РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 373.31
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-28-37
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЕ
Джеканович НХ.
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
117133, г. Москва, ул. Академика Варги, д. 15, Российская Федерация
Аннотация. В представленной статье рассмотрены возможности развития исследовательских умений младших школьников на этнохудожественном материале. На основе идей и взглядов отечественных учёных дан анализ сущностной характеристики таких понятий, как «умения», «исследовательская деятельность», «исследовательские умения». Раскрыта специфика развития исследовательских умений у учащихся начальных классов. Выявлены значимость и актуальность обращения к этнохудожественному материалу, педагогический потенциал которого позволяет выйти на действенно-активную исследовательскую результативность младшего школьника.
Ключевые слова: умения, исследовательская деятельность, исследовательские умения младших школьников, этнохудожественный материал.
PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S RESEARCH ABILITIES DEVELOPMENT BASED ON ETHNOART MATERIAL
N. Djekanovic
Academy of fine arts and watercolors Andriaka
15, Academician Vargi ul, Moscow, 117133, Russian Federation
Abstract. The paper presents the opportunities of junior schoolchildren's research skills development with the use of ethnoart material. On the basis of the ideas and opinions of domestic scientists the analysis of essential characteristics of such concepts as "skills", "research activities", "research skills" is given. Specificity of primary school pupils' research skills development is disclosed. The importance and relevance of the use of ethnoart material is identified.
© Джеканович Н.Х., 2017.
Educational potential of such material allows to reach primary school children's efficient-active research activities performance.
Key words: skills, research activities, research skills of junior schoolchildren, ethnoart material.
В настоящее время одной из приоритетных целей системы образования становится развитие исследовательских умений на всех ступенях обучения, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Развитие исследовательских умений в младшем школьном возрасте имеет свою специфику, так как стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически, он исследователь по своей природе. Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающей действительности являются важнейшими чертами детского поведения [17].
Для того чтобы рассмотреть средства и условия эффективной организации процесса развития исследовательских умений в начальной школе, важно дать анализ сущности и структуры основных понятий, таких как «умения», «исследовательская деятельность», «исследовательские умения».
В научной литературе существует достаточно большое количество определений понятия «умение». Однако следует отметить, что единого толкования данного термина нет.
В словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова умение рассматривается как способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке [19, с. 939]. А.Н. Леонтьев указывает, что умение есть сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков, пси-
хическое свойство личности, ставшее внутренней возможностью наиболее успешного выполнения деятельности [8]. И.Ф. Харламов представляет умение как процесс овладения способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике [22]. В исследованиях А.В. Усовой и А.А. Боброва умение - это готовность выполнять действие [20].
Структура и содержание понятия «умение» в педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада раскрываются через освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Б.М. Бим-Бад указывает, что умения могут быть как практическими, так и умственными [1, с. 195]. В данном контексте в своей диссертации В.П. Ушачев определяет умение как способность учащегося выполнять умственные и практические действия на основе системы сформированных знаний [21]. Е.С. Рапацевич подчёркивает, что умение формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания [12, с. 113].
Таким образом, понятие «умение» довольно сложное и многогранное. О.В. Гаврилина отмечает два подхода к рассмотрению данного понятия [2, с. 35]:
1) умения рассматриваются как процесс деятельности, отдельные дей-
ствия усвоенные человеком, выполняемые сознательно (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.);
2) умения рассматриваются как готовность и способность выполнять определённые виды деятельности (П.Б. Гурвич, В.А. Петровский, Г.И. Щукина и др.).
Анализ содержания различных психолого-педагогических подходов позволяет О.В. Гаврилиной рассмотреть характер умения как «владение сложной системой действий и операций, которые подчинены осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях благодаря позитивному переносу приобретенных знаний и навыков» [2, с. 36].
Относительно младшего школьного возраста в рамках нашего исследования особое внимание заслуживают идеи Е.А. Милеряна [10, с. 51], по мнению которого умения - это «чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразном, успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях», т. е. основными характеристиками умения являются: способность личности, умственные и практические действия, опыт осуществления операций и действий [4].
На основе разработок А.М. Новикова умения можно классифицировать [11, с. 99] следующим образом:
1. По направленности: игровые, учебные, трудовые, профессиональные и т. д.
2. По уровням организации деятельности:
- операционные - умения выполнять отдельные технологические операции;
- тактические - умения организовывать и выполнять полный технологический процесс в изменяющихся условиях, в том числе в составе коллектива, команды;
- стратегические - умения самостоятельно проектировать и достигать главных, перспективных целей собственной деятельности, свободно владеть и варьировать различные технологии в условиях их трансфера, умения соотносить цели своей деятельности с целями своего коллектива, с окружающей средой.
