УДК 37 (470/620) «18»
Антонова Юлия Викторовна
соискатель кафедры истории России Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого тел.: (910) 945-77-71
ЖЕНЩИНЫ-УЧИТЕЛЯ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧ. XX вв.
Исследовано формирование учительства Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв. в гендерном аспекте, проанализировано изменение численности, уровень образования, социальное происхождение, материальное и семейное положение женщин-педагогов на основе статистических данных Министерства внутренних дел, земской статистики.
Ключевые слова: демографические изменения, образование, женщины-педагоги, статистика
Antonova Yulia Viktorovna
Postgraduate Student of the Department of History of Russia of Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy tel.: (910) 945-77-71
FEMALE TEACHERS OF THE TULA PROVINCE AT THE END OF THE 19th -BEGINNING OF THE 20th CENTURIES
Formation of teaching of the Tula province at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries in the aspect of gender is investigated; number change, education level, social origin, financial position and marital status of female teachers based on statistical data of the Ministry of Internal Affairs, Zemstvo statistics is analyzed.
Key words: demographic changes, education, female teachers, statistics.
Процессы модернизации, происходившие в Российской империи во второй половине XIX- нач. XX вв., проведение буржуазных реформ и социальные изменения в стране оказали сильное воздействие на традиционный уклад жизни населения и, в частности, на положение женщины в обществе. Получение образования предоставляло женщинам возможность более широкой социализации, замужество становилось не единственным предназначением женщины.
В изучении учительства гендерный аспект представляет интерес, так как позволяет проанализировать процесс формирования и развития этой социальной группы. Предметом исследования стали такие вопросы как, изменение численности учительниц в Тульской губернии, их социальное происхождение, уровень образования, уровень оплаты труда, семейное положение.
В работе над статьей были использованы опубликованные источники статистического характера: данные Министерства внутренних дел, сведения, полученные в ходе всеобщей переписи населения в 1897 г., данные земской статистики, охватывающие период с 1880 по 1914г. [1-7].
Для российского феминизма было характерно то, что «освобождение женщины» понималось как освобождение от стереотипов и стремление к социальной реализации» [8, с. 416]. П.С. Шереметьев, известный земский деятель, внесший значительный вклад в развитие образования губернии, писал: «При определении на места предпочтение отдается учительницам, может быть потому, что, в общем, они считаются более способными оказывать известное доброе воздействие на детей школьного возраста» [9, с. 5], увеличение числа женщин-педагогов также объяснялось тем, что был «недостаток лиц мужского пола, готовых к педагогической деятельности» [10, с. 10].
Таблица 1.
Половой состав учительства Тульской губернии в 1880-1914 гг. [11].
Год Общая численность учителей мужчины женщины
числ. % числ. %
1880 101 75 74,2 26 25,8
1897 750 392 52.3 358 47,7
1908 1085 392 36,1 693 63,9
1911 2747 1028 37,4 1719 62,6
1914 3136 815 26 2321 74
Представленные данные свидетельствуют об устойчивом росте количества женщин в системе образования. В рассматриваемый период их численность увеличилась в 82 раза (общая численность учителей увеличилась в 30 раз). Для сравнения: в Московской губернии численность женщин-педагогов составляла - 59,4%, в Калужской - 71, в Тверской - 67,2%. Темпы роста численности жен-
щин в профессии возрастали: в Тульской губернии в 1913 г. в сравнении с 1912 г. число женщин возросло на 120, а мужчин сократилось на 8 чел. [12, с. 10].
Численность женщин-педагогов в уездах Тульской губернии существенно отличалась. Так в 1897 г. по данным земской статистики можно установить, что наибольшее число учительниц было в Алексинском уезде - 80,6% и Тульском - 75,5, менее всего в Богородицком - 27, в Чернском уездах - 30,3% [13, с. 5]. Среди таких типов школ, как министерские, земские, церковно-приходские и частные, максимальный рост учительства в целом и учителей-женщин наблюдался в земских школах. В 1896-1897 гг. в земских школах учительниц было 50%, в церковно-приходских - 46,5, в министерских - 3,7% [14, с. 6].
