Научная статья на тему 'Организация подготовки среднего медицинского персонала Тульским губернским земством в конце XIX - начале XX века'

Организация подготовки среднего медицинского персонала Тульским губернским земством в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА / ЗЕМСТВО / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКАЯ ШКОЛА / ZEMSTVO MEDICINE / ZEMSTVO / MEDICAL STAFF / TULA PROVINCE / SCHOOL OF PARAMEDICINE AND MIDWIFERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынова Е.П., Сафронова М.О.

Статья посвящена деятельности Тульского губернского земства по подготовке среднего медицинского персонала в конце XIX начале ХХ века на основе впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Государственного архива Тульской области. Рассмотрена история создания двух медицинских школ при Тульской губернской земской больнице: фельдшерской и акушерской и их слияние, официально оформленное в 1906 году. Особое внимание уделено изучению социального и гендерного состава учащихся, а также трудоустройству выпускников объединенной фельдшерско-акушерской школы. Авторы делают вывод о том, что открытие медицинских школ земством позволило обеспечить Тульскую губернию квалифицированным средним медицинским персоналом, сыгравшим большую роль в помощи земским врачам и в деятельности медицинских учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NURSE TRAINING IN THE TULA ZEMSTVO IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES

The paper analyzes materials of the State Archive of the Tula Region, which have never been analyzed before, to investigate nurse training activities undertaken in the Tula Zemstvo in the late 19th early 20th centuries. The paper treats the establishment of two Medical Schools (paramedic school and midwifery school) affiliated with the Tula Zemstvo Hospital and their official merger in 1906. The paper focuses on students’ social status and gender characteristics, as well as on their employment opportunities. The authors maintain that due to the establishment of the two medical schools, the Tula Province had qualified nurses who gave considerable help to zemstvo doctors in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Организация подготовки среднего медицинского персонала Тульским губернским земством в конце XIX - начале XX века»

УДК 373.6:61(471.312)«20/21»

Е.П. Мартынова, М.О. Сафронова

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ТУЛЬСКИМ ГУБЕРНСКИМ ЗЕМСТВОМ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена деятельности Тульского губернского земства по подготовке среднего медицинского персонала в конце XIX - начале ХХ века на основе впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Государственного архива Тульской области. Рассмотрена история создания двух медицинских школ при Тульской губернской земской больнице: фельдшерской и акушерской - и их слияние, официально оформленное в 1906 году. Особое внимание уделено изучению социального и тендерного состава учащихся, а также трудоустройству выпускников объединенной фельдшерско-акушерской школы. Авторы делают вывод о том, что открытие медицинских школ земством позволило обеспечить Тульскую губернию квалифицированным средним медицинским персоналом, сыгравшим большую роль в помощи земским врачам и в деятельности медицинских учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций.

земская медицина, земство, медицинский персонал, Тульская губерния, фельдшерско-акушерская

школа.

Принятие в 1864 году Положения о земских учреждениях положило начало динамичному развитию земской медицины, которая легла в основу советской медицинской системы и, как следствие, современной отечественной системы здравоохранения. Потребность населения Российской империи в медицинских услугах была огромна, следовательно, новые учреждения, на чьи плечи легла забота о народном здравии, должны были в кратчайшие сроки обеспечить страну квалифицированным медицинским персоналом всех уровней. В данном случае предметом исследования стала организация Тульским губернским земством подготовки среднего медицинского персонала: фельдшеров и акушерок в начале XX века.

К истории развития медицины в Тульской губернии обращались разные авторы. Так, Е.И. Самарцева, Т.А. Вепренцева, П.В. Поляков изучали медицинскую интеллигенцию как одну из определяющих социально-профессиональных групп губернии \ С.А. Рассаднев, В.Н. Сороцкая писали об отдельных врачах Тульской губернии 2. Л.П. Фролова охарактеризовала деятельность земства в сфере здравоохранения, затронув вопросы санитарно-медицинского обслуживания населения в 60-90-е годы XIX века 3. Научных публикаций, посвященных изучению развития земского медицинского образования в Тульской губернии, почти нет. Стоит отметить работу П.В. Полякова, который исследовал социальный и численный состав фельдшерской и акушерской школ тульского земства в 90-х годах XIX века 4.

