ББК 60.542.21
В. М. Марасанова, И. Ф. Албегова, Г. Л. Шаматонова
ЖЕНЩИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ в. (На примере Ярославской губернии)
История дореволюционного образования в Ярославском крае в последние десятилетия постоянно привлекала исследователей [3, 4, 7, 10, 12, 17, 18, 19, 20, 28, 32, 33,
34, 36]. Источниковую базу изучения вопроса составляют дореволюционные
делопроизводственные материалы, статистические справочники, периодическая печать, мемуары и др. Данные источников и исследовательской литературы позволяют провести комплексный анализ дореволюционного женского образования в Ярославской губернии. Они дают возможность проследить основные вехи его истории: от появления первых начальных школ для девочек в конце XVIII в. до 1917 г., когда началось создание советской системы образования, основанной на классовых принципах.
Первые свидетельства о женских школах относятся ко времени существования Древнерусского государства: сестра князя Владимира Мономаха Янка (Анна) основала женский монастырь в Киеве и школу при нем. В Ярославле история образования вообще началась с духовного училища при мужском Спасском монастыре, созданного в начале XIII в. и ставшего первым учебным заведением на Северо-Восточных землях Руси. Известно, что вскоре после создания — в 1214 г. — это училище перевели в Ростов, где оно, к сожалению, через несколько лет сгорело вместе с богатой библиотекой.
Первые данные об обучении девочек в Ярославле встречаются только в последней четверти XVIII столетия. Это вполне соответствовало общероссийской ситуации, поскольку Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге начал работу (1764 г.) только в период правления Екатерины II и лишь в 1843 г. появилось следующее женское учебное заведение — училище для девиц духовного звания в Царском Селе [14].
Тем не менее даже до появления специальных женских учебных заведений некоторые девочки уже могли получить начальное образование. В 1747 г. в Ярославле по дозволению Святейшего Синода открылась Славяно-латинская семинария при мужском Спасском монастыре. Однако местные гражданские власти — воеводы и провинциальные канцелярии
— практически ничего не делали для развития просвещения. Ситуация в этом отношении коренным образом переменилась после губернской реформы Екатерины II 1775 г. Особенно много сделали для развития просвещения в российских регионах наместники (генерал-губернаторы), и Ярославский край не стал в этом отношении исключением.
В 1778 г. в Ярославле появилось новое светское учебное заведение — школа для дворянских детей, куда девочек не принимали, а вот 21 апреля 1786 г. при активной поддержке первого наместника А. П. Мельгунова (1722—1788) открылся Ярославский дом призрения ближнего (через 100 лет ему присвоили название «Екатерининский»). В нем жили и обучались и мальчики, и девочки. По уставу это заведение предназначалось «для приличного воспитания и учения сирот и для призрения не имеющих пропитания увечных и престарелых, обоего пола и всякого звания, исключая крепостных людей». Попечительницей дома призрения стала дочь Мельгунова — Екатерина. Вслед за А. П. Мельгуновым все ярославские наместники и губернаторы обязательно уделяли ему внимание. Здесь часто устраивались концерты и спектакли для «благородных особ», жертвовавших значительные суммы на нужды заведения.
© Марасанова В. М., Албегова И. Ф., Шаматонова Г. Л., 2011
Здание дома призрения возводилось по проекту губернского архитектора
Э. Левенгагена. Непосредственно за ходом строительства следил коллежский асессор К. А. Говорков (1733—1803). Он постоянно сообщал генерал-губернатору А. П. Мельгунову о проделанной работе. Так, 11 июля 1785 г. К. А. Говорков докладывал, что стены здания уже достроены. Строительство осуществлялось по принципам классицизма, который с 1770-х гг. стал, по сути дела, официальным государственным стилем. Специально для дома призрения ярославцы собрали 30 800 руб. ассигнациями, особенно крупную сумму внес купец И. Я. Кучумов. После его смерти в 1784 г. его вдова, исполняя волю мужа, передала в «вечный капитал» строящегося заведения пятую часть всего имущества — 20 322 руб.
