Научная статья на тему 'Учитель в современном обществе: проблемы и перспективы'

Учитель в современном обществе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11368
880
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЯ / SCHOOL / PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION / PUPILS / RO-PARENTS / TEACHERS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель в современном обществе: проблемы и перспективы»

Ключевые слова: острый панкреатит, парапанкреатит, оментобурсит. Key words: acute pancreatitis, parapancreatitis, omentobursit.

Иванова Т.М., Гончаренко Е.В., Кузина Е.Б., Громова В.В.

УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ4

Санкт-Петербург

Профессия учителя во все времена была актуальна и востребована. Именно от учителя во многом зависит будущее человечества. Главная цель школы - это подготовка разносторонне развитой личности, обладающей необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в жизни, но также и воспитание высоконравственной личности, любящей свою Родину, умеющей творчески подходить к любому делу. В настоящее время в связи с преобразованиями, происходящими как в обществе, так и в самой системе образования, требования к профессии учителя очень возросли, что влечёт за собой и серьёзные изменения от самого педагога. К сожалению, современный уровень жизни учителя, отношение общества к ценностям образования и воспитания личности школьника оставляет желать лучшего, и роль учителя в данном процессе заметно снижается. Какие же проблемы встают на пути учителя? Их достаточно много. Во многом, ощущает ли себя он успешным, творческим человеком, способным быть авторитетом у школьников, зависит психологическая и эмоциональная составляющая жизни учителя.

1. В первую очередь, современная компетентность учителя должна быть достаточно высока, чтобы соответствовать требованиям времени. Сюда включается уровень образования, возможность профессионального роста, возможность получения разносторонних дополнительных знаний, имеется в виду посещение различных курсов повышения квалификации, причём не тех, которые навязывает образовательное учреждение, а тех, которые выбрал сам учитель, так как они ему интересны и способны принести пользу в процессе преподавания.

2. Посещение лекций, семинаров, различных творческих встреч, спектаклей и

4 Ivanova T. M., Goncharenko V. E., Kuzin E. B., Gromova V. V. The teacher in modern society: problems and prospects.

других культурных мероприятий способствуют не только получению дополнительной разносторонней информации, но и служат позитивным аспектом в организации досуга. Но, к сожалению, современный учитель в полной мере не может этого себе позволить по двум причинам: нехватка времени и финансовые проблемы.

3. В образовании есть такой термин - профессиональное выгорание. Это связано с тем, что труд педагога отличает высокая эмоциональная и физическая загруженность, предельно высокая ответственность - труд учителя не нормирован. Ни для кого не секрет, что чрезмерная учебная нагрузка, классное руководство, дополнительные занятия, отнимают достаточное количество времени, сил. Отсюда возникает и эмоциональная напряжённость, и неудовлетворённость, и раздражительность, и усталость.

4. Большую часть времени педагог проводит в школе, почти считая её вторым домом. И если в этом доме отсутствуют взаимопонимание, психологический комфорт, тепло человеческих взаимоотношений, то находиться здесь довольно сложно. А ведь наличие комфортных условий для работы предполагает снятие различных стрессообразующих факторов. В силу возросших современных требований к системе образования и значительной загруженности администрация образовательных учреждений не всегда в состоянии уделять перечисленным аспектам должное внимание. Чаще звучит слово: «Надо», реже: «Спасибо». Это является одной из причин того, что учителя, особенно молодые, покидают школу.

5. Не всегда позитивно складываются взаимоотношения учителя и родителей. В современном обществе некоторые из родителей воспринимают школу как сферу услуг, поэтому строят модель взаимоотношений соответствующим образом, допуская повышенный тон, а иногда и крайнюю степень некорректного поведения. Чем может ответить учитель, образованный и интеллигентный человек? Вряд ли кто из педагогов отважится обратиться в правоохранительные органы, в суд. Правовая незащищённость - одна из насущных проблем современного учителя.

6. Ещё одной из серьёзных проблем учителей является отсутствие времени и иногда средств на проведение медицинского обследования. Наличие дефицита номерков на приём к некоторым врачам - специалистам, или же неудобное время приёма медиков (а учитель не имеет возможности посещать медицинские учреждения во время учебного процесса) приводит часто к плачевным результатам.

