Это задание дало возможность использовать различные формы художественной деятельности детей: составление рассказов на предложенную тему; обмен сувенирами; оборудование уголка «Кубачи - аул златокузнецов», где проводились творческие игры; оформление альбомов рассказов, украшенных рисунками; тематические театральные постановки по мотивам рассказов о Кубачи дагестанских детских писателей.
Таким образом, деятельность детей вышла за рамки художественно-речевой деятельности. Она приобрела синтезирующий характер. Создавая игровую ситуацию «посылка письма», мы побудили детей к интересным творческим проявлениям. Влияние этой работы сказывалось на творческой деятельности детей в течение длительного времени. Таким образом, подтверждена взаимосвязь творческой изобразительной и словесной деятельности. В процессе словесной творческой деятельности дети, опираясь на наглядный образ, сумели изобразить конкретный эпизод, который вызвал у них определенные эмоции, напомнил знакомые художественные и словесные образы, элементы из соответствующей сказки.
Но самостоятельные рассказы детей еще недостаточно удачны, поэтому мы предложили воспитателю, а он, в свою очередь, детям, составить альбом рисунков на сюжеты знакомых сказок и продолжить работу. На наш взгляд, ценным в сочетании литературной и изобразительной деятельности является то, что устанавливается определенная межпредметная связь, которая заключается в том, что под влиянием литературного произведения дети зарисовывают сказочные персонажи, передают их характерный облик, наиболее выразительные черты, создают определенные сюжеты. Это активизирует опыт, который они полуБиблиографический список
чили от восприятия сказки. Далее им предлагалось составить самостоятельный творческий рассказ, опираясь на опыт восприятия, но уже отсроченного, самой сказки, а также на свои рисунки, в которых уже выражены какие-то личные отношения к сказке - впечатления, которые они получили, качества, которые им запомнились и показались особенно приметными.
Проведенная работа убедила нас в следующем. Во-первых, очень важно вызвать эмоциональное отношение в процессе непосредственного восприятия литературных произведений, пробудить желание отразить их в своей деятельности.
Во-вторых, деятельность ребенка не носит характер точного восприятия того, что он воспринял, к этому мы не стремились; наоборот, важно, что ребенок перестраивает в своем творческом воображении услышанный сюжет, событие и находит новые формы отражения, иногда даже меняя вид искусства.
В-третьих, необходимо в педагогической практике дошкольных учреждений активизировать приемы руководства восприятием художественной литературы, меняя определенные ситуации, внося неожиданные и, таким образом, придавая самостоятельной деятельности не только воспроизводящий, но и творческий характер.
В-четвертых, проведение углубленной работы по восприятию содержания литературных произведений способствует формированию навыков самостоятельной творческой художественно-речевой деятельности, а творческая деятельность детей, в свою очередь, благоприятно влияет на более глубокое восприятие художественных текстов.
1. Агарагимова В.К., Валиева П.О., Ибрагимова РЮ. Психолого-педагогические проблемы развивающей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 6 - 8.
2. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Санкт-Петербург, 2001.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
4. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
5. Сорокопуд Ю.В., Шкурко Н.М. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для слушателей магистратуры, аспирантуры и бакалавриата. Москва, 2015.
6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Москва, 2013.
7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва: Педагогическое общество России, 1998.
8. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.
9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные. 2016; № 4 (36): 11 - 18. References
1. Agaragimova V.K., Valieva P.O., Ibragimova R.Yu. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvivayuschej podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 6 - 8.
2. Atemaskina Yu.V., Bogoslovec L.G. Sovremennyepedagogicheskie tehnologii v DOU. Sankt-Peterburg, 2001.
3. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996.
4. Muhina S.A., Solov'eva A.A. Netradicionnye pedagogicheskie tehnologii v obuchenii. Rostov-na-Donu, Feniks, 2004.
5. Sorokopud Yu.V., Shkurko N.M. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya slushatelej magistratury, aspirantury i bakalavriata. Moskva, 2015.
6. Shapovalenko I.V. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2013.
7. Schurkova N.E. Praktikum po pedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.
8. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
9. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
Статья поступила в редакцию 15.07.20
УДК 796
Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Popova M.R., senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Makhnovskaya N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN DIGITALIZATION OF EDUCATION. The article focuses on an urgent problem of modern role and place of a physical education teacher in a secondary school. When the educational events took place in 2020, the global community is concerned about the pandemic (COVID-19), non-professionals intervene in educational processes, and even employees of various foresight programs. The paper studies the implementation of the national system of professional growth of teachers in the period of digitalization of education. The contradiction between the requirements of the Federal State Educational Standard (GEF) and the real situation in pedagogy are discussed. The solution to the health problem in a digital educational environment is possible only if the physical education teacher, along with the correct and sufficient in volume and intensity of physical activity, systematically fulfills the commandments of maintaining health. Key words: physical education, electronic digital environment, digitalization of educational process, health of nation.
Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
М.Р. Попова, ст. преп., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] Н.В. Махновская, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме - современной роли и месте учителя физической культуры в общеобразовательной школе. Анализируются педагогические события, происходящие в 2020 году, когда мировое сообщество накрыла пандемия (COVID-19), и в образовательные процессы вмешались непрофессионалы, тем более сотрудники различных форсайт-программ. Исследуются вопросы внедрения национальной системы профессионального ро-
ста педагогических работников в период цифровизации образования, причины противоречий между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реальным положением дел в педагогике. Авторы отмечают, что решение проблемы здоровья в цифровой образовательной среде возможно только при том условии, если учитель физической культуры наряду с правильной и достаточно по объёму и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять заповеди сохранения здоровья.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, электронная цифровая среда, цифровизация образовательного процесса, здоровье нации.
Девять больных придут к одному здоровому и скажут, что он болен, потому что он не такой, как они!
Св. Антоний
Цифровизация обучения - это неизбежное наступление эпохи плюрализма, релятивизма, разновидности постмодернистских принципов педагогики и, несомненно, формирование антипедагогики. Последняя, возможно, в радикальной цифровой форме отвергает воспитание и образование человека человеком. Отдельные идеи служения «злу, антихристу, разрушителю, сатане, бесу» - ортодоксальный бред в педагогическом образовании и многое другое, к чему призывает либеральное сообщество, заставляет современное учительское движение России задуматься. Учить детей, чтобы они вставали на колени, в нашей стране принято только перед Богом, флагом России, Родиной, знаменем Победы и перед родителями. Ещё Петр Чаадаев, русский философ и либерал, который спорил с А.С. Пушкиным, говорил о том, что «русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче. Солнце - это Солнце Запада». Ортодоксальные события, происходящие сегодня современном мире, планы ООН (UNITED NATIONS NEW WORLD ORDER) по формированию «нового мирового порядка» приводят к тому, что нас приглашают западные политики пойти погреться под этим «Солнцем». Мы должны знать и понимать, что это попытка нас, россиян, поставить на колени в глобальном смысле, когда нам навязали Конституцию в девяностых годах ХХ столетия. История развития государства российского все расставляет по своим местам. Свидетелями этого мы стали первого июля 2020 года, когда проголосовали за новые поправки к Конституции РФ [1 - 6].
Однако мы хотим знать, насколько мы будем зависимы от цифры, насколько наши данные будут защищены, где границы того, что нам полезно, а что вредно, как цифровой миропорядок будет влиять на наши взгляды на годы вперед? Технологии и образовательные события в мире идут семимильными шагами. Естественно, современный учитель и педагогическое сообщество не может развиваться с «гусиным пером» и ездить «на телеге» - так человеческому сообществу далеко не уехать, если будут сопротивляться эпохе современного времени.
Только ленивый сегодня не обсуждает высказывания Г.О. Грефа (председателя Правления СБ РФ) на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году о системе современного образования людей, об изменении традиционной модели образования, онлайн-образования в России. В так называемом проекте «Образование 2030», который нам предлагают наши «друзья», разработанном для россиян Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОРЭР), в которую входят 37 государств, в том числе все страны НАТО, о российских ученых, педагогах-разработчиках и речи нет. Так, некий Британский еженедельник «The Economist» объяснил нежелательность приема России в ОЭСР «антизападной направленностью политики Кремля». «...Нет ни одной причины, которая заставила бы нас отказаться от приоритетности обучения школьников. Угроза распространения коронавируса стала дополнительным стимулом для скорейшего внедрения цифровой образовательной платформы. Сложности представляют нам новые возможности.», - таковы высказывания Г.О. Грефа, которые цитируют из любых ему подконтрольных медиасредств массовой информации.
