Научная статья на тему 'Учет современногосвидетельствосостояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления)при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата'

Учет современногосвидетельствосостояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления)при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCES / CONTENTS OF TOURISM EDUCATION / INTERNATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алилуйко Е. А.

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций (в томчисле иноязычных) при подготовке туристских кадров на уровне бакалавриата, анали-зу современного состояния туризма (на примере российско-итальянского направления)и использованию современных тенденций в российско-итальянском сотрудничестве всфере туризма при формировании содержания туристского образования. Автор под-черкивает необходимость формирования содержания образования с учетом потенци-ала федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования,основных образовательных программ высшего образования по направлениям «Туризм»и «Менеджмент», преемственности программ бакалавриата и магистратуры и, в це-лом, условиям международной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алилуйко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to aspects of forming professional competences (including competences inforeign languages) in training tourist specialists on the bachelor degree level, аnalysis of the modernstate of tourism (based on Russian-Italian direction) and implementation of modern tendencies inRussia-Italiancooperationinthesphereoftourisminformingcontentsoftourismacademicprograms.The author stresses the necessity of forming contents of academic programs taking into account thepotential of Federal state educational standards of higher education, basic educational programsof higher education of bachelor degree programs in “Tourism” and “Management”, continuity ofbachelor andmasterdegreeprogramsandonthewhole,thetermsofinternationalintegration.

Текст научной работы на тему «Учет современногосвидетельствосостояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления)при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата»

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с.

5. Шишов С.Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека / Методологи-

ческие основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов: сб. науч. трудов. Пермь, 1996.

6. Perrenoud P. La fabrication de l'excellence. Droz, Geneve, 1984.

УДК 338.481 : 001.891

Е.А. АЛИЛУЙКО

УЧЕТ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА

Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций (в том числе иноязычные) при подготовке туристских кадров на уровне бакалавриата, анализу современного состояния туризма (на примере российско-итальянского направления) и использованию современные тенденций в российско-итальянском сотрудничестве в сфере туризма при формировании содержания туристского образования. Автор подчеркивает необходимость формирования содержания образования с учетом потенциала федеральные государственные образовательные стандартов высшего образования, основные образовательные программ высшего образования по направлениям «Туризм» и «Менеджмент», преемственности программ бакалавриата и магистратуры и, в целом, условиям международной интеграции.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, содержание туристского образования, международная интеграция.

The article is devoted to aspects of forming professional competences (including competences in foreign languages) in training tourist specialists on the bachelor degree level, malysis of the modern state of tourism (based on Russian-Italian direction) and implementation of modern tendencies in Russia-Italian cooperation in the sphere oftourism informing contents oftourism academic programs. The author stresses the necessity of forming contents of academic programs taking into account the potential of Federal state educational standards of higher education, basic educational programs of higher education of bachelor degree programs in "Tourism" and "Management", continuity of bachelor and master degree programs and on the whole, the terms of international integration. Key words: professional competences, contents of tourism education, international integration.

Модернизация системы подготовки туризма, которая началась с момен-кадров, в том числе и для индустрии та внедрения Болонского соглашения, невозможна без глубокой между© Алилуйко Е.А., 2014 народной интеграции в систему эконо-

мических отношений в том числе. Современная экономическая ситуация требует от человека профессиональной подготовленности к быстро меняющимся условиям. Эту задачу может решить адекватная современным требованиям система профессиональной подготовки кадров, которая своевременно сможет реагировать на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.

Индустрия туризма вносит значительный вклад в формирование вало-

вого внутреннего продукта, повышение платежного баланса страны, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения. На долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4%, при этом количество занятых в индустрии туризма от общего числа работающего населения составляет 7,6%. В России доля туризма соответственно составляет 2,5 и 6,3% (рис. 1).

Всего в мире, %

Доля туризма в ВВП

Доля туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта

Российская Федерация, %

Рис. 1. Доля туризма в ВВП

По данным UNWTO, Российская Федерация занимает пятую строку в списке крупнейших выездных рынков в мире (рост темпов туристских расходов в 2013 г. составил 26%). Учитывая вышеизложенные факторы, туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание.

В настоящее время утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Постановление Правительства Российской Феде-

рации от 15.04.2014 г. № 317). Предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований Программы в размере более 24 млрд долл. К 2020 г. объем услуг, оказанных в сфере внутреннего и въездного туризма, включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения, должен вырасти с 8 млрд долл. до 34-36 млрд долл. и, по прогнозам специалистов, к указанному году Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. Количество иностранных граждан, посетивших Рос-

сийскую Федерацию, к 2020 г. должно вырасти в 1,4-1,5 раз по сравнению с 2013 г. и составить почти 38,7 млн человек в год. Кроме того, в рамках данной Программы планируется рост количества средств размещения по сравнению с 2013 г. почти в 6 раз - до 4000 единиц к 2020 г. Соответственно, одной из ключевых задач в решении указанных целей является создание и развитие современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма. В формировании и становлении такой системы приоритетными являются направления, связанные с международным сотрудничеством между странами в целом и между ведущими образовательными учреждениями туристского профиля в частности.

