4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по направлению подготовки 44.03.01 Педагогические науки степень «бакалавр»). Available at: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва, 2014.
6. Образование» - учитель будущего. Национальный проект Available at: http://www.edu54.ru/projects/npe/182682/ References
1. BesogonTV «Ich/Wir. Besogon». Available at: https://www.youtube.com/watch?v=RzVnhhl9Z2E&t=1639s
2. Luk'yanenko V.P. Problemy, protivorechiya i paradoksy uchebnogo predmeta «Fizicheskaya kul'tura». Pedagogika. 2020; № 3: 10 - 16.
3. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury: monografiya. Stavropol', 2016.
4. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart vysshego professional'nogo obrazovaniya (po napravleniyu podgotovki44.03.01 Pedagogicheskie naukistepen' «bakalavr»). Available at: http://fgosvo.ru /uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/ Bak/ 440301_B_3_16032018.pdf
5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2014.
6. Obrazovanie» - uchitel'buduschego. Nacional'nyj proekt. Available at: http://www.edu54.ru/projects/npe/182682/
Статья поступила в редакцию 15.07.20
УДК 378
Malsagova M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
Alekseeva A.A., teacher, Department of Oriental Languages and Cultures, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mestoyeva E.A., senior teacher, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF STUDENTS' NEURODIDATICS. In the article proposed for the general pedagogical public, the descriptive analysis of some aspects of the neurodidatics of students is offered: their mental activity, communication, criteria for choosing a profession. Theories of youth are named, the peculiarities of the thought activity and gender specificity have been revealed. In the framework of youth communication, its competences and components of the communication process are named, non-verbal means of communication are considered, levels of student communication are described. The problem of choosing a profession by young men and women is considered through the prism of lateral asymmetry of the brain and profession. The authors perform a descriptive analysis of the neurodidactic features of students: mental activity, communication, choice of profession.
Key words: aspects of students' neurodidatics, thinking, communication, choice of profession, theories of youth, mental activity, competence and components of communication process, nonverbal means of communication, levels of communication, lateral asymmetry of brain, professiogram.
М.Х. Мальсагова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]
А.А. Алексеева, преп., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: [email protected]
Е.А. Местоева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕЙРОДИДАКТИКИ СТУДЕНТОВ
В предлагаемой широкой педагогической общественности статье выполнен дескриптивный анализ некоторых аспектов нейродидактики студентов: их умственной деятельности, общения, критериев выбора профессии. Названы теории юности, выявлены особенности мыслительной деятельности и тендерная специфика. В рамках юношеской коммуникации названы ее компетенции и компоненты коммуникативного процесса, рассмотрены невербальные средства общения, описаны уровни студенческого общения. Проблема выбора юношами и девушками профессии исследована через призму латеральной асимметрии головного мозга и профессиограммы. Авторами выполнен дескриптивный анализ нейродидактических особенностей студентов: умственной деятельности, общения, выбора профессии. В их совокупности они составляют базу для оптимизации обучения юношества в вузе.
Ключевые слова: аспекты нейродидактики студентов, мыслительная деятельность, общение, выбор профессии, теории юности, умственная деятельность, компетенции и компоненты коммуникативного процесса, невербальные средства общения, уровни студенческого общения, латеральная асимметрия головного мозга, профессиограмма.
Обучение в организациях высшего образования приходится на период юности [1]. В науке успешно сосуществуют разные теории юности: психологические, психоаналитические, биогенетические социологические. Психологические теории - персонологическая (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер), гештальтпсихология (К. Левин, Ж. Пиаже и др.) - изучают закономерности психической эволюции, самосознание и внутренний мир юношества. Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.) рассматривают юность с позиции интер-нального/внутреннего развития индивида и личности, которое обусловливается социальной и культурной средой. Биогенетические теории (С. Холл, Э. Кречмер, К. Еонрад, А. Гезелл и др.) усматривают в юности эволюционный этап, детерминирующий последующее развитие человека. Социологические теории юности (Б.Г Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В.Е. Смирнов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) ассоциируют ее с переходом от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости со свойственными ей ценностными ориентациями, социальными ролями. Все названные теории вносят лепту в нейродидактическое видение юности и ее особой социальной категории - студенчества.
