Научная статья на тему 'Учитель русского языка и литературы в современном образовательном пространстве'

Учитель русского языка и литературы в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / гармоничная личность / метапредметные и личностные результаты / инновация / учебный процесс. / educational space / harmonious persona lity / meta-subject and personal results / innovation / teaching and learning process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесовская Т.В.

В данной работе освещаются ключевые моменты работы современного учителя в условиях обновленного содержания образования. Урок русского языка и литературы сегодня должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, он должен представлять из себя проблемно – диалогический урок. Важна составляющая на уроке – это регулярное проведение обратной связи, которая помогает корректировать учебный процесс, что в свою очередь влияет на повышения качества знаний. Индивидуальный подход к каждому ребенку дает мне возможность, учитывая его способности, помочь ему стать успешным. Основной задачей учителя в современных реалиях является преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому, заниматься саморазвитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian language and literature teacher in the modern educational space

This work highlights the key moments of the modern teacher’s work in the context of the updated content. The lesson of the Russian language and literature today should be aimed at the formation of metasubject and personal results; it should be a problem dialogue lesson. And the teacher should be a mobile person, creative, able to cooperate, predict, and analyze the results of their activities and activities of students in this lesson. An important component of the lesson is regular feedback, which helps to adjust the learning process, which in turn affects the improvement of the quality of knowledge. The individual approach to each child gives the opportunity to help him to become successful. The main task of the teacher in modern realities is to overcome the inertia of pedagogical thinking and, together with the student, to learn, to be engaged in selfdevelopment.

Текст научной работы на тему «Учитель русского языка и литературы в современном образовательном пространстве»

УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Андатпа

Бул жумыста жанартылган бiлiм беру мазмуны жагдайында заманауи муFалiмнiн жумысынын не-ri3ri caTTepi кврсетiлген. БYгiнгi танда орыс тiлi мен эдeбиeтi сабагы мета-пэндж жэне жеке нэтижeлepдi кдлыптастыруга багытталуы керек, ол проблема-лык-диалогтык саба; болуы керек. Ал мундай сабаккта муFалiм ут;ыр, шыгармашыл, ынтымактастыкка ;а-бiлeттi, вз кызмет мен бШм алушылардын кызметшщ нэтижeлepiн болжап, талдай алатын адам болуы тиic. Саба;тагы манызды компонент-бул оку пpоцeciн xy-зетуге квмeктeceтiн Yнeмi кepi байланыс ЖYpгiзу, бул вз кeзeгiндe бЫм сапасын арттыруга эсер eтeдi. Эр ба-лага жеке квз;арас, онын кабглеттерш ескере отырып, онын табысты болуына квмектесуге маган мYмкiндiк бередь Kазipri шындьщтагы муFалiмнiн нeгiзгi мш-детьпедагогикальщ ойлаудын инерциясын жену жэне окушымен бipгe оку, взiн-взi дамыту.

Аннотация

В данной работе освещаются ключевые моменты работы современного учителя в условиях обновленного содержания образования. Урок русского языка и литературы сегодня должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, он должен представлять из себя проблемно - диалогический урок. Важна составляющая на уроке - это регулярное проведение обратной связи, которая помогает корректировать учебный процесс, что в свою очередь влияет на повышения качества знаний. Индивидуальный подход к каждому ребенку дает мне возможность, учитывая его способности, помочь ему стать успешным. Основной задачей учителя в современных реалиях является преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому, заниматься саморазвитием.

Annotation

This work highlights the key moments of the modern teacher's work in the context of the updated content. The

DC S

I

<

CQ О m

tfl О

Ш ^

tfl о

CL t= Ш

s

ЬЙ и ш

!T

s

со ^

о ч о Е-ш

S

ш S ЬЙ и

е

о и

о ^

S

е

Чесовская Т.В.,

учитель русского языка

и литературы, общеобразовательная школа № 8, г. Костанай

Негiзгi свздер: бшм беру кещстШ, Yйлесiмдi тулга, метапредметтж жэне жеке нэтижелер, инновация, оку процесь

Ключевые слова: образовательное пространство, гармоничная личность, метапредметные и личностные результаты, инновация, учебный процесс.

