Научная статья на тему 'УЧЕТ СМЕРТНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УЧЕТ СМЕРТНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВА / CITY OF FEDERAL IMPORTANCE - MOSCOW / ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ / THE DEPARTMENT OF HEALTH OF MOSCOW CITY / УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ / "СУБЪЕКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА" / "SUBJECTS OF OFFICIAL STATISTICAL ACCOUNTING" / "СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ" / THE "SYSTEM OF STATE STATISTICS" / "ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ" / "OFFICIAL STATISTICAL INFORMATION" / СМЕРТЬ / DEATH / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / MEDICAL FACILITY / МОРГ / MORGUE / ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ТАНАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / THANATOLOGICAL DEPARTMENT / "МЕДИЦИНСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ" / "MEDICAL CERTIFICATE OF DEATH" ON THE RECORDS OF ACTS OF CIVIL STATUS / ОРГАН ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / "СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ" / "DEATH CERTIFICATE" / DEPARTMENT OF RECORDS OF ACTS OF CIVIL STATUS OF THE CITY OF MOSCOW / "OFFICIAL STATISTICS" / POST-MORTEM DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич

В статье не только обращено внимание на несовершенство законодательства об учете смертности в медицинских учреждениях и в управомоченных государственных органах субъектов Российской Федерации, но и высказаны предложения по совершенствованию данной разновидности официального статистического учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The registration of mortality in medical institutions and other state bodies of constituent entities of the Russian Federation

The article not only focused attention on the imperfection of the legislation on accounting for mortality in medical institutions and authorized state bodies of constituent entities of the Russian Federation, but also made suggestions for improving the variety of official statistical accounting.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ СМЕРТНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УЧЕТ СМЕРТНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛЯНКО Николай Иванович,

кандидат медицинских наук, заведующий организационно-методическим отделом по патологоанатомической службе Департамента здравоохранения г. Москвы. E-mail: nikpol52@mail.ru;

ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье не только обращено внимание на несовершенство законодательства об учете смертности в медицинских учреждениях и в управомоченных государственных органах субъектов Российской Федерации, но и высказаны предложения по совершенствованию данной разновидности официального статистического учета.

Abstract: The article not only focused attention on the imperfection of the legislation on accounting for mortality in medical institutions and authorized state bodies of constituent entities of the Russian Federation, but also made suggestions for improving the variety of official statistical accounting.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, город федерального значения - Москва, Департамент здравоохранения города Москвы, Управление записи актов гражданского состояния города Москвы, «официальный статистический учет», «(система государственной статистики», «официальная статистическая информация», «субъекты официального статистического учета», смерть, медицинское учреждение, морг, патологоанатомиче-ское отделение, танатологическое отделение, «медицинское свидетельство о смерти», орган записи актов гражданского состояния, «свидетельство о смерти».

Keywords: Russian Federation, subject of the Russian Federation, city of Federal importance - Moscow, the Department of health of Moscow city, Department of records of acts of civil status of the city of Moscow, «(official statistics», the «system of state statistics», «official statistical information», «subjects of official statistical accounting», death, medical facility, morgue, post-mortem Department, thanatological Department, «medical certificate of death» on the records of acts of civil status, «death certificate».

Данная статья фактически является продолжением иных наших публикаций[1].

На сей раз нами избрана деятельность тех организаций и управомоченных государственных органов, которые фактически и осуществляют учет смертности в субъектах Российской Федерации.

Иначе говоря, предметом статьи является статистический учет смертности в Российской Федерации.

Смертность населения («множество единичных смертей») предложено именовать «демографической статистикой», как одной из «древнейших ветвей статистической науки»[2].

Общетеоретический подход к статистике, в том числе и к «статистике населения» предложен Л.И. Яковенко и А.В. Лосевой («теория статистики»)[3], а также О.А. Пря-мухиной и Л.Г. Симоненко («общая теория статистики»)[4].

Представляется верным суждение Е.А. Купцовой о статистике как о «средстве научного познания»[5].

Единая государственная политика в «сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных про-

цессах в Российской Федерации» урегулирована в Федеральном законе РФ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 9 ноября 2007 г.[6] В этом же Федеральном законе РФ от 9 ноября 2007 г.[7] обращаем внимание и на положения статьи 2, в которой дано разъяснение отдельных «основных понятий»: «официальный статистический учет -деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации»; «система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств»; «официальная статистическая информация -сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других обществен-

ных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией»; «субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации ..., осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Теперь непосредственно о существующей в Российской Федерации[8] практике регистрации смерти[9].

Биологическая смерть человека является основанием для безусловного утверждения о том, что его тело превращается в труп[10].

Труп человека поступает в морг.

