Научная статья на тему 'Туристским походам -государственное регулирование и контроль'

Туристским походам -государственное регулирование и контроль Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
473
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ТУРИСТСКИЕ ВОДНЫЕ ПОХОДЫ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / КОНТРОЛЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / SAFETY REQUIREMENTS / TOURIST WATER TRIPS / TOURIST ROUTE / CONTROL / REGULATION / AMATEUR TOURISM / CHILDREN AND YOUTH TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Милевский Евгений Вадимович

Автором анализируется современная постановка государственного регулирования и контроля в системе детско-юношеского туризма и самодеятельном туризме. Обозначены единые требования по обеспечению безопасности при проведении туристских мероприятий, которые создавались в ХХ в. Дается характеристика изменений системы безопасности в самодеятельном и детско-юношеском туризме на законодательном уровне и реальной практике в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist campaigns - state regulation and control

The author analyzes modern state regulation and control in the system of children's and youth tourism and amateur tourism. Identified uniform requirements for ensuring security in the conduct of tourist activities, which was created in the twentieth century. Characteristics of changes in the security system in amateur and youth tourism are given at the legislative level and real practice in the Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Туристским походам -государственное регулирование и контроль»

спортивный союз России / Федерация спортивного туризма России. URL: http://www.tssr.ru/. Загл. с экрана. Дата обращения 02.11.2015 г.

14. Трушкин А. Г. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях. М. ; Ростов н/Д, 2006. 191 с.

15. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. Изд. 6-е, доп. М., 2001.

56 с.

УДК 379.851; 796.5; 614.8.084; 34.09

Е. В. Милевский

ТУРИСТСКИМ ПОХОДАМ -ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Автором анализируется современная постановка государственного регулирования и контроля в системе детско-юношеского туризма и самодеятельном туризме. Обозначены единые требования по обеспечению безопасности при проведении туристских мероприятий, которые создавались в ХХ в. Дается характеристика изменений системы безопасности в самодеятельном и детско-юношеском туризме на законодательном уровне и реальной практике в российских условиях.

The author analyzes modern state regulation and control in the system of children's and youth tourism and amateur tourism. Identified uniform requirements for ensuring security in the conduct of tourist activities, which was created in the twentieth century. Characteristics of changes in the security system in amateur and youth tourism are given at the legislative level and real practice in the Russian conditions.

Ключевые слова: требования безопасности, туристские водные походы, туристский маршрут, контроль, регулирование, самодеятельный туризм, детско-юношеский туризм.

Keywords: safety requirements, tourist water trips, tourist route, control, Regulation, amateur tourism, children and youth tourism.

Трагические известия о гибели детей на Сямозере в Республике Карелии не могут оставить равнодушным никого. При движении по озеру гребные суда под управлением детей под руководством взрослых перевернулись, и в результате 15 детей погибли... Просто не укладывается в голове... Как в детском лагере отдыха вообще такое могло произойти? Причем теперь известно, что дети были направлены за счет регионального бюджета через Комитет социальной защиты населения города Москвы. Вопиющая халатность? Возможно, но не стал бы это заявлять по горячим следам, что-то здесь не так. Лагерь работает много лет, постоянно выигрывает торги в серьезных организациях, персонал имеет огромный опыт работы - и вдруг это все куда-то исчезает? Стоило бы дождаться официальной версии следствия, но по уже имеющейся информации из новостных лент следует отметить, что данная трагедия имеет свои предпосылки, а причины локальных ошибок,

159

приведшие к ней, имеют системный характер, требуют немедленного осмысления и плана действий для исключения их повторения.