Между тем, обращение к этому вопросу важно с позиции как истории образования в губернии, так и истории медицинского обслуживания. Основными источниками для изучения вопроса о земском медицинском образовании в Тульской губернии являются материалы съездов земских врачей Тульской губернии, журналы и доклады заседаний Тульской губернской земской управы и Земского собрания 5, отчеты Управления Главного врачебного инспектора МВД 6, а также архивные источники из фондов Государственного архива Тульской области: отчеты о деятельности

1 Самарцева Е.И. Встреча через столетие (очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. в контексте ряда теоретических замечаний). Тула, 2005 ; Вепренцева Т.А. Провинциальная интеллигенция в процессе формирования гражданского общества в России в 60-е годы XIX - начале XX века. Тула, 2011 ; Поляков П.В. Медицинская интеллигенция Тульской губернии (1864-1900 гг.). Тула, 2006.

2 Рассаднев С.А. Доктор В.И. Смидович. Тула, 1988 ; Сороцкая В.Н. Очерк из истории земской медицины Тульской губернии: Белоусов Петр Петрович (1856-1896 гг.) // Материалы научно-практических конференций, посвященных 55-летию сотрудничества ММА им. И.М. Сеченова и здравоохранения Тульской области. М. ; Тула, 2002. С. 286-287.

3 Фролова Л.П. Тульское земство. 1864 - начало XX в. Тула, 2004.

4 Поляков П.В. Медицинская интеллигенция Тульской губернии ... С. 49-55.

5 Журналы Тульского губернского земского собрания. Тула, 1866-1917 ; Доклады Тульской губернской земской управы Губернскому земскому собранию: [по разным проблемам]. Тула, 1866-1916.

6 Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России. СПб., 1856-1916.

фельдшерско-акушерской школы Тульского губернского земства 7, протоколы испытаний учащихся 8 и другие делопроизводственные источники, позволяющие охарактеризовать деятельность исследуемого учреждения.

Одной из первостепенных задач новообразованных земских учреждений являлось обеспечение губернии качественной медицинской помощью. В 1866 году на II очередном Тульском губернском земском собрании было вынесено постановление об учреждении при губернской земской больнице фельдшерской школы на 24 ученика и повивального училища при родильном институте той же больницы на 20 учениц из числа сельских обывательниц 9. Однако организационные вопросы затянулись, и Тульское земство открыло повивальную школу только в 1869 году, а фельдшерскую - в 1870 году. Обе школы располагались в здании Тульской губернской земской больницы и содержались за счет земства, находясь в ведении губернской земской управы.

С самого момента основания школ начался процесс объединения, юридически закрепленный только в начале XX века. Уже в 1870 году Тульская уездная земская управа ходатайствовала во Врачебный департамент о возбуждении законодательного разрешения женщинам получать фельдшерский диплом 10. При этом земством был выдвинут вполне логичный и экономически оправданный аргумент: вместо найма фельдшера и акушерки земствам выгоднее нанимать специалиста, совмещающего обе эти должности, то есть фельдшерицу-акушерку. Кроме того, в ходатайстве было указано, что крестьяне охотнее слушают женщин, нежели мужчин-фельдшеров. Земство предложило разрешить выпускницам школы повивальных бабок (акушерской школы) посещать занятия в фельдшерской школе и для получения второго диплома оставаться в этой школе еще на год из-за разницы в сроках обучения 11.

Не признать рациональность доводов Тульского уездного земства было нельзя. Судя по документам, практика получения акушерками фельдшерского диплома активно вошла в учебный процесс уже к 1880-м годам. А чуть ранее, с 1872 года, женщины получили право поступать в фельдшерскую школу. Разрешение женщинам обучаться в школе привело к ежегодному увеличению числа обучающихся девушек, и к рубежу веков их количество в разы преобладало над числом обучающихся в фельдшерской школе юношей. В 1880-е годы в школе повивальных бабок был введен курс обязательных фельдшерских дисциплин. Для этого не приглашался специальный преподаватель, ученицы прослушивали курс вместе с обучающимися в фельдшерской школе. Признание нерентабельности содержания двух различных учебных заведений и их официальное слияние было делом времени.

