Научная статья на тему 'Женское дворянское образование во второй половине XIX В. (на примере центрального Черноземья)'

Женское дворянское образование во второй половине XIX В. (на примере центрального Черноземья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2152
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женщина / дворянское сословие / образование / обучение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женское дворянское образование во второй половине XIX В. (на примере центрального Черноземья)»

УДК 94 (471.08

ЖЕНСКОЕ ДВОРЯНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)"

В статье рассмотрена эволюция женского образования дворянского сословия. Во второй половине XIX в. домашнее образование продолжало рассматриваться в качестве предпочтительного в крупной и средней стратах дворянства. Одновременно наблюдается повышение авторитета институтского образования по сравнению с домашним обучением. Девушки из менее богатых и знатных дворянских семей обучались в женских училищах и гимназиях провинциальных городов.

Ключевые слова: женщина, дворянское сословие, образование, обучение.

Дворянское образование, как и воспитание, закладывались в детстве, в зависимости от того, каким принципам и установкам следовали родители, их экономической базой, образом жизни, образованием учителей и воспитателей, соприкосновением дворянской и народной культур. В России второй половины XIX в. получение образования становилось фактом биографии многих дворянских женщин, как столичных, так и провинциальных. В начале столетия, по мнению Ю.М. Лотмана, различались три «вида женского образования» — домашнее, пансионское и институтское1, такая же структура в образовании наблюдалась и в пореформенный период.

Традиционно, как и в первой половине XIX в., так и во второй в некоторых семьях присутствовало обучение детей самими родителями, например, А.В. Тыркова-Вильямс пишет: «Мама нас никогда не сбрасывала с рук, не сдавала нас наемницам, сама за всем следила, всем руководила. Она сама нас всех выучила русской грамоте. Учительница она была очень хорошая, и благодаря ее настойчивости мы знали русскую грамоту лучше многих наших сверстников»2. По-прежнему оставалась и традиция нанимать для обучения специальных учителей, в провинции хороших преподавателей и учебников практически не было, то их в крупнопоместных имениях выписывали из столицы. В первой половине XIX в. гувернерами и гувернантками чаще всего были немцы и французы, позднее, уже в пореформенный период в этом качестве подрабатывали молодые люди, только что окончившие университет в России. В своих воспоминаниях А.В. Щепкина указывает на то, что: «Желая дать детям хорошее образование, дядя поместил сыновей в гимназию; девочек обучали дома, приглашая к ним русских учительниц и гувернанток»3. Например, в Усманском уезде Тамбовской губернии были собраны сведения за период 1880-1885 гг. о лицах имеющих статус домашних учительниц и наставниц, которые находились без места преподавания в пределах губернии (см. табл. 1).

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта № 09-О1-55101 а/Ц.

1 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVI11 — начало XIX). СПб., 1994. С. 86.

2 Тыркова-Вильямс А.В. То, чего больше не будет: Воспоминания известной писательницы и общественной деятельницы А.В. Тырковой-Вильямс (1869-1962) / Гл. ред. Д.Тевекелян. М., 1998. С. 39.

3 Александра Владимировна Щепкина (1824—1917) / / Русские мемуары. Избранные страницы. (1826—1856) / Сост. вступ. ст., биогр. очерки и примеч. И.И. Подольской. М.,1990. С. 381.

И. Г. ОНОПРИЕНКО

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

onoprienko@bsu. edu. ru

112

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 15(70) 2009

Таблица 1

Список лиц, имеющих звание домашних учительниц и наставниц, в Усманском уезде Тамбовской губернии4

Имя Где воспитывалась

Имеют звание домашней учительницы

Евгения Ивановна Стеженская Александро-Мариинское училище, причисленское отделение дамского попечительства в Москве

Елизавета Марковна Охроменко В частном Московском учебном заведении г. Смирновой

Ольга Ефимовна Изотова В Мариинской Харьковской женской гимназии

Лидия Викторовна Толмачева Орловская Николаевская женская гимназия

Антонина Васильевна Веретенникова Образование домашнее, затем получила по особому экзамену в императорском Санкт-петербургском Университете звание домашней учительницы

Надежа Васильевна Александровская Тамбовское епархиальное женское училище

Имеют звание домашних наставниц

Мария Ивановна Липенская Полтавский институт благородных девиц

Елена Андреевна Обермейтер Императорское воспитательное общество благородных девиц 1 разряда

Екатерина Дмитриевна Новицкая Мосвковское училище Ордена св. Екатерины 1 разряда

Организация женского образования к середине XIX в. пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться, а ведь женщины составляли более половины населения Российской империи. Что касается сословного состава женского населения Курской губернии, то в конце XIX в. женщин-крестьянок было 93,3 %, представительниц мещанского сословия 4 %, дворянок было чуть более 1 %, количество женщин, принадлежащих к духовенству — 0,6 %, купчих — 0,2 %5. Жизнь настоятельно диктовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи, и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт6.

