УДК 371.26 ББК 74.202.5
Смирнова Людмила Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра немецкого языка Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск Башаева Светлана Георгиевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра немецкого языка Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск Smirnova Lyudmila Evgenievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the German Language Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk Bashaeva Svetlana Georgievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the German Language Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
piramida_ul@mail.ru
К вопросу об организации эффективного оценивания знаний школьников Organization of the students knowledge effective estimation
В статье обозначена роль системы оценивания в развитии образовательного процесса. Представлены современные способы оценки знаний учащихся. Анализируются некоторые проблемные вопросы организации оценивания в средней школе и предлагаются пути их решения.
The role of estimation system in the development of educational process is denoted in this article. Modern methods of the students’ knowledge estimation are examined. Some problem questions of estimation organization at school are analyzed as well as the ways for their solution are defined.
Ключевые слова: оценивание, система оценивания, организация оценивания в средней школе, образовательный процесс.
Key words: estimation, estimation system, estimation organization at school, educational process.
Известно, что показателем повышения качества образования является познавательная активность учащихся. Механизмом ее развития выступает оценивание результатов учебной деятельности школьников. Среди причин, снижающих развитие познавательной активности учеников и, следовательно, уровень их успеваемости, мы выделяем следующие:
- отсутствие в образовательных учреждениях системы управления качеством образования в соответствии с международным стандартом;
- несовершенство пятибалльной шкалы отметок;
- недостаточный учет, а порой игнорирование интересов и склонностей учеников;
- субъективность оценивания учителем учащихся;
- устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, которое слабо развивает познавательную активность учеников.
Опираясь на существующие теоретические исследования, можно утверждать, что развитие познавательной активности зависит от группы причин (факторов), основными из которых являются: объективное оценивание, повышение познавательной мотивации, познавательного интереса и активизация мышления учеников.
Одной из форм оценки являются отметки. В отличие от других форм они фиксируются в школьной документации. В настоящее время в российских школах применяется пятибалльная шкала отметок. Несмотря на общую положительную оценку балльного учета успеваемости, как единственного средства фиксации усвоения знаний, многие исследователи отмечают и недостатки: Е.Н. Сыромолотов считает школьные отметки «случайными» и «относительными» [6]; В.П. Беспалько и С.И. Гореславский полагают, что существующая пятибалльная шкала отметок является ограниченной и субъективной[3, 4]; Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Б.П. Есипов отмечают зависимость от отметок интеллектуальной, волевой сфер, самооценки и уровня притязаний учени-
ков, развития эмоциональной атмосферы и психологического климата между участниками педагогического процесса (учениками, учителями, родителями) [1,
2, 5]. Многие психологи и педагоги в своих работах предлагают углубить и расширить пятибалльную шкалу до 8 - 12 баллов (В.П. Беспалько, С.И. Гореславский) [3, 4], разработав при этом критерии по каждому уровню оценки и методику работы с новой системой. В настоящее время в некоторых учебных заведениях страны (чаще в ВУЗах) применяются такие современные методики оценивания как тестовая, синтезная, критериальная, модульная, рейтинговая, квалиметрическая и другие. С целью повышения объективности оценивания и сохранения преемственности между школой и ВУЗом активно применяется система сдачи единого государственного экзамена.
Для того, чтобы наглядно отразить связи и отношения между процессами оценивания и развития познавательной активности школьников, нами разработана структурно-функциональная модель оценивания как механизма развития познавательной активности школьников в процессе обучения.
Модель представлена четырьмя блоками: процессуальным, содер-
жательным, деятельностным и критериально-уровневым (рис. 1) и способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе для преобразования и управления им, дает возможность представить комплексно все его компоненты, отражает психолого-педагогические условия оптимальной организации процесса оценивания, повышающего уровень развития познавательной активности школьников в процессе обучения.