Что касается отношений между Россией и Италией, то они уходят своими корнями в далекое прошлое: первые контакты между русскими и итальянскими городами были установлены еще в Х1-Х11 вв. и сохранялись в дальнейшем. В настоящее время Италия продолжает оставаться не только важным стратегическим, политическим и экономическим партнером России, но и партнером в сфере культуры, туризма и образовательных услуг. Отражением этого особого партнерства служит тот факт, что 2013-2014 объявлен Годом туризма Италии и России.

Конструктивные межгосударственные отношения базируются на прочном фундаменте политических, экономических и культурных связей, а также на общих интересах двух государств. Российская и итальянская экономики в некоторой степени дополняют друг друга, а их сотрудничество взаимовыгодно. Италия - вто-

рой крупнейший экономический партнер России в Европе после Германии. В 2013 г., по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, наблюдался рост объема российско-итальянского товарооборота в 1,26 раза по сравнению с 2012 г. (45,8 млрд долл.).

Несмотря на стагнацию мировой экономики, сотрудничество развивается на всех уровнях: от малых и средних предприятий до крупных корпораций. Основными направлениями сотрудничества по-прежнему являются энергетика, финансы, промышленность. По данным Росстата, сумма итальянских накопленных инвестиций в российскую экономику за первое полугодие 2013 г. составила 943,3 млн долл. (для сравнения, за весь 2012 г. - 1,1 млрд долл.). Однако в настоящее время приоритеты смещаются в сторону туристской отрасли, которая выходит в обеих странах на передовые рубежи.

По последним статистическим данным Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (Ростуризм), по итогам 2013 г. выезд в Италию россиян увеличился на 30,78% по сравнению с предшествующим годом и составил более 1 млн поездок (7-е место по выезду граждан Российской Федерации), тогда как въезд граждан Италии в Россию в 2013 г. вырос на 6,37% и составил 226 тыс. поездок (8-е место по въезду граждан Европейского союза) (рис. 2).

Очевидно, что количество поездок жителей России в Итальянскую Республику в 4,6 раза превышает поездки жителей Апеннинского полуострова в Российскую Федерацию. При этом жители Италии посетили в 2013 г. Россию с целью туризма на

0,68% меньше, чем в 2012 г. (почти 118 тыс. поездок). Практически зеркальная ситуация сложилась в отношении поездок со служебными целями: деловые поездки итальянцев в Россию в 2013 г. увеличились на 12,81% по

сравнению с 2012 г., а россиян в Италию сократились на 16,40%. Тем не менее, Италия занимает 6-е место среди стран, граждане которых въехали в Российскую Федерацию с целью туризма (рис. 3).

Количество поездок в РФ из Италии

Количество поездок в Италию из РФ

2012 г. 2013 г. Рис. 2. Структура поездок в Российскую Федерацию и Италию

Поездки в РФ из Италии с целью туризма

Поездки в РФ из Италии по служебным вопросам

Поездки в РФ из Италии с прочими целями

Поездки в Италию из РФ с целью туризма

Поездки в Италию из РФ по служебным вопросам

Поездки в Италию из РФ с прочими целями

Рис. 3. Структура поездок в Российскую Федерацию и Италию по целям

Есть ли объяснение тенденции спада посещения гражданами Италии России с туристскими целями? Почти год назад, в июле 2013 г., компанией Tripadvisor был проведен опрос 1370 итальянцев. Цель опроса - определить основные туристские тенденции жителей Апеннинского полуострова и выяснить, где же предпочтительнее для них проводить отпуск. В результате опроса было выявлено, что итальянцы, как и прежде, остаются приверженцами горящих предложений (32% опрошенных отправляются в путешествие по горящим путевкам), большее количество туристов склоняются к «low cost» компаниям и путешествиям в низкий сезон, т.е. стараются сэкономить на отдыхе. При этом 87% опрошенных считают, что, оставшись в Италии, им не удастся сэкономить, а 45% уверены, что сэкономить можно исключительно отправившись в отпуск в Европу. К сожалению, опрошенные итальянцы не упомянули Россию среди туристских дестинаций.

А что же привлекает российских туристов в Италии? Прежде всего это, безусловно, итальянская культура и образ жизни, что приводит, соответственно, к активному развитию таких направлений сотрудничества, как культурная кооперация, туризм, мода, дизайн.

Начиная с античных времен, Италия является центром высокой европейской культуры, со Средних веков -родиной наиболее известных и старейших европейских университетов. Однако так было многие годы, при этом поток российских туристов начал увеличиваться лишь недавно.

Кульминацией многовековых связей между Москвой и Римом стал перекрестный год российской культуры и русского языка в Италии и год

итальянской культуры и итальянского языка в России. В течение всего 2012 г. проводились различные туристские выставки с широким участием Италии: INTOURMARKET и М1ТТ в Москве, ENISEY - в Красноярске, LETO - в Екатеринбурге, TOUREXPO - в Самаре, KITS - в Казани, а также многочисленные Workshop.