Термин «студент» в переводе с латинского означает усердно работающий, овладевающий знаниями. Сложившаяся в XI - XII вв. эта социально-профессиональная категория юношества характеризуется, кроме обозначенных выше качеств, профессиональной направленностью образования, «противоречивостью внутреннего мира, сложностью нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности» [2].
Для студенческого возраста характерны наименьшие величины латентного периода реакций на словесные, простые и комбинированные сигналы, максимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков, возрастающие творческие возможности. Наивысшие скоростные показатели демонстрируют оперативная память, переключение внимания, решение вербально-логических
задач. Иными словами, студенческий возраст демонстрирует наивысшие результаты мыслительной активности, подготовленные предшествующим биологическим, психологическим, социальным развитием. Сформированность мотивации, интенсивное формирование специальных способностей, обусловленных профессионализацией, сообщают этому возрастному периоду оптимум развития интеллекта и характера.
Студенчество более других социальных групп вписывается в нейродидак-тическую парадигму образования. Критериями такой включенности являются:
- образовательный - изменение личностных диспозиций в направлении осознания ценности образования, усиления учебной мотивации и творческой активности;
- информационный - вхождение в планетарное информационное пространство посредством компьютерной грамотности и пользования системой Интернет, владение ее коммуникационными технологиями, дистанционное образование;
- языковой - формирование языковой компетентности, коммуникативных норм общения, культуры мышления и речевого поведения.
Обучение в вузе требует достаточно высокого уровня мыследеятельности, в частности представлений, восприятия, памяти, внимания, владения логическими операциями, эрудированности. Классификацию студенческих характерологических черт предлагает Л.Д. Столяренко: 1) интеллектуальные черты (рассудительность, наблюдательность, гибкость ума), 2) волевые черты (инициативность, целеустремленность, решительность, выдержка), 3) эмоциональные черты (оптимизм, уверенность) [3]. Лабильность и сила нервной системы, обусловливающие скорость мыслительных реакций, коррелируют с интеллектуальными качествами и таким образом влияют на эффективность учебной деятельности.
В фокусе собственно нейродидактического исследования студентов - особенности умственной деятельности, общение, профессионализация. Проанализируем названные аспекты. Общие умственные способности студентов в их возрастном видении уже сформированы и приближены к деятельности зрелых
людей. Обогащение понятийного аппарата, владение сложными интеллектуальными действиями обусловливают устойчивость и эффективность умственной работы юношей и девушек. На этой основе оптимально развиваются специальные способности. Растущая дифференциация интересов усложняет и индивидуализирует структуру умственной деятельности.
Психологи (В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.С. Кон и др.) считают, что дифференциация умственных способностей у юношей выражена ярче, чем у девушек. Специализация и трудовая направленность интересов и способностей, их индивидуализация способствуют повышению степени самоподготовки. Теоретические знания облекаются в форму материала для самостоятельного изучения при написании рефератов и курсовых работ, подготовке домашнего задания. Возрастает объем памяти, концентрация внимания. На фоне логизации учебного материала совершенствуется абстрактно-логическое мышление.
Ярко проявляют себя формировавшееся ранее самосознание (осознание своей тождественности, психических свойств и качеств, собственного "Я" как активного, деятельного начала), самоидентичность (понимание генотипических проявлений своего темперамента и характера, адекватное восприятие поведения в обществе), самооценка. При этом образцы собственного "Я" сложны, неоднозначны и складываются из самонаблюдения, самосозерцания. Возрастает волевая регуляция. Осуществляется перестройка эмоциональной сферы.
В связи с этим нормы психического здоровья у студентов несколько отличаются от взрослых. У первых высок уровень тревожности, низок уровень самодостаточности, противоречиво переплетаются потребности в обособлении и аффи-лиации (принадлежность к какой-либо общности). Последнее качество наиболее ярко проявляется у юношей.
Показателем в основном сформированного сознания выступает сложившееся мировоззрение, позволяющее понять и оценить окружающий мир, выявить свое отношение к нему, определить личную систему ценностей и модель поведения. Показателем становления мировоззрения выступает познавательный интерес к принципам мироздания, универсальным законам природы и человеческого бытия. Мировоззренческие поиски сгруппированы вокруг смысла жизни и конкретизируются в жизненных планах. В связи с этим продуктивным мотивом формирования нейродидактической компетентности у студентов является тезис о масштабном генетическом потенциале человека и раскрытии в настоящее время малой толики его мыслительных способностей.