Организация и деятельность одной из разновидностей морга избиралась в качестве предмета научного исследования Д.С. Кадочниковым[11]. В результате проведенного исследования ему удалось сформулировать несколько «выводов»: «1. Анализ истории формирования понятия «морг» свидетельствует, что как первоначально, так и в современных условиях этот термин соответствует помещению, предназначенному для выполнения судебно-медицинских задач - проведению опознания и вскрытия трупов для целей юстиции. Тем не менее, в учреждениях военной судебно-медицинской экспертизы . своей прозекторской материальной базы с момента образования не было ... »; «2. Сложившаяся ситуация с отсутствием специализированных судебно-медицинских моргов оказывает негативное влияние на деятельность судебно-медицинской службы по медицинскому и юридическому обеспечению МО РФ ... »; «3. Для совершенствования судебно-медицинских исследований необходимо изменение организационно-штатной структуры, материально-технического и научно-методического обеспечения военных судебно-медицинских учреждений . »[12].

В последующем Д.С. Кадочников сфокусировал внимание на «инфекционной безопасности» «функционирования судебно-медицинского морга»[13].

Представляют несомненный интерес и иные публикации Д.С. Кадочникова, правда, в соавторстве[14].

Регистрация смерти человека, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.

Так, в городе федерального значения - Москве, как субъекте Российской Федерации (исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации закреплен в ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.[15]), в первую очередь обращаем внимание на приказ Руководителя Депар-

тамента г. Москвы «Об организации патологоанатомических и судебно-медицинских вскрытий (исследований), совершенствовании учета и анализа причин смерти в городе Москве» № 1064 от 29 декабря 2016 г.[16] Многоцелевое предназначение приказа № 1064 от 29 декабря 2016 г. («В целях дальнейшего совершенствования системы учета, информационного обеспечения и анализа причин смерти в городе Москве, порядка направления и транспортировки тел умерших и погибших граждан в танатологические и патологоана-томические отделения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы»)[17] предопределило и множество приложений к этому же подзаконному нормативному правовому акту: «Инструкция о порядке назначения патологоанатомических и судебно-медицинских вскрытий» (приложение № 1); «Раскрепление медицинских организаций за патологоанатомическими отделениями для проведения вскрытий и бесплатного сохранения тел умерших» (приложение № 2); «Положение о проведении патологоанатомических вскрытий при материнской смерти в медицинских организациях» (приложение № 3); «Положение о проведении патологоанатомических вскрытий мертворожденных плодов и новорожденных» (приложение № 4); «Инструкция о порядке констатации смерти лиц, умерших на дому, врачами медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и врачами (фельдшерами) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Станция скорой и неотложной помощи имени А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы» (приложение № 5); «Инструкция по направлению тел умерших в танатологические отделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» для проведения судебно-медицинского исследования или в патологоанатомические отделения для решения вопроса о проведении патологоанатомического вскрытия или сохранения тела до дня похорон» (приложение № 6).

Анализ положений приложений №№ 1 -6 к приказу № 1064 от 29 декабря 2016 г. позволяет утверждать, что вскрытие трупов может быть патологоанатомическим и судебно-медицинским. Вероятно, для унификации процесса вскрытия трупов в литературе[18] и в отдельных нормативных правовых актах[19] используется термин «прозекторское дело» (или иные, сопряженные с этим, термины).

Патологоанатомическое вскрытие трупов осуществляется в патологоанатомических отделениях (ПАО) при медицинских учреждениях (точнее, входящих в структуру таковых), что также регламентировано в Федеральном за-

коне РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. (ст. 67)[20]. ПАО состоит из: 1 -_патоморфологической лаборатории, где производят (прижизненные и посмертные) гистологические исследования тканей из органов; 2 - морга, где хранятся и вскрываются трупы. Иначе говоря, морг недопустимо отождествлять с ПАО, а тем более просто с помещением, как-то допускает Д.С. Кадочников[21]. В г. Москве перечень ПАО при медицинских учреждениях является исчерпывающим и основывается на административно-территориальном делении указанного субъекта Российской Федерации[22]. Так, например, в Центральном административном округе (ЦАО) г. Москвы имеется три ПАО при медицинских учреждениях: ГБУЗ ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова; ГБУЗ «НИИ СП им. И.В. Склифософ-ского»; ГБУЗ «ГКБ им. И.В. Давыдовского» (всего в г. Москве - 41 ПАО при медицинских учреждениях)[23].

Многообразие ПАО при медицинских учреждениях г. Москвы предполагает их систематизацию. Ввиду отсутствия высшего звена - патологоанатомического бюро - Бюро патологоанатомическое), разумеется, условно можно утверждать о наличии двух звеньев система патологоанато-мической службы в г. Москве: ПАО при медицинском учреждении - Департамент здравоохранения г. Москвы.

