Научная статья на тему 'УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ (МОСКВА, 14.04.99 Г.)'

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ (МОСКВА, 14.04.99 Г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ (МОСКВА, 14.04.99 Г.)»

ОПЫТ РЕГИОНОВ

Учредительное собрание

Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий

(Москва, 14.04.99 г.)

В.П. Черный, Председатель РЭК Саратовской области, открыл собрание, отметив, что на него прибыли представители 18 РЭК; присутствуют представители ФЭК России (Председатель и его заместители), а также других организаций и объединений ТЭК. Свое решение о вступлении в Ассоциацию письменно подтвердили: РЭК Республики Карелия, Красноярского края. Новосибирской, Саратовской, Воронежской, Тюменской, Волгоградской, Ивановской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей, поэтому можно считать, что Ассоциация может быть создана в соответствии с учредительными документами, разработанными в Саратове.

Шаталов В.И., Председатель РЭК Новосибирской области, отметил, что согласие о вступлении в Ассоциацию по сибирскому региону подтвердили РЭК Читинской и Омской областей, а также Республики Хакасия, но по объективным причинам их представители приехать не смогли.

Кравченко В.М., начальник нормативно-правового Управления ФЭК России, задал вопрос о том, кто может являться членом Ассоциации и каков статус остальных представителей организаций, присутствующих на собрании.

Кузин И.Г., Председатель РЭК Воронежской области, подчеркнул, что представителям РЭК делегировано право голосовать на учредительном собрании за документы, разработанные в Саратове. Далее собрание рассмотрело вопрос о месте регистрации Ассоциации и об альтернативных учредительных документах.

Задернюк А.Ф., Председатель ФЭК России, отметил, что создание Ассоциации имеет более чем годичную историю. И первоначальная идея заключалась в том, что нужен своеобразный отраслевой профсоюз, который объединит регулирующие органы и только "В принципе, V меня нет никаких принципиальных возражений против устава и учредительного договора, но я хотел, чтобы этот вопрос рассмотрели более детально и внимательно. Раньше на совещаниях обсуждалось, что основными членами Ассоциации, ее учредителями будут РЭКи, работающие на профессиональной основе, имеющие статус юридического лица и несущие ответственность за свои решения в любом порядке, включая судебный. И велся разговор о том, что нельзя отодвигать те Комиссии, которые не имеют юридического статуса. Пока их ввести со статусом ассоциированных членов, а затем они будут переходить в по-стоянные, основные члены Ассоциации -поэтапно по мере реализации закона "О

регулирования тарифов", который подразумевает создание юридических лиц РЭКов. В предложенных же учредительных и уставных документах мы видим, что ассоциированными членами Ассоциации могут быть все, например ассоциации металлургов, аграриев и прочих профессиональных и непрофессиональных организаций - вне зависимости от их организационно-правовой формы". В связи с этим надо внимательнее рассмотреть цели создаваемой Ассоциации. Основная из них - горизонтальная интеграция РЭК, для разработки нормативно-правовых основ регулирования на региональном и федеральном уровнях, образования института экспертизы, который помогал бы работать в первую очередь РЭК и ФЭК России. Ассоциация могла бы учреждать и другие институты, которые содействовали бы созданию основ нормативно-методической базы регулирования в топлинно-энергетическом комплексе. "Придание же Ассоциации более широкого статуса, когда в нее могут вступить все, кто только хочет, независимо от организационно-правовых форм собственности - а энергетические услуги оказывают тысячи организаций, в том числе те, которые подпадают под статус субъектов регулирования - нецелесообразно. Я подразумеваю, что здесь может быть искажение первоначальных целевых установок Ассоциации". Поэтому на первом этапе лучше создать действительно профессиональную Ассоциацию, что оговаривалось год тому назад, на всех совещаниях; это была бы Ассоциация регулирующих органов, и только - причем не всех регулирующих органов, как записано в уставе, а только в топливно-энергетическом комплексе. Нужно, видимо, сузить численность учредителей и ее членов, а также ограничить задачи Ассоциации, замыкая ее на решение задач регулировании ТЭК. Основные члены - РЭК со статусом юридического лица, ассоциированные члены - РЭК и только со статусом полупрофессиональных.