Keywords: educational space, harmonious personality, meta-subject and personal results, innovation, teaching and learning process.

lesson of the Russian language and literature today should be aimed at the formation of meta-subject and personal results; it should be a problem - dialogue lesson. And the teacher should be a mobile person, creative, able to cooperate, predict, and analyze the results of their activities and activities of students in this lesson. An important component of the lesson is regular feedback, which helps to adjust the learning process, which in turn affects the improvement of the quality of knowledge. The individual approach to each child gives the opportunity to help him to become successful. The main task of the teacher in modern realities is to overcome the inertia of pedagogical thinking and, together with the student, to learn, to be engaged in self-development.

Работа учителя всегда и везде считалась одной из самых уважаемых и одновременно сложных. Ведь учитель, чтобы стать профессионалом в своем деле, должен не просто обладать знаниями в области педагогики, психологии и отлично знать свой предмет, но и уметь так поделиться своими знаниями и навыками с ученикам, чтобы они с радостью впитывали эти знания и нашли им применение в дальнейшей жизни.

В традиционной школе роль учителя чаще всего сводилась к объяснению нового материала и своевременному его закреплению. В современном мире в условиях обновленного содержания образования функции учителя не просто расширились, но и в корне изменились. Основная задача учителя теперь заключается в создании такого образовательного пространства, которое бы благотворно влияло на формирование гармоничной личности и расширило его представление о жизни[1, с.126].

Каким же должен быть учитель сегодня, и как изменились требования к уроку? Ключевым в современной образовательной концепции является работа по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся. Ведь для того чтобы стать социально активным в нашем обществе, нужно оставаться Человеком, быть толерантным и воспитанным, патриотом и гражданином. На каждом учителе лежит ответственность за формирование внутреннего мира подростка. Но особенно, на мой взгляд, это касается учи-

телей общественно-гуманитарного направления, в частности, русского языка и литературы. Современный подросток довольно раскрепощен, старается доказать свою точку зрения, парирует различными источниками, не всегда достоверными и этичными. Нужно уметь выслушать ученика и, не обидев его, направить в нужное русло, чтобы в дальнейшем он сам уже, разобравшись в ситуации, смог найти ответ. Очень помогают в этом отношении диспуты, творческие задания. Современный учитель должен обладать навыками ораторского искусства, хорошо ориентироваться в образовательном пространстве, чтобы грамотно построить эту форму работы. Это же касается и уроков ^ русского языка.

Если мы обратимся к календарно-те- « матическому планированию по русскому 5э языку, то можно заметить, что каждая з тема - это своеобразный творческий тол- ш чок: «Миротворческая деятельность», § «Книги в нашей жизни», «Энергия буду- с щего», «Молодежная музыкальная куль- к тура», «Генетика и этика». Такой урок ^ невозможно дать сухо и без обсуждения, к дискуссии. Но встречаются и такие темы: ^ «Ядерный реактор», «Бизнес или пред- § принимательство», «Развитие цифровой ^ инфраструктуры», «Клонирование и эти- к ческая проблема», «Нанотехнологии и § медицинская наука». Вы представляете, и какими знаниями должен обладать со- о временный учитель русского языка?! Ему ° постоянно приходится расширять свой е кругозор, заниматься саморазвитием,

к к

I

<

со о

РО ЦЗ

о

ш ЦЗ

о 0-с ш X ЬЙ и ш ¡т

со ^

о ч о Е-ш

к

ш X ЬЙ и

е

о и

о ^

е

обращаться за помощью даже к научной литературе. И эту информацию нужно не только получить, но и переработать, синтезировать. На помощь учителю приходит учебник, в котором содержатся различные тексты на развитие навыков читательской грамотности, предоставляющие учителю массу возможностей для обучения и развития личности. Также одним из действенных приемов развития навыков читательской грамотности, с моей точки зрения, является «внедрение в текст», который можно использовать и на уроке и на дополнительных занятиях.

