в понимании А. Маслоу, а в контексте развития эстетического отношения к действительности с сформированностью такового [2].
Конечно, развитие у детей эстетического отношения к действительности — это кропотливый, протяженный во времени процесс. Любое форсирование, «натаскивание на результат», стремление к ярким постановкам, к «победам» на фестивалях и конкурсах снижает эффективность этого процесса. Дети становятся в позицию «исполнителей ролей», их лишают возможности собственного художественного поиска и выражения личностно значимой позиции. Если рождению спектакля не предшествует этап личностного и актёрского развития детей, если замысел рождается только в голове педагога, а дети реализуют его замыслы, то можно ли вообще говорить о творческом развитии в таком театральном объединении? И какова будет ценность постановки с точки зрения личностного роста её участников?
Таким образом, создавая театральный коллектив в школе, стоит определиться с приоритетами в его деятельности. И если главным будет личностный и творческий рост его участников, то развитие эстетического отношения к действительности в этом случае целесообразно принять как стратегическую педагогическую цель, определяющую содержание образовательной программы в детском объединении, а уровень развития этого отношения считать критерием эффективности его деятельности.
Примечания
1. Кудина Г. Н, Новлянская 3. Н. Психолого-педагогические принципы преподавания литературы в начальной школе // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 59-65; Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности: сб. ст. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. С. 349-361; Мелик-Пашаев А. А., Новлянска-я3.Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008.
2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Гуманистическая трансперсональная и экзистенциальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 117.
УДК 820
Е. В. Аобзова
«ПОРТФОЛИО» КАК ТЕХНОЛОГИЯ
ОЦЕНИВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье затрагивается вопрос о необходимости нового подхода к оцениванию результатов учебной деятельности школьников в контексте изменившейся парадигмы образования. Автор на основе сравнения пятибалльной шкалы оценивания и технологии оценивания «Портфолио» доказывает преимущество последней как наиболее отвечающей новым тенденциям модернизации российского образования.
In article the question of need of a new approach to estimation of results of educational activity of school students in a context of the changed paradigm of education is mentioned. The author on the basis of comparison of a five-point scale of estimation and technology of estimation of «Portfolio» proves advantage of the last as to the modernization of Russian education most answering to new tendencies.
Ключевые слова: ключевые компетенции, технология «Портфолио», отметка, оценка, рефлексивная деятельность.
Keywords: key competences, "Portfolio" technology, mark, assessment, reflective activity.
Изменение парадигмы образования по-новому определило статус образовательного учреждения XXI в. Школа должна стать профильной, личнос-тно ориентированной, формировать у учащихся «ключевые компетентности». С того момента, как «компетентность» и «компетенция» стали базовыми категориями российского образования, утверждает И. А. Зимняя в статье «Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования», формируется «новая парадигма результата образования» [1]. Целью образования становятся не просто знания, умения и навыки, но определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны способствовать социальной адаптации выпускника. Под «ключевыми компетенциями » понимается «вошедшая в субъективный опыт система знаний, умений и навыков, имеющая универсальное значение, т. е. которая может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно важных проблем» [2].
Смена парадигмы образования напрямую связана с вопросом о новых подходах к оцениванию образовательных результатов выпускников, которые четко сформулированы в государственных образовательных стандартах второго поколения по всем учебным дисциплинам. Зарубежный опыт и российская практика показали, что технология «Портфолио» может стать эффек-
© Лобзова Е. В., 2013
тивным инструментом такого оценивания. Данная технология развивает навыки самопознания, самооценки и рефлексии, что, безусловно, способствует воспитанию социально и морально ответственной личности.
Апеллируя к работам Б. Г. Ананьева, Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой, Ш. А. Амонашвили, М. Доналдсона, Н. Ф. Талызиной, В. А. Якунина, касающихся вопросов критериев, функций, принципов оценивания и требований к оценке, докажем, что традиционная пятибалльная шкала отметок не отвечает современным тенденциям развития российского образования. Покажем, что адекватной эффективной формой оценивания в контексте гуманизации образования может стать технология «Портфолио».
