Научная статья на тему 'О МЕСТАХ ПОГРЕБЕНИЯ ТРУПОВ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

О МЕСТАХ ПОГРЕБЕНИЯ ТРУПОВ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ / CITY OF FEDERAL SIGNIFICANCE / ГОРОД МОСКВА / MOSCOW / ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / SAINT PETERSBURG / Г. СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / NORMATIVE LEGAL ACT / ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / FUNERAL BUSINESS / ТРУП ЧЕЛОВЕКА / МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ / PLACE OF BURIAL / THE CORPSE OF A MAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич

В статье не только обращено внимание на медико-правовые аспекты погребения трупов человека на территориях лишь одной категории субъектов Российской Федерации - в городах федерального значения, но и высказаны предложения по совершенствованию законодательства о похоронном деле Российской Федерации и такового же в ее субъектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полянко Николай Иванович, Галузо Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The places of burial of dead person in the Federal cities of the Russian Federation (medico-legal aspects)

The article not only highlighted the medico-legal aspects of the burial of the bodies of man in the territories, only one category of constituent entities of the Russian Federation - cities of Federal importance, but also the proposals for improving the legislation on the funeral business in the Russian Federation and such by her subjects.

Текст научной работы на тему «О МЕСТАХ ПОГРЕБЕНИЯ ТРУПОВ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

О МЕСТАХ ПОГРЕБЕНИЯ ТРУПОВ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

ПОЛЯНКО Николай Иванович,

кандидат медицинских наук, заведующий организационно-методическим Отделом по патологоанатомической службе Департамента здравоохранения г. Москвы. E-mail: nikpol52@mail.ru;

ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье не только обращено внимание на медико-правовые аспекты погребения трупов человека на территориях лишь одной категории субъектов Российской Федерации - в городах федерального значения, но и высказаны предложения по совершенствованию законодательства о похоронном деле Российской Федерации и такового же в ее субъектах.

Abstract: the article not only highlighted the medico-legal aspects of the burial of the bodies of man in the territories, only one category of constituent entities of the Russian Federation - cities of Federal importance, but also the proposals for improving the legislation on the funeral business in the Russian Federation and such by her subjects.

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция РФ, субъект Российской Федерации, город федерального значения, город Москва, город Санкт-Петербург, г. Севастополь, законодательство, нормативный правовой акт, похоронное дело, труп человека, места погребения.

Keywords: The Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation, a subject of the Russian Federation, city of Federal significance, Moscow, Saint Petersburg, Sevastopol, legislation, normative legal act, the funeral business, the corpse of a man, the place of burial.

Данная статья фактически является продолжением иных наших публикаций1.

На сей раз нами избрано погребение трупов человека, причем на территориях в одной категории субъектов Российской Федерации - города федерального значения.

Как известно, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2. В соответствии с частью 1 ст. 65 Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

1 См.: Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: pro et contra (юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 1. С. ; Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2. С. ; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. .

2 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

2 В официальных источниках не публиковался.

Городов федерального значения ныне три: город Москва3, город Санкт-Петербург4 и город Севастополь5.

В Российской Федерации6 нормативным правовым актом о похоронном деле с наивысшей юридической силой является Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.7.

Обращаем внимание на несколько положений Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г.8.

3 См.: Устав города Москвы: Закон г. Москвы от 28.06.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 4; Ведомости МГД. 2001. № 1. Ст. 130; ...; 2014. № 9. Ст. 244.

4 См.: Устав Санкт-Петербурга (принят ЗС Санкт-Петербурга 14.01.1998 г.) // Вестник ЗС Санкт-Петербурга. 1998. № 2; ...; Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга -http://www.gov.spb.ru. 26.05.2016 г.

5 См.: О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя: ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 1; Устав города Севастополя (принят ЗС г. Севастополя 11.04.2014 г.) // Севастопольские известия. 2014. 23 апреля; ...; Официальный сайт ЗС г. Севастополя -http://sevzakon.ru. 29.11.2016 г.

6 Мы полагаем, что с 25.12.1991 г. для наименования государства необходимо использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

7 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; ...; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4238.

8 О проблемах датирования федеральных конституционных законов РФ и федеральных законов РФ подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

Так, в структурном элементе ст. 1 Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г., с нарушением правил законодательной техники поименованного как «4)»1, обнаруживаем следующее положение: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: ... 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности» - абзац первый, абзац пятый).

Во всех городах федерального значения, как субъектах Российской Федерации, приняты аналогичные нормативные правовые акта.