В проекте «Образование 2030», в разделе «Смерть форматов» новые реформаторы предлагают нам к 2025 году уничтожить диплом об окончании учебного заведения; систему научных журналов и стандарты цитирования; существующую систему управления интеллектуальной собственностью; авторские учебники и др., а к 2035 году должны будут «умереть» общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) как доминирующая форма знаниевой коммуникации. Приоритеты должны быть отданы онлайн-плат-формам, а одна из личных целей ГО. Грефа - ликвидировать экзамены. Наши «доброжелатели» прогнозируют нам «черного лебедя», неожиданные событиях, которые могут всё поменять: в 2015 - 2025 гг.: неожиданные ИКТ, био-, нано-, ког-нитотехнологии; глобальный экономический кризис в связи с новой «кондратьевской» волной; угрозой войны с Китаем; в 2022 - 2027 гг.: угроза распада России; в 2015 - 2030 гг: «Виртуальный халифат» как альтернативный геополитический проект и др. [1].
В программе, которую нам предлагают западные политики и российские банкиры не заложено то, что должно сохранять и преумножать суверенитет страны. Нам прогнозируют «элиту», которая должна иметь образование - ручное, и остальных людей - «цифровиков». Возникает вопрос, так кто же их уполномочил вклиниваться в образование, в медицину, в сферу социального управления, физическую культуру и спорт методами цифробесия? Вот только ученики от таких «образовательных реформ» на доске в классе мелом напишут слово «АБРАЗА-ВАНЕЕ», а не «ОБРАЗОВАНИЕ». Не пора ли нам серьезно задуматься, куда и в какую сторону нам указывают образовательную дорогу наши «партнёры»?
Дальнейшие комментарии и прогнозы излишни. Наше мнение такое: недопустимо, чтобы в образовательные процессы вмешивались непрофессионалы, а тем более сотрудники форсайт-программы под предводительством главы Сбербанка РФ. Народный учитель России профессор РГПУ Сергей Рукшин в программе «Накануне. RU» сказал следующее: «Я очень плохо отношусь к тому что в образовательные процессы вмешиваются непрофессионалы. К сожалению, сейчас, после пусть неудачного, пусть вынужденного, но применения дистанционных технологий, вмешательство непрофессионалов в образование становится все больше и больше. Вмешательство непрофессионалов и торжествующий непрофессионализм вообще очень опасны». Россия и её регионы живут настоящим, в частности принимаются меры по реализации национального проекта «Образование». Среди мероприятий можно отметить согласование и утверждение модели организационно-правовых форм федеральных проектов «Учитель будущего», «Цифровизация образования», «Успех каждого ребенка» и др.; утверждение медиаплана информационного сопровождения; согласование и утверждение типового дизайн-проекта и зонирования; формирование и согласование перечня оборудования для их оснащения; закупка, доставка и наладка оборудования в области физической культуры и спорта и др.
Национальным проектом «Образование» (федеральный проект «Учитель будущего») предусматривается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. К 2024 году планируется вовлечь в национальную систему профессионального роста педагогических работников не менее половины учителей общеобразовательных школ, в том числе и учителей физической культуры. Не менее 10% педагогов пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации. Не менее 50% педагогических работников системы образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования [6].
Учителя физической культуры в возрасте от 20 до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые годы работы, что позволит создать условия для профессиональной и социально-бытовой адаптации педагогических работников, привлечь и закрепить в общеобразовательных организациях лучших выпускников педагогических вузов, обеспечить баланс состава педагогических коллективов и преемственность традиций российской школы.
Роль преподавателя физического воспитания в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. В процессе формирования цифровой образовательной среды по дисциплине «Физическая культура» наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые цифровые технологии в сфере физической культуры и спорта, а то, как это использование способствует повышению его образования и формированию физической культуры личности.
В.Г Белинский - русский критик, публицист, философ - говорил, что без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса. Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но эти слова о нём, о современном учителе, об учителе физической культуры, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять на практике.
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптацией к новейшим системам обучения, использованием современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, что, в свою очередь, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения физического воспитания человека.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ме-диатехнологий на человека. Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме молодой человек мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока, практическое занятие по физической культуре или внеклассная (внеурочная) спортивная тренировка в каком-либо виде спорта.
Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель физической культуры должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ученика, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке физической культуры информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важ-
но организовать процесс физического воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке физической культуры, видел плоды своего труда и мог их оценить. Минимальная оснащённость спортивных залов, из оборудования на уроке - тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае - разрезные карточки для индивидуальной работы, опорные схемы.