По информации новостных лент, в нашем понимании, развитие событий было следующим: группа детей по программе лагеря пошла в водный поход по озеру на трех судах: одном рафте и двух каноэ. Руководителем группы являлся заместитель директора лагеря, у него было три заместителя руководителя группы - три инструктора из состава работников лагеря. Группа выходила на воду в хорошую погоду, не обратив серьезного внимания на штормовое предупреждение. Через некоторое время на озере появился сильный ветер, затем начались шторм и сильное волнение, которые одно судно (рафт) прибили к берегу близлежащего острова, а два других менее устойчивых (каноэ) перевернули на открытой воде. На детях были спасжилеты, но уже сразу после переворота некоторые из спасшихся детей видели в воде отдельные спасжилеты. Часть детей из экипажей перевернувшихся судов смогли самостоятельно добраться до берега вплавь, а часть не смогли, и они либо замерзли в холодной воде, либо утонули. Но и после того, как спасшиеся дети оказались на берегу, их ждало еще многочасовое испытание холодной погодой, отсутствием еды и питьевой воды до их спасения местными жителями и сотрудниками МЧС.

Конечно же, любому опытному туристу-воднику является в данной ситуации очевидным ряд проигнорированных требований безопасности при проведении туристских водных походов, которые должен знать и выполнять как руководитель туристской группы, так и любой его участник, независимо -детская это группа или любая другая. И не хотелось бы заострять на них внимание по одной простой причине, что полной информации у нас все равно нет, и даже если бы она была и мы эти требования подробно рассмотрим, это не даст гарантий, что в любой другой группе в таких же условиях не возникнет такая же ситуация. А вот к другим очевидным фактам, что сотрудники данного лагеря во главе с заместителем директора не имели достаточной квалификации для безопасного проведения туристского похода, не осуществлялся внешний контроль над прохождением туристской группой и необходимая помощь была оказана с опозданием, должно быть уделено внимание на самом высоком государственном уровне. И здесь нужно в первую очередь ответить на вопросы: Как должен был быть организован контроль прохождения туристского маршрута группой и кем? Какую квалификацию должны были иметь дети-участники похода и руководители похода (сотрудники лагеря) при проведении туристского похода? Где эту квалификацию они должны были получить? Ответы на эти вопросы вроде бы очевидны, но на самом деле не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Если обратиться к истории, то практически каждый гражданин нашей страны старше 35-40 лет ходил в туристский поход в школьные, студенческие годы или во взрослом возрасте. Помнит, как участвовал в обязательном школьном турслете, или, проходя маршрут, сдавал нормы ГТО, посещал туристские клубные мероприятия, или участвовал в походах выходного дня.

Все проходило интересно и безопасно. Всегда рядом имелось достаточное количество подготовленных людей, которые руководили процессом при проведении туристских мероприятий и обеспечивали безопасность, будь то обучение новичков или прохождение туристских походов высшей категории сложности. Поэтому, возвращаясь к трагедии, произошедшей на Сямозере, для большинства граждан нашей страны ситуация просто немыслима и, казалось бы, практически невозможна, но это если обратиться к своему прошлому опыту, а что у нас существует сейчас?

В настоящее время все давно уже не так, как было раньше. В те, уже можно сказать далекие времена Советского Союза существовало отдельное направление государственной деятельности в сфере туризма -«самодеятельный туризм». Организацией его работы и развитием занималась такая мощнейшая государственная структура, как ВЦСПС и его подразделение Центральный совет по туризму и экскурсиям. В подчинении у данной организации существовала мощнейшая многоуровневая система туристских клубов по месту жительства, система турбаз, турприютов и плановых маршрутов. Все специалисты получали заработную плату, выделялись государством необходимые помещения, существовала государственная система подготовки туристских кадров, сезонным специалистам сохранялось рабочее место по основной специальности, существовала контрольно-спасательная служба, которая следила за прохождением контрольных точек маршрута (МЧС, мобильной связи и Интернета тогда не было). На детско-юношеском уровне была система станций и центров детско-юношеского туризма и краеведения, которая контролировала секции образовательных учреждений. К производству снаряжения, например разборных туристских байдарок, подключалась авиационная промышленность (завод «Салют») и т. д. То есть самодеятельный туризм воспринимался как важнейшая часть одной из отраслей народного хозяйства страны. Создавались все необходимые условия для ее существования на самом высоком государственном уровне. А что мы видим сейчас?

