на описанных выше особенностях новой системы оценки; и прежде всего, такой ее особенности, как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу, оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения»,при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития».
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования;
2) сформированности умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-позна-вательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Работа детей с портфолио может быть успешной только в том случае, если им помогает учитель, основная роль которого состоит в том, чтобы каждый ученик мог правильно
провести самооценку. В этой совместной работе учителя и учащихся заключается большая образовательная ценность.
На основе компетентностного подхода сегодня осуществляется образовательная деятельность по соответствующим направлениям, обеспечивая достижения результатов, требования к которым заданы стандартом.
Библиографический список
/. Безукладников, К.Э. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата [Текст] / К.Э. Безукладников, Б. А. Крузе; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008.
2. Давыденко, Т. В. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя иностранных языков [Текст] // Высшее образование в России. 2005. №5. С. 148-151.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции
- новая парадигма результата образования [Текст] // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34 - 42.
4. Кун,Т. М. Структура научных революций [Текст]. М: Прогресс, 1977.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М., 1010.
УДК’ 371.38
И.В. Груздева,
С.В. Сурдуковская Реализация концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности
Аннотация: В статье представлен опыт педагогического персонала МАОУ «Гимназия № Ю» по решению задачи создания методической системы социальнопедагогического сопровождения приобщения современных школьников к чтению. Управленческим механизмом поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве гимназии является разработанная в ОУ концепция формирования читательской компетентности учащихся. Авторы делятся опытом организации надпредмет-ного курса «Грамотное чтение», проведения читательских акций и использования портфолио читательского продвижения «Я читатель».
Ключевые слова: компетентност-но ориентированные задания, коммуникативная компетентность, стратегия чтения, социокультурный проект, социально- ориентированные технологии.
Задачу приобщения современных школьников к чтению педагогический коллектив гимназии рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования. Разработка концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности гимназии,являющейся центром инновационного опыта по теме «Способы и средства развития грамотного чтения», была актуализирована двумя причинами: возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста,источника
© Груздева И.В., Сурдуковская С.В.,2011
приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта; необходимостью выявления проблем детского и юношеского чтения в гимназии и поиска возможностей их решения.
Стратегическая цель концепции - создание системы поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве гимназии.
Концепция формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности МАОУ «Гимназия ц 10» построена на основе Национальной программы поддержки и развития чтения - документа, определяющего политику развития и поддержки чтения в Российской Федерации; аналитических материалов, содержащих результаты социологических исследований, проведенных библиотеками для детей и юношества субъектов Федерации исследований, посвященных проблемам читательской культуры (С.М. Бородин, В. А. Бородина, Т.Г. Браже,Т.Г. Галактионова,О.Е. Галицких,Л.А. Николаева,И.И. Тихомирова, и др.) и феномену информационной культуры (В.А. Бородина, Г.Г. Воробьев,^ И. Гендина и др.).
Теоретико-методологической базой концепции формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности являются работы «Читательское развитие личности: теоретико-методологиче-ские аспекты» В.А. Бородиной, «Чтение как социально-педагогический феномен Открытого образования» Т.Г.Галактионовой.
Концепция выполняет функцию стратегического документа, так как содержит основные идеи организации работы по приобщениюк чте-ниюучащихся гимназии,на основе которого осуществляется планирование исследовательской и образовательной деятельности педагогического коллектива по реализации проекта ЦИО.
Ведущими в концепции стали следующие идеи:
1. Чтение - это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
2. Чтение - непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначе-
ния и проявления его собственного «Я>>. Его главный мотив деятельности в культуре - обнаружение себя,своих собственных смыслов в системе символов и образов.
3. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.
4. Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы,библиотеки,семьи. В период обучения в гимназии ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.
5. Педагоги гимназии должны овладеть актуальными методиками и технологиями работы с текстами и оказывать помощь учащимся в освоении базовых стратегий, объединяющих чтение печатного и экранного текстов.
Административный анализ показал, что в учебно-воспитательном процессе гимназии отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, равно как и недооценивается возможность предметной интеграции и воспитательной деятельности образовательного учреждения. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей с разным уровнем мотивации. Традиционных методических ресурсов уже недостаточно, поэтому для педагогов стала актуальной задача создания методической системы социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников.