На сегодняшний день наблюдается недостаточное использование образовательного, развивающего, воспитательного ресурса цифрового обучения как средств физического воспитания учителями физической культуры, так и они не готовы к эффективному использованию опыта традиционной педагогики в области спортивных игр и состязаний в социально-педагогической практике и физкультурно-оздоровительной работе. В настоящее время на помощь учителю физической культуры пришли информационно-коммуникационные технологии, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Тем не менее, актуальность нашего исследования обусловлена рядом противоречий между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и реальным положением дел в образовательном учреждении (табл. 1) [4; 5].
Таблица 1
Противоречия между реальностью образования и ФГОС
Требования ФГОС Реальное положение вопроса
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков Отсутствие интереса и осознания жизненной необходимости знаний по предмету «Физическая культура»
Воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности Недостаточная сформированность фундаментальных знаний по предмету «Физическая культура»
Формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями Недостаточная двигательная активность и низкий уровень потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Укрепление здоровья школьников и содействие гармоничному развитию физических качеств в соответствии с возрастом ребенка Снижение показателей здоровья учащихся от класса к классу
Актуальность, необходимость разрешить противоречия в представлениях большинства специалистов общего физкультурного образования трактуется очень широко. В самом широком понимании в него входит все, что происходит на учебных занятиях по физической культуре: например, спортивные, подвижные игры; подтягивание на высокой или низкой перекладине; приседания; сгибание и разгибание рук в упоре и т.п., то есть в представлениях большинства учителей-предметников «упал отжался - и мастер спорта!». По нашему мнению, нельзя смешивать понятия: «двигательная подготовка» и «общее физкультурное образование», а на текущий момент - «общее цифровое физкультурное образование». Под понятием «общее цифровое физкультурное образование» в его подлинном смысле должно подразумеваться, прежде всего, предоставление, освоение, осмысление специальной информации о физической культуре и спорте; воздействие на интеллект и психику занимающихся физической культурой (гимнастическими упражнениями) и спортом.
Актуальная и необходимость работать и соответствовать многим цифровым технологиям (электронные платформы: «e-Tutorium», «Zoom», Облако mail. ru, WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, Facebook Messenger и др.) присуща настоящему учителю физической культуры. Позволит ли возникшая в настоящее время (COVID-19) проблема цифровой образовательной среды в области физической культуры расширить возможности образовательной среды при формировании теоретической и практической физической культуры школьников? Ведущая идея решения проблемы удаленного, дистанционного обучения - формирование образовательной среды, способной превратить компьютер из главного врага здоровью современного школьника в союзника учителя физической культуры в деле борьбы за здоровье.
В свое время великий ученый Альберт Энштейн говорил о том, что «если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам». Целью российской отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности (ФКЛ) как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облику современного человека, образа жизни.
Библиографический список
Цифровая среда, формируемая учителем физической культуры: демонстрационные программы для наглядности учебного материала; информационно-справочные материалы; контролирующие программы для мониторинга знаний; дидактические материалы. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, составленный учителем физической культуры при помощи цифровой образовательной среды активизирует подбор индивидуального комплекса физических упражнений; включает учащихся в исследовательский поиск, в теоретическое освоение нового материала; решение учебно-практических задач; расширение кругозора ученика, информированности его в сфере физического воспитания и мире спорта; самостоятельное изучение своих физических возможностей и отслеживание динамики своего развития. К аспектам использования информационной среды относятся следующие: подготовка к олимпиадам; выполнение домашнего задания; контроль и мониторинг знаний учащихся; организация самостоятельной работы учащихся (электронные образовательные ресурсы); тренировка внимания, памяти, мышления учащихся; проведение интегрированных уроков по методу проектов; использование интерактивного демонстрационного материала; организация исследовательской деятельности учащихся.
Эффективность использования цифровой среды заключается в возможности ориентировать учебный процесс на каждого обучаемого; разнообразить и комбинировать средства воздействия на обучающихся; повышает мотивацию обучающихся к учению, эффективность и качество процесса обучения.
В решении проблем цифровизации трудно переоценить роль подлинного и полноценного общего образования в области физической культуры и спорта с целью ликвидации перегибов и парадоксов, свидетельствующих о недостаточном понимании проблем, связанных со здоровьем, учащейся молодежью.
Результаты исследований В.П. Лукъяненко (2020) и научно-исследовательских лабораторий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» «Антропология детства» и «Адаптивная физическая культура в условиях реализации образовательных программ» (2020) подтверждают неоднозначную позицию, которую занимают многие современные руководители различных образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). На один из вопросов ученых: «Какой основной результат функционирования образовательной системы?» был получен ответ: «Здоровье детей» - 87,7% из числа респондентов, а это директора, завучи общеобразовательных школ и руководители городских комитетов образования. На наш взгляд это или популизм и ханжество, или непонимание разницы между заботой о главной ценности человеческой жизни - здоровье и целью образования, достижение которой не должно отрицательно влиять на состояние здоровья учащихся.
