Научная статья на тему 'Содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе'

Содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / RURAL MIDDLE SCHOOL / INNOVATION PROCESS / INNOVATION MANAGEMENT / CONTENT OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров С. В.

В статье определено содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе. Выделены и охарактеризованы основные компоненты содержания управления инновациями: позитивные изменения в учебно-воспитательной системе сельской школы, повышение инновационной компетентности сельских педагогов, совершенствование школьной системы управления инновационным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESS IN A RURAL MIDDLE SCHOOL

The article defined the content management of innovation process in rural middle school. The main components of content of innovation management identified and characterized positive changes in educational system of rural school, increasing innovation competence of rural teachers, improving the management of the innovation process in school.

Текст научной работы на тему «Содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе»

нии окружающей реальности, находить высокий духовный смысл в деятельности.

5. Акмеологический подход обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки, направленной на актуализацию творческого потенциала педагогов, формирование стремления к самосовершенствованию, через ценности педагогической деятельности, стремление к профессиональному успеху.

6. Специфика профессиональной деятельности педагогов оказывает влияние на характер развития субъектности педагогов, динамику ее содержательных характеристик и личностных особенностей. Формой проявления профессиональ-

ного развития педагога выступает способность к самореализации профессиональных решений в процессе построения профессиональной жизни.

7. Личностно-профессиональное развитие педагогов учитывает самореализацию личностного потенциала педагога за счет встраивания педагогической деятельности в целостную жизнь педагога, мобилизацию сильных личностных сторон в процессе самосовершенствования педагогической деятельности; гармонизацию педагогической деятельности со своим внутренним видением и глубинным смысловым контекстом.

Библиографический список

1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - N° 11.

2. Радионова, Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. - 2006. - № 3-4.

3. Аббаньяно, Н. Введение в экзистенциализм. - СПб.: Алетейя, 1998.

4. Сластенин, В. А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе // Формирование личности учителя: сб. науч. тр. - М., 1995.

5. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.

6. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа Пресс, 1995.

7. Ebersole P. (1989) Meaning in life depth in the active married elderly / P. Ebersole, S. DePaola // Journal of Psychology, 123.

8. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 6.

9. Болотов, В.А. Меняющийся контекст образования и вызовы, стоящие перед системой // Педагогическое образование: современные про-

блемы концепции, теории и практика: сб. науч. ст.; под общей ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Управление РАОИПО, 2009.

10. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997.

11. Швецова, М.Н. Соотношение самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся: автореф. дис.... канд. психол. наук. -

Москва, 2000.

12. Юнг, К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994.

13. Асадуллин, Р.М. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества / Р.М. Асадуллин, Э.Ш. Ха-мито, В.С. Хазиев. - Уфа: Китап, 2000.

14. Фонарев, А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала: автореф. дис.. д-ра. психол. наук. - Москва, 2007.

15. Бердяев, Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.

16. Деркач, А.А. Рефлексивная акмеология: учеб. пособие. - М.: РАГС, 2008.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 371.215

С.В. Сидоров, канд. пед. наук, доц. ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: serwsi@yandex.ru СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье определено содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе. Выделены и охарактеризованы основные компоненты содержания управления инновациями: позитивные изменения в учебно-воспитательной системе сельской школы, повышение инновационной компетентности сельских педагогов, совершенствование школьной системы управления инновационным процессом.

Ключевые слова: сельская средняя школа, инновационный процесс, управление инновациями, содержание управления.

Инновационные процессы, охватившие современные сельские школы, требуют уточнения ключевых аспектов внутришкольного управления с учётом специфики сельской образовательной среды. Одним из таких аспектов, несомненно, является содержание управления инновационным процессом как целостной системой изменений в целях, содержании, организации и результатах образования сельских школьников.

Управление как процесс взаимодействия предполагает изменения в управляющей и управляемой системах. Изменения, происходящие в результате управленческой деятельности, свидетельствуют о протекании процесса и могут служить показателями успешности управления.

