Научная статья на тему 'Уровень образования учителей Тульской губернии на рубеже XIX XX вв'

Уровень образования учителей Тульской губернии на рубеже XIX XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHING / EDUCATION / QUALIFICATION / THE IDEA OF UNIVERSAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ю. В.

Исследуется уровень образования учительства Тульской губернии в конце XIX начале XX вв. на основе статистических данных Министерства внутренних дел и земской статистики, проанализированы причины его изменения и возможности получения педагогического образования. Может представлять интерес для исследователей социальной истории дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF EDUCATION OF TEACHERS OF TULA SQUARE END OF THE XIX EARLY XX CENTURIES

This article is analyzed the level of education of teachers in the province of Tula late XIX early XX centuries, based on the statistics of the Ministry of Interior and the Zemstvo statistics, are analyzed the reasons for the changes and opportunities for teacher education. The article may be interested to scholars of social history of pre revolutionary Russia.

Текст научной работы на тему «Уровень образования учителей Тульской губернии на рубеже XIX XX вв»

ИСТОРИЯ

УДК 37 (470/620) «18»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ.

Ю.В. Антонова

Исследуется уровень образования учительства Тульской губернии в конце XIX -начале XX вв. на основе статистических данных Министерства внутренних дел и земской статистики, проанализированы причины его изменения и возможности получения педагогического образования. Может представлять интерес для исследователей социальной истории дореволюционной России.

Ключевые слова: учительство, уровень образования, квалификация, идея всеобщего обучения.

Процессы модернизации, происходившие в России конце XIX - начале XX вв., требовали развития сферы образования, в том числе подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных активно содействовать реформе школы и реализации идеи введения всеобщего обучения.

Целью исследования является изучение уровня образования учителей Тульской губернии, возможностей получения педагогического образования. В работе над статьей использованы опубликованные источники статистического характера: данные Министерства внутренних дел, включая сведения, полученные в ходе всеобщей переписи населения в 1897 г., данные земской статистики, охватывающие период с 1880 по 1914 г. [1-7].

В масштабе Российской империи подготовкой учительских кадров занимались Петербургский, Московский, Юрьевский, Одесский, Варшавский, Киевский, Казанский и Харьковский университеты. В 1867 г. в ходе проведения реформы классических гимназий был создан Историко-филологический институт в Петербурге, который должен был готовить преподавателей классических языков, преподавателей словесности, истории, и географии; в 18731890 гг. действовал Семинар при Лейпцигском университете (с 1884 г. назывался Русским филологическим институтом при Лейпцигском университете). Женщины имели возможность получить образование на Лубянских женских курсах в Москве (действовали с 1870 г.) или на Петербургских высших курсах («бестужевских»).

По приблизительным данным во второй половине XIX в. около 20 тыс. человек получили высшее образование, пригодное, чтобы стать учителем средней школы [8]. Однако значительная часть мест заполнялась недипломиро-

ванными специалистами. Учителей в масштабах России не хватало, так как значительное количество выпускников не желало работать по профессии. Учителей для городских и народных училищ (впоследствии высших начальных училищ) готовили учительские институты. Официальное решение об их создании было принято 31 мая 1872 г. «В учительские институты принимаются молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности» [9]. На практике, преимущественным правом приема в институты пользовались лишь те выпускники городских училищ, которые проработали в школе не менее одного года. Лица, окончившие гимназии, духовные семинарии и другие средние учебные заведения при наличии «одобрительных» данных об их нравственности, в учительские институты принимали без экзаменов. Прием девушек не был предусмотрен. Уже после революции 1905-1907 гг. учительские институты стали открытыми учебными заведениями. Все выпускники, обучавшиеся за счет государства, были обязаны отработать в школе не менее шести лет. Обязательными предметами были: Закон Божий, церковно-славянское чтение, арифметика, начала алгебры, геометрия, Всеобщая и Отечественная история, всеобщая и отечественная география, черчение, рисование, чистописание, пение, гимнастика; в некоторых институтах - ручной труд. Собственно педагогическое образование предполагало изучение основ дидактики и методики, в том числе знание распространенных методик, наглядных пособий, учебников, а также изучение такого предмета, как «школьная дисциплина»; общей целью было «умственное, нравственное, физическое воспитание» [10].

