Научная статья на тему 'Архитектура антропософии при проектировании объектов инклюзивного образования'

Архитектура антропософии при проектировании объектов инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АНТРОПОСОФИЯ / ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР / АУТИЗМ / ARCHITECTURE / ANTHROPOSOPHY / INCLUSIVENESS / RUDOLF STEINER / AUTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анастасия Юрьевна,

В статье рассматриваются вопросы создания архитектуры для детей с аутистическим спектром развития и другими сенсорными проблемами. Изучается важность архитектуры, с точки зрения восприятия человека, окружённого ей. Целью исследования является рассмотрение течения антропософии с целью адаптации приёмов архитектуры данного течения на создание современных образовательных пространств для детей с аутизмом, где восприятие человека и его деятельность, становятся ключевыми факторами в процессе проектирования. Изучается архитектура Вальдорфских школ, как пример приёмов проектирования в архитектуре детских учреждений, где существует возможность инклюзивного образования, которое необходимо, когда речь идёт о социализации и абилитации детей с аутистическим спектром развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of anthroposophy in the design of inclusive education objects

This section focuses on lack of reasonable approach to architectural tasks for kids with autistic syndrome and other sensorial problems. It discusses the importance of the architecture through the eyes of people surrounded by it. The main aim of the research is the phenomenon of anthroposophy’s influences on creating a new architectural style, where the human perception and their activity become the key factor in the engineering process. It uses the ideas of Waldorf schools as the architecture example of school’s architecture where there’s an opportunity for inclusive education which is important when it comes to socialization and rehabilitation of children from autistic spectrum.

Текст научной работы на тему «Архитектура антропософии при проектировании объектов инклюзивного образования»

Обзоры | Reviews

А.Ю. Антонова, магистрант

Научный руководитель — Т.В. Каракова, заведующая кафедрой Самарский государственный технический университет

A. Antonova, MA student

Scientific advisor T. Karakova, Head of Department Samara State Technical University

Архитектура антропософии при проектировании объектов

инклюзивного образования

Architecture of anthroposophy in the design of inclusive education objects

В статье рассматриваются вопросы создания архитектуры для детей с аутистическим спектром развития и другими сенсорными проблемами. Изучается важность архитектуры, с точки зрения восприятия человека, окружённого ей. Целью исследования является рассмотрение течения антропософии с целью адаптации приёмов архитектуры данного течения на создание современных образовательных пространств для детей с аутизмом, где восприятие человека и его деятельность, становятся ключевыми факторами в процессе проектирования. Изучается архитектура Вальдорфских школ, как пример приёмов проектирования в архитектуре детских учреждений, где существует возможность инклюзивного образования, которое необходимо, когда речь идёт о социализации и абилитации детей с аутистическим спектром развития.

Ключевые слова: архитектура, антропософия, инклюзивность, Рудольф Штайнер, аутизм

This section focuses on lack of reasonable approach to architectural tasks for kids with autistic syndrome and other sensorial problems. It discusses the importance of the architecture through the eyes of people surrounded by it. The main aim of the research is the phenomenon of anthroposophy's influences on creating a new architectural style, where the human perception and their activity become the key factor in the engineering process. It uses the ideas of Waldorf schools as the architecture example of school's architecture where there's an opportunity for inclusive education which is important when it comes to socialization and rehabilitation of children from autistic spectrum.

Keywords: architecture, anthroposophy, inclusiveness, Rudolf Steiner, autism

В 1993 году резолюцией ООН о всемирной программе по инвалидности (UN Global Program on Disability, 1993) были приняты принципы универсального дизайна, благодаря которым сегодня существуют общие правила, требования и стандарты по созданию комфортной безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями (инвалиды с сенсорными ограничениями, ментальными, с нарушением опорно-двигательного аппарата).

При этом вне поля рассмотрения остался вопрос функционально-пространственной адаптации людей с такими психосоциальными расстройствами, как аутизм. Подобная ситуация отчасти предопределена нестандартным характером проблем и потребностей человека с этим диагнозом. На сегодняшний день сформирован информационный пласт медико-социального характера об определении сути аутизма. Так, Бернард Римланд (1964), Карл Делака-то (1974), Люба Андерсон (1998) и многие другие учёные с мировым именем в своих исследованиях выдвигали гипотезы о сенсорном определении аутизма, как одной из форм сенсорной дисфункции при социализации и усвоении информации от окружающей физической среды [1]. Аутичные дети очень рано по-особенному воспринимают окружающую их среду и количество получаемой информации, поэтому характер возникновения сенсорных нарушений предопределён спецификой когнитивного, языкового, коммуникативного, социального и эмоционального образов, закодированных в окружении ребёнка.

Согласно последним статистическим данным аутизмом страдает более 10 млн человек в мире: в 2017 году соотношение аутистов и здоровых людей составляло 1:50. По мнению специалистов Минздравсоцразвития РФ, аутизм можно отнести к числу наиболее распространённых заболеваний в регионах России, так в проблемных группах выявленных детей-аутистов наблюдается от 3 до 6 случаев на 10 тысяч зарегистрированных больных, причём среди мальчиков этот синдром наблюдается чаще, чем у девочек, в 3-4 раза.