Синтезируя общенаучные (А.Н. Аверьянов, М.С. Каган, Ф.И. Перегудов, В.Я. Пилиповский, В.Н. Садовский) и научно-педагогические (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский,

И.Я. Лернер, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин) трактовки содержания, под содержанием процесса мы понимаем систему изменений, отражающих цели и результаты процесса. Основываясь на этом тезисе, содержание управления инновационным процессом в школе логично определить как систему позитивных изменений в целях, структуре, содержании образовательного процесса, в формах и методах его осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, в структуре управления образовательной системой.

В соответствии с разработанной нами концепцией [1], содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе включает следующие взаимосвязанные компоненты:

- позитивные изменения в учебно-воспитательной системе сельской школы;

- повышение инновационной компетентности сельских педагогов;

- совершенствование системы управления инновационным процессом.

Исходя из понимания управленческой деятельности как системы реализуемых в практике функций управления (Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), считаем целесообразным дифференцировать содержание управления позитивными изменениями в учебно-воспитательной системе по функциональному признаку, выделяя в нём:

- проблемный анализ состояния учебно-воспитательной системы школы;

- поиск и экспертиза инновационных идей;

- конструирование инновационного процесса;

- управленческая поддержка образовательных инициатив внутри школы;

- контроль и диагностика осуществление инновационных проектов;

- регулирование инновационного процесса;

- экспертиза результатов инновационной деятельности.

Педагогический анализ - процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он способствует познанию сущности управляемого процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи, учитываться реально существующие условия (Ю.А. Конаржевский [2]).

Проблемный анализ состояния образовательной системы позволяет выявить проблемы в её функционировании, а также возможности их разрешения. Анализ предусматривает выполнение ряда мыслительных операций [3]:

- описание образовательной системы сельской школы с выделением специфики её опыта и ресурсов;

- расчленение предмета анализа на составные части и описание этих частей;

- сравнение с идеальным (желаемым) состоянием, с состоянием в различных условиях;

- установление причинно-следственных связей;

- классификация признаков в предмете анализа, выделение основных характеристик;

- определение проблем, существующих в работе школы и требующих разрешения в инновационном процессе;

- обобщение полученных на предыдущих этапах аналитической работы сведений, объединение частей анализируемого предмета в одно целое (синтезирование);

- абстрагирование и предположение о путях разрешения выявленных проблем, исходя из имеющихся ресурсов и опыта.

Перечисленные операции отражают задачи анализа как управленческой функции, они пронизывают всю аналитическую работу. Их обязательное и комплексное выполнение является необходимым условием глубины анализа и объективности аналитических выводов. Глубина и научность анализа как основа проектирования инновационного процесса позволяет преодолевать часто встречающийся в практике сельских школ описательный, констатирующий подход к анализу - подход, при котором выполняются лишь две-три мыслительных операции.

Поиск и экспертиза инновационных идей направлены на отбор инноваций для внедрения в школе.

Поиск инновационных идей осуществляется на всех уровнях управления, что открывает доступ новым идеям из всех основных источников: не только «сверху», от администрации школы и вышестоящих органов управления образованием, но и от рядовых педагогов, учащихся, родителей, общественности. Отбор идей для разработки и реализации инновационных проектов осуществляется на основе экспертизы, проводимой внутри школы.

Основываясь на рекомендациях М. М. Поташника, В.С. Лазарева и др. [4], для экспертизы и оценивания инновационных идей мы взяли 15 параметров:

1) актуальность нововведения (соответствие потребностям школы, социальному заказу, федеральной, региональной и местной политике в сфере образования);

2) учёт особенностей сельской образовательной среды (опора на специфические возможности сельской образовательной среды, усиление влияния её позитивных и преодоление негативных факторов);

3) соответствие частных инновационных идей общей идее развития данной сельской школы;

4) предполагаемая результативность нововведения (оценивается по результатам данной либо аналогичной инновации в другом месте или на основе теоретического изучение потенциала идеи, опыта и интуиции экспертов);

5) степень новизны идеи (абсолютная, локальная, субъективная новизна, ретровведение и т.д.);

6) методическая разработанность идеи (наличие либо отсутствие, степень ясности и детализации описания содержания, структуры, этапов, технологий инновации);

7) возможности потенциальных участков освоения нов-

шества (информационная обеспеченность, наличие материальных ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможности повышения ресурсообеспеченности);