После того как девушки начали обучаться в фельдшерской школе, их численность быстро росла. В 1876 году фельдшерское свидетельство получила первая выпускница - М. Сосаренкова, обучавшаяся за свой счет и получившая у экзаменационной комиссии высшие баллы 12. Снова девушки получили фельдшерские дипломы только через несколько лет - в 1880 году. Это были С.А. Жукова и Н.Н. Извольская, имевшие земскую стипендию 13. После 1880 года школа ежегодно выпускала фельдшериц. С 1872 по 1897 год получили свидетельства 142 фельдшера и 185 фельдшериц 14 (небольшая разница между полами, даже с учетом того, что до 1876 года выпускались только юноши). В 1897 году в смешанной школе учились 29 юношей и 139 девушек (больше почти в 5 раз), в 1899 году - 26/132 (больше в 5 раз); в 1901 году - 14/94 (больше почти в 7 раз); в 1905 году - 14/96 (больше почти в 7 раз). Кроме того, девушки обучались в акушерской школе. Можно говорить о том, что на рубеже XIX-XX веков среднее медицинское образование в Тульской губернии получали в основном девушки. Это соответствовало пожеланиям уездных земств нанимать на работу квалифицированных фельдшериц-акушерок.

7 Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 5-8.

8 Там же. Д. 1-4.

9 Журналы первого Тульского губернского земского собрания, открытого 18 февраля 1866 г. Тула, 1867. С. 30.

10 ГУ ГАТО. Ф. 744. Оп. 1. Т. 1. Д. 38. Л. 1.

11 Там же. Л. 1 об., 2, 3.

12 Там же. Ф. 38. Оп. 1. Д. 1. Л. 8-9.

13 Там же. Л. 19 об.-21.

14 Доклады Тульской губернской земской управы XXXIV очередному Тульскому губернскому земскому собранию. Тула, 1899. С. 5.

После принятия в 1903 году новой программы фельдшерской школы у земства появилось основание для объединения фельдшерской и акушерской школ. Врачебный департамент настоятельно рекомендовал Тульскому губернскому земству произвести процесс слияния 15.

Утверждение нового Устава фельдшерско-акушерской школы стало камнем преткновения для Тульского земства. «Новый нормальный устав земских фельдшерских школ» и министерская программа фельшерско-акушерских школ, утвержденная в 1903 году, вводили новые теоретические специальные медицинские дисциплины. Кроме того, образовательный ценз стал гораздо жестче: от абитуриентов требовалось не просто знать грамоту, а предоставить комиссии аттестаты или свидетельства о 3-4-годичном обучении в разнотиповых школах. Срок обучения возрастал до 4-х лет. Первая программа Тульского земства, представленная Медицинскому совету, была отклонена из-за несоответствия министерской программе 16. В 1904 году Тульское губернское земское собрание вновь ходатайствовало об утверждении своей программы 17. В итоге новый устав объединенной школы был принят только на 40-м очередном Тульском губернском земском собрании 1905-1906 годов 18.

Объединенная школа была открыта в 1906 году в русле общих мер по реорганизации Тульской губернской земской больницы 19. Слияние школ изменило порядок заведования новым учебным заведением. Школа продолжала существовать на средства земства, но заведование учебно-воспитательной частью передавалось коллегиальному Педагогическому совету, который собирался дважды в месяц. Члены Совета: все преподаватели школы и назначенный директор - член управы, заведующий больницами губернского земства, или председатель управы. Кроме директора, в школе

сроком на два года из числа штатных преподавателей выбирался инспектор. Он являлся своеобразной

20

«исполнительной властью» в школе .

