Подготовку и повышение квалификации кадров детско-юношеского туризма осуществляют центры и станции детско-юношеского туризма или другие образовательные организации, в том числе высшие учебные заведения, имеющие аккредитацию по направлениям подготовки высшего образования «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Спорт», «Туризм», «Педагогическое образование» и реализующие в рамках указанных направлений профили туристско-краеведческой направленности.
Курсы повышения квалификации могут проводиться по очной, очно-заочной, частично дистанционной формам обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий в помещении, на местности и в учебно-тренировочных походах в объеме часов, предусмотренных учебными планами программы.
Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения, при этом возможно увеличение объема часов.
Туристская подготовка педагога - это, фактически, специализированная профессиональная подготовка, модель которой представляет интерес в том отношении, что туристская профессия востребована обществом. Вопрос о подготовке туристских педагогических кадров, а следовательно, о создании цельной системы профессионального туристского образования уже вышел из состояния обсуждения и является вопросом предельно актуальным.
УДК 37.018.46; 614.8.084; 796.5
И. А. Дрогов
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Автор обосновывает актуальность создания Международного центра дополнительного туристско-краеведческого образования при отсутствии государственной либо коммерческой поддержки подготовки квалифицированных специалистов для безопасного проведения любых мероприятий в спортивном или детско-юношеском туризме. С учетом потребностей и возможностей обучающихся представлены цели и задачи Центра по реализации программ специальной туристской, краеведческой и экскурсионной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и общественного туристского актива в очной, очно-заочной, заочной, дистанционной формах обучения, а также самообразования, стажировки, экстерната.
The author justifies the urgency of creating the International Center for Additional Tourism and Local Lore Education in the absence of state or commercial support for the training of qualified specialists for the safe conduct of any activities in sports or children's and youth tourism. Taking into account the needs and capabilities of the students, the goals and objectives of the Center for the implementation of special tourist, local lore and excursion training programs, retraining and raising
the qualifications of teaching staff and public tourism assets in full-time, part-time, correspondence, distance learning are presented Also self-education, internship, external studies.
Ключевые слова: спортивный туризм, детско-юношеский туризм, самодеятельный туризм, подготовка кадров, инструктор туризма, обеспечение безопасности, туристские мероприятия, ведомственная система обучения, программы подготовки и переподготовки
Keywords: sport tourism, children and youth tourism, amateur tourism, personnel training, tourism instructor, security services, tourist activities, departmental training system, training and retraining programs
Одной из основных задач в подготовке кадров для спортивного и детско-юношеского туризма, имеющего уже более чем семидесятилетнюю историю, является обеспечение охраны жизни и безопасности участников любого туристского мероприятия.
Если специалистов по общему профилю готовят университеты, педагогические, пищевые, строительные, энергетические и другие высшие учебные заведения, техникумы и профучилища страны, то для обеспечения потребности туристской системы в специалистах и повышения их квалификации профсоюзами была создана ведомственная система обучения туристско-экскурсионных кадров и общественного туристского актива. Эта система кроме высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника (ВШПД, г. Мocква) и Высшей профсоюзной школы культуры (ВПШК, г. Ленинград) включала Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ИПК, г. Сходня, Московская область) и его филиалов (Киевский, Ленинградский, Краснодарский, Свердловский, Красноярский) и Московские курсы по подготовке экскурсоводов (туристских экскурсионных работников), учебно-производственные комбинаты и школы по подготовке общественных туристских кадров массового самодеятельного туризма. В этих школах общественные кадры проходили обучение на семинарах (сборах) начальной, средней и высшей туристской (НТП, СТП, ВТП) и инструкторской подготовки (СИП, ВИП), а также в школах, подведомственных советам по туризму и экскурсиям, при участии Федерации туризма.
Постоянное развитие самодеятельного туризма, рост его роли в общественной жизни требовали наиболее эффективной организации и управления самодеятельным туризмом. Как показало изучение практики, туристские и физкультурные организации проводили большую работу по подготовке и повышению квалификации штатных и общественных кадров самодеятельного туризма. Республиканскими советами по туризму и экскурсиям под руководством Центрального совета по туризму и экскурсиям в 80-е гг. была создана система постоянно действующих курсов, семинаров, школ и филиалов института повышения квалификации. На них, а также на ежегодных семинарах обучались десятки тысяч штатных и общественных туристских кадров.
Активное участие в подготовке инструкторов туризма принимали и высшие учебные заведения, где на факультетах общественных профессий 110
студенты приобретали навыки походной жизни и готовились инструкторы планового и самодеятельного туризма.
Только квалифицированные кадры и актив, имеющие хорошую техническую, тактическую, морально-волевую, методическую и физическую подготовку, способны решить стоящую перед ним задачу - всемерно способствовать правильному направлению развития советского массового туризма и обеспечения безопасности каждого туристского мероприятия.
При этом следует учитывать, что по сравнению с другими видами спорта туризм как в прошедшие годы, так и сейчас не имеет штатных тренеров, а основную роль организаторов массовой туристской работы в коллективах физкультуры предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов, совхозов, строек и по месту жительства выполняли общественные туристские кадры. Поэтому вопросы работы с туристскими кадрами и активом, их обучение и воспитание приобретают первостепенное значение и должны постоянно совершенствоваться.
