Научная статья на тему 'Стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе'

Стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров С. В.

В статье обоснована и описана стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе. В разработанной стратегии содержание управления реализуется в преемственности следующих стадий: становления инновационного процесса, наращивания инновационного потенциала, структурной стабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе»

УДК 371.215

С.В. Сидоров

Шадринский государственный педагогический институт

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье обоснована и описана стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе. В разработанной стратегии содержание управления реализуется в преемственности следующих стадий: становления инновационного процесса, наращивания инновационного потенциала, структурной стабилизации.

Ключевые слова: сельская школа, инновационный процесс, управление инновационным процессом, стратегия управления.

Проблема развития образования в сельской местности обусловила активизацию инновационной деятельности в современных сельских школах. Вместе с тем, исследования показывают, что инновации в сельских школах сегодня, как правило, не обеспечивают устойчивого развития школьной образовательной системы, нося выборочный, эпизодичный и несистемный характер, не реализуя в полной мере особенности сельских школ во всем их многообразии [1]. Поэтому в качестве концептуальной цели управления инновационным процессом выдвигается обеспечение целостного устойчивого развития школы на основе инноваций.

Цель обеспечения долгосрочного устойчивого развития на основе инноваций требует разработки стратегии управления инновационным процессом, ориентированной на инновационное развитие сельской средней школы. Система управления представляет собой совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов (Н.И. Архипов, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, А.Г. Поршнев, М.М. Поташник и др.). Стратегия управления должна обеспечить динамику перечисленных компонентов, переводя их в новое состояние в соответствии с концептуальным замыслом.

Одним из важнейших признаков образовательной системы является ее открытость, что фактически означает:

1) образовательная система находится в окружении других образовательных систем, с которыми неизбежно взаимодействует;

2) любая образовательная система может каким-то образом взаимодействовать с другими (и не только с социальными) системами;

3) образовательная система функционирует в определённых условиях, с которыми она также взаимодействует.

Стратегия управления образовательной системой определяет общие подходы к разработке и реализации управляющих воздействий (Г.Н. Сериков) и отражается в основных направлениях развития образовательной системы (в отличие от тактики, включающей меры по достижению намеченных перспектив). Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин). Таким образом, стратегия управления:

• задает основные направления, перспективы развития образовательной системы;

• сама зависит от состояния как управляемой образовательной системы в целом, так и отдельных входящих в нее подсистем и (или) метасистемы, включающей данную образовательную систему.

Определяя структуру и содержание разрабатываемой стратегии, необходимо исходить из того, что стратегия должна отвечать следующим концептуальным

требованиям:

• обеспечивать глубокие изменения во всей образовательной системе сельской школы, придавая устойчивость и целостность ее долгосрочному развитию на основе инноваций;

• охватывать направления управленческой деятельности, ключевые для обеспечения эффективности инновационного процесса;

• в содержании инновационных преобразований опираться на объективные потребности сельской школы;

• обладать достаточной гибкостью, позволяющей учитывать не только общие особенности сельской образовательной среды, но и особенности конкретной сельской школы.

Анализ работ по стратегическому менеджменту (И. Ансофф, Ю.С. Васильев, Р.А. Фатхутдинов), а также по проектированию долгосрочного развития образовательных систем (В.Г. Бочарова, Б.С. Гершунский, А.У. Дерягина, Д.Ф. Ильясов, А.М. Моисеев, А.Н. Тихонов) позволил выявить наиболее общие требования к содержанию стратегии управления инновационным развитием образовательной системы:

• стратегия управления формируется на основе некоторой управленческой концепции и служит средством ее реализации;

• стратегия управления инновационным развитием образовательной системы должна отражать основное содержание процесса и деятельности его субъектов, специфику условий его протекания, а также его нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;

• в качестве основных аспектов ресурсного обеспечения процесса развития образовательной системы в стратегии управления выделяются обеспечение кадрами, информационно-методическими и материально-техническими ресурсами;

• в стратегии управления инновационным развитием должна предусматриваться подготовка системы управления и всех участников образовательного процесса к работе в инновационном режиме.

В качестве условий долгосрочного развития образовательной системы выделяются нормативно-правовые, перспективно-ориентирующие, стимулирующие, информационно-обеспечивающие [2]. Обеспечение этих условий в стратегии управления предполагает:

• разработку локальных актов, отражающих существенные аспекты инновационной деятельности и ее ресурсного обеспечения в условиях сельской средней школы на основе нормативно-правовой базы управления образованием в РФ (нормативно-правовые условия);

• стадийность, преемственность происходящих в школе преобразований, направленность деятельности не только на близкие, но и на дальние цели, на «бесконечность развития» (перспективно-ориентирующие);

• инновационную направленность педагогической деятельности, управленческую поддержку и поощрение педагогического творчества, образовательных инициатив, поиска новых педагогических идей (стимулирующие);

• создание структур, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о ходе и результатах управляемого процесса, осуществляющих поиск инновационных идей за пределами школы, накапливающих информацию об инновационном опыте внутри школы (информационно-обеспечивающие).