В период студенчества значительно возрастает социальная активность, основанная на пиковом развитии эмоционального интеллекта и его проявлениях: романтизме, энтузиазме, идеализме, завышении оценок и притязаний, гиперкритицизме, нетерпимости, категоричности. К синкретическим личностным чертам студентов А. Чарч и В. Лоннер [4] также отнесли пылкость (экстроверсию), дружественность. В связи с эти, мера реального участия студентов в жизни гражданского общества и государства ограничена, социальная зрелость наступает несколько позже.
Коммуникативные особенности во многом опосредованы гендерной спецификой. Общение у юношей предметно, инструментально, малоэкспрессивно, носит преимущественно групповой характер и направлено на поддержание статуса, сокрытие слабостей, подчеркивание достижений и высоких притязаний. Коммуникативный процесс у девушек более избирательный, личностно ориентированный, дружественный; он рассчитан на сокращение социального расстояния и психологическую близость с членами общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования максимально учтены названные нейрологические особенности студенческого возраста. Высшее образование (бакалавриат) разных специальностей устанавливает универсальные компетенции, в первых строках которых -системное и критическое мышление, коммуникация [5].
Возвращаясь к требованию Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования относительно формирования универсальных компетенций в области коммуникации, сошлемся на ПМ. Андрееву [6], которая в структуре общения выделяет три стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
В коммуникативной (от лат.: communicatio, communico - связываю, обобщаю, общаюсь) стороне общение осуществляется посредством языка и предполагает обмен идеями, представлениями, чувствами и др. Коммуникативная функция общения включает кодирование, уточнение, транслирование и обмен информацией между субъектами общения.
Интерактивная (от англ.: interaction - взаимодействие) сторона общения предполагает регуляцию контактирования коммуникантов при однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения. Интерактивная сторона учитывает личностные качества коммуникативных партнеров и ответственна за их взаимодействие.
Перцептивная (от лат.: perceptio - представление, восприятие) сторона общения заключается в «угадывании» и прогнозировании действий собеседника с помощью механизмов идентификации, сравнения, апперцепции, рефлексии. Перцептивная функция общения раскрывается в восприятии и понимании друг друга коммуникантами, определении контекста речевого контактирования. Перцептивные навыки включают умение понимать психологические эффекты восприятия, управлять ими, «считывать» настроение партнеров по признакам вербальным и невербальным (использование неречевых знаковых систем).
Вербальная коммуникация использует знаковую систему естественного звукового языка. Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Она тесно связана с мыслительной деятельностью человека, что лаконично и точно выражено Еврипидом: «Разум человека проявляется в ясности его речи».
Невербальные средства коммуникации выполняют в большинстве случаев значимую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в общении. Они включают следующие знаковые системы: паралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность), оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), экстралингвистическую (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи), проксеми-ку (пространственная и временная организация общения), визуальное общение, язык запахов. Усиливая или ослабляя вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации выражают намерение участников коммуникативного процесса.
В его структуре принято выделять следующие компоненты:
1) познавательный - представления о межличностной коммуникации, чертах толерантной личности;
2) поведенческий - проявление действий и поступков по отношению к людям разной интерсоциальной принадлежности, характеризующийся тактичностью, доброжелательностью и др.;
3) эмоционально-оценочный - отражение эмоционально-нравственных характеристик личности, проявляющихся в убеждениях, чувствах, оценочных суждениях, аффектах.
У студентов общение осуществляется на разных уровнях: конвенциональном, стандартизованном, деловом, игровом. По мнению Д. Лезерса [7], некоторые характеристики речи (тембр голоса, его высота и громкость, особенности произношения, темп речи, смех, паузы, вздох и др.) относятся к системе невербального общения.
