Научная статья на тему 'Учет современного состояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления) при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата'

Учет современного состояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления) при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCES / CONTENTS OF TOURISM EDUCATION / INTERNATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алилуйко Е.А.

Посвящено проблеме формирования профессиональных компетенций (в том числе иноязычных) при подготовке туристских кадров на уровне бакалавриата, проведен анализ современного состояния туризма (на примере Российско-Итальянского направления).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taking into account modern state of tourism development (based on Russian-Italian direction) in forming professional competences of bachelor degree students for tourism

The article is devoted to aspects of forming professional competences (including competences in foreign languages) in training tourist specialists on the bachelor degree level, аnalysis of the modern state of tourism (based on Russian-Italian direction).

Текст научной работы на тему «Учет современного состояния развития туризма (на примере российско-итальянского направления) при формировании профессиональных компетенций туристских кадров на уровне бакалавриата»

шему улучшению качества лекций и практических занятий. При этом акценты ставятся на индивидуальную работу преподавателей со студентами на практических занятиях, а также на посещение и обсуждение лекций и практических занятий молодых преподавателей с последующим внесением рекомендаций. Также обращено внимание на мотивирование студентов к выполнению учебно-исследовательских и курсовых работ. Для этого рекомендовано использовать сведения по инфекционной заболеваемости на территории Свердловской области и города, данные литературных источников.

Таким образом, проводимое ежегодно изучение удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса на кафедре эпидемиологии позволяет совершенствовать организационно-педагогические условия обучения будущих специали-

стов и, следовательно, способствовать повышению качества подготовки выпускников. Полученные результаты могут быть учтены также в ближайшем будущем при разработке организационно-педагогических условий реализации новых ФГОС.

Список литературы

1. Управление качеством медицинского образования в условиях модернизации и внедрения ФГОС / С.М. Кутепов, Н.С. Давыдова, Т.В. Жданова [и др.] // Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС: материалы 3-й межрегиональной конференции с международным участием. — Екатеринбург: Изд-во ГБОУ ВПО УГМА, 2013. — С. 14-18.

2. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 208 с.

УДК 378.22:379.85

Е.А. Алилуйко, канд. пед. наук Российская международная академия туризма

УЧЕТ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА

Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма, которая началась с момента внедрения Болонского соглашения, невозможна без глубокой международной интеграции в системе экономических отношений. Современная экономическая ситуация требует от человека высокого уровня профессиональной подготовленности к быстро меняющимся условиям. Эту задачу может решить адекватная современным требованиям система профессиональной подготовки кадров, которая своевременно реагирует на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.

Индустрия туризма вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышение платежного баланса страны, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения. На долю туризма приходится 3,2 % мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — 9,4 %, при этом количество занятых в индустрии туризма от общего числа работающего населения составляет 7,6 %. В РФ доля туризма соответственно составляет 2,5 и 6,3 % .

По данным UNWTO Российская Федерация занимает пятую строку в списке крупнейших вы-

ездных рынков в мире (рост темпов туристских расходов по 2013 году составил 26 %). Туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание.

В настоящее время утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317). Предусмотрен общий объем бюджетных ассигнований Программы в размере более 24 млрд долл. К2020 году объем услуг, оказанных в сфере внутреннего и въездного туризма, включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения, должен вырасти с 8 до 34.. .36 млрд долл. и по прогнозам специалистов к указанному году Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. Количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, к 2020 году должно вырасти в 1,4.1,5 раз по сравнению с 2013 годом и составить почти 38,7 млн чел. в год. Кроме того, в рамках данной Программы планируется рост количества средств размещения по сравнению с 2013 годом почти в 6 раз до 4000 ед. к 2020 году. Одной из ключевых задач в решении указанных целей является

создание и развитие современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма. В формировании и становлении такой системы приоритетными являются направления, связанные с международным сотрудничеством между странами и ведущими образовательными учреждениями туристского профиля.

Что касается отношений между Россией и Италией, то они уходят своими корнями в далекое прошлое: первые контакты между русскими и итальянскими городами были установлены еще в Х1—Х11 веках и сохранялись в дальнейшем. Италия продолжает оставаться не только важным стратегическим политическим и экономическим партнером России, но и партнером в сфере культуры, туризма и образовательных услуг. Отражением этого особого партнерства служит тот факт, что 2013—2014 год объявлен Годом туризма «Италия—Россия».

Конструктивные межгосударственные отношения базируются на прочном фундаменте политических, экономических и культурных связей, а также на общих интересах двух государств. Российская и итальянская экономика в некоторой степени дополняет друг друга, а сотрудничество взаимовыгодно. Италия — второй крупнейший экономический партнер России в Европе после Германии. В 2013 году, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, наблюдался рост объема российско-итальянского товарооборота в 1,26 раза по сравнению с 2012 годом (45,8 млрд долл.).