В Ярославский дом призрения ближнего первоначально поселили 36 сирот, для которых летом того же года открылась школа, состоявшая из 2 классов. В первом классе учились 8 мальчиков и 19 девочек, во втором — 10 и 2 соответственно. Сначала дети в течение двух лет учились читать и писать, а затем еще два года изучали арифметику, геометрию, грамматику и катехизис. Вскоре к ним присоединились «своекоштные» ученики, т. е. проживавшие не в приюте, а в родительских домах.
Согласно отчетам совета управителей, к концу 1786 г. в доме призрения жили уже 80 ярославских сирот (56 мальчиков и 24 девочки). Однако в последующие годы численность учениц в школе уменьшилась и в 1800 г. составила только 19 человек. В 1788 г. в уездных училищах Ярославского наместничества числилось 456 учеников, среди которых было всего 8 девочек (1,8 %) [8, с. 143—158; 9, с. 113; 13, с. 31—32; 37, с. 191—192]. Это первые упоминания о том, что образование в Ярославле перестало быть исключительной привилегией мальчиков и юношей.
В начале XIX столетия в Ярославской губернии появилось первое высшее учебное заведение — «Ярославское высшее наук училище», позднее преобразованное в лицей. Оно было создано на средства правнука известного горнозаводчика П. Г. Демидова. 29 апреля 1803 г. он направил императору Александру I письмо с предложением открыть в Ярославле университет для дворянства. Для его содержания П. Г. Демидов предложил переводить все оброки со своих вотчин в Угличском и Романовском уездах, где ему принадлежало свыше 3,5 тыс. крепостных. 6 июня 1803 г. появился указ об учреждении «Ярославского высших наук училища», занятия начались в 1804 г., а в апреле 1805 г. состоялось официальное торжественное открытие училища. Первоначально в нем числились 13 преподавателей и 35 студентов, а в начале 1820-х гг. здесь уже обучались более ста юношей из 24 губерний Российской империи.
Согласно уставу «Ярославского высших наук училища» 1805 г., обучение шло по таким предметам, как словесность, философия, право, математика, естественная история, химия, технология, политическая история и «экономия с финансами». Демидовский лицей являлся главным учебным заведением не только для Ярославской, но и для соседних губерний, где не было своих высших учебных заведений. Он был и учебным, и научно-культурным центром региона, но женщин в него не принимали. Далее будут отмечены преподаватели этого учебного заведения и их супруги, создавшие в городе несколько частных пансионов для девушек. Стоит также упомянуть, что эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. Так, супруга директора лицея Н. П. Ширяева в начале ХХ столетия основала в Ярославле женский клуб и Общество взаимопомощи женщин [26].
Вполне естественно, что больше возможностей для получения образования имели мальчики и юноши. В 1805 г. в Ярославле появилась первая мужская гимназия. В 1828 г. были учреждены специальные училища для детей канцелярских служителей в 11 губерниях, в том числе и в Ярославской. Новыми типами учебных заведений стали городское четырехклассное училище, два народных училища с двухлетним сроком обучения, которыми ведало Министерство народного просвещения.