В ряде пособий по управлению развитием школы [3; 4; 5] выделяются три основные группы стратегий развития: стратегии локальных, модульных и системных изменений.

Стратегия локальных изменений предполагает улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов (например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам). Достоинствами этой стратегии являются сравнительная простота управления ее реализацией (планирования, организации инновационной деятельности и решения кадровых вопросов, научно -методического обеспечения, контроля, анализа), а также сравнительно невысокие ресурсные требования. Главный недостаток стратегии локальных изменений состоит в

том, что она не включает в инновационный процесс весь педагогический коллектив и не может обеспечить целостного развития школы. Данная стратегия может применяться для разрешения локальных противоречий, для корректирования отдельных аспектов работы или как начальный этап обновления школы.

Стратегия модульных изменений ориентирует на осуществление нескольких комплексных изменений. Совокупность изменений и образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Изменения, входящие в модуль, охватывают несколько участков жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекают в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива и усложняют управление. Например, на всех ступенях общеобразовательной школы вводятся новые предметы, относящиеся к различным образовательным областям, однако при этом возникает необходимость координации учебной нагрузки педагогов и учащихся, методической работы, взаимодействий «школа - семья» и т.д. Данная стратегия требует большей кадровой, материальной и информационной ресурсообеспеченности, чем предыдущая. Вместе с тем, она также не обеспечивает целостного развития школьной образовательной системы, однако при наличии комплекса взаимосвязанных модулей может использоваться для формирования основных стратегических направлений целостного развития школы.

Стратегия системных изменений предусматривает «полную реконструкцию школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки» [6, с. 192]. Такая стратегия осуществляется либо при изменении статуса школы (превращение ее в новое образовательное учреждение), либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Достоинство этой стратегии - возможность осуществить наиболее глубокие изменения в жизнедеятельности школы, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы. При осуществлении системных изменений в инновационную деятельность вовлекается весь педагогический коллектив. Главные недостатки - сложность управления, необходимость обновления системы внутришкольного управления, наибольшие потребности в материальных и кадровых ресурсах, в информационном обеспечении.

Соотнося возможности охарактеризованных групп стратегий с концептуальными требованиями, остановимся на стратегии системных изменений как наиболее отвечающей содержанию модели управления инновационным процессом в сельской средней школе. Вместе с тем, отмечаем возможность модульного стратегического планирования как путь обеспечения адаптивности управления, при условии, что каждый модуль соответствует приоритетному стратегическому направлению и является компонентом целостной системы стратегических модулей, совокупность которых обеспечивает целостное развитие школы.

Анализ работ Н.П. Капустина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. показывает, что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы включает следующие взаимосвязанные аспекты:

• работу по проектированию и реализации инновационных преобразований;

• работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

• работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

• работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

• совершенствование работы внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

• осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

• осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

• осуществление информационно-методического обеспечения инновационной деятельности.

Эти аспекты определили основные направления управленческой деятельности и структурные особенности разрабатываемой стратегии.

Реализация в стратегии специфики сельской образовательной среды основывается на осмыслении приоритетных задач модернизация образования в сельской местности, сформулированных Б.А. Куганом:

• превращение образовательной системы в главный источник социальной модернизации села, обеспечивающей обустройство на селе новой жизни;

• выход образования из ведомственного состояния, превращение сельских школ в центры культуры и образования на селе;

• включение сельского социума в субъект образовательного процесса, его активизация во взаимодействии «школа - социум» [7, с. 59-60].

При разработке стратегии необходимо ориентироваться на пятилетний срок ее реализации.

Цель данной стратегии состоит в том, чтобы сформировать систему адаптивного управления, посредством интеграции всех субсистем и направлений развития обеспечивающую целостное устойчивое развитие сельской средней школы на основе инноваций.

Стратегия направлена на решение следующего комплекса задач:

• разработку нормативно-правового обеспечения управления инновационным процессом;

• модернизацию системы управления сельской средней школой;

• подготовку всех участников образовательного процесса к работе школы в инновационном режиме;

• информационно-ресурсное обеспечение инноваций;

• стимулирование участников инновационного процесса, создание у них мотивации участия в инновационной деятельности.

Разработанная стратегия управления инновационным процессом в сельской средней школе ориентирована на системные изменения, поскольку предполагает значительные взаимосвязанные изменения всей образовательной системы. Вместе с тем, она имеет модульную структуру, позволяющую поэтапно осуществлять изменения системы, более эффективно отслеживать и корректировать изменения, происходящие на каждом стратегическом направлении.

Содержание стратегии раскрывается в основных стратегических модулях и стадиях ее реализации.

В стратегии управления выделен ряд стратегических модулей (СМ), позволяющих структурировать систему управленческих действий по объекту управления:

• развитие образования в сельской средней школе;

• работа с кадрами;

• формирование и развитие совокупного субъекта управления школой;

• работа с семьями учащихся;

• развитие связей со средой, окружающей школу;

• совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

• информационно-методическое обеспечения инновационной деятельности;

• развитие материально-технической базы школы.

СМ «Развитие образования в сельской средней школе» реализуется посредством определения приоритетных направлений развития образовательного процесса на основе

анализа опыта, проблем и ресурсов сельской средней школы, а также за счет эволюционного наращивания глубины инновационных преобразований и эффективности инноваций.

СМ «Работа с кадрами» включает: изучение квалификационно-компетентностных потребностей школы, обусловленных спецификой планируемых инноваций; организацию повышения профессионально-педагогической компетентности; стимулирование и мотивацию инновационной деятельности.

СМ «Формирование и развитие совокупного субъекта управления» ориентирует на модернизацию системы внутришкольного управления, развитие соуправления, повышение управленческой активности педагогов, учащихся, родителей.

СМ «Работа с семьями учащихся» включает изучение условий семейного воспитания, формирование единства требований к учащимся в школе и семье, включение родителей в управление школой в качестве субъектов инновационного процесса, реализацию инновационных проектов во взаимодействии школы и семьи.

СМ «Развитие связей школы со средой» ориентирует на взаимодействие школы с сельской администрацией, сельхозпредприятием, домом культуры, фельдшерско -акушерским пунктом, с общественными и коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории села. В этом модуле предусматривается развитие межсистемных интеграционных связей со средой, в том числе с образовательной метасистемой (активизация участия школы в мероприятиях и конкурсах районного и регионального масштаба, укрепления связей с другими образовательными учреждениями, прежде всего со школами из соседних сел).

СМ «Совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности» предполагает создание двух контуров обратных связей адаптивного механизма управления инновационным процессом в сельской средней школе при решении следующих задач:

• создание системы внутришкольного контроля, обеспечивающего управление актуальной информацией, требующей оперативной коррекции, и накопление структурной информации, требующей глубокой переработки;

• повышение качества педагогического анализа, позволяющее осуществлять не только оперативные корректирующие действия, но и глубокую переработку данных, создавая новую информацию, необходимую для долгосрочного развития управляемого объекта;

• своевременные и сбалансированные по силе и направленности корректирующие воздействия на инновационный процесс.

СМ «Информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности» включает пополнение библиотечного фонда школы, создание видеотеки, накопление методических разработок педагогов, систематизацию материалов школьного архива, каталогизацию, создание школьного инновационного банка, а также создание в школе условий для доступа к необходимой информации.

СМ «Развитие материально-технической базы школы» определяет основные приоритеты обновления учебно-наглядных пособий, технических средств, реконструкцию помещений согласно специфике осуществляемых инноваций и требованиям к организации предметно-пространственной среды школы (в соответствии с техникой безопасности, санитарно-гигиеническими, психолого-педагогическими требованиями). Реализация этого стратегического модуля предполагает учёт бюджетных и внебюджетных источников финансирования, поиск новых источников развития материально-технической базы, оптимальное распределение материальных средств, удовлетворяющее потребности инновационного процесса в учебной литературе, наглядных пособиях, лабораторнопроизводственном оборудовании и ТСО и т.д.

Все модули стратегии управления инновационным развитием сельской средней школы взаимосвязаны и требуют постоянной координации деятельности субъектов управления в процессе осуществления стратегии.

Содержание управления в стратегии соотносится с основными стадиями адаптивного управления инновационным процессом, выделенными в нормативно -содержательном компоненте модели управления инновационным процессом в сельской средней школе. Далее описана реализация содержания стратегических модулей в стадиях адаптивного управления инновационным процессом в сельской средней школе

1-я стадия. Становление инновационного процесса

(1-й год)

Развитие образовательного процесса. Определение приоритетных направлений развития образовательного процесса на основе анализа опыта, проблем и ресурсов сельской средней школы. Реализация инновационных проектов подготовительного характера, позволяющих сравнительно быстро добиться явных положительных результатов и создать предпосылки для системных преобразований.

