12. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999.
13. Mayer, J.D., M., Salovey, P. Emotional intelligence. 2005. Mode of access: http: //www.unh.edu/ emotional_intelligence/
14. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3.
15. Трофимова, Н.М. Развитие эмоционального интеллекта / Н.М. Трофимова, Н.М. Ань // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №9.
16. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.- М.: Просвещение - Владос, 1995.
17. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Когнито-центр, 1998.
18. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004.
Статья поступила в редакцию 16.12.09
УДК 371.215
С.В. Сидоров, канд. пед. наук, доц. ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: [email protected] ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Выявлены особенности воспитательной системы сельской школы. Обоснована необходимость целостного развития воспитательной системы. Выделены и охарактеризованы аспекты обеспечения целостности развивающейся воспитательной системы с учётом особенностей сельской образовательной среды.
Ключевые слова: сельская школа, воспитательная система, целостность развивающейся воспитательной системы, обеспечение целостности развития.
Воспитание - особая сфера педагогического процесса. С одной стороны, воспитание нельзя рассматривать только как дополнение к учебному процессу, с другой - воспитание осуществляется и на учебных занятиях, поскольку обучение выполняет воспитательную функцию. Учебные занятия, вне-учебная воспитательная работа, взаимодействие школы с семьями учащихся и своим социальным окружением - всё это различные стороны целостного педагогического процесса. При этом очень важно, чтобы все части педагогического процесса были взаимосвязаны, объединены общими целями воспитания, не противоречили друг другу, а были подчинены этим целям. В этом случае можно говорить о наличии системы воспитывающего взаимодействия: воспитательной системы.
Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей [1]. В основе современной теории воспитательных систем лежит опыт зарубежных (Л. Кольберг, Р. Хенви, Р. Штейнер и др.) и отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский
А.И. Кочетов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). В исследовании воспитательной системы сельской школы огромную ценность имеют труды В.А. Сухомлинского.
Воспитательная система сельской школы имеет ряд особенностей, обусловленный её удалённостью от культурных центров, численностью и составом педагогического коллектива и контингента обучающихся, особенностями режима работы, организации учебно-воспитательного процесса и учебно-методической обеспеченности и т.д. Л.К. Гребенкина и Н.В. Мартишина в этой связи справедливо указывают: «При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом» [2, с. 31].
Важной особенностью сельских школ России является огромное разнообразие сельской среды (в частности, Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова,
А.И. Субетто отмечают, что сельская образовательная среда в России гораздо разнообразней городской [3]). Это фактически требует учёта не только типичных особенностей сельских школ, но и особенностей каждой школы.
Воспитательные системы - особый тип сложноорганизованных образовательных систем. Школьная воспитательная система обязательно должна быть связана со средой, включать не только детей и педагогов, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Тесная связь школы со средой особенно актуальна для сельской местности, поскольку от сельской школы в значи-
тельной степени зависит социальное и экономическое развитие современного села, решение его демографических, экологических и духовных проблем, повышение культурного уровня сельского населения [4].
В ходе исследования нами были выявлены общие положения успешного воспитания школьников, характерные как для городских, так и для сельских школ. К ним мы относим идентичные цели, задачи, методы воспитания, однотипность структур формируемых у ребёнка ценностных отношений. В то же время в воспитании городских и сельских школьников имеются различия, обусловленные спецификой сельского социума, особенностями сельской образовательной среды, отличиями личностных характеристик сельского школьника от городского.
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что её глобальной целью является всестороннее развитие личности воспитанников. В то же время для любой развивающейся системы характерно снижение её стабильности, устойчивости к различного рода воздействиям. Дестабилизация обусловлена тем, что при быстром системообразовании различные компоненты системы, как правило, развиваются неравномерно, в результате чего в системе возникают частные противоречия между этими компонентами. Нарастание этих противоречий ведёт к разрыву имевшихся связей, к разрушению целостной структуры. Таким образом, накапливающиеся частные противоречия свидетельствуют о наличии дезинтегрирующих тенденций в развивающейся воспитательной системе.