8) баланс интересов потенциальных участников инновации (учебная нагрузка, заработная плата, материальное стимулирование, вкусы и духовные потребности лиц и коллективных субъектов, в том числе неформальных групп);

9) возможное сопротивление нововведению (со стороны тех лиц и групп, идеи которых были отклонены, со стороны прежних носителей передового опыта, а также тех, для кого освоение нового требует огромных усилий, для кого инновации оборачиваются исчезновением возможности для безмятежного существования);

10) время, необходимое для освоения нового;

11) финансовые затраты на освоение новой идеи (оплата труда, материально-технической обеспечение инновации и др.);

12) организационные условия (наличие в системе управления структурных подразделений или должностей, необходимых для освоения нового, а также возможности для их создания либо перераспределения должностных обязанностей внутри имеющейся структуры управления);

13) нормативно-правовая обеспеченность (соответствие российскому законодательству, федеральным, региональным, муниципальным нормативным документам и локальным актам, возможности для согласования и разрешения инновации в вышестоящем органе управления образованием в случае необходимости);

14) привлекательность идеи для педагогов, которые будут её осваивать, а также для участвующих в инновации детей и их родителей;

15) соответствие уровню современных достижений педагогической науки и практики.

Исходя из специфики нашего исследования, в качестве цели инновационной деятельности выступает устойчивое целостное развитие сельской школы как специфической образовательной системы. Эта цель конкретизируется в наиболее общих (стратегических) задачах развития следующих образовательных систем:

- обучения сельских школьников в пределах государственного образовательного стандарта;

- дополнительного образования сельских школьников;

- воспитательной системы сельской школы, ориентированной на воспитание гуманной личности;

- интегративных связей в учебно-воспитательном процессе;

- связей сельской школы с социальной средой;

- повышения профессиональной компетентности сельских педагогов;

- внутришкольного управления.

При конструировании инновационного процесса определяются содержание, формы и методы работы, виды деятельности и этапы достижения целей и задач. В результате конструирования формируются инновационные проекты, отражённые в целевых программах и планах работы школы (перспективном, годовом, текущем)

Основываясь на общих требованиях к конструированию процесса, мы выделяем следующие основные требования к конструированию инновационного процесса в сельской средней школе:

- целенаправленность: соответствие всех компонентов конструируемой деятельности поставленным целям;

- перспективность: направленность плана, программы, проекта не только на ближние (достижимые за время осуществления), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию недостаточно);

- комплексность: использование в ходе конструируемого инновационного процесса разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- объективность: учёт в инновационном процессе объективных условий его реализации.

Поддержка образовательных инициатив в управлении

инновационным процессом обеспечивает инновационную активность его субъектов, выдвижение, разработку и внедрение инноваций изнутри образовательной системы. В условиях сельской школы эффективная поддержка образовательных инициатив позволяет конструировать образовательный процесс с учетом образовательных потребностей учащихся, их семей, сельского социума, с опорой на профессиональные интересы и возможности педагогических работников.

Поддержка образовательных инициатив в управлении образовательным процессом подразумевает:

- обеспечение обратной связи по вертикали в системе управления;

- своевременная экспертиза и тактичное оценивание инициатив;

- создание в школе постоянных и временных групп, занимающихся педагогической разработкой образовательных инициатив (обоснованием, проектированием и апробацией выдвинутых идей);

- создание условий для проявления инициатив (проведение творческих конкурсов, коллективных обсуждений актуальных проблем школы, индивидуальные и групповые творческие задания, анкетирования по различным вопросам работы школы и т.п.);

- изучение и развитие образовательных потребностей и профессионально-педагогических интересов;

- моральное и материальное стимулирование образовательных инициатив;

- организация консультирования по актуальным проблемам инновационно-педагогической деятельности в данной сельской школе;

- обеспечение доступа к источникам информации об инновационном опыте внутри и вне школы.