Следовательно, урок русского языка и литературы сегодня должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, он должен представлять из себя проблемно - диалогический урок. А учитель на таком уроке должен быть мобильным человеком, творческим, способным к сотрудничеству, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности и деятельности обучающихся[2, с.15].

Нет такого учителя, который бы в своей практике не задумывался над тем, почему в конце урока результаты у всех обучающихся разные. Конечно, есть дети, которые не способны воспринимать вместе со всеми новую информацию, но есть и те, которые просто не хотят. Они слушают учителя, не слушая, а потом не в состоянии включиться в общий процесс. И тут учитель должен бить тревогу. Быть может, методы или формы не те, или у него не получилось заинтересовать ученика, потому что сам учитель не смог «переварить» материал, а потом доступно, грамотно и интересно его передать. Сегодня этого быть не должно. Современная система образования представляет для учителя множество стратегий, приемов, форм работы. Раньше мы давали новый материал в готовом виде, у ребенка была только одна задача: впитать и запомнить. Сейчас учитель старается

вовлечь обучающегося в процесс объяснения нового материала и сделать этот процесс проблемно-поисковым. То есть ребенок сам определяет цели урока, на основании этого усваивает материал и закрепляет не под руководством учителя, а с его поддержкой, по его руководством. То есть современный учитель не должен «выжимать» из обучающегося знания, а мотивировать обучающихся на их получение и закрепление.

Раньше в календарном планировании не акцентировалось внимание на очень важном аспекте: прогнозируемый результат. А на чем он строится? На мониторинге прошлых результатов учащихся, на дифференциации. Поэтому сейчас учитель вначале, естественно, определяет цель обучения в соответствии со сквозной темой. И далее уже определяет ожидаемые результаты в соответствии с целями обучения и разрабатывает критерии успешности ученика уже в соответствии с ожидаемыми результатами. Да, у современного учителя бумажной работы много. Но в итоге своей деятельности я могу определить, кто усвоил материал, а с кем у меня не сложилась работа, какие формы деятельности можно использовать в дальнейшей работе, а что не срабатывает «на отлично». Также мониторинг позволяет учителю устранять «пробелы» и недочеты в собственной деятельности и делать ее более совершенной.

У всех учителей, и раньше и сейчас, есть один недостаток в работе - вечное стремление не сбавлять темп и уложиться в рамки. А ведь дети разные и по характеру, и по темпераменту. Кому-то нравится эта гонка, а кто-то любит спокойно поразмышлять, взвесив все за и против. Современный учитель ориентирован на личность и даже может позволить ребятам выбрать не только свой темп работы, но и стиль. Это помогает обучающимся до конца раскрыть свои способности и повысить свою формативную оценку.

Важная составляющая на уроке - это регулярное проведение обратной связи, которая помогает корректировать учебный процесс, что в свою очередь влияет на повышения качества знаний. Индивидуальный подход к каждому ребенку дает мне возможность, учитывая его способности, помочь ему стать успешным. Да, быть может, его формативная оценка окажется не очень высокой, но если учитель скажет ему «хорошо» и улыбнется, то для некоторых это послужит «стартом» для дальнейшей работы. И если у традиционной системы образования была направленность на «среднего» ученика, то современная стремится воспитать успешного ученика, который потом сможет реализовать свои знания на практике, стать участником олимпиады или научно-практической конференции.

Очень большую пользу приносит создание на уроках коллаборативной среды, которая помогает вовлечь всех обучающихся в активную деятельность и создать благоприятные условия для их речевого общения[3,с. 3]. Детям нравится работать в группах и быть частью коллектива. Слабые обучающиеся получают возможность продемонстрировать свои способности и испытать, пусть небольшой, но успех, а сильные - утвердиться в своих способностях. Современный учитель - это наставник, который не будет просто излагать, заставлять, «монтировать» мозг ребенка. Он показывает и вдохновляет. И ребенку кажется, что он сам нашел решение той или иной задачки, что он сам разобрался в той или иной теме.