3. По уровням овладения:
- первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретённый опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок;
- частично умелые действия - овладение умениями в выполнении отдельных приёмов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности;
- умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств её достижения. Овладение умениями на уровне тактики творческой деятельности.
- мастерство - овладение умениями на уровне стратегии творческой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений.
Формирование умений - процесс длительный. Он требует многократных и регулярных повторений в выполнении конкретной группы действий, поэтому очень важно строить образовательный процесс в начальной школе в деятельностном ключе, при котором младший школьник становится активным субъектом исследовательской деятельности [18].
Теория и практика наглядно свидетельствуют о возможности успешной организации исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования. Исследовательская деятельность младших школьников, по А.И. Савенкову, это особый вид деятельности, порождаемой в результате функционирования механизма поисковой активности и предполагающий не только поиск решения в условиях неопределённой ситуации, но и акт аналитического мышления (анализ получаемых результатов), оценку ситуации на этой основе, прогнозирование её дальнейшего развития, а также моделирование своих будущих действий [14]. Таким образом, под исследовательской деятельностью учащихся начальных классов понимается их деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую основу задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
Данная позиция позволяет нам сделать вывод, что исследовательская деятельность младших школьников -это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она
обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Исследовательская деятельность требует определённых умений, важнейшее из которых - выявлять проблемы, противоречия в наблюдаемых объектах действительности и, соответственно, использовать рефлексию знаний и умений, т. е. одним из значимых компонентов исследовательской деятельности являются исследовательские, которые можно определить как интеллектуальные и практические умения, необходимые для осуществления самостоятельного исследования. Рассматривая проблему формирования исследовательских умений младших школьников, Н.А. Семенова приходит к выводу, что исследовательские умения - это система интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность к самостоятельным наблюдениям, опытам, приобретаемая в процессе решения исследовательских задач [16].
На основе проведённого исследования с использованием контент-анализа Л.А. Лукьяновой представлен перечень исследовательских умений школьников, которые должны быть сформированы в процессе организации их исследовательской деятельности: «умение проводить эксперимент (опыты, наблюдения, измерения), умение выдвигать гипотезы, умение делать выводы, умение видеть проблему или проблемную ситуацию, умение работать с различными источниками информации и анализировать ее, уме-
ние подбирать и владеть различными методами исследования, умение планировать исследование, умение структурировать и конкретизировать» [9, с. 17]. Данные умения, как указывает автор, позволяют школьнику самостоятельно работать над проблемой исследования.
К сожалению, Л.А. Лукьянова не указывает возрастного периода учащихся, которым соответствуют выявленные исследовательские умения. В связи с чем для нас особую значимость имели труды А.И. Савенкова, в которых он конретизировал исследовательские умения, характерные для учащихся младшего школьного возраста: «умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение готовить тексты собственных докладов; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи» [16, с. 158].
Вышеизложенные позиции по сущностной характеристике умений легли в основу пяти групп исследовательских умений младших школьников, разработанную Н.А. Семеновой, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе организации исследовательской деятельности в начальной школе [16]:
1) умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые): умение выбрать тему исследования; умение увидеть проблему и поставить цель исследования; умение ставить задачи исследования; умения, связанные с выбором и применением доступных
методов исследования; умения, связанные с поиском и обработкой информации;
2) умения работать с информацией (информационные): умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом; умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своём тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы; умение работать с определением, понятиями, терминами; умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы); умения кратко излагать, конспектировать, применять приёмы конспектирования, условные знаки; искать цитаты, использовать ссылки; умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты; умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода;
3) умения организовать свою работу (организационные): умение организовать свое рабочее место; умение планировать работу; умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях;
4) умения представить результат своей работы: умения использовать различные формы представления результатов; умения задавать вопросы и отвечать на них; умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;
5) умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные): умения оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки; умения оценить работу, представленную другим исследователем; умение формулировать оценочные суждения, обосновы-
вать свою оценку; умение формулировать рекомендации, отзывы.
Таким образом, исследовательские умения имеют самый общий смысл и определяют когнитивные (познавательные) способности обучаемого, например: концентрировать внимание, воспринимать, осмысливать, запоминать, вспоминать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приёмы мышления (логику, индукцию и дедукцию), строить модели, систематизировать и классифицировать, структурировать, проводить мысленный эксперимент, интерполировать и экстраполировать [13, с. 34].