Контроль и диагностика играют важную роль в информационно-аналитическом обеспечении инновационного процесса, поскольку дают управлению необходимую информацию об управляемой системе. Информация служит основой для проблемного анализа состояния образовательной системы, для экспертизы и оценивания инновационных идей и реализованных проектов, для целеполагания и конструирования инновационного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В теории управления под информацией понимаются «данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения» (П.И. Третьяков [5]). Таким образом, поступающая информация позволяет субъекту управления постоянно узнавать что-то новое о процессе и результатах инноваций и на основе этих знаний:

- проектировать и осуществлять инновационный процесс в школе;

- оценивать эффективность отдельных инноваций и инновационного процесса в целом;

- выявлять успехи и недостатки в инновационнопедагогической деятельности;

- корректировать инновационное развитие школы и осуществление отдельных инноваций;

- выявлять и устранять собственные ошибки, повышать свою профессиональную компетентность и эффективность управленческой деятельности.

Информация в необработанном виде представляет собой совокупность разрозненных данных, постоянное использование которых в практике работы оказывается затруднительно. Поэтому контроль и диагностика должны включать не только сбор информации, но и её предварительную обработку, систематизацию, наглядное изображение полученных данных в графической и табличной форме.

Анализ работ О.Е. Лебедева, М.Л. Портнова, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, Н.А. Шубина и др. позволяет сформулировать основные требования к контролю и диагностике инновационного процесса:

- связь критериев оценивания с целями инноваций: контроль инновационного процесса должен давать ясный ответ на вопрос «Насколько достигнутый результат соответст-

вует поставленной цели?»; для этого критерии, во-первых, определяются по целям и задачам, во-вторых, конктеризиру-ются в показателях (например, цель - развитие познавательного интереса, тогда критерии - эрудиция и прилежание в учёбе, а показатели - деятельность, по которой можно судить о соответствии критерию: достижения в учёбе, участие в познавательных играх, посещение предметного кружка и т. п.);

- доступность понимания критериев и показателей всеми участниками инновации (педагогами, учащимися и их родителями): это требование позволяет добиться ясности в оценках, побуждать детей к самовоспитанию, а их родителей

- к сотрудничеству со школой;

- конкретность и тактичность оценок: оценка должна быть недвусмысленной, понятной и необидной по формулировке;

- рефлексивность используемых контрольнодиагностических методик: используемые методики должны побуждать к размышлению, к анализу и самоанализу, предоставлять участникам инновационного процесса возможность сочетания внешней оценки с самооценкой;

- системность контроля и диагностики: контрольнодиагностические методики должны использоваться, не от случая к случаю, когда вздумается, а в рамках единой системы изучения эффективности инноваций;

- комплексность в отслеживании информации: контрольно-диагностическая работа должна охватывать все аспекты развития школы, все направления осуществляемой инновационной деятельности;

- фиксирование и хранение полученной информации: новые данные в сравнении с предыдущими позволяют выявить динамику развития, оценить эффективность инновационного процесса за значительный отрезок времени;

- действенность полученной информации: информация не должна «лежать без дела», она становится основой для анализа, целеполагания, конструирования и организации дальнейшей инновационной деятельности, для совершенствования методики управления инновационным процессом.

Выявление и устранение недостатков в работе школы, оперативное реагирование на негативные тенденции в учебновоспитательном процессе, закрепление и развитие успехов, поддержание полезных инициатив достигается благодаря сочетанию контрольно-диагностической функции с функцией регулирования.

Необходимость регулирования обусловлено тем, что инновационный процесс в образовании основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность его участников), а с другой - к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно.

Для поддержания необходимой организованности любая образовательная система нуждается в эффективном регулировании. Эффективность (своевременность и оптимальность) регулирования во внутришкольном управлении основана на анализе. В свою очередь, анализ ситуации основывается на данных, полученных в результате текущего контроля. Регулирование инновационного процесса может достигаться:

- путём корректирования плана работы в ходе его реализации;

- посредством индивидуального объяснения ошибок и просчётов, рекомендаций по устранению недостатков в работе;

- осуществлением в школе системы стимулирования педагогического труда, учёбы, внеучебной деятельности;

- в процессе методической работы, позволяющей организовать коллективную и групповую деятельность по устранению наиболее общих противоречий;

- благодаря специальным целевым программам и др.