Последнее непосредственно связано с мышлением. Функции и академическая специфика невербального общения исследовались С.А. Должниковой, Т.А. Ладыженской, Е.А. Петровой, Н.В. Федоровой. К характеристикам названного вида общения В.А. Лабунская [8] отнесла невербальное поведение и невербальные коммуникации для формирования образа партнера. Методы и формы невербального общения направлены на адекватность и выразительность, экспрессию в единстве с мотивационной, интеллектуальной, предметно-практической, эмоциональной сферами.
Невербальные средства общения традиционно классифицируют сообразно сенсорным системам: оптической, акустической, кинестетической, ольфак-торной [8, с. 87 - 89]. Оптическая система включает выразительные движения и внешний вид человека: мимику, жесты, позы, контакт глазами, походку. Акустическая система представлена голосовыми характеристиками коммуниканта: высотой и тембром голоса, его громкостью, фразовым и логическим ударением, интонацией, паузами, смехом, покашливанием. Кинестетическая система связана с прикосновениями и их параметрами: силой, давлением. Ольфакторная система коррелирует с обонянием и вкусом (Н.Р. Битянова, В.А. Лабунская), запахами (Н.И. Шевандрин). К невербальным коммуникативным средствам относят также пространственно-временные характеристики общения.
Классической считается разработанная А.А. Леонтьевым типология неречевых компонентов в зависимости от их роли в коммуникативном процессе: 1) «поисковые» ориентировочные компоненты, предшествующие общению, 2) сигналы, корректирующие общение, 3) регуляторы понимания, 4) модуляции общения [9].
В рассуждениях о невербальных средствах общения студентов особое место занимает мимика - социально обусловленные движения лицевых мышц. Разнообразие таких движений передает эмоциональный фон коммуникации: интерес, понимание, недовольство и др. Из исследований психологов (Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер) следует, что все без исключения люди безотносительно к их культурной принадлежности соотносят мимические конфигурации с соответствующими им эмоциями [10]. Контактоустанавливающую функцию в невербальном общении выполняет визуальный контакт, детерминирующий формирование высказывания, эмоциональное состояние, расположение к общению.
Важная роль в нем отведена жестам, с их помощью активизируется зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память. Жест является значимым компонентом обратной связи, благодаря ему осуществляется прогноз коммуникативного состояния партнера.
Итак, обучение студентов невербальному общению сопряжено с его осознанием как сложного мыслительного процесса, сообщением мотивации и интенции расширения спектра выразительных движений, обучению этим движениям. Эффективными методами обучения студентов невербальному общению являются тренировка невербальных проявлений и межличностной чувствительности, ролевые и дидактические игры, видеозапись, пантомима, танец, драматизация.
Рассмотрев два нейродидактических аспекта исследования студенчества - умственную деятельность и общение, - мы приблизились к профессиа-лизации. Предпочтения в области профессии детерминируются способностями, интересами, психологическими особенностями юноши/девушки. Вместе с тем учитывается специфика рода деятельности, предъявляемые им требования к профессионально значимым психологическим качествам человека. Такие требования градуируются в профессиограммах как 1) абсолютно необходимые, 2) относительно необходимые, 3) желательные.
Нейродидактика рекомендует сопрягать эту проблему с латеральной асимметрией головного мозга. При обучении профессии гуманитарно ориентированные представители левополушарного когнитивного типа, как правило, избегают работы с наглядными материалами (математические формулы, графики, чертежи, диаграммы, символические изображения, схемы), предпочитая им словесные описания и объяснения. Даже восприятие произведений искусства сопряжено у них с речевым комментарием, что характеризует их как аудиалов. Напротив, представители правополушарного когнитивного типа не являются риторами, но с успехом оперируют образами в художественной деятельности.
Гуманитарные профессии предполагают обладание юношей/девушкой вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный приблизительно на 16 условных единиц [11]. В процессе обучения в вузе будущий специалист становится носителем широких познавательных интересов, приобретает богатый словарный запас, правильно его использует, точно соотносит конкретные и абстрактные понятия, имеет развитое абстрактное мышление.
Библиографический список
Студенты естественнонаучных специальностей приобретают навыки высокоразвитого логического и абстрактного мышления, умение произвольно управлять своими мыслительными процессами, способность концентрации внимания, строгость, логичность, независимость суждений. Следует принять во внимание интровертированность рода деятельности и обусловленное ею личное качество студентов данного профиля.