В городе Москве действует Закон г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» от 4 июня 1997 г.2. В ст. 2 этого нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «захоронение» («предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби»); «место захоронения» («могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом»); «обряд» («символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке); «похороны» («обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации»; «похоронные принадлежности» («гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала»); «ритуал» («порядок проведения похоронного обряда»; «родственный участок» («участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего»); «городское кладбище» («общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы»); «муниципальное кладбище» («общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию кото-

1 Структурными элементами статей ФЗ РФ от 08.12.1995 г. являются пункт («1», «2», «3» и т.д.) и подпункт («1)», «2», «3» и т.д.). В ст. 1 ФЗ РФ от 08.12.1995 г. отсутствуют пункты, а имеются структурные элементы, именуемые как («1)», «2», «3», «4»), для именования которых необходимо использовать термин «абзац» (соответственно, «абзац второй», «абзац третий», «абзац четвертый», «абзац пятый»).

2 См.: Ведомости МД. 1997. № 6; ...; Ведомости МГД. 2001. № 4.

Ст. 29; ...; 2014. № 6. Ст. 127.

рого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований»). В ст. 6 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. фактически определено содержание термина «место захоронения» («1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению. 1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы. 2. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения - в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий»). Положения ст. 6 детализированы в разделе 4 «Организация мест погребения» (ст. 22-31) Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г.

В городе Санкт-Петербурге действует Закон г. С.-Петербурга «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» от 13 сентября 2006 г.3. В ст. 2 этого нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «кладбище» («комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления погребения, оказания услуг, связанных с погребением, а также содержания мест погребения»); «крематорий (кремационный комплекс)» («сооружение для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации) с соблюдением определенного обряда погребения»); «похоронное дело в Санкт-Петербурге .» («деятельность по оказанию услуг по погребению, ритуальных и иных сопутствующих данной деятельности услуг»); «ритуальные услуги» («услуги, включающие в себя прием заказа и заключение договоров на организацию похорон (агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон), захо-

3 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 17 октября.

ронение и перезахоронение, услуги по кремации, транспортировка тел (останков) умерших (погибших), изготовление гробов и урн для захоронения праха, санитарная и косметическая обработка тел, бальзамирование, изготовление и установка надмогильных сооружений, производство иных предметов похоронного ритуала, изготовление надписей на памятниках, фотокерамических изделий, уход за местами погребения и отдельными захоронениями»); «специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» («юридическое лицо, создаваемое в целях организации похоронного дела в порядке, определенном действующим законодательством»); «надмогильные сооружения» («ограды могил, склепы, памятные, мемориальные и иные сооружения, устанавливаемые на могилах»).

В городе Севастополе действует Закон г. Севастополя «О погребении и похоронном деле в городе Севастополе» от 24 июня 2015 г.1. В ст. 2 данного нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «кладбища» («комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения, в том числе культовые (религиозные), и иные объекты, предназначенные для осуществления погребения, оказания услуг, связанных с погребением, а также содержания мест погребения»); «зона захоронения» «(основная функциональная часть территории кладбища, на которой осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом»); «места захоронения» («земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения, и ниши в стенах скорби»); «намогильное сооружение» («архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечивания памяти умерших и устанавливаемое на месте захоронения»); «обряд» («символическая церемония, выполняемая в определенном порядке. Может быть гражданский, религиозный, воинский»); «похороны» («гражданский, религиозный, воинский обряд погребения тела, останков или праха»); «похоронные принадлежности» («гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), покрывала и другие предметы похоронного ритуала»); «стена скорби (ко-лумбарная стена)» («сооружение в виде стены, предназначенное для захоронения праха или урн с

1 См.: Севастопольские известия. 2015. 25 июля.

прахом»); «колумбарий» («здание, его часть или сооружение, предназначенное для захоронения праха или урн с прахом. Колумбарий по вертикали делится на ярусы, ярусы делятся на ниши, закрываемые мемориальными плитами»); «останкохранилище» («объект похоронного назначения, помещение или группа помещений в его составе, в которых осуществляется хранение останков умерших или погибших, причина смерти которых установлена, и подготовка их к погребению»); «специализированная служба по вопросам похоронного дела («юридическое лицо, создаваемое органами исполнительной власти города Севастополя, на которое возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и оказание услуг по погребению»). Положения ст. 2 детализированы в главе 4 «Организация мест погребения» (статьи 11-26) Закона г. Севастополя от 24 июня 2015 г.