Примером противоречия, дестабилизирующего воспитательную систему, является противоречие между фактическим уровнем самосознания школьников и представлениями, сложившимися о них у педагогов (в практике развития школьного самоуправления это становится причиной весьма распространенной ситуации, когда именно педагоги, а не учащиеся оказываются психологически не готовы к конструктивному диалогу «на равных»). Другой пример: ограничение развития воспитательной системы рамками внеучебной работы, с одной стороны, снижает эффективность воспитательного процесса, а с другой, неизбежно повлечёт за собой рассогласование между системами учебно-воспитательной и внеучебной воспитательной работы. Ещё один пример: активное внедрение в практику воспитательной работы новых, разнообразных и увлекательных организационных форм в практике сельских школ нередко сочетается с отсутствием адекватных методик диагностики воспитанности, позволяющих выявить истинную ценность этих форм; в результате инновационная деятельность грозит выродиться в погоню за «новизной ради новизны», без какой-либо нацеленности результат.
Преодоление дезинтегрирующих тенденций в развиваю-
щейся воспитательной системе необходимо для сохранения целостности системы, что в свою очередь позволяет формировать в селе единую воспитывающую среду. Поэтому обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы является важной задачей внутришкольного управления.
Целостность воспитательной системы проявляется, в первую очередь, в упорядоченности и особой организации её компонентов. Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников является основным признаком процесса воспитания. Более того: без специальной организации невозможен любой процесс, тем более процесс педагогический. Организация деятельности предполагает упорядоченность деятельности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. (Ю.А. Конаржевский, М.И. Рожков, Т.И. Шамова и др.).
Среди аспектов целостности воспитательной системы мы выделяем наличие общешкольных традиций как элемента, обеспечивающего преемственность в развитии. Приверженность традициям для села характерна в большей степени, чем для города. В сельской образовательной среде традиции объединяют педагогов, учащихся, родителей и общественность в единый коллектив, позволяют сравнивать настоящее с прошлым и будущим. При этом сохранение традиции не должно являться самоцелью, важно обеспечить постоянное развитие традиции, чтобы она не превратилась в скучную рутину и не утратила воспитательной ценности. Только в этом случае традиции становятся фундаментом для инноваций, а совокупность нового и традиционного в работе сельской школы образует единую структуру.
Ещё одним аспектом сохранения структурной целостности развивающейся воспитательной системы сельской школы мы считаем единство предметно-пространственной среды, которую В.А. Сухомлинский справедливо считал «необходимым условием полноценного педагогического процесса» и «средством воздействия на духовный мир воспитанников, средством формирования их взглядов, убеждений и хороших привычек» [5, с. 116]. Опираясь на труды В.А. Сухомлинс-кого, мы определяем предметно-пространственную среду воспитания как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе.
Единство предметно-пространственной среды в воспитании достигается посредством выработки и реализации в сельской школе единых требований, отражающих условия эффективности предметно-пространственной среды в воспитательном процессе. В сельской школе мы выявили ряд таких условий [6, с. 91-93]:
- соответствие целям и задачам воспитания;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности;
- эстетичность и аккуратность;
- культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).
- эмоциональная и информационная насыщенность;
- соответствие организации пространства организации педагогического процесса в данной школе;
- соответствие возрастным особенностям учащихся;
- многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органні чувств);
- поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды);
- участие воспитанников в создании и поддержании предметно-пространственной среды.
В качестве следующего аспекта обеспечения целостности развивающейся воспитательной системы в условиях сельской школы мы рассматриваем наличие эффективной системы сбора и обработки данных о системе, её состоянии и тенденциях развития как системы в целом, так и её отдельных компонентов. Анализ проблем сельских школ показал, что весьма
распространённым недостатком, существенно снижающим эффективность развития воспитательной системы, является отсутствие надёжной системы диагностики, охватывающей все направления развития, учитывающей специфику различных сельских школ и позволяющей быстро фиксировать изменения в воспитательной системе, правильно их интерпретировать, оперативно реагировать на негативные тенденции.