I
Б
Л
О
К
II
Б
Л
О
К
III
Б
Л
О
К
IV
Б
Л
О
К
Учитель
Ученик
Родители
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ
цели
содержание
организация
деятельности
результаты
СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ
Функции:
мотивационная
воспитательная
развивающая
коррекционная
информационная
объективность систематичность
наглядность
Компоненты
Когнитивный опыт оценочной деятельности Практический опыт оценочной деятельности Опыт самооценивания: (самодиагностика, самоконтроль)
Оценочная деятельность
ученик
родители
методы формы методы
формы
методы
формы
■ практическим изучение и диагностика возрастных, познавательных возможностей и индивидуальных особенностей мотивации
- практический умение оценить -свои возможности, произвести анализ действий
■ вербальныйй парциальные оценки - вербальный
■ наглядный
выставление отметок, их прогнозирование, применение новых методик оценивания
• наглядный
самооценка, взаимооценка прогнозирование своих отметок
практический наблюдение за
учебной деятельностью детей, умение оценить их возможности и действия ■ вербальный индивидуальные
беседы с ребенком - наглядный прогнозирование отметок детей
Совокупная оценка деятельности
Критерии развития познавательной активности
Мотивационно- потребностный Усвоение учебных действий Рефлексивно-аргументационный
когнитивный деятельност-
но-
нейтральный информационно-репродуктивный пассивный
положительно- рефлексивно-продуктивный ситуативный
ситуативный личностно-инициативный креативный иниациативный
Рис. 1. Структурно-функциональная модель оценивания как механизма развития познавательной активности школьников в процессе обучения
Первый блок модели - процессуальный. Оценивание как механизм развития познавательной активности учащихся в условиях общеобразовательной познавательной активности школьников в процессе обучения школы рассматривается как системный процесс, характеризующийся такими признаками, как: двусторонний характер, многофакторность, динамичность, функциональность, эвристический характер и проблемность, перманентность, преемственность, контролируемость, осуществимость, продуктивность, комплексность и др. В качестве основных компонентов процесса оценивания выступает совокупный субъект образовательного процесса (личности учителя, ученика и его родителей), определяющий цели, содержание, организацию и результативность оценивания, повышающего уровень развития познавательной активности школьников. Говоря о целевом компоненте, мы имеем в виду весь спектр целей и задач, реализуемых в процессе организации оценивания. Основной целью оценивания учителем результатов учебной деятельности учащихся является развитие у них познавательной активности, мотивации к изучению предметов, успеваемости, сознательного отношения к учебе, самооценки.
Содержательный компонент процесса оценивания вынесен нами в отдельный блок (структурно-содержательный и связан с внедрением разработанных нами рекомендаций для учителей по организации качественной оценочной деятельности, способствующей развитию познавательной активности учащихся. Рекомендации представлены в виде программы-характеристики, фиксирующей степени их осуществления. Для успешной организации оценочной деятельности, повышающей уровень развития познавательной активности учащихся учителя должны использовать сложившийся в истории педагогики положительный опыт оценивания (чтение педагогической, психологической и методической литературы, знакомство с новейшими методиками в области обучения и воспитания); учитывать возрастные и индивидуальные психолого-педа-гогические особенности личности учащихся (физическое состояние и здоровье, особенности познавательной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу,
внутренние побудительные факторы поведения и развития, общую обучаемость и воспитуемость учеников); формировать положительные нравственные качества личности учащихся, навыки самоконтроля и самооценки, способы разносторонней учебно-познавательной деятельности, стремление к самообразованию, самосовершенствованию, самовоспитанию; учитывать познавательные способности каждого отдельного ученика, уважать его личность и самостоятельность; совершенствовать систему оценивания и отметок; стремиться к грамотному, объективному оцениванию учеников (использовать нормативные документы, работать над собственной самооценкой и личностными качествами, повышать свой профессиональный уровень, улучшать взаимоотношения с учениками и их родителями); постоянно повышать свое профессиональное мастерство; осуществлять совместную оценку своей деятельности с учениками и их родителями. Оценивание как механизм развития познавательной активности учеников выполняет следующие функции: развивающую (развивает умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности), ориентирующую (воздействует на умственную работу школьников, осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний), мотивационную (воздействует на эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха), воспитательную (приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения), коррекционную (дает ученикам возможность понять свои ошибки, отрефлексировать и осуществить коррекцию), информационную (подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач).
