Научная статья на тему 'НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ'

НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейродидактические основания / инклюзивное образование / Вальдорфские школы / обучающие и оздоравливающие формы работы / обучающиеся с особенностями развития / neurodidactic foundations / inclusive education / Waldorf schools / educational and health-improving forms of work / students with developmental disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Целоева, М.Х. Мальсагова, З.М. Мамиева

В предлагаемой широкой психолого-педагогической общественности статье рассматриваются нейродидактические основания инклюзивного обра зования в Вальдорфских школах. Они располагают продуктивными идеями в области обучающих и оздоравливающих форм работы, направленных на улучшение психотерапевтического состояния обучающихся с особенностями развития. Вальдорфские методики обучения таких детей коррелируют с поло жениями нейродидактики. К числу факторов высокой обучающей и оздоравливающей эффективности названных школ относятся следующие: гармониза ция развития обоих полушарий головного мозга; направленное развитие сенсорно-перцептивных чувств и умений, осмысление окружающего мира через художественные образы, эмоционально окрашенная арт-терапевтическая деятельность, индивидуальный подход к обучающимся, развитие креативности, природосообразность, мышечное движение и тонкая пальчиковая моторика, антропософская лечебная педагогика, фасилитация и коллективное начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEURODIDACTIC FOUNDATIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IN WALDORF SCHOOLS

The article examines the neurodidactic foundations of inclusive education in Waldorf schools. They have productive ideas in the field of training and health-improving forms of work aimed at improving the psychotherapeutic state of students with special needs. Waldorf methods of teaching such children correlate with the provisions of neurodidactics. Among the factors of high educational and health-improving effectiveness of these schools are: harmonization of the development of both hemispheres of the brain; directed development of sensory-perceptual feelings and skills, understanding of the world through artistic images, emotionally colored art-therapeutic activities, individual approach to students, development of creativity, naturalness, muscle movement and fine finger motor skills, Anthroposophical therapeutic pedagogy, facilitation and collective beginning.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ»

4. Nastupaet dostupnost'. Available at: https://vk.eom/@nauchperevod-nastupaet-dostupnost-vlasti-snizhaut-barery-na-puti-v-vuz

5. Vajndorf-Sysoeva M.E. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda: kategorii, harakteristiki, shemy, tablicy, glossarij: uehebnoe posobie. Moskva, 2010: 5 - 8.

6. Sokolyuk E.V. Komponenty i kriterii sformirovannosti informacionnoj kompetentnosti budusehih uehitelej osnov zdorov'ya. SCI-ARTICLE.RU. 'Elektronnyj periodieheskij recenziruemyj nauehnyj zhurnal. 2014; № 14: 168 - 170.

7. Komarov V.P. Vospitanie kul'tury obseheniya studentov universiteta. Vestnik OGU. 2006; № 1-1: 53 - 58.

8. Tukova E.A. Organizaeiya vospitatel'noj raboty so studentami distaneionnoj formy obueheniya. U'EkS. 2015; № 1 (73).

9. Suhodolova E.M. Komponenty i kriterii kul'tury mezhlichnostnogo obseheniya studentov, obuehayusehihsya v usloviyah primeneniya distaneionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 4.

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 37.013

Tseloeva D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Institute of Secondary Professional Education, Kuban State University (Krasnodar, Russia)

Malsagova M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: malsag06@mail.ru

Mamiyeva Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Ingush State University (Magas, Russia)

NEURODIDACTIC FOUNDATIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IN WALDORF SCHOOLS. The article examines the neurodidactic foundations of inclusive education in Waldorf schools. They have productive ideas in the field of training and health-improving forms of work aimed at improving the psychotherapeutic state of students with special needs. Waldorf methods of teaching such children correlate with the provisions of neurodidactics. Among the factors of high educational and health-improving effectiveness of these schools are: harmonization of the development of both hemispheres of the brain; directed development of sensory-perceptual feelings and skills, understanding of the world through artistic images, emotionally colored art-therapeutic activities, individual approach to students, development of creativity, naturalness, muscle movement and fine finger motor skills, Anthroposophical therapeutic pedagogy, facilitation and collective beginning.

Key words: neurodidactic foundations, inclusive education, Waldorf schools, educational and health-improving forms of work, students with developmental disabilities.

