[Электронный ресурс] / Н. М. Фоменко. - URL : http://orpheusmusic.ru/publ/ (дата обращения: 11.05.12).
6. Основы лидерства: образовательная программа [Текст] / под ред. А. Х. Гильмутдинова. - Казань, 2010. - 29 с.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Щеблякова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия
УДК 378.01 ББК 74.03
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
СТАТУСА УЧИТЕЛЕЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ,
ПРОБЛЕМЫ
В статье проанализированы некоторые аспекты осуществления государственной политики в сфере социального статуса учителей Восточной Сибири второй половины XIX - начала XX вв., которые позволяют проанализировать подходы правительства в отношении позиционирования учительства как важной составляющей социальной политики государства и решения кадровых проблем в образовательной среде.
Ключевые слова: государственная политика; социальный статус; учитель; Восточная Сибирь вторая половина XIX - начало XX вв.; проблемы подготовки учителя.
STATE POLICY IN SOCIAL STATUS OF EASTERN SIBERIA TEACHERS: HISTORY, EXPERIENCE, PROBLEMS
The article deals with the state policy aspects of the social status of Eastern Siberia teachers in the second half of XIX - the beginning of the XX centuries. The purpose is to analyze the main approaches of the government in point of teachers’ positioning as an important part of the social policy and solving personnel questions in education.
Key words: state policy; social status; teacher; Eastern Siberia the second half of XIX - the beginning of the XX centuries; teacher preparation problems.
В условиях социально-экономических изменений российского общества центральное место в процессе реформирования отводится институту образования, обеспечивающему успешное функционирование и развитие социума. Реализуемая в России политика в области образования направлена на улучшение социального статуса учительства и формирование педагогического корпуса, соответствующего потребностям современного общества [Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», 2012],
решение поставленных задач невозможно без глубокого изучения исторического прошлого, опоры на него. На основании анализа нормативных документов мы попытаемся выделить основные проблемы в области социального статуса учителей в контексте его исторического развития.
Социальный статус - это «положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц и групп, которое характеризуется рядом признаков
- правовых, экономических, профессиональных. Социальный статус лица определяется обычно по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности» [Современный словарь по педагогике, 2001, с. 727].
Вызывает особый интерес проблема подбора кадров. Анализ документов позволяет определить качественные характеристики кадрового состава учительства. В рассматриваемый период на должности учителей низших учебных заведений назначались лица, как получившие профессиональное образование, так и лица, получившие звание учителя по сдаче специальных испытаний (экзаменов) (Таблица 1).
Критерии образовательного ценза учителей низших учебных заведений [Щеблякова, 2006, с. 103]___________________________________________________
Учебное заведение Образовательный ценз
Приходское и уездное училища - лица, доказавшие на специальных испытаниях, что они имеют необходимый объем знаний и способны обучать; - лица, окончившие учительские семинарии.
Г ородское и высшие начальное училища - общеобразовательные предметы: а) лица, доказавшие на специальных испытаниях, что они имеют необходимый объем знаний и способны обучать; б) лица, окончившие учительский институт; - рукоделие — лица, имеющие надлежащую подготовку; - пение и гимнастика — лица по найму (специальные требования не обозначались); - графических искусств — из лиц, имеющих право преподавать эти предметы.
Прежде чем перейти к анализу качественных характеристик компетент-ностной модели учителя рассматриваемых губернских и областных городов Восточной Сибири (Иркутск, Красноярск, Чита) следует отметить, что произвести комплексный анализ качественных показателей не удастся из-за недостаточного количества соответствующих архивных фондов, в частности по Читинскому преподавательскому корпусу ведомства МНП за период с 1900 по 1917 гг. Анализ будет произведен по сохранившимся документам ведомства Министерства народного просвещения (МНП), мы не учитываем учительский состав других ведомств (Св. Синода, Министерства торговли и промышленности, Министерства земледелия, Министерства внутренних дел, Военного министерства, Морского ведомства, ведомства императрицы Марии).
Проблема качественных показателей образовательного ценза преподавательского корпуса восточносибирских учебных заведений МНП показана в таблице 2.
Таблица 2
Качественные характеристики образовательного ценза учителей низших учебных заведений Восточной Сибири [Щеблякова, 2006, с. 104]________________
Образовательный ценз 1881 г. 1900 г.
Количество учителей
Пол Зак.уч. Пол Зак.уч.
