Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка инструкторов-проводников'

Профессиональная подготовка инструкторов-проводников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК / БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИЗМЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ / INSTRUCTOR-GUIDE / SAFETY IN TOURISM / SECURITY ENVIRONMENT / COMPETENCE / TOURIST SERVICES / TOURIST SUPPORT SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигарев Олег Львович

Статья раскрывает проблемы, существующие в системе высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм». Определяются профессиональные компетенции инструктора-проводника. Предлагается использовать накопленный опыт подготовки и аттестации туристских общественных кадров системе Федерации спортивного туризма России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training trainers-conductor

The article reveals the problems existing in the system of higher and secondary vocational education in the field of training «Tourism». Professional competence of the instructor-conductor. It is proposed to use the experience of training and certification of tourist public personnel system of the federation of sports tourism Russia

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка инструкторов-проводников»

маршрутами для проведения качественного учебно-педагогического и тренировочного процесса, изучения и отработки техники и тактики туризма, совершенствования методик тренировки и обучения.

3. Введения в системе обучения кадров туризма подготовки инструкторов-тренеров, способных вести секционную работу со спортсменами-разрядниками по разработанным учебным планам и программам.

4. Совершенствования методик обучения и тренировки в различных видах туризма на основе активного внедрения в практику туристской деятельности основных принципов теории и методики физического воспитания.

5. Формирования у туристских кадров умений и навыков управления туристской группой на основе широкого применения специфического для туризма метода деловой игры и разбора конкретных ситуаций, а также прохождение стажировки в туристских группах и секциях туризма.

6. При аттестации инструкторских кадров использовать контрольные нормативы по педагогической, методической и специальной подготовленности. При контроле различных сторон практической деятельности туристских кадров использовать аттестационные листы.

УДК 006.88; 338.48; 377.6; 379.841; 379.85

О. Л. Жигарев

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ-ПРОВОДНИКОВ

Статья раскрывает проблемы, существующие в системе высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм». Определяются профессиональные компетенции инструктора-проводника. Предлагается использовать накопленный опыт подготовки и аттестации туристских общественных кадров системе Федерации спортивного туризма России.

The article reveals the problems existing in the system of higher and secondary vocational education in the field of training «Tourism». Professional competence of the instructor-conductor. It is proposed to use the experience of training and certification of tourist public personnel system of the federation of sports tourism Russia

Ключевые слова: инструктор-проводник, безопасность в туризме, безопасность в природной среде, компетенции, туристские услуги, специалист по сопровождению туристов.

Keywords: instructor-guide, safety in tourism, security environment, competence, tourist services, tourist support specialist.

В седьмой главе Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ с учётом всех изменений в статье 14 «Обеспечение безопасности туризма» говорится: «Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов

(экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства» [1].

Ведущими преподавателями РМАТ (Гаранин И. Н., Зорин И. В. и др.) особо выделяется понятие «менеджмент безопасности» и три его уровня: международный, государственный и оперативно-производственный [2]. Если два первых уровня безопасности обеспечиваются нормативными актами, законами и международными соглашениями, то третий уровень зависит от руководителя туристского предприятия и его сотрудников, на которых в первую очередь и лежит ответственность за безопасность туристов. Учитывая, что туристская отрасль - это конгломерат хитросплетений с другими отраслями, то и сфера компетентности работников также должна быть многогранна: обеспечение мер безопасности при формировании и реализации туров, при транспортировке туристов, в средствах размещения и много других. Одной из актуальнейших проблем для организаторов туризма является обеспечение безопасности туристов на маршрутах, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья. В связи с этим значительный вклад в систему повышения уровня безопасности вносит соответствующая профессиональная подготовка не только офисных работников туриндустрии, но и обучение инструкторов-проводников, так как именно на них возлагается обеспечение безопасности при непосредственном сопровождении туристов на маршрутах или экскурсиях в условиях природной среды с преодолением категорийных и некатегорийных препятствий.

В специальной туристской литературе, Интернете и научных изданиях значительная часть публикаций посвящена проблемам обеспечения безопасности в туризме, в том числе и в условиях природной среды. В частности, по результатам исследования, проведённого Г. М. Дехтярь, приводятся любопытные сведения об отсутствии систематических знаний о существующих мерах безопасности у персонала туристских фирм, тогда как условием успешной деятельности туристской фирмы является высокий уровень качества предоставляемых услуг и их безопасность. В результате Г. М. Дехтярь делает вывод, что полученные данные показывают наличие повышенной опасности в предоставляемых туристских услугах, неподготовленность менеджеров и самих туристских компаний к работе с клиентом с точки зрения соблюдения норм безопасности. При этом автор показывает: на основе полученных статистических данных за 1999-2000 гг. количество рекламаций на предоставление некачественных и небезопасных услуг составляет 87,4% от общего числа поступивших жалоб [3].