Судебно-медицинское вскрытие трупов осуществляется в танатологических отделениях (ТАО). Многообразие танатологических отделений предполагает их систематизацию. Можно утверждать о наличии трех звеньев системы судебно-медицинской экспертизы в г. Москве: ТАО -Бюро СМЭ - Департамент здравоохранения г. Москвы.

Результаты патологоанатомического и судебно-медицинского вскрытий трупов представляются в официальных документах - «медицинское свидетельство о смерти», «медицинское свидетельство о перинатальной смерти», что регламентировано в приказе Департамента здравоохранения г. Москвы «Об утверждении Порядка заполнения, выдачи и учета медицинских свидетельств о смерти, медицинских свидетельств о перинатальной смерти в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с использованием сервисов «Регистрация фактов смерти в ЕМИАС» № 843 от 14 октября 2016 г.[24] Данным подзаконным нормативным актом утверждены: «Порядок заполнения, выдачи и учета медицинских свидетельств о смерти, медицинских свидетельств о перинатальной смерти в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с использованием сервисов «Регистрация фактов смерти в ЕМИАС» (приложение № 1); «Шаблон бланка для оформления медицинского свидетельства о смерти (учетная форма 106/у-08) с использованием сервисов «Регистрация

фактов смерти в ЕМИАС» (приложение № 2); «Шаблон бланка для оформления медицинского свидетельства о перинатальной смерти (учетная форма 106-2/у-08) с использованием сервисов РФС-ЕМИАС» (приложение № 3).

В пункте 1.1 Порядка заполнения, выдачи и учета медицинских свидетельств о смерти, медицинских свидетельств о перинатальной смерти в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с использованием сервисов «Регистрация фактов смерти в ЕМИАС» (приложение № 1 к приказу № 843 от 14 октября 2016 г.) в качестве правового обоснования упоминается и несколько федеральных законов РФ, в том числе и Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» от 22 октября 1997 г.[25] («статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) «Об актах гражданского состояния»).

В Федеральном законе РФ от 22 октября 1997 г. обращаем внимание лишь на отдельные статьи, в которых закреплены в том числе и бланкетные нормы: «Настоящий Федеральный закон определяет: органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг)» - статья 1; «1. Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. 2. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. 3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации» -статья 3; «1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ... Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Фе-

дерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета» - статья 4.

Во исполнение Федерального закона РФ от 22 октября 1997 г. принят приказ Министра юстиции РФ «Об утверждении форм бланков записей актов гражданского состояния» № 47 от 28 марта 2014 г.[26], в котором обнаруживаем «форму бланка» - «запись акта о смерти».

Иначе говоря, в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 октября 1997 г. регистрация смерти человека является исключительной компетенцией управомочен-ных органов субъектов Российской Федерации.

В г. Москве на сей счет принято несколько нормативных правовых актов: Постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении Положения об Управлении записи актов гражданского состояния города Москвы» № 335-ПП от 8 сентября 2011 г.[27]; постановление Правительства г. Москвы «Об организации деятельности по предоставлению государственных услуг Управлением записи актов гражданского состояния города Москвы» № 149-ПП от 17 апреля 2012 г.[28]; постановление Правительства г. Москвы «О проведении пилотного проекта по организации предоставления многофункциональными центрами предоставления государственных услуг на территории города Москвы государственной услуги по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния» № 187-ПП от 8

Библиография:

апреля 2015 г.[29]

На основании официального документа выданного в ПАО при медицинском учреждении г. Москвы или в ТАО в поименованных управомоченных государственных органах г. Москвы, как правило, родственникам, выдается другой документ - «свидетельство о смерти».

Таким образом, практика регистрации смерти человека в целом представляется далекой от совершенства. Регистрация смерти человека осуществляется управомо-ченными органами субъектов Российской Федерации, в каждом из которых имеются особенности правового регулирования (в частности, нормативные правовые акты с разной юридической силой - законы, постановления и др.).

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, в Российской Федерации фактически осуществляется двойной учет смертности, причем в субъектах Российской Федерации: 1) в медицинских учреждениях посредством выдачи документов строгой отчетности - «медицинское свидетельство о смерти», «медицинское свидетельство о перинатальной смерти»; 2) в государственных органах (органах записи актов гражданского состояния) посредством выдачи документа также строгой отчетности -«свидетельство о смерти».

Во-вторых, в законодательстве субъектов Российской Федерации отсутствует единообразный подход в регулировании регистрации смерти человека.

В-третьих, представляется целесообразным учет регистрации смерти человека осуществлять в ПАО (ТАО) при медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации посредством выдачи единого документа - «свидетельство о смерти».

В-четвертых, возложить обязанность на ПАО (ТАО) при медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации представлять сведения о смерти человека в управомоченные органы тех же субъектов Российской Федерации (как правило, в органы записи актов гражданского состояния).