Период наибольшего расцвета «самодеятельного туризма» как раз пришел на конец 80-х гг. прошлого века, перед распадом Советского Союза. Тогда самодеятельным туризмом занимались более десяти миллионов человек. С распадом Советского Союза и исчезновением ВЦСПС самодеятельный туризм совсем исчезнуть не мог и, имея сложившиеся десятилетиями традиции и накопленный ресурс специалистов, продолжил существовать, но практически без государственной поддержки. Поэтому начался его естественный распад, который еще совсем не завершился, и если не принять меры на государственном уровне, то после, не дай Бог, еще нескольких подобных трагедий, как на Сямозере, об организованном самодеятельном туризме и походах можно будет забыть. «Если волков боимся, значит, в лес не ходим!» Вроде бы в голове не укладывается и становится смешно, но если спросить сейчас у чиновника: «Готов ли он нести ответственность за самодеятельных туристов на своей территории?», то вот ему будет совсем не смешно.

Во время распада Советского Союза не только канул в небытие ВЦСПС, но и практически вся нормативно-правовая база самодеятельного туризма. Даже постепенно само понятие «самодеятельный туризм» было вообще убрано из нашего законодательства в сфере туризма. Если внимательно посмотреть на Федеральный закон № 132-Ф3 от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» и принятые к нему изменения, в первоначальной редакции этого закона понятие «самодеятельный туризм» имело правильное определение, которое пришло из советского прошлого: «Туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно».

Но Федеральным законом № 12-ФЗ от 05.02.2007 г. понятие «самодеятельный туризм» получило новое определение, которое к путешествиям в условиях автономии в природной среде (туристским походам) не имеет никакого отношения! «Туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно». И все! Получается, туристские походы теперь не нуждаются в государственном регулировании и контроле. Конечно же, не стоит воспринимать такое изменение как какой-то заговор против самодеятельного туризма. Если бы это было так, то в составе этих же изменений не было введено понятие «инструктор-проводник»: инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов. Инструктор-проводник является профессией, которая относится только к самодеятельному туризму. То есть к перемещению по маршруту с использованием активных способов передвижения.

Но из-за того, что в законе основное понятие исчезло, исчезло и внимание чиновников к самодеятельному туризму (туристским походам). Зачем, и самое главное, как им работать вне правового поля? А сами законотворцы, когда касается дело самодеятельного туризма просто запутываются в своих же нормативных документах. Так, например, появившийся в законе инструктор-проводник вот уже почти десять лет так и не приобрел требований к профессии. В справочнике должностей служащих есть инструктор-методист по туризму, а вот инструктора-проводника нет. Причина здесь скорее в незнании существования самодеятельного туризма чиновниками и в том, что они просто в походах и не бывали. Ими же продекларированная профессия в законе так и не появилась. Получается, на сегодняшний день стараниями законотворцев в сфере туризма туристских походов нет, профессий нет. А как же все-таки инструктора в лагере работают, дети в туристские походы ходят, что это все -вне закона? Получается так, да не совсем.

Еще в довоенное время дальновидные чиновники самодеятельный туризм ввели в образовательные учреждения как детско-юношеский туризм и краеведение на базе образовательных учреждений, а также ввели его в сферу физической культуры и спорта, организовав взаимодействие ВЦСПС и Госкомспорта по присвоению спортивных званий для участников сложных категорированных походов и выполнению норм ГТО и норм спортивных

разрядов для участников несложных туристских походов, создав вид спорта «спортивный туризм». Государственные сектора образования и физической культуры и спорта, в отличие от ВЦСПС, не исчезли, и при переходе их законодательства от советского к российскому детско-юношеский туризм и спортивный туризм в нем сохранились. Но советская система: самодеятельный туризм - детско-юношеский туризм и краеведение -спортивный туризм, которая была сильно взаимосвязана, развивалась и создавалась более 70 лет, из-за исчезновения самодеятельного туризма была разрушена, а вид спорта «спортивный туризм» и детско-юношеский туризм и краеведение в сфере образования были отпущены в свободное плавание.