Разработка системы диагностики в сельской школе в нашем опыте осуществляется по следующему алгоритму:
1) изучение социального заказа (в том числе, его местной специфики);
2) изучение опыта, проблем и ресурсов школы;
3) разработка модели ученика (комплекса моделей выпускников начальной, основной и средней школы);
4) выделение качеств, диагностика которых позволит соотнести полученный результат воспитания с желаемым (моделью);
5) подбор диагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать уровень сформированности каждого качества;
6) разработка шкал оценивания;
7) апробация и корректировка разработанных элементов системы диагностики;
8) применение диагностики, интегрированной в систему работы школы.
Как показал наш опыт, формирования в сельской школе системы диагностики целесообразно осуществлять как реализацию единой школьной программы, включающей ряд подпрограмм. Цель такой программы - сформировать систему диагностики, обеспечивающую управленческую деятельность достоверной и достаточно полной информацией о ходе и результатах развития школьной воспитательной системы и её отдельных компонентов. Важными условиями успешности реализации программы являются повышение диагностической компетентности её участников, нацеленность работы на постоянное совершенствование школьной системы диагностики.
Подпрограммы, входящие в программу формирования системы диагностики, направлены на достижение частных целей, связанных с изучением эффективности используемых педагогических технологий, отдельных аспектов развития личности школьников, определённой возрастной группы учащихся. Каждая подпрограмма, входящая в пакет школьной программы, обеспечена необходимыми диагностическими методиками и рекомендациями по их корректному применению. Содержание пакета варьируется в зависимости от потребностей каждой сельской школы в изучении тех или иных аспектов образовательного процесса. Так, в 2000-2006 гг. в ряде сельских школ Курганской области с учётом специфики каждой из них были разработаны и внедрены:
- программа изучения уровня воспитанности школьников;
- программа изучения гуманистических отношений у старшеклассников;
- программа изучения подготовленности выпускников детского сада к школе;
- программа изучения потребностей педагогов в повышении профессиональной компетентности;
- программа изучения условий семейного воспитания;
- программа изучения удовлетворённости детей пребыванием в школе и др.
Открытость школьной воспитательной системы, её тесная связь с сельской средой требует обеспечения целостности воспитательной системы во взаимодействии различных субъектов воспитания, в интеграции их воспитательных возможностей. Этот аспект заключается в объединении усилий всех субъектов воспитания сельской среды и позволяет:
- увеличить зону поиска новых педагогических идей и ресурсов для их реализации за счёт источников, находящихся в непосредственной близости от школы;
- учесть пожелания родителей и «местную» специфику социального заказа при выборе инноваций;
- обеспечить поддержку осуществляемых инноваций родителями учащихся;
- усилить партнёрские связи внутри педагогического
коллектива, между педагогами и детьми, внутрипредметные и межпредметные связи;
- укрепить связи школы с сельским социумом в осуществления совместной культурно-образовательной и воспитательной работы инновационного характера;
- повысить неформальный статус школы и ценность образования в глазах сельских жителей.
При этом возникают новые относительно стабильные структуры, укрепляются внутрисистемные и межсистемные связи. Основной (интегрирующей) системой, аккумулирующей и преобразующей воспитывающие отношения сельской образовательной среды, является школа.
Развитие школьного самоуправления в развивающейся воспитательной системе также можно рассматривать как существенный аспект обеспечения целостности системы, обусловленный необходимостью достижения характерных для высокоразвитой воспитательной системы свойств саморегулирования, самоуправляемости, взаимной ответственности, сотрудничества и сотворчества всех участников воспитательного процесса, взрослых и детей.