Очередной парадокс заключается в требовании многих специалистов, а это 77,5% респондентов исследования, рассматривать в качестве главных критериев эффективности цифрового образования в области физической культуры и спорта и работы учителей физической культуры общеобразовательных школ следующие: показатели здоровья учащихся; статистика заболеваний школьников; необходимость поставить заработную плату учителей физической культуры в прямую зависимость от вышеперечисленных показателей [2; 3].
Следовательно, те, кто предполагает наличие прямой и определяющей зависимости состояние здоровья детей от двигательной активности на учебных занятиях по физической культуре, либо откровенно лукавят, либо не представляют себе всей глубины и масштабности данной проблемы, а тут ещё у всего мирового сообщества возникли проблемы, связанные с «COVID-19» и цифровизацией образования.
Здоровье нации - сложнейшая и стратегически важная государственная проблема. Обусловливающие её причины социального, медицинского, биологического, геополитического, генетического характера делают совершенно очевидным тот факт, что проблему здоровья нельзя решить лишь путем интенсификации двигательной активности на учебных занятиях по физической культуре или цифровизации образования.
Таким образом, успешное решение проблемы здоровья и цифрового обучения возможно только при условии, если учитель физической культуры, наряду с правильной и достаточной по объёму и интенсивности двигательной активностью, будет систематически выполнять и остальные заповеди сохранения здоровья: правильно питаться; правильно дышать; правильно расслабляться; правильно беречься; правильно думать в процессе использования цифровых технологий в образовании.
Учитель физической культуры должен хотеть это делать; знать, как правильно это делать; уметь реализовать свои потребности и знания в своей практикой деятельности в процессе самосовершенствования. Роль и место учителя физической культуры в цифровом обучении заключается в том, чтобы учить своих подопечных приобретать «знания» о том, как сохранить здоровье, «умения» его приобретать и преумножать эти компетенции. Решение этих важнейших задач должно быть главным содержанием учебной работы по физической культуре в системе цифрового образования России.
1. БесогонTV «Ich/Wir. Besogon». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=RzVnhhl9Z2E&t=1639s
2. Лукьяненко В.П. Проблемы, противоречия и парадоксы учебного предмета «Физическая культура». Педагогика. 2020; № 3: 10 - 16.
3. Магомедов РР, Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Ставрополь, 2016.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44.03.01 Педагогические науки степень «бакалавр»). Available at: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2014.
6. Образование» - учитель будущего. Национальный проект Available at: http://www.edu54.ru/projects/npe/182682/ References
1. BesogonTV «Ich/Wir. Besogon». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=RzVnhhl9Z2E&t=1639s
2. Luk'yanenko V.P. Problemy, protivorechiya i paradoksy uchebnogo predmeta «Fizicheskaya kul'tura». Pedagogika. 2020; № 3: 10 - 16.
3. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury: monografiya. Stavropol', 2016.
4. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart vysshego professional'nogo obrazovaniya (po napravleniyu podgotovki44.03.01 Pedagogicheskie naukistepen' «bakalavr»). Available at: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2014.
6. Obrazovanie» - uchitel'buduschego. Nacional'nyj proekt. Available at: http://www.edu54.ru/projects/npe/182682/
Статья поступила в редакцию 15.07.20
УДК 378
Malsagova M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
Alekseeva A.A., teacher, Department of Oriental Languages and Cultures, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mestoyeva E.A., senior teacher, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF STUDENTS' NEURODIDATICS. In the article proposed for the general pedagogical public, the descriptive analysis of some aspects of the neurodidatics of students is offered: their mental activity, communication, criteria for choosing a profession. Theories of youth are named, the peculiarities of the thought activity and gender specificity have been revealed. In the framework of youth communication, its competences and components of the communication process are named, non-verbal means of communication are considered, levels of student communication are described. The problem of choosing a profession by young men and women is considered through the prism of lateral asymmetry of the brain and profession. The authors perform a descriptive analysis of the neurodidactic features of students: mental activity, communication, choice of profession.
Key words: aspects of students' neurodidatics, thinking, communication, choice of profession, theories of youth, mental activity, competence and components of communication process, nonverbal means of communication, levels of communication, lateral asymmetry of brain, professiogram.