Доминирующие в аутизме у детей синдромы проявляются, прежде всего, в нарушениях социальной адаптации и коммуникации, освоение которых выстраивается по традиционному (устная речь, общение) и альтернативному (письменная речь, графические изображения, символические пиктограммы, фотографии, визуализации) сценариям.

Особое значение психологи придают роли знаковых систем, кодирующих информацию об окружающей среде, культурном наследии, быте и формирующих основу миропонимания и организации психической деятельности ребёнка. Взаимодействия с объектами окружающего мира для таких детей должны вызывать эмоции, воспоминания, иметь индивидуальный и запоминающийся образ, облегчая сенсорное восприятие мира и общение с людьми. Таким образом, «принцип конгруэнтности»1 можно выделить в качестве клю-

1 Равенство, соразмерность элементов, адекватность друг другу различных частей.

чевого не только в содержании речевого общения с ребёнком аутистом, но и в создании функционально-пространственной среды специализированных реабилитационно-образовательных объектов. Архитектор посредством про-

V/ V Vi V V

ектирования дизайна этой самой физической сенсорной среды имеет возможность воздействовать и контролировать самочувствие ребёнка с аутизмом. Понимание механизмов данного расстройства поможет понять потребности человека, создать благоприятную для него среду и, возможно, изменить его аутистичное поведение, способствовать развитию требуемых навыков и обучению.

В мировой практике борьбы с аутизмом на данный момент мы располагаем значительным объёмом полезных информационных данных, указывающих на ключевую роль архитектуры и дизайна в вопросах создания реабилитационной среды. Так, Магда Мостафа (1998) утверждала, что на аутистиче-ское поведение может благоприятно влиять изменение сенсорной среды посредством физического воздействия архитектурного окружения, его цвета, фактуры, композиционного построения архитектурных масс, ориентации, акустики [2]. Дизи и Ласвелл (Deasey & Laswell, 1990) указывали на возможности архитектора направлять восприятие и трассировать движение человека в пространстве [3]. Ленг (Lang, 1987) комментирует возможности архитектуры создавать различные образы посредством формообразования и транслировать их в экстерьер и интерьер зданий [4].

Научным направлением, воссоединившим философское, духовное и общественное движение о гармонии человека в природе, стала антропософия, содержание которой расширил немецкий философ, педагог и эзотерик Рудольф Штайнер, акцентировавший роль архитектуры в решении этих задач [5]. Согласно его теории, архитектурные формы, используемые при проектировании и строительстве посёлков, общественных центров городов, жилых домов, школ, больниц, библиотек, благотворно воздействовали на физическое, психологическое и эмоциональное состояние людей. Изучая конструктивные и архитектурные характеристики зданий в контексте антропософии, учёный явился автором проекта Гётеанума — антропософского центра (окрестность Базеля, Швейцария, 1915 г.). Каркас конструкций, фасады, интерьеры — всё было полностью выполнено из дерева. Сооружение общим объёмом шесть тысяч кубических метров выразительно продемонстрировало художественно-образные возможности бетона, используемого при строительстве первого этажа здания. Вследствие пожара в 1922 году здание было утрачено. Но уже в 1925-1928 годах на том же месте был построен второй Гётеанум, который благодаря соответственному увеличению площадей и объёмов, воспринимался, как колоссальное бетонное сооружение (рис. 1).

Антропософская архитектура не имеет явного «языка», при создании стиля Р. Штайнер не устанавливал жёстких норм и правил для архитектурного сооружения, однако подчёркивал, что первостепенной целью антропософской архитектуры является создание активизирующей жизненной среды, где

атмосфера будет зависеть только от рода деятельности человека в ней. Существенными характеристиками архитектурного сооружения основатель антропософии считал основные тектонические составляющие (фундамент, каркас здания, стены, конструкция кровли), элементы, передающие образность здания (отделочные материалы, колористическое решение, число и конфигурация оконных проёмов). Ряд последователей антропософии указывали на доминирующее значение органических форм в архитектуре [6].

Рис. 1. Рудольф Штайнер. Второй Гётеанум (1925 г.).

Источник: Соколина А. Архитектура и антропософия, М.: КМК, 2001. С. 64

Рудольф Штайнер воспринимал здание:

- с точки зрения его физического, телесного содержания (несущих и несомых составляющих: фундамент, каркас, стены, кровля);

- с точки зрения присутствия в нём душевности. Здание должно быть насыщено цветом, его динамическими переливами, одушевляющими форму. Цвет по Штайнеру — душа вселенной, содержащая в себе движение;

- с точки зрения духовности, духа. Рудольф Штайнер говорил, что окна должны отражать дух мира. Он утверждал божественные основы построения мира и возможность духовного совершенствования, просветления.

Современные центры и образовательные учреждения зачастую сформированы на базе бывших общественных или образовательных пространств, где не всегда есть возможность учесть такие архитектурные факторы, как:

- акустика;

- цвет (узоры);

- освещение;

- фактура;

- пространственная последовательность функций.