Поскольку во все вышеперечисленные учебные заведения девочек и девушек не принимали, все первые специальные женские учебные заведения в Ярославле являлись частными: пансион Тюреи (Тюрен) и Донкур, действовавший в 1803 г., и открытый вслед за ним в 1805 г. пансион К. Кюкюэля (Крюкюэля, Кюкюеля). В 1811 г. появился пансион Доротеи Берте (Берье). Известно о недолгом существовании в Ярославле Института благородных девиц, а также Благородного женского пансиона А. Матлен (основан в 1820 г.), которым с 1850 г. руководила О. А. Солюс, а с 1855 г. — Л.-М. Биго. Среди создателей учебных заведений довольно часто встречались французские фамилии. Так, Институт благородных девиц в 1816 г. открыл француз, учитель Ярославской мужской гимназии и пансиона при «Ярославском высших наук училище» Л. Дювенуа (Дю Венуа). В 1820-е гг. возник пансион Эдельман, а в 1836 г. — пансион М. К. Буткевич, который в 1844 г. возглавила Е. Комарова. Можно сказать, что М. К. Буткевич продолжила семейную традицию, ведь ее отец — лектор Демидовского училища К. Кюкюэль — уже владел подобным заведением в Ярославле. И наконец, в 1845 г. домашнюю частную женскую школу создала Е. П. Духовская — выпускница пансиона М. К. Буткевич. Нами был установлен факт существования в Ярославле еще одного частного пансиона, о котором ранее в исследовательской литературе не упоминалось. В 1824 г. разрешение на открытие в Ярославле пансиона для благородных девиц получила Екатерина Немани (Нейман) — супруга учителя Демидовского училища Ф. Немани (Нейман) [15, 16, 30].
До 1811 г. обучение в женских пансионах шло на французском языке, и только накануне Отечественной войны 1812 г. в них перешли к обучению воспитанниц на родном русском языке. Срок учебы в пансионах составлял около 6 лет, девушки изучали Закон Божий, арифметику, историю, географию. Особое внимание в женских школах уделялось домоводству, музыке, танцам и рисованию. Стоило обучение весьма дорого.
Всего в результате исследования были выявлены 9 частных женских пансионов Ярославля, существовавших в первой половине XIX в. Их значительное количество свидетельствовало о том, что у девушек из дворянских семей присутствовала явная тяга к получению образования, а также навыков разумной организации и ведения домашнего хозяйства. При отсутствии светских и духовных школ частные владельцы весьма оперативно среагировали на такую потребность и заложили основу специализированного женского образования в городе. Во второй половине XIX столетия в связи с открытием женских гимназий число частных пансионов в Ярославле заметно сократилось, а существующие несколько изменили свой профиль и стали как бы подготовительной ступенью для среднего образования. В частности, в 1877 г. в Ярославле открылся частный пансион Е. А. Рыкачевой, который готовил девочек для 1 и 2-го классов женской гимназии.
Новым типом учебных заведений в регионе в первой половине XIX в. стали церковно-приходские школы, которые курировал Синод. По Уставу 1804 г. в таких школах могли обучаться дети «без разбору пола». Обучение включало Закон Божий, чтение, письмо, арифметику. Иногда появление учебных заведений был связано с экстренными обстоятельствами. Так, в период Русско-турецкой войны в 1878 г. в Ярославле появилась начальная школа в приюте потомственной почетной гражданки П. А. Соболевой для 11 девочек-сирот из Болгарии [5, с. 156].
Первое женское учебное заведение в Ярославле, которое давало образование выше начального, вполне естественно являлось духовным. В 1846 г. вслед за уже упоминавшимся выше училищем для девиц духовного звания в Царском Селе и по его образцу второе училище открылось в городе Солигаличе Костромской губернии. Оно было учреждено на средства Синода по инициативе великой княгини Ольги Николаевны. Срок обучения составлял 6 лет. Воспитанницы изучали Закон Божий и церковное пение, чтение, письмо, арифметику, рисование, историю, географию. В 1848 г. училище было переведено из Солигалича в Ярославль. Это объяснялось большим удобством местных путей сообщения, наличием необходимых кадров учителей и необходимостью пристального контроля
высшего начальства. Сначала здесь обучалось всего 19 учениц. Первый выпуск состоялся в 1852 г. Новый набор составил 30 девушек. С 1874 г. это учебное заведение называлось «Ярославское женское духовное училище». Круг преподаваемых дисциплин расширился за счет включения физики, естественной истории, математики, педагогики, литературы и теории словесности.