Д.М. Целоева, канд. пед. наук, преп., Институт среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар

М.Х. Мальсагова, канд. пед. наук, ст. преп. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: malsag06@mail.ru

З.М. Мамиева, канд. пед. наук, преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас

НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ

В предлагаемой широкой психолого-педагогической общественности статье рассматриваются нейродидактические основания инклюзивного образования в Вальдорфских школах. Они располагают продуктивными идеями в области обучающих и оздоравливающих форм работы, направленных на улучшение психотерапевтического состояния обучающихся с особенностями развития. Вальдорфские методики обучения таких детей коррелируют с положениями нейродидактики. К числу факторов высокой обучающей и оздоравливающей эффективности названных школ относятся следующие: гармонизация развития обоих полушарий головного мозга; направленное развитие сенсорно-перцептивных чувств и умений, осмысление окружающего мира через художественные образы, эмоционально окрашенная арт-терапевтическая деятельность, индивидуальный подход к обучающимся, развитие креативности, природосообразность, мышечное движение и тонкая пальчиковая моторика, антропософская лечебная педагогика, фасилитация и коллективное начало.

Ключевые слова: нейродидактические основания, инклюзивное образование, Вальдорфские школы, обучающие и оздоравливающие формы работы, обучающиеся с особенностями развития.

Актуальность исследования нейродидактических оснований инклюзивного образования детерминируется медико-демографическими, психолого-педагогическими факторами. Возрастает число больных детей. Футурологи (И.В. Бестужев-Лада, М.А. Гайтукиев и др.) констатируют процесс депопуляции европейских стран. Научная общественность (Н.П. Артюшенко, А.В. Батова, ГВ. Жигунова, А.Я. Чигрина и др.) доказательно обосновывает вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушением развития. По этой причине проблема инклюзивного образования широко анонсируется в педагогической печати, о чем свидетельствуют публикации Н.П. Артюшенко, А.В. Батова, ГВ. Жигунова, А.Я. Чигрина и др. [1; 2; 3].

Успехи нейродидактики [4; 5] в логопедии, коррекционном образовании сообщают инклюзивному образованию мощный импульс и предпосылку оптимизации. Осязаемые перспективы и ожидания общественности детерминируются революционными нейрологическими достижениями, их оправданным пролонгированием в инклюзивное образование. Однако на сегодняшний день эта тема еще недостаточно разработана и не получила должного освещения, о чем свидетельствуют единичные исследования в этой области. Одним из них является магистерская диссертация Л.И. Сорокиной «Нейродидактическая подготовка детей с отставанием в развитии к школе».

Продуктивными идеями нейродидактики в инклюзивном образовании могут

стать:

- структурная организация головного мозга, его латеральная асимметрия,

- ранняя (с первых месяцев жизни) аудиолого-педагогическая диагностика,

- приоритетность метода визуализации, двигательной активности, моторики и ритмики,

- коррегирование эмоционального тонуса,

- нейродидактическое сопровождение детей с нарушением развития, «поддерживающее обучение» и др.

Отечественной логопедией получены впечатляющие результаты по исправлению нарушений речи. Зеркальное письмо, наблюдаемое у детей 5 - 7 лет и старше, относится к оптической форме таких нарушений и связывается

многими учеными (А.Р Лурия, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, А.В. Семенович, Н.Л. Немцова) со спецификой формирования индивидуально-латерального профиля и зрительно-моторной координацией детей.

Для успешного овладения навыками письма, по мнению А.Р. Лурии, важна сформированность коррелирующих движений руки и глаза в лево-правом и верхне-нижнем направлениях и против часовой стрелки. Ошибки в корреляции этих движений наблюдаются у детей с особенностями латерализации: амбидек-ситров, левшей и детей с признаками левшества.

В диссертации Н.Л. Немцовой «Зеркальные ошибки письма» разработаны приемы предупреждения и устранения зеркальных ошибок письма. Дополнительные приемы коррекции различных афазий предложены А.В. Харитоновой.

В помощь инклюзивной педагогике нейродидактика может предложить определенные способы подачи учебного материала: его частую повторяемость, дробность и длительность предъявления, средства для ослабевающего внимания, методы развития долговременной памяти, способы формирования образа и др. Весьма существенной является диагностика отклонений от нормы в когнитивной сфере, поведенческих реакциях обучающихся, профилактические и реабилитационные мероприятия на базе организаций образования.

Показательный пример таких мероприятий демонстрируют Вальдорфские школы, на базе которых реализуется инклюзивное образование. Такие школы уделяют серьезное внимание развитию правого полушария и характерных для него образного восприятия и мышления, творческой активности. Нейродидакти-кой позитивно оцениваются углубленные занятия искусством, которые являются, по Р. Штайнеру [1, с. 41], одной из признанных людьми форм социализации, способом перевода подсознательных фантазий и образов в понятные всем формы.

