Е.В. ПЧЕЛЬНИКОВА, соискатель, кафедра общей педагогики
Орловского государственного университета Тел. 8 9051651503;[email protected]
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОДУКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МАЛОГО ГОРОДА
В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы с учетом особенностей социокультурной среды малого города. Анализируются изменения, происходящие в воспитательном процессе школы в связи с переходом ее в режим функционирования как культурно-образовательного центра.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, общеобразовательная школа, малый город, культурно-образовательный центр, интеграция основного и дополнительного образования.
Содержание понятия «воспитательный потенциал» в контексте данного исследования трактуется как «интегрированная совокупность социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических факторов, обеспечивающих материализацию воспитательных возможностей детского общественного формирования в процессе жизнедеятельности конкретного ребенка» [1, с. 290].
Воспитательный потенциал характеризует возможности воспитания, заложенные в нем, охватывающие как ресурсы самого ученического коллектива, так и административные, педагогические ресурсы всей воспитательной системы школы. Индивидуальность конкретных общеобразовательных школ определяется тем, как преломляются в них общие характеристики воспитательного потенциала, и совокупностью внутренних, субъективных характеристик (система ценностных ориентаций, принципы и методика организации жизнедеятельности, система взаимоотношений, нравственнопсихологическая атмосфера, социальное и природное окружение, связи со средой).
По мнению О.В. Лебедевой, педагогический потенциал может быть увеличен как за счет возрастания ресурсов системы, так и путем взаимодействия между компонентами системы [2, с. 24]. В.Р. Ясницкая делает акцент на повышении организационной культуры, используя следующие принципы: преемственности, постепенности, толерантности, вытеснения, целесообразности, отработки средств [3, с. 46-53].
Воспитательный потенциал ощеобразовательной школы малого города в своей структуре имеет четыре компонента: функционально-деятельностный (функции среды, основные виды деятельности); индивидуально-групповой (субъекты воспитательного процесса); ценностно-духовный (принципы, ценности, нормы, состояние культуры межличностных отношений, личностное развитие субъектов в данной среде); пространственно-предметный (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок); динамически-временной (способность к изменениям, стабильность во времени), которые способствуют его развитию и реализации.
© Е.В. Пчельникова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
В рамках опытно-экспериментальной работы по развитию и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы малого города нами решались следующие задачи:
- уточнить сущностные характеристики воспитательного потенциала общеобразовательной школы малого города, конкретизировать направления и средства его развития;
- разработать показатели эффективности воспитательной работы школы как культурнообразовательного центра малого города;
- обосновать, апробировать педагогическую модель реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы малого города;
- определить педагогические условия развития и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы малого города.
Методы опытно-экспериментальной деятельности: экспертных оценок; самооценки; анкетирование; тестирование; интервьюирование, анализ результатов личностного развития учащихся; мнения педагогов и родителей, участвующих в эксперименте.
База опытно-экспериментальной деятельности - общеобразовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Ливны Орловской области.
На этапе констатирующего эксперимента проводилось исследование потенциала общеобразовательной школы в следующих направлениях: потенциал учеников, педагогов, родителей.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что воспитательная система МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» обладает достаточными ресурсами для реализации воспитательного потенциала при условии функционирования в режиме культурно-образовательного центра. Условия малого города предоставляют для этого уникальные возможности, так как:
- аккумулируют все воспитательные воздействия через разновидности детско-подрост-ковых объединений в школе, микрорайоне: ученические, клубные, территориальные, любительские, общественные организации, неформальные группы, ассоциации и т.д.;
- культивируют во всех сферах жизнедеятельности растущей личности социально одобряемые, социально значимые групповые и
коллективные нормы, ценности, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- ученический коллектив школы в малом городе в силу компактности среды проживания и большей сохранности общинных традиций органично вписывается в культурнообразовательную среду социума;
- принцип открытости в образовании созвучен идее социального партнерства, которое может привести к появлению общественно-педагогических сообществ, способных решать проблемы воспитания на разных уровнях.