Первой начальницей училища девиц духовного звания стала Е. П. Шипова (1796— 1883), которая возглавляла его до конца жизни. Преподаватель Г. Преображенский, подготовивший ценный труд к 50-летию училища в 1896 г., писал о ней так: «Мне представлялось всегда, что она входила в класс, как в храм науки, с полным уважением к месту, где совершалось воспитание и образование женской души». Согласно Уставу, целями училища являлись: «приготовлять достойных супруг служителям алтаря
Господня»; «матерей, которые были бы попечительны о детях своих» и «которые были бы способны не только воспитывать их в правилах благочестия и добронравия, но и учить их, т. е. приготовлять к поступлению в школу и после уметь наблюдать за полезным употреблением вакантного времени» [27, с. III; 31].
Учебным процессом и жизнью училища руководило правление в составе начальницы, благочинного и смотрителя дома. Средства на содержание поступали из духовно-учебных капиталов и за счет пожертвований частных лиц. В частности, по завещанию купца Макушина в пользу училища перешли 10 тыс. руб. с тем, чтобы проценты с них выдавались воспитанницам «при выходе их в замужество». Почетный блюститель хозяйственной части училища ростовский купец Плешанов в середине XIX в. ежегодно жертвовал по 500 руб. на приданое выпускницам.
Сначала училище располагалось в Ярославле в доме надворного советника Андреева (до 1850 г.), а затем купца Соболева (до 1862 г.). 14 августа 1858 г. во время пребывания в Ярославле его посетили император Александр II, императрица Мария Александровна и великий князь Михаил Александрович. В 1859 г. для училища начали строить специальное здание. На церемонии по этому случаю присутствовали Ярославский и Ростовский архиепископ Нил, губернатор А. П. Бутурлин, другие гражданские и военные чиновники. В закладке первых кирпичей нового здания участвовали Е. П. Шипова,
О. П. Бутурлина и «другие дамы высшего общества» [39, 1860, офиц. ч., № 28; 1868, неофиц. ч., № 34]. Переезд учениц состоялся 26 июня 1862 г., а 22 июля прошло освящение нового дома и церкви при нем, на котором вновь присутствовал архиепископ Нил, а также обер-прокурор Синода А. П. Ахматов, губернатор И. С. Унковский и другие лица. Сейчас в бывшем здании духовного женского училища на Волжской набережной располагается Управление Северной железной дороги (Волжская наб., 59).
В училище принимались только дочери священников в возрасте от 10 до 12 лет. Если в середине XIX столетия здесь занимались 85 учениц, то в конце 80-х гг. XIX в. — уже 106. Они были в основном уроженками Ярославской, Костромской и Вологодской губерний. Начиная с 1850 г. в списках учениц можно встретить и представительниц других губерний, к примеру Рязанской, Тверской, Киевской, Курской, Владимирской, Санкт-Петербургской, Смоленской. В начале ХХ в. численность учениц превышала 200 человек, а плата за обучение составляла 130 руб. в год. Это учебное заведение действовало до 1918 г. и готовило преимущественно учительниц для земских и церковно-приходских школ.
В 1880 г. по инициативе местного архиепископа появилось Ионафановское епархиальное женское училище с 6-летним сроком обучения (имя своего основателя оно носило с 1893 г.). Затем срок обучения увеличился до 8 классов. Его выпускницы в основном становились женами священников или учительницами в церковно-приходских и земских школах. В начале ХХ столетия в нем обучались свыше 350 учениц. Плата за проживание в его общежитии составляла 120 руб. в год для детей духовенства и 200 руб.
— для детей из других сословий [39, 1878, неофиц. ч., № 47; 38, с. 371].
1848 г. был примечателен для Ярославской губернии также открытием первого женского двухклассного училища в Рыбинске. В архивных документах отмечено, что на
его содержание выделялись небольшие средства из городских расходов и частные пожертвования. Плата за обучение в 1860-х гг. составляла 16 руб. в год, однако бедные ученицы могли от нее освобождаться. В 1864 г. Рыбинское женское училище было преобразовано во второразрядное, а в 1870 г. получило статус женской прогимназии. В 1875 г. в результате очередного преобразования это учебное заведение стало Мариинской гимназией с 7-летним сроком обучения. В 1878 г. в гимназии был открыт восьмой класс
— педагогический, окончание которого давало право заниматься преподавательской деятельностью. При Рыбинской Мариинской гимназии существовала также начальная школа для девочек. В 1889 г. эта гимназия получила собственное здание. Ныне это средняя общеобразовательная школа № 3.
По линии Министерства народного просвещения в 1861 г. в Ярославле открылась Мариинская женская гимназия, а в 1876 г. — Екатерининская. Срок обучения в них составлял 8 лет. Деятельность гимназий регламентировалась принятыми законодательными актами [25, 29]. Обучение в восьмом классе давало возможность заниматься после окончания гимназии педагогической деятельностью. В конце 80-х гг.
XIX в. в Мариинской гимназии обучались 393 ученицы (накануне Первой мировой войны
— 450), а в Екатерининской — 175 (к 1914 г. — 400). Екатерининская гимназия, действовавшая в стенах Ярославского дома призрения ближнего, имела пансион для постоянно проживавших здесь воспитанниц. Стоимость проживания в пансионе в начале
XX в. составляла 250 руб. в год. Мариинская гимназия получила от города в 1870 г. собственный дом на ул. Пробойной (ныне Советская), и ее капитал в начале ХХ в. достиг 52 тыс. руб. Из тысячи выпускниц этой гимназии около 200 получили золотые медали.
В обеих гимназиях постепенно сокращалась доля дворянок и, наоборот, росла численность воспитанниц из городской и крестьянской среды. Стоимость обучения составляла в начале ХХ в. от 50 до 70 руб. в год. При этом некоторые ученицы освобождались от платы за обучение или получали стипендию. Так, в 1912 г. в Мариинской гимназии стипендии выплачивались 89 ученицам, а в Екатерининской — 85. Вслед за Ярославлем женские гимназии стали открываться и в других городах губернии. В частности, в 1870 г. открылась женская гимназия в Рыбинске, а в Ростове и Угличе создали женские прогимназии. В этих учебных заведениях насчитывалось 1,5 тыс. учениц. К 1914 г. число женских гимназий в губернии увеличилось с 5 до 12 (мужских — с 2 до 7) [11, 38, с. 369—370].
Начальная школа в середине XIX в. подчинялась различным министерствам и ведомствам. Помимо церковно-приходских школ, которые курировал Синод, существовали частные школы, школы грамоты, народные училища Министерства народного просвещения, училища Министерства государственных имуществ. Срок обучения в начальных учебных заведениях составлял от 3 до 4 лет, девочки среди учащихся встречались крайне редко. К примеру, в 1862 г. в школе при церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле обучались 1 мальчик и 1 девочка. В с. Благовещенском Ярославского уезда, где проживали 385 мужчин и 480 женщин, в школе учились 16 мальчиков и только 1 девочка; в с. Никольском-на-Бою того же уезда жителей числилось 661 мужчина и 825 женщин, а учились 4 мальчика и 1 девочка. То есть в составе жителей этих населенных пунктов, как и во всей губернии, женщины преобладали, а в среде учащихся — наоборот.
В пореформенный период начальная школа в Ярославле дополнилась городскими и земскими учебными заведениями, куда принимали и мальчиков, и девочек. Кроме того, при земской больнице открылась школа сестер милосердия. Первые земские школы появились в сельской местности Ярославской губернии в 1866 г., а уже в следующем году их насчитывалось 34. Число учеников составило 1804 человека, в том числе 1580 мальчиков (87,6 %) и 224 девочки (12,4 %). В 70-е гг. XIX в. количество земских школ росло особенно быстро. К примеру, в Ярославском уезде в 1878 г. в сельских школах
учились 2365 человек: 1650 мальчиков и 715 девочек. 612 человек (528 мальчиков и 84 девочки) обучались у 64 частных лиц [21, с. VI].