Сейчас, по закону, все РЭКи являются органами государственного регулирования, а их работники являются государственными служащими, поэтому надо не забывать о сфере ответственности закона "О госслужбе". Вследствие этого нельзя создавать и некую закрытую Ассоциацию, это общественная организация, где должны быть соблюдены все демократические процедуры. "И уж безусловно, никто не порывается диктовать решения членам Ассоциации, но иметь право в обсуждении всех этих вопросов ФЭК России должна. Таким образом, она поддерживает идею создания такой

организации, которая ставила бы своей целью решение задач объединения регионов, причем горизонтального - без вертикальной иерархии, без давления со стороны каких-то отдельных феде-оальных и региональных структур. "Могу сказать, что мы готовы после принятии решения учредителями, подг отовить обращение в Правительство с тем, чтобы оно приняло специальный документ по поддержке этой идеи горизонтальной интеграции ое1улирующих органов ТЭК. Если это действительно будет объединением регулирующих органов ТЭК и не будут ставиться цели расширения Ассоциации"

В рамках базового для работы РЭК закона "О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" определяется перспектива государственного регулирования региональных естественных монополий, локальных естественных монополий, но правовой базы для этого пока нет. Пока лишь внесены проекты тех документов, которые дали бы РЭКам эти нормативные права по peí улированию локальных естественных монополий на территории субъекта - и роль Ассоциации здесь может быть очень значимой. "Только надо уберечь Ассоциацию от несвойственных подобному opi ану целей и задач, кренов и устремлений в политические процессы. И тогда с достаточно большей долей уверенности можно утверждать, что Правительство одобрит такую организацию и поручи г ФЭК России принять участие в ее работе, в том числе в качестве основного члена. Пока же Комиссия но имеет права принимать решение о зступлении в основные, ассоциированные и иные субъекты Ассоциации. Позиция ФЭК России достаточно прозрачна: мы должны создать такой институт, который помогал бы повышать качественный уровень профессиональной работы зне любых иных устремлений".

Шаталов В.И., как один из авторов учредительного договора и устава отметил, что основные мысли, которые А.Ф. Задернюк высказывал в свое время, нашли полностью отражение в указанных документах. Учредителями Ассоциации могут выступить РЭКи, являющиеся юридическим лицом, а задача Ассоциации - поддержка ее членов не только в профессиональном, но и в профсоюзном плане.

"Кто может быть членом этой Ассоциации? - В первую очередь РЭКи, независимо от того, являются ли они юридическим лицом или нет. Тем более, что закон, в конечном счете, сейчас обязывает все РЭКи перейти на профессиональную основу. Закрывать дорогу для обмена мнениями, для повышения профессионального уровня в рамках Ассоциации для таких непрофессиональных" комиссий, наверное, не следовало бы и потому, что мнение такой РЭК может оказаться как раз более обоснованным".

В тоже время Ассоциация - не клуб по интересам, а то место, где представители органов регули-

ОПЫТ РЕГИОНОВ

роеания должны услышать друг друга, а также всех тех, ради кого осуществля-ется регулирование.

Ассоциация - не орган, который принимает решение по установлению тарифов, поэтому нет опасности, что ее мнение будет противоречить закону и выплеснется в регулирование тарифов. "Но я думаю, что только такой орган может реально изменить положение дел в ценовом регулировании в энергетике. Очень много предложений, которые формулируются ФЭК России, на терри юринх регионов проходят с трудом. Были рекомендации по установлению дифференцированных тарифов, но наше меню тарифов настолько бедное, что потребитель из него ничего выбрать не может. Если мы говорим, что эти дифференцированные тарифы не нарушают права естественных монополий, тех кто оказывает услуги по производству, передаче, что к нему есть интерес у потребителя - то где же еще, как не в рамках Ассоциации, посмотреть и на экономический эффект от установления тарифов, учитывать мнения потребителей и предлагать иные меню тарифов? Где еще сам потребитель может изъявлять желание тем или иным образом участвовать в регулировании графика нагрузок и так далее?"

Ассоциация - но закрытая организация регулирующих органов, она - то место, где голос каждого должен быть услышан, ему должна Оыть дана справедливая оценка, а из множества г олосов следует формировать продуктивные предложения. Поскольку в документах Ассоциации не говорится об основах ценообразования, о политике ценового регулирования, Правительство может ее поддержать. Сформулированные цели и задачи вобрали в себе весь предыдущий опыт работы регулирующих органов, поэтому устав и учредительный договор Ассоциации направлены на го, чтобы этот опыт был расширен, переложен на деятельность и "непрофессиональных" РЭКов.

Учредительный договор и устав предусматривает в этом плане определенные процедуры и они будут соблюдены. Вопрос о том, с какими целями и задачами в Ассоциацию приходят те или иные ассоциированные члены, вполне осязаем.