В 1907 - 1908 гг. женщины преобладали среди учителей Тульского уезда - 79,4%, Ефремовского - 74,1, Каширского - 71,8%. Наименьшее количество было в Новосильском и Черском уездах, соответственно 40 и 50% [15, с. 27]. Это было связано с общим невысоким уровнем развития образования и системы женского образования в этих уездах, где преобладали сельское хозяйство и промыслы [16].
Наиболее полные данные о численности учительниц уездов губернии мы можем получить, опираясь на данные Однодневной переписи школ Российской империи, произведенной в 1911 г. Численность женщин-педагогов в уездах Тульской губернии в 1911 г. составляла: в Тульском - 295 чел. (82,8%), Алексинском -115 (65,7), Богородицком - 210 (63,4), Белевском - 123 (73,2), Веневском - 109
(56.4), Епифанском - 187 (59,4), Ефремовском - 175 (63,8), Каширском - 139 (70,5), Новосильском - 80
(37.5), Одоевском - 105 (65,2), Чернском - 89 чел. (49, 7%), данные по Крапивенскому уезду отсутствуют, общее число женщин-педагогов - 1719 чел. (62,6%) [17, с. 120-122].
Таким образом, учительницы преобладали в Тульском (82,8%), Белевском (73,2), Каширском (70,5%) уездах. Это было связано со значительным числом образовательных учреждений (гимназий, епархиальных женских училищ) и с активной деятельностью учительской семинарии в Туле. Наименьшее количество в Новосильском уезде - 37,5% и Чернском - 49,7%. Доля женщин в образовании в последних двух уездах незначительно, но снизилась в сравнении с показателями 1907-1908 гг.
Возможно, первоначально привлечение женщин в профессию объяснялось стремлением сэкономить на оплате труда, о чем свидетельствуют данные земской статистики, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Размер среднего годового вознаграждения учителей Тульской губернии в 1896-1897 гг. [18, с. 36]
Тип школы Среднегодовой размер вознаграждения, в руб.
Учителя-мужчины и учителя-женщины Учителя-мужчины учителя-женщины %
Частные 322,3 323,2 300 92,8
министерские 301,5 301,5 234 77,6
земские 154,2 155 154 99,3
Церковно- приходские 142,9 146,1 137 93,7
Во всех типах школ (средний показатель) 162,5 169,1 155 91,6
Данные таблицы показывают существенное отставание уровня оплаты труда женщин от мужчин: минимальное отставание уровня оплаты труда женщин в земских школах, максимальный отрыв -в министерских (государственных) школах. Дискриминация женщин в оплате труда является чертой традиционного общества, элементы которого сохранились в России на рубеже XIX - XX вв.
Данные Однодневной переписи школ Российской империи, произведенной 18 января 1911 г. отражают уровень образования учителей в исследуемый период [19]. Высшее и среднее образование имели 0,4% мужчин и 19% женщин; среднее духовное образование - 9% мужчин и 33% женщин; среднее специальное педагогическое образование - 12% и 3% женщин; низшее домашнее образование -78% мужчин и 44% женщин [20, с. 120-122].
Представленные данные показывают, что несмотря на общий невысокий уровень образования педагогических кадров губернии, уровень образования учительниц был значительно выше, чем учителей, то есть в профессиональном плане женщины не уступали мужчинам. Более того,
многие из них занимали высокие должности, были руководителями учебных заведений, например, начальница женской гимназии Е.А. Мясново, попечительница детских приютов О.А. Шлиппе, начальница женской гимназии А.И. Боровиковская, попечительницы О.П. Юшневская и Е.Г. Котю-хова, начальница Тульской женской семинарии Л.Н. Желябужская, начальница женского епархиального училища С.А.Сытину. Женщины-педагоги очень много сделали для развития женского педагогического образования в Туле [21].
