Научная статья на тему 'Воспитательная система образовательного учреждения: от цели к результату'

Воспитательная система образовательного учреждения: от цели к результату Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1635
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / INTEGRATED SYSTEM / UPBRINGING PROCESS / EARLY AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

Статья отражает комплексный системный подход к работе с детьми раннего возраста. Реализация данного подхода осуществляется путем включения в воспитательный процесс различных взаимообусловленных направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The upbringing system of educational institutions: the purpose of the result

The article reflects the integrated systematic approach to work with early-aged children. The implementation of this approach is to include in the upbringing process of the various connected activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система образовательного учреждения: от цели к результату»

нии нескольких десятилетий совместно с консерваторией проводились «Музыкальные среды», исполнялись духовные произведения С.И. Танеева, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, а также сочинения современных композиторов Г. Свиридова, Н. Каретникова, А. Шнитке.

Согласно результатам опроса, восприятие духовной музыки в корне изменило пассивное отношение студентов к классическому музыкальному искусству, сформировало потребность посещения филармонии, музыкального театра, специальных образовательных программ консерватории, а, главное, способствовало становлению духовно-нравственного самосознания и, в целом, содействовало процессу активизации духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.

Библиографический список

1. Алексий - архиепископ Костромской и Галич-ский. Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика // VII межрегиональная научно-практическая конференция 27.05.2010. - Официальный сайт Костромской епархии.

2. Варавва В. Духовное самоопределение русской интеллигенции. - М., 2000. - № 10. - С. 85-98.

3. Лаптев И.Г. Роль художественно-эстетического образования студентов в повышении качества подготовки специалистов // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XIII Междунар. науч.-метод. конф. - СПб., 2008. - С. 143-145.

4. ЛихачевД.С. Письма о добром. - М.: Наука; СПб.: Logos, 2006. - 321 с.

5. Лобанов Н.А. Национальная система образования: постановка проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lifelong-education.ru/.../370-natsionalnaya-sistema-obrazovaniya-pos...

6. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России // Вестник Университета Российской академии образования. - 2006. - № 4. -С. 8-25.

7. Осипов А.И. Нравственность и духовность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: azbyka.ru/ nravstvennost_i_duhovnost.

8. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 129-132.

УДК 376.37

Шемякина Ольга Владимировна

Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОТ ЦЕЛИ К РЕЗУЛЬТАТУ

Статья отражает комплексный системный подход к работе с детьми раннего возраста. Реализация данного подхода осуществляется путем включения в воспитательный процесс различных взаимообусловленных направлений деятельности.

Ключевые слова: комплексная система, процесс воспитания, ранняя помощь.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Для него характерна переоценка ценностей. Складываются социокультурные инновации педагогической деятельности. Переход системы образования на новый уровень зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Совокупность этих направлений определяет воспитательную систему образовательного учреждения.

Термин «воспитательная система» был предложен А.Т Куракиным и Л.И. Новиковой. В настоящее время данное направление изучается такими специалистами, как Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев [2].

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, способствующее целенаправленному и эффективному развитию личности учащихся.

Воспитательная система образовательного учреждения определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.

В воспитательном процессе используется парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. Воспитание личности ребенка определяется всей окружающей его средой.

Реализация этой цели осуществляется через различные подсистемы: дидактическую (учебная деятельность), воспитательную (взаимосвязь методов воспитания), систему управлений (поддержание и развитие системы).

Как отмечали Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина [5] целесообразность воспитательной системы заключается в следующем: повышение эффективности процессов воспитания; расширение диапазона вос-

© Шемякина О.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№1

81

питательных воздействий на личность; рационализация затрат времени и сил в воспитательном процессе; моделирование условий самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Воспитательная система имеет определенную структуру [6]: цели; деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Ребенок в образовательном учреждении должен иметь возможность проявлять себя как личность и индивидуальность. Это значит, что педагог сегодня должен уметь выявлять индивидуальные психологические особенности воспитанников, уметь организовывать учебно-воспитательный процесс, учитывая индивидуальное своеобразие каждого ребенка.

Представления о психологических основах усвоения знания, закономерностях формирования умений и навыков, умение выявлять и учитывать в обучении индивидуальные возрастные особенности ребенка позволяют не только эффективно обучать, но и сохранять физическое и психическое здоровье детей, проектировать образовательный процесс как природосообразный и психологически безопасный.

Воспитательную систему нельзя привнести в конкретное образовательное учреждение, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждом учреждении будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Таким образом, воспитательная система определяется целостностью, динамичностью, многокомпонентным составом, наличием взаимосвязей и взаимодействия между ее элементами, содействием развитию личности детей.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательного учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

На сегодняшний день в структуре системы воспитания выделяют множество аспектов, которые остаются недостаточно изученными. Открытым остается вопрос ранней помощи детям и их семьям в условиях дошкольного учреждения.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей,

нужно искать именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте представляет существенные трудности.

На протяжении всего XX века в России и за рубежом расширялся опыт воспитания детей раннего возраста, осуществлялось исследование вопросов их развития (Л.А. Венгер, Дж. Лешли) [4].

При рассмотрении структуры воспитательной системы образовательного учреждения, следует учесть комплексный подход, учитывающий различные стороны познавательного и личностного развития. Большое значение комплексный подход приобретает в работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии.

На сегодняшний день существуют различные программы по воспитанию и обучению детей раннего возраста, однако во многих из них принцип комплексности не учитывается.

Решение данной проблемы составило цель нашего исследования, которая заключалась в построении комплексной системы работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольного учреждения.

В рамках комплексной работы с детьми следует учесть несколько направлений работы. Среди них особое место занимает помощь при адаптации к условиям детского сада, изучение особенностей познавательного развития малышей, построение системы комплексных занятий, взаимосвязь педагогов различных профилей, разработка технологий сотрудничества с семьей.

Принимая во внимание характер закономерностей развития психической деятельности, необходимо учитывать, что эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях нормального развития, так и в условиях патологии. Под влиянием различных факторов выявляется временный или стойкий сдвиг в развитии психической сферы. Такой сдвиг значительно легче и быстрее возникает в раннем возрасте. В свою очередь, организация ранней помощи будет способствовать преодолению дефекта.

Исходя из компонентов и цели воспитательного процесса, мы разработали комплексную систему воспитания и обучения детей раннего возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида. Принцип комплексности включает различные направления деятельности. А именно:

- преодоление трудностей периода адаптации детей раннего возраста;

- раннее выявление особенностей познавательного развития;

- разработка и реализация системы коррекционно-развивающих занятий;

- сотрудничество логопеда с педагогами различного профиля;

- разработка технологий педагогического сотрудничества с родителями.

Важным моментом для начала проведения диагностики служит необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет трудности в связи с особенностями адаптационного периода детей раннего возраста.

Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом критерием адаптации служит достижение внутреннего комфорта и внешняя адекватность поведения [3, с. 2-9].

Наши многолетние наблюдения позволили констатировать, что дети в возрасте 2 лет не могут быстро адаптироваться в дошкольном учреждении. Причинами трудностей адаптационного периода выступает сильная привязанность к маме, страх перед незнакомыми людьми и новой ситуацией общения.

Преодолению проблем данного периода способствует подготовка ребенка к детскому саду родителями, соблюдение режима дня, экскурсии с мамой на территорию дошкольного учреждения и в группу, положительный настрой родителей. Большое значение имеет бережное, заботливое и индивидуально-ориентированное отношение педагогов к каждому из малышей.

В целях налаживания контакта между педагогом и детьми, уменьшения эмоционального дискомфорта и знакомства с окружающими предметами, в период адаптации мы использовали различные игры, объединенные нами в группы. Игры учитывали фронтальные и индивидуальные формы работы и были проведены в первые недели пребывания детей в дошкольном учреждении.

Параллельно с данным этапом мы осуществляли комплексную диагностику психического развития. Своевременная комплексная диагностика позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Учитывая результаты диагностики психического и речевого развития, а также возрастные закономерности развития высших психических функций, мы разработали конспекты комплексных занятий с детьми. Большая часть занятия проводилось с детьми в свободном игровом пространстве при создании общего смыслового поля. Для повышения познавательной активности, осуществлялась смена видов деятельности. Для привлечения интереса малышей к деятельности осуществлялся эмоциональный контакт между педагогом и детьми. При этом происходила стимуляция положительных эмоций детей по отношению к занятиям, поощрялись любые проявления познавательной активности детей, осуществлялось побуждение к общению. Таким образом, обучение происходило опосредо-

ванно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода нами учитывался уровень развития познавательных процессов и речи у каждого ребенка. С этой целью осуществлялась дифференциация используемого речевого, игрового, дидактического материала, учитывалась дозировка заданий, система вопросов и поощрений. Усложнение заданий варьировалось увеличением объема программного материала и действий с ним.

Помимо комплексных подгрупповых занятий, уделялось время ежедневной индивидуальной работе. Направление и содержание индивидуальных занятий определялось познавательными и речевыми возможностями детей по результатам констатирующего обследования. Занятия соотносились с тематикой лексического материала. Каждое занятие проходило в виде сюжета с плавным переходом от одной игры к другой.

Помимо проведения занятий нами также осуществлялась работа с различными педагогами. Взаимодействие педагогов проходило в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, при совместном выборе приемов и методов работы. Мы также давали рекомендации по организации педагогического процесса с учетом индивидуальных возможностей детей. Рекомендации были направлены на организацию окружающей среды, создание разнообразных впечатлений, эмоциональную поддержку ребенка.

Несмотря на широкий круг различных видов деятельности и организацию коррекционно-развивающих занятий, воспитание и обучение ребенка в дошкольном учреждении не может происходить изолированно от семейного воспитания. Успех обучения определяет совместная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей [7].

В настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Основной целью такого взаимодействия является сплочение родителей, детей и педагогов детского сада; создание единых установок на формирование психической деятельности; оказание эмоциональной поддержки; воспитание гармоничной личности.

Это позволяет наметить следующие задачи взаимосвязи всех субъектов воспитательного процесса:

- изучение интересов родителей в сфере психического развития их детей, методов воспитания и обучения;

- повышение педагогической компетентности родителей по всем фундаментальным основам вос-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

83

питания детей: физического, психического, социального, эстетического;

- определение эффективных психолого-педаго-гических условий как средства ознакомления детей с окружающей средой;

- гармонизация детско-родительских взаимодействий;

- выбор эффективных форм сотрудничества с родителям;

- побуждение родителей к активному участию в жизни группы;

- формирование у них ответственности за развитие своих малышей.

Для осуществления вышеуказанных задач мы выделили наиболее значимые, эффективные и содержательные формы работы с родителями. Среди них на первый план выходят традиционные формы работы (посещение родителями индивидуальных занятий, участие в совместных праздниках и др.), однако используются также и инновационные нетрадиционные методы (техника «Я-сообще-ния», составление синквейнов) [1, с. 36-42].

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов способствует более точному преподнесению материала, позволяют рассмотреть проблему с разных сторон и соответственно наметить более эффективные пути ее решения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в нашей работе реализуются педагогические условия, составляющие систему ранней помощи детям и способствующие формированию единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Это помощь детям в период адаптации к детскому саду; ранняя комплексная диагностика психического развития; разработка системы комплексных коррекционно-развивающих занятий; разра-

ботка технологий педагогического сотрудничества педагога, родителей и воспитателей.

Таким образом, разнообразие направлений воспитательного процесса дает возможность более широкого понимания его сущности и составляющих компонентов, открывает возможности разностороннего развития детей.

Грамотное использование компонентов, методов и приемов воспитательного процесса объединяет усилия педагогов и семьи в развитии ребенка. Эффективность реализации воспитательного процесса зависит от осуществления и углубления системного и комплексного подходов.

Библиографический список

1. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 2. - С. 36-42.

2. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М., 2006. - 207 с.

3. Калинина Р.Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 2-9.

4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - М.: Гардарики. - 2000. -255 с.

5. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др. - М., 2002. - 143 с.

6. Методология, теория и практика воспитательных систем / под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Венд-ровской, В.А. Караковского. - М., 1996. - 240 с.

7. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.