Обсуждая поправки к учредительным документам, представитель РЭК Санкт-Петербурга (Карпов А.И.) подчеркнул, что устав который был ранее разработан, надо обсуждать и что Ассоциация должна быть органом только РЭКов, как на это указывал А.Ф. Задернюк. В тоже время исполпи тельный директор Тамбовской РЭК (Матюшечкипа И А.) отметила, что в Ассоциацию должны входить и РЭКи работающие на "полупрофессиональной" основе; часто они находятся в данном статусе всего лишь из-за недостатка средств.

Задернюк А.Ф. отметил размытость такой общественной организации, в которую входят: потребители, производители, администрация, профсоюзы и прочие экологические организации. В тоже время "полупрофессиональные" РЭКи

ОПЫТ РЕГИОНОВ

нельзя отбрасывать от Ассоциации. ФЭК России утвердила Консультативный совет, где стремится выслушать всех, в том числе и Ассоциацию промышленников и предпринимателей, узнавать ее нужды и устремления. На втором Консультативном совете субъектов Федерации согласовываются интересы регионов.

"Ассоциация должна стать профессиональным органом - вот ее идея, поэтому учредительный договор и устав надо поправить таким образом: ' ассоциированными членами могут быть и имеют право быть РЭКи, работающие без статуса юридического лица до его образования, с последующим преобразованием ассоциирован ного члена в основные". Далее можно записать: "к работе в Ассоциации могут привлекаться, могут участвовать в пленарных заседаниях, совещаниях и конференциях любые общественные организации", чтобы не было так, будто членом Ассоциации может быть любой в России, тогда соберется 14 учредителей и 5000 представителей "всех остальных" и размоются задачи Ассоциации.

Янков К.В., заместитель Председателя ФЭК России, пояснил, что ФЭК России не может, по крайней мере сейчас, принять решение о своем участии в Ассоциации в качестве члена - без выраженного в той или иной форме согласия Правительства Российской Федерации, точно так же, как каждый из участников получил в той или иной форме одобрение исполнительной власти своего субъекта Федерации. Поэтому надо, чтобы ФЭК России имела статус пока участника с совещательным голосом.

При выдвижении кандидатур на пост Президента Ассоциации развернулась дискуссия о процеду ре его избрания и об уровне представительства и затем учредители перешли непосредственно к голосованию. Роздано бюллетеней для избрания Президента Ассоциации 15, в урне обнаружено 15, действительных бюллетеней - 15. За кандидатуру Сахарнова Юрии Викторовича подано 11 голосов, 3 против, 1 воздержался.

Сахарное Ю.В. поблагодарив за оказанное доверие, подчеркнул, что профессиональный опыт его работы в энергетике 25 лет, причем в регионах 15 лет: Вилюйская ГЭС, энергетические объекты Норильска, Сургутская ГРЭС, Богучанская ГЭС; к этому надо доба-вить 2 года работы в Федеральной энергетической комиссии. По опыту работы в Сибири и на Крайнем Севере становится ясно, что правильная грамотная работа региональных энергетических комиссий - залог развития регионов и государства в целом. Если правильно принимаются решения в регионах, то также успешно разрешаются экономические вопросы в стране. Поэтому создание Ассициации имеет огромное значение и для регионов, и для госу-дарства в целом.

Инициаторы создания Ассоциации - руководители с поистине государственным мышление

Ассоциация необходима и для ФЭК России, и для РЭКов; она поможет принимать сбалансированные решения и на правительственном уровне. Естественно, что постановления ФЭК России будут взвешенно тщательно анализироваться и согласо-выватьси именно через Ассоциацию с учетом мнений регионов, тогда и осуществиться требование ФЭК России, что бы тарифы стали прозрачными. А если решения будут действительно ясными и станут приниматься не в пользу какой-то одной отрасли - или нефтяников, или газовиков, или электроэнергетиков, то это обеспечит их соответствие требованиям регионов, а значит, и государства в целом.