Несмотря на стагнацию мировой экономики, сотрудничество развивается на всех уровнях: от малых и средних предприятий до крупных корпораций. Основными направлениями сотрудничества по-прежнему являются: энергетика, финансы, промышленность. По данным Росстата, сумма итальянских накопленных инвестиций в российскую экономику за первое полугодие 2013 года составила 943,3 млн долл. (для сравнения за весь 2012 год — 1,1 млрд долл.). Однако в настоящее время приоритеты смещаются в сторону туристской отрасли, которая выходит в обеих странах на передовые рубежи.

По последним статистическим данным Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (Ростуризм), по итогам 2013 года выезд в Италию россиян увеличился на 30,78 % по сравнению с предшествующим годом и составил более 1 млн поездок (7-е место по выезду граждан РФ), тогда как въезд граждан Италии в Россию в 2013 году вырос на 6,37 % и составил 226 тыс. поездок (8-е место по въезду граждан ЕС) (рис. 1).

298489

14 490

1 200 000

1 000 000

800 000

600 000

400 000

200 000

0

1 038 820

794 323

212 411

225 933

2012 г.

2013 г.

] Количество поездок в РФ из Италии | Количество поездок в Италию из РФ Рис. 1. Структура поездок в РФ и Италию

Очевидно, что количество поездок жителей Российской Федерации в Итальянскую Республику в 4,6 раза превышает поездки жителей Аппенинского полуострова в РФ. При этом жители Италии посетили в 2013 году Россию с целью туризма на 0,68 % меньше чем в 2012 году (почти 118 тыс. поездок). Практически зеркальная ситуация сложилась в отношении поездок со служебными целями: деловые поездки итальянцев в Россию увеличились на 12,81 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом, а россиян в Италию сократились на 16,40 %. Италия занимает 6-е место среди стран, граждане которых въехали в Российскую Федерацию с целью туризма (рис. 2).

Есть ли объяснение тенденции спада посещения гражданами Италии России с туристскими целями? В июле 2013 года компанией Tripadvisor был проведен опрос 1370 итальянцев.

Цель опроса — определить основные туристские тенденции жителей Апеннинского полуострова и выяснить, где предпочтительнее для них проводить отпуск. В результате опроса было выявлено, что итальянцы, как и прежде, остаются приверженцами горящих предложений (32 % опрошенных отправляются в путешествие по горящим путевкам), большее количество туристов склоняются к low cost

117 927

78 577 29 429

□ Поездки в РФ из Италии с целью туризма

■ Поездки в РФ из Италии по служебным вопросам

□ Поездки в РФ из Италии с прочими целями

□ Поездки в Италию из РФ с целью туризма

■ Поездки в Италию из РФ по служебным вопросам

□ Поездки в Италию из РФ с прочими целями

725 841

Рис. 2. Структура поездок в РФ и Италию по целям в 2013 г.

компаниям и путешествиям в низкии сезон, т. е. стараются сэкономить на отдыхе, 87 % опрошенных считают, что, оставшись в Италии, им не удастся сэкономить, а 45 % уверены, что сэкономить можно исключительно отправившись в отпуск в Европу.

К сожалению, опрошенными итальянцами, Россия среди упомянутых туристских дестинаций названа не была.

А что же привлекает российских туристов в Италии? Прежде всего это, безусловно, итальянская культура и образ жизни, что приводит соответственно к активному развитию таких направлений сотрудничества, как культурная кооперация, туризм, мода, дизайн.

Начиная с античных времен Италия является центром высокой европейской культуры, со средних веков — родиной наиболее известных и старейших европейских университетов. Однако так было многие годы, при этом потоки российских туристов начали увеличиваться лишь в последние годы.

Кульминацией многовековых связей между Москвой и Римом стал 2011 год, который прошел как перекрестный Год российской культуры и русского языка в Италии и Год итальянской культуры и итальянского языка в России. В течение всего 2012 года были проведены с широким участием Италии различные туристские выставки: INTOURMARKET и М1ТТ в Москве, ENISEY — в Красноярске, LETO — в Екатеринбурге, TOUREXPO — в Самаре, KITS — в Казани, а также в многочисленных Workshop, была приурочена новая программа Правительства Италии, направленная на развитие туризма в стране. По статистике, на Рим, Венецию и Флоренцию приходится столько же ночевок, совершенных туристами, сколько на все остальные города, вместе взятые. Новая программа призвана исправить эту ситуацию и привлечь большие потоки туристов в другие регионы.

Безусловно, стратегия правительства Италии по продвижению страны на российский туристский рынок включает вовлечение туроператорских компаний, работающих по данному направлению в России и являющихся работодателями для выпускников туристских вузов. Только в Москве насчитывается 49 туроператоров, работающих по направлению Италия.