С организацией единой школы земство установило лимит на поступление - теперь можно было зачислять только 30 первокурсников, хотя до этого в фельдшерской школе ограниченным являлось только число стипендиатов (от 6 до 8 земских стипендий для поступающих на первый курс), количество же учеников, обучавшихся за свой счет, не лимитировалось. Однако и после 1906 года положение об ограниченном приеме быстро обросло различными «но», поэтому первый курс в фельдшерско-акушерской школе нередко насчитывал порядка 40-45 человек 21.

Земских стипендий было 27 на всех курсах обучения (по 15 рублей в месяц): 24 уездных и 3 губернского земства. Таким образом, каждый уезд получал 2 квоты. В 1911 году была учреждена стипендия имени князя Черкасского для двух учащихся - выходцев из крестьянского сословия, а в 1912 году - стипендия имени В.Л. Любенкова - скончавшегося директора школы. Обе стипендии были учреждены для вручения за особые заслуги. За каждый год получения стипендиаты должны были отработать год в тульской земской системе здравоохранения.

С реструктуризацией школ произошло расширение преподавательского состава. В 1902 году, по данным Управления главного врачебного инспектора МВД, в фельдшерской школе числилось 7 преподавателей, а в повивальной - 1 22. В 1905 году - по 10 учителей в той и другой школах 23. Вероятно, 10 учителей - это сводные данные по педагогическому составу двух школ, так как в 1903 и 1904 годах число преподавателей в повивальной школе числилось одинаковым - 1 человек. Но после реорганизации в объединенной школе преподавало 17, в 1914 году - уже 23 учителя. Такое резкое возрастание числа преподавателей обуславливается введением ряда специальных дисциплин.

15 ГУ ГАТО. Ф. 4. Оп. 8. Д. 208. Л. 1.

16 Доклады Тульской губернской земской управы Тульскому губернскому земскому собранию 1906 г.: больничный отдел. Тула, 1907. С. 1.

17 Там же.

18 ГУ ГАТО. Ф. 4. Оп. 8. Д. 208. Л. 1.

19 Там же.

20 О тульской фельдшерско-акушерской школе // Труды IX съезда земских врачей и представителей земств Тульской губернии с 21 по 30 апреля 1908 года. Тула, 1909. С. 242-243 ; Иванов П.А. Делегатское сообщение по фельдшерско-акушерской школе Тульского губернского земства // Труды X съезда врачей и представителей земств Тульской губернии с 6-15 августа 1912 года. Вып. II : Доклады по вопросам программы и делегатские сообщения по учреждениям губернского земства. Тула, 1913. С. 275-276.

21 О тульской фельдшерско-акушерской школе ... С. 242-243.

22 Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1902 год. СПб., 1904. С.

222.

23 Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1905 год. СПб., 1907. С.

184.

Программа объединенной Тульской фельдшерско-акушерской школы предполагала большое количество практики в 3-х и 4-х классах. Чаще всего практика проходила на базе Тульской губернской больницы. Иногда ученики командировались в свои уезды. Программа повивальной школы органично встроилась в план реорганизованного учреждения. Так как большинство учащихся были девушками, изучение акушерско-гинекологических дисциплин позволяло им получать свидетельство фельдшерицы-акушерки.

Отчеты по фельдшерско-акушерской школе из фондов ГАТО 24 и отчеты о состоянии народного здравия 25 позволяют нам проследить статистику количества обучающихся в фельдшерско-акушерской школе (табл. 1).

Т аб л и ц а 1

Численность учащихся фельдшерско-акушерской школы

Учебный год Число обучающихся

1906-1907 137

1907-1908 168 (25 юношей, 143 девушки)

1908-1909 156 (22 юноши, 134 девушки)

1909-1910 147 (21 юноша, 126 девушек)

1910-1911 152

1911-1912 121

1912-1913 129

1913-1914 131 (16 юношей, 111 девушек)

К сожалению, не для каждого учебного года удалось выяснить соотношение учеников мужского и женского пола. Тем не менее, имеющихся данных достаточно, чтобы сделать вывод о том, что тенденция на преобладание среди учеников школы девушек осталась, что по-прежнему отвечало нуждам земств в вопросе экономии средств при совмещении одним лицом должности фельдшера и акушерки. В среднем численность учениц была в 6 раз выше численности учеников. В 1908/09 учебном году выпускной класс (34 чел.) состоял целиком из девушек 26. Если бы земство придерживалось первоначального плана приема, то в четырех классах обучалось бы около 120 человек во всех четырех классах. Нетрудно заметить, что ближе всего к «нормальным» показателям школа приближалась в 1907, 1912-1914 годах. В остальное время по различным причинам увеличивалось число поступающих, чтобы выпускной класс оставался в пределах 30 человек. Конечно, при этом отсев был довольно большим.