Опираясь на данные Министерства внутренних дел и земской статистики, представленные в таблице 3, можно проанализировать социальный состав учительского персонала, сравнить социальное происхождение учителей-мужчин и учителей-женщин.
Таблица 3.
Сословный состав учителей и учительниц Тульской губернии в 1880 - 1897 гг. [22, с. 439; 4, с. 6].
1880 1897
число % число %
дворяне мужчины 11 14,7 3 1.1
женщины 16 61,5 26 10,2
духовенство мужчины 46 61 105 39.2
женщины 7 27 142 56.2
Потомственные и почетные граждане мужчины 3 4 16 6
женщины 1 3,8 14 5,5
купцы мужчины 7 9 1 0.4
женщины - - 7 2,7
мещане мужчины 6 8 33 12.3
женщины 2 7 49 19.4
крестьяне мужчины 3 4 110 41
женщины - - 15 6
итого мужчины 75 100% 268 100%
женщины 26 100% 253 100%
Приведенные в таблице данные показывают, что среди учителей преобладали выходцы из духовного сословия. Это объясняется тем фактом, что ряды учительства пополняли Духовная семинария, епархиальные женские училища, женская учительская семинария. В период контрреформ Александра III именно на духовенство возлагалась задача воспитания будущего поколения. Наблюдался значительный рост педагогов, выходцев из крестьян и мещан, что свидетельствует о демократизации сферы образования. Выходцев из крестьян учителей-мужчин больше, чем учителей-женщин. Можно предположить, что, несмотря на достаточно невысокую оплату труда, получение профессии учителя было способом повышения социального статуса для крестьян. Относительно большое число учительниц из дворянской и купеческой среды, на наш взгляд, подчеркивает, что при выборе профессии значительная часть женщин руководствовалась отнюдь не материальными соображениями, а стремлением проявить себя на социальном поприще, принести пользу. П.С. Шереметьев отмечал, что «среди учительниц гораздо чаще, чем среди учителей встречаются личности, взявшиеся за учительство не в силу материальной необходимости, а из любви к делу, в силу сознания важности его, желания внести побольше знаний и света в темную массу и действительно влагающие в это дело всю свою душу, все свои силы. Подобные личности бесспорно должны иметь немалое нравственное влияние, не только на учеников и окончивших под их руководством школу, но и вообще на окружающее их население» [24, с. 5]. Из крестьянского сословия учительниц мало, так как женское образование в этой среде находилось на невысоком уровне. Число выходцев из духовенства и почетных граждан в половом соотношении почти неизменно. Таким образом, к 1897 г. большинство учителей - из крестьян, духовенства и мещан. Учительницы в большинстве происходили из среды из духовенства, мещан, дворянства.
Эти данные подкрепляют сведения о социальном происхождении воспитанниц средних женских учебных заведений Тульской губернии, представленные в таблице 4. К сожалению, мы рас-
полагаем данными лишь за 1880 г.
Можно сделать вывод о преобладании воспитанниц и воспитанников из духовенства (35,5% девочек и 54,6% мальчиков) и из дворянства личного и потомственного (27,8% девочек и 23,4% мальчиков). Сравнив данные таблиц 3 и 4, можно предположить, что далеко не все молодые люди, получившие образование стремились работать в школе, в связи с низким уровнем оплаты труда, непрестижностью профессии учителя и выбирали иную сферу профессиональной самореализации. С этим связана необходимость пополнения рядов учительства выходцами из крестьян, чаще всего с недостаточным уровнем образования. В то время как девушки, имея ограниченный выбор профессиональной деятельности, в основном шли работать в школу.
Таблица 4.