В-пятых, основанием для направления трупов из ПАО (ТАО) при медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации для погребения на государственных кладбищах является исключительно «свидетельство о смерти».

В-шестых, погребение трупов на государственных кладбищах осуществляется исключительно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: pro et contra (юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 1 ; Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и

практика. 2017. № 2.

2. Гришакина Н.И., Фетисова Г.В. Статистика населения с основами демографии: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. С. 4-6, 41-44.

3. Яковенко Л.И., Лосева А.В. Статистика: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С. 5-11, 147-159.

4. Прямухина О.А., Симоненко Л.Г. Статистика (общая теория): Учебное пособие. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2016. С. 561.

5. Купцова Е.А. Статистика как средство научного познания: Диссертация ... канд. философских наук. Л., 1986.

6. СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6043; 2013. № 50 (часть I). Ст. 4084.

7. О проблемах датирования федеральных конституционных законов РФ и федеральных законов РФ подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

8. Мы полагаем, что с 25.12.1991 г. для наименования государства необходимо использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

9. Зайратьянц О.В., Ковальский Г.Б., Рыбакова М.Г., Полянко Н.И., Юрин А.Г. Медико-демографические показатели: Россия, Москва, Санкт-Петербург. ХХ век и начало XXI века: Справочное пособие. Таблицы и графики. М., 2006. С. 1-112; Зайратьянц О.В., Полянко Н.И., Пальцев М.А., Коваленко В.Л., Варшавский В.А., Кактурский Л.В., Никонов Е.Л. Инструкция по видам работ (медицинских услуг) и перечню учетно-отчетной медицинской документации патологоанатомического отделения. М.: Департамент здравоохранения г. Москвы, 2007. № 4; Варясин В.В., Зайратьянц О.В., Ильинский И.М., Полянко Н.И., Шумаков Д.В., Евдокимова А.Г. Оформление диагнозов при приобретенных пороках сердца в соответствии с требованиями Международной классификации болезней (МКБ-10) // Сердечная недостаточность. 2007. Т. 8. № 5. С. 244-246; Зайратьянц О.В., Черняев А.Л, Полянко Н.И., Осадчая В.В., Трусов А.Е. Структура смертности населения Москвы от болезней органов кровообращения и дыхания в период аномального лета 2010 года // Пульмонология. 2011. № 4. С. 29-33.

10. Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148.

11. Кадочников Д.С. Специализированный судебно-медицинский морг (задачи, структура и организация работы): Автореферат дисс. . канд. медицинских наук. С.-Пб., 2002.

12. Кадочников Д.С. Специализированный судебно-медицинский морг (задачи, структура и организация работы): Автореферат дисс. ... канд. медицинских наук. С.-Пб., 2002. С. 18-20.

13. Кадочников Д.С. Научные основы обеспечения инфекционной безопасности судебно-медицинских секционных исследований: Автореферат дисс. ... докт. медицинских наук. С.-Пб., 2010.

14. Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Судебно-медицинская танатология: Монография. М.: ЮрИнфоЗдрав, 2012; Кадочников Д.С., Ракитин В.А. Судебно-медицинская процессуалистика: Монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2014.

15. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

16. В официальных источниках не публиковался.

17. В преамбуле приказа № 1064 от 29.12.2016 г. использование некоторых терминов вызывает возражение (например, «тел умерших» и др.).

18. Дерябина В.Л. Очерки развития прозекторского дела в СССР. М.: Медгиз, 1958.

19. О штатных нормативах медицинского персонала патологоанатомических отделений (прозекторных): Приказ Министра здравоохранения СССР № 1095 от 23.10.1981 г. (утратил юридическую силу); О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы города Москвы: Приказ Руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы № 613 от 20.06.2013 г. (в официальных источниках не публиковался).

20. СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724; ...; 2016. № 27 (часть I). Ст. 4219.

21. Кадочников Д.С. Специализированный судебно-медицинский морг (задачи, структура и организация работы): Автореферат дисс. . канд. медицинских наук. С.-Пб., 2002.

22. О территориальном делении города Москвы: Закон г. Москвы от 05.07.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 5; Ведомости МГД. 2012. № 4. Ст. 45; 2013. № 8. Ст. 212.

23. О системе здравоохранения г. Москвы также см.: Галузо В.Н. Страдания и творчество: юридический аспект // Право и государство: теория и практика. 2013. № 11. С. 138-140.

24. В официальных источниках не публиковался.

25. СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340; ...; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4294.

26. РГ. 2014. 16 апреля.

27. Вестник МПМ. 2011. № 43.

28. Вестник МПМ. 2012. № 25.

29. Вестник МПМ. 2015. № 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.