Обучающиеся в школе относились к разным сословиям. В среднем 45 % учеников были детьми мещан, в основном тульских. Затем шли дети разночинцев (15-25 %) и крестьян (от 10 до 20 %) 27. В школе обучались дворяне, дети купцов, священников, цеховых, сироты - выпускники Московского воспитательного дома и сиропитательных учреждений Тульского губернского земства. Отдельной строкой учитывались члены семьи фельдшеров (зачастую дети и жены). Мы видим, что к обучению допускались представители различных сословий. Как отмечалось выше, был ужесточен образовательный ценз. Около половины учащихся имели образование от IV до VI классов гимназий и прогимназий 28. Менее 10 % учеников имели полное среднее образование. Для имеющих аттестат зрелости могли открываться совсем иные перспективы - поступление в высшие учебные заведения.

Изначально существование данного учебного заведения задумывалось как мера обеспечения губернии квалифицированными кадрами среднего медицинского персонала. Однако медленные темпы строительства новых больниц и постепенное закрытие самостоятельных фельдшерских пунктов не делали ситуацию с трудоустройством выпускников легкой. К примеру, только в 1906 и 1907 годах было выпущено 65 и 56 фельдшеров и фельдшериц соответственно. Конечно, для них не могло единовременно открыться более ста вакансий. По условиям

24 ГУ ГАТО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 5-8.

25 Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России. СПб., 1856-1916.

26 ГУ ГАТО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

27 Там же. Д. 3 ; Д. 5. Л. 2 ; Д. 6. Л. 2 ; Д. 7. Л. 2 ; Д. 8. Л. 2.

28 Там же.

поступления, все стипендиаты были обязаны отработать свои стипендии. Тем не менее, вскоре земство было вынуждено сделать оговорку: если по истечении трех месяцев вакансия не будет найдена, выпускник освобождался от необходимости отработать на земской службе положенный срок. Естественно, губернское земство старалось «пристроить» наиболее перспективных, одаренных и отличившихся учеников. В большинстве случаев их оставляли при Тульской губернской земской больнице. Но все же, в лучшем случае, только половина выпускников оставалась в Тульской губернии (не только в земских учреждениях, но и в других лечебных заведениях различного подчинения) 29. Поэтому мы можем говорить о том, что вопрос с трудоустройством закончивших заведение решался трудно. Этот факт подчеркивался при каждой ревизии школы и на губернских съездах земских врачей. Все осложнялось тем, что места в уездах были заняты «ротными фельдшерами», большинство которых не имело систематического медицинского образования, а набиралось опыта, работая при военных врачах.

По Годовым ведомостям о деятельности медицинских участков Тульской губернии (за исключением лечебных учреждений губернского земства) можно проследить число работающих ротных и школьных фельдшеров 30. Например, в 1909 году мы видим следующую ситуацию: общее количество школьных фельдшеров и фельдшериц-акушерок по подавшим отчеты участкам и пунктам Тульской губернии - 83. Из них выпускников Тульской школы - 57 человек, место образования еще 7 человек неизвестно. Ротных фельдшеров по всем участкам было 36 человек 31. В итоге мы видим, что только порядка 50 % земского фельдшерского состава в уездах были выпускниками Тульской школы. Ситуацию немного выправлял тот факт, что губернское земство старалось принимать на работу своих выпускников. В 1909 году на службе в медицинских учреждениях губернского земства насчитывалось 24 фельдшера и фельдшерицы 32. Общий же фельдшерский состав (земский и неземский) составил 272 человека 33. Исходя из этой статистики, мы можем сказать, что выпускники Тульской школы шли работать и в ведомственные, городские, частные медицинские учреждения или даже открывали частную практику.