муж. жен. муж. жен.
Духовные академии 1
Духовные семинарии 7 2 12
Университеты 1
Г имназии 1 8
Высшие женские курсы 2
Учебные заведения Императрицы Марии 3
Учительские институты 6
Учительские семинарии 7 10
Уездные училища 1
Получившие звание учителя на испытаниях 3 1
Домашнее воспитание 1
Прочие 1 2
Из таблицы 2 видно, что в 1881 г. среди учителей региональных низших начальных учебных заведений в основном преобладало профессиональное педагогическое образование, данная тенденция сохраняется и в 1900 г. На наш взгляд, в рассматриваемый период одним из факторов, влияющих на качественные характеристики образовательного ценза преподавательского корпуса, являлся гендерный стереотип. Это в известной степени подтверждает заметка в газете «Восточное обозрение» (1896 г.) «открывающиеся вакансии в городских начальных школах отдают учителям из сельских школ, и отказывают в помещении на эти места учительницам, окончившим общий гимназический курс и сверх того, слушавшие специальный педагогический курс, что введет к снижению образовательного уровня учительского персонала» [Ли-сичникова, 2000, с. 81].
В подтверждение данного аргумента может служить факт донесения за 1889/90 учебный год неустановленным заявителем Иркутскому Городскому голове, где указывалось, что «начальные городские училища требуют некоторых изменений в личном составе учащих, а именно в многолюдных мирских училищах необходимы более сведущие и опытные учителя, а не учительницы», мотивируя это тем, что «встречал при посещении класса высланных во время урока по 3-4 ученика», считая, что «учительницы, видимо, не могут справиться с довольно взрослыми учениками» [ГАИО, ф. 194, оп. 1, д. 51, л. 75].
Критерии образовательного ценза учителей и учительниц средних учебных заведений рассмотрены нами в таблице 3.
Таблица 3
Критерии образовательного ценза учителей средних учебных заведений [Щеблякова, 2006, с. 105]___________________________________________________
Учебное заведение Образовательный ценз
Мужская гимназия - общеобразовательные предметы — лица, имеющие аттестат об окончании университета и выслушании особого педагогического курса; - французский и немецкий языки — лица, имеющие аттестат об окончании университета и выдержавшие особое испытание на звание учителя новых иностранных языков; - чистописание, черчение и рисование — лица, доказавшие на специальных испытаниях, что они имеют необходимый объем знаний и могут преподавать данные предметы; - пение и гимнастика — лица по найму.
Женская гимназия преподаватели
- лица из числа учителей мужских гимназий, прогимназий и уездных училищ; - лица, имеющие звание домашних наставников и учителей.
преподавательницы
- лица, имеющие звание домашних наставниц и учительниц
Анализ критериев образовательного ценза, предъявляемых к учителям средних учебных заведений (таблица 3), позволяет сделать вывод, что, несмотря на развитие женского среднего образования в Восточной Сибири, преимущество на занятие вакантных должностей в женских прогимназиях и гимназиях отдавалось преподавателям мужского пола. Даже если данная категория лиц была с более низким образовательным цензом (преподаватели уездных училищ), чем женщины-учительницы, и являлась совместителями, что могло негативно сказываться на учебно-воспитательном процессе.
Проблема качественных показателей преподавательского корпуса средних учебных заведений Восточной Сибири рассмотрена нами в таблице 4.
Таблица 4
Качественные характеристики образовательного ценза учителей региональных средних учебных заведений [Щеблякова, 2006, с. 105]_________________
1881 г. 1900 г.
Количество учителей
Образовательный ценз Пол Зак.у Пол Зак.у
муж. жен. ч. муж. жен. ч.
Духовные академии 3 3 1 4
Духовные семинарии 1 5 1 2
Университеты 11 18
Институты (светские) 3 9
Гимназии, прогимназии 2 13 4 10
Высшие женские курсы 3
Учебные заведения Императрицы Марии 13 5
Получившие звание учителя на ис- 11 6 2
пытаниях
Прочие 3 2 2
Анализ таблицы 4 указывает, что некоторые учителя общеобразовательных предметов имели специальное духовное образование. Следует отметить, что в отличие от законоучителей, они составляли особый контингент лиц, не имеющих действующего духовного сана. Данный факт объясняется тем, что в 1867 г. ввиду нехватки учителей древних и русского языков, права на занятие данных должностей предоставлялись кандидатам или магистрам духовных академий по результатам сдачи письменного и устного экзамена и обязательных двух пробных уроков [Россия, 1907, с. 431-434].