С 1912 г. институты готовили учителей для высших начальных училищ. На протяжении всего периода существования они выпускали педагогов «широкого профиля», которые были обязаны преподавать по два-три предмета в городских и уездных высших начальных училищах. По мнению многих исследователей системы образования в России, это были «школы-тупики» с 3-летним сроком обучения, которые не давали ни высшего образования, ни права поступления в университет. Педагогическая общественность учительские институты окрестила метким названием «плебейские университеты» [10]. Но нельзя отрицать тот факт, что институты, осуществляя подготовку педагогов, сыграли определенную положительную роль в развитии образования в России. Лишь в феврале 1917 г. выпускникам учительских институтов было разрешено поступать в коммерческие институты. В Тульской губернии значительный вклад в подготовку учительских кадров внесло Тульское Епархиальное женское училище, Тульская учительская женская семинария, гимназии, выпускницы VIII класса которых имели право стать домашними учительницами или домашними наставницами. Учительского института в Тульской губернии не было вплоть до 1912 г.

Конечно, уровень образования и специальной подготовки не является максимально точным отражением учительской квалификации, но даже с учетом этого обстоятельства картина в ряде школ Тульской губернии была по этому

показателю печальной. Данные об уровне образования учителей губернии представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень образования учителей Тульской губернии в 1880- 1914 гг.[1-4, 6-7]

Годы Число учителей Из них имели образование

Высшее, чел, % Среднее и среднее специальное, чел., % Духовное, чел., % Не имели учительского звания, чел., %

1880 101 18 (18 %) 4 (4 %) 40 (40 %) 37 (37 %)

1897 750 - - - -

1908 1141 367 (32,1 %) 342 (29,9 %) 278 (24,4 %) -

1911 2747 511 (18,6 %) - 659 (23,8 %) 1569 (57,1 %)

1914 3136 3 (0,2 %) 748 (37,8 %) 1224 (61,8 %) 4 (0,2 %)

Даже неполные данные позволяют сделать вывод, что на протяжении 1880-1914 гг. наблюдалась положительная динамика, но при общем росте уровня образования учительства доля преподавателей с высшим и специальным образованием оставалась незначительной.

Уровень образования учителей в разных типах школ был неодинаков. В 1897-1898 гг. высшее и среднее специальное имели 93,8 % учителей министерских двухклассных школ, 81,8 % - министерских одноклассных школ, 78,6 % -учителей частных школ, 58,3 % - церковно-приходских и 35 % - земских [4]. Среди педагогов Тульской губернии число лиц, имеющих специальное профессиональное образование, было значительно лишь в министерских и частных школах, что объяснялось высоким уровнем требований к обучению. Уровень образования педагогических кадров по уездам Тульской губернии представлен в табл. 2.

В целом, образовательный уровень учительства был низким, особенно в земских школах: лишь 35,1 % учителей имели в соответствии с требованиями этого времени «достаточный уровень образования», т. е. высшее, среднее и среднее специальное. Но более детальный анализ позволяет заметить, что в некоторых уездах земские школы не уступают министерским и частным, а иногда и превосходят их.