К сожалению, затяжки с вопросом о создании Ассоциации в течение двух лет привели к тому, ню на протяжении вот уже шести месяцев поднимаются вопросы о ликвидации ФЭК России, или ее слиянии, или о ликвидации региональных энергетических комиссий. Ассоциация могла бы выступить от имени семидесяти и более регионов перед Правительством и донести свое мнение - не через федеральный орган власти, а напрямую. Создание таких ассоциаций дело не новое; Союз машиностроителей. Союз металлургов, Ассоциация банкиров - всего более двадцати ассоциаций и союзов объединяющих, все сектора экономики России, уже продуктивно работают. Премьер-министры встречались и будут встречаться с руководителями таких объединений для обсуждения вопросов о том, как работать и что ассоциации считают нужным сделать для равития промышленности. Из руководителей этих ассоциаций в правительстве создана комиссия, рассматривающая все касающихся их вопросы. Это исключает бюрократические задержки поскольку премьеры и вице-премьеры с руководителями ассоциаций работают напрямую, Есть все основания утверждать, что и ассоциация регулирующих органов получит прямой доступ к Правительству, Государственной Думе и Совету Федерации.

Что касается ФЭК России, то Ассоциация намерена работать с ней в полном взаимопонимании и совместно решать общие задачи как государства, так и регионов. Каждый член Ассоциации, а также и любая РЭК сег одня получают новые возможности выступить в средствах массовой информации, радио и телевидении.

После регистрации нашей Ассоциации информация о ней будет доведена напрямую и до премьер-министра, администрации Президента, Государственной Думы и Совета Федерации, чтооы наладить со всеми плодотворное сотрудничество.

Кутовой Г.П., заместитель Председатели ФЭК России, отметил: "То, о чем так долю говорили и мечтали все активные члены процесса государственного peí улирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, сегодня состоялось. Коллизии, которые произошли между

эуководством Федеральной энергетической комиссии и учредителями Ассоциации - не более <ак шероховатости. Сам процесс здоровый, цели и задачи ясны, благородны, и успех работы будет обеспечен активным участием Комиссии, которая безусловно, никуда не самоустранится".

Целесообразно сразу же сделать обращение в Правительство, в Совет Федерации, в Думу от имени уже учрежденной Ассоциации, заявить о себе и продекларировать свои цели и задачи. Нужно особо подчеркнуть неформальный способ организации и привлечения к решению всех зажнейших государственных вопросов и зегиональных проблем экономики ведущих специалистов регулирующих органов. Это позволит выработать и учесть аспекты, которые ино1да кажутся невидимыми, не столь уж значимыми. Многие проблемы получат соответствующую оценку. Представляется важной выработка программы взаимодействия, чтобы можно было совместно планировать какие-то мероприятия, формы участия в этой работе и добиваться совместного успеха.

Янков К.В. обратил внимание членов Ассоциации, на то, как были подготовлены учредительные документы: "Взят стандартный пакет учредительных документов акционерного общества и без особых изменений переписан.

Поскольку есть большое отличие между организацией коммерческой, для которой основной целью является финансово-хозяйственная деятельность, и организацией общественной, некоммерческой, какой является Ассоциация, то ряд положений о Правлении хотя и соответствуют, закону, но не вяжутся со статусом Ассоциации.

Это, например, касается механизма выдвижения кандидатов в Правление - в письменном виде

ОПЫТ РЕГИОНОВ

за 30 дней. Положение о Правлении следовало бы как-то переработать, сделать его проще, доступнее, чтобы на общем собрании Ассоциации на котором переизбирается Правление и Президент, допускалось свободное выдвижение и обсуждение выдвинутых кандидатур, как это делается в любой общественной организации. Надо бы включить в Положение о Правлении пункт, в соответствии с которым Правление на все свои заседания приглашает представителя ФЭК России и предоставляет ему совещательный голос".

Секретов П.Л., Председатель РЭК Волгоградской области, считает, что такую запись делать нецелесообразно: само собой разумеется, что у Ассоциации открытые заседания, прозрачные - и представители ФЭК России могут на них приходить. Результаты голосования по пункту "Член Федеральной энергетической комиссии, представитель Федеральной энергетической комиссии присутствует на заседании Правления с пра-вом совещательного голоса" таковы: за - 6, против - 8, воздержался - 1.

Шаталов В.И. подчеркнул, что первое правление будет проведено после регистрации, когда появятся соответствующие юридические документы; на него представители ФЭК России будут приглашены - и так будет всегда, так как деятельность Ассоциации не возможна без Комиссии.

В заключение Шаталов В.И. огласил список избранных членов Правления Ассоциации и Ревизионной комиссии Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий. Членами Правления избраны: Дубов В.В., Кузин И.Г., Росляков В.П., Секретов П.Л., Черный В.П., Шаталов В.И.; членами Ревизионной комиссии -Фирсов В.М., Барбаков В.М., Матюшечкина И.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.