Е. И. Баранов считает, что будущее спортивного туризма в XXI в. будет зависеть, прежде всего, от тех новых концептуальных подходов, которые создаются, апробируются и реализуются в системе непрерывного многоуровневого профессионального туристского образования с целью создания базовых основ профессиональной подготовки специалистов нового типа - менеджеров спортивного туризма. При этом Е. И. Баранов уточняет, что,

прежде всего, речь идет о научных исследованиях системного характера, проводящихся в рамках программы эксперимента по развитию отраслевой (туристской) системы непрерывного профессионального образования в Российской международной академии туризма (РМАТ) и деятельности научно-исследовательского центра непрерывного профессионального образования Российской академии образования РМАТ [4].

О. В. Алексеева, изучая «Организационно-педагогические условия подготовки специалистов по активным видам туризма в вузе», отмечает, что в настоящее время наблюдается активное развитие отрасли туризма, а сам процесс развития туристской индустрии повышает и требования к специалистам, обслуживающим данную сферу. В этой связи О. В. Алексеева делает вывод о том, что «становится очевидной необходимость в высококвалифицированных специалистах таких профессий, как гиды-проводники (в настоящее время: инструктор-проводник), экскурсоводы, тренеры, менеджеры и др. От их квалификации, профессионального уровня зависит качество туристско-экскурсионного обслуживания и в целом туристского продукта. Обязательным условием развития туристского бизнеса становится профессиональная подготовка специалиста соответствующего профиля» [5].

В диссертационном исследовании «Дополнительная профессиональная подготовка менеджеров спортивного туризма в туристском вузе средствами творческих мастерских» И. В. Савинов формулирует проблему профессиональной готовности менеджеров спортивного туризма в России и, в частности, в Красноярском крае. Автор констатирует, что специальную подготовку в этой сфере туризма имеет незначительное, от общей массы, число работников туристской индустрии. Большинство занятых в этой сфере людей заканчивают факультеты физической культуры или имеют за плечами опыт самодеятельного туризма, а выпускники туристских вузов недостаточно компетентны в сфере менеджмента спортивного туризма. В работе отмечается парадокс: при наличии устойчивой потребности у населения в активном туризме у нас не хватает компетентных менеджеров спортивного туризма. Также уточняется, что решением этой проблемы занимается ВосточноСибирский институт туризма, являющийся филиалом РМАТ, основанный на базе зональных курсов повышения профессиональной квалификации работников экскурсионных и туристских учреждений. При этом говорится, что в становлении профессиональных качеств и навыков менеджеров спортивного туризма в процессе базового туристского образования большую роль играет программа дисциплины «Физическая культура». Одним из разделов программы является «Спортивно-оздоровительный туризм» (I курс дневного обучения), региональный компонент которого направлен на формирование качеств, необходимых менеджеру спортивного туризма [6].

Перечисленные, а также и многие другие авторы, изучающие проблемы подготовки специалистов в сфере туризма, в своих работах дистанцируются от накопленного опыта подготовки туристских кадров в спортивном туризме.

Хотя, так или иначе, приходят к пониманию, что наиболее полно проблема обеспечения безопасности туристов в природной среде изучена и апробирована именно в системе спортивного туризма, которую желательно использовать [7].

С появлением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3+) бакалавриата с направлением подготовки 43.03.02 «Туризм» появилась надежда, что они учтут опыт Федерации спортивного туризма России, но ничего подобного не произошло [8]. В соответствии с опубликованным стандартом предполагается формирование следующих компетенций, в основном не имеющих непосредственного отношения к подготовке инструкторов-проводников:

1. Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий...

2. Способность к разработке туристского продукта.

3. Способность организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов [9].

Возникает вопрос, как подобный специалист сможет разработать туристский продукт, обеспечивающий безопасность туристов в условиях природной среды, не имея соответствующих теоретических знаний и практических навыков (умений)?