Структура умственных способностей будущих инженеров включает высокую степень развития пространственных представлений и невербального, т.е. действенно-практического интеллекта, скорость мыслительных процессов. Специализация усиливает интровертированность личности, интенсифицирует умственную деятельность.
Резюмируем изложенное. Нами выполнен дескриптивный анализ нейро-дидактических особенностей студентов: умственной деятельности, общения, выбора профессии. В их совокупности они составляют базу для оптимизации обучения юношества в вузе.
1. Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией А.В. Петровского. Москва: Прогресс, 1999.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Москва: Академия, 2004.
3. Столяренко Л.Д. Возрастная психология: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
4. Church A.T., Lonner W.J. The cross-cultural perspective in the study of personality: rationale and current research. J. of cross-cultural psychology. 1998; Vol. 29 (10): 32 - 62.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г № 1426. Available at: https://base.garant.ru/71300970/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/
6. Андреева ПМ. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010, 416 с.
7. Leathers D.G. Successful nonverbal communication: principles and applications. Prentice Hall, 1997: 158 - 170.
8. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения. Психологический журнал. 1997; № 5: 87.
9. Леонтьев А.А. Психология общения. Москва: Смысл, 1999: 240 - 246.
10. Блум Ф. Мозг, разум и поведение. Москва: Мир, 1998.
11. Воробьев А.И. Тренинг интеллекта. Москва: Академия, 2009.
References
1. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva: Progress, 1999.
2. Stolyarenko L.D. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2004.
3. Stolyarenko L.D. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.
4. Church A.T., Lonner W.J. The cross-cultural perspective in the study of personality: rationale and current research. J. of cross-cultural psychology. 1998; Vol. 29 (10): 32 - 62.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriat). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426. Available at: https://base.garant.ru/71300970/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
6. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. SPb.: Piter, 2010, 416 s.
7. Leathers D.G. Successful nonverbal communication: principles and applications. Prentice Hall, 1997: 158 - 170.
8. Labunskaya V.A. Problema obucheniya kodirovaniyu-interpretacii neverbal'nogo povedeniya. Psihologicheskijzhurnal. 1997; № 5: 87.
9. Leont'ev A.A. Psihologiya obscheniya. Moskva: Smysl, 1999: 240 - 246.
10. Blum F. Mozg, razum i povedenie. Moskva: Mir, 1998.
11. Vorob'ev A.I. Trening intellekta. Moskva: Akademiya, 2009.
Статья поступила в редакцию 15.07.20
УДК 375
Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Tumashova G.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Tumashov M.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
IMMERSIVE THEATRICAL ART AS A TECHNOLOGY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY. In modern conditions, new technologies are organically integrated into the social and cultural activities of the society. These include not only well-known technologies, but also technologies from professional art forms that are coming as a sign of the new time. Analysis of practice shows that today innovative forms, methods, techniques, and tools are successfully tested by cultural workers at different sites and levels. There is an increasing demand from cultural and leisure institutions for specialists in social and cultural activities to organize leisure activities using new technologies. The authors conclude that the popularity of immersive theatre technology in socio-cultural practice shows that the study of immersive theatre is a promising topic and a good start to the search for new things in socio-cultural activities.
Key words: immersiveness, immersive theater, technologies of socio-cultural activity, socio-cultural activity, types of immersive theater, signs of immersive theater.
В.В. Медееденко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
Г.А. Тумашоеа, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
М.А. Тумашое, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ИММЕРСИВНОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях новые технологии органично интегрируются в социальную и культурную деятельность общества. К ним относятся не только известные технологии, но и технологии из профессиональных форм искусства, которые приходят к нам как знак нового времени. Анализ практики показывает, что сегодня инновационные формы, методы, приемы и инструменты успешно апробируются работниками культуры на различных площадках и уровнях. Возрастает потребность учреждений культуры и досуга в специалистах по социально-культурной деятельности для организации досуга с использованием новых технологий. Авторы делают вывод о том, что популярность технологии иммерсивного театра в социально-культурной практике свидетельствует о том, что изучение иммерсивного театра является перспективной темой и хорошим началом поиска нового в социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивный театр, технологии социокультурной деятельности, социокультурная деятельность, виды иммерсивного театра, признаки иммерсивного театра.