Иногда ротные фельдшеры из уездов проявляли желание получить свидетельство школьного фельдшера. Для этого им не обязательно было проходить полный курс школы: хватало годичного обучения, или фельдшер приходил только на экзаменовку комиссией из преподавателей школы и инспектора Врачебного отделения. Такие случаи имели место в 1906/07 и 1913/14 учебных годах. В 1907 году экзаменовались сразу два ротных фельдшера: С.И. Бушев и Г.П. Подшибякин, который пробыл в школе год 34. Что примечательно, оба получили исключительно отличные отметки на экзаменах. Конечно, по этим случаям нельзя судить о квалификации ротных фельдшеров вообще.

В 1914-1917 годах условия деятельности всех медицинских учреждений губернии изменились. Учащиеся старших курсов фельдшерско-акушерской школы были вынуждены идти работать в многочисленные лазареты, так как контингент медицинского персонала губернии резко сократился. После революции данное среднее медицинское учреждение продолжало действовать. В 1921 году оно было переименовано в Нормальную фельдшерскую школу, в 1923 - в техникум. Отметим, что фельдшерско-акушерская школа Тульского губернского земства продолжает функционировать до настоящего времени как государственное профессиональное образовательное учреждение «Тульский областной медицинский колледж» (ГПОУ ТОМК) г. Тулы.

Таким образом, организация Тульским губернским земством фельдшерской, а затем фельдшерско-акушерской школы позволила повысить уровень квалификации среднего медицинского персонала губернии. Земство полностью обеспечило медицинские заведения Тульской губернии не только фельдшерами для постоянной практики, но и качественной медпомощью для исключительных случаев: эпидемии, войны и т.д. Тульские «школьные фельдшеры» стали неоценимым подспорьем для земских врачей во всех уездах и губернском центре. Кроме того, ученики и выпускники фельдшерско-акушерской школы сыграли большую

29 ГУ ГАТО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

30 Сохранились ведомости не всех участков.

31 ГУ ГАТО. Ф. 4. Оп. 8. Д. 238. Л. 3-142.

32 Там же. Д. 270. Л. 82-86 об.

33 Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи в России за 1909 год. СПб., 1911. С.

60.

34 ГУ ГАТО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 3. Л. 71-73 ; Д. 5. Л. 6.

роль в медицинских учреждениях Тулы в годы Первой мировой войны, когда многие врачи и фельдшера оказались мобилизованными на фронт.

ЩИТОК ИCПОЛЬЗОBAHHЫХ ИCТОЧHИКОB И ЛИТEPAТУPЫ

1. Bепренцева, ТА. Провинциальная интеллигенция в процессе формирования гражданского общества в России в 6G-c годы XIX - начале XX века [Текст]. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2G11. - 242 с.

2. Bеселовский, Б.Б. История земства за сорок лет. Том 1 : Бюджет. Медицина. Общественное призрение. Иародное образование. Cистематический указатель литературы по земским вопросам [Текст]. -Шб. : Изд-во О.И. Поповой, 19G9. - C. XVI, 724.

3. Государственное учреждение «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГAТО). - Ф. 4. -Оп. 8. - Д. 2G8, 238, 27G ; Ф. 38. - Оп. 1. - Д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ; Ф. 744. - Оп. 1. - Т. 1. - Д. 38.

4. Доклады Тульской губернской земской управы XXXIV очередному Тульскому губернскому земскому собранию [Текст]. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова, 1899. - 281 с.

5. Доклады Тульской губернской земской управы... Губернскому земскому собранию: [по разным проблемам]. Больничный отдел: № 1-13 [19G6] [Текст]. - Тула : Тип. Иадежды Конышевой, 19G7. - 11б c.

6. Журналы первого Тульского губернского земского собрания, открытого 18 февраля 1866 г. [Текст]. - Тула : Тип. И.И. ^колова, 1867. - 2G3 с.