За основу мы взяли определение культурно-образовательного центра как целостной системы, создающей благоприятные условия для социализации учащихся, для рационального использования ими своего свободного времени, позволяющей индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства и реализующей концепцию единения семьи и школы.
Процесс экспериментальной работы по созданию культурно-образовательного центра включал следующие взаимосвязанные этапы: актуализация, диагностика актуального уровня воспитательной среды как элемента педагогической системы, конструирование модели, апробация модели в педагогической деятельности, корректировка модели, внедрение в педагогическую деятельность.
На этапе диагностики нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что для разработки модели культурно-образовательного центра необходимо раскрыть характеристики воспитательной системы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ливны в данный актуальный момент развития и воспитательной системы культурно-образовательного центра как будущего состояния развития педагогической системы школы, чтобы определить перспективы реализации воспитательного потенциала.
Было установлено, что воспитательная подсистема культурно-образовательного центра отличается:
- усложненной структурой, адекватной специфическим для КоЦ компонентам содержа-
Таблица 1 - Характеристики воспитательных систем
Средняя общеобразовательная школа № 2 Культурно-образовательный центр
- Цель: создание для каждого ученика равных условий с достаточно широким диапазоном видов учебной и внеучебной деятельности. - Построена на принципах: ориентации на ценностные отношения, педагогической поддержки, природосообразности. - Имеет тенденцию развития к модели адаптивной школы. - Технологии: использует личностно ориентированные воспитательные технологии и методы традиционной педагогики: игра, классный час, КТД и др. - Субъекты воспитательного процесса: классные руководители, учителя-предметники, учащиеся 111 кл., родители. - Содержание: имеет годовой круг праздников и традиций, включающий общешкольные и классные мероприятия, ориентированные на традиции школы и праздничные даты. - Имеет структуру ученического самоуправления, включающую представителей класса и парламент - Основная сфера реализации воспитательной подсистемы - внеурочная деятельность - Ориентирована на реализацию заказа родителей учащихся - Модель личности воспитанника многовариант- на - Цель: создание единой образовательной среды микрорайона, гибко реагирующей на изменения в образовании и адекватной современным потребностям детей и их родителей, педагогов и жителей округа и соответствующей тенденциям развития современной культуры и общества. - Построена на принципах: целостности, саморазвития, партнерства. - Имеет тенденцию к интеграции в культурнообразовательное пространство малого города. - Технологии: использует ИКТ, проектную, здоровьесберегающую и др. современные технологии. - Субъекты воспитательного процесса: ученический, педагогический и родительский коллективы, внешкольные учреждения, социальные партнеры. - Содержание: целевые программы, социальные проекты и традиционные общешкольные и классные мероприятия. - Структура самоуправления имеет три уровня: классное, ученическое, школьное. - Основная сфера реализации воспитательной подсистемы - урочная и внеурочная деятельность. - Ориентирован на муниципальный заказ и заказ родителей учащихся. - Модель личности воспитанника одновариантная.
ного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников и ресурсы реализации воспитательного потенциала школы малого города) (Схема 1 ).
Отличие разработанной нами модели от имеющихся в педагогической практике заключается в идее интеграции основного и дополнительного образования через творческие центры.
Творческий центр - это объединение родственных форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, осуществляющий планирование и координацию всей работы с классными руководителями, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией школы, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (по профилю объединения).
ния воспитания (интеграция основного и дополнительного образования);
- расширением задач воспитательной службы;
- большей ролью органов ученического самоуправления;
- ориентацией на муниципальный заказ.
Предлагаемая нами модель КоЦ состоит из
следующих компонентов: ценностно-целевого (конструирование воспитательного процесса в ОУ на уровне целей и задач, планирование деятельности, разработка педагогического взаимодействия, адекватного целям, ценностное принятие и осмысление интеграции основного и дополнительного образования); функционально-деятельностного (основные виды деятельности); индивидуально-группового (участники воспитательного процесса); организационно-управленческого (система и последовательность действий субъектов интеграции с учетом специфики образователь-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Схема 1.
Модель культурно-образовательного центра
На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» функционируют четыре творческих центра: интеллектуальный, эколого-валеологиче-ский, краеведческий, эстетический.