В перечисленных субъектах Российской Федерации действуют и иные нормативные правовые акты, которые могут быть отнесены к законодательству о похоронном деле.

Так, в городе Москве действует постановление Правительства г. Москвы «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве» № 260-ПП от 8 апреля 2008 г.2, которым утверждены: «Порядок организации похоронного дела в городе Москве» (приложение 1); «Правила работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядок их содержания» (приложение 2); «Перечень городских кладбищ и крематориев города Москвы» (приложение 3).

В городе Санкт-Петербурге действует Закон г. С.-Петербурга «О единовременной денежной выплате на погребение в Санкт-Петербурге» от 7 марта 2007 г.3.

Таким образом, законодательство о похоронном деле в городах федерального значение фактически дублирует законодательство Российской Федерации о похоронном деле. В городах федерального значения целесообразно лишь регулировать особенности похоронного дела. Соответственно допустимо принятие следующих нормативных правовых актов: Закон г. Москвы «Об особенностях похоронного дела в городе Москве»; Закон г. Санкт-Петербурга «Об особенностях похоронного дела в городе Санкт-Петербурге», Закон г. Севастополя «Об особенностях похоронного дела в городе Севастополе». В поименованных нормативных правовых актах целесо-

2 См.: Вестник МПМ. 2008. № 24; ...; 2016. № 62. С. 197-198.

3 См.: Вестник ЗС С.-Пб. 2007. № 9.

образно предусмотреть исчерпывающие перечни мест захоронения, а также порядок возмещения расходов на погребение трупов человека. В городах федерального значения могут быть места захоронения, на которые не распространяется юрисдикция управомоченных государственных органов (в городе Москве к таковым, например, может быть отнесено «Троекуровское кладбище»). Нам представляется, что перечень мест захоронения федерального значения должен быть предусмотрен в законодательстве о похоронном деле Российской Федерации (Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации»).

Принятие же иных нормативных правовых актов о похоронном деле в городах федерального значения недопустимо.

В заключение, для любознательных читателей приводим отдельные положения «Устава «Весеннего Общества» для вспомоществования больных и на погребение умерших фабричных рабочих в районе Красной Двины»1: «когда умрет один из членов или умрет его жена, то на первое время выдается на погребение 15 руб.; высший размер пособия определяется Общим Собранием» - § 11; «Для членов или их жен, которых смерть следует в течение первых трех месяцев со дня принятия их в Общество, не выдается никакого пособия, а возвращаются лишь внесенные ими деньги» - § 12; «Деньги на погребение выплачиваются Казначеем Общества не иначе, как по представлении ему от священника свидетельства о последовавшей смерти члена Общества» - § 13; «Деньги на погребение выдаются только семейству или наследникам умершего. Наложение на них запрещения акцептировано не будет» - § 14.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, похоронное дело во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в горо-

дах федерального значения, должно регулироваться единообразно.

Во-вторых, нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования похоронного дела в Российской Федерации, должен являться Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации».

В-третьих, в Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации» необходимо включить статью, в которой дать разъяснения некоторых терминов (как-то: «смерть», «труп человека», «похоронное дело», «место захоронения», «кладбище», «колумбарий» и др.)

В-четвертых, структурными элементами Федерального закона РФ «О похоронном деле в Российской Федерации» должны являться: глава и статья. Статья этого же нормативного правового акта должна состоять из частей (без использования арабских и римских цифр) и пунктов, для обозначения которых использовать арабские цифры («1», «2», «3» и т.д.).

В-пятых, в городах федерального значения целесообразно принять нормативные правовые акты исключительно об особенностях похоронного дела в таковых: Закон г. Москвы «Об особенностях похоронного дела в городе Москве»; Закон г. Санкт-Петербурга «Об особенностях похоронного дела в городе Санкт-Петербурге», Закон г. Севастополя «Об особенностях похоронного дела в городе Севастополе». В этих же нормативных правовых актах предусмотреть исчерпывающий перечень мест захоронения.

В-шестых, исчерпывающий перечень мест захоронений федерального значения, на которые не распространяется юрисдикция управомоченных государственных органов городов федерального значения, предусмотреть в Федеральном законе РФ «О похоронном деле в Российской Федерации».

1 См.: Устав «Весеннего Общества» для вспомоществования больных и на погребение умерших фабричных рабочих в районе Красной Двины. Рига: Печатано в Русско-Латышской типографии (К.Г. Штальберг), 1873. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.