УЧИТЕЛЯ СРЕДНИХ И НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
И.В. ЗУБКОВ
Кафедра истории России Московский педагогический государственный университет 117571, Москва, проспект Вернадского, 88
Статья посвящена основным характеристикам служебного и материального положения учителей наиболее распространенных типов начальной и средней школ в России в конце XIX начале XX и. (заработная плата, дополнительные доходы, пенсионное обеспечение и т. д.), уровню их образования, доле мужчин и женщин среди учителей.
В социальной истории России одной из наименее изученных общественных групп остается интеллигенция. В её составе была велика доля учителей-■ в 1896 г. в школах различных ведомств преподавали 114 тыс. человек (80 % из них - мужчины)1. В настоящей статье рассмотрены основные соционормативные характеристики учителей наиболее распространённых начальных и средних учебных заведений в конце XIX - начале XX в. - сельских одноклассных училищ, находившихся в совместном ведении училищных советов и дирекций народных училищ («земские школы»), реальных училищ, мужских и женских гимназий и прогимназий.
Учителя сельских школ составляли около 2/3 от учителей всех начальных школ. Так, например, в 1890 г. во всех типах начальных школ (5669 заведений) крупнейшего учебного округа - Московского - преподавали 8,5 тыс. учителей, из них 5,6 тыс. - в 4,6 тыс. земских школах2. Для преподавания в земской школе было необходимо обладать лишь начальным образованием. В 1890 г. образование ниже среднего имели 43,13 % учителей и 39,81 % учительниц Московского учебного округа, среднее образование - 20,58 % и 43,66 % соответственно, среднеспециальное - 32,98 % и 14,69 % (остальные не имели даже начального образования и допускались к преподаванию временно, вплоть до «приискания учителя с надлежащим образовательным цензом»)3. В дальнейшем качественный состав учителей и учительниц земских школ улучшался. Специальную подготовку учителя, а также небольшое число учительниц начальных школ получали в учительских семинариях и учительских школах (в 1907 в них обучались 7,5 тыс. человек)4. Основная часть учительниц приобретала специальное образование в женских гимназиях с 8-м (педагогическим) классом. Среди учительниц, получивших среднее образование, большинство окончили епархиальные училища.
Оплата учителей и учительниц земских школ, находившихся на общественной службе, в рассматриваемый период колебалась от 50 до 400 руб. в год и зависела от обеспеченности земства, личных взглядов земских деятелей, а в некоторых губерниях -от срока службы учителя и его образования. Для сравнения отметим, что оклад рабочих промышленных предприятий составлял 180-360 руб5. Так как женщины были менее требовательны к заработной плате и им было трудно найти иной (кроме учительского) заработок, они в целом чаще, чем мужчины, получали небольшое жалованье. Так, в начале 1900-х гг. среди педагогов земских школ, получавших свыше 300 руб. в
год, в Саратовской губернии было 55 % от всех учителей и 30 0«* о г всех уппсіьниц в Костромской губернии - 50 % и 34,6 % соответственно'1. В целом уровень отлім іруда и учителей и учительниц рассматривался ими самими как чрезвычайно недос таточный.
Небольшое денежное содержание отчасти компенсировалось доподшпечьнымн доходами, а отчасти тем, что обычно учителям сельских школ предосілн іч.шсь "Накрой» квартиры (как правило, они были тесны, незащищены оі ходом и оыичл.шсь другими существенными недостатками), дрова и освещение. Многие нарочные умігге-ля в благодарность за разнообразную помощь (медицинскую, юридическую и i. t.) получали от крестьян яйца, молоко и др. нродукш. I Іокоторьіе учичечя. осойешю семейные, вели крестьянское хозяйство на собственной земле и (или) школьном > час ікс. содержали насеку или нанимались летом на работы, которые им и отлюцюритечьиых целях предлагали земства (оспопрививание, переоценка имущее і на и і. д.). По течение этих заработков облегчалось тсм, что учебный год во многих земских шкотах быт ко-роток, следуя за циклом сельскохозяйственных раїни. Широко оытл распросіранена практика получения учшхзлями части такоиоучительского жлчонаиьч и ю. «по учшеля заменяли священников на уроках Закона Ьожьего (в нарушение І Іочожешіч 1К *4 і.)
