О МЕСТАХ ПОГРЕБЕНИЯ ТРУПОВ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
ПОЛЯНКО Николай Иванович,
кандидат медицинских наук, заведующий организационно-методическим Отделом по патологоанатомической службе Департамента здравоохранения г. Москвы. E-mail: nikpol52@mail.ru;
ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru
Краткая аннотация: в статье не только обращено внимание на медико-правовые аспекты погребения трупов человека на территориях лишь одной категории субъектов Российской Федерации - в городах федерального значения, но и высказаны предложения по совершенствованию законодательства о похоронном деле Российской Федерации и такового же в ее субъектах.
Abstract: the article not only highlighted the medico-legal aspects of the burial of the bodies of man in the territories, only one category of constituent entities of the Russian Federation - cities of Federal importance, but also the proposals for improving the legislation on the funeral business in the Russian Federation and such by her subjects.
Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция РФ, субъект Российской Федерации, город федерального значения, город Москва, город Санкт-Петербург, г. Севастополь, законодательство, нормативный правовой акт, похоронное дело, труп человека, места погребения.
Keywords: The Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation, a subject of the Russian Federation, city of Federal significance, Moscow, Saint Petersburg, Sevastopol, legislation, normative legal act, the funeral business, the corpse of a man, the place of burial.
Данная статья фактически является продолжением иных наших публикаций1.
На сей раз нами избрано погребение трупов человека, причем на территориях в одной категории субъектов Российской Федерации - города федерального значения.
Как известно, исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации предусмотрен в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2. В соответствии с частью 1 ст. 65 Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
1 См.: Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: pro et contra (юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 1. С. ; Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2. С. ; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. .
2 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
2 В официальных источниках не публиковался.
Городов федерального значения ныне три: город Москва3, город Санкт-Петербург4 и город Севастополь5.
В Российской Федерации6 нормативным правовым актом о похоронном деле с наивысшей юридической силой является Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г.7.
Обращаем внимание на несколько положений Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г.8.
3 См.: Устав города Москвы: Закон г. Москвы от 28.06.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 4; Ведомости МГД. 2001. № 1. Ст. 130; ...; 2014. № 9. Ст. 244.
4 См.: Устав Санкт-Петербурга (принят ЗС Санкт-Петербурга 14.01.1998 г.) // Вестник ЗС Санкт-Петербурга. 1998. № 2; ...; Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга -http://www.gov.spb.ru. 26.05.2016 г.
5 См.: О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя: ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 1; Устав города Севастополя (принят ЗС г. Севастополя 11.04.2014 г.) // Севастопольские известия. 2014. 23 апреля; ...; Официальный сайт ЗС г. Севастополя -http://sevzakon.ru. 29.11.2016 г.
6 Мы полагаем, что с 25.12.1991 г. для наименования государства необходимо использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
7 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; ...; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4238.
8 О проблемах датирования федеральных конституционных законов РФ и федеральных законов РФ подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
Так, в структурном элементе ст. 1 Федерального закона РФ от 8 декабря 1995 г., с нарушением правил законодательной техники поименованного как «4)»1, обнаруживаем следующее положение: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: ... 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности» - абзац первый, абзац пятый).
Во всех городах федерального значения, как субъектах Российской Федерации, приняты аналогичные нормативные правовые акта.
В городе Москве действует Закон г. Москвы «О погребении и похоронном деле в городе Москве» от 4 июня 1997 г.2. В ст. 2 этого нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «захоронение» («предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби»); «место захоронения» («могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом»); «обряд» («символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке); «похороны» («обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации»; «похоронные принадлежности» («гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала»); «ритуал» («порядок проведения похоронного обряда»; «родственный участок» («участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего»); «городское кладбище» («общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы»); «муниципальное кладбище» («общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию кото-
1 Структурными элементами статей ФЗ РФ от 08.12.1995 г. являются пункт («1», «2», «3» и т.д.) и подпункт («1)», «2», «3» и т.д.). В ст. 1 ФЗ РФ от 08.12.1995 г. отсутствуют пункты, а имеются структурные элементы, именуемые как («1)», «2», «3», «4»), для именования которых необходимо использовать термин «абзац» (соответственно, «абзац второй», «абзац третий», «абзац четвертый», «абзац пятый»).