Как было указано выше, 2013-2014 стал Годом перекрестного туризма Италия-Россия. Именно к этому году приурочена новая программа правительства Италии, направленная на развитие туризма в стране. По статистике, на Рим, Венецию и Флоренцию приходится столько же ночевок, совершенных туристами, сколько на все остальные города, вместе взятые. Новая программа призвана исправить эту ситуацию и привлечь большие потоки туристов в другие регионы.

Безусловно, стратегия правительства Италии по продвижению страны на российский туристский рынок включает вовлечение туроператорских компаний, работающих по данному направлению в России и являющихся работодателями для выпускников туристских вузов. Только в Москве насчитывается 49 туроператоров, работающих по направлению Италия.

По мнению большинства туроператорских компаний, базовыми требованиями к специалисту туристского профиля являются три основополагающих момента: наличие профессиональных знаний по турпродукту, системных знаний о структуре и функционировании компании, развитие коммуникативных навыков, а также повышение личного образовательного уровня.

Совместные образовательные проекты российских и итальянских вузов,

направленные на подготовку квалифицированных специалистов в области основных направлений российско-итальянского сотрудничества, также являются важным направлением партнерства двух стран.

С начала реализации международной магистерской программы Российской международной академии туризма и Миланского университета Би-кокка прошло почти 3 года. Студенты из России обучаются по магистерской программе в университете Бикок-ка в течение академического года, получают возможность проанализировать, оценить и сравнить различные системы образования и результаты интеграции Болонского процесса в российскую систему высшего туристского образования. При этом, оценивая положительные результаты данной магистерской программы, следует учитывать и тот факт, что для российских студентов, точно так же как и для студентов из Италии, она базируется на программах бакалавриата и, соответственно, должна быть преемственной.

Таким образом, делается акцент на двух факторах: увеличение потоков российских туристов в Италию, что непременно повлечет за собой повышение спроса на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями по данному направлению, и развитие российско-итальянского сотрудничества в сфере образования в общем, и в сфере туристского образования в частности; профильная подготовка туристских кадров с учетом региональных и национальных особенностей страны.

Проанализировав основные профессиональные образовательные программы Российской международной академии туризма, включающие учеб-

ные планы по направлениям подготовки бакалавриата «Менеджмент» и «Туризм», можно прийти к выводу, что они дают определенную степень вариативности и возможность более узкой профильной подготовки. Так, в учебный план по направлению «Менеджмент» помимо иностранных языков, ассортимент которых следует расширить за счет итальянского языка, включены учебные дисциплины «Дипломатический протокол и этика деловых отношений» и «Памятники мирового культурного наследия», содержание которых может и должно обновляться не только в соответствии с требованиями российской образовательной системы, но и на основе долгосрочных международных соглашений вузов, в данном случае между РМАТ и университетом Бикокка. Например, знание национальных особенностей и делового этикета итальянцев поможет выпускнику бакалаврской программы не только легче адаптироваться на рынке туроператоров как исполнителю, но и обрести в дальнейшем на уровне магистерской подготовки концептуальное видение при разработке и продвижении российского туристского продукта на итальянский рынок.

Несколько иной учебный план по образовательной программе «Туризм». Одной из учебных дисциплин является практико-ориентированная дисциплина - практикум «Основы межкультурной коммуникации», в содержании которой также может иметь место опыт итальянских и российских магистрантов, обучающихся по международной программе, поскольку они непосредственно являются носителями практических навыков по межкультурной коммуникации.

Образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося. В эту траекторию входит не столько аудиторная деятельность, сколько самостоятельная, включающая научно-исследовательскую. Таким образом, студент, нацеленный на

международную магистерскую программу или планирующий работать в туроператорской компании по направлению Россия-Италия, может начать изучение итальянского опыта развития туризма еще при бакалаврской подготовке с учетом всех национальных особенностей и тенденций в развитии туризма в Италии.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральное агентство по туризму 2. TripAdvisor® - крупнейший в мире сайт Российской Федерации. URL: http://www. для путешественников. URL: http://www. russiatourism.ru. tripadvisor.ru.

УДК 378.147

В.Г. ВАСИЛЕНКО

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Рассматривается учебная игра как интерактивная форма учебного процесса. Автор раскрывает методическое сопровождение игры и особое внимание уделяет организации и содержанию деловой игры, применительно к особенностям профессиональной туристской деятельности.

Ключевые слова: игровые методы, учебные игры, деловые игры, профессиональные игры, дидактические игры, игровая модель учебного занятия.

The article demonstrates educational purposes of games and interactive forms of educational process. The author shows methodology of gaming process and focuses on business game consistence and organization process, as applied to the special needs of professional tourism industry.

Key words: game methodology, educational game, business games, professional games, didactic games, lesson game models.

Игровые методы проведения занятий, применяемые в педагогической практике учебных заведений, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как

© Василенко В.Г., 2014

правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Для учебных игр характерны:

- многовариантность и многоаль-тернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.