Научная статья на тему 'Педагогические условия адаптации учащихся к воспитательному процессу в адаптивной школе'

Педагогические условия адаптации учащихся к воспитательному процессу в адаптивной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчельникова Е. В.

В статье рассматриваются проблемы организации воспитательной работы в массовой общеобразовательной школе. Для успешной реализации модели воспитательной работы определены следующие педагогические условия: системность, создание единого учебно-воспитательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования, ориентация на социокультурные особенности региона и социальный заказ родителей, использование адаптивных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL P ROCESS IN AN ADAPTIVE SCHOOL

The problems of the organization of the educative work in a secondary school are under the consideration in this article. You should follow some pedagogical conditions in a secondary school. Here they are: 1) system; 2) creation of the united educational process on the basis of the integration of the compulsory and additive education; 3) orientation to the cultural peculiarities of a region; 4) social demands of the parents; 5) application of the adaptive technologies

Текст научной работы на тему «Педагогические условия адаптации учащихся к воспитательному процессу в адаптивной школе»

Е.В. ПЧЕЛЬНИКОВА, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 2 г. Ливны Тел.: (486)-77-73239 (раб.), (486)-77-76115 (дом.)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются проблемы организации воспитательной работы в массовой общеобразовательной школе. Для успешной реализации модели воспитательной работы определены следующие педагогические условия: системность, создание единого учебно-воспитательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования, ориентация на социокультурные особенности региона и социальный заказ родителей, использование адаптивных технологий.

Ключевые слова: адаптация, адаптивная школа, интеграция, творческий центр, дополнительное образование.

Современное общество переживает кардинальные изменения в отношении к образованию и социокультурной политике в целом. Образованность становится показателем качества государственно-общественной системы, при котором накопление и закрепление профессионального, жизненного опыта, общее развитие самосознания на протяжении жизни является приоритетной целью. Между тем реализация проектов развития образовательных учреждений традиционно рассматривается через выделение ведущих идей организации учебного процесса. В меньшей степени это касается вопросов организации собственно воспитательного процесса. Так, использование различных технологичных подходов к организации содержания обучения, его форм и средств (системы Эльконина—Давыдова, Занкова, методика Шаталова) определяет в целом логику обучения, воспитательное воздействие же достигается за счет способов взаимодействия в ходе реализации тех или иных подходов. Интеграция основного и дополнительного образования при включении образовательного учреждения в инновационную деятельность позволяет увидеть перспективу создания модели воспитательной системы адаптивной школы, что и обусловило актуальность темы данного исследования.

В отечественной педагогике представлены различные подходы к организации воспитательного процесса:

1) разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом»);

2) объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью усвоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским);

3) систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический (на основе концепции М.С. Когана).

Анализ приведенных вариантов подхода к организации воспитательного процесса в школе показывает, что они строятся на выделении конкретных целевых ориентиров воспитания и стремлении интегрировать воспитательный процесс с обучением. В целом с подобным подходом нельзя не согласиться. В то же время основной

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

акцент делается на педагогические условия организации процесса, недостаточно учитывая некоторые внутриличностные механизмы развития учащихся.

Таким образом, анализ теоретических исследований и практического опыта позволил нам выявить некоторые противоречия:

1) целевые ориентиры воспитания изначально должны быть неразрывно связаны с собственно обученческими ориентирами;

2) основой организации воспитательных воздействий на ребенка являются, с одной стороны, представления о внутренних механизмах развития и функционирования личности, лежащих в основе освоения внешних воздействий, а с другой - реальные возможности учебного заведения по созданию адекватных условий для реализации потенциала личности;

3) воспитание в коллективе и через коллектив - это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, однако в его поведении многое зависит от сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых, развиваемых самим учащимся в процессе воспитания (на основе концепции М.С. Когана).

Воспитательная работа - это часть (подсистема) учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-эстетического, правового сознания ребенка, на привитие навыков культурного поведения.

Особенность воспитательного процесса в адаптивной школе в его системности. Прежде всего, упорядочена система целей воспитания.