2 См.: Ведомости МД. 1997. № 6; ...; Ведомости МГД. 2001. № 4.
Ст. 29; ...; 2014. № 6. Ст. 127.
рого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований»). В ст. 6 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. фактически определено содержание термина «место захоронения» («1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению. 1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы. 2. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения - в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий»). Положения ст. 6 детализированы в разделе 4 «Организация мест погребения» (ст. 22-31) Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г.
В городе Санкт-Петербурге действует Закон г. С.-Петербурга «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» от 13 сентября 2006 г.3. В ст. 2 этого нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «кладбище» («комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения и иные объекты, предназначенные для осуществления погребения, оказания услуг, связанных с погребением, а также содержания мест погребения»); «крематорий (кремационный комплекс)» («сооружение для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации) с соблюдением определенного обряда погребения»); «похоронное дело в Санкт-Петербурге .» («деятельность по оказанию услуг по погребению, ритуальных и иных сопутствующих данной деятельности услуг»); «ритуальные услуги» («услуги, включающие в себя прием заказа и заключение договоров на организацию похорон (агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон), захо-
3 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 17 октября.
ронение и перезахоронение, услуги по кремации, транспортировка тел (останков) умерших (погибших), изготовление гробов и урн для захоронения праха, санитарная и косметическая обработка тел, бальзамирование, изготовление и установка надмогильных сооружений, производство иных предметов похоронного ритуала, изготовление надписей на памятниках, фотокерамических изделий, уход за местами погребения и отдельными захоронениями»); «специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» («юридическое лицо, создаваемое в целях организации похоронного дела в порядке, определенном действующим законодательством»); «надмогильные сооружения» («ограды могил, склепы, памятные, мемориальные и иные сооружения, устанавливаемые на могилах»).
В городе Севастополе действует Закон г. Севастополя «О погребении и похоронном деле в городе Севастополе» от 24 июня 2015 г.1. В ст. 2 данного нормативного правового акта дано разъяснение использованных «понятий»: «кладбища» («комплекс, включающий земельные участки, здания, сооружения, в том числе культовые (религиозные), и иные объекты, предназначенные для осуществления погребения, оказания услуг, связанных с погребением, а также содержания мест погребения»); «зона захоронения» «(основная функциональная часть территории кладбища, на которой осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом»); «места захоронения» («земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения, и ниши в стенах скорби»); «намогильное сооружение» («архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечивания памяти умерших и устанавливаемое на месте захоронения»); «обряд» («символическая церемония, выполняемая в определенном порядке. Может быть гражданский, религиозный, воинский»); «похороны» («гражданский, религиозный, воинский обряд погребения тела, останков или праха»); «похоронные принадлежности» («гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), покрывала и другие предметы похоронного ритуала»); «стена скорби (ко-лумбарная стена)» («сооружение в виде стены, предназначенное для захоронения праха или урн с
1 См.: Севастопольские известия. 2015. 25 июля.
прахом»); «колумбарий» («здание, его часть или сооружение, предназначенное для захоронения праха или урн с прахом. Колумбарий по вертикали делится на ярусы, ярусы делятся на ниши, закрываемые мемориальными плитами»); «останкохранилище» («объект похоронного назначения, помещение или группа помещений в его составе, в которых осуществляется хранение останков умерших или погибших, причина смерти которых установлена, и подготовка их к погребению»); «специализированная служба по вопросам похоронного дела («юридическое лицо, создаваемое органами исполнительной власти города Севастополя, на которое возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и оказание услуг по погребению»). Положения ст. 2 детализированы в главе 4 «Организация мест погребения» (статьи 11-26) Закона г. Севастополя от 24 июня 2015 г.
В перечисленных субъектах Российской Федерации действуют и иные нормативные правовые акты, которые могут быть отнесены к законодательству о похоронном деле.
Так, в городе Москве действует постановление Правительства г. Москвы «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве» № 260-ПП от 8 апреля 2008 г.2, которым утверждены: «Порядок организации похоронного дела в городе Москве» (приложение 1); «Правила работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядок их содержания» (приложение 2); «Перечень городских кладбищ и крематориев города Москвы» (приложение 3).