М.Х. Мальсагова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]
А.А. Алексеева, преп., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
Е.А. Местоева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕЙРОДИДАКТИКИ СТУДЕНТОВ
В предлагаемой широкой педагогической общественности статье выполнен дескриптивный анализ некоторых аспектов нейродидактики студентов: их умственной деятельности, общения, критериев выбора профессии. Названы теории юности, выявлены особенности мыслительной деятельности и тендерная специфика. В рамках юношеской коммуникации названы ее компетенции и компоненты коммуникативного процесса, рассмотрены невербальные средства общения, описаны уровни студенческого общения. Проблема выбора юношами и девушками профессии исследована через призму латеральной асимметрии головного мозга и профессиограммы. Авторами выполнен дескриптивный анализ нейродидактических особенностей студентов: умственной деятельности, общения, выбора профессии. В их совокупности они составляют базу для оптимизации обучения юношества в вузе.
Ключевые слова: аспекты нейродидактики студентов, мыслительная деятельность, общение, выбор профессии, теории юности, умственная деятельность, компетенции и компоненты коммуникативного процесса, невербальные средства общения, уровни студенческого общения, латеральная асимметрия головного мозга, профессиограмма.
Обучение в организациях высшего образования приходится на период юности [1]. В науке успешно сосуществуют разные теории юности: психологические, психоаналитические, биогенетические социологические. Психологические теории - персонологическая (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер), гештальтпсихология (К. Левин, Ж. Пиаже и др.) - изучают закономерности психической эволюции, самосознание и внутренний мир юношества. Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.) рассматривают юность с позиции интер-нального/внутреннего развития индивида и личности, которое обусловливается социальной и культурной средой. Биогенетические теории (С. Холл, Э. Кречмер, К. Еонрад, А. Гезелл и др.) усматривают в юности эволюционный этап, детерминирующий последующее развитие человека. Социологические теории юности (Б.Г Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В.Е. Смирнов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) ассоциируют ее с переходом от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости со свойственными ей ценностными ориентациями, социальными ролями. Все названные теории вносят лепту в нейродидактическое видение юности и ее особой социальной категории - студенчества.
Термин «студент» в переводе с латинского означает усердно работающий, овладевающий знаниями. Сложившаяся в XI - XII вв. эта социально-профессиональная категория юношества характеризуется, кроме обозначенных выше качеств, профессиональной направленностью образования, «противоречивостью внутреннего мира, сложностью нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности» [2].
Для студенческого возраста характерны наименьшие величины латентного периода реакций на словесные, простые и комбинированные сигналы, максимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков, возрастающие творческие возможности. Наивысшие скоростные показатели демонстрируют оперативная память, переключение внимания, решение вербально-логических
задач. Иными словами, студенческий возраст демонстрирует наивысшие результаты мыслительной активности, подготовленные предшествующим биологическим, психологическим, социальным развитием. Сформированность мотивации, интенсивное формирование специальных способностей, обусловленных профессионализацией, сообщают этому возрастному периоду оптимум развития интеллекта и характера.
Студенчество более других социальных групп вписывается в нейродидак-тическую парадигму образования. Критериями такой включенности являются:
- образовательный - изменение личностных диспозиций в направлении осознания ценности образования, усиления учебной мотивации и творческой активности;
- информационный - вхождение в планетарное информационное пространство посредством компьютерной грамотности и пользования системой Интернет, владение ее коммуникационными технологиями, дистанционное образование;
- языковой - формирование языковой компетентности, коммуникативных норм общения, культуры мышления и речевого поведения.
Обучение в вузе требует достаточно высокого уровня мыследеятельности, в частности представлений, восприятия, памяти, внимания, владения логическими операциями, эрудированности. Классификацию студенческих характерологических черт предлагает Л.Д. Столяренко: 1) интеллектуальные черты (рассудительность, наблюдательность, гибкость ума), 2) волевые черты (инициативность, целеустремленность, решительность, выдержка), 3) эмоциональные черты (оптимизм, уверенность) [3]. Лабильность и сила нервной системы, обусловливающие скорость мыслительных реакций, коррелируют с интеллектуальными качествами и таким образом влияют на эффективность учебной деятельности.
В фокусе собственно нейродидактического исследования студентов - особенности умственной деятельности, общение, профессионализация. Проанализируем названные аспекты. Общие умственные способности студентов в их возрастном видении уже сформированы и приближены к деятельности зрелых