Социальное происхождение воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений __________________Тульской губернии в 1880 г. [25, с. 118-119, 322-323].______________
Социальное происхождение воспитанницы воспитанники
Число воспитанниц % Число воспитанников %
Потомственные дворяне 97 10 151 10
Личные дворяне 170 17,8 202 13,4
Духовное сословие 339 35,5 824 54,6
Почетные граждане 114 11,9 132 8,7
Мещане и цеховые ремесленники 181 19 122 8,1
Крестьяне 33 3,4 35 2,3
Нижние военные чины 10 1, 21 1,3
Прочие сословия 11(3) 1,2 (1,5) 23(10) 1,5 (6,6)
Итого 955 100 1510 100
Подход к образованию девочек в рассматриваемый период соответствовал представлениям традиционного общества, о чем свидетельствуют следующие цифры: ежегодная сумма, затрачиваемая на обучение девочек в России в гимназиях и профессиональных училищах, была существенно меньше, чем мальчиков. На годичный курс обучения мальчика в гимназии тратилось 124 р., в профессиональном начальном училище - 193 р., на обучение девочки в гимназии - 61 р., в профессиональном училище - 100 р.; около одной трети за мальчиков платило государство, а обучение девочек шло практически полностью за счет родителей; государство затрачивало в год на обучение девочки от 2 до 5 руб. 80 коп. [26, с. 13-14]. Количество средних женских учебных заведений всех типов в России в 1880 г. составляло 390: гимназии и прогимназии - 230, учреждения ведомства императрицы Марии -59, училища Святейшего Синода - 42, частные пансионы и учебные учреждения при религиозных неправославных организациях - 56, прочих - 3; в них обучалось - 73 651 воспитанницы [27, с. 225]. В Тульской губернии в этот период действовали женская гимназия, две прогимназии и училище Святейшего синода, в которых обучались 955 воспитанниц [28, с. 242]. В то время как мальчики могли получить образование в классической гимназии, прогимназии, реальном училище и четырех училищах Святейшего синода [29, с. 209]. В этих учебных заведениях обучалось 1 510 чел. [30, с. 36-37], подавляющее большинство (84%) вносили плату за обучение, в гимназии получали стипендию 31 ученик. Из 955 воспитанниц были «стипендиатками» - 83 (8%), учились бесплатно - 138 (14,5%), 73 (76%) вносили полную плату за обучение [31, с. 373]. В последующее десятилетие для девочек были открыты в Туле Ольгинская женская гимназия, женская прогимназия О.А. Жесмин, позже преобразованная в гимназию, епархиальное училище, в Белеве - женская гимназия, духовные училища в других уездных городах. В целом незначительное количество учебных заведений для девочек тормозили процесс их включения в активную профессиональную и общественно-политическую деятельность.
Следует отметить, что большинство женщин-педагогов не имели собственной семьи: в 1897г. - 93,5% , число холостых мужчин-педагогов составляло 62,5% [32, с. 9]; в 1903 г. 97% учительниц было не замужем [33, с. 40]. «Безбрачное состояние большинства учащих в начальных школах в значительной мере является вынужденным различными причинами, среди которых особого внимания заслуживает материальная необеспеченность учащих и практические стеснения учащих по службе по поводу вступления в брак» [34, с. 40]. Имеется в виду запрет продолжать работу учительницам после замужества, последовавший в 1897 г. В 1911 г. ситуация мало измени-
лась: в городах Тульской губернии холостых учителей было 41,7%, в селениях - 54,9, а учительниц соответственно 81,3 и 87% [35, с. 120-122]. Приведенные данные показывают, что тульские учительницы после выхода замуж, как правило, оставляли работу и сосредотачивались на семейной жизни, что характерно для традиционного общества.
