перейти от репродуктивного метода передачи знаний к формированию самостоятельной творческой деятельности ученика.
Литература
1. Баренбойм Л. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. 368 с.
2. ИльинЕ. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
3. Лукаш Е. Ю. Профессиональная этика: искусство общения с людьми. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. 224 с. [Электронный ресурс]. URL: http://abc.vvsu.ru/books/u_profetika/page0003.asp.
4. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // ЧиО., 2006. № 4-5. С. 7-14.
5. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К. Г. Фрумкин. [Электронный ресурс]: URL: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm.
6. Кудрявцева Е. В. Проблемы исполнительского музыкального мышления в классе фортепиано // Проблемы современной науки и образования. № 18 (60), 2016. [Электронный ресурс]: URL: http://ipi1.ru/.
7. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/.
Внеурочная деятельность как нетрадиционный способ обучения
младших школьников Нестерова Е. В.
Нестерова Елена Викторовна / Nesterova Elena Viktorovna - учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа, с. Двулучное, Валуйский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается, как введение внеурочной деятельности в образовательный процесс ФГОС второго поколения помогает в саморазвитии и самопознании ребенка, в его взаимодействии с окружающим миром. Abstract: the article examines how the introduction of extracurricular activities in the educational process of the second generation of the GEF helps in self-development and self-knowledge of the child in its interaction with the outside world.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, мелкая моторика рук, развитие творческих способностей.
Keywords: extracurricular activities, fine motor skills of hands, the development of creative abilities.
Известно:
рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление
Внеурочная деятельность по программе «Смотрю на мир глазами художника» [1] помогает саморазвитию и самопознанию ребенка в его взаимодействии с окружающим миром. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
30
- быть самостоятельными, инициативными, мыслящими, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- ориентироваться на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Развитие и укрепление мелкой моторики рук, так как зачастую наши дети перестали рисовать, лепить, делать аппликации, заменив все это планшетами и компьютерами. А как мы знаем, мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Мелкая моторика - основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, буквы, геометрические фигуры) при этом страдает письмо. Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом. В школе очень медленный темп письма. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т. д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяют не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
1. «Пальчиковая гимнастика»;
2. «Пальчиковые игры»;
3. «Система игровых упражнений».
Но с чего начинают дети - это рисование. Курс «Смотрю на мир глазами художника» очень помогает в этом. На занятиях мы развиваем координацию движений кистей рук, используя с обычным рисованием и нетрадиционные техники на листе бумаги, между линиями. Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- мазок широкой и тонкой кистью;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками и из ладошек;
- рисование печатками и различными предметами;
- рисование восковыми мелками и свечой;
- печать по трафарету;
- набрызг;
- рисование мятой бумагой;
- рисование пластилином;
- аппликация (разные виды);
- рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);
- кляксография с трубочкой;
- печатание различными предметами;
- смятие и скручивание бумаги для скульптур;
- изготовление макетов.
Именно нетрадиционные техники создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, создавая ситуацию успеха.
Таким образом, курс «Смотрю на мир глазами художника» [1] при использовании нетрадиционных техник рисования способствует преодолению моторной неловкости, всесторонне интеллектуально и эстетически развивает младших школьников, логическое мышление, художественный вкус, расширяет кругозор.
Литература
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В. А. Горского. 2-е издание. М. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
2. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
3. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе.
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2012. 129 с.
Формирование ценностных ориентиров в условиях информатизации общества Денисов Р. Ю.
Денисов Роман Юрьевич /Denisov Roman Yurievich - студент, физико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируется значение формирования ценностных ориентиров в условиях информатизации общества.
Abstract: the article analyzes the importance of the formation of values in the society informatization conditions.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, информатизация общества, информационные ресурсы.
Keywords: value orientations, information society, information resources.
В условиях стремительного развития информационных технологий происходит пересмотр ценностей в обществе, оказывающий значительное влияние на образ жизни молодого поколения, его аксиологические ориентиры и приоритеты. Чрезмерное освещение в СМИ западного образа жизни влечет за собой девальвацию многих моральных и этических ценностей, традиционно важных для нашего народа.
В общественном сознании важность таких понятий, как бескорыстие, доброта, скромность, честность, совесть перемещается на второй план. Среди учащихся