Е.В. ПЧЕЛЬНИКОВА, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 2 г. Ливны Тел.: (486)-77-73239 (раб.), (486)-77-76115 (дом.)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются проблемы организации воспитательной работы в массовой общеобразовательной школе. Для успешной реализации модели воспитательной работы определены следующие педагогические условия: системность, создание единого учебно-воспитательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования, ориентация на социокультурные особенности региона и социальный заказ родителей, использование адаптивных технологий.
Ключевые слова: адаптация, адаптивная школа, интеграция, творческий центр, дополнительное образование.
Современное общество переживает кардинальные изменения в отношении к образованию и социокультурной политике в целом. Образованность становится показателем качества государственно-общественной системы, при котором накопление и закрепление профессионального, жизненного опыта, общее развитие самосознания на протяжении жизни является приоритетной целью. Между тем реализация проектов развития образовательных учреждений традиционно рассматривается через выделение ведущих идей организации учебного процесса. В меньшей степени это касается вопросов организации собственно воспитательного процесса. Так, использование различных технологичных подходов к организации содержания обучения, его форм и средств (системы Эльконина—Давыдова, Занкова, методика Шаталова) определяет в целом логику обучения, воспитательное воздействие же достигается за счет способов взаимодействия в ходе реализации тех или иных подходов. Интеграция основного и дополнительного образования при включении образовательного учреждения в инновационную деятельность позволяет увидеть перспективу создания модели воспитательной системы адаптивной школы, что и обусловило актуальность темы данного исследования.
В отечественной педагогике представлены различные подходы к организации воспитательного процесса:
1) разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом»);
2) объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью усвоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским);
3) систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический (на основе концепции М.С. Когана).
Анализ приведенных вариантов подхода к организации воспитательного процесса в школе показывает, что они строятся на выделении конкретных целевых ориентиров воспитания и стремлении интегрировать воспитательный процесс с обучением. В целом с подобным подходом нельзя не согласиться. В то же время основной
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
акцент делается на педагогические условия организации процесса, недостаточно учитывая некоторые внутриличностные механизмы развития учащихся.
Таким образом, анализ теоретических исследований и практического опыта позволил нам выявить некоторые противоречия:
1) целевые ориентиры воспитания изначально должны быть неразрывно связаны с собственно обученческими ориентирами;
2) основой организации воспитательных воздействий на ребенка являются, с одной стороны, представления о внутренних механизмах развития и функционирования личности, лежащих в основе освоения внешних воздействий, а с другой - реальные возможности учебного заведения по созданию адекватных условий для реализации потенциала личности;
3) воспитание в коллективе и через коллектив - это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, однако в его поведении многое зависит от сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых, развиваемых самим учащимся в процессе воспитания (на основе концепции М.С. Когана).
Воспитательная работа - это часть (подсистема) учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-эстетического, правового сознания ребенка, на привитие навыков культурного поведения.
Особенность воспитательного процесса в адаптивной школе в его системности. Прежде всего, упорядочена система целей воспитания.
Главная воспитательная цель - развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов ребенка.
Структура дополнительного образования экспериментальной модели воспитательной системы школы имеет две взаимосвязанные подструктуры: внешнюю, включающую связь с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, здравоохранения, и внутреннюю, объединяющую кружки, клубы, студии, театр, функционирующие на базе самой школы. Это способствует координации воспитательных воздействий, вовлечению детей в систему организованного досуга, ведению мониторинга занятости во внеурочное время.
На основе изучения и анализа опыта работы лучших педагогов, работавших над проблемой интеграции воспитательных воздействий (В.А. Караковского, Г.П. Поспеловой, A.A. Захарен-
ко, А.Н. Тубельского и других), создано положение о творческих центрах.
Творческий центр - это объединение родственных форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, осуществляющий планирование и координацию всей работы с классными руководителями, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией школы, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (по профилю объединения).
Общие цели творческих центров:
1) сделать досуговую деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития;
2) продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
3) удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
4) предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.
Принципы деятельности творческих центров:
1) развивать социальные отношения;
2) предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;
3) создавать условия для реализации социальной активности, участия в общественной деятельности детских объединений;
4) способствовать развитию познавательной активности;
5) организовывать общение и обучение общению между детьми, между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности;
6) формировать установки на творчество в любом деле;
7) оказывать помощь в самоопределении подростка.
Интеграция основного и дополнительного образования через творческие центры позволяет сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития; продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях; удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; предоставить дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.
В условиях становления вариативного образования адаптивная школа как модернизированный
тип массовой общеобразовательной школы представляет собой его оптимальный вариант, поскольку охватывает не отдельные категории учащихся, а всех детей независимо от их способностей.
Дифференцированный подход к учащимся в наиболее адекватной форме осуществим на основе комплексного медико-психолого-педагогического анализа, при скоординированных усилиях специалистов разных областей.
Педагогический плюрализм адаптивной школы состоит не в эклектическом заимствовании разнородных теорий и методов, а в многопарадигматической кооперации и сбалансированном использовании разнообразных педагогических систем и технологий, принципиальная особенность - в оптимальной комбинации модулей, обеспечивающей гармонизацию образовательных парадигм и преемственность учебного процесса.
Адаптивная школа строит свою деятельность таким образом, чтобы у каждого ребенка развивались механизмы природной и социальной адаптации. Для решения этой задачи вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно в структуру, содержание, формы, методы и технологии. Доминирующим методом во всех формах образовательного процесса является развивающий.
Для каждого компонента структуры в адаптивной школе разрабатывается организационное, содержательное, методическое, научное обеспечение. Его назначение состоит в том, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, добивался успеха, ощущал свое продвижение в развитии, социальную защищенность.
Не ребенок должен приспосабливаться к шко-
ле, а, напротив, именно школа стремится адаптироваться к каждому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.
Таким образом, эффективность организации воспитательной работы в адаптивной школе обеспечивается следующими педагогическими условиями:
1) непрерывность образования (предшкола -начальная школа - средняя школа - старшая школа);
2) создание образовательной системы, в которой воспитание и обучение органически взаимосвязаны и обеспечивают социоког-нитивное развитие в целом;
3) нормативно-правовая база организации воспитательного процесса в образовательном учреждении (Устав школы, Комплексно-целевая программа развития, Концепция воспитательной системы, Модель школьного самоуправления);
4) использование развивающих технологий воспитания и методики индивидуального рефлексивного воспитания, разработанной М.П. Капустиным;
5) обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическими технологиями обучения и воспитания;
6) эффективная деятельность коррекционно-развивающей службы школы;
7) включение в инновационную деятельность.
E.V. PCHELNICOVA
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS' ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL P
ROCESS IN AN ADAPTIVE SCHOOL
The problems of the organization of the educative work in a secondary school are under the consideration in this article. You should follow some pedagogical conditions in a secondary school. Here they are:
1) system;
2) creation of the united educational process on the basis of the integration of the compulsory and additive education;
3) orientation to the cultural peculiarities of a region;
4) social demands of the parents;
5) application of the adaptive technologies.