Учителей для низших учебных заведений готовили профессиональные педагогические учебные заведения, поэтому внимание правительства и учебного начальства постоянно было направлено на качественные характеристики образовательного ценза педагогов, которые готовили учителей-профессионалов (см. таблицы 5-6).
Таблица 5
Критерии образовательного ценза учителей профессиональных педагоги-
Учебное заведение Образовательный ценз
Учительские семинария и институт - общеобразовательные предметы — лица, окончившие одно из высших учебных заведений; - пение и гимнастика — лица по найму (специальные требования не обозначались).
Как следует из данных, приведенных в таблице 5, в сравнении с другими образовательными заведениями, в профессиональные педагогические учебные заведения на должности наставников (учителей) общеобразовательных предметов назначались лица, имеющие только высшее образование.
Таблица 6
Качественные характеристики образовательного ценза учителей профессиональных педагогических учебных заведений [Щеблякова, 2006, с. 107]___________________
Образовательный ценз 1881 г. 1900 г.
Количество учителей
Пол Зак.уч. Пол Зак.уч.
муж. жен. муж. жен.
Духовные семинарии — 2 1 — 2
Университеты 5 — — 4 — —
Институты 2 — — — —
Г имназии 1 — — — —
Учительские институты — — 4 — —
Учительские семинарии 1 — — 3 — —
Приходские училища — — — 2 — —
Прочие — — — 3 — —
Анализ качественных характеристик образовательного ценза учителей профессиональных региональных педагогических учебных заведений (таблица 6) позволяет сделать вывод, что педагогические учебные заведения пополнялись учителями, основную часть которых составляли выпускники высших учебных заведений (европейской части России). Следует отметить, что в дальнейшем этот уровень понизился. В 1900 г. среди учителей, в основном, преобладали имеющие профессиональное педагогическое образование. На наш взгляд, данный факт объясняется тем, что в Сибири из-за недостатка учителей с соответствующим образовательным цензом правительством было разрешено принимать на должности учителей лиц с более низким образовательным цензом.
Прежде чем лица, назначаемые на должность учителя, приступят к своим обязанностям, они должны были предоставить свидетельство о своих «нравственных качествах и беспорочном поведении», согласно утвержденным уставу и положению тех учебных заведений, в которые они определялись на службу. Также они должны были предоставить свидетельства, подтверждающие соответствующий теоретический и практический уровень подготовки (например, свидетельство о прослушании особого курса; свидетельство о вы-держании специального испытания) [Россия, 1865, с. 117].
Если возникала необходимость в проверке способностей учителей, определяемых на службу в учебные заведения, несмотря на наличие у них свидетельств, позволяющих им занять данные должности, их назначали «исправляющими должность» на 4 месяца. Но практика показывала, что в некоторых учебных округах учителя находились в таком положении достаточно долгое время [Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения, 1905, с. 152].
При первоначальном назначении на должность в виде материальной поддержки учителям мужского пола, доказавшим, что они способны исполнять данные обязанности, из Г осударственного казначейства, выдавалось «не в зачет третное жалованье» (1/3 часть жалованья - Е.Щ.) [Россия, 1865, с. 9]. Также при назначении в гимназию на должность учителя ему выдавались «прогоны, каждому на две лошади» [Там же]. Только с 15 декабря 1883 г. учительницам женских гимназий и прогимназий МНП предоставлялось право воспользоваться вышеуказанными статьями (циркуляр № 16403) [Россия, 1884, с. 4]. Следует отметить, что служащие в гимназии начальницы не пользовались данным правом [Русская женщина на государственной и общественной службе, 1901, с. 125]. Данные статьи доходов подвергались «10% вычетам в доход государственного казначейства» [Лаурсон, 1916, с. 351].