Работа с кадрами. Изучение квалификационно-компетентностных потребностей школы, обусловленных спецификой планируемых инноваций. Разработка документации, отражающей обновление требований к профессионально-педагогической деятельности. Стимулирование инновационно-педагогической деятельности. Формирование в сельской школе «нового педагогического мышления».

Формирование и развитие совокупного субъекта управления школой. Разработка документации, отражающей функции и структуру совокупного субъекта управления, регламентирующей взаимоотношения участников инновационного процесса. Формирование основных структурных компонентов системы управления инновационным процессом, а также перераспределение функций в соответствии с требованиями инновационной деятельности.

Работа с семьями учащихся. Изучение условий семейного воспитания. Формирование единства требований к учащимся в школе и семье, отражение их в документах, разработанных совместно с родителями.

Развитие связей школы со средой. Разработка документов, регламентирующих взаимодействие школы с юридическими лицами социальной среды. Введение новых эпизодических (разовых) форм взаимодействия со средой. Формирование в сельском социуме «нового мышления» - позитивного отношения к инновациям, к новому «образу школы», к новому образу сельского учителя-инноватора.

Совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности. Отбор и освоение новых методов и средств педагогического анализа, контроля и диагностики, позволяющих объективно оценивать ход и результаты инновационной деятельности. Первичное распределение между субъектами управления и закрепление в локальных актах объектов и задач внутришкольного контроля. Оперативное разрешение возникающих противоречий по первому контуру обратной связи. Накопление опыта регулирования и коррекции.

Информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности. Формирование школьного инновационного банка, создание в школе условий для доступа к необходимой информации. Разработка положения о статусе школьного инновационного банка, о формах и процедурах создания, отбора, накопления, хранения и использования накапливаемой в нем информации. Пополнение библиотечного фонда школы новинками психолого-педагогической и методической литературы, содержащими актуальные педагогические идеи.

Развитие материально-технической базы школы. Оценка потребностей школы в материальных ресурсах, необходимых для начала реализации системы педагогических инноваций. Поиск новых материальных ресурсов, возможностей более эффективного использования имеющихся ресурсов внутри сельской школы и в ее ближайшем социально-экономическом окружении.

2-я стадия. Наращивание инновационного потенциала

(2-3-й годы)

Развитие образовательного процесса. Начало реализации инновационных проектов системообразующего характера, определяющих основные направления и перспективы долгосрочного развития образования в сельской средней школе с учетом ее особенностей. Формирование системы инновационной деятельности в рамках единого инновационного процесса.

Работа с кадрами. Совершенствование системы ресурсно-кадрового обеспечения инновационного процесса (усиление инновационной направленности методической работы внутри школы, организация повышения профессионально-педагогической компетентности). Накопление и совершенствование сельскими педагогами успешного инновационного опыта.

Формирование и развитие совокупного субъекта управления школой.

Совершенствование системы управления (отлаживание структурных связей, усиление взаимопонимания, исключение неоправданного дублирования управленческих действий и функций). Включение в активную управленческую деятельность учащихся и родителей. Формирование новых школьных традиций. Накопление опыта управленческого взаимодействия.

Работа с семьями учащихся. Включение родителей в управление школой в качестве субъектов инновационного процесса. Начало реализации долгосрочных инновационных проектов сотрудничества школы и семьи, основанных на интегрировании позитивного опыта школьного и семейного воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие связей школы со средой. Формирование системы взаимодействия школы с сельской администрацией, сельхозпредприятием, домом культуры, фельдшерско-акушерским пунктом, с другими общественными и коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории села. Укрепление метасистемных связей в процессе инновационной деятельности. Начало реализации долгосрочных инновационных проектов, основанных на метасистемной интеграции.

Совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности. Формирование системы внутришкольного контроля, обеспечивающего полноту и достоверность информации о ходе изменений в образовательной системе. Целенаправленная работа по повышению качества педагогического анализа. Накопление опыта контрольно-диагностической и аналитической деятельности. Отбор наиболее эффективных средств, форм и методов контроля, анализа и регулирования. Преобладание сбалансированных по силе и направленности корректирующих воздействий.

Информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности.

Накопление методических разработок педагогов, систематизация и каталогизация материалов. Создание школьного видеоархива. Пополнение библиотечного фонда школы психолого-педагогической и методической литературой, необходимой для успешного осуществления конкретных инноваций. Совершенствование способов хранения и обработки информации в инновационном банке, оптимизация ее структуры и процедур доступа к ней.