В то же время в результате деятельности УМО по туризму произошло снижение уровня подготовки «специалиста по сопровождению туристов» с высшего уровня (бакалавриата) до среднего профессионального образования. Опять же, как с таким уровнем образования на протяжении нескольких дней в опасных условиях природной среды подобный инструктор-проводник будет исполнять свои непосредственные обязанности и осуществлять коммуникационные связи в группе? Обучение и подготовка инструктора-проводника, а именно это и есть, по мнению разработчиков, компетенция специалиста в предоставлении услуг по сопровождению туристов, декларируется в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм». В стандарте, где помимо базовой подготовки специалиста по туризму ему зачем-то особенно хорошо надо знать особенности предоставления турагентских и туроператорских услуг; управления функциональным подразделением организации. При этом специалист по туризму (базовой подготовки) должен обладать помимо общих компетенций, ещё и профессиональными компетенциями, которые, по мнению авторов, совершенно необходимы инструктору-проводнику:

• ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

• ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

• ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

• ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

• ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

• ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

В основном, вышеперечисленные компетенции, несомненно, нужны будущему инструктору-проводнику. Но где и на какой стадии обучения, например ПК 2.4. «Обеспечивать безопасность туристов на маршруте», можно овладеть этой компетенцией, за время обучения именно в образовательном учреждении, когда эти и много других сопутствующих компетенций формируются непосредственно в природных условиях? Можно предположить, что, по замыслу разработчиков стандарта, профессиональный модуль «МДК.02.01. Технология и организация сопровождения туристов» является основным в подготовке именно будущего инструктора-проводника, который должен будет решать существующие проблемы в обеспечении безопасности туристов в условиях природной среды, но по количеству времени, отведённого на изучение этого модуля, и его наполняемости достижение положительного эффекта вызывает определённые сомнения. Из всего перечисленного в стандарте непосредственно к формированию знаний, связанных с безопасностью в условиях природной среды, можно отнести не более 20-25% изучаемых материалов. Выпускники в результате обучения должны иметь практический опыт: «оценки готовности группы к турпоездке» - оценка полученного опыта осуществляется на основе нормативных документов (теория). А «сопровождение туристов на маршруте» - если в условиях природной среды, то это должен быть определённый туристский опыт, прошедший экспертную оценку в системе маршрутно-квалификационных комиссий Федерации спортивного туризма России, так как другой экспертной оценки в настоящий момент не существует. Кроме этого выпускник должен много чего уметь, а именно: проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут; определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста; проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут; проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках; использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений; организовывать движение группы по маршруту; эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях; взаимодействовать со службами быстрого реагирования; организовывать досуг туристов; проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках; обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации. Из всего перечисленного мало чего умеющий выпускник может использовать для обеспечения безопасности туристов при прохождении маршрутов в природной среде.

Особо необходимо обратить внимание на то, что в результате обучения выпускник должен только знать, а не иметь практический опыт, что не необходимо в работе именно инструктора-проводника. К требованию «знать» в стандарте относятся следующие сформированные компетенции: правила

организации туристских поездок, экскурсий; требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности; правила проведения инструктажа туристской группы; правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода; инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов; правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта; правила оказания первой медицинской помощи; контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации. Таким образом, все основные компетенции инструктора-проводника отнесены к требованиям «знать», а не «применять» или хотя бы «уметь».

Основные компетенции инструктора-проводника после его обучения в образовательном учреждении должны получаться именно во время их изучения на практике, где основное учебное время студентов отводится на формирование необходимых профессиональных компетенций. Это, несомненно, приведёт к увеличению финансовых затрат на обучение как самой образовательной организации, так и самого обучающегося на внебюджетной основе. Наверное, имеет смысл разработать Федеральный стандарт, направленный на профессиональную подготовку «специалиста по туризму» по направлению «инструктор-проводник» с привлечением экспертов из Федерации спортивного туризма России, с использованием методических материалов по обеспечению безопасности, с соблюдением применяемых принципов по аттестации инструктора-проводника в спортивном туризме. Только в этом случае возможно навести порядок в сфере коммерческого туризма, сократив тем самым число чрезвычайных ситуаций, и повысить уровень безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов в условиях природной среды.

Существующее положение в сфере подготовки квалифицированных инструкторов-проводников можно охарактеризовать фразой Д. Г. Левитис [10] из его научной статьи, в которой была предпринята попытка осмыслить цели и ценности современного отечественного школьного образования: «Неумение или нежелание различных государственных и общественных институтов консолидироваться и ясно сформулировать ценности, смыслы и цели... свидетельствует, на наш взгляд, о его кризисе». Не секрет, что многие профильные и непрофильные вузы в последние два десятилетия пытаются осуществлять подготовку инструкторов-проводников, используя и адаптируя к местным условиям учебного процесса методические рекомендации Федерации спортивного туризма. При этом многие участники учебного процесса пытаются дистанцироваться от сложившихся в спортивном туризме требований к руководителям туристских групп, являющихся основой обеспечения безопасности сохранения жизни и здоровья туристов в условиях природной среды. Аналогичное отношение к проблеме безопасности прослеживается и среди работодателей, которые используют для сопровождения туристов на маршрутах не имеющих соответствующей профессиональной государственной