Советская система: самодеятельный туризм - детско-юношеский туризм и краеведение - спортивный туризм - имела единую систему подготовки кадров, единую систему категорирования туристских маршрутов и локальных препятствий, единые требования по обеспечению безопасности при проведении туристских мероприятий, которая создавалась, контролировалась и изменялась через самодеятельный туризм, через ВЦСПС. А системы образования и спорта являлись только «проводниками» и пользователями этих систем. Естественно, когда их отправили в свободное плавание, они не смогли подхватить этот огромный кусок работы системы самодеятельного туризма из-за нестыковки положений действующего законодательства. Вся работа этих сфер держалась и держится на специалистах, которые реально работают по-старому (в сфере самодеятельного туризма), только на бумаге пишут по-новому. Как только эти специалисты уходят, например в образование, тут же закрывается отделение дополнительного образования или даже целое учреждение. Новые кадры, как правило, приходят плохо подготовленные, не справляются с обеспечением безопасности при проведении мероприятий, осознают степень ответственности и тут же уходят. Самым понятным примером этой нестыковки является система подготовки туристских кадров самодеятельного туризма, тех специалистов, которые отвечают за безопасное прохождение маршрутов. Инструктор самодеятельного туризма не нужен спорту, так как там есть тренер. Тренер должен готовить спортсмена и отвечать за его подготовку, но не участвовать в соревнованиях, а в автономном путешествии он должен быть рядом со спортсменом да еще и "играющим" тренером, иначе маршрут он не пройдет. Инструктор самодеятельного туризма не нужен образованию, так как там есть педагог-организатор, то есть «дама на шпильках», ни разу не ходившая в поход, но имеющая высшее педагогическое образование, имеет право вести детей в поход, а инструктор самодеятельного туризма не имеет и т. д. Можно много приводить и анализировать примеры нестыковок, но это только усилит проблему, но не покажет, как ее решить, а решение лежит на поверхности.

Как уже говорилось ранее, инструкторы в лагере все-таки работают и используют знания и навыки, выработанные еще в советское время, но где они их получают? А получают они их в федерациях спортивного туризма. Когда развалился ВЦСПС, Федерация спортивного туризма России, тогда еще Туристско-спортивный союз России, продолжила пользоваться нормативной

базой самодеятельного туризма. Вписать же ее полностью в государственную сферу физической культуры и спорта не было возможным из-за уже указанных нестыковок с законодательством сферы туризма. А сфере туризма, как указывалось ранее, вообще не было дела до самодеятельного туризма. Поэтому существовавшая ранее государственная система подготовки туристских кадров самодеятельного туризма теперь существует как система подготовки туристских кадров под эгидой общественной организации, так же как и главная составляющая системы контроля групп на маршруте система маршрутно-квалификационных комиссий. Причем проводятся занятия, аттестация туристских кадров, но не по линии государственной системы образования, а по линии общественной организации без государственного регулирования и контроля.

Вы скажете, а как же детско-юношеский туризм? Он же должен готовить туристские кадры? Должен, да! Но только его нормативная база большей частью копирует ту старую советскую систему, нового ничего не придумано, и сейчас она является частью нормативной базы той же самой общероссийской общественной организации. Есть в образовании понятие «инструктор детско-юношеского туризма», но даже в Положении о нем используется несколько понятий, которые напрямую связаны только с нормативной базой общественной организации. Причем инструктор детско-юношеского туризма может водить детей в походы только самой простой, первой категории сложности, а как быть со второй или четвертой? А ведь его еще кто-то должен подготовить? Преподаватель, который обучает и аттестовывает инструктора детско-юношеского туризма, должен иметь более высокую квалификацию. Вот и приходится ему проходить обучение в общественной организации. А контролирующий орган - маршрутно-квалификационная комиссия учреждения в системе образования - также может получить полномочия только в общественной организации.