К началу ХХ столетия только в Ярославле имелось 66 разных учебных заведений с 10 тыс. учащихся (на 117 тыс. жителей). В 1903 г. в Ярославской губернии 1 земская школа приходилась на 2—2,5 тыс. жителей, а число учащихся составляло 28 на 1 тыс. человек. Помимо содержания собственно земских школ, местные земства также оказывали финансовую поддержку другим учебным заведениям. В частности, за 1871 г. губернское земство выделило 2,5 тыс. руб. Мариинской женской гимназии в Ярославле, из них 1 тыс. руб. — на стипендии и 1,5 тыс. руб. — собственно на гимназию. Размер такой поддержки постоянно увеличивался и, например, в 1883 г. составил 3,5 тыс. руб. [1, 2, 6, 22, 23].
Успехи, достигнутые в развитии начальной школы в Ярославской губернии во второй половине XIX столетия, действительно впечатляют. Если в начале 70-х гг. XIX в. в начальных школах разных типов занимались лишь 7 % детей губернии, то к концу этого десятилетия — уже 40 %. Проведенное в начале ХХ в. по инициативе тогдашнего ярославского губернатора Б. В. Штюрмера обследование состояния начального образования в Ярославской губернии установило, что 97 % детей школьного возраста уже грамотны и жители губернии стараются дать своим детям образование более высокого порядка.
Тем не менее, несмотря на значительные успехи в деле женского образования в Ярославле, на рубеже XIX—ХХ вв. образование выше начального в Ярославской губернии имели только 1,1 % женщин. Поэтому не приходится удивляться тому, что лишь немногие женщины в рассматриваемый период смогли оставить действительно заметный след в местной и российской истории. В Российской империи женщины могли включиться в социально значимую деятельность главным образом за счет благотворительности и поддержки разного рода культурных начинаний.
Данные Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. позволяют дать весьма полную характеристику населения Ярославской губернии по разным параметрам. Численность жителей губернии составила 1 071 355 человек, в том числе 460 597 мужчин и 610 758 женщин. Подобная разница в численности мужского и женского населения, по мнению дореволюционных статистиков, происходила «из-за особой подвижности местного населения, выбывающего с детских лет для торговой деятельности и торговопромышленных предприятий» [24, с. 52]. По вероисповеданию 98,5 % женщин в губернии были православными, 1,2 % — староверами, 0,3 % — исповедовали католичество, лютеранство и иудаизм.
Среди прочего данные переписи показали, что в конце XIX столетия грамотными в Ярославской губернии были более 50 % мужчин и только 24 % женщин. Среди женщин наибольшее число грамотных насчитывалось у немок (60 %), у русских грамотными были 23 % женщин. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший процент грамотных женщин был в возрастной группе от 10 до 19 лет — 51,3 %, что практически не уступало уровню грамотности среди мужского населения по Ярославской губернии в целом (см. табл.) [24].
Количество грамотных в Ярославской губернии в зависимости от возраста и пола (по данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г.)
Возраст, лет Количество грамотных, %
Мужчины Женщины
5—9 20,4 12,2
10—19 84,8 51,3
20—29 77,1 39,0
30—39 70,5 24,8
40—49 62,6 17,4
50—59 55,5 12,7
60 и более 42,9 9,5
Всего 52,2 24,0
При этом Ярославская губерния по уровню грамотности среди призывников (а дореволюционные статистики считали возможным распространять этот показатель на все население без различия пола) занимала четвертое место в Европейской России и первое место среди губерний с земствами и земскими школами. В 1897 г. в двух мужских гимназиях губернии обучались 770 юношей, а в трех женских гимназиях (две из которых находились в Ярославле) — 1048 девушек, что в 1,5 раза больше. Это говорит о том, что девушки более быстрыми темпами, чем юноши, восполняли недостаток среднего светского образования.
В начале ХХ столетия новыми учебными заведениями в г. Ярославле стали частные школы П. Д. Антиповой, С. Г. Вахромеевой и О. Н. Корсунской, а также ремесленные классы Сорокиной. Частные учебные заведения стремились чем-то выделиться и предлагали своеобразную специализацию своим воспитанницам. Например, в школе П. Д. Антиповой особое внимание уделялось рисованию и пению, а в школе О. Н. Корсунской — иностранным языкам.