Главная воспитательная цель - развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов ребенка.

Структура дополнительного образования экспериментальной модели воспитательной системы школы имеет две взаимосвязанные подструктуры: внешнюю, включающую связь с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, здравоохранения, и внутреннюю, объединяющую кружки, клубы, студии, театр, функционирующие на базе самой школы. Это способствует координации воспитательных воздействий, вовлечению детей в систему организованного досуга, ведению мониторинга занятости во внеурочное время.

На основе изучения и анализа опыта работы лучших педагогов, работавших над проблемой интеграции воспитательных воздействий (В.А. Караковского, Г.П. Поспеловой, A.A. Захарен-

ко, А.Н. Тубельского и других), создано положение о творческих центрах.

Творческий центр - это объединение родственных форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, осуществляющий планирование и координацию всей работы с классными руководителями, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией школы, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (по профилю объединения).

Общие цели творческих центров:

1) сделать досуговую деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития;

2) продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;

3) удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;

4) предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

Принципы деятельности творческих центров:

1) развивать социальные отношения;

2) предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;

3) создавать условия для реализации социальной активности, участия в общественной деятельности детских объединений;

4) способствовать развитию познавательной активности;

5) организовывать общение и обучение общению между детьми, между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности;

6) формировать установки на творчество в любом деле;

7) оказывать помощь в самоопределении подростка.

Интеграция основного и дополнительного образования через творческие центры позволяет сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития; продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях; удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; предоставить дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

В условиях становления вариативного образования адаптивная школа как модернизированный

тип массовой общеобразовательной школы представляет собой его оптимальный вариант, поскольку охватывает не отдельные категории учащихся, а всех детей независимо от их способностей.

Дифференцированный подход к учащимся в наиболее адекватной форме осуществим на основе комплексного медико-психолого-педагогического анализа, при скоординированных усилиях специалистов разных областей.

Педагогический плюрализм адаптивной школы состоит не в эклектическом заимствовании разнородных теорий и методов, а в многопарадигматической кооперации и сбалансированном использовании разнообразных педагогических систем и технологий, принципиальная особенность - в оптимальной комбинации модулей, обеспечивающей гармонизацию образовательных парадигм и преемственность учебного процесса.

Адаптивная школа строит свою деятельность таким образом, чтобы у каждого ребенка развивались механизмы природной и социальной адаптации. Для решения этой задачи вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно в структуру, содержание, формы, методы и технологии. Доминирующим методом во всех формах образовательного процесса является развивающий.

Для каждого компонента структуры в адаптивной школе разрабатывается организационное, содержательное, методическое, научное обеспечение. Его назначение состоит в том, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, добивался успеха, ощущал свое продвижение в развитии, социальную защищенность.

Не ребенок должен приспосабливаться к шко-

ле, а, напротив, именно школа стремится адаптироваться к каждому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.

Таким образом, эффективность организации воспитательной работы в адаптивной школе обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1) непрерывность образования (предшкола -начальная школа - средняя школа - старшая школа);

2) создание образовательной системы, в которой воспитание и обучение органически взаимосвязаны и обеспечивают социоког-нитивное развитие в целом;

3) нормативно-правовая база организации воспитательного процесса в образовательном учреждении (Устав школы, Комплексно-целевая программа развития, Концепция воспитательной системы, Модель школьного самоуправления);

4) использование развивающих технологий воспитания и методики индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной М.П. Капустиным;

5) обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическими технологиями обучения и воспитания;

6) эффективная деятельность коррекционно-развивающей службы школы;

7) включение в инновационную деятельность.

E.V. PCHELNICOVA

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS' ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL P

ROCESS IN AN ADAPTIVE SCHOOL

The problems of the organization of the educative work in a secondary school are under the consideration in this article. You should follow some pedagogical conditions in a secondary school. Here they are:

1) system;

2) creation of the united educational process on the basis of the integration of the compulsory and additive education;

3) orientation to the cultural peculiarities of a region;

4) social demands of the parents;

5) application of the adaptive technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.