Но самое главное, система дополнительного образования у нас в стране находится в ведении региональных властей. То есть они сами определяют, нужно развивать данный сектор сферы дополнительного образования или нет. Так, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения проводит только методическую работу им в помощь и реальных рычагов влияния на них не имеет. Поэтому сейчас происходит естественный процесс постепенного закрытия региональных и муниципальных организаций в сфере детско-юношеского туризма. Финансирование уменьшается, старые специалисты уходят по возрасту, а новых нет. В дополнение к этому реформы по улучшению организации работы образовательных учреждений приводят к тому, что при слиянии разнопрофильных организаций квалифицированных специалистов в сфере детско-юношеского туризма убирают с руководящих должностей, а новые руководители, неспециалисты детско-юношеского туризма, понимая степень ответственности при проведении туристских мероприятий, постепенно от них отказываются в пользу более безопасных направлений работы с детьми. В итоге получается анекдотичная ситуация, на базе общественной организации

существует серьезное дело государственной важности, а государство находится в стороне. Как такое может вообще быть? Ответ прост.

Мощнейшая советская государственная система самодеятельного туризма создала огромный задел знаний как по организации своей работы, включая разработку законодательной базы, так и по качеству подготовки туристских кадров, заложив в них такую систему знаний, которая смогла более 20 лет, передаваясь от поколения к поколению, существовать без должного государственного внимания на базе идеологии общественной организации. Самодеятельный туризм стал заложником своего высокого развития. Крайне малый процент несчастных случаев на туристских маршрутах по сравнению с другими отраслями народного хозяйства страны усыпил бдительность государственных органов. Но люди не вечны, да и ситуация в стране с финансами нестабильна. Если спортивные мероприятия по спортивному туризму хоть как-то еще финансируются, находятся под должным контролем в части безопасности, то система коммерческих мероприятий в сфере самодеятельного туризма (активных туров и активного отдыха с прохождением туристских маршрутов в условиях автономии в природной среде) вообще никак не контролируется! Да, есть МЧС, но оно не занимается профилактикой чрезвычайных ситуаций, а занимается только спасением и помощью, когда уже что-то случилось. Есть Роспотребнадзор, но он проверяет на безопасность только материальное обеспечение: здания и сооружения, территорию за забором. Он не проверяет туристские маршруты, он не проверяет и не сертифицирует туристское снаряжение у фирм изготовителей. Кто занимается государственным контролем над проведением туристских походов? Должным образом государственного контроля НЕТ!!! И если мы хотим, чтобы трагедия на Сямозере больше не повторилась, то нужно просто ввести над туристскими походами государственное регулирование данной деятельностью и государственный контроль. Все!

Конечно же, виноватые в трагедии должны понести наказание, но нужно определить план действий для того, чтобы исключить возможность таких трагедий в будущем. В походы люди ходили, ходят и будут ходить, и рано или поздно все равно власти придется заниматься самодеятельным туризмом. Не надо терять времени и начать надо чем раньше, тем лучше. Ведь по большому счету в произошедшей трагедии на Сямозере виноват начальник лагеря за то, что он вообще занялся этой деятельностью, которой он не имел право заниматься! Просто он об этом, скорее всего, не догадывался. Как не догадываются большинство начальников других таких лагерей, если только они не готовят инструкторов сами для себя через Федерацию спортивного туризма. Профессии инструктора ведь нет! Утвержденной типовой образовательной программы для краткосрочных лагерей с новичками тоже нет! Есть только опыт поколений, и если им не владеть самостоятельно, то риск несчастных случаев растет в геометрической прогрессии!

Призываю не рассматривать под микроскопом работу и отзывы о работе лагеря. Особенно от детей, которые не знали, куда они едут, а такое у