В городе Санкт-Петербурге действует Закон г. С.-Петербурга «О единовременной денежной выплате на погребение в Санкт-Петербурге» от 7 марта 2007 г.3.
Таким образом, законодательство о похоронном деле в городах федерального значение фактически дублирует законодательство Российской Федерации о похоронном деле. В городах федерального значения целесообразно лишь регулировать особенности похоронного дела. Соответственно допустимо принятие следующих нормативных правовых актов: Закон г. Москвы «Об особенностях похоронного дела в городе Москве»; Закон г. Санкт-Петербурга «Об особенностях похоронного дела в городе Санкт-Петербурге», Закон г. Севастополя «Об особенностях похоронного дела в городе Севастополе». В поименованных нормативных правовых актах целесо-
2 См.: Вестник МПМ. 2008. № 24; ...; 2016. № 62. С. 197-198.
3 См.: Вестник ЗС С.-Пб. 2007. № 9.
образно предусмотреть исчерпывающие перечни мест захоронения, а также порядок возмещения расходов на погребение трупов человека. В городах федерального значения могут быть места захоронения, на которые не распространяется юрисдикция управомоченных государственных органов (в городе Москве к таковым, например, может быть отнесено «Троекуровское кладбище»). Нам представляется, что перечень мест захоронения федерального значения должен быть предусмотрен в законодательстве о похоронном деле Российской Федерации (Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации»).
Принятие же иных нормативных правовых актов о похоронном деле в городах федерального значения недопустимо.
В заключение, для любознательных читателей приводим отдельные положения «Устава «Весеннего Общества» для вспомоществования больных и на погребение умерших фабричных рабочих в районе Красной Двины»1: «когда умрет один из членов или умрет его жена, то на первое время выдается на погребение 15 руб.; высший размер пособия определяется Общим Собранием» - § 11; «Для членов или их жен, которых смерть следует в течение первых трех месяцев со дня принятия их в Общество, не выдается никакого пособия, а возвращаются лишь внесенные ими деньги» - § 12; «Деньги на погребение выплачиваются Казначеем Общества не иначе, как по представлении ему от священника свидетельства о последовавшей смерти члена Общества» - § 13; «Деньги на погребение выдаются только семейству или наследникам умершего. Наложение на них запрещения акцептировано не будет» - § 14.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, похоронное дело во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в горо-
дах федерального значения, должно регулироваться единообразно.
Во-вторых, нормативным правовым актом, предназначенным для регулирования похоронного дела в Российской Федерации, должен являться Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации».
В-третьих, в Федеральный закон РФ «О похоронном деле в Российской Федерации» необходимо включить статью, в которой дать разъяснения некоторых терминов (как-то: «смерть», «труп человека», «похоронное дело», «место захоронения», «кладбище», «колумбарий» и др.)
В-четвертых, структурными элементами Федерального закона РФ «О похоронном деле в Российской Федерации» должны являться: глава и статья. Статья этого же нормативного правового акта должна состоять из частей (без использования арабских и римских цифр) и пунктов, для обозначения которых использовать арабские цифры («1», «2», «3» и т.д.).
В-пятых, в городах федерального значения целесообразно принять нормативные правовые акты исключительно об особенностях похоронного дела в таковых: Закон г. Москвы «Об особенностях похоронного дела в городе Москве»; Закон г. Санкт-Петербурга «Об особенностях похоронного дела в городе Санкт-Петербурге», Закон г. Севастополя «Об особенностях похоронного дела в городе Севастополе». В этих же нормативных правовых актах предусмотреть исчерпывающий перечень мест захоронения.
В-шестых, исчерпывающий перечень мест захоронений федерального значения, на которые не распространяется юрисдикция управомоченных государственных органов городов федерального значения, предусмотреть в Федеральном законе РФ «О похоронном деле в Российской Федерации».
1 См.: Устав «Весеннего Общества» для вспомоществования больных и на погребение умерших фабричных рабочих в районе Красной Двины. Рига: Печатано в Русско-Латышской типографии (К.Г. Штальберг), 1873. С. 5.