При всеобщем участии в управлении целостность развивающейся воспитательной системы обеспечивается посредством формирования совокупного субъекта управления. Совокупный субъект управления - это не простая совокупность субъектов, входящих в систему управления школой, он обладает рядом существенных признаков, объединяющих все индивидуальные и групповые субъекты системы внутришко-льного управления. Среди этих признаков мы выделяем:
- общность представлений о целях воспитательного процесса, перспективах развития школьной воспитательной системы;
- единство, непротиворечивость взглядов по принципиальным вопросам педагогической деятельности и управления;
- общность ценностных отношений к образованию, личности ребёнка;
- наличие единой нормативно-правовой базы деятельности и признаваемых всеми участниками управления неписаных правил взаимодействия (этического кодекса);
Библиографический список
- распределение прав и обязанностей внутри совокупного субъекта управления;
- разнообразие горизонтальных и вертикальных (в том числе, обратных) связей внутри системы управления;
- коллегиальность, демократизм;
- открытость системы управления, широкое привлечение к управлению лиц, формально не включённых в управляющую систему.
Наличие совокупного субъекта управления позволяет интегрировать процессы управления и самоуправления, повышает восприимчивость образовательной системы к новому, обеспечивает гибкость управления на всех уровнях. Формирование совокупного субъекта управления воспитательным процессом основано на идее разумного распределения управленческих действий и управленческой ответственности между всеми участниками управляемого процесса. Оно выстраивается как организация участия во внутришкольном управлении всех членов педагогического коллектива, а также учащихся и их родителей. Важным фактором эффективности совокупного субъекта управления выступает развитие управленческой активности, что, в свою очередь, невозможно без вовлечения педагогов, учащихся и их родителей в активную управленческую деятельность.
Итак, деятельность внутришкольного управления по обеспечению целостности развивающейся воспитательной системы позволяет преодолевать дезинтеграцию элементов системы. Структурная целостность достигается благодаря упорядоченности элементов в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах, в отношениях, в пространстве и времени. В качестве важных аспектов обеспечения целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе целесообразно выделить содержательную и организационную преемственность разных периодов и направлений воспитательного процесса, создание единой предметно-пространственной среды воспитания, интеграцию воспитательных возможностей школы и социальной среды, а также единство управления и самоуправления.
1. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. - М.: Знание, 1989.
2. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.
3. Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: сб. статей исследователей высшей школы и научных учреждений // Мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф. «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России» / гр. авторов. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
4. Гурьянова, М.П. Российская сельская школа как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития села // Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития: мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф., 24-25. сент. 2008 г., Курган. / ГОУ РАО «Институт социального развития», ГлавУО Курганской обл., ГОУ ДПО «ИПКиПРО Курганской обл.» / редкол. В.И. Дружинин [и др.]. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 2008. - Ч.1.
5. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. - М.: Просвещение, 1979.
6. Сидоров, С.В. Совершенствование воспитательного процесса в сельской школе: монография. - М. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2008.
Статья поступила в редакцию 16.12.09
УДК 801.3
Ю.А. Маркина, преподаватель АГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected] РЕЛИГИОЗНЫЕ ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В психолингвистическом аспекте в статье рассматривается феномен религиозного измененного состояния сознания, а также осуществляется анализ матричного сакрального текста.
Ключевые слова: религиозное сознание, измененные состояния сознания, сакральный текст, матрица, вербальная суггестия.
Последние два десятилетия характеризуются постоянно работах, рассматривающих некоторые из аспектов этой об-
растущим интересом лингвистов к различным аспектам рели- ширной темы.
гиозного текста, в том числе, к особенностям его влияния на Религиозное сознание индивида, как полагает большин-
сознание индивида. Поскольку психолингвистическая специ- ство исследователей, представляет собой продукт интериори-
фика религиозного текста обратила на себя внимание ученых зации сакральных текстов [1; 2; 6]. Эталоном сакрального
сравнительно недавно, можно говорить лишь об отдельных текста можно считать Библию, к этой же категории относятся