Учителя, определяемые на службу в отдаленные местности (кроме уроженцев той местности, куда определялись) пользовались особыми преимуществами службы. Особые преимущества представляли прогонные деньги в усиленном размере; пособие на подъем и обзаведение; прибавки к жалованью; пособие по выслуге десятилетий; пособие на воспитание детей; отпуск на льготных основаниях; пенсионные преимущества (сокращался срок на 5
лет); пособие семействам лиц, умерших на службе [Русская женщина на государственной и общественной службе, 1901]. Но и эти меры не могли решить проблему комплектования учебных заведений в 70-80-х гг. XIX в. не только в качественном, но и в количественном показателях. Это в известной мере подтверждал общественный деятель А. Линьков. Анализируя рост учебного дела в Восточной Сибири, он отмечал: «За недостатком учителей с образовательным цензом приходилось довольствоваться лицами, получившими учительское звание по выдержанию специального испытания. Как показал опыт, учителя эти не обладают той степенью подготовки, которая дается в учебных заведениях, выпускающих специальных учителей. Но по необходимости приходится обращаться и к их услугам...За ничтожное вознаграждение, конечно, нельзя было иметь хороших учителей» [Линьков, 1912, с. 530]. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, генерал-губернатор Восточной Сибири в отчете за 1873-1874 учебный год предлагал для привлечения в регион «сколько-нибудь способных учителей» «...увеличить оклады содержания служащих в указанных учебных заведениях (гимназии, учительские семинарии, уездные училища — Е.Щ.) против таковых в других губерниях империи» [Линьков, 1912, с. 511]. К сожалению, в архивах не сохранилось сведений о решении правительства по данному предложению. То, что данная проблема была предметом гласности, позволяет судить о высоком уровне заинтересованности учебного начальства в комплектовании учебных заведений учителями с более высоким образовательным цензом.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в течение длительного времени к педагогическому труду были привлечены люди, чей образовательный уровень хотя и вызывал нарекания, но соответствовал курсу политики правительства.
В аспекте нашего исследования, при изучении социального статуса учительства несомненный интерес представляют гендерные исследования. «Девицы-учительницы, - отмечает Е. Лихачева, - встречались везде, по всей России, почти во всяком сельском приходе. В народе они назывались вековеш-ками, верно потому, что у крестьян был такой взгляд, что если женщина выучится грамоте, то она уж не выйдет замуж, что впрочем, не всегда оправдывалось на деле» [Лихачева, 1901, с. 406]. Вопрос о том, могут ли лица женского пола, состоящие на службе в учебных заведениях, сохранять за собой место по выходе замуж, поднимался неоднократно. Данный вопрос был поднят Виленским учебным округом (1880 г.), в котором указывалось, что желание лица женского пола сохранить за собой место в прогимназии возможно лишь с согласия мужа. С другой стороны, один из попечителей учебных округов указывал на неудобства, которые возникают в том случае, если замужние женщины состоят на службе в учебных учреждениях и просил разрешения МНП объявить циркулярно, что по выходе замуж они «теряют право на беспрепятственное продолжение своей службы в должности учительниц и классных надзирательниц» [Лаурсон, 1916, с. 105]. МНП предложило начальникам учебных округов высказаться по данному предложению. Изучив отзывы, МНП 28 августа 1880 г. издает циркулярное разъяснение за №
22811, по которому «замужество не может лишать учительницу приобретенных ею образованием прав и если в отдельных случаях семейные обязанности препятствуют какой-либо учительнице с успехом исполнять ею служебные обязанности, то вопрос об оставлении ее на службе должен быть решен для каждого такого случая отдельно, на общем основании» [Лаурсон, 1916, с. 106]. Данное разъяснение должно было быть принято к общему руководству по всем учебным округам.
Хотя вышеуказанный циркуляр дает точное разъяснение по этому вопросу, есть примеры того, что данное распоряжение не всегда исполнялось. Так, в 1881 г. классная надзирательница Красноярской женской гимназии Г.Е. Хромова была уволена главным инспектором училищ Восточной Сибири с занимаемой должности в связи вступлением в брак [ГАКК, ф. 265, оп. 1, д. 18, л. 8-10]. В течение длительного времени данная проблема была характерна для всей Росси, например, Christine Ruane приводит факт, что в 1897 г. в Петербурге любая вышедшая замуж учительница сразу же была увольняема с занимаемой должности учебным начальством. По этим фактам можно судить, что негласно представительницам женского пола по учебному ведомству запрещалось иметь семью [Ruane, 1994].
