришкольного контроля, обеспечивающего полноту и достоверность информации о ходе изменений в образовательнойсистеме;

- повышение качества педагогического анализа;

- своевременные и сбалансированные по силе и направленности корректирующие воздействия на образовательную систему школы.

СМ «Информационное обеспечение инновационной деятельности» включает: пополнение библиотечного фонда школы необходимой для успешной инновационной деятельности психолого-педагогической и методической литературой, создание школьного видеоархива, накопление методических разработок педагогов, систематизацию и каталогизацию материалов, формирование школьного инновационного банка, а также создание в школе условий для доступа к необходимой информации.

СМ «Развитие материально-технической базы школы» определяет основные приоритеты обновления учебно-наглядных пособий, технических средств, реконструкцию помещений в соответствии со спецификой осуществляемых инноваций и требованиями к организации предметно-пространственной среды школы (в соответствии с техникой безопасности, санитарногигиеническими и психолого-педагогическими требованиями). Реализация этого стратегического модуля предполагает учёт бюджетных и внебюджетных источников финансирования, поиск новых источников развития материально-технической базы, оптимальное распределение материальных средств, удовлетворяющее потребности инновационного процесса в учебной литературе, в наглядных пособиях, в лабораторно-производственном оборудовании, в технических средствах обучения и т. д.

Все модули стратегии управления развитием сельской средней школы взаимосвязаны и требуют постоянной координации деятельности субъектов управления.

Разработанная стратегия ориентирует школу на системные изменения инновационного характера. Реализация такой стратегии в практике управления опирается на объективные предпосылки и позволяет учитывать не только типичные особенности сельской образовательной среды, но и своеобразие условий в конкретной школе.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: сб. статей исследователей высшей школы и научных учреждений [Текст] II Мат-лы Всеросс, науч.-практич. конфер. «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России» / Группа авторов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 302 с.

2. Ефимов, В. «Поле чудес» в стране 11етухово [Текст] / В. Ефимов // Меридиан. 2005. № 22,- С. 4.

3. Куган, Б. А, Управление процессом модернизации образования в сельском социуме [Текст] / Б. А. Куган. - М.: Просвещение, 2002. - 311 с.

4. Неуиокоева, Н. М. Психологическая служба образования в сельской местности: монография-пособие по спецкурсу / Н. М. Неупокоева. - Курган: Зауралье, 2000. С. 8-23.

5. Репин, С. А, Управление сельской школой на основе системного подхода: монография [Текст] / С. А. Репин, С. В. Сидоров.— Челябинск: Фрегат, 2006, -282 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.