В настоящее время, при полном отсутствии государственной либо коммерческой поддержки подготовки квалифицированных специалистов для безопасного проведения любых мероприятий в спортивном или детско-юношеском туризме, стала актуальной необходимость создания самостоятельного учебного центра для подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
Для решения этой проблемы инициативной группой создан Международный центр дополнительного туристско-краеведческого образования, именуемый в дальнейшем Центр.
Учредителями Центра стали: Международная Федерация спортивного туризма, Международная общественной организации «Международная академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова», Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего"», ООО «СПОРТКОМПЛЕКС», ООО «Научно-образовательный центр "Росинтал"».
В целях развития системы дополнительного туристского и краеведческого образования Центр готов создавать соответствующие структурные подразделения и филиалы в соответствии со своим Положением, формируя сетевую систему профессиональной подготовки и непрерывного повышения квалификации граждан.
Центр планирует реализовать программы специальной туристской, краеведческой и экскурсионной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и актива от интенсивной подготовки до повышения квалификации (от 5 дней до 1 года).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся реализуемые Цешэдм программы будут осваиваться в очной, очно-заочной, заочной, дистанционной формах обучения, а также самообразования, стажировки, экстерната.
Обучение в Центре осуществляется, как правило, за счет средств работодателя, предоставления платных дополнительных образовательных и
иных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Деятельность Центра направлена на содействие развитию отечественного социального туризма и краеведения, массового спортивно-оздоровительного туризма, повышение безопасности проведения туристских мероприятий путем подготовки и повышения квалификации туристских кадров и актива.
Основными задачами и направлениями деятельности Центра являются:
• Разработка и апробация учебных планов, программ и методик обучения, учебно-методических материалов и пособий для Центра.
• Разработка и распространение совместно с федерациями спортивного туризма, центрами, станциями юных туристов и другими организациями учебной, методической, научно-технической, деловой информации и документации, относящейся к обучению кадров в сфере туризма и краеведения, организации оздоровительного отдыха подрастающего поколения и молодежи.
• Изучение, обобщение и внедрение передового опыта работы в учебный процесс.
• Рассмотрение и представление материалов на присвоение инструкторских званий лицам, прошедшим самостоятельную подготовку или прошедшим подготовку в предыдущие годы, прием экзаменов экстерном, присвоение инструкторских званий.
• Организация и содействие обучению, стажировка, повышение квалификации специалистов и персонала туристских фирм и организаций в России и за рубежом.
• Привлечение финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов для осуществления образовательной, инновационной, исследовательской деятельности.
Кроме того, Центр самостоятельно планирует и организует специализированные учебные, тренировочные, оздоровительные и другие туры для российских и иностранных туристов по маршрутам на территории Российской Федерации и за рубежом, обеспечивая прием, обслуживание и выполнение программ групповых и индивидуальных туристских походов, и путешествий с использованием арендованной и собственной материальной базы.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации общественных туристских кадров необходимо обеспечивать на основе:
1. Централизации международных, всероссийских и региональных учебных мероприятий по подготовке инструкторских кадров как основной категории общественного туристского актива, проводящего учебно-тренировочную работу на местах.
2. Создания постоянных учебно-тренировочных пунктов по видам туризма с оборудованными полигонами и эталонированными учебными
маршрутами для проведения качественного учебно-педагогического и тренировочного процесса, изучения и отработки техники и тактики туризма, совершенствования методик тренировки и обучения.
3. Введения в системе обучения кадров туризма подготовки инструкторов-тренеров, способных вести секционную работу со спортсменами-разрядниками по разработанным учебным планам и программам.
4. Совершенствования методик обучения и тренировки в различных видах туризма на основе активного внедрения в практику туристской деятельности основных принципов теории и методики физического воспитания.
5. Формирования у туристских кадров умений и навыков управления туристской группой на основе широкого применения специфического для туризма метода деловой игры и разбора конкретных ситуаций, а также прохождение стажировки в туристских группах и секциях туризма.
6. При аттестации инструкторских кадров использовать контрольные нормативы по педагогической, методической и специальной подготовленности. При контроле различных сторон практической деятельности туристских кадров использовать аттестационные листы.
УДК 006.88; 338.48; 377.6; 379.841; 379.85
О. Л. Жигарев
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ-ПРОВОДНИКОВ
Статья раскрывает проблемы, существующие в системе высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Туризм». Определяются профессиональные компетенции инструктора-проводника. Предлагается использовать накопленный опыт подготовки и аттестации туристских общественных кадров системе Федерации спортивного туризма России.
The article reveals the problems existing in the system of higher and secondary vocational education in the field of training «Tourism». Professional competence of the instructor-conductor. It is proposed to use the experience of training and certification of tourist public personnel system of the federation of sports tourism Russia
Ключевые слова: инструктор-проводник, безопасность в туризме, безопасность в природной среде, компетенции, туристские услуги, специалист по сопровождению туристов.
Keywords: instructor-guide, safety in tourism, security environment, competence, tourist services, tourist support specialist.
В седьмой главе Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ с учётом всех изменений в статье 14 «Обеспечение безопасности туризма» говорится: «Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов