Научная статья на тему 'Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума'

Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ВАРИАТИВНЫЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / МОНО- / ИНТЕРИ ТРАНСКУЛЬТУРНЫЕ УРОВНИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ETHNOART EDUCATION TECHNIQUES / RURAL SOCIETY / VARIOUS ETHNOART EDUCATIONAL MODELS / MONO- / INTERAND TRANSCULTURAL LEVELS OF THE ETHNOART EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумова Г. С.

Представлены методические аспекты этнохудожественного воспитания сельских школьников, рассмотрены вариативные этнохудожественные воспитательные модели, возможности их реализации в условиях сельского социума, обоснованы методические подходы и технологии этнохудожественного воспитания сельских школьников на моно-, интери транскультурных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils’ Ethnoart Education Techniques in the Conditions of the Rural Society

The article presents methodical aspects of ethnoart education of the rural school students; considers variable ethnoart educational models, possibilities of their realization in the conditions of the rural society; proves methodological approaches and technologies of ethnoart education of the rural school students on mono-, interand transcultural levels.

Текст научной работы на тему «Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума»

УДК 37.014.018 ББК 74.04

Г олошумова Г алина Семеновна

доктор педагогических наук, профессор

филиал Уральского государственного экономического университета

г. Нижний Тагил Goloshumova Galina Semenovna Doctor of Pedagogy,

Professor

Branch of the Ural State University of Economics Nizhni Tagil Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума Pupils’ Ethnoart Education Techniques in the Conditions of the Rural Society Представлены методические аспекты этнохудожественного воспитания сельских школьников, рассмотрены вариативные этнохудожественные воспитательные модели, возможности их реализации в условиях сельского социума, обоснованы методические подходы и технологии этнохудожественного воспитания сельских школьников на моно-, интер- и транскультурных уровнях.

The article presents methodical aspects of ethnoart education of the rural school students; considers variable ethnoart educational models, possibilities of their realization in the conditions of the rural society; proves methodological approaches and technologies of ethnoart education of the rural school students on mono-, inter-and transcultural levels.

Ключевые слова: методика этнохудожественного воспитания, сельский социум, вариативные этнохудожественные воспитательные модели, моно-, интер- и транскультурные уровни этнохудожественной воспитательной среды.

Key words: ethnoart education techniques, rural society, various ethnoart educational models, mono-, inter- and transcultural levels of the ethnoart educational environment.

Многовековой процесс формирования российского общества предопределил его этническую неоднородность, которая сегодня оказывает значительное влияние на его развитие и функционирование. Проблема взаимоотношения этносов и культур - одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.

В условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социальноэкономической обстановки на всем его пространстве. Наблюдается возвратная миграция русских и представителей других национальностей России в места традиционного проживания их предков из ряда регионов Севера и Сибири и из стран ближнего зарубежья. Мигранты из Средней Азии, Прибалтики, Кавказа интенсивно расселяются в различных регионах Российской Федерации. До 20 % из них остаются в сельской местности. Из числа прибывших 30-32 % составляют дети.

Известно, что особая роль во взаимопонимании различных народов принадлежит искусству, содержащему общечеловеческие и национальные ценности и веками проверенный опыт воспитания. Искусство как часть этнической и общечеловеческой культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнокультурного сознания личности, фактором, определяющим круг ее ценностей.

Для возрождения российской «глубинки» следует обратиться к ее духовным истокам: национально-культурным ценностям региона, народным обрядам, промыслам, ремеслам, произведениям фольклора, традициям семейного и общественного уклада жизни.

Процесс этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума имеет свою специфику. Она определяется социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру подрастающего поколения. Культура сельского социума, являясь традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый уровень своего развития. Современная этнохудожественная культура села - это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с этим становление субкультуры сельского школьника осуществляется в рамках не только наследственной информации - ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на сельского школьника современных средств искусст-

ва, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Использование традиционных и современных видов искусства в этноху-дожественном воспитании сельских школьников позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном многонациональном социуме.

Педагогическая теория и школьная практика свидетельствуют о том, что преемственность этнохудожественных традиций возникает лишь тогда, когда подрастающее поколение начинает осваивать их еще в школьные годы. Особенно значим этот процесс в сельской местности, где субъекты сельского социума (школа, учреждения культуры и дополнительного образования, национально-культурные центры, центры социальной поддержки, религиозные организации и т. д.) аккумулируют в себе все социальные функции, исполняют не только образовательную миссию, но и определяют мировоззрение и менталитет будущего сельского жителя России. От уровня этнохудожественной воспитанности современного сельского школьника во многом будет зависеть укоренение развивающейся личности в пространстве национальной культуры, формирование способности сельского жителя перспективно мыслить и действовать в интересах России, с гордостью носить имя россиянина, отстаивая свою честь и достоинство как представителя многонационального российского народа. Сегодня в сельской местности проживает третья часть всего населения России, что делает обозначенную проблему особенно актуальной.

Этнохудожественное воспитание рассматривается нами как деятельность всех субъектов социокультурного пространства на селе, направленная на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ори-

ентацию и полноценное функционирование в социально-экономических условиях окружающего этнокультурного пространства [1; 3]. В данном контексте методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума разработана на основе совокупности факторов, научнотеоретических подходов и принципов, образовательных и социокультурных компонентов сельского социума, вариативных этнохудожественных воспитательных моделей, комплекса организационно-педагогических условий реализации воспитательного процесса на основе интеграции традиционных и современных видов искусства. Взаимодействие и взаимодополнение всех представленных компонентов методической системы обеспечивает ее функционирование на моно-, интер- и транскультурных уровнях.

Так, с учетом субкультуры сельских школьников, интересов, склонностей и художественных возможностей младшего, среднего и старшего школьного возраста спроектированы вариативные этнохудожественные воспитательные модели: идентификационная, герменевтическая и социально-

ориентированная [5].

Идентификационная модель позволяет создать у учащихся младшего школьного возраста художественно-образную картину своего социума. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание сельскими школьниками красоты родной земли, погружение в мир этнохудо-жественной культуры своего края, знакомство через обряды, традиции, народные промыслы с опытом прошлого и настоящего своего народа. В рамках этой модели осуществляется аудиовизуальная деятельность детей, в процессе которой учащимся предоставляется возможность передать свои ощущения и восприятие себя как жителя многонационального и трудового сельского социума. В качестве художественно-творческих заданий, отражающих накопленный этнокультурный опыт, чувство гордости и сопричастности к ценностям своего края, для детей младшего школьного возраста предлагаются создание фотофильма или слайдфильма, анимационного сюжета, проектирование минисце-

нария, подбор музыки к изображению, визуального ряда к музыкальному фрагменту, игровая имитация телепередач и т. п.

В средних классах реализуется герменевтическая модель. В соответствии с возрастными особенностями подростков осуществляется процесс интерпретации и постижения этнокультурных ценностей, в ходе которого формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности, происходит становление ценностной позиции личности, направленной на определение смысла и содержания накопленного этнохудожественного опыта в историко-культурном пространстве развития своего народа. Опираясь на значимость голографичности сознания ребенка, мы создавали условия для установления учащимися причинно-следственных связей между частью и целым (искусство и окружающий мир), при активизации эмоционально-чувственной сферы происходило обогащение аудиальной, визуальной, кинестетической природы познания мира, что способствовало формированию у подростков целостности этнохудожественного мировосприятия.

Социально-ориентированная модель, предназначенная для старшеклассников, направлена на раскрытие возможностей самореализации и самосозида-ния человека, возможности профессионального определения подрастающим поколением своего места и предназначения в этнокультурном и социально -экономическом пространстве сельского социума. Она содействует становлению личности, способной к признанию национально-культурной идентичности при сохранении своей национальной культуры и индивидуальности, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Модель предполагает выполнение ряда художественно-творческих заданий: «Медиареклама», «Новости недели», «Репортаж с места событий», «Пресс-конференция», которые позволяют старшеклассникам многоаспектно представить этнохудожественный потенциал своего села, показать пути и средства его социокультурного возрождения.

В процессе исследования были определены моно-, интер- и транскультурные уровни приобщения учащихся к этнокультурным ценностям на каждой ступени обучения.

На монокультурном уровне школьник проживает духовно-нравственные ценности своего микросоциума - семьи, в результате чего он приобщается к этнической культуре, приобретая определенные формы этнохудожественной творческой деятельности. Интеруровень связан с постижением искусства различных этнических обществ, проживающих в данном регионе. На этом уровне выявляется единство социокультурных устремлений этнических групп и происходит постижение разнообразия средств этнохудожественной выразительности, формируется ценностное отношение к своей культуре и культуре других народов. Приобщение подрастающего поколения к этнохудожественному материалу на транскультурном уровне обеспечивает постижение сельским школьником общечеловеческих ценностей через осознание, приобретение и проявление в диалоге культур индивидуальной ценностно-смысловой позиции.

Как показал анализ методических подходов в художественноэстетическом образовании учащихся [2; 4], воспитательный процесс целесообразно строить не на отдельных видах искусства, а на базе полихудожественно-го модульного подхода, позволяющего в зависимости от индивидуальных художественных склонностей, возможностей и интересов бережно погрузить учащихся в систему этнокультурных ценностей, создать реальную основу для вхождения каждого школьника в этнокультурное пространство как самоценное явление, порождающее потребность в продолжении и расширении духовных контактов в современном многонациональном социуме.

В контексте с данными идеями в условиях начального образования идентификационная модель была построена на взаимодействии модулей «Образы Я» и «Образ мира в искусстве». В среднем звене в условиях герменевтической модели разработаны «Интерпретационный» и «Интерактивный» моду-

ли. Для старшеклассников этнохудожественная социально-ориентированная модель состояла из «Имитационного» и «Транскультурного» модулей.

Технологическим механизмом реализации данных модулей выступили взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:

1) погружение в ценности этнохудожественного пространства в процессе анализа произведений традиционного и современного искусства, индивидуально-личностное проживание, осмысление и освоение сельскими школьниками универсальных общекультурных смыслов художественных текстов;

2) специализация каждого школьника в различных видах традиционной этнохудожественной деятельности села, народных промыслах, фольклорных ансамблях, кружках народного творчества, сельских традициях и обрядах, исходя из этнохудожественных особенностей развития каждого сельского населенного пункта, его природных ресурсов, наличия мастеров, педагогов-специалистов, уровня взаимодействия этнохудожественных и национально -культурных центров с воспитательным процессом на селе;

3) творческая аудиовизуальная деятельность сельских школьников, позволяющая с помощью современных медиасредств представить индивидуальные проекты как результат своей этнохудожественной деятельности, отражающие ценности сельского образа жизни, значимость труда, информирующие о народных мастерах, красоте окружающей природы, возможностях меж-культурной коммуникации в условиях сельской местности. На данном этапе сельский школьник выступает то в качестве сценариста, режиссера, постановщика, журналиста, телеведущего, актера, дизайнера, то в качестве критика, менеджера, продюсера, проектируя и формируя свою ценностно-смысловую позицию. Происходит открытие сельским школьником себя и других, ценностное осознание возможностей жизни на селе.

При разработке и реализации методических положений по этнохудожест-венному воспитанию сельских школьников важно учесть, что сегодня нельзя однозначно считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания воспитательного пространства на селе. Действенными фактора-

ми наряду со школой выступают дома культуры, национально-культурные центры, религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), культурно-исторические центры (музеи, заповедники), научные и производственные структуры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. Именно воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, максимального использования их специфических ценностей, возможностей при возрастающей педагогической роли образовательных учреждений (разных типов, статусов школ, учреждений дополнительного образования), способно стать подлинной средой этнохудожественного воспитания сельского школьника.

Библиографический список

1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа Текст / К.Ш. Ахияров. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2000. - 328 с.

2. Бейсенбеков, Ж.Ж. Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Ж.Ж. Бейсенбеков. - М., 1999. - 188 с.

3. Гурьянова, М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума [Текст] / М.П. Гурьянова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 48 с.

4. Сельская школа: социально-педагогические факторы обучения и воспитания [Текст] : монография / под ред. Г.И. Репринцевой. - М. : ИСПС РАО, 2005. - 196с.

5. Цирюльников, А.М. Вариативная организация и развитие сельской школы Текст / А.М. Цирюльников. - М. : Новая школа, 1992. - 114 с.

Bibliography

1. Akhiyarov, K.S. National Pedagogics and Modem School [Text] / Akhiyarov. - Ufa: BSPU Publishing House, 2000. - 328 p.

2. Beysenbekov, Zh.Zh. Pedagogical Bases of Hobby Group Organization In Art Processing of Leather at Rural School [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / Zh.Zh. Beysenbekov. - M, 1999. - 188 p.

3. Guryanova, M.P. The Concept of Viable Personality Forming in the Conditions of the Rural Society [Text] / М.Р. Guryanova. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 48 p.

4. Rural School: Social and Pedagogical Factors of Training and Education [Text]: Monograph / Under the Editorship of G.I. Reprintseva. - M: ISPS RAE, 2005. - 196 p.

5. Tserulnikov, A.M. Various Organization and Development of Rural School. -A.M. Tserulnikov. - M.: New School, 1992. - 114 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.