или общественной подготовки людей. Ничего лучшего, как аттестация инструкторов-проводников в соответствии с требованиями нормативных документов спортивного туризма и контролем по выдаче удостоверений установленного образца Федерации спортивного туризма, в настоящее время нет и не может быть [11]. Поэтому в целях качественной подготовки компетентного инструктора-проводника необходимо обеспечить непосредственное участие именно представителей Федерации спортивного туризма в учебном процессе. Это участие должно согласовываться, в первую очередь, в разделе выездных учебных практик по получению первичных профессиональных навыков и умений непосредственно в условиях природной среды при прохождении туристских маршрутов разных видов (пешеходные, лыжные, горные или водные) 1-3-й категории сложности. А выдачу диплома об окончании образовательного учреждения для проводников-инструкторов осуществлять с указанием специализации по видам туризма, т. е. по каким видам маршрутов он может сопровождать и обеспечивать безопасность туристов в условиях природной среды. После окончания обучения и получения диплома об образовании рекомендовать выпускнику пройти аттестацию на звание инструктора-проводника с получением удостоверения и внесения в Единый реестр инструкторов-проводников РФ [12]. Это можно достигнуть, установив процент представителей работодателей в аттестационной комиссии. В связи с этим обозначить в стандарте рекомендации учёным советам образовательной организации включать в состав аттестационных комиссий по итогам подготовки «специалиста по туризму», особенно по направлению подготовки инструктора-проводника, соответствующих экспертов Федерации спортивного туризма, осуществляющих подготовку общественных туристских кадров.

Таким образом, обеспечение безопасности туристов на туристских маршрутах в условиях природной среды и эффективное использование богатых рекреационных возможностей природных ресурсов может быть достигнуто при условии постоянного повышения качества подготавливаемых специалистов в системе высшего профессионального туристского образования с учётом мнений всех заинтересованных сторон, в том числе и общественных организаций.

Примечания

1. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изм. 2016 г.

2. Биржаков М. Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме. СПб. : Изд. дом «Герда», 2008. 208 с.; Гаранин Н. И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве : учеб. М. : Сов. спорт, 2005. 224 с.

3. Дехтяръ Г. М. Профессиональная подготовка студентов по основам безопасности в туризме : дис. ... канд. пед. наук. Сходня, Моск. обл., 2001. 135 с.

4. Баранов Е. И. Дидактический комплекс подготовки менеджеров спортивного туризма в туристском вузе : дис. ... канд. пед. наук. Сходня, Моск. обл., 2002. 152 с.

5. Алексеева О. В. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов по активным видам туризма в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004. 24 с.

6. Савинов И. В. Дополнительная профессиональная подготовка менеджеров спортивного туризма в туристском вузе средствами творческих мастерских : дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 201 с.

7. Положение о системе подготовки кадров для спортивного туризма в Российской Федерации по группе дисциплин «Маршрут». Ред. с доп. и изм., утв. на съезде ФСТР (14-15.12.2013 г.). URL: http://www.tssr.ru/main/ kadry/1579/ (дата обращения: 15.11.2016)

8. Электронный сайт Министерства образования Российской Федерации. URL: http://www.минобрнауки.рф. ФГОС (дата обращения: 15.11.2016)

9. Там же.

10. Левитес Д. Г. Цели и задачи отечественного школьного образования // Мир образования - Образование в мире. Воронеж : ИПФ «Воронеж», 2009. № 2(34). С. 3-11.

11. Жигарев О. Л. Безопасный отдых и туризм : учеб.-метод. комплекс. Новосибирск : НГПУ, 2008. 216 с.

12. Положение о системе подготовки кадров для спортивного туризма в Российской Федерации по группе дисциплин «Маршрут».

УДК 379.85; 338.48

З. Н. Зевреева

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ

И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В КРЫМУ

(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»)

В работе рассматриваются проблемы становления направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и пути их решения. Раскрываются особенности регионального развития профессиональной сферы. Рассматриваются возможности создания «точки роста» развития внутреннего туризма и обеспечения квалифицированными кадрами рекреационной, спортивной, оздоровительной сфер.

The paper deals with problems of formation Recreation areas of training and sports tourism and ways to solve them. The peculiarities of the regional development of the professional sphere. The possibilities of creating «growth points» of internal tourism and to ensure qualified personnel recreation, sport, areas. 120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.