Пенсионное обеспечение учителей земских школ до начала XX и. о ісу н і иола ю. Н последней трети XIX в. некоторые учителя стали участниками земских пенсионных касс, а также обществ вспомоществования учащим и учившим. (>дпако к началу XX и. круг обеспеченных пенсией учителей был небольшим;. (' 11Н)1 і. при МНИ nciicтопала страховая Пенсионная касса народных учителей и учительниц. 1-е участниками могли стать учителя, имевшие возможность внести в исіі единовременно 6 “о ot своего годового содержания (с рассрочкой взноса на год), а чаї'ем ежемесячно выплачивать
6 % от месячного жаловаїгья. На получение минимшіьного размера пенсии фудоспо* собный учитель мог рассчитывать после 15 лет участия в кассе. Результаты деятельности кассы были скромными: число её участников было небольшим (к !*>04 ■ 12,8 тыс. человек)8 из-за ограниченности средств учителей, а первые массовые пенсионные выплаты непосредственно предшествовали революционным потрясениям 1VI7-142?. гг.
По данным Всеподданнейших отчётов министра народной) просвещения, численность учителей мужских гимназий и прогимназий, включая инспекторов и директоров, глкже преподававших, составляла (в тысячах) 3,3 в 1897 г., 4,5 в 1907 г. и 7,3 в 1913 г., реальных училищ - 1,3 в 1897 г., 2,6 в 1907 г. и 4,4 в 1913 г., женских гимназий и ирогнмначнй, включая начальниц, —5,1 в 1897 г., 10,5 в 1907 г. и 17,3 в 1913 г. Факгическое число преподавателей было несколько меньшим, так как в старших классах женских гимназий но совместительству преподавали многие учителя мужских средних учебных заведений.
Педагогов специально дня средних школ готовили два мужских историко-филологических института - Императорский С.-Петербургхжий и Князя Ьезбородко в Нежине. Однако число их выпускников было крайне малым, например, в 1902 г. первый окончили 25 чел. (в 1907 г. —36 чел.), второй — 11 чел. (в 1907 г. — 12 чел.)^. Подавляющая часть учителей средней школы, согласно образовательному цензу, являлись выпускниками университетов и педагогической подготовки не имели. Один учиггсяь вспоминал, что «молитва перед первым рабочим днем в гимназии была единственной педагогической пропедевтикой, которую я прошел как учитель»10. Поэтому начинающие преподаватели в первые годы своей деятельности были вынуждены «производить над своими учениками опыты, не всегда удачные»11. В то же время большинство учительниц обладали определёнными педагогическими навыками, так как они являлись главі гым образом выпускницами гимназий, имевших дополнительный педагогический класс.
Годовое содержание учителей основных общеобразовательных предметов мужских гимназий и реальных училищ складывалось из оклада (900 руб. для лиц с высшим образованием и 750 руб. со средним), прибавок (с 1912 г. -400 или 200 руб.) за каждые гиль лег службы, вознаграждений за дополнительные уроки (с 1912 - 450 руб. за 6 уроков
еженедельно) и классное наставничество (с 1912 г..600 руб.). Таким образом, учитель с
высшим образованием, прослуживший свыше 20 лет, имевший 18 уроков (1,5 преподавательской ставки) в неделю и состоявший классным наставником, с 1912 г. получал 3550 руб. и год, прослуживший свыше 10 лет - 2750 руб. в год и т. д. Женщины преподавали в мужских средних учебных заведениях до 1912 г. «из платы по найму» (750 руб. в год за 12 годовых уроков и 60 руб. за каждый дополнительный годовой урок), т. е. не обладали правами государственных служащих и были лишены возможности увеличивши свой жалованье по мере дальнейшей службы. В женских гимназиях вознаграждение ирсподаватлей, особенно женщин, было значительно более низким и зависело от средств, которыми располагал Попечительский совет гимназии. Согласно уставам мужских средних учебных заведений, лица, прослужившие в них «но учебно-воспитательной части» свыше 10 лет, пользовались, при условии предоставления ими свидетельепт о бедности, правом бесплатного обучения своих дегей в пшназиях и реальных училищах. В 1873 г. аналогичное право было распространено па дочерей преподавателей и преподавательниц, а затем и сыновей преподавателей женских гимназий и прогамиазий, в 1912г. на сыновей преподавательниц средних учебных заводе! шй°.