За свою службу учителя получали жалованье, которое складывалось в соответствии с установленными и утвержденными штатами тех учебных заведений, в которые они состояли на службе. На основании Устава гимназий (1871 г.) оклады жалованья учителей наук и языков подразделялись на 4 разряда: 750, 900, 1250, 1500 руб., а на основании Устава прогимназий (1871 г.) на 3 разряда: 750, 900, 1250 руб. за 12 уроков в неделю. Конечный итог жалованья учителей складывался в зависимости от недельной нагрузки, т.е. за каждые из недостающих до 12 уроков производились вычеты соразмерно получаемым окладам. Учителям русского языка и словесности, древних языков производились доплаты за проверку письменных работ учащихся, в гимназиях - в размере 100 руб., а в прогимназиях - на всех учителей 180 руб. [Флит, 1991, с. 53]. Размеры оклада жалованья учителей начальных училищ значительно разнились в количественном отношении с окладами учителей других учебных заведений. Учителя начальных училищ МНП получали оклад жалованья в размере 28 руб. 59 коп. в месяц [Россия, 1865, с. 33].
Размер пенсий, срок выслуги пенсий чиновников и их семействам был узаконен «Уставом о пениях и единовременных пособиях» (1857 г.), выплаты по учебной части МНП производились из государственного казначейства. Анализ документов позволяет проследить градацию выплат чиновникам, прослужившим по учебной части подведомственной МПН. Пенсии и единовременные пособия назначались учителям начальных учебных заведений МНП, а также семействам на основании особого пенсионного капитала и вычетов из жалованья народных учителей. Учительницы приходских училищ могли воспользоваться данным правом только в 1896 г. Пенсии учителям и законоучителям начальных училищ назначались в соответствии с «Табелем окладов». Следует отметить, что прослужившим от двадцати до двадцати пяти лет назначалось в пенсию половина указанного в табеле оклада пенсии, пол-
ный же оклад пенсии назначался прослужившим двадцать пять лет и более [Россия, 1865].
Преподаватели женских учебных заведений пользовались правами домашних учителей, учительниц и наставниц. Правом на получение пенсии и пособий пользовались только те из лиц, которые предоставляли удостоверение о беспорочном и усердном исполнении служебных обязанностей и свидетельства о бедности, выдаваемых местным директором училищ. Пенсия домашних наставников составляла 270 руб. в год, а домашних учителей, учительниц и наставниц — 160 руб. в год. Преподаватели, имевшие звания учителей уездных училищ, служившие в женских учебных заведениях, в отношении пенсий пользовались правами учителей уездных училищ [Там же].
Размеры пенсий учителей гимназий складывались из стажа. Пенсии полагались тем, кто прослужил «двадцать лет и более до двадцати пяти лет получают половинный, от двадцать пять лет и более — полный оклад их жалованья» [Россия, 1865, с. 29-30]. Прослужившим от десяти до двадцати лет назначалось единовременное пособие в размере оклада годового жалованья. Прослужившим по одной учебной части свыше двадцати пяти лет прибавляется пятая доля пенсии за каждые последующие пять лет. Но прибавка не назначалась до окончательной выслуги каждого такового пятилетия [Там же].
Учительницы при выходе замуж сохраняли за собой право на получение пенсии, независимо от получения причитающихся впоследствии пенсий за службу мужей [Меленевский, 1914].
Некоторые лица, получающие пенсии по расстроенному здоровью или тяжелой неизлечимой болезни (за сокращенный срок), по прошествии некоторого времени обращались к попечителям учебных округов с прошениями о предоставлении им места работы. Департамент народного просвещения уведомил, что допущение к исполнению учительских обязанностей данной категории лиц должно происходить лишь при полном отсутствии кандидатов на замещение предназначенных должностей временно, потому что это не противоречит пенсионному уставу, так как выплата пенсий прекращается, когда пенсионеры вновь поступают на действительную государственную службу [Лаурсон, 1916]. Факт предоставления рабочих мест в региональных учебных заведениях учителям-пенсионерам подтверждается архивными документами и свидетельствует о недостаточном пенсионном обеспечении некоторых категорий учителей.
Таким образом, государственная политика в отношении социального статуса учительства, в целом, была направлена на формирование и укрепление кадровой политики в сфере образования, что способствовало привлечению в образовательную систему России подготовленных (профессиональных) специалистов.
Библиографический список
1. ГАИО, ф. 194, оп. 1, д. 51, л. 75.
2. ГАКК, ф. 265, оп. 1, д. 18, л. 99.
3. Меленевский, А. Высшие начальные училища [Текст] : сб. законов, распоряжений, статистических сведений о городских и высших начальных училищах / А. Меленевский. - СПб. : Тип. Т-ва «Общественная польза», 1914. - 268 с.