По мнению большинства туроператорских компаний базовыми требованиями к специалисту туристского профиля являются три основополагающих момента: обладание каждым сотрудником профессиональных знаний по турпродукту, системных знаний о структуре и функционировании компании, развитие коммуникативных навыков, а также повышение личного образовательного уровня.

Совместные образовательные проекты российских и итальянских вузов, направленные на подготовку квалифицированных специалистов в области основных направлений итало-российского сотрудничества также являются важным направлением партнерства двух стран.

С начала реализации международной магистерской программы Российской международной академии туризма и Миланского университета Би-кокка прошло почти 3 года. Студенты из России обучаются по магистерской программе в университете Бикокка в течение академического года, получают возможность проанализировать, оценить и сравнить и различные системы образования и результаты интеграции Болонского процесса в российскую систему высшего туристского образования.

При этом, оценивая положительные результаты данной магистерской программы, следует учитывать и тот факт, что для российских студентов, точно так же как и для студентов из Италии, она базируется на программах бакалавриата и должна быть преемственной.

Таким образом, делая акцент на двух факторах: увеличение потоков российских туристов в Италию, что непременно повлечет за собой повышение спроса на специалистов, обладающих профессиональными компетенциями по данному направлению, и развитие российско-итальянского сотрудничества в сфере образования и туристского образования, возникает необходимость более профильной подготовки туристских кадров с учетом региональных и национальных особенностей страны.

Проведя анализ основных профессиональных образовательных программ, включающих учебные планы по направлениям подготовки бакалавриата «Менеджмент» и «Туризм» в Российской международной академии туризма, можно прийти к выводу, что они дают определенную степень вариативности и возможность более узко профильной подготовки. Так, в учебный план по направлению «Менеджмент» помимо иностранных языков, ассортимент которых следует расширить за счет итальянского языка, включены учебные дисциплины «Дипломатический протокол и этика деловых отношений» и «Памятники мирового культурного наследия», содержание которых может и должно обновляться не только в соответствии с требованиями российской образовательной системы, но и на основе долгосрочных международных соглашений вузов, в данном случае между РМАТ и университетом Биккока. Так, например, знание национальных особенностей и делового этикета итальянцев поможет выпускнику бакалаврской программы не только проще адаптироваться на рынке туроператоров как исполнителю, но и обрести в дальней-

шем на уровне магистерской подготовки концептуальное видение при разработке и продвижению российского туристского продукта на итальянский рынок. Несколько иной учебный план по образовательной программе «Туризм». Одной из учебных дисциплин является практико-ориентированная дисциплина-практикум «Основы межкультурной коммуникации», в содержании которой также может иметь место опыт итальянских и российских магистрантов, обучающихся по международной программе, поскольку они непосредственно являются носителями практических навыков по межкультурной коммуникации.

Образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося. В эту траекторию входит не столь-

ко аудиторная деятельность, сколько самостоятельная, включающая научно-исследовательскую. Таким образом, студент, нацеленный на международную магистерскую программу или планирующий работать в туроператорской компании по направлению Россия—Италия, может начать изучение итальянского опыта развития туризма еще при бакалаврской подготовке с учетом всех национальных особенностей и тенденций в развитии туризма в Италии.

Список литературы

1. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru

2. Трипадвизор. Отзывы туристов об отелях, авиаперелетах, ресторанах и достопримечательностях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tripadvisor.ru

УДК 378.147-048.35

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук Е.Е. Гордеева

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Модернизация профессионального образования в России диктует новые требования к подготовке будущих специалистов.

К настоящему времени в стране сложилась и продолжает успешно развиваться система профессионально-педагогического образования, на которую возложена задача подготовки педагогических кадров для средних профессиональных учебных заведений.

С введением ФГОС разработка системы мониторинга качества образования соотносится с требованиями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и определяющих их ответственность за «обеспечение функционирования системы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования в образовательном учреждении». Новые принципиальные требования в области качества образования — обязательное наличие внешней и внутривузовской системы качества образования [1—3]. Федеральный государственный стандарт определяет качество образования как обязательную норму, выполнение которой зависит от ряда факторов:

♦ контингента обучающихся и их профессиональной направленности;

♦ условий образовательного процесса;

• кадрового потенциала педагогического коллектива;

• материально-технического обеспечения. Таким образом, качество образовательного

процесса рассматривается как совокупность качественных условий, процессов, технологий, сопровождающих процесс обучения и результаты деятельности преподавателей. Основываясь на таком подходе, в ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП имени Ивана Федорова) выстраивалась система внутренней и внешней оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе. Данная система успешно применяется и в процессе подготовки педагогов профессионального обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)». Внутренняя система оценки качества уровня знаний и готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе («Диагностики уровня знаний обучающихся») осуществляется через внутривузовскую балльно-рейтинговую систему, обеспечивающую процесс перманентного отслеживания и распределения студентов по результатам комплексной оценки их персональных достижений. Применяемая в университет балльно-рейтинговая система способствует решению следующих задач:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.