государственных распределителей путевок, особенно среди неблагополучных семей, случается, и не редко. Если ребенок, да и любой взрослый, приезжая на отдых, получает не то, что он ожидал, даже если оно не то что будет идеальным, его реакцию определить несложно. Лучше под микроскопом рассмотреть всю систему организации и проведения туристских походов! И если посмотреть на проблемы объективно, то необходимо восстановить самодеятельный туризм как важную государственную часть сферы туризма. Например, в Федеральном агентстве по туризму создать отдел самодеятельного туризма. Но перед этим вернуть в законодательство понятие «самодеятельный туризм» или ввести новое - «активный туризм». Наполнить данный отдел специалистами и наладить государственное регулирование и контроль в этой сфере. Ведь сейчас, даже если чиновник понимает пользу от самодеятельного туризма для населения и мог бы организовать работу на вверенной ему территории, то сделать этого он не может. А коммерсанты в сфере самодеятельного туризма смогли бы расширить свой бизнес, если им не нужно будет заниматься подготовкой кадров для себя, что на самом деле очень для них затратно. Также сильно облегчит им работу государственное внимание к вопросам безопасности. Так, если бы все туристские маршруты лагеря были проверены специалистами, даны рекомендации по климатическим условиям, розе ветров, аварийным выходам с маршрута, а у руководителя группы был бы спутниковый телефон для связи с правильно организованной службой безопасности, трагедия на Сямозере не произошла бы. Поэтому после воссоздания нормативно-правовой базы самодеятельного туризма необходимо создание территориальных центров самодеятельного туризма -контролирующей организации самодеятельного туризма на закрепленной территории, которой был бы доверен контроль над состоянием туристских маршрутов и прохождением по ним туристских групп, подготовка туристских кадров (подготовка туристских кадров для сферы самодеятельных туристов невозможна на базе учебных заведений в городских условиях), тестирование и сертификация туристского снаряжения, разработка и утверждение образовательных программ и т. д. Раньше этим занималась система туристских клубов Центрального совета по туризму и экскурсиям. То есть придумывать практически ничего не надо, надо только адаптировать к современным условиям то, что уже есть, только все вывести из-под управления общественной организации под управление специальной государственной структуры. Если специалисты туристы-общественники станут специалистами, признанными государством, будут получать зарплату и заниматься только любимым делом, результаты не заставят себя ждать, а о трагедии на Сямозере можно будет узнавать только из методичек по обеспечению безопасности при проведении туристских походов. В противном случае не надо будет удивляться, что такие трагедии станут обычным делом, даже если совсем запретить организованный самодеятельный туризм. Хотя, думаю, до запрета самодеятельного туризма не дойдет. Ведь самодеятельный турист - это человек, который поддерживает

ценные армейские навыки. Если запретить самодеятельный туризм, то служба в армии - это вообще что-то запредельное и не подвластное человеку.

В заключение хотел остановиться еще на том, что, конечно же, старая система самодеятельного туризма требует адаптации к современным условиям. В развитии самодеятельного туризма со времени его наибольшего расцвета в конце 80-х гг. прошлого века технический прогресс сделал очевидный скачок. И не принимать это во внимание просто невозможно. Так, если раньше самодеятельный туризм основывался главным образом на использовании гражданами общественного транспорта, то в настоящее время практически в каждой семье есть собственный автомобиль. Его использование в туристских путешествиях в системе туристских походов сегодня можно подвергать сомнению, но если внимательно изучить опыт наиболее развитых стран за рубежом, то можно увидеть серьезную перспективу развития в сжатые сроки новых современных подходов к развитию не только самодеятельного туризма, да и туризма в целом. Соединение передового отечественного опыта самодеятельного туризма и зарубежного опыта путешествий может дать серьезный экономический эффект. Но это возможно только при наличии государственного регулирования и контроля.

УДК 338.48; 379.85

Т. Н. Третьякова, Д. И. Иванов

ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УЩЕЛЬЯ АКТРУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Статья посвящена вопросам туристских ресурсов, проводится оценка природно-климатических ресурсов и условий, необходимых для развития спортивно-оздоровительного туризма и рекреации на определенной территории.

The article is dedicated to tourism resources. There is the assessment of climatic resources and conditions, needful for the development of sport tourism and recreation in a specific area.

Ключевые слова: туристские ресурсы, рекреация, оценка природно-климатических условий.

Keywords: tourism resources, recreation, assessment of climatic conditions.

Природные условия и ресурсы всегда были основой развития туризма. Они выполняют многочисленные функции, одной из важнейших является возможность их использования в качестве средства восстановления физических и духовных сил. Но для использования природных условий и ресурсов в туризме необходима их оценка, которая будет отражать воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Большой потенциал имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.