Основатель антропософии утверждал, что нарушения психического развития, проявляющиеся чаще всего в отставании саморегуляции и вербального интеллекта, успешно корректируются музыкой. Под ее влиянием внутренний мир детей с особенностями развития структурируется подобно окружающему их миру. Процесс слушания музыки, ее сочинение, импровизация, пение, игра на музыкальных инструментах направляют неосознаваемую личностью энергию на самоисцеление.

Музыкальная терапия, по мнению учителей школ Р Штайнера, способствует абилитации обучающихся с любой патологией. Синкретическая методика уроков позволяет с помощью музыкальных средств осваивать буквы, слова, цвета, счет В процессе формирования профессиональных музыкальных компетенций развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление. При этом занятия музыкой могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В процессе занятий осуществляется терапия «радостью», достигается активизация высших психических функций детей с патологией в развитии, ими обретается новый эмоциональный опыт Для развития слухового внимания педагоги Вальдорфских школ используют музыкальные игры, загадки с использованием музыкальных инструментов, ходьбу под музыку

Наряду с музыкотерапией Вальдорфскими школами активно используются и другие психотерапевтические формы работы, направленные на улучшение психологического состояния обучающихся с особенностями развития. Арт-терапия (искусство как терапевтический фактор) рассматривается в Вальдорфских школах как инновационная форма работы, творческая деятельность с лечебным эффектом, которая не требует от педагогов специальных медицинских знаний и реализуется во время внеклассных мероприятий.

Антропософ и психолог Г Шоттенлоэр [2, с. 138] справедливо характеризовал изобразительное искусство как акт трансляции внутреннего содержания человека во внешний мир, модификации и очищения первого от энергетической статики и напряжения. Антропософ полагал, что изображение сообщает больному человеку возможность самоизлечения. Учителя изобразительного искусства развивают идею того, что рисунок является не искусством, а речью. Дети самовыражаются в рисунке, используют его в коммуникации, игре, театрализации, импровизации. Убедительные результаты достигаются в снятии у обучающихся с особенностями в развитии агрессии, тревожности, застенчивости, страха, гиперактивности, избирательного мутизма. В процессе творческой деятельности реализуется целебный ресурс эмоций: доброжелательность, эмоциональная теплота, эмпатия, толерантность, психологический комфорт, успешность. Обладая диагностическими возможностями, арт-терапия выявляет и глубинные проблемы обучающегося.

Вальдорфский опыт инклюзивного образования распространяется на многие образовательные организации в мире. Нейродидактикой позитивно оценивается инклюзивное образование в рамках Кемпхиллского движения (сформировалось в 1939 г), основатель которого является австрийский врач и педагог К. Кениг разделявший антропософские идеи Р. Штайнера. В Кемпхилл-общинах педагогический и медицинский персонал проживает совместно с детьми с отклонениями в развитии.

В такой лечебно-педагогической и социально-терапевтической среде жизнь, труд, обучение здоровых и больных детей интегрированы в единое целое для создания живительной лечебно-педагогической атмосферы. Последняя оказывает психотерапевтическое воздействие на обучающихся с отклонениями в развитии. Результаты исследований педагогов данной общины позволяют им утверждать, что даже тяжелобольные обучающиеся с церебральным параличом во многих случаях обладают высоким уровнем интеллекта.

Положительное эмоциональное влияние оздоравливающей среды на больного ребенка отмечено Т.И. Вейсом, педагогом Кемпхилл-общины в Шотландии, автором книги «Как помочь ребенку?» [3]. Педагог разработал и изложил психолого-педагогическую диагностику форм нарушения детского развития, описал работу с обучающимися с церебральным параличом как следствием перенесенного энцефалита, раннего детского аутизма, монголизма.

Опыт Кемпхилл-общин способствовал выработке особой системы занятий и правил обращения с такими детьми. В частности, в процессе общения с ними возбраняются резкие, сильные сенсорные раздражители. Обучающимся с атетозом противопоказано выраженное эмоциональное воздействие.

Для парализованных детей были созданы лечебно-педагогические упражнения и физиотерапевтические процедуры, которые вошли в лечебную эвритмию.

Библиографический список

Специалистами в этой области была разработана успокаивающая и гармонизирующая терапия, в рамках которой движения в такт музыке отражаются на экране как цветные тени. Гипервозбудимые дети, страдавшие энцефалитом, учились распознавать в зеркально отраженных формах их начальный вид. Таким образом достигался эффект увеличения скорости реакций, улучшения сенсорного восприятия, формирования способности к дифференцированию.