Таким образом, в рассматриваемый период в конце XIX - XX вв. наблюдается рост числа женщин-учительниц, что свидетельствовало о процессе эмансипации женщин. Многие женщины сделали успешную карьеру, организовали собственные учебные заведения. Вовлечение в сферу образования женщин в ситуации общей нехватки педагогических кадров создавало условия для реализации идеи всеобщего образования и развития системы средних школ в Российской империи. Большинство женщин-педагогов имели более высокий уровень образования, чем мужчины. Но элементы дискриминации женщин в оплате труда, отражают пережитки традиционного общества и незавершенность процесса модернизации в стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Статистика Российской империи III Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. / под ред. А. Дубровского. СПб., 1888.
2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Издание центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Население по переписи 28 января 1897 г. по уездам / сост. Центральным статистическим комитетом на основе местных подсчетных ведомостей. СПб., 1897г.
3. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913.
4. Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии: историко-статистический очерк. Тула, 1898.
5. Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб, 1912.
6. Положение начального народного образования в Тульской области в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915.
7. Краткий обзор по народному образованию в Тульской губернии за 1907 г. (к 1 января 1908 г.) Тула, 1909.
8. Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.
9. Шереметьев П.С. Указ. соч.
10. Там же.
11. Таблица составлена на основании данных: Статистика Российской империи III Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. Разработано под редакцией А. Дубровского. СПб., 1888; Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии: историко-статистический очерк. Тула, 1898; Краткий обзор по народному образованию в Тульской губернии за 1907 г. (к 1 января 1908 г.) Тула, 1909; Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913; Положение начального народного образования в Тульской области в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915.
12. Положение начального народного образования в Тульской области в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915.
13. Шереметьев П.С. Указ. соч.
14. Там же.
15. Краткий обзор по народному образованию в Тульской губернии за 1907 г. (к 1 января 1908 г.). Тула, 1909.
16. В частности, в Чернском уезде в 1901 г. было 3 начальных народных училища министерства народного просве-
щения, со 134 мальчиками и 22 девочками, 78 церковно-приходских школ (2800 мальчиков и 562 девочки) и 1 частное начальное училище (34 мальчика и 9 девочек). Уездное земство все свои школы уже много лет тому назад передало в ведение духовенства и ограничивается выдачей незначительной субсидии духовному ведомству и отчасти министерству народного просвещения. 2 небольшие народные библиотеки, организованные недавно на средства покойного Ф.Ф. Павленкова. В Новосильском уезде в 1893 г. 5 училищ с 929 учащимися, одно училище приходилось на 1997 чел. и 1 учащийся на 38 чел. Всего населения, Государство не принимало участия в финансировании системы образования. Образование существовало только благодаря средствам и усилиям земства. URL http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1 <^0%91 %D0%95/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%
Р0%БЕ%Р1 %81 %Р0%Б8%Р0%ББ%01 %8С (дата обращения 03.06.2012)
17. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913.
18. Шереметьев П.С. Указ. соч.
19. Данные таблицы Однодневной переписи школ империи, произведенная 18 января 1911 г. имеют незначительную неточность.
20. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913.
21. Глаголев Д.С. Тульское Епархиальное женское училище. Тула, 1901; Савич И.О. Очерки из жизни богословской церковно-учительской школы Каширского уезда (из личных воспоминаний и впечатлений). Тула, 1910.
22. Таблица составлена на основе: Статистика Российской империи III. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. Разработано под редакцией А. Дубровского. СПб., 1888; Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии: историко-статистический очерк. Тула, 1898.
23. Статистика Российской империи III. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. Разработано под редакцией А. Дубровского. СПб., 1888.
24. Шереметьев П.С. Указ. соч.
25. Статистика Российской империи III. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. Разработано под редакцией А. Дубровского. СПб., 1888.
26. Куломзин А.Н. Указ. соч.
27. Статистика Российской империи III. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. Разработано под редакцией А. Дубровского. СПб., 1888.
28. Там же
29. Там же.
30. Там же.
31. Там же
32. Шереметьев П.С. Указ. соч.
33. Тульский отдел народного образования. Народное образование в Тульской губернии. Сборник материалов. Тула, 1959.
34. Там же.
35. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Министерство народного просвещения. СПб., 1913.