7. Иванов, ПА. Делегатское сообщение по фельдшерско-акушерской школе Тульского губернского земства [Текст] // Труды X съезда врачей и представителей земств Тульской губернии с 6-15 августа 1912 года. - Bbm. II : Доклады по вопросам программы и делегатские сообщения по учреждениям губернского земства. - Тула : Тип. EÄ Дружининой, 1913. - C. 275-282.

8. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI - начало XX века) [Текст] / МЗ. Поддубный, KB. Eгорышева, E.B. Шерстнева [и др.] ; под ред. Р.У. Хабриева. - М. : ГЭОТЛР-ÜEfl^, 2G14. - 248 с.

9. О тульской фельдшерско-акушерской школе [Текст] // Труды IX съезда земских врачей и представителей земств Тульской губернии с 21 по 3G апреля 19G8 года. - Тула : Тип. Тул. губ. правления, 19G9. - C. 241-244.

1G. Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи населению в России за 19G2 год [Текст]. - Шб. : Тип. М-ва внутр. дел, 19G4. - 89, 225 с.

11. Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи населению в России за 19G5 год [Текст]. - Шб. : Тип. М-ва внутр. дел, 19G7. - 5G8 с.

12. Отчет о состоянии народного здравия и организации врачебной помощи населению в России за 19G9 год [Текст]. - Шб. : Тип. М-ва внутр. дел, 19G7. - 267 с.

13. Поляков, KB. Медицинская интеллигенция Тульской губернии (1864-19GG гг.) [Текст]. - Тула : [б. и.], 2GG6. - 189 с.

14. Рассаднев, C.A. Доктор BÄ Cмидович: сборник биографической информации [Текст]. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1988. - 1G4 с.

15. Cамарцева, E.K Bстреча через столетие (очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. в контексте ряда теоретических замечаний) [Текст]. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2GG5. - 279 с.

16. Оэроцкая, B.K Очерк из истории земской медицины Тульской губернии: Белоусов Петр Петрович (185б-1896 гг.) [Текст] // Материалы науч.-практ. конф., посвященных 55-летию сотрудничества ^WI^A им. И.М. ^ченова и здравоохранения Тульской области. - М. ; Тула, 2GG2. - C. 286-287.

17. Фролова, Л.П. Тульское земство. 1864 г. - начало XX века. [Текст]. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.И. Толстого, 2GG4. - 125 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Veprenceva, T.A. Provincialnaya intelligenciya v processe formirovaniya grajdanskogo obshestva v Rossii v 6G^ godi XIX - nachale XX veka [Text]. - Tyla : Izd-vo TylGY, 2G11. - 242 s.

2. Veselovskii, B.B. Istoriya zemstva za sorok let. T. 1 : Budjet. Medicina. Obshestvennoe prizrenie. Narodnoe obrazovanie. Sistematicheskii ykazatel literatyri po zemskim voprosam [Text]. - SPb. : Izd-vo O.N. Popovoi, 19G9. - S. XVI, 724.

3. Gosydarstvennoe ychrejdenie "Gosydarstvennii arhiv Tylskoi oblasti" (GY GATO). - F. 4. - Op. 8. -D. 2G8, 238, 27G ; F. 38. - Op. 1. - D. 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8 ; F. 744. - Op. 1. - T. 1. - D. 38.

4. Dokladi Tylskoi gybernskoi zemskoi ypravi XXXIV ocherednomy Tylskomy gybernskomy zemskomy sobraniu [Text]. - Tyla : Tip. I.D. Fortynatova, 1899. - 281 s.

5. Dokladi Tylskoi gybernskoi zemskoi ypravi... Gybernskomy zemskomy sobraniu: [po raznim problemam]. Bolnichnii otdel: N 1-13 [19G6] [Text]. - Tyla : Tip. Nadejdi Konishevoi, 19G7. - 11б c.

6. Jyrnali pervogo Tylskogo gybernskogo zemskogo sobraniya, otkritogo 18 fevralya 1866 g. [Text]. -Tyla : Tip. N.I. Sokolova, 1867. - 203 s.