Принцип зеркальности воплощен и в языковых лечебно-педагогических упражнениях. В них обучающимся с речевыми нарушениями предлагалось произносить в прямой и обратной последовательности стандартные слова и короткие фразы.

Детям с болезнью Дауна (монголизм) внушали высокую степень полезности, человеческого достоинства, уважения. Монголоидные обучающиеся в силу их выраженной дружественности сами являли собой терапевтический фактор, когда общались с детьми с тяжелыми нарушениями поведения. В условиях общины первые демонстрировали успехи в самостоятельном выполнении ответственной работы, требовавшей предварительного планирования.

Детям, страдающим аутизмом, предлагались танцы с песнями и стихами, музыкальный диалог (совместное отбивание ритма на столе), совместное хлопанье в ладоши, песенный дуэт, игры с мячом и кольцами. В подростковом возрасте такие дети доказывали свою одаренность в гончарном деле, работе по дереву, гравировке на стекле, художественном ткачестве, шитье, вышивании и другой деятельности, требующей сосредоточенности и аккуратности. Принципиальное требование к деятельности педагогов-антропософов заключалось в недопущении изоляции обучающихся с разными нарушениями, увеличении их социальных контактов.

Итак, обучение детей с особенностями развития в школах Вальдорфского типа коррелирует с положениями нейродидактики [4; 5]. Для развития правого полушария головного мозга, сенситивного младшему школьному детству, дети погружаются в феноменологию акустики, пропорции постигаются с позиции музыкальных интервалов. Подростки от занятий оптикой переходят к механике. С точки зрения нейродидакики высокая обучающая и оздоравливающая эффективность таких школ объясняется следующими факторами:

- гармоничным развитием обоих полушарий головного мозга обучающихся методами, сенситивными возрасту, морфофизиологическим особенностям организма, индивидуальной вариативности в показателях развития и здоровья;

- направленным развитием сенсорно-перцептивных чувств и умений, осмыслением окружающего мира через художественные образы;

- эмоционально окрашенной деятельностью, формирующей жизнеутверждающее мировосприятие и позитивные модели поведения, увеличивающие адаптационные ресурсы детского организма, снижающие риск дистресса;

- реализацией индивидуального подхода к обучающимся, развитием у них готовности к самопознанию, самоопределению, самостоятельности [6];

- креативностью, компенсирующей истощение резервов механической памяти;

- природосообразностью, фундаментализацией физической культуры и мышечного движения;

- антропософской лечебной педагогикой, медицинской поддержкой, кор-рекционными и терапевтическими занятиями, оздоравливающими играми;

- воздействием искусства на сознание через переживание, тем самым на эмоциональное здоровье ребенка в рамках комплексного изучения предметов художественно-эстетического цикла [7];

- фасилитацией и коллективным началом, регулирующими психоэмоциональное состояние, активизирующими и стимулирующими развитие обучающихся.

Названные меры способны обеспечить оздоравливание детей с нарушениями развития, предупреждение и коррекцию вторичных по своей природе отклонений в здоровье и интеграцию в социум.

1. Штайнер Р Методика обучения и предпосылки воспитания. Москва: Парцифаль, 1994.

2. Шоттенлоэр Г Рисунок и образ в гештальттерапии. Народное образование. 2003. № 7.

3. Вейс Т.И. Как помочь ребенку? Москва: МЦВП, 1992.

4. Мальсагова М.Х. Предпосылки нейродидактического парадигмального сдвига в теории обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 264 - 266.

5. Иванов П.В. Экспериментальная проверка нейродидактической модели формирования информационной культуры взрослых обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 180 - 182.

6. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

7. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18. References

1. Shtajner R. Metodika obucheniya ipredposylki vospitaniya. Moskva: Parcifal', 1994.

2. Shottenlo'er G. Risunok i obraz v geshtal'tterapii. Narodnoe obrazovanie. 2003. № 7.

3. VejsT.I. Kakpomoch'rebenku? Moskva: MCVP, 1992.

4. Mal'sagova M.H. Predposylki nejrodidakticheskogo paradigmal'nogo sdviga v teorii obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 264 - 266.

5. Ivanov P.V. 'Eksperimental'naya proverka nejrodidakticheskoj modeli formirovaniya informacionnoj kul'tury vzroslyh obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 180 - 182.

6. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

7. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

Статья поступила в редакцию 10.06.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.