Перспективным направлением деятельности для педагогов начальной школы и учителей литературы стала разработка и реализация «надпредметной» программы приобщения к чтению «Грамотное чтение», введенной в учебный план гимназии для учащихся 2-9-х классов. Практика преподавания курса в 2009-10 учебном году показала, что понимание текста может быть подготовлено усвоением рациональных стратегий и
системой творческих заданий на компетент-ностной основе. Стратегия чтения (по Н.Н. Сметанниковой) представляет собой группу действий и операций,организованных для достижения цели - полноценного освоения содержания текста - и подчиненных движению к ней. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких, как: анализ и синтез получаемой информации, оценку собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему. Присваивая стратегии и применяя их осознанно, чтец становится компетентным читателем. Стратегии дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения,активизируют мышление. На занятиях курса учащиеся осваивают стратегии чтения и письма на разнообразных разножанровых текстах. Каждое задание обязательно создает ситуацию чтения, выполняя его, ученик должен выбрать способ чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее (или аналитическое), выборочное, медленное.
Освоение различных видов и стратегий чтения организуется в разных формах: в индивидуальной или в групповой работе с вопросами и заданиями компетентно ориентированного характера. В продуктивной совместной деятельности возникает оптимальная возможность развития коммуникативной компетентности учащихся. Выполнение заданий наком-петентностной основе позволяет обеспечить развитие следующих умений - составляющих информационной компетентности: быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу.
Представим пример задания для учащихся 7 класса.
/. В наш быт прочно вошли пластиковые бутылки, контейнеры и посуда. Но одновременно с «пластификацией» все чаще появляются сообщения об опасности, которую таит в себе этот материал: при определенных условиях он выделяет токсичные соединения, которые, попадая в организм человека, исподволь подтачивают его здоровье. Прочитайте текст «Пластик и еда. Правила безопасности». (Прим. Использована статья из журнала «Домашний очаг»,№ 4,2009 г.).
2. Используйте стратегию «Пузыри» для выделения проблематики текста, причин и
последствий явления.
3 .Сформулируйте и запишите правила безопасного для здоровья использования пластиковой посуды.
Пример задания для учащихся 8 класса.
/. Прочитайте статью «Красноречивее всех дипломатов в мире». (Прим. Использована статья из журнала «Мы - земляки» (№ 1-2,2010 г.).
2. Выделите интересные факты, эпизоды из истории города. Найдите основания для их классификации. Оформите их в таблице.
3. Чем руководствуется автор в выборе фактов, имен, эпизодов при написании своей статьи?
4. Определите авторскую позицию в тексте. Запишите ее.
5. Как связано название текста с его содержанием? Запишите свое объяснение.
В качестве дидактического материала к занятиям мы используем тексты информационного характера из учебников, энциклопедий, хрестоматий, обладающие воспитательно-разви-вающим потенциалом, влияющие на формирование ценностных ориентаций гимназистов, их правовой культуры, а также статьи из журналов, газет, из сети Интернет, отражающие актуальные общественные проблемы: межличностные отношения, самопознание, экологические проблемы, мир увлечений современного подростка, выбор профессии, создание семьи и др.
Способом привлечения внимания учащихся и их родителей к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки; формирования у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания юных граждан и их успешности в обществе; стимулирования читательской активности детей и их родителей стали организованные в гимназии читательские акции «Мы лето с книгой провели», проект «Биография книги» и фестивали, посвященные юбилею писателя.
Идея социокультурного проекта «Биография книги» заключается в том, чтобы в совместной (коллективно-распределенной)
деятельности учеников под руководством организатора проекта (классного руководителя, воспитателя или педагога-предметника) воссоздать биографию книги и таким образом определить ее ценность.
Представление проектному коллективу результатов поисковой деятельности побуждает выступающих учащихся искать адекватные способы выражения мысли, применять имеющиеся предметные и межпредметные знания, что способствует формированию личностнозаинтересованных взглядов, формированию восприимчивости к другой точке зрения, позиции. Ученики развивают способность вступать в коммуникацию с целью быть понятыми и влиять на понимание другими (т.е. развивается коммуникативная компетентность), овладевает способами действия в определенной области человеческой культуры (происходит развитие предметной компетентности).