Все психологи и педагоги единогласны в том, что отметка наряду с оценкой играют определяющую роль в формировании отношения ребенка к школе, учебной мотивации, положительной или отрицательной Я-концепции, которая в конечном счете определяет успешность личности и ее жизнеспособность. Как отмечают исследователи, отметка и оценка выполняют следующие функции:
1. Диагностическая функция оценивания определяет соответствие индивидуальных учебных достижений каждого ученика требованиям к уровню обученности школьников, зафиксированным в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и образовательных программах по различным учебным дисциплинам. Отметка как количественный показатель отражает результат оценивания учебных достижений учащихся в цифрах или иных значках. Шкала отметок должна быть жесткой, формализованной и понятной всем субъектам образовательного процесса: учителям, учащимся, родителям, представителям других образовательных структур. Должна быть установлена и научно обоснована градация отметок. Традиционная пятибалльная система оценивания не отвечает этим требованиям. Нет четких критериев, особенно по предметам гуманитарного цикла, за какие виды работ какая отметка выставляется. «Жесткие» авторитарные педагоги «занижают» отметки, «мягкие» либеральные учителя «завышают». И то и другое формирует неадекватное восприятие отметки учащимися, не дает им четкого представления о персональных учебных достижениях.
Предметный портфолио в отличие от традиционной отметки включает подборку отзывов, рецензий, аннотаций, комментариев педагогов, одноклассников, родителей, представителей общественности и самого ученика относительно аутентичных работ, в нем представленных. Всесторонняя внешняя и внутренняя отметки и оценки дают наиболее точное представление не только об уровне овладения знаниями, умениями и
навыками, но и готовности школьника применять их в нестандартных ситуациях, творческой и про-ектно-исследовательской деятельности. Так как материалы для портфолио собираются на протяжении нескольких лет, можно проследить динамику учебных достижений выпускника, а следовательно, сделать прогноз относительно дальнейшего развития его способностей и профессиональной ориентации, что невозможно при использовании традиционной отметки, фиксирующей достижения ученика в определенный временной период.
2. Обучающая функция оценивания показывает качественные и количественные изменения в овладении ключевыми компетентностями в их динамике. При традиционном подходе к оцениванию результатов образовательного процесса эта функция не может проявиться в полной мере, так как обратная связь отсрочена и отметка выставляется только учителем. «Портфолио» — «это способ фиксирования индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период обучения» [3], поэтому предметный пор-тфолио наглядно демонстрирует достижения ученика по тому или иному предмету. Этот результат видят ученик, учитель, родители и другие заинтересованные лица. В «Портфолио» обязательно есть раздел «Справочный материал», где представлены маркированные эталоны разных работ, критерии оценки, требования к оформлению, списки книг для чтения... Этот материал служит образцом, с которым школьники сверяют свои работы, а затем оценивают и анализируют их. Самооценки, взаимооценки, оценки работ учащихся педагогом-предметником, комиссиями и организационными комитетами разных уровней, родителями значительно повышают образовательный статус оценивания. Сам процесс обучения начинает восприниматься как одна из основных жизненных ценностей, а ведь перед школой будущего поставлена задача воспитать у выпускников потребность учиться на протяжении всей жизни.
3. Развивающая функция определяется тем, «насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах» [4]. В «Портфолио» есть специальный раздел «Я читатель», где собраны результаты различных тестов, анкет, опросов, самоанализа, отчетов, фиксирующих данные изменения. К этой работе может быть привлечен школьный психолог и классные руководители. Ученик не только учится анализировать результаты собственной деятельности, представленные в конкретном продукте, но учится ставить цели, планировать работу по реализации путей достижения цели, выбирает способы действий, ищет нестандартные пути решения проблемы, несет ответственность
за конечный результат социально значимой деятельности, то есть демонстрирует определенный уровень овладения ключевыми компетентностя-ми. Традиционная система оценивания не дает представления о способностях ребенка, о перспективах его развития и жизнеустройства. Технология «Портфолио » позволяет делать прогнозы социальной состоятельности и успешности учащегося в будущем.