Экспертиза результатов инновационной деятельности

осуществляется на основе критериев процесса и результата (Р.Х. Шакуров [6]), разработанных для данной инновации в процессе её проектирования. Критерии результата позволяют

оценить произошедшие в системе изменения на основе сравнения результатов с целями инноваций и результатами, которых удавалось достичь до нововведения, а также с общими целями и задачами инновационного развития школы. Критерии процесса дают информацию о степени оптимальности путей достижения результатов, о качестве управления реализацией инновационной идеи.

Управление повышением инновационной компетентности сельских педагогов в системе управленческой деятельности в сельской школе выступает необходимым условием кадрового обеспечения инновационного процесса. Инновационная компетентность представляет собой профессиональнопедагогическую компетентность в сфере инновационной деятельности. В зависимости от особенностей внедряемой инновации, инновационная компетентность может включать различные компетенции, однако в её структуре всегда можно выделить два основных компонента: аксиологический и практический. Аксиологический компонент инновационной компетентности педагога включает знания, представления, убеждения и прочие педагогические ценности, владение которыми необходимо для инновационной деятельности. Практический компонент представляет собой совокупность умений и навыков, опираясь на которые педагог успешно осуществляет инновационную деятельность.

Управление повышением инновационной компетентности сельских педагогов включает:

- моделирование педагогической деятельности и инновационной компетентности педагога на основе специфики образовательной системы и предполагаемых инноваций;

- выявление уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

- соотнесение полученных результатов с разработанными моделями, выявление противоречий между требуемым и имеющимся уровнем компетентности;

- определение приоритетных направлений повышения профессионально-педагогической компетентности, как общих для всех педагогов, так и индивидуально для каждого;

- организацию личностно адаптированной деятельности по повышению инновационно-педагогической компетентности в системе осуществляемой в школе методической работы;

- контроль и коррекцию инновационно-педагогической компетентности.

В содержании управления инновационным процессом позитивные изменения в учебно-воспитательной системе школы и повышение инновационной компетентности педагогов являются взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Однако для их реализации этих необходимы

Библиографический список

изменения в самой системе управления. Следовательно, в содержании управления инновационным процессом выделяется ещё один компонент: совершенствование системы управления инновационным процессом.

Совершенствование системы управления инновационным процессом в сельской средней школе включает:

- обновление структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы;

- формирование структурных новообразований в системе управления;

- оптимальное распределение функциональных обязанностей в системе управления по вертикали и горизонтали;

- повышение качества реализации управленческих функций на всех уровнях управления;

- активизацию работы всех уровней управления школой (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления);

- включение в управление инновационным процессом всех его субъектов, а также заинтересованных лиц и социальных групп.

Реализация элементов совершенствования управления инновационным процессом в условиях сельской школы подразумевает: повышение управленческой компетентности

субъектов управления; учёбу ученического и родительского актива; педагогическое просвещение родителей в сфере инноваций; разработку и внедрение учитывающих специфику школы методик и технологий контроля и диагностики, экспертизы и оценивания инновационной деятельности, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри школы.

Итак, содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе представляет собой систему позитивных изменений в целях, структуре, содержании образовательного процесса, в формах и методах его осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, в структуре управления образовательной системой. Достижение глубоких и устойчивых позитивных изменений в учебно-воспитательной системе сельской школы возможно только во взаимосвязи с повышением инновационной компетентности сельских педагогов и совершенствование системы управления инновационным процессом. Рассмотрение содержания управления инновационным процессом во взаимосвязи изменений с основными видами управленческой деятельности, направленными на достижение этих изменений, выявляет специфику содержания управленческих функций в условиях сельской средней школы, работающей в инновационном режиме.

1. Сидоров, С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография / под ред. С.А. Репина. - Шадринск: Исеть, 2006.

2. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1986.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

4. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева - М.: Новая школа, 1995.

5. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. - М.: Педагогика, 1997.

6. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 371:351.851

Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. НГПУ, E-mail: dnv2@mail.ru;

С.А. Дроздова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: sad88@mail.ru

ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена описанию взаимосвязи между двумя психологическими феноменами - идентичностью личности и рефлексией. Доказано, что различные составляющие уровневой модели рефлексии имеют корреляционные взаимосвязи с компонентами идентичности личности. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие идентичности личности средствами рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.