Таблица 2

Уровень образования учителей в уездах Тульской губернии

в 1896 -1897 гг.[4]

Уезды Образование

Высшее, сред- Неоконченное среднее Оконченное

нее, специаль- образование, а также при- и неоконченное

ное образование обретение учительского начальное обра-

звания зование,

по особому испытанию и отсутствие сви-

прогимназическое обра- детельства

зование о праве на пре-

подавание

и домашнее об-

разование

число % число % число %

Алексинский 15 57,6 3 11.4 8 31

Богородицкий 20 23,8 5 5.9 59 70,3

Белевский 9 31 6 20,7 14 48,3

Веневский 10 40 6 24 9 36

Епифанский 23 34.4 7 10,4 37 55,2

Ефремовский 17 13,3 75 65,7 24 21

Каширский 15 50 7 20,7 10 29,3

Крапивенский 19 63,3 6 20 5 16,7

Новосильский 17 27.8 8 13,1 36 59,1

Тульский 30 81.1 6 16,2 1 2,7

Чернский 12 41,4 9 27,5 8 31.1

По губернии 189 35,1 138 25,7 11 39,2

Так, в Тульском уезде «достаточный» уровень образования имели 81,1 % учителей, в Крапивенском - 63,3 %, в Алексинском - 57,6 %, Каширском -50 %, в Ефремовском уезде - 13,3 % (самый низкий уровень образования учительства). Тульский уезд находился в наиболее благоприятном положении. В отчете Тульской уездной управы за 1895 - 1896 гг. отмечалось, что «достигнуто это было тем, что в Тульском уезде ранее, чем в других уездах назначено более высокое жалование учащим, что предотвращало отток педагогических кадров в другие сферы деятельности, а также и тем, что Училищный совет в приеме на работу отдавал предпочтение лицам с педагогическим образованием»[4]. В тот же период уровень образования учителей в других губерниях был более высоким, так имели высшее, среднее и среднее специальное образование 65 % учителей Московской губернии, 82,6 % Петербургской, 75,2 % Новгородской, 54 % Саратовской, ниже уровень образования учителей Орловской губернии -лишь 16,1 % [4]. Высокий уровень образования учительства Московской и Петербургской губерний объясняется и наличием выпускников университетов и, естественно, мотивацией к работе в школе, подкрепляемой высоким жалованием; в Новгородской губернии было две учительские семинарии, выпускники

которых вливались в ряды учительства, в соседней Орловской губернии уровень образования учителей даже на фоне тульских показателей чрезвычайно низок.

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в Тульской губернии наблюдался рост уровня образования учительства, но в целом проблема несоответствующей требованиям времени квалификации учительства сохранялась.

Список литературы

1. Статистика Российской империи III Университеты и средние учебные заведения 50 губерний Европейской России и 10 Привислянских по переписи 20 марта 1880 г./ разраб. под ред. А. Дубровского. СПб, 1888.

2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Издание центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Население по переписи 28 января 1897 г. по уездам. Составлено Центральным статистическим комитетом на основе местных подсчетных ведомостей. СПб, 1897.

3. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб, 1913.

4. Шереметьев П. С. Народные учителя и учительницы в Тульской губернии: историко-статистический очерк. Тула, 1898.

5. Куломзин А. Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб, 1912.

6. Положение начального народного образования в Тульской губернии в 1913 г.: краткий обзор. Тула, 1915.

7. Краткий обзор по народному образованию в Тульской губернии за 1907 г. (к 1 января 1908 г.) Тула, 1909.

8. Лейкина - Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.

9. Фальборк Г. А. Настольная книга по народному образованию: законы, распоряжения, правила: в 3 т. СПб, 1901. Т. 2.

10. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-статистические очерки. М., 1979.

Антонова Юлия Викторовна, соискатель, [email protected] , Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

THE LEVEL OF EDUCATION OF TEACHERS OF TULA SQUARE END OF THEXIX- EARLY XXCENTURIES J.V. Antonova

This article is analyzed the level of education of teachers in the province of Tula late XIX -early XX centuries, based on the statistics of the Ministry of Interior and the Zemstvo statistics, are analyzed the reasons for the changes and opportunities for teacher education. The article may be interested to scholars of social history ofpre-revolutionary Russia.

Key words: teaching, education, qualification, the idea of universal education.

Antonova Julia Viktorovna, present for a candidate, [email protected], Russia, Tula, Tula State Teachers University named by L.N.Tolstoy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.