4. Воспитательная функция оценки определяет, насколько ученик принимает те требования, которые предъявляет ему школа. Сошлемся на результаты многолетней практики использования предметных портфолио в американской школе Деборы Майер. «Критерии итоговых оценок в школе Деборы Майер способны удовлетворить самого строго эксперта. И при этом они "не спущены сверху", а вырабатываются в ходе совместных обсуждений, значит, понятны каждому сотруднику и ученику школы, каждым лично приняты и поддержаны» [5]. Традиционная система оценивания в новых условиях является скорее антивоспитательной. Пятибалльная шкала отметок подменяется трехбалльной, потому что нельзя оставлять на второй год, надо всем выпускникам вручить аттестаты, а теперь и зарплата учителя напрямую связана с качеством обучения. Несогласие, а порой и протест учащихся в отношении «несправедливой» отметки приводит к резкому снижению учебной мотивации — дети не хотят учиться: они уверены, что среднеарифметическую «тройку» им и так поставят.
5. Стимулирующая функция оценивания наиболее полно реализуется в «Портфолио». Грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы и рецензии, которые составляют большую часть «Портфолио», безусловно, способствуют формированию чувства самопризнания, самоуважения и осознания собственной социальной и общественной значимости у школьников. «В массовой школе технология "Портфолио" может использоваться как технология обучения и стимулирования, ориентирующая учащихся на достижение высоких учебных результатов и развитие познавательных и творческих способностей» [6]. Традиционная отметка часто воспринимается учеником или родителями негативно, так как она всегда носит субъективный характер и односторонняя. Специалисты считают, что отметка должна фиксировать результаты обучения в каждый отдельно взятый момент, а оценка должна отражать старательность, активность, креативность ученика, вселять в него уверенность. Эти две специфики отметки и оценки учитываются в «Портфолио».
6. Корректирующая функция — это «терапия, лечение, исправление» [7]. «Портфолио» включает не только работы и оценки, полученные на
уроках, но и оценки на занятиях по предмету во второй половине дня, участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Выбор вида, способа и формы деятельности является основным принципом работы с «Портфолио», что дает возможность вовремя исправлять имеющиеся пробелы в знаниях учеников. Традиционная отметка указывает на пробелы в знаниях и недостаточное развитие умений и навыков по той или иной изученной теме или разделу, но не выявляет причины и специфические свойства этих недочетов.
7. Рефлексивная функция оценивания - это новая функция оценки, является определяющей в технологии «Портфолио». Под рефлексией мы понимаем «процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого» [8]. Способность к рефлексии и «коммуникации с другими людьми как механизму саморазвития» [9] — один из важнейших компонентов образовательной компетентности. Рефлексивная деятельность структурируется по разным направлениям. Осознание и приятие ценности образования как необходимое средство развития культуры; умение объективно оценить свои возможности, личные качества, поведение, результаты деятельности, учесть мнение других людей; желание участвовать в коллективной деятельности и давать оценку деятельности в целом и своего личного участия в ней; выявление своей национальной, социальной принадлежности и гражданской позиции; осознание личного профессионального выбора и построение программы достижения намеченной цели — все эти грани рефлексивной деятельности реализуются в процессе собирания портфолио.