7. Ускорение темпа жизни ставит такую проблему как учащение смены поколений. Из-за информационного взрыва возникает проблема неумения справляться

с информацией, находить нужное и отсеивать лишне. Конфликты и катаклизмы рождают ощущение неустойчивости и страха. В результате возникают две основные проблемы: мы никак не можем найти точку на весах гармонии в передаче научных знаний и духовных ценностей, а наши дети, рожденные и выросшие в несколько другом мире, обладающие так называемым клиповым мышлением, старательно пытаются соответствовать нашим требованиям, которые мы и сами не всегда в состоянии сформулировать, а, не справляясь, ищут альтернативу.

8. Смена поколений - раз в пять лет. Люди, у которых разница в возрасте всего пять лет относятся к разным поколениям, то есть не понимают друг друга. В чем проблема для учителя - очевидно. Наша жизнь строится циклично. Учителя начальной школы - 4 года, средней школы (особенно классные руководители) 7 лет. Получается, что, когда мы берем новый класс, мы получаем людей из нового поколения - их нужно узнать, научиться понимать и понять, как учить.

9. Перегруженность учителя бумажными отчетами отнимает у него время на работу с коллективами детей, принуждает «жить на бумаге», отнимает у него время и здоровье. Важным становится не какой он человек и какие ценности он пропагандирует, а как он все это опишет «птичьим» языком и представит.

10. Для того, чтобы аттестоваться учителю необходимо собрать портфолио, доказав количеством баллов свою состоятельность, как педагога. В портфолио вложена идея того, что каждый учитель должен писать статьи и методические пособия, уметь безукоризненно выступать публично. Но ведь подготовка доклада и написание статьи - это совершенно другие, не «педагогические» профессиональные жанры. Учитель может прекрасно общаться с детьми и обучать их, но зачем требовать от него для подтверждения категории совсем других качеств?

11. Клиповое сознание современных подростков. Психофизиологи считают, что именно этот способ восприятия и мышления защищает психику современных детей, растущих в ситуации информационного кризиса. Однако сознание большинства учителей формировалось в другое время. И вопрос даже не в том, что трудно понять и принять «клиповость» учеников. Они по-другому воспринимают и обрабатывают информацию, т.е. им надо по-другому объяснять.

12. Кажущаяся доступность информации. Именно кажущаяся. Ты набираешь тему в поисковой строке браузера и ... получаешь миллион ссылок. Если ты ищешь конкретный текст - это не проблема. А если нужно сделать подборку (для доклада, реферата, сообщения и т.д.)? Далеко не все учителя сами умеют отделить зерна от плевел интернет-источников, знают правила и хитрости поиска.

Подростки, как и положено им по возрасту, пытаются идти простейшим путем, т.е. ограничиться «Википедией». Готов ли учитель объяснить правила поиска, быть настойчивым в проверке качества информации и степени ее осознания? В противном случае выполнение заданий сводится к скачиванию и распечатыванию, нивелирующему ценность знания как такового.

13. Проблема статуса учителя и ценности школьного образования. Появившийся в конце 90-х годов анекдот про то, что «Васю не надо нюхать, Васю надо учить», предопределил положение учителя как человека, предоставляющего образовательные услуги. В общем-то, ничего зазорного и позорного не подразумевалось. Просто узаконенное положение родителей, как участников образовательного процесса, было донесено до общественных масс не с точки зрения буквы закона, а именно «Закона об образовании», где прописано, что ответственность за воспитание и образование детей несут родители. Об этом большинство родителей не догадываются. Зато СМИ очень быстро объяснили тем же родителям, что учителя не имеют права. Что воспринимается очень просто - родители могут: пожаловаться. Выразить неудовольствие, потребовать (в том числе замены учителя, если он им не нравится). Общим местом стали заявления родителей (и, соответственно, детей), что учитель «плохо учит», «не так учит», а школа вообще «учит не тому».

Ключевые слова: школа, начальное и среднее образование, школьники, родители, учителя.

Keywords: school, primary and secondary education, pupils, ro-parents, teachers.

Об авторах: Иванова Татьяна Михайловна, ГБОУ СОШ №246 Приморского района, учитель русского языка и литературы. Гончаренко Елена Валериевна, учитель русского языка и литературы классный руководитель, гимназия №63 Калининского района Кузина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД «Молодежный творческий форум Китеж плюс» Приморского района. Громова Виктория Викторовна, СПб АППО, кафедра ЕНО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.