Сегодня на помощь учителю приходят и пассивные, и активные, и интерактивные методы и приемы обучения. Во время использования пассивных приемов обучающиеся выступают в роли «объекта». Задача ребенка - усвоить и воспроизвести новый материал. Учитель выступает не просто источником знаний, но и проводником. Вроде бы остаются тради-

ционные формы подачи информации, но современный подросток не хочет воспринимать сухую подачу материала, например, лекцию, или машинально отвечать на вопросы. Он хочет сам думать, сам творить. Учитель сегодня должен учитывать это и строить свое объяснение, используя творческие, креативные подходы, учитывая современные реалии.

Очень большую пользу сегодня приносят активные методы обучения. Вот тут уже обучающиеся имеют возможность проявить себя, продемонстрировать свои мыслительные и практические навыки. Ученик выступает в роли «субъекта» обучения. Эти формы предусматривают диалог учителя и ученика, различные творческие задания. Задача учителя на таком уроке - организовать и поддержать ребенка, дать ему возможность почувствовать себя активным участником урока и полностью раскрыться. Работоспособность обучающегося не снижается до конца учебного процесса, он уже хочет самостоятельно найти решение поставленной задачи. Задача учителя на таком уроке - поймать настрой ученика и сохранить до конца урока. И если это получилось, то можно смело говорить, что учитель смог мотивировать своего ученика, подобрать к нему ключик.

В последнее время в системе образования происходят различные преобразования, внедряются инновации, заставляя учителя адаптироваться к этим изменениям. Современный учитель, получая новую информацию, старается найти ответы на появившиеся вопросы и найти им применение, используя инновационные методы. А это в свою очередь требует от педагога постоянного повышения своей квалификации. Постепенно формируются тренды развития современного образования, которое приобретает новую форму[4, с. 23]. Учитель понимает, что от него требуется не просто любовь к своему предмету, но и эффективность, своевре-

к к

I

<

со о

РО ЦЗ

о

ш ЦЗ

о

Ос

ш

к

ЬЙ и ш ¡т к

со ^

о ч о Е-ш

к

ш

к

ЬЙ и

е

о и

о ^

к е

менное обновление тех знаний, которыми он делится с обучающимися. Поэтому современный учитель не только учит, но и учится сам.

Прежде всего, современного учителя отличает инновационная направленность его образовательной деятельности. И вот тут-то мне хотелось бы выделить личностный подход. Конечно, никто не исключает работу с классом, соревновательный подход в работе с материалом. Но нужно помнить о том, что именно персонализация поможет каждому обучающемуся лучше усвоить программный материал на необходимом уровне и найти ему лучшие пути усвоения материала. Это одно из условий успешности.

Инновационное обучение дарит современному учителю еще одно достоинство - использование новейших технологий. Кто-то может сказать, что в современном обществе учитель уже не является единственным источником получения знаний. Интернет дает возможность обучающимся самостоятельно получать зна-о- ния, сравнивать источники, находить об-

зс ширный дополнительный материал. Все

<

§ это верно. Но ученик может потеряться

<с в океане информации без проводника. И

о именно учитель должен взять на себя эту функцию. Современный учитель должен

™ уметь направить своего ученика и так по-

о дать анонс нового материала, чтобы ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ бенку стало интересно, и он сам захотел

§ узнать чуть больше.

м Современный подросток иногда лучше

£ взрослых ориентируется в социальных

о

^ сетях и может запутаться в том, «что та-

§ кое хорошо, а что такое плохо». Поэтому

и современный учитель обязан постоянно

к совершенствовать свои знания и умения

ш

к в этом направлении, знать, какие порта-

Ф лы приносят пользу, а от чего лучше пре-

8 достеречь. Теперь учитель - наставник

^ и консультант. Сегодня казахстанское

Ф образование ориентировано на лучшие

мировые и европейские стандарты. В их числе - цифровизация и автоматизация учебного процесса. Доступ в интернет и обучение на различных образовательных платформах дает возможность и учителю, и ученику развивать творческие способности и исследовательские навыки, пройти тесты и подготовиться к МОДО и ЕНТ[5, с. 155].