Мы рассмотрели новые возможности технологии «Портфолио» как альтернативной формы оценивания учебных достижений школьников. Очевидно, что традиционная пятибалльная шкала отметок не соответствует новым задачам, стоящим перед школой XXI в. С 90-х гг. XX в. в России апробируется модульно-рейтинговая система оценивания. В ее основе лежит принцип дифференциации заданий по уровню сложности и креативности, которые оцениваются по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. Безусловным плюсом данной системы является возможность выбора учеником типа задания в соответствии со своими способностями, притязаниями и амбициями. Одной из форм мо-дульно-рейтинговой системы оценивания являются ГИА и ЕГЭ, по поводу целесообразности которых ведутся дебаты уже несколько лет. Объективность результатов государственной итоговой аттестации в новой форме не раз подвергалась сомнению. «Стандартизированные тесты не позволяют оценить способность учащихся приме-
нять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. С помощью тестов невозможно оценить развитие важнейших поведенческих навыков и формирование ключевых компетентнос-тей, которые востребованы в профессиональном образовании, на рабочих местах и в повседневной жизни для выявления индивидуальных возможностей учащихся» [10]. Технология «Порт-фолио» связана с концепцией профильного образования. Презентация портфолио - конечный продукт «независимого и аутентичного рейтингового оценивания результатов, достигнутых учащимися в определенных предметных областях и свидетельствующих об их способностях к дальнейшему продолжению образования в профилях, для которых эти предметные области являются ведущими» [11].
Содержательная (качественная) оценка знаний как эффективная система оценивания апробировалась группой психологов и педагогов под руководством Ш. А. Амонашвили 45 лет. Результаты этой работы отражены в книгах Ш. А. Амонашвили «Обучение. Оценка. Отметка» [12] и «Школа жизни» [13]. Сами исследователи констатировали, что данную систему оценивания практически невозможно применять в массовой школе в рамках традиционной классно-урочной системы.
На сегодняшний день технология «Портфо-лио» как новая форма оценивания образовательных результатов учащихся наиболее эффективна по сравнению с традиционной, модульно-рей-тинговой системами оценивания и содержательной оценкой знаний Ш. А. Амонашвили, так как сочетает количественную и качественную, внешнюю и внутреннюю оценки и акцентирует внимание на положительной динамике развития общеобразовательной и предметной компетентно-стей. Технология проста, хотя и трудоемка в применении, достаточно мобильна и может быть творчески переработана каждым учителем в соответствии с личностными особенностями педагога и спецификой класса, предмета, учебного заведения. Она в полной мере отражает основные тенденции модификации российского образования: гуманизации, демократизации, индивидуализации и интеграции.
Примечания
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / авт.-сост. В. Г. Гульчевская, Е. А. Чекунова. М.: АРКТИ, 2010.
3. Портфолио ученика средней школы / сост. И. Г. Юдина. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2008.
5. Майер Д. Спасут ли образование государственные стандарты? /Дебора Майер. М.: Чистые пруды, 2008. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 14).
6. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях.
7. Колеченко А. К. Указ. соч.
8. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / под ред. С. С. Кашлева. Минск: Высш. шк., 2002.
9. Уласевич С. Н. Качество школьного образования в контексте компетентностного подхода // Сборник материалов I Всероссийского форума учителей и учащихся «Гуманизация школьного образовательного пространства. Ответы на вызов времени». М.: Изд. «ГОУ СОШ № 1357», 2010. С. 29-32.
10. Свиридов А. Н. Портфолио ученика и учителя: структура, система сбора информации способы и ее хранения // Директор школы. М.: ООО Издательская фирма «Сентябрь», 01.2012. С. 43-49.
11. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях.
12. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1999.
13. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 2000.
УДК 371:006.063
Н. В. Вахранева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИИ
В статье говорится о необходимости совершенствования российской системы подготовки экспертов по государственной аккредитации. С учетом лучшей европейской практики в этой области, современной нормативно-правовой базы, ведущих тенденций в образовании и рекомендаций опытных экспертов выносятся предложения по изменению системы подготовки в области содержания, объема, используемых форм, методов, информационного и учебно-методического сопровождения.
The author of the article speaks about the necessity to improve Russian system of state accreditation experts training. The author gives recommendations on changing the system of experts training, i.e. its contents, duration, forms and methods, informational, training and methodological support; the given recommendations are based on the best European practices in this sphere, current legislation framework in Russia, main educational tendencies and experienced experts' opinion.
Ключевые слова: гарантия качества, государственная аккредитация, подготовка экспертов, европейский опыт.
Keywords: quality assurance, state accreditation, experts training, European practice.
© Вахранева H. В., 2013