Развитие материально-технической базы школы. Совершенствование системы ресурсно-материального обеспечения инновационного процесса. Привлечение новых ресурсов для обновления учебно-наглядных пособий, технических средств, реконструкции помещений в соответствии со спецификой осуществляемых инноваций и требованиями к организации предметно-пространственной среды образовательного процесса.

3-я стадия. Структурная стабилизация (4—5-й годы)

Развитие образовательного процесса. Осуществление системы долгосрочных и

краткосрочных инновационных проектов в их взаимосвязи (в том числе «пакетные» инновации, предполагающие реализацию нескольких инновационных проектов в рамках общего инновационного направления). Реализация в инновационном процессе уникальности данной сельской школы.

Работа с кадрами. Закрепление, совершенствование и тиражирование инновационного опыта, его переход в разряд традиций. Использование накопленного инновационного опыта для новых проектов. Поощрение педагогического творчества, образовательных инициатив, поиска новых педагогических идей. Инновационная направленность методической работы.

Формирование и развитие совокупного субъекта управления школой. Сохранение гибкости структуры управления, ее восприимчивости к инновациям. Использование накопленного опыта управленческого взаимодействия для реализации новых проектов. Стимулирование управленческой активности педагогов, учащихся, родителей. Ротация индивидуальных участников инновационного процесса в структуре управления. Обновление школьных традиций.

Работа с семьями учащихся. Стимулирование инновационной и управленческой активности родителей. Реализация в инновационном процессе единства школьного и семейного воспитания с учетом специфики местных социокультурных условий.

Развитие связей школы со средой. Постоянное взаимодействие сельской школы с метасистемой. Закрепление статуса школы как центра культурно-воспитательной работы на селе. Реализация специфики местных социально -экономических условий во взаимодействии школы со средой. Систематическое участие школы в мероприятиях и конкурсах, проводимых в районе, в регионе.

Совершенствование контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности. Совершенствование системы контроля и диагностики, повышение точности педагогического прогнозирования. Своевременное обновление диагностических методик, форм, методов и средств контроля в соответствии с требованиями новых проектов. Своевременные и сбалансированные по силе и направленности корректирующие воздействия на образовательную систему школы. Сбалансированность работы двух контуров обратных связей, обеспечивающих адаптивность управления.

Информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности.

Активное пополнение школьного инновационного банка, увеличение в работе школы доли инноваций, разработанных внутри школы. Ротация педагогических идей и технологий (обновление устаревших методических разработок новыми версиями, сохранение старых разработок в архиве, возвращение к нереализованным перспективным идеям, осуществить которые теперь появилась возможность и т.д.). Обеспечение доступа в школу новых педагогических идей и технологий извне.

Развитие материально-технической базы школы. Оптимальное распределение материальных средств, удовлетворяющее потребности инновационного процесса в учебной литературе, в наглядных пособиях, в лабораторно-производственном оборудовании, в технических средствах обучения и т.д. Использование статуса инновационного образовательного учреждения для доступа к дополнительным источникам финансирования.

Модульная структура стратегии, соотнесенная со стадиями управления инновационным процессом, обеспечивает адаптивность управления, повышая возможности учета особенностей каждой стадии:

1) на стадии становления инновационного процесса формируются модули, но связи между ними еще недостаточно отлажены, поэтому на этой стадии стратегия обеспечивает ориентированность на системный характер изменений как на перспективу развития управления (от квазисистемы модульных изменений - к целостной системе инноваций);

2) на стадии наращивания инновационного потенциала развитие модулей

сопровождается развитием и укреплением связей между ними, благодаря интеграции модулей, изменения сельской школе на этой стадии приобретают системный характер;

3) стадия структурной стабилизации осуществляется при наличии в сельской средней школе целостной системы инноваций, интеграция модулей завершена, обновляется лишь их содержание.

Библиографический список

1. Бочарова, В.Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума / В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.

2. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней : монография / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 632 с.

3. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 352 с.

4. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева ; под ред. П.И. Третьякова. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин ; под ред. Т.И. Шамовой. - М. : ВЛАДОС, 2001. -320 с.

6. Управление развитием школы : пособие для руководит. образоват. учрежд. / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.

7. Куган, Б.А. Модернизация управления образованием в сельском социуме: механизм реализации / Б.А. Куган // Актуальные проблемы управления образованием в Зауралье. - 2001. - № 1. - С. 59-70.

© Сидоров С.В., 2011

Автор статьи - Сергей Владимирович Сидоров, кандидат педагогических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический институт, e-mail: serwsi@yandex.ru.

Рецензент - А.А. Малахов, кандидат педагогических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.