7. Ivanov, P.A. Delegatskoe soobshenie po feldshersko-akysherskoi shkole Tylskogo gybernskogo zemstva [Text] // Trydi X sezda vrachei i predstavitelei zemstv Tylskoi gybernii s 6-15 avgysta 1912 goda. - Vip. II : Dokladi po voprosam programmi i delegatskie soobsheniya po ychrejdeniyam gybernskogo zemstva. - Tyla : Tip. E.I. Dryjininoi, 1913. - S. 275-282.

8. Istoriya zdravoohraneniya dorevolucionnoi Rossii (konec XVI - nachalo XX veka) [Text] / M.V. Poddybnii, I.V. Egorisheva, E.V. Sherstneva [i dr.] ; pod red. R.Y. Habrieva. - M. : GEOTAR-MEDIA, 2014. - 248 s.

9. O tylskoi feldshersko-akysherskoi shkole [Text] // Trydi IX sezda zemskih vrachei i predstavitelei zemstv Tylskoi gybernii s 21 po 30 aprelya 1908 goda. - Tyla : Tip. Tyl. gyb. pravleniya, 1909. - S. 241-244.

10. Otchet o sostoyanii narodnogo zdraviya i organizacii vrachebnoi pomoshi naseleniu v Rossii za 1902 god [Text]. - SPb. : Tip. M-va vnytr. del, 1904. - 89, 225 s.

11. Otchet o sostoyanii narodnogo zdraviya i organizacii vrachebnoi pomoshi naseleniu v Rossii za 1905 god [Text]. - SPb. : Tip. M-va vnytr. del, 1907. - 508 s.

12. Otchet o sostoyanii narodnogo zdraviya i organizacii vrachebnoi pomoshi naseleniu v Rossii za 1909 god [Text]. - SPb. : Tip. M-va vnytr. del, 1907. - 267 s.

13. Polyakov, P.V. Medicinskaya intelligenciya Tylskoi gybernii (1864-1900 gg.) [Text]. - Tyla : [b. i.], 2006. - 189 s.

14. Rassadnev, S.A. Doktor V.I. Smidovich: sbornik biograficheskoi informacii [Text]. - Tyla : Priok. kn. izd-vo, 1988. - 104 s.

15. Samarceva, E.I. Vstrecha cherez stoletie (ocherki istorii intelligencii Tylskoi gybernii na rybeje XIX-XX vv. v kontexte ryada teoreticheskih zamechanii) [Text]. - Tyla : Izd-vo TylGY, 2005. - 279 s.

16. Sorockaya, V.N. Ocherk iz istorii zemskoi medicini Tylskoi gybernii: Beloysov Petr Petrovich (18561896 gg.) [Text] // Materiali naych.-prakt. konf., posvyashennih 55-letiu sotrydnichestva MMA im. I.M. Sechenova i zdravoohraneniya Tylskoi oblasti. - M. ; Tyla, 2002. - S. 286-287.

17. Frolova, L.P. Tylskoe zemstvo. 1864 g. - nachalo XX veka [Text]. - Tyla : Izd-vo TGPY im. L.N. Tolstogo, 2004. - 125 s.

E.P. Martynova, M.O. Safronova

NURSE TRAINING IN THE TULA ZEMSTVO IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURIES

The paper analyzes materials of the State Archive of the Tula Region, which have never been analyzed before, to investigate nurse training activities undertaken in the Tula Zemstvo in the late 19th - early 20th centuries. The paper treats the establishment of two Medical Schools (paramedic school and midwifery school) affiliated with the Tula Zemstvo Hospital and their official merger in 1906. The paper focuses on students' social status and gender characteristics, as well as on their employment opportunities. The authors maintain that due to the establishment of the two medical schools, the Tula Province had qualified nurses who gave considerable help to zemstvo doctors in emergency situations.

Zemstvo medicine, Zemstvo, medical staff, Tula Province, School of Paramedicine and Midwifery

© MapumoBa E.n., Ca$p0H0Ba M.O., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.