И еще одно достижение современной образовательной системы - мультимедиа. А для того чтобы грамотно рассказать обучающимся об этом и показать как это работает, учитель обязан быть профи в этом деле. И это не обязательно касается учителей информатики. Ребята нашей школы имеют возможность не только вести школьный сайт, но и участвовать в работе школьного радио «Восьмая Вселенная», руководителем я являюсь уже несколько лет. Члены кружка имеют возможность попробовать себя и в роли корреспондента, и в роли диктора, и в роли сценариста. И я, учитель русского языка и литературы, прежде чем заняться вплотную этой деятельностью, постаралась прежде всего сама хорошо овладеть этим искусством.

Да, в системе образования Республики Казахстан проведены серьезные реформы. Этот процесс продолжается и, хочется верить, что он будет доведен до логического завершения. Но особенно на чем хочется остановиться - это возросшая роль педагога. Впервые в истории Казахстана в Госпрограмму был включен специальный раздел «Статус педагога». И это очень своевременно. Сегодня, например, учитель русского языка и литературы является универсалом, то есть он должен обладать в совершенстве знаниями по своему предмету, разбираться в географии, физике, химии, биологии, так как многие темы на уроках русского языка тесно переплетаются с темами этих предметов, владеть различными пе-

дагогическими приемами, быть хорошим психологом, чтобы учесть особенности развития и мышления подростка. И все это ложится на плечи одного человека. Молодежь, зная обо всем этом, не торопится идти работать в школу. И главная причина - низкий социальный статус учителя. Раньше в педагогические институты поступали в основном те, кто не смог вовремя определиться с будущей профессией. По зову души шли единицы. В результате в школы приходили молодые учителя с низким качеством подготовки, что, естественно, сказывалось и на качестве обучения детей. Госпрограмма прежде всего предусматривает действия по стимулированию учительского труда, основанного и на повышении миссии учителя, и на материальной поддержке. Сегодня учителям предоставляется возможность пройти переподготовку в соответствии с дальнейшей информатизацией образовательного процесса. Жаль, что

пока бюджетных мест на курсы повышения квалификации еще недостаточно.

Современный учитель обладает великой властью - он способен воздействовать на ребенка и формировать его сознание, таланты и даже характер. Но нужно уметь пользоваться этой властью. Основной задачей учителя сегодня является преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому, заниматься саморазвитием. А таких талантливых и творческих учителей становится в Казахстане все больше, что гарантирует современному ученику успех в обучении и реализации дальнейших жизненных планов.

Выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин так сказал о назначении учителя: «Быть учителем - не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен» [6].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахмедова Г.Х. Тенденции формирования гармонично развитой личности в обра- § зовательной школе / Г. Х. Ахмедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. < — 2015. — № 11 (91). — С.1266. — https://moluch.ru/archive/91/19514/ (дата обраще- о ния: 10.03.2023 г.). £

2. Горохова Н. Плюсы и минусы обновленного содержания // Газета Приуралье. - 2 2017. - № 27. !

ш

3. Заминова И.П. О трудностях и задачах обновления содержания образования // § Газета Бiлiмдi Ел - Образовательная страна (Республиканская образовательная обще- 2 ственно-политическая газета). м

4. Калжанова Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане / Г. М. Калжа-

ш

нова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования ^

: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: о

Новация, 2016. — С.55. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9555/ (дата обра- о

щения: 10.03.2023 г.). ^

5. Акулова О., Писарева С., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт

ш

к

модернизации. Книга для учителя. /Под общ.ред. Тряпицыной А. Н.-СПб. Изд-во РГПУ

к

им. А.И. Герцена, 2005 г. https://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/29- ы

и

2010-08-30-11-29-38/2834-2011-09-29-09-43-44 (дата обращения: 10.03.2023 г.). §

6. Жапышева А. Ыбырай Алтынсарин - первый учитель в степи. https://web. о whatsapp.com/ (дата обращения: 10.03.2023 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.