Общие цели творческих центров:
• сделать досуговую деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития;
• продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направле-
ний в практических применениях;
• удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
• предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.
Такая организация воспитательной работы, с нашей точки зрения, имеет следующие преимущества:
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
• свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
• ориентация на личностные интересы, потребности, способности;
• единство обучения, воспитания, развития;
• практико-деятельностная, исследовательская основа образовательного процесса.
Работа над моделью культурно-образовательного центра позволила выделить следующие направления взаимодействия субъектов образовательного процесса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»:
- социальное партнерство;
- социальное проектирование;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- коллективная творческая деятельность;
- самоуправление.
На этапе формирующего эксперимента реализовывались педагогические условия:
- мотивационно-ценностные: оптимизация самоопределения учащегося общеобразовательной школы малого города в ведущих аспектах его деятельности;
- содержательно-деятельностные: учет социокультурного потенциала малого города в развитии и реализации воспитательного потенциала общеобразовательной школы; наличие социального партнерства субъектов воспитательной среды малого города; ориентация на муниципальный заказ;
- психолого-педагогические: интеграция основного и дополнительного образования через трансформацию общеобразовательной школы малого города в культурно-образовательный центр, призванный стать центром
самоподготовки, занятий творчеством, спортом для учащихся, центром культуры и досуга для жителей микрорайона; адаптация новых воспитательных технологий к социокультурным традициям малого города;
- организационно-процессуальные: создание ресурсного обеспечения формирования инновационной организационной культуры общеобразовательного учреждения, организации инновационной образовательной среды в школе.
Сравнение динамики результатов по всем выделенным в ходе экспериментальной работы критериям эффективности воспитательного процесса общеобразовательной школы малого города, а именно: уровень воспитанности учащихся (ведущие мотивы деятельности, нравственные ценности, уровень развития культуры общения, открытость к восприятию нового опыта, поступки); адаптированность (освоение социальных ролей, социальная активность, правовая грамотность, построение жизненной перспективы, готовность к профессиональному самоопределению, освоение навыков трудовой деятельности); сформиро-ванность Я-концепции (наличие значимой жизненной цели, стремление к достижению поставленной цели, устойчивость интересов, адекватная самооценка); взаимодействие и сотрудничество педагогов, учащихся и их родителей (степень вовлеченности в жизнь школы, гармоничность межличностных отношений, участие в управлении школой через трехуровневую систему самоуправления - классного, ученического, школьного , степень взаимного доверия); удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнеде-
Гистограмма 1
Динамика уровня удовлетворенности родителей эффективностью воспитательного процесса в школе
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%г'
10%^
0%
Ш
54%
^54%-
- по/
* АО/
-г''
Констатирующий
этап
Контрольный
этап
□ Высокий
□ Средний
□ Низкий
ятельностью школы (положительная динамика удовлетворенности жизнедеятельностью школы, снижение уровня тревожности субъектов педагогического процесса, активность в совместной деятельности, создание положительного имиджа школы) - позволяют сделать вывод о том, что
внедрение модели культурно-образовательного центра способствовало реализации воспитательного потенциала.
В 2008 году МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Ливны стала обладателем Гранта Президента Российской Федерации.
Библиографический список
1. Волохов А.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации [Текст] / А.В. Волохов, М.И. Рожков. - М.: НПЦ СПО - ФДО, 1991. - С. 290.
2. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших школьников [Текст] / О.В. Лебедева. - М.: 1992. - С. 24.
3. Ясницкая В. Модель повышения школьной культуры / В. Ясницкая // Директор школы № 9. 2009 г. - С. 46-53.
E.V. PCHELNIKOVA
SKILLED-EXPERIMENTAL CHECK OF EFFICIENCY OF STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF COMPREHENSIVE
SCHOOL OF A SMALL CITY
In article questions of realization of educational potential of comprehensive school taking into account features environments of a small city are considered. The changes occurring in educational process of school in connection with its transition in a mode of functioning as the Cultural-educational Center are analyzed.
Keywords: educational potential, comprehensive school, a small city, the cultural-educational center, core and additional education integration.