В дополнение к начальному и среднему женскому образованию в Ярославле появился первый (и до 1918 г. единственный) детский сад «для обучения детей обоего пола» с 5 лет. В 1906 г. его открыла талантливый педагог и организатор О. И. Нечаева [35].
К началу Первой мировой войны в учебных заведениях Ярославской губернии обучались 4,5 тыс. лиц мужского пола и 5,3 тыс. — женского (54 %), т. е. именно девочки и девушки стали преобладать в числе учащихся. Примечателен и тот факт, что в начале
ХХ столетия 64 % преподавателей в земских школах составляли учительницы. Поэтому вполне правомерен вывод о том, что женское образование в Ярославле, возникнув значительно позднее мужского, отличалось более быстрыми темпами роста. Это заметно как по числу средних учебных заведений, так и по количеству обучающихся в разных типах школ девочек и девушек. Изученные материалы показывают, что со второй половины XIX столетия появилось гораздо больше возможностей для получения женщинами образования в различных учебных заведениях, чем они незамедлительно воспользовались.
Библиографический список
1. Временные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных народных училищ Ярославской губернии в 1898 г. Ярославль, 1899. 214 с.
2. Временные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных народных училищ Ярославской губернии в 1900 г. Ярославль, 1901. 247 с.
3. Герасимова Н. В. Среднее духовное образование в Ярославской и Костромской губерниях во второй половине XVIII — начале ХХ в. : дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2001. 192 с.
4. Герасимова Н. В. Ярославское училище девиц духовного звания (первый выпуск, 1848—1852) // Страницы минувшего : VI Тихомировские краеведческие чтения / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1997. С. 102—104.
5. Головщиков К. Д. История города Ярославля // История губернского города Ярославля : сб. Ярославль : Изд-во Александра Рутмана, 2006. С. 15—202.
6. Дидрикиль А. А. Итоги земской деятельности в области народного образования по данным выставки «Северного края» 1903 г. : докл. в заседании Постоянной комиссии по техническому образованию 11 ноября 1903 г. Б. м. : б. и., 1903. 19 с.
7. Дружинин П. Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки по истории Ярославского края / Яросл. гос. пед. ин-т. Ярославль, 1974. С. 94—136.
8. Ермолин Е. А., Севастьянова А. А. Воспламененные к Отечеству любовью : (Ярославль 200 лет назад: культура и люди). Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. 190 с.
9. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. ХХ века / под ред.
А. М. Селиванова ; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000. 368 с.
10. Кудрявцева Т. Ю. Исторический анализ системы управления учебными заведениями второй половины XIX — начала ХХ в. : (по материалам губерний Верхнего Поволжья). Ярославль : Ремдер, 2004. 176 с.
11. Лучшая гимназия. Ольга Николаевна Корсунская // Ярославна : история успеха ярославских женщин. М. : Внешторгиздат, 2005. Т. 1. С. 50—51.
12. Марасанова В. М., Оторочкина А. Е. Женские учебные заведения в Ярославской губернии в первой половине XIX века : (по данным Государственного архива Ярославской области) // Краевед. зап. : материалы 8 и 9-х Тихомировских чтений. Ярославль : Ремдер, 2005. Вып. 8. С. 459—465.
13. Марасанова В. М., Федюк Г. П. Ярославские губернаторы : ист.-биогр. очерки, 1777—1917 / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998. 420 с.
14. Материалы для истории женского образования в России (1086—1856) / сост. Е. Лихачева. СПб., 1899. Ч. 1. 260 с. ; Ч. 2. 301 с. ; Ч. 3. 267 с.
15. Материалы для истории школ в Ярославской губернии / сост. П. Мизинов. Б. м. : б. и., б. г. 65 с.