Деятельностный компонент процесса оценивания опосредован многообразием различных форм, методов, средств организации качественной оценочной деятельности, повышающей уровень развития познавательной активности учащихся в процессе обучения и включает в себя деятельность педагогов, учеников и родителей, их взаимодействие. В процессе организации оценочной
деятельности используются следующие методы и формы: учителями: практический метод (формы проявления: изучение физиологических, возрастных особенностей школьников, диагностика их познавательных возможностей и индивидуальных особенностей мотивации средством проведения психологических тестов, методик исследования психических процессов, индивидуальных бесед с учениками, их родителями, учителями - предметниками, классными руководителями, школьными психологами, личного наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью учеников); вербальный метод (проявляется в форме парциальных (частичных) оценок на уроке. К наиболее рациональным видам парциальных оценок, способных закладывать у учеников элементы объективной самооценки, мы относим: согласие, отрицание, замечание, ободрение, одобрение. Частичные оценки могут сопровождаться у учи-
и ч_/ 1 ч_/
теля модуляцией голоса, мимикой, жестами. Следующей формой оценочной деятельности учителя выступают индивидуальные беседы с учениками и родителями, личный пример учителя, направленные на воспитание в их сознании правильного отношения к системе оценивания); наглядный метод (осуществляется в форме выставления текущих, итоговых, комплексных отметок, применение новых методик оценивания (в частности: метод «технологических карт», модульно-рейтинговый метод и др.), в форме наглядного прогнозирования отметок учеников); учениками: практический метод (проявляется в форме умения учеников поставить перед собой реалистические цели, соизмерять их со своими возможностями, выявить свои сильные и слабые стороны, определить конкретные действия, планировать перспективу, правильно оценить ситуацию, произвести анализ действий); вербальный метод (осуществляется в форме адекватной оценки своих достижений, оценки успехов своих товарищей). Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности, формирования уровня притязаний); наглядный метод (формами выступают: наглядное прогнозирование своих отметок, выставление по просьбе учителя отметок себе и
своим товарищам); родителями: практический метод (проявляется в форме наблюдения за учебно-познавательной деятельностью своих детей, умения оценить их познавательные возможности и результаты деятельности посредством участия в обсуждении проблемных вопросов на родительских и классных собраниях, изучения необходимой литературы, консультаций с учителями, школьными психологами, личного участия в школьной жизни ребенка: совместное посещение театра, выставок, организация кружков, секций и т.п.); вербальный метод (находит отражение в форме личных бесед с ребенком с целью совместного анализа учебных достижений, выявления недостатков, осуществления рефлексии и коррекции действий); наглядный метод (проявляется в форме наглядного прогнозирования отметок ребенка по конкретному предмету посредством совместного участия в выполнении домашнего задания, поиска дополнительного материала). Осуществление участниками педагогического процесса совместной оценки своей деятельности - важный показатель ее результативности (развития познавательной активности). Оценка деятельности может осуществляться в форме личных бесед, обсуждения вопросов на классных собраниях, заполнения анкет в системах: учитель - ученик; учитель - родители; ученик -
родители.
Мониторинг эффективности развития познавательной активности учащихся как результата успешного оценивания представлен в критериально-уровневом блоке. В качестве критериев развития познавательной активности нами определены следующие: мотивационно-потребностный (раскрывает характер мотивации и активности школьников, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания); усвоение учебных действий: когнитивный компонент (характеризует формирование интеллектуальных умений учащихся в процессе усвоения знаний), деятельностно-практический компонент (показывает степень развитости умений и навыков); рефлексивно-аргументационный (адекватная оценка своей деятельности, умение осуществлять рефлексию). По данным критериям определены уровни и показатели их сформированности, на
основе которых определяется общий уровень развития познавательной активности школьников.
Успешная реализация представленной модели позволит педагогам организовать контролируемый и управляемый процесс оценивания, повышающий уровень развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.
Библиографический список
1.Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1984. - 297 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г Ананьев. Избранные психологические труды: В 2-х т. - T.II / Под ред. А.А. Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980. - С. 128 - 266.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
4. Гореславский, С.И. Мало школе 5 баллов [Текст] / С.И. Гореславский // Народное образование. - 1990. - № 7. - С. 126 - 127.
5. Есипов, Б.П. О роли и характере учета успеваемости в советской школе [Текст] / Б.П. Есипов // Совет. педагогика. - 1955. - № 9. - С. 85 - 94.
6. Сыромолотов, Е.Н. Семь законов оценивания знаний [Текст] / Е.Н. Сыромолотов // Школьные технологии. - 1999. - № 1. - С. 207 - 213.
Bibliography
1. Amonashvili, Sh. Educational Function of the Students’ Assessment [Тех^ / Sh. Amonashvili. - Moscow: Education, 1984. - 297 p.
2. Ananyev, B. Pedagogical Assessment Psychology [Тех^ / B. Ananyev // Selected Psychological Works: In 2 V. - V.II / Edit. by A. Bodalev. - Moscow: Pedagogics, 1980. - P. 128 - 266.
3. Bespalko, V. Items of Pedagogical Technology [Тех^ / V. Bespalko. - Moscow: Pedagogics, 1989. - 190 p.
4. Goreslavsky, S. 5 Points Are Not Enough for School [Тех^ / S. Goreslavsky // National Education. - 1990. - № 7. - P. 126 - 127.
5. Syromolotov, E. Seven Laws of Knowledge Assessment [Тех^ / E. Syromolotov // School Technologies. - 1999. - №1. - P. 207 - 213.
6. Yesipov, B. About Role and Character of the Results Responsiveness at the Soviet School [Тех^ / B. Yesipov // The Soviet Pedagogics. - 1955. -№ 9. - P. 85 - 94.