Антропософия породила не только собственное направление в архитектуре со своей философией, но и стала основой реализации особых методов обучения и развития, требующих индивидуального, практически уникального подхода. Это можно проиллюстрировать на примере педагогических практик, материализованных в архитектурных объектах с инклюзивным образованием.

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время в мире насчитывается 1092 вальдорфских школ в более, чем 70-ти странах, и 1857 детских садов в 65 странах [7]. В основу философии образования положен принцип «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможных путей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдаётся предпочтение натуральным материалам и «неготовым» игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Опыт начальных школ системы «Deedmore Primary School», ориентированных на обучение детей с умственными, коммуникативными, сенсорными или физическими проблемами в развитии, показал высокую эффективность включения в функционально-планировочную структуру образовательного учреждения помещений для творческого развития детей, а именно — школьного театра, классов живописи и скульптуры, зимних садов, танцевальных залов (рис. 2, 3, 4, 5, 6).

Рис. 2. Вальдорфский центр в Норвегии

Рис. 3. Вальдорфская школа в Нидерландах

Рис. 4. Школа в Италии

Рис. 5. Вальдорфская школа в Германии

Рис. 6. Школа «Hazelwood» в Шотландии

Представленные примеры демонстрируют индивидуальные проекты школьных зданий, воплощающих основные принципы антропософии, направленной на задачи инклюзивного образования. Гармоничная интеграция архитектурных объёмов в природную среду, использование натуральных материалов, наличие небольших садовых участков для более тесного контакта между преподавателями и детьми в процессе обучения на открытом воздухе, наличие архитектурных пространств для творческих занятий, особый подход к разработке колористического и композиционного решения архитектурных объёмов позволяют сформировать массив требований, которые необходимо учесть архитектору при проектировании образовательных учреждений для детей с аутизмом.

Можно сделать вывод, что антропософская архитектура имеет нужные архитектурные и пространственные решения, которые приветствуются в про-

w w '-'А

ектировании зданий для людей с аутистическим спектром расстройств. А значит, в ситуации, когда мы имеем лишь общие рекомендации по проектированию, мы можем использовать и адаптировать идеи, рождённые Рудольфом Штайнером в своей архитектуре. Подобный подход даст более конкретизированный метод проектирования, а также поможет распространению философии и уникального стиля XX века.

Список литературы

1. Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2(6). — C.13-32.

2. Mostafa, M. Culturally Responsive Architecture: Its Existence, Objectivity And Mechanisms, M. Sc. dissertation, Mostafa, M., Department of Architecture. — 1998, Cairo University, Cairo, Egypt.

3. Deasy, C.M. Designing Places for People — A Handbook on Human Behaviour for Architects, Deasy, C.M., Laswell, T., Designers and Facility Managers', Watson Guptill Publications. — 1990. New York, USA.

4. Lang, J. Creating Architectural Theory; The Role of Behavioural Sciences in Environmental Design, Lang, J., Van Nostrand Reinhold Company. — 1987. New York, USA.

5. Rudolf Steiner. At the Gates of Spiritual Science / Rudolf Steiner // 14 lectures given in Stuttgart. — 1906.

6. Соколина А. Архитектура и антропософия, М.: КМК, 2001 — 268 с.

7. Directory of Waldorf and Rudolf Steiner Schools, Kindergartens and Teacher Training Centers worldwide. URL: https://www.freunde-waldorf.de/fileadmin/ user_upload/images/Waldorf_World_List/Waldorf_World_List.pdf.

References

1. Bogdashina O. Osobennosti sensornogo vospriyatiya pri autizme: vvedenie v problem [Features of sensory perception in autism: an introduction to the problem]. Krasnoyarsk, 2012.

2. Mostafa, M. Culturally Responsive Architecture: Its Existence, Objectivity And Mechanisms, M. Sc. dissertation, Mostafa, M., Department of Architecture. — 1998, Cairo University, Cairo, Egypt.

3. Deasy, C.M. Designing Places for People — A Handbook on Human Behaviour for Architects, Deasy, C.M., Laswell, T., Designers and Facility Managers', Watson Guptill Publications. 1990. New York, USA.

4. Lang, J. Creating Architectural Theory; The Role of Behavioural Sciences in Environmental Design, Lang, J., Van Nostrand Reinhold Company. 1987. New York, USA.

5. Rudolf Steiner. At the Gates of Spiritual Science / Rudolf Steiner // 14 lectures given in Stuttgart. 1906.

6. Sokolina А. Arkhitektura i antroposofiya [Architecture and Anthroposophy], Moscow, 2001, 268 p.

7. Directory of Waldorf and Rudolf Steiner Schools, Kindergartens and Teacher Training Centers worldwide. URL: https://www.freunde-waldorf.de/fileadmin/ user_upload/images/Waldorf_World_List/Waldorf_World_List.pdf.

Антонова Анастасия Юрьевна, магистрант СамГТУ. E-mail: Anaanto1994@gmail.com Каракова Татьяна Владимировна, доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой дизайна архитектурной среды СамГТУ.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.