Научная статья на тему 'Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе'

Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УРОВНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / RURAL SCHOOLS / INNOVATION MANAGEMENT / THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT / THE CRITERIA OF EFFECTIVENESS / THE LEVELS OF EFFECTIVENESS FOR MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров С. В.

В статье обоснованы, выделены и охарактеризованы критерии эффективности управления инновациями в сельской школе, отражающие разные уровни функционирования образовательной системы и ориентирующие управленческую деятельность на перспективу развития сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR EFFECTIVE MANAGEMENT OF INNOVATION IN RURAL SCHOOL

The article justified, isolated and characterized the criteria for effective management of innovation in rural schools, reflecting different levels of functioning of the educational system and guiding management activities for the future development of rural schools.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе»

7. Пушкарева, Т.П. Внедрение проектно-исследовательской методики в преподавание математики студентам химического факультета // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бузулук-Оренбург, 2005.

Статья поступила в редакцию 27.03.09

УДК 371.215

С.В. Сидоров, канд. пед. наук, доц. ШГПИ, г. Шадринск, Email: serwsi@yandex.ru КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье обоснованы, выделены и охарактеризованы критерии эффективности управления инновациями в сельской школе, отражающие разные уровни функционирования образовательной системы и ориентирующие управленческую деятельность на перспективу развития сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа, управление инновациями, эффективность управления, критерии эффективности, уровни эффективности управления.

Инновационная деятельность в отечественных сельских школах сегодня играет неоспоримо важную роль. Педагогические инновации призваны гармонизировать отношения в сельской образовательной среде, привести результаты образования сельских школьников в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности. Однако сельские школы России в настоящее время существенно отстают от городских общеобразовательных учреждений по количественным и качественным показателям успешно реализуемых педагогических новшеств [1, с. 8].

Массовый опыт инновационной деятельности показывает, что далеко не всегда новшества, вводимые в российских сельских школах, обусловлены объективно существующей потребностью в обновлении данного участка работы. Зачастую инновации по тем или иным причинам не достигают желаемого результата, несмотря на значительные ресурсы, потраченные на их реализацию. Это ставит перед внутришколь-ным управлением вопросы о целесообразности и эффективности инноваций. Целесообразность инновации отражает её педагогическую и организационно-управленческую оправданность, необходимость в данной школе, соответствие актуальным проблемам. Эффективность инновации отражает её результат и позволяет делать вывод об её интегрированности в систему работы школы. Взаимосвязь аспектов целесообразности и эффективности инновации отражает диагностикопрогностическую целостность осмысления инновационных процессов в образовании [2, с. 207-210].

Изучение инновационной практики сельских школ, проведённое нами в 2003-2008 гг. в Курганской области, выявило, что эффективность инноваций напрямую связана их целесообразностью и существенно возрастает, если вводимые педагогические новшества:

- адаптированы к образовательной системе данной школы (практически все привнесённые извне успешные и положительно влияющие на образовательную систему педагогические инновации были адаптированы к специфике конкретной сельской школе, а не просто скопированы из чужого опыта; при этом нередко инновационная практика опиралась на школьные традиции, развивая их, по-новому раскрывая их потенциал);

- взаимосвязаны с другими инновациями, опираются на имеющийся в школе инновационный опыт (эта зависимость чётко проявилась в 87,4% изученных нами случаев);

- реализуются в условиях вовлечённости всех категорий участников образовательного процесса в активную инновационную деятельность и в управление ею (в частности, нами установлено, что от 54% до 85% эффективных педагогических инноваций в сельских школах реализовано при поддержке и активном участии учащихся и родителей, в том числе, по их инициативе).

Опыт инноваций в отечественном общем образовании показывает, что осуществляемые в школе инновации можно разделить по источнику образовательных инициатив [3]:

- инновации, вводимые или рекомендуемые «сверху» (основные источники инноваций: нормативные документы федерального или регионального уровня; достижения педагогической науки и других наук о человеке; передовой педагогический опыт, обобщённый на научной основе);

- инновации, вводимые на основе образовательных инициатив «изнутри» (источниками инноваций могут быть новые идеи администрации школы, индивидуальные и групповые инициативы педагогов, их инновационный опыт);

- инновации на основе инициатив, исходящих от учащихся, их родителей, представителей общественности.