В процессе реализации проекта происходит интеграция нескольких образовательных пространств: исторического (изучение эпохи, в которую появился текст), культурного (изучение культурных объектов), социального (мотивация на чтение).
Результаты проектной деятельности представляются гимназическому сообществу, разным его категориям: учащимся,педагогам, родителям. Думается, что варианты реализации проекта «Биография книги» многообразны, многовариантны и перспективны. Не важно, биография какой именно книги воссоздается, возникает в представлении учащегося, важен сам процесс продвижения в читательских позициях: «читатель», «критик», «автор»
(в данном случае - собственного текста), и путь обретения гуманитарных, жизненно значимых ценностей. Приобретается культурный опыт выстраивания диалога с текстами (культурой): непосредственного (чтение с определенной целью и осмысления творений автора); опосредованного (изучение взглядов критиков, литературоведов, современников автора на текст как явление культуры); реального (осуществление диалога со сверстниками - участниками проекта). Проект «Биография книги» обеспечивает формирование в диалогическом общении в контексте образовательного проекта гражданской позиции человека, проявляющего интерес к культурному наследию, формирующего свое отношение к традициям культуры, способного предъявить свои взгляды на явления культуры в гимназическом сообществе.
Решению задачи формирования представления о чтении как о престижном занятии, как о «двери, ведущей в современный мир
знаний», как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию служит читательский проект «Неделя грамотности и чтения»,организуемый в начале учебного года как итог летней акции «Мы лето с книгой провели». Мероприятия проекта организуются таким образом, что включают в процесс деятельности как можно больше учащихся, а также родителей и педагогов. Мероприятия для каждой возрастной группы подбираются с учетом ее особенностей. Активно используется методики работы по принципу «дети
- детям». Комплекс мер,направленных на реализацию проекта, включает разнообразные виды деятельности. Реализация этого проекта предполагает участие в конкурсах на лучшего читателя книг в разных номинациях, подготовку и публичную демонстрацию творческих продуктов: виртуальной экскурсии по понравившейся книге, видеоролика, инсценирования фрагмента на сцене перед зрителями, фоторекламы с подписью-слоганом на экране и комментариями и др. Класс,представивший наибольшее количество номинантов, признается лидером летнего чтения.
Деятельностным основанием проекта становятся социально ориентированные технологии, используемые в проектной деятельности учащихся гимназии: виртуальная экскурсия,сценарный проект, открытая трибуна, интервью.
Подготовку и проведение читательских акций создаваемые творческие группы (учащиеся и педагоги) сопровождают разработкой методических рекомендацией и критериев оценивания творческих работ для учащихся, классных руководителей, педагогов и учащихся - членов жюри,родителей.
В акциях приняли участие учащиеся 1-11-х классов гимназии, а также гимназии №1 г. Перми. Результатом данного направления деятельности стало приобретение учащимися опыта самореализации в социально значимых видах деятельности - в разработке индивидуальных и групповых социокультурных проектов,разработке сценарных проектов, работе в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения, участии в читательских дискуссиях. Инициативная группа учащихся 10 класса овладела навыками модераторов сетевого общения -обсуждения прочитанных книг через организованный на сайте гимназии блог и в социальной сети «вКонтакте».
На основе целенаправленно организованного обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного в читательском сообществе (учащиеся, педагоги, родители) возникает читательское общение как способ бытия и познания собственного читательского «Я» и читательского мира.
Создаваемая в процессе проведения акций атмосфера читательского общения детерминирует изменения в структуре личности школьника, порождая переживания изменений личностного развития под воздействием прочтения книги и коммуникативной ситуации ее представления, обсуждения, впечатления от процесса чтения и осмысления, мотивы чтения; активирует трансформацию в ценности, выстраивание собственной модели поведения и социального взаимодействия на основе формирующейся системы ценностей; приобретение опыта креативной и социоком-муникативной деятельности. Подобные акции позитивно влияют на личностное самоопределение учащегося в отношении чтения, постепенно преодолевается негативное отношение по отношению к чтению как форме культурного досуга, происходит обогащение субъектного опыта личности культурными ценностями.
