Научная статья на тему 'Особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода и процесс формирования универсальных учебных действий учащихся'

Особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода и процесс формирования универсальных учебных действий учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА / LESSON PLANNING / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVE APPROACH / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / STUDENTS' ACTIVITIES / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMS OF STUDENTS' PRACTICE / ЭТАПЫ УРОКА / STAGES OF A LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьминых Юлия Александровна

В статье рассматриваются методологические особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода, процесс формирования универсальных учебных действий учащихся, роль учителя и учащихся, возможности современного урока в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the lesson planning by means of the system-active approach and the process of students’ universal learning activities formation

This article discusses the methodological specific features of the lesson planning by means of the system-active approach, the formation of students’ universal learning activities, the role of teachers and students, the possibilities of the modern lesson in terms of federal state educational standards implementation.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода и процесс формирования универсальных учебных действий учащихся»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 371.321.1 ББК 74.26 К893

Ю. А. Кузьминых Черемхово, Россия ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются методологические особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода, процесс формирования универсальных учебных действий учащихся, роль учителя и учащихся, возможности современного урока в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: проектирование урока, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, федеральный государственный образовательный стандарт, деятельность учащихся, формы организации практической деятельности, этапы урока

J. A. Kuzminykh Cheremkhovo, Russia

SPECIFIC FEATURES OF THE LESSON PLANNING BY MEANS OF THE

SYSTEM-ACTIVE APPROACH AND THE PROCESS OF STUDENTS' UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES FORMATION

This article discusses the methodological specific features of the lesson planning by means of the system-active approach, the formation of students' universal learning

© Кузьминых Ю.А., 2014

activities, the role of teachers and students, the possibilities of the modern lesson in terms of federal state educational standards implementation.

Key words: lesson planning, system-active approach, universal learning activities, federal state educational standards, students' activities, forms of students' practice, stages of a lesson

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - системно-деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС и нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их

собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, управлять ею.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Основные принципы его системы:

• учёт интересов учащихся;

• учение через обучение мысли и действию;

• познание и знание - следствие преодоления трудностей;

• свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Г.А. Цукерман отмечает: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию... необходимости его появления» [Цукерман, 1998, с. 78];

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний. «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска.» [Цукерман, 1998, с. 78];

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания. Н.Ф. Талызина отмечает: «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет. какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» [Талызина, 1998, с. 95];

• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки обобщения и систематизации знаний, общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

Необычность в требованиях к уроку:

• у урока должно быть творческое название (афоризм, крылатая фраза), то есть имя урока;

• «изюминка» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.

Таблица 1

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа

Объявление темы урока Учитель сообщает тему учащимся. Тему формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к её осознанию).

Сообщение целей и задач Учитель формулирует цели и сообщает учащимся, чему они должны научиться. Цели формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы до- Учащиеся сами планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает, сове-

стичь цели. тует).

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует.

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует.

Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполнения работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует.

Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия.

Домашнее задание Учитель объявляет и Учащиеся могут выби-

комментирует (чаще - рать задание из предло-

задание одно для женных учителем с учё-

всех). том индивидуальных

возможностей.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» [Цит. по: Арканов А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. С. 134]. Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель сегодня осуществляет скрытое управление процессом обучения, является вдохновителем учащихся.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются (данная информация отражается в технологической карте урока):

Таблица 2

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия

Объявление темы урока Тему формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к её осознанию). Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач Цели формулируют сами учащиеся, определив границы знания и Регулятивные целеполагания, коммуникативные

незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).

Планирование Учащиеся сами планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает, советует). Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует. Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует. Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает). Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её Регулятивные оценивания

результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. (самооценивания), коммуникативные

Итог урока Проводится рефлексия. Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Здесь представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме, которые конкретизируются при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке, даже на этапе планирования, становятся дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, рабочей тетради, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Уже в процессе выработки под руководством учителя основных ответов на вопросы и правил ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Или выполнить мини-проект.

Сегодня на уроках мы используем разнообразные формы и режимы работы, однако предпочтение отдаём групповой, парной и индивидуальной, которые позволяют создавать эффективное образовательное пространство.

На основании опыта работы можно отметить следующие возможности современного урока:

• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

• развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

• освоение основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

• формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Таким образом, в условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Библиографический список

1. Арканов А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. М.: Просвещение, 2002. С. 312.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

3. Исаев Л.И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы / Л.И. Исаев. М.: Ин-т общего образования, 1999. 252 с.

4. Петерсон Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. М.: Просвещение, 2006. 24 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1972. 244 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.

7. Цукерман Г.А. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизации) / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 75.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО // Сайт «Федеральный государственный стандарт». URL: standart.edu.ru (дата обращения: 3.03.2014).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 // Российская газета. 2012. 12декабря. URL: http: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 3.03.2014).

10. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А.В. Федотова // Занков.ги: Система развивающего обучения. 2001-2014. URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/ (дата обращения: 3.03.2014).

11. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Сайт «Федеральный государственный стандарт». URL: http: //www.standart.edu.ru (дата обращения: 08.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.