В целом, для девушек и молодых женщин университетское образование было вообще официально закрыто. Даже общее среднее образование для женщин было ограничено и стояло ниже по уровню обучения, чем в мужских гимназиях. Идея открытых и бессословных учебных заведений для девушек была высказана и осуществлена в отношении общеобразовательных женских училищ Н.А. Вышнеградским (1821-1872). По его проекту в 1858 г. было открыто первое училище для приходящих девиц в Петербурге, а позднее и в других городах России. Н.А. Вышнеградский разработал устав и правила для этих училищ, переименованных в 1862 г. в Мариинские женские гимназии7.

Так, в Курской губернии Мариинская гимназия являлась старейшим средним учебным заведением. Она была основана на различные пожертвования и открыта в 1861 г. вначале под названием женского училища первого разряда, а в 1870 г. преоб-

4 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 161. Оп. 1. Д. 8154. Л. 9-10

5 Переверзева Е.Н. Численность и состав женского населения Курской губернии на рубеже ХІХ-ХХ вв. // Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVI11 -XX вв.: Материалы международной конференции (май 2002 г.) / отв. ред. В.В. Канищев. Тамбов, 2002. С. 186.

6 Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVI11 -начале XX в.: приобретения и потери / / Мир истории. 2000. № 6. С. 58-60.

7 Школа и педагогическая мысль России второй половины XIX — начала XX вв. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. А.А. Лебедев. М., 1990. С. 10.

И.Г. Оноприенко. Женское дворянское образование

113

разована в гимназию8. Каждый год гимназия выпускала учениц, которые были награждены серебряными и золотыми медалями. В гимназии к тому времени уже существовало 10 стипендий, назначаемых беднейшим воспитанницам, заслуживших их своими успехами и поведением. К отстающим гимназисткам применялись меры в виде репетиционных занятий, бесед с родителями, дополнительных занятий со слушательницами старших классов9.

Во второй половине XIX в. происходит увеличение количества обучающихся девушек в средних и других учебных заведениях. Так, например, в Курской губернии в 1897 г. по сравнению с 1867 г. в университетах и других высших заведениях на 5 чел. больше, в специальных средних учебных заведениях на 17, в средних учебных заведениях на 959 чел. Это говорит о том, что в пореформенный период образование стало более доступным для дворянок. Да и в целом, уровень образованности дворянок на начало и на конец XIX в. увеличился на 33 %, так если в 1867 г. было образованных 935 чел., то в 1897 г. - 1859 чел10.

Вся деятельность женских учебных заведений традиционно освящалась авторитетом императрицы. В 1870 г. было издано «Положение о женских гимназиях», согласно которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения, содержавшиеся на средства городов и земств. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого педагогического класса. Постановка преподавания во всех женских средних школах вначале отличалось поверхностно, а учебные курсы - краткостью и бессодержательностью. Но с тех пор как на твёрдую почву стало высшее женское образование, и усиление стремления женщин к труду, обучение в женских гимназиях стало серьёзней.

Среднее образование в России преимущественно развивалось по плану правительства, которому нужны были образованные чиновники, техники, врачи, юристы. Частная и общественная инициатива в организации среднего образования была слабо выражена, и очень часто тормозилась правительством. Поэтому частных школ до начала XX в. было очень мало. Средние учебные заведения для женщин имелись в Курске, Белгороде, Короче, Новом Осколе, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Судже, Тиму, Фатеже, Щиграх, это были в основном женские гимназии. Эти гимназии имели принадлежность или «Министерству Народного Просвещения или к Ведомству учреждений императрицы Марии — мариинские.11

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. Женские гимназии Министерства Народного Просвещения также имели семилетий курс обучения, был и восьмой класс — педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью — домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Помимо дополнительных педагогических классов в гимназиях были также и рукодельные классы, где ученицы постигали азы различных женских рукоделий.

8 Танков А.А. Исторический очерк Мариинской женской гимназии 1861-1911 гг. Курск, 1911. С. 15.

9 Выросткова О.И. Курская Мариинка / / Курский край. 2004. № 6-7 (56-57). С. 59.

10 Подсчитано по: Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / под ред. И.А. Тройницкого. XX. Курская губерния. СПб., 1904. С. 86.

11 Косетченкова Е.А. Из истории женского профессионального образования в российской провинции в конце XIX — начале XX века (на примере Курской губернии) / / Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Шаповалова. Белгород, 2004. С. 123.