Дополнительным источником заработка для учителей средних школ являлось репетиторство. Постепенно среди родителей частные уроки у учителей стали рассматриваться как взятка. В связи с этим в 1888 г. всем преподавателям было предписано брать разрешения на занятия частными уроками у директоров их учебных заведений, а в 1902 г. (в Одесском учебном округе - в 1876 г.) запрещено давать частные уроки тем ученикам, которых учителя обучали и в качестве должностных лиц. Запреты приводили к тому, что частные уроки давались преподавателями тайно. В 1906 г. МНП было вынуждено отменить ограничения в этой сфере13.
Согласно уставам средних учебных заведений, учителя имели право сдавать внаём часть своего дома или квартиры учащимся. Руководство МНП надеялось, что эти «ученические квартиры» будут способствовать надзору за учащимися вне школы и более разумной организации их свободного времени. Однако были известны случаи, когда учителя, пользуясь своим служебным положением, набирали к себе на квартиру учеников за более высокую плату, чем другие квартиро- и домовладельцы, и на службе относились к своим пансионерам менее взыскательно, чем к остальным ученикам .
Учителя средних учебных заведений после четырёх лет службы утверждались в чине коллежского асессора. В случае продолжительной и исправной службы они могли производиться тремя чинами выше 8-го класса, вплоть до чина статского советника. После 20 или 25 лет службы они получали пенсии в размере «половинного» или полного оклада жалованья15. «Учащие» средних и начальных школ были освобождены от действительной службы в мирное время и, в случае, если им доставался жребий, зачислялись в запас армии на 15 лет.
Учительство, по-видимому, являлось единственной группой интеллигенции, в которой доля женщин к началу XX в. превзошла долю мужчин. Этот процесс был вызван главным образом ростом спроса на педагогические кадры и конкуренцией более дешёвого женского труда. Наиболее быстро феминизация проходила в земской школе, куда доступ женщин в рассматриваемый период не был ограничен. В 1890 г. среди учителей земских школ Московского учебного округа доля женщин составляла 48 %. В Кост-
ромской губернии этот показатель был равен в 1903 г. 73,7 %, в Тверской губернии в 1905 г. - 80 %, в Саратовской губернии в 1901 г. - 60 %, в 1916 г. - 65 % и в 1916 г. - 77 %. Ростом числа учительниц были недовольны крестьяне, уверенные, что только мужчина способен совладать с ребёнком, а также организовать церковный хор .
В средней школе женщины первоначально имели право преподавать только в младших классах женских гимназий и прогимназий (в этих учебных заведениях женщины в 1887 г. составляли соответственно 37 % и 61 % педагогического персонала). В 18W)-e it., в связи с недостатком «полноправных кандидатов», к преподаванию п младших классах мужских средних учебных заведений в виде исключения были допущены уЧНК'ЛЬНИЦЫ французского языка (как вспоминала одна из них, часть учащихся оскорбилась к'м, что им будет преподавать женщина)17; в 1898 г. эта практика была узаконена, однако по-прежнему определение учительниц В мужские средние учебные заведения Происходило только после рассмотрения каждого конкретного случая министром народного просвещения и Высочайшего соизволения. В 1901 г. право преподавания во всех классах женских гимназий получили выпускницы высших женских курсов, а также псе и{к*поданп-тельницы «новых языков». В 1905 г. женщины получили право тбиратьси на должности секретаря Педагогического совета и библиотекаря в женских гимназиях. Г 1906 г. женщины могли преподавать в младших классах мужских средних учебных заведении все предметы, а в старших классах - французский и немецкий языки. Тогда же работ женщин в мужских средних учебных заведениях перестала рассматриваться как чрезвычайная - они стали утверждаться в должностях в обычном порядке к. Процесс уравнивания прав на службу в средней школе мужчин и женщин практически завершился н конце 1911г., когда женщинам был а предоставлена возможность приобретать новое звание «учительницы средних учебных заведений». Оно открывало доечуп женщинам с высшим образованием к преподаванию любых предметов во всех классах мужских учебных заведений, а также, с небольшими ограничениями, уравнивало женщин в вознаграждении и пенсионном обеспечении с учителями.
Соционормативный аспект исследования позволил сделать следующие выводы. Особенности материально-правового положения различных категорий учителей обусловили устойчивость преподавательского состава мужских гимназий, реальных училищ и начальных классов женских гимназий, а -также достаточно частое обновление состава учителей и учительниц начальных школ и старших классов женских гимназий. Если учителя средних школ обладали более высоким уровнем общего образования, чем учительницы, а те, в свою очередь, отличались подготовленностью к собственно педагогической деятельности, то соотношение характера образования учителей и учительниц начальной школы было противоположным. И в начальной, и в средней школе труд учительниц оплачивался в целом ниже, чем учителей. Все учителя имели возможность получать дополнительные доходы. Учебные заведения являлись одним из основных каналов феминизация отечественной интеллигенции.