16. Мельгунов Б. И. Мадам Буткевич и ее женский благородный пансион в городе Ярославле // Карабиха : ист.-лит. сб. / сост. Б. В. Мельгунов ; ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1993. Вып. 2. С. 323—330.
17. Мельников А. Э. Частные учебные заведения в Ярославской губернии в 40—50-х гг. XIX в. // Развитие личности и формирование индивидуальности : сб. материалов конф. Ярославль : ЯРГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. С. 283—284.
18. Оторочкина А. Е. Женские частные учебные заведения в Ярославской губернии в первой половине XIX в. // Путь в науку : сб. науч. работ аспирантов и студентов исторического факультета / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. Вып. 7. С. 115—118.
19. Оторочкина А. Е. Женское образование в России накануне отмены крепостного права : (на примере губерний Верхнего Поволжья) // Там же. Ярославль, 2004. Вып. 9. С. 70—74.
20. Оторочкина А. Е. Народное образование в губерниях Верхней Волги в первой половине XIX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2005. 25 с.
21. Очерк деятельности Ярославского губернского земства (1865—1891). Народное образование / сост. Л. Н. Трефолев. Ярославль : Тип. Губернской земской управы, 1896. Вып. 1. 166 с.
22. Очерк деятельности Ярославского уездного земства по народному образованию (1865—1902) / сост. К. Е. Ливанов ; под ред. А. А. Дидрикиль. Ярославль : Тип. Губернской земской управы, 1905. 154 с.
23. Очерк деятельности Ярославского уездного земства по народному образованию с 1903 до 1907 года / сост. Б. Н. Надеждин. Ярославль : Тип. Губернской земской управы, 1907. 29 с.
24. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 50 : Ярославская губерния / под ред. Н. А. Тройницкого. 233 с.
25. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения // Полное собрание законов Российской империи : собр. 2. Т. 45. № 48406.
26. Председатель «Общества взаимопомощи женщин» Наталья Павловна Ширяева // Ярославна. Т. 1. С. 22—23.
27. Преображенский Г. Исторический очерк Ярославского женского училища духовного ведомства : ко дню пятидесятилетнего юбилея этого училища (1846—1896 гг.). М. : Тип.
В. В. Чичерина, 1896. 252 с.
28. СаловаЮ. Г. История культуры Ярославского края (XIX—ХХ вв.) : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 259 с.
29. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного образования за 1870—1905 гг. / сост. Д. Кузьменко. Смоленск : Изд. кн. магазина И. Гинзбурга, 1905. Ч. 1. 288 с. ; Ч. 2. 318 с. ; Ч. 3. 477 с.
30. Свирщевский А. Р. Несколько статистических данных о народном образовании в Ярославской губернии. Б. м. : б. и., б. г. 11 с.
31. У истоков просветительства. Елизавета Петровна Шипова // Ярославна. Т. 1. С. 104—105.
32. Фадеева Т. Ю. К вопросу о развитии среднего женского образования в Ярославской губернии во второй половине XIX в. // «Для великого блага Отечества.» : Демидовские чтения, посвящ. 260-летию со дня рождения П. Г. Демидова и 195-летию основания Демидовского юридического лицея в Ярославле / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998. С. 81—84.
33. Фадеева Т. Ю. Развитие средних и начальных учебных заведений Ярославской губернии в пореформенный период // Путь в науку. Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 57—60.
34. Фадеева Т. Ю. Средние учебные заведения в системе образования России второй половины XIX — начала ХХ в. : (на материалах Верхнего Поволжья) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2000. 27 с.
35. Хозяйка первого детсада Ольга Ивановна Нечаева // Ярославна. Т. 1. С. 48—49.
36. Цебровский К. П. Народное образование в Ярославской губернии в пореформенный период (до политической реакции 80-х годов XIX века) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1955.
37. Ярославль : история города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года / под ред. А. М. Пономарева. Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. 432 с.
38. Ярославль в его прошлом и настоящем // История губернского города Ярославля. С. 297—398.
39. Ярославские епархиальные ведомости.