114

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 15(70) 2009

Помимо государственных учебных заведений имелись и частные гимназии. Например, частная гимназия, содержимая Г. Якубович (урожденная Федченко) в Белгороде; частная гимназия Г. Гончаровой в Белгороде; частная гимназия, содержимая З.А. Каменевой в Курске12. В октябре 1882 г. была открыта первая Курская женская прогимназия, которая в марте 1884 г. была преобразована в гимназию, получившую название от имени попечительницы — О.Н. Красовской, которая действовала с 1884 по 1901 г. Частная женская гимназия З.А. Каменевой обучала преимущественно детей дворян13.

Женское профессиональное образование во второй половине XIX в. развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неполноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины — это семья, — говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на 1 съезде по техническому и профессиональному образованию, — всякого рода познания, и общеобразовательные и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи»14.

В конце XIX в. увеличивается количество учителей дворянского происхождения в земской школе. Учительский труд для многих выходцев из разорившихся семей был часто единственно возможным способом прокормиться. Так, в повести «Тени прошлого» об одной из барышень говорится: «Ольга, воспитанная еще при жизни матери, умной, добросовестной и талантливой гувернанткой, блистала образованием в кругу самых зажиточных помещиков. Потом семья обеднела, и она сама готовилась в гувернантки»15. Редко кто из обеспеченных дворянских семей шел в земскую школу за романтикой труда, их выбор часто был вынужденным, сама жизнь, экономические обстоятельства были причиной значительной доли дворянства среди учащих в начальной сельской школе16.

Что касается высшего женского образования, то, лишенные на родине доступа к высшему образованию, русские женщины вынуждены были поступать в зарубежные институты (и то, если позволяло материальное положение семьи). Однако, в 1872 г. правительство все таки создало комиссию для изучения вопроса о высшем женском образовании. Комиссия пришла к выводу, что в России необходимо учредить высшие женские учебные заведения со строго определенным и законченным курсом17. Территориально высшая школа тяготела к крупным административным и культурным центрам экономических районов с развитыми промышленностью, сельским хозяйством, торговлей. В конце XIX — начале XX вв. Высшие женские учебные заведения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, появились и в других университетских городах, в том числе это Харьковские высшие женские курсы18. Можно предположить, что

12 Косетченкова Е.А. Из истории женского профессионального образования... С. 123.

13 Терещенко А.А., Рянский Л.М., Рянский Р.Л. Курский край в XIX веке. Научно-популярная серия: в 20 т. Курск, 2003. Т. VIII. С. 71.

14 Цит. по: Косетченкова Е.А. Низшие профессиональные учебные заведения для женщин в Курской губернии в конце XIX — начала XX вв. / / Курский край в истории отечества: материалы науч.-практ. конф., посвященной 225-летию образования Курской губернии и 70-летию образования Курской области / Под ред. А.Т. Стрелкова. Курск, 2004. Ч. 2. С. 43.

15 Цит. по: Солодянкина О.Ю. Произведения художественной литературы как исторический источник: образ гувернантки // Художественная литература как историко-психологический источник: материалы XVI междунар. науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2004. С. 366.

16 Шатохина С.Б. Место женщин в педагогической интеллигенции Курской губернии на рубеже XIX—XX вв. // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Шаповалова. Белгород, 2005. Ч. 2. С. 171.

17 Косетченкова Е.А. Социокультурные факторы становления женского образования и развития сети женских учебных заведений в России в конце XIX — начале XX вв. / / Труды Курского областного научного краеведческого общества. Курск, 2004. Т. I. Ч. II. С. 49.

18 Там же. С. 50-51.

И.Г. Оноприенко. Женское дворянское образование ...

115

в связи с близостью расстояния между Курской, Воронежской губерниями и Харьковской дворянские дети могли получить образование в этом учебном заведении.

Таким образом, образование, которое женщины-дворянки получали в юности, можно рассматривать как один из элементов русской дворянской культуры. Вместе с тем, оно представляло собой своего рода основу порождавшей его культуры, воплощая основные её ценности. Во второй половине XIX в. наличием образования во многом определялись жизненные перспективы и культурный облик русской дворянки.

WOMEN'S EDUCATION OF THE NOBILITY IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL BLACK SOIL AREA)

e-mail:

onoprienko@bsu. edu. ru

Belgorod State University

I. G. ONOPRIENKO

The author considers evolution of women's education of the nobility. Home education kept being preferable in the upper and middle strata of the noble estate. At the same time, it is possible to reveal gradual increase in prestige of the institute education in comparison with home learning. Girls from the noble families, that were less wealthy and eminent, studied in women's colleges and grammar schools which existed in provincial towns.

Key words: woman, noble estate, education, learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.