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста требуют особого подбора материала для развития исследовательских умений. Именно таким материалом является близкий и доступный для восприятия и исследовательской деятельности младшего школьника этнохудоже-ственный материал, т. е. целесообразно знакомить не с искусством «вообще», а с наиболее близким и доступным ребёнку конкретным этнокультурным его проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края. Всё это впитывается ребёнком на подсознательном уровне и входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития (Л.С. Выготский) [6, с. 8].
Выявляя педагогический потенциал этнохудожественного материала, в нашей работе мы останавливаемся на следующих его составляющих:
1. Многообразие видов и форм
этнохудожественного материала, его многофункциональность и доступность создают широкие возможности для многогранного раскрытия и проявления инновационного потенциала педагога в организации исследовательской деятельности детей [5].
Через свои основные функции (эстетическую, коммуникативную, утилитарную, познавательную, трудовую и т. д.) произведения этнохудо-жественной направленности в полной мере отражают своеобразие региона, края, страны. Художественная выразительность и эстетическая значимость этнохудожественных произведений настолько ярко выражены, что интерес к ним у детей не ослабевает в течение длительного времени, способствуя обострению у учащихся внимания к духовной культуре народа [8], активизирует поисковую активность и исследовательский интерес. Использование такого материала открывает большие возможности для разработки оригинальных педагогических подходов к развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
2. Соответствие специфике детского восприятия. Психолого-педагогические положения о возрастных особенностях младших школьников подчеркивают предметно-действенную направленность их восприятия, что требует материализации воспринимаемых объектов. Являясь материализацией духовных ценностей народа, представляя материализированный характер этнической культуры, этно-художественные произведения искусства способны глубоко воздействовать на ребёнка, обеспечивая слияние эмоциональных и рациональных компонентов [7].
3. Разнообразие идей и содержания произведений этнохудожественной направленности, раскрывающихся через образный знаково-символический язык. Исследования выдающихся психологов (Л.С. Выготский, Ж.1 Пиаже, Н.Г. Салмина) доказывают чрезвычайно значимую роль усвоения знаков и символов в культурно-историческом развитии детского сознания, а это позволяет говорить о том, что знаково-символический язык этноху-дожественного материала не только доступен детскому восприятию, но и создает наиболее благоприятные предпосылки для организации поисковой деятельности детей, развития умений и навыков исследования [3].
Исследование и познание младшим школьником знаково-символического языка этнохудожественного материала даёт возможность нового видения и осмысления мира, что подчёркивает необходимость введения педагогически ценного материала в содержание образования начальной школы.
Педагогический потенциал этно-художественного материала наиболее полно будет раскрыт в процессе развития исследовательских умений учащихся начальных классов при обеспечении следующих условий:
- реализации системно-целостного поэтапного подхода в изучении данного материала с учётом возрастных возможностей восприятия младших школьников;
- создании в детском коллективе эмоционально-нравственного климата, обеспечивающего не только мотивацию к исследовательскому поиску, но и желание предоставить результаты исследования, своих маленьких открытий для обсуждения среди сверстников и взрослых;
- организации художественно-практической исследовательской деятельности младших школьников по творческой реализации накопленного поискового опыта.
Реализация данных условий позволит выйти на действенно-активную результативность в организации исследовательской этнохудожественной деятельности детей: через интерес к этнохудожествен-ному творчеству пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Таким образом, развитие у младших школьников умений исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами образования и современного учителя начальных классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2012. 528 с.
2. Гаврилина О.В. Основные компоненты структуры исследовательских математических умений старшеклассников // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 34-39.
3. Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Ефимова П.С. Пути и средства активизации творческой деятельности личности в условиях модернизации образования // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.А. Кручинин. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. С. 199-204.
4. Голошумова Г.С. Актуальные понятия современной педагогики: круглый стол // Педагогика. 2003. № 7. С. 44-60.
5. Голошумова Г.С. Теоретические основы развития инновационного потенциала педагога // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 68-70.
6. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала: метод. пособие. М., 2005. 56 с.
7. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума: дис. ... док. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 407 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1980. 382 с.
9. Лукьянова Л.А. Характеристика исследовательских умений учащихся в процессе организации исследовательской деятельности школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2016. № 2 (271). С. 15-17.
10. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. 299 с.
11. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998. 134 с.
12. Рапацевич Е.С. Педагогика: современная энциклопедия. Минск, 2010. 719 с.
13. Сабирова Э.Г., Закирова В.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. Казань, 2015. 167 с.
14. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003. 204 с.
15. Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. 2011. № 5. С. 156-163.
16. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дис. . канд. пед. наук. Томск, 2007. 203 с.
17. Тагильцева Н.Г. Личностно ориентированное обучение младших школьников на уроках музыки // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 63-67.
18. Тагильцева Н.Г. Художественное общение в формировании коммуникативных навыков младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 17-20.
19. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. Т. 4. М., 1940. 1503 с.
20. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М., 1987. 80 с.
21. Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1988. 203 с.
22. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1990. 519 с.
REFERENCES
1. Bim-Bad B.M. [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2012. 528 p.
2. Gavrilina O.V. [The main components of the research structure of mathematical abilities of high school students]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2012, no. 12, pp. 34-39.
3. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Efimova P.S. [Ways and means of activization of creative activity of personality in the conditions of modernization of education]. In: Kruchinin V.A. ch. ed. Psikhologicheskaya nauka i praktika: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological science and practice: problems and prospects: proceedings of IV International scientific-practical conference]. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet, 2014, pp. 199-204.
4. Goloshumova G.S. [The actual concept of modern pedagogy: round table]. In: Pedagogika [Pedagogics], 2003, no. 7, pp. 44-60.
ISSN 2072-8395
2017 / № 4
5. Goloshumova G.S. [Theoretical bases of development of innovative potential of a teacher]. In: Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of education], 2011, no. 5, pp. 68-70.
6. Goloshumova G.S. Etnohudozhestvennoe vospitanie sel'skih shkol'nikov na materiale de-korativno-prikladnogo iskusstva Urala [Ethnoart education of rural schoolchildren on the material of the decorative-applied art of the Urals]. Moscow, 2005. 56 p.
7. Goloshumova G.S. Etnohudozhestvennoe vospitanie uchashchihsya v usloviyah sel'skogo sociuma [Ethnoart education of pupils in conditions of rural society: D. thesis in Pedagogic sciences]. Ekaterinburg, 2007. 407 p.
8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, 1980. 382 p.
9. Luk'yanova L.A. [Characteristics of the research skills of students in the process of organization of research activity of schoolchildren]. In: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. Pedagogical science], 2016, no. 2 (271), pp. 15-17.
10. Mileryan E.A. Psihologiya formirovaniya obshchetrudovyh politekhnicheskih umenij [Psychology of formation overall-labour polytechnic skills]. Moscow, 1973. 299 p.
11. Novikov A.M. Nauchno-ehksperimental'naya rabota v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Scientific-experimental work at an educational institution]. Moscow, 1998. 134 p.
12. Rapatsevich E.S. Pedagogika: sovremennaya ehnciklopediya [Pedagogy: modern encyclopedia]. Minsk, 2010. 719 p.
13. Sabirova E.G., Zakirova V.G. Formirovanie issledovatel'skih umenij uchashchihsya v in-formacionno-obrazovatel'noj srede nachal'noj shkoly [The formation of research skills of students in the information educational environment of elementary school]. Kazan, 2015. 167 p.
14. Savenkov A.I. Soderzhanie i organizaciya issledovatel'skogo obucheniya shkol'nikov [The content and organization of research training of students]. Moscow, 2003. 204 p.
15. Savenkov A.I. [Effective organization of research training of students]. In: Shkol'nye tekh-nologii [School technologies], 2011, no. 5, pp. 156-163.
16. Semenova N.A. Formirovanie issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov [Formation of research abilities of younger schoolchildren: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Tomsk, 2007. 203 p.
17. Tagil'tseva N.G. [Personally oriented education of junior schoolchildren at music lessons]. In: Nachal'naya shkola plyus Do i Posle [Elementary school plus Before and After], 2014, no. 1, pp. 63-67.
18. Tagil'tseva N.G. [Artistic communication in the formation of communicative skills of younger students]. In: Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2016, no. 1, pp. 17-20.
19. [Explanatory dictionary of the Russian language under the editorship of professor D.N. Ush-akov]. In 4 volumes. Vol. 4. Moscow, 1940. 1503 p.
20. Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchashchihsya uchebnyh umenij [Developing students]. Moscow, 1987. 80 p.
21. Ushachev V.P. Formirovanie issledovatel'skih umenij u uchashchihsya v processe proizvod-stvennoj praktiki na osnove aktivnogo ispol'zovaniya znanij po fizike [The formation of research skills of students in the process of production practice through active use of knowledge of physics. PhD thesis in Pedagogic sciences]. Chelyabinsk, 1988. 203 p.
22. Kharlamov I.F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1990. 519 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Джеканович Нурсяня Хосяиновна - заместитель декана по повышению квалификации и переподготовке кадров факультета дополнительного образования Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nursyanya H. Dzhekanovich - associate Dean for professional development of the faculty of additional education of the Andriaka Academy of fine arts and watercolors; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Джеканович Н.Х. Условия развития исследовательских умений младших школьников на этнохудожественном материале // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 28-37. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-28-37
FOR CITATION
Dzhekanovich N. Primary schoolchildren's research abilities development based on ethnoart material. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 28-37.
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-28-37