ПРИМЕЧАНИЯ
Статистические сведения по начальному образованию в Российской Империи за 1896 год. - СПб., 1898. - С. 276.
Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). - Ф. 459 -Оп 11 -Д 427 -JI 73 об
3 Там же.
См.: Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1902 год. - СПб., 1904. -С. 453-455; Всеподданнейший отчет... за 1907 год. - СПб., 1909. - С. 43-44.
5 Кузьмин-Ланин И. Л/. Заработки фабрично-заводских рабочих Московской губернии. -М., 1911.-С. 4.
* См.: Отор начального народного образования и Саратовской губернии за 1900/01 учебный год. Саратов. 1901. С. 52; Ой юр начального народного образования в Костромской губернии к 1903 юлу. Кострома. 1903. С. 34 35.
7 [[-течение m нсеподдлннейшего отчета министра народного просвещения за 1897 год. СПб.. 1898. С 482 4НЗ
ц Уихйшш ff ÍÍ.O пенсионной кассе народных учителей и учительниц// ЖМІ1ІІ, 1906. - № И).
С 204 210.
4 См.: fíeenihUUjitHeuiuuü отче г министра народного просвещения за 1902 год... С. 137; fícemnUUuweinuuu тче і министра народного просвещения за 1907 год... С. 15 16.
1,1 Сиротинин Л Как ч cían учтечем 7 Метрический иестник. 1917. N«! 2. С,'. 403,
11 К (íonpth'v о подгомжне учшелей дзи средних учебных заведений и об улучшении материального и\ понижения ЖМН1І, 1899. № 10. С. 11.
См.; ЦИЛМ Ф. 4S1). Оп. 11, Д. 379, JI, 95 122; Ираттепьепмсниые распоряжения // ЖМШІ. 1 907 N« 3. С, 17; ( Ъорник поепшондений по женским гимназиям и нро-гимнази«м Мннисrepeina народною ирпсветения за 1870 1912 гг. М., 1912. С. 401 405; Правительственные распоряжения... 1912. X" I С. 28.
" См.: ЦИЛМ. Ф. W, Оп. 2. Д. 4205. Д. 1; Оп. 3. Д. 3192. JI. 11; Сборник постановлений по женским гимназиям и прогимназиям... С. 86; Сборник распоряжений по Мштисtepetít> народною просвещения. СПб., 1905. Т. 15. С. 750 751; Правительственные распоряжения... 1906. №8, С. 67 68.
ы См.: ЦИЛМ. Ф. 459. Он. 3. Д. 3192. J1. 10.
15 Там же. Оп. 2. Д. 5522.
16 См.: Там же. Оп. 11. Д. 427. - Л. 73 об.; Флерон В. Чем мы сильны // Русская школа.
- 1912. № 2. С. 37 38; Щукин П. Из дорожного дневника инспектора народных училищ
//Там же. 1914. №9/10. С. 61; ЦИЛМ.- Ф. 459. - Оп. 11. - Д. 427. - Л. 292 об.
17 Обзор начального народного образования в Саратовской губернии... - С. 39; Обзор началь-
ного народного образования п Костромской губернии... - С. 29; Исаков Д. А. Народное образование в Тверской іубернии // ЖМНИ. 1905. № 6; ОСпор начального образования в Саратов-
ской губернии за 1915*46 учебный год. Саратов, 1917. - С. 54; И-течение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1887 г. СПб., 1892. - С. 153; Фвдявская В. Воспоминания учительницы мужской гимназии // Нестник воспитания. - 1907. - № 2. - С. 149-150.
18 Сборник постановлений по женским гимназиям... - C. S9, 368--373.
THE TEACHERS OF PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL IN TNK ENI) OF THE XIX™ - BEGINNING XXth CENTURIES
I.V. ZUBKOV
Department of Russian History Moscow State Pedagogical University 88 Vernadskiy A ve., Moscow 119992 Russia
The article is dedicated to the basic characteristics of service position and financial condition of teachers of the most common types of primary and secondary school in the Russian empire in the end of the XIXth - beginning of the XXth centuries (salary, additional earnings, pension coverage etc.), their level of education, share of men end women among teachers.