4. Лаурсон, А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения [Текст] / А.М. Лаурсон. — Пг. : Тип. В.Д. Смирнова, 1916.— 1154 с.
5. Линьков, А. Рост учебного дела в Восточной Сибири [Текст] / А. Линьков // Сибирский архи в. - 1912. - № 7. - С. 505-524.
6. Лисичникова, А. В. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века [Текст] : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / А. В. Лисичникова. — Иркутск, 2000. — 358 с.
7. Лихачева, Е. Материалы для истории женского образования в России 1856-1880 [Текст] / Е. Лихачева. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. -648 с.
8. Россия. Министерство народного просвещения. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год [Текст] / Россия. Министерство народного просвещения. - СПб. : Тип. В. А. Рогальского и К, 1865. - 584 с.
9. Россия. Министерство народного просвещения. Циркуляр по ВосточноСибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения. Год 4-й [Текст] / Россия. Министерство народного просвещения. — Иркутск : Тип. штаба Иркут. воен. округа, 1884. — 313 с. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения [Текст]. — СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1905. — Т. 7: 1877-1879. — 1354 с.
10. Россия. Министерство народного просвещения. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения [Текст] / Россия. Министерство народного просвещения. - СПб. : Тип. «Север», 1907. - Т. 16, Ч. 1. - 680 с.
11. Русская женщина на государственной и общественной службе [Текст] : сборник постановлений и распоряжений / сост. А. Полянский. — М. : Тип. Т-ва И.Н. Кушнарев и К, 1901. — 499 с.
12. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич. -Мн. : Современное слово, 2001. - 928 с.
13. Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной по-
литики» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. -2012. - ШЬ. :
http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 % 82%D0%B8/2214 (дата обращения 28.08.2012).
14. Флит, Н. В. Школа в России в конце XIX - начале XX вв. [Текст] : методическое пособие / Н. В. Флит. - Л. : Ленинградское предприятие «Экстерн», 1991. - 97 с.
15. Щеблякова, Е. Н. Состояние образования и проблемы учительства Восточной Сибири (вторая половина XIX - начало XX века) [Текст] : дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Щеблякова. - Иркутск, 2006. - 242 с.
16. Ruane, Ch. Gender class and the professionalization of Russian city teacher 1860-1914 [Text] / Ch. Ruane. - Pittsburg : [s.n.], 1994. - 258 c.
Тинка Иванова
Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры педагогики и психологии; заместитель декана по учебной работе Факультета общественных наук Университета им. проф. д-ра Асена Златарова - Бургас, Болгария
УДК 378.01 ББК 74
БОЛГАРСКОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИСТОРИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Начальная школа является той структурой болгарской образовательной системы, которая имеет самую долгую историю. В сознании народа начальная школа связывается с первоначальным обучением грамоте и введением детей в мир книг. С 1878 г. до 50-х гг. ХХ века она называется народной первоначальной школой, а после этого - начальной школой. В зависимости от социальных, экономических и педагогических условий она проходит через три основные этапа развития: 1878 - 1944 гг.; 1944 - 1989 гг.; 1989 г. - до настоящего времени. Предстоящее принятие нового Закона о дошкольном и школьном образовании дает достаточно оснований проанализировать существующие традиции, чтобы они были успешно продолжены в соответствии с новой образовательной ситуацией.
Статья прослеживает в историко-педагогическом аспекте нормативную основу и отраженные в ней цели и учебное содержание начальной школы в Болгарии.
Ключевые слова: начальная школа; болгарская образовательная система; закон о дошкольном и школьном образовании; историко-педагогический аспект.
BULGARIAN PRIMARY EDUCATION - HISTORY AND ACTUAL
TENDENCIES
The article deals with primary school - structure of the Bulgarian educational system which has the longest history. People associate primary school with first child learning to read and write and conversance with the book world. From1878 till the 50th years of the XX century it is called as national initial school, and after that - primary school. Depending on social, economic and pedagogical conditions it passes through three main stages of development: 1878-1944; 1944-1989; 1989
- so far. The forthcoming adoption of the new Law on preschool and school education gives enough grounds to analyse existing traditions to continue them successfully according to the new educational situation.
The article studies the standard basis and purposes reflected in it and the educational content of primary school in Bulgaria from historical and pedagogical aspect.