В процессе введения любого новшества извне выделяются этапы ознакомления с новым, обоснования целесообразности нововведения, формирования потребности использования нового в своей работе (В.Е. Гмурман, П.И. Карташов, В.В. Краевский и др.). Эти этапы составляют первую стадию инновационного процесса, ориентирующую на инновационную деятельность. Следующей стадией, в соответствии с логикой управленческой работы, является организация инновационной деятельности, в ходе которой происходит внедрение и коррекция новшества. Заключительная стадия - подведение итогов. Инновации этого вида при хорошем администрировании, как правило, не требуют большой активности и творческой самостоятельности от большинства рядовых участников образовательного процесса.

Введение новшества изнутри системы - процесс более сложный, поскольку разработка нового также входит в инновационный процесс, новое создаётся этой же системой, а не привносится в неё в готовом виде. Таким образом, отличительными особенностями введения нового изнутри системы являются изучение нового в опыте самой системы и, как следствие, изначально высокая адаптированность инновации к данной образовательной системе. Необходимым условием успеха при таких инновациях является высокая инновационная активность педагогического коллектива.

Специфика инноваций на основе образовательных инициатив, исходящих от учащихся, их родителей и социального окружения школы заключается в том, что эти инициативы, как правило, требуют профессионально-педагогического содействия, которое включает:

- вовлечение учащихся, родителей и представителей общественности в управление школой, их активизацию как субъектов управления;

- организацию информационного обмена, предполагающего наличие обратных связей в отношениях «педагоги -учащиеся», «школа - семья», «школа - социум»;

- экспертизу образовательных инициатив и отбор инновационных идей на основе критериев популярности, педагогической целесообразности и выполнимости.

Данный вид инноваций возможет лишь при высокой инновационной активности всех участников образовательного процесса, однако заинтересованность в эффективной реализации новшеств в этом случае наиболее высока, а позитивные

изменения в школьной образовательной системе наиболее глубоки и устойчивы.

В результате теоретико-экспериментального исследования нами был выделен комплекс условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельской школы на основе инноваций.

1. Наличие реализованных в школе педагогических идей, обладающих новизной для данной образовательной системы. Это условие необходимо учитывать, поскольку накопление инновационного опыта - это не только важный показатель достигнутых результатов, но и залог успешной инновационной деятельности в будущем.

2. Наличие инноваций, закрепившихся в практике работы школы и реально улучшающих образовательный процесс. Данное условие обеспечивает эффективность и целесообразность инноваций в сельской школе, позволяет сосредоточиться не только на количестве (как в предыдущем условии), но и на качестве инноваций.

3. Наличие в структуре школьной образовательной системы элементов, с помощью которых может быть реализована поддержка инноваторов-энтузиастов, творчески работающих педагогов. К таким элементам относятся элементы структуры управления и самоуправления, ориентированные на обеспечение инновационно-педагогической деятельности (методическое объединение, инновационная группа, экспертная группа и др.). Особенно важно, чтобы инновационные процессы затрагивали не только исполнителей и сопровождались обновлением управленческой структуры: появлением новых структурных компонентов и модернизацией уже имеющихся

4. Наличие отношений формирующих в сельской школе инновационную среду (отношений к процессу и объекту труда, взаимоотношений в педагогическом коллективе, между педагогами и родителями, педагогами и учениками и др.). К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентаций, интересов, целевых установок и т.д.). Существование инновационной среды во многом определяется развитием у педагогов школы способности к коллективной творческой деятельности. Одним из примеров проявления таких отношений является стихийное (не по требованию администрации) возникновение в структуре образовательной системы творческой группы педагогов, объединённых общими профессиональными интересами в сфере решения актуальной психо-лого-педагогической или методической проблемы.

5. Наличие у участников образовательного процесса потребности в познании и освоении нового. Это необходимое условие преодоления инертности сельской образовательной среды, которое ориентирует сельскую школу на длительную перспективу обновления.

6. Наличие способности образовательной системы к разработке и внедрению инноваций. Условие отражает объективные возможности сельской школы к долгосрочному устойчивому развитию на основе инноваций. О наличии этого условия свидетельствуют, например, инновационные идеи, сформировавшиеся или творчески переосмысленные внутри школы, реализация в инновационной деятельности пожеланий, исходящих от учащихся и их родителей, существующий в школе оригинальный опыт работы и т. д.