Значительный ресурс сотрудничества взрослых и ребенка в читательском развитии личности мы видим в работе с портфолио читательского продвижения. Организовать целенаправленную работу детей с портфолио могут классный руководитель, учитель, ведущий курс литературы или грамотного чтения, сотрудник школьной библиотеки. Обязательным условием эффективной работы является мотивация этого специалиста на развитие читательских интересов, потребностей, обогащение круга чтения учащегося.
Портфолио читательского продвижения было введено в учебный процесс начальной ступени гимназии как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных читательских достижений школьника на разных этапах его обучения в образовательном учреждении. Являясь частью ученического портфолио, портфолио читательского продвижения призвано учитывать результаты, достигнутые учеником в читательской деятельности; это документ, в котором отражены читательское развитие ученика, читательская активность, результаты его самовыражения в творческой деятельности,связанной с чтением. Портфолио
способствует решению важных педагогических задач в образовательном пространстве учреждения: поддерживать высокую мотивацию школьников к чтению; формировать функциональную грамотность - умение ставить цели, планировать и организовывать собственную читательскую деятельность в условиях социальной активности и межличностного взаимодействия; развивать навыки рефлексии учащихся; создавать предпосылки и возможности формирования читательских потребностей, интересов, целей, круга и продуктивности чтения, способствующих успешной социализации выпускников. Организация работы с портфолио является фактором, обеспечивающим развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Работа с портфолио читателя организуется на протяжении 4-х лет обучения ребенка в начальной школе. Организатором работы детей с портфолио является учитель начальных классов или классный руководитель.
В рамках реализации инновационного проекта творческой группой учителей начальных классов были разработаны электронный вариант портфолио читательского продвижения, тематическое планирование по годам обучения и методические рекомендации по содержанию работы со школьниками.
Благодаря разработанной и реализуемой в гимназии концепции приоритетом в приобщении к чтению стало достижение интегративных результатов: личностного самоопределения учащегося в отношении чтения, формирование собственной читательской позиции, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности через чтение.
Реализация концепции позволила создать систему педагогических условий активизации читательской деятельности детей и подростков, предполагающую обновление содержания, форм и методов урочной, внеурочной и внеклассной работы; обеспечивающую читательскую самостоятельность школьников и формирующую обобщенные способы их читательской деятельности.
Основным результатом деятельности гимназии в аспекте поддержки и развития чтения становится не только система знаний, умений и навыков, но и позитивная инкуль-турация личности, обеспеченная содержанием культуросообразного образования. В процес-
се инкультурации происходит обогащение субъектного опыта личности культурными ценностями, приобретение широкой гуманитарной культуры, а в процессе инновационной деятельности - повышение профессиональной компетентности педагога.
Библиографический список
1. Бородина В.А., Бородин С.М. Судьба чтения - судьба образования. //Личность и культура. 2005. № 6.
2. Галактионова Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод, материалы: (реферат) / Т. Г. Галактионов а; авт. реф. СПб.,2008.
3. Галактионова Т. Г. Культура чтения
современных школьников как социально-педа-гогическая проблема открытого образования. [Режим доступа]: http://www.eulture.ru/
Articles/2006/Galaktionova.pdf.
4. Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области. [Режим доступа]: http//www.teenbook.ru/ vzrosl/biblioteka / ofitsialno /1298/.
5. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения вЧелябинской области. [Режим доступа]: http://window.edu. ru / window_catalog/files / r5 7026/ askarova. pdf.
6. Национальная программа поддержки и развития чтения. Режим доступа: http:// www. mcbs. ru/ chtenietext. htm.
7. Сметанников a H.H. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. 2005. № 4. С.20-24.
8. Степанова Л. Детское чтение - возможность диалога с ребенком в современном пространстве. //Библиотечное дело. 2003-№ 11. С. 10 - 13.
9. Читательская социализация: аксиологический аспект // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. cm и учеб. СПбАППО,2006.
10. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /ред.: Т. Г. Б раже, Т. И. Полякова, С. М. Бородин. СПб: СПбАППО,2004.
11. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы// Школьная библиотека. 2003. № 8.
12. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А. И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека,2004.