Опираясь на вышеперечисленные условия, мы приступили к разработке критериев эффективности управления инновационным процессом в сельской средней школе, отражающих особенности сельской образовательной среды.

В педагогической науке существуют различные подходы к определению критериев эффективности процесса. Изучение работ по теории и методологии педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский,

А.В. Усова и др.), а также педагогических исследований различной тематики показывает, что критерии и показатели могут отражать структурные компоненты предмета исследова-

ния, основные направления деятельности, уровни протекания исследуемого процесса.

Основываясь на концепции адаптивного управления педагогическими системами П.И. Третьякова, С.Н. Митина и Н.Н. Бояринцевой [4, с. 129-130], мы выделяем три группы критериев эффективности управления инновационным процессом в сельской средней школе:

1) критерии базового логического уровня изменений (критерии базовых изменений или базовые критерии);

2) критерии метауровня изменений (критерии метаизменений или метакритерии);

3) критерии метаметауровня изменений (критерии метаметаизменений или метаметакритерии).

Данные группы критериев отражают уровни существования управляемой системы. Так, если некоторая социальная система реально существует на базовом логическом уровне, то определяющие её понятия и параметры относятся к метауровню, а представления системы о самой себе - к метаметауровню её существования.

Критерии базового логического уровня - это критерии изменений системы, не затрагивающих её структуру. Они позволяют фиксировать внешние количественные и качественные проявления результатов инновационного процесса, достижение которых свидетельствует о развитии системы:

- количество реализованных системой инновационных

идей;

- эффективность и целесообразность инноваций (качество инноваций).

Критерии метауровня характеризуют структурные изменения в образовательной системе. Исходя из трактовки структуры как упорядоченной совокупности элементов и связей между ними, мы выделяем в этой группе два основных критерия:

- структурные новообразования (обновление структуры образовательной системы: появление новых и модернизация уже имеющихся структурных компонентов);

- образовательные отношения (развитие связей и взаимодействий в образовательной системе).

Критерии метаметауровня отражают изменение представлений системы о себе, о своих возможностях. Среди критериев метаметауровня в качестве основных мы взяли два критерия, представляющих совокупность интегративных характеристик образовательной системы:

- потребность образовательной системы в познании и освоении нового в педагогической науке и практике (потребность в самообновлении);

- способность образовательной системы к разработке и внедрению инноваций (способность к самообновлению).

С помощью такого комплекса критериев можно выявить и оценить глубину изменений, происходящих в образовательной системе школы. Это особенно важно в сельской местности, поскольку, по нашему убеждению, только системные изменения инновационного характера обеспечат долгосрочное устойчивое развитие сельских школ в условиях их значительной автономности, территориальной удалённости, относительно низкой ресурсной обеспеченности инноваций.

Для оценивания по каждому критерию используются как количественные, так и качественные показатели. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выделены показатели, позволяющие определить уровни эффективности управления инновационным процессом.

Критерий «количество реализованных инновационных идей». Высокому уровню эффективности управления инновациями по этому критерию соответствуют следующие показатели: осуществлена система инноваций, адаптированных к условиям школы; инновационные идеи преимущественно выдвигаются в самой системе на основе учёта социально обусловленных требований к ней. О среднем уровне эффективности свидетельствует полная реализация несколько разрозненных инновационных идей, привнесённых в школу как «сверху», так и «изнутри», при этом инновационные идеи в основном адаптированы к условиям школы. На низком уровне эф-

фективности инновационные идеи малочисленны или не реализуются в полном объёме, инновации осуществляются преимущественно «сверху», инновационные идеи слабо адаптируются к условиям школы.

Критерий «качество инноваций». Высокий уровень эффективности управления фиксируется, если осуществлена система нововведений, обеспечивающих целостное развитие школы. При среднем уровне нововведения в основном соответствуют целям развития школы, однако их эффективность невысока, по сравнению с затратами; либо достаточно эффективное нововведение не обеспечено ресурсами для закрепления в системе работы школы. Низкий уровень: преимущественно формальные новшества, несущественно влияющие на развитие школы, неоправданно усложняющие образовательную систему.

Критерий «структурные новообразования». При высоком уровне эффективности управления новые и обновлённые структурные элементы интегрируют и координируют деятельность субъектов инновационного процесса в масштабе всей школы. При среднем - имеют локальный характер, определяя отдельные аспекты деятельности. При низком - фактически отсутствуют (фактическое отсутствие фиксируется и в том случае, если структурные новообразования «существуют» в школьной документации, но реально не функционируют). Так, к показателям высокого уровня можно отнести создание эффективно функционирующего инновационного совета школы, расширение функций родительского комитета за счёт привлечение родителей к управлению инновационной деятельностью школы, участие ученического совета школы в разработке и внедрении новых форм внеучебной воспитательной работы и т.д. Показатели среднего уровня: работа вновь созданной инновационной группы по какому-либо направлению, активизация инновационной деятельности методического объединения, работа классного руководителя с родительским комитетом класса по обновлению форм воспитания и т. д.

Критерий «образовательные отношения». При высоком уровне эффективности изменения в образовательных отношениях приобретают многоаспектный и межструктурный характер, охватывают всю систему (например, принятие всеми педагогами новых педагогических ценностей, являющихся существенным фактором сплочения коллектива и имеющих

Библиографический список

ключевое значение для дальнейшего развития школы). О среднем уровне свидетельствуют изменения отношений в отдельных аспектах инновационной деятельности, внутри отдельных структур образовательной системы. Примером этого может служить развитие отношений в любой творческой группе педагогов: проявление в профессиональной деятельности дружеского расположения, взаимовыручки, взаимной ответственности. При низком уровне отношения в системе в основном остаются неизменными, а если и изменяются, то это не оказывает существенного влияния на систему. Так, приятельские отношения между коллегами могут возникнуть на основе интересов, находящихся за пределами профессиональной деятельности, и никак не способствовать её развитию.

Критерий «потребность в самообновлении». На высоком уровне эффективности управления инновациями потребность в самообновлении присутствует как интегративный признак системы и детерминируется задачами развития школы. Для среднего уровня потребность в самообновлении присуща ряду структур образовательной системы, но не охватывает всю систему; данная потребность детерминируется индивидуальными и групповыми интересами, интеграция на основе стремления к новизне способов и результатов деятельности прослеживается только на уровне групп. На низком уровне потребность в самообновлении также может выявляться, однако она не является интегративным признаком, поскольку проявляется лишь некоторыми субъектами в некоторых аспектах деятельности.

Критерий «способность к самообновлению». На высоком уровне способность к самообновлению является общим интегративным свойством школьной образовательной системы. На среднем она присуща ряду структур образовательной системы. На низком - проявляется лишь некоторыми субъектами и отдельными структурами системы в некоторых аспектах функционирования.

Итак, для оценивания эффективности управления инновациями в сельской школе нами разработано шесть критериев, отражающих три уровня протекания инновационного процесса и позволяющих выявить глубину происходящих в системе изменений. Использование этих критериев ориентирует управленческую деятельность на перспективу долгосрочного развития сельской школы на основе инноваций.

1. Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития: мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф., 24-25. сент. 2008 г., Курган. / редкол. В.И. Дружинин [и др.]. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2008. - Ч. 1.

2. Репин, С. А. Управление сельской школой на основе системного подхода: монография / С. А. Репин, С.В. Сидоров. - Челябинск: Фрегат, 2006.

3. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

4. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. - М.: Академия, 2003.

Статья поступила в редакцию 06.11.09

УДК 378+792.8

М.Н. Юрьева, канд. пед. наук, доц. ТГУ им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, E-mail: mar_nik@bk.ru

ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ

В статье приводятся результаты первого этапа эксперимента по выявлению влияния комплекса субъективных и объективных факторов на процесс личностно-профессионального становления студента-хореографа. В обобщенном виде определяются условия конструирования содержания хореографического образования и педагогического обеспечения данного процесса в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: личностно-профессиональное становление, студент-хореограф, факторы, педагогические условия, хореографическое образование.

В последнее время в научных исследованиях, связанных с культуры и искусств, т.к. «изучение факторов, способствую-

профессиональной подготовкой будущих специалистов, прямо щих формированию положительных качеств будущего спе-

или косвенно рассматриваются отдельные факторы, влияющие на циалиста, должно стать исходным моментом создания научно-процесс их личностно-профессионального становления. Повы- обоснованной системы учебно-воспитательной работы в вузе» шенное внимание ученых и практиков к этому вопросу вызвано (А.Г. Ковалев).

потребностями жизни